На открытие нового сезона паблик-арт программы «Сказки о золотых яблоках» в Альметьевск пригласили представителей федеральных и республиканских СМИНа открытие нового сезона паблик-арт-программы «Сказки о золотых яблоках» в Альметьевск пригласили представителей федеральных и республиканских СМИФото: Динара Нургалеева

«ПРИРОДА ВОЗВРАЩАЕТ СВОЕ»

На открытие нового сезона паблик-арт-программы «Сказки о золотых яблоках» в Альметьевск пригласили представителей федеральных и республиканских СМИ. Журналистов объединили или дистанцировали по территориальному принципу в микроавтобусах. Пересеклись группы только на вечернем перформансе, завершающем мероприятие. Но и там дистанция была частью программы. Осознать расстояние пришлось в разных проявлениях. О каждом смысловом узоре явления 2020-го — по порядку.

На первой точке маршрута журналистам предложили осмыслить дистанцию между дикой природой и городским пространством. Здесь, на бывшей территории котельной, происходил посев дикоросов. В прямоугольник земли с выдолбленным асфальтом закладывали семена, тут же посыпая их камнями и кусками асфальта. Это новое, а для Альметьевска и вовсе прорывное решение городского благоустройства, подсказанное самой природой.

«Данный кризис связан с возвращением того, что мы забрали у природы. Потому в этом году мы активно сотрудничаем с Игорем Сафиуллиным, ландшафтным инженером, и интегрируем в наши художественные проекты элементы дикой природы, — рассказала куратор „Сказок о золотых яблоках“ Полина Еж. — Очень важно донести до общества идею о том, что природа возвращает себе свое. В августе мы ездили в экспедицию по Альметьевскому району, собирали семена, и сейчас ученики биологических классов, нового проекта „Татнефти“, делают закладку этих семян».

На первой точке маршрута журналистам предложили осмыслить дистанцию между дикой природой и городским пространством. Здесь, на бывшей территории котельной, происходил посев дикоросовНа первой точке маршрута журналистам предложили осмыслить дистанцию между дикой природой и городским пространством. Здесь, на бывшей территории котельной, происходил посев дикоросовФото: Динара Нургалеева

На следующий год через изломы, трещины и камни начнут пробиваться полевые растения. По признанию самого Игоря Сафиуллина, пока место выглядит не особо привлекательно. Этап за этапом конструкция будет преображаться и вскоре зарастет бурьяном из полевых растений: мордовника, тысячелистника, душицы, в перспективе появится степной миндаль. Объект не вписывается в рамки привычного понимания и словаря горожанина, но все же хочется подыскать для него смысловую ассоциацию. Сложная клумба, назовем это так, станет частью будущего Индустриального сквера, который формируется на бывшей территории котельной. Обычно такие проекты появляются уже на заброшенных промплощадках, признают организаторы, однако в Альметьевске пошли по другому пути.

Напомним, что прежде здание действующей котельной в центре города опоясывали бетонный забор и колючая проволока. «Сказки о золотых яблоках» завоевывали депрессивное пространство постепенно. Сначала художник Кирилл Креал расписал две огромные цистерны татарскими орнаментами, затем появился масштабный мурал «Теории происхождения нефти» художника Артема Стефанова. Забор снесли, открыв доступ к фасаду, а небольшие строения на территории раскрасили под основную цветовую тему. В конце прошлого года были созданы световая кинетическая скульптура «Солнечный факел» Виктора Полякова и лазерная инсталляция команды «Сетап».

Следующий этап — сквер. Уже весной здесь можно будет кататься на скейтбордах, ВМХ-велосипедах и заниматься паркуром, рассказала Еж. Площадку окончательно присвоят горожане. При этом концепция места окажется не в привычном татарстанцам стиле Наталии Фишман-Бекмамбетовой: альметьевцев ждет брутальный авангард с идеей возвращения к дикой природе.

Как утверждает Сафиуллин, ориентированный на унифицированный ландшафт рынок не восполнен семенами дикоросов. Их невозможно купить. И если удастся собрать банк семян в Альметьевске, в дальнейшем это может превратиться в востребованное предприятие, считает инженер.

«Отправной идеей озеленения индустриального сквера была картинка, которую мы увидели при первом обследовании. Вся территория заасфальтирована, нет ни кусочка природы, но даже сквозь трещинки, через взломы асфальта прорастают растения. То ли птицы семена принесли, то ли ветром занесло. Но природа все равно хочет забрать свое, она желает быть даже там, где человек пытается ее запечатать. Мы хотим асфальт вскрыть и локально помочь природе обрести свободу», — продолжил ландшафтный инженер, сравнивая площадку с произведением искусства. 

Первый мурал сезона «Альметьевские нарды» открыли лишь в начале октябряПервый мурал сезона «Альметьевские нарды» открыли лишь в начале октябряФото предоставлено ООО «Теория и практика уличного искусства»

ГЛАВНАЯ ТЕМА 2020 ГОДА — ПАНДЕМИЯ

Пандемия существенно скорректировала планы «Сказок о золотых яблоках». В этом году из-за всеобщей самоизоляции проект начал работу над объектами не как обычно, летом, а уже глубокой осенью. Первый мурал сезона «Альметьевские нарды» открыли лишь в начале октября. Но это не только смещение во времени. Если прежде посыл проекта опирался на традиции, исторические факты, мифологию и культурный опыт, то теперь в каждом из художественных высказываний проявляется главная тема 2020 года.

«Мир и не был готов к пандемии. Но со своей стороны компания „Татнефть“ сделала все, чтобы мобилизоваться и помочь преодолеть это трудное время. На наших фабриках, которые шьют спецодежду, мы выпускали одежду для врачей, защитные костюмы, одноразовые маски, бесплатно раздавали защитные средства больницам, заправляли машины скорой помощи, — рассказывает пресс-секретарь „Татнефти“ Айгуль Алпарова. — Но, помимо материального снабжения и поддержки, значима информационная часть. Мы считаем важным доносить до жителей республики осознанное отношение к правилам во время пандемии, к соблюдению мер безопасности, дистанцированию, наш проект как раз для того, чтобы повысить осознанность жителей республики».

Глава пресс-службы компании встретила журналистов у стен центральной районной больницы, где расположен госпиталь для зараженных коронавирусом. Несколько дней назад здесь завершилась работа над муралом в дань уважения врачам. Трибьют «Белые цветы» от художника Ивана Найнти — это иллюстрация к метафоре одноименного романа Абдурахмана Абсалямова. Тиражный принт мурала, созданный в технике шелкографии, будут продавать через сайт паблик-арт-программы, а собранные деньги отправят на нужды больницы.

«Белые цветы» от художника Ивана Найнти — это иллюстрация к метафоре одноименного романа Абдурахмана Абсалямова«Белые цветы» от художника Ивана Найнти — это иллюстрация к метафоре одноименного романа Абдурахмана АбсалямоваФото предоставлено ООО «Теория и практика уличного искусства»

«Моя работа называется „Белые цветы“, и это такой собирательный образ, — рассказал Найнти. — В основе работы лежит цифровой коллаж. Здесь изображен местный пейзаж, в центре композиции — шафран. Цветок используется в медицине, он является символом чистоты, спасения и исцеления. Внизу — графический элемент, который обозначает корни, они как бы прорастают. В основе цветовой гаммы лежит старый метод цветной печати фотографии „цианотипия“, при которой изображение получается в синем цвете».

Изобразить в качестве белого цветка именно шафран предложил исследователь татарских рукописей Альфрид Бустанов. Шафран, который по сути является крокусом, используется в целительных целях и обладает позитивным символизмом. В результате (еще один трибьют) под стенами больницы под наблюдением Сафиуллина альметьевцы высадят 1,5 тыс. крокусов. Они расцветут весной, как только сойдет снег. В поддержку пациентов под окнами медучреждения появится световая инсталляция от архитектора Анны Дельгядо. Она создает некое покрывало, расшитое по мотивам татарских узоров светодиодной лентой. Объект будет светиться в темное время суток.

Керамическая фигура большая и не помещалась в стандартную печь. Поэтому участники лаборