Машиностроение 
28.09.2020

«Ока 2.0» теперь с батарейками: микролитражку пытаются возродить питерские инженеры

На фоне схлопывания рынка тяжелых коммерческих автомобилей КАМАЗ, как выясняется, заинтересовался созданием мини-автомобиля. Что это значит?

Новую «Оку» для КАМАЗа проектируют в центре компьютерного инжиниринга Санкт-Петербургского политехнического университета. На автогиганте пока не комментируют разработку, не сильно надеясь на результат. Перспективы малогабаритного электрокара эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», оценивают крайне осторожно — развить рынок мешает высокая стоимость батарей и отсутствие стимулирующих мер со стороны государства.

Пока у КАМАЗа нет не только большого желания производить электрокар «Ока», но и конвейера под этот автомобиль у него нет.  Для этого придется либо купить готовые производственные мощности, либо построить их самим Пока у КАМАЗа нет не только большого желания производить электрокар «Ока», но и конвейера под данный автомобиль. Для этого придется либо купить готовые производственные мощности, либо построить их самим Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы работаем еще над десятком подобных проектов, Но не факт, что они дадут результат»

Над электропрототипом «Оки» задумались на КАМАЗе. Проект компактного городского автомобиля нового поколения создают инженеры центра компьютерного инжиниринга Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Как пишет портал «Автовзгляд», новая «Ока» будет представлять собой четырехместный трехдверный хетчбэк. Машина получит мощную раму, на которой установят легкий трубчатый каркас, обшитый пластиковыми панелями. Батареи питания как раз и разместят внутри несущего основания.

Два этапа разработки «электрооки» уже завершены. При проектировании применяется формат «умного цифрового двойника». Это позволяет проводить виртуальное тестирование и настройку автомобиля, снижать трудозатраты на инжиниринг на 30% и вдвое уменьшать длительность работ по выпуску серийного образца, сообщает издание. Однако пока четкого видения о том, когда автомобиль выйдет в серию, нет.

Ирек Гумеров: «Создание и выпуск на рынок малогабаритного электромобиля — одно из перспективных направлений развития компании на ближайшие годы» Ирек Гумеров: «Создание и выпуск на рынок малогабаритного электромобиля — одно из перспективных направлений развития компании на ближайшие годы»

«Создание и выпуск на рынок малогабаритного электромобиля — одно из перспективных направлений развития компании на ближайшие годы», — процитировал «Автовзгляд» заместителя гендиректора по развитию КАМАЗа Ирека Гумерова. По его словам, электромобиль по доступной цене будет интересен в первую очередь молодежи. Хотя, скорее всего, основными покупателями могли бы стать службы каршеринга, такси и доставки.

В пресс-службе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого на запрос корреспондента «БИЗНЕС Online» пока не ответили.

Руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев прокомментировал новости весьма скупо и крайне осторожно. «Мы работаем в области развития электротранспорта. У нас в этом направлении есть очень серьезные разработки, такие как электробус, который уже серийно выпускается. На выходе — грузовики на электротяге. Разработка легкового автомобиля — это один из наших проектов в сфере научно-исследовательской деятельности. Мы работаем еще над десятком подобных проектов. Но не факт, что они дадут какой-то результат. На данный момент никаких намерений по производству как легкого транспорта, так и легкового на электротяге, на КАМАЗе нет», — сообщил «БИЗНЕС Online» Афанасьев.

Впрочем, пока у КАМАЗа при даже большом желании производить обновленную «Оку» (вдруг появись оно) выясняется, что нет конвейера под этот автомобиль. По прогнозам специалистов, чтобы поставить электромобиль на конвейер, требуется 3–4 года. И для этого придется либо купить готовые производственные мощности, либо построить их самим.

«Ока» производилась в Челнах на Заводе малолитражных автомобилей, который был основан в 1987 году как дочернее предприятие ОАО «КАМАЗ» «Ока» производилась в Челнах на Заводе малолитражных автомобилей, который был основан в 1987 году как дочернее предприятие ОАО «КАМАЗ» Фото: © Владимир Акимов, РИА «Новости»

«ОКУ» ЛЮБИЛИ ЗА ЭКОНОМИЧНОСТЬ И МАЛЫЙ ВЕС

Информация о возрождении «Оки» выглядит неожиданной на фоне того, что еще в конце прошлого года гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин в интервью корпоративному изданию заявлял, что у завода нет планов возвращаться к производству легковых автомобилей. «В нашей стране созданы избыточные мощности по производству легковых автомобилей, инвестировать туда КАМАЗу сегодня смешно. Когда мы продали ЗМА, тогда и решили уйти из этого сегмента», — объяснил логику предприятия Когогин. Зато с большим интересом в том же интервью генерал КАМАЗа рассказывал о планах выйти на рынок легких коммерческих грузовиков. «Мы уже несколько лет занимаемся этой темой. Дело в том, что автомобили [„КАМАЗ"] 4-го, 5-го поколений, которые мы выпускаем, стали менять старые машины не один к одному, а 1:2, 1:2,5. Кроме того, К5 с его ресурсом в 1,2 миллиона километров пробега (а испытания проводились на 1,8 миллиона километров) — это и совершенно другой продукт, с иными сроками эксплуатации, характеристиками. Рынок тяжелых коммерческих автомобилей объективно стал схлопываться», — говорил он в конце прошлого года. Судя по всему, именно «схлопывание» рынка побуждает КАМАЗ идти в иные ниши: общественный транспорт, легкие коммерческие автомобили и т. д.

Сергей Когогин: «В нашей стране созданы избыточные мощности по производству легковых автомобилей, инвестировать туда КАМАЗу сегодня смешно»Фото: «БИЗНЕС Online»

Впрочем, КАМАЗ может вернуть себе то, что когда-то принадлежало ему, если проект «электроокушки» дойдет до логического завершения. Напомним, «Ока» производилась в Челнах на Заводе малолитражных автомобилей, который был основан в 1987 году как дочернее предприятие ОАО «КАМАЗ». Массовый выпуск «ВАЗ-11113» предполагался на Елабужском заводе легковых автомобилей. Однако там производство малолитражек так и не наладили. Пробная модель «Оки» сошла с конвейера в декабре 1984 года, а впоследствии структурное подразделение КАМАЗа, выпускавшее автомобиль, было реорганизовано в Завод микролитражных автомобилей (ЗМА). Машины оснащались двухцилинровым двигателем вазовского производства. В 1988-м цена модели составляла 4 тыс. рублей. В 2006 году со вступлением в силу экологических норм «Евро-2» выпуск этого мотора был прекращен, и на «Оку» стали ставить китайский силовой агрегат FAW в сочетании с пятиступенчатой механикой. Но он появился на «Оке» слишком поздно и был чересчур дорогим, чтобы спасти проект. Последняя «Ока» сошла с конвейера завода в мае 2006 года, когда челнинскую площадку купила компания «Северсталь-авто» (ныне Sollers). Напомним также, что закрывшаяся в Челнах площадка Ford Sollers совсем недавно была выставлена на продажу — ее стоимость эксперты «БИЗНЕС Online» оценили в 1,2 млрд рублей.

Потребителю «Ока» пришлась по вкусу за малый вес, достаточно высокий клиренс и передний привод. По тем временам автомобиль стал настоящей панацеей для тех, кто хотел большей мобильности, но не имел больших материальных возможностей. «Ока» радовала владельца экономичностью, тратя 4–5 л на сотню по трассе и 6–7 л — в городе. Многие запчасти являлись взаимозаменяемыми с другими моделями LADA. Чтобы починить «Оку», достаточно было руководства по эксплуатации, а чтобы вытащить ее, застрявшую, из бездорожья — хватало пары крепких мужчин.

Но были и минусы — без спецобработки антикоррозионным покрытием нещадно гнили пороги, всю начинку приходилось менять почти в первый год эксплуатации, жизненного пространства в машине практически не имелось, кому-то был маловат багажник и тесноват салон.

«Потенциальный спрос на электромобили у нас есть, хотя и не очень большой, есть такие структуры, как, например, отели, прокатные компании, которые с удовольствием подобные электромобили купили бы» «Потенциальный спрос на электромобили у нас имеется, хотя и не очень большой, есть такие структуры, как, например, отели, прокатные компании, которые с удовольствием подобные электромобили купили бы» Фото: «БИЗНЕС Online»

ОГРАНИЧЕННЫЙ СПРОС ЕСТЬ, А МАССОВОГО — ПОКА НЕТ

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», пока оценивают перспективу городских электромобилей настороженно. Развить рынок мешает высокая стоимость батарей и отсутствие преференций со стороны государства.

Максим Кадаков — главный редактор «За рулем»:

— Тут все настолько просто, насколько и сложно. Потенциальный спрос на электромобили у нас имеется, хотя и не очень большой, преимущественно в южных регионах страны, потому что есть такие структуры, как, например, отели, некоторые рекреационные зоны, прокатные компании, которые с удовольствием подобные электромобили купили бы, пусть даже в небольшом количестве. Их даже не настораживает цена, пугающая обычных покупателей. Если небольшой автомобиль такого класса у нас сможет стоить 600–800 тысяч рублей (Granta дешевле, а иномарка дороже), то такой же электромобиль будет стоить и 1,5–2 миллиона рублей. Это ограниченный спрос.

Если же мы говорим об интересе со стороны населения, то обычный человек всегда жестко взвешивает цену и то, что он за нее получает. Поскольку у нас, за исключением нескольких льгот типа бесплатной парковки и растаможки, других преференций для покупателей электромобилей нет, то оказывается, что электромобиль получается даже при самом большом желании автопроизводителей, которые готовы работать без прибыли именно на этой модели и так далее, на 30–40 процентов дороже, чем обычная машина с двигателем внутреннего сгорания. А среднестатистический покупатель вполне разумно рассуждает: «Если Granta стоит 450 тысяч рублей, а мне предлагают электрическую Granta за 700–800 тысяч, зачем мне это надо? Да, я буду экономить на зарядке, обслуживании, потому что нет мотора, коробки, но я такую покупку „отобью“ за 5–7 лет. А машина при этом малого радиуса действия: не могу на ней поехать из Казани в Ижевск». Сети зарядных станций по-прежнему нет. Разница в цене до сих пор отпугивает нашего покупателя. Электромобиль сейчас, как ни крути, — история для людей, у которых уже все есть. Так почему бы еще не побаловаться электромобилем? Это история сугубо рыночная.

Если вас интересует производственная история, то я пока не очень вижу реальные возможности, чтобы производить электромобиль на КАМАЗе. С одной стороны, чисто технологически не боги горшки обжигают, можно и электромобиль делать, но самая дорогостоящая и проблемная часть — это батарея: самая тяжелая по весу, самая дорогая проблема. Аккумуляторные батареи у нас не производят. А все, что у нас делают или будут пытаться сделать в ближайшее время, скорее всего, — батарея из Китая. Любой электромобиль строится вокруг батареи, образно говоря. По состоянию на 2019 год стоимость киловатт-часа, запасенного батареей, на мировом рынке составляла примерно 156 долларов, даже это много. Поэтому приличная батарея дорого стоит.

Теоретически собрать электромобиль из комплектующих можно даже не на автозаводе, а на любом более-менее машиностроительном предприятии. Но вся история с российским электромобилем Zetta — это то же самое: клепается на простейшей пространственной раме пластиковый кузов, туда ставятся китайские батареи. Наш рынок будут щупать разные производители. Помимо того что дорогие автомобили на наш рынок выходят, есть и первый китайский электромобиль JAC размером примерно с ту же Granta. Но он стоит 2,3 миллиона рублей. Представительство боролось с китайцами, чтобы цену сбить, он должен был стоить еще дороже. Эту же машину они пытаются сейчас продавать в Европе, там она стоит 33 тысячи евро, а это уже почти 3 миллиона рублей.

Поэтому резюме: производить можно. Но вопрос: что, для какого уровня, какого качества и сколько это будет стоить? Ограниченный спрос есть, а массового — пока нет. Его не будет до тех пор, пока не станет массовых преференций. Государство должно говорить: «Купи электромобиль вместо Granta или Vesta, и мы тебе дадим 100 тысяч рублей от цены. Ты купи, а мы готовы за тебя доплатить производителю. А также ты не будешь платить транспортный налог и что-нибудь еще». Тогда покупатель станет смотреть: если разница между автомобилем и электромобилем составит, условно, 10 процентов, то тогда вполне возможно, что жители крупных городов подумают: «Ладно, я не смогу на электромобиле доехать до дачи или доеду, но не смогу быстро зарядиться. На дачу мы поедем на машине жены, а на электромобиле станем по городу ездить». Когда будет такая история, то появится и массовый интерес к электромобилям.

«ЭТО ТАКОЙ ЖЕ «Ё-МОБИЛЬ», КОТОРОГО НЕ БУДЕТ»

Евгений Замулин — генеральный директор ООО «Арена Авто»:

— Будущее придет в любом случае, и о нем нужно думать сейчас. Единственное — кому думать? Это такой же «Ё-мобиль», которого не будет. Мысль хорошая, спрос появится, но в реализации я не уверен. В любом случае за электромобилями — будущее. Даже сейчас, занимаясь этим, КАМАЗ уже опаздывает. Думаю, автомобиль должен стоить до 500 тысяч рублей.


Игорь Крюков — президент ХК «Челны», участник проекта по производству автомобилей «Ока» в 90-х:

— Автомобиль класса «Ока» всегда был востребован. И, когда я работал там, у нас никогда не имелось проблем с реализацией. Она в различных нишах пользовалась популярностью — как частный автомобиль, как коммерческий, молодежный. Очень разноплановая машина. Если учтут недостатки той «Оки», то новый автомобиль будет вообще хорош. Эти минусы тогда так и не ликвидировали — машину как сделали пробной, так больше и не работали над ее усовершенствованием. Авто текло, двигатель был слабоват. Но за те деньги, которых машина стоила, она на 100 процентов выполняла свои задачи. Когда я жил в Москве, у меня был служебный Chrysler, а вечером я домой по пробкам возвращался на «Оке». На ней можно было спокойно заскочить на бордюр, а проехать по тротуару на Chrysler я позволить не мог. Для меня очень большая часть жизни связана с производством этого автомобиля. Лично я буду очень рад, если он возродится.

Сейчас много версий относительно электротранспорта. Некоторые считают, что подобное не выход, потому что для выработки электроэнергии необходимо развить соответствующую инфраструктуру. А это опять надо жечь углеводороды, чтобы получить электроэнергию. По Челнам ездят электромобили. Как минимум одну Tesla я видел. Где подзаряжаются? Наверное, дома.

«ВСЕ ПРОЕКТЫ В даннОЙ СФЕРЕ КАКИЕ-ТО СТРАННЫЕ»

Вячеслав Зубарев — председатель совета директоров ГК «ТрансТехСервис».

— Для меня неожиданно, я еще не слышал о таком. Надо повнимательнее изучить, что это за машина, какие электрозаправки нужны, для каких целей, каких объемов. И вообще, разработка и решение о выпуске — это разное. Очевидно же, что сейчас разработкой электромобилей занимаются по всему миру. КАМАЗ идет в тренде, а что за автомобиль и какие у него перспективы, можно будет говорить, когда продукт появится.

Когда мы говорим «Ока», представляем то авто, что выпускалось раньше. Думаю, сейчас это будет совсем другой автомобиль. Конкурентов сегодня нет, потому что электромобили производятся штучно. В ценовом сегменте класс электромобилей, которые сейчас продаются в России, — дорогой. Не знаю, сколько будет стоить новая «Ока», но, думаю, значительно дешевле. Это еще и решение с точки зрения экологии.


Игорь Моржаретто — автоэксперт:

— Мы говорим о том, чего нет. Наверное, был бы спрос на небольшой автомобиль, в том числе электрический, если бы он стоил каких-то божеских денег. Но у нас в стране нет системы господдержки и развития электромобилей. Поэтому их парк в России мизерный — сотые доли процента. Говорить о каком-то развитии, рынке очень сложно. Поэтому покупка электромобиля — некий эксперимент над собой, потому что прикольно иметь такую штуку, но не более того. Рассматривать это как транспортное средство сейчас не приходится. Поэтому все проекты в данной сфере какие-то странные. Есть проект Zetta, который год нам обещают выпустить маленький электромобиль. Но сейчас, насколько знаю, работы приостановили из-за отсутствия средств. Любой другой эксперимент — ради бога, это классно и интересно, но компания рискует своими деньгами. Еще раз говорю: системы господдержки нет, спроса тоже. Поэтому эксперименты интересны, но не более того.

Есть дорогие электромобили, условно, Porsche, Audi, Jaguar, но они стоят по 5–10 миллионов рублей. Суммарные продажи — 200 штук в год. Еще продают тысячу подержанных электромобилей Nissan Leaf с правым рулем, списанных из Японии. Так о чем можно говорить? Есть спрос на электромобили стоимостью до 1 миллиона рублей, но он настолько мизерный, что это не рынок.

Возможно, данный проект когда-то выстрелит, если государство определится с тем, будет оно поддерживать такое развитие промышленности или нет. Электромобили развиваются в тех странах, где есть государственная стратегия, система поддержки. У нас подобное отсутствует напрочь. Единственное, что с 2020 года ликвидируют таможенные пошлины, но это ничего не меняет. В любом случае электромобиль даже без таможенных пошлин дороже, чем обычный.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (71) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
28.09.2020 15:03

Как там беспилотный Камаз поживает, господин Илон Когогин?

  • Анонимно
    28.09.2020 14:53

    ничему история не учит наших Кулибиных)) этот рынок мы уже потеряли, как минимум лет 20 тому назад

    • Оптимист
      28.09.2020 15:09

      Ока это японский Daihatsu Cuore 1980 года
      Хороший был автомобильчик, на автомате
      Может не заморачиватся а скопировать новый Cuore?

      • Анонимно
        28.09.2020 15:18

        Или любой, абсолютно любой, японский кейкар, особенно те что с полным приводом.

      • Анонимно
        28.09.2020 15:25

        А ведь точно!!! И ее совки украли а

        • Анонимно
          28.09.2020 16:30

          Ну что вы...все в совке украли. А в РФ ничего не крадут?!

          • Анонимно
            29.09.2020 17:08

            В РФ только бюджет крадут, остальное делают китайцы, а мы у них покупаем.

  • Анонимно
    28.09.2020 14:54

    только не Ока!

    • Анонимно
      28.09.2020 17:02

      зато экономично, заправился и ездишь целый месяц, сейчас не время понтов

  • Анонимно
    28.09.2020 14:56

    Лучше не надо!

  • Анонимно
    28.09.2020 15:02

    Вместо придумывания проблем и их преодоления в наших реалиях, с учётом больших дистанций, гибриды, а не электромобили, будут намного лучше.

    • Анонимно
      28.09.2020 16:21


      Азат Д

      Смотря какой гибрид. Если как Приус, то не надо. Если как Ниссан Е повер, то да.

      • Анонимно
        28.09.2020 17:09

        Но зато там планетарная передача, которая вечная, в отличии от вариатора, тем более от ниссана.

        • Азат Д
          28.09.2020 17:38


          ))) В е повере и передач не надо. Двигатель работает как генератор, на постоянных оборотах, в оптимальном режиме.

    • Анонимно
      28.09.2020 16:22


      Азат Д

      Каких больших дистанций? Если каждые 50 км будут стоять мощные зарядные станции, то 250-300 км достаточно.

      • Анонимно
        28.09.2020 17:07

        Каждые 50 километров зарядные станции? В стране с самой большой территорией в мире? Может они еще и смогут заряжать аккамулятор полностью примерно за 5-10 минут? А еще для того что бы они могли заряжать нужно еще раскинуть электросети что тоже не везде возможно. Так что только гибрид, кончилось топливо- канистра, 5минут и бак полный или 50 километров на электротяге на пустом до ближайщей заправки. В городе так вообще экономия знатная получается.

        • Азат Д
          28.09.2020 17:41


          Понятно что мы живем в отсталой стране, когда весь мир вперед идет. Есть Тесла суперчарджер, на 150 кВт.

          • Анонимно
            28.09.2020 21:29

            Да даже если брать v3 с 250 кВт то Tesla 3 LR зарядится за 5 минут лишь на 120 километров пути. За эти 5 минут можно залить без проблем более 100 литров на заправке в абсолютно любой автомобиль. И для справки-самые северные города США, если не считать Аляску, находятся на аналогичной параллели как и наш Волгоград. Как кстати обстоят дела с суперчарджерами на Аляске? Вроде планируют открыть только ОДИН в 2020 на всю Аляску, и то он еще не запущен. Видимо действительно отсталая страна.

            • Азат Д
              28.09.2020 22:34


              Вы на полном заряде сколько проедите, за это время не захотите перекусить, в туалет сходить.
              Ну да, если вы курьером между городами мотаетесь, то это не ваше.
              И, батарея больше перегрева не любит, а не мороза.

              • Анонимно
                28.09.2020 23:12

                >Вы на полном заряде сколько проедите, за это время не захотите перекусить, в туалет сходить.
                Ок, допустим 30 минут я могу подождать чтобы потом проехать 500 километров на тесле 3 лр. Это не отменяет того что в той же самой Аляске, территории схожей с нашим климатом, нет этих хваленных суперчарджеров. Да, можно возразить что они есть в Канаде, стране с сходным климатом. Только вот они все расположены вблизи границы с США, самая северная станция так вообще в Эдмонтоне, 1 на почти миллионный город, который находится на широте Тулы и имеет примерно аналогичный климат.

                >Ну да, если вы курьером между городами мотаетесь, то это не ваше.
                Для города миллионника, с графиком работы 8 до 18, и имея свой дом, они таки вполне себе имеют право на жизнь как чисто вторая, городская машинка. Но повторюсь еще раз-в полевых условия, живя не только в Европейской части РФ, они практически бесполезны. Для той же теслы скорость зарядки будет 25км/ч(!) если заряжать от розетки и это займет почти целые сутки. А время как известно дороже денег.

                > И, батарея больше перегрева не любит, а не мороза.
                Она и морозы тоже не любит тк банально теряет заряд, причем это относится ко всем, и электричкам и гибридам и обычным, так что удачи завести чистую электричку в -30 и поехать на ней в дальнюю дорогу.

  • Анонимно
    28.09.2020 15:03

    Как там беспилотный Камаз поживает, господин Илон Когогин?

    • Анонимно
      28.09.2020 15:41

      сейчас запустят Автодату и все будет пучком

    • Анонимно
      28.09.2020 15:52

      А шасси для ракетоносителей, тут белорусы отваливаются , а наших шасси нет, этот проект даже интереснее, тем более на него деньги Минобороны дали

    • Анонимно
      28.09.2020 16:31

      Так, уехал куда-то на автопилоте... ищем.

      • Анонимно
        28.09.2020 21:16

        Вот не хи-хи ни разу))) Тесла уже сбежала от полиции, на автопилоте. Пилот заснул, та превысила скорость, её стопарят, а она ходу)))

    • Азат Д
      28.09.2020 22:34


      Да и на ЧМ тут беспилотный электробус гоняли, потом он пропал.

  • Анонимно
    28.09.2020 15:04

    Для экологии уже будет очень положительный эффект если наконец начнут выявлять машины с снятыми каталитическими нейтрализаторами.

    Такие надо сразу на штраф стоянку до устранения

  • Анонимно
    28.09.2020 15:04

    Теперь все чиновники и все те кто получает что то от бюджета должны будут взять автокредит на эту машину? Правильно?
    Кредит с пониженным % и тд ?

  • Анонимно
    28.09.2020 15:07

    Наездил на "Окушках" около 300 тысяч километров - надёжная была машина, соответствовала своему времени.

    С удовольствием куплю электро-Окушку.

    • Анонимно
      28.09.2020 15:54

      15/07 Вот вы мазохист....300.000!!! я в нее даже залезть не смог))

    • Анонимно
      29.09.2020 07:40

      Гроб на колесах была ваша окушка, неадекватно шустрастрая при полном отсуствии безопасности.

      • Анонимно
        29.09.2020 09:17

        Базовый начальный уровень, после байков с их безопасностью...

  • Анонимно
    28.09.2020 15:08

    Массовое будет!!!!!!!! Это однозначно, Просто потом Сечин Миллер Алекперов сядут в ж......... с Путиным вместе будут думать как продавать электроэнергию по цене золото и нефти.

  • Анонимно
    28.09.2020 15:09

    Машина получит мощную раму, на которой будет установлен легкий трубчатый каркас, обшитый пластиковыми панелями.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/482532
    уже вижу, как судорожно укорачивают раму грузовика 4308, чтобы состряпать неведомузверушку, обшивают пластиком, оставшимся от производства стиральных машинок "ОКА" (помните такие?), сдирают китайские наклейки и наклеивают (наспех напечанные на великомимогучем) наклейки для тяговых батарей (русское чудо, государь, давай господдержку на импортозамещение).

  • Анонимно
    28.09.2020 15:09

    И, совсем не экологичные эти электромобили. Интересно было-бы посмотреть на обновленную малолитражку. Ну, и цена, конечно-же интересует...

  • Анонимно
    28.09.2020 15:11

    Святые небеса. Теперь все массово начнут продавать Смарты и Лифы нисановские и пересаживаться на Оку. КАМАЗу стоит посмотреть уровень безопасности малыша iQ от Тойоты, а потом на свой шедевр -- это же машина-убийца.

  • Анонимно
    28.09.2020 15:13

    Ну вот Михалыч и обещанный ë-мобиль а ты говорил брешут, не прошло и....... -надцать лет

  • Анонимно
    28.09.2020 15:19

    Надо! Европа на таких малютках выехала из послевоенного кризиса. Зря вообще снимали Оку с производства.

    • Анонимно
      28.09.2020 16:23

      Это Япония выехала.

      • Анонимно
        29.09.2020 09:19

        Чушь полная, смотрите статистику: никогда Кей-кары, малолитражки с длиной до 3300см и 660 кубов двиги не занимали выше 20% рынка Японии. Всегда кредиты были, чтобы не ездить на малютках.

        • Анонимно
          29.09.2020 10:24

          1)почитайте историю кейкаров и причину их возникновения.
          2) доля новых кейкаров по статистике 2017 года в Японии составляла 28% при реализации всего легковых автомобилей в почти 5 с половиной миллионов.

          • Анонимно
            29.09.2020 12:37

            У них элементарно места нет,вот и растет сегмент кейкаров.

            • Анонимно
              29.09.2020 13:48

              И это тоже, и налоговые льготы, и правило с наличием места для парковки, где кейкары-исключение. И это кстати хорошее правило как по мне.

  • Анонимно
    28.09.2020 15:20

    Надо по фасаду узоры татарские пустить :)
    Будет расписная электро-тюбетейка!

  • Анонимно
    28.09.2020 15:27

    Стойте стойте...к может лечу назвать Ё мобиль 2.0?...история будет та же ..

  • Анонимно
    28.09.2020 15:27

    Печально
    Это маленький камаз. Но дыметь не будет.

  • Анонимно
    28.09.2020 15:28

    всё-таки какая замечательная компания VOLVO: производит л/а, грузовые а/м, строительную технику и проч..и всё это надежная техника, комфортная, качественная, приспособлена к суровым условиям эксплуатации, молодцы...СТОП...так это про КАМАЗ статья?! а год сейчас какой? а страна? а гендир КАМАЗа кто?
    тогда полагаю, что это, наверное, рубрика "чем ещё удивит 2020?"

  • Анонимно
    28.09.2020 15:30

    Гранта в виде трехдверки не рассматривается?

  • Анонимно
    28.09.2020 15:38

    Зачем делать электро-оку, если сама марка ОКА себя дискредитировала, а электро-авто уже сейчас анонсировали большинство успешных производителей на базе успешных машинок? Электро-гольф, электро-мини и другие. И даже на них спрос минимальный.

    • Анонимно
      28.09.2020 16:24

      окушку и сейчас на ура будут брать.залил десять литров и езди месяц.

      • Анонимно
        28.09.2020 17:06

        Она жрала у меня 9 литров, что одно, что вторая. Девятка после ела 8.

        • Анонимно
          29.09.2020 11:27

          этим летом чуть больше 5 по среднему циклу (город-пробки-пригород). У Вас "что-то с консерваторией" было не так.

        • Анонимно
          29.09.2020 12:11

          Точно! У меня тоже около 10 л кушала. Правда и ездил я около 110 км/ч ))

      • Анонимно
        28.09.2020 17:10

        Маленький моторчик и автомат айсин

  • Анонимно
    28.09.2020 15:41

    Кабину от камаза на четыре колёса поставить, привод от электропривода дворников - и поехали)

  • Анонимно
    28.09.2020 16:14

    Поставьте на китайский самокат сиденье для двоих и назад два колеса. И всё для начала. Летом мамы будут детей в школу возить. А дальше видно будет.

  • Анонимно
    28.09.2020 16:16

    Смешно

  • Анонимно
    28.09.2020 16:18

    Семилетний праворульный Ниссан Лиф - 500 тыс руб. Кому нужна Ока за 1.5 млн?

  • Анонимно
    28.09.2020 16:36

    Что тут обсуждать? Достаточно того, что написано в первых двух предложениях.

  • Анонимно
    28.09.2020 16:59

    Целая статья и ни одного фото этого ЧУДА

  • Анонимно
    28.09.2020 19:39

    Оку на батарейках в США до сих пор продают. Есть там один энтузиаст-бизнесмен.

  • Анонимно
    28.09.2020 20:18

    А мне нравится, в первый раз говорю им, что они большие Молодцы, автомобили будущего, главное чтобы не останавливались! Главное, чтобы в зачатке админ ресурс всё не угробил! Успехов Вам!

  • Анонимно
    28.09.2020 23:13

    21.29. всех подряд на электроавтомобили не надо пересаживать и не будут.

    Это как сейчас: кто то на Мерседес,БМВ и Ауди катается а кто то на карбюраторной Газель или АвтоВАЗ какой нибудь...
    Не всем надо и не всем положено электромобиль.

    Я своими глазами видел в электромобиль и этот же авто с бензиновым ДВС по дорогам Европы ехали. Марка одна и цвет кузова совпал даже.только один электро а другой лет 10 ему ещё на бензине ездит.

  • Анонимно
    29.09.2020 07:03

    Очередной показ на Ё-мобиль

  • Анонимно
    29.09.2020 08:46

    Может на арбу батарейки прикрутить?

  • Анонимно
    29.09.2020 09:26

    Краткая история "Оки". Когда "горбатый" "ЗАЗ" перерос в "ушастый", место пазла классификации сов. авто оказалось пустым. Министр автопрома СССР Поляков, бывший директор "ВАЗа" пролоббировал финансирование создания "Оки". Да, на транспортном самолёте привезли три "Дайхатсу-Куоре" из Японии в Тольятти , но в итоге сравнивать их не корректно: у японцев 10 дюймовые колёса и хлюпенькие лонжерончики в противовес трубчатому массивному внедорожному подрамнику "Оки" и 12 колёсным дюймам. Кей-кары с асфальта невыездные, большего от них не требуется - это сущность Японии. В 1998 году, когда рухнул рубль, "Ока" попала в немецкий автосправочник, как самый дешёвый авто в мире- 1200$. У сегодняшнего самого дешёвого авто в мире с 2000$ " Тата Нано" - в ютубе , в фильме про завод, я заметил трёхшпилечные колёса и балансирные валы в 2-х цилиндровом двс с 33 л.с.)).
    Т.к "Оку"недолго делали в Тольятти - особой любви они к ней не питали. Скорее ненавидели, т.к. обязаны были поставлять силовой модуль-кпп+двс на 2 других завода. А "Ока" в итоге портила их статистику продаж самого дешёвого "ВАЗа - 2105". Особенно их разозлил их проигрыш в тендере на поставку машин ветеранам ВОВ по всей стране от Калининграда до Владивостока, который выиграла "Ока". И когда ушёл из жизни Поляков Виктор Николаевич , до своих 90 лет курировавший производство "Оки" и державший вазовцев под ногтём - они вдоволь отыгрались над ней предложив "Камазу" и "Сеазу" силовой модуль Евро-2 не меньше чем за 150 тыс рублей, когда карб. "Ока" сама стоила столько. Из-за введения Евро-2 " Камаз" ещё пытался найти других поставщиков: от сербского завода "Заставы", который был разбомблен натовцами до лучших советских движков от "Таврии" (кто скажет, что на Дэу Шансах они были плохие?) - пару тысяч авто было собрано; пытаясь найти рынки сбыта в США, поставляя машину туда без ДВС, там безуспешно делали из них электромобили.В итоге "Камаз" отказался от производства, но продолжал поставлять кузовные штампы для Сеаза, где на мой взгляд начали производить самую удачную модификацию Оки - с китайским трёхцилиндровым двс с 53 л.с. Но - импорт двс и кпп взвинтил её цену и Сеаз просто закрылся.
    Mechanic

  • Анонимно
    29.09.2020 12:46

    Ирек Гумеров немножко некомпетентен и немножко заблуждается.
    Малогабаритный электромобиль где из отечественного только точечная сварка - жесткий бесперспективняк.
    Для ведения разговором об электро достаточно уяснить, что 80% запаса лития на нашей планете находятся под контролем китайцев.
    Это означает что поставщиком литиевых батарей будет Китай.
    Какую цену продавец назовет за такую цену Камаз и купит - без вариантов.
    Руководству Камаза интересен дешевый автомобиль который бы пользовался спросом - это сделать можно.
    Берется классический ДВС и ставится газобаллонное оборудование для работы на LPG. Можно небольшой бак литров на 15 для завода на бензине.
    Без каталитического нейтрализатора.
    В евро - 3 уложиться можно, больше собственно и не нужно.
    КПП - механика.
    Отделка по минимуму.
    Всё остальное придумано и отработано.

  • Анонимно
    29.09.2020 12:56

    Иногда встречаются тюнингованные окушки.
    На 13" колесах смотрятся вполне себе.

    Даю идею Когогину, бесплатно.
    Не закрыта ниша малых внедорожников 4х4 типа Jimmy.
    Дизель типа V1505T
    Цена пепелаца должна быть экстремально низкая.

  • Анонимно
    30.09.2020 00:09

    Отрадно видеть что Когогин начал трезво оценивать положение вещей и одергивать некомпетентного Афанасьева.
    Дорогая электролегковушка никому не нужна, т.к. низкая покупательская способность населения.
    Дешевая электролегковушка как ни странно тоже никому не нужна, начисто отсутствует городская зарядная инфраструктура. На покупку парковочного места нет денег, если оставить во дворе где попало, то где попало зарядной станции нет, соответственно на утро - недвижимость.
    Остается одна узкая область применения - машинка для гольфа в районе Сочи.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль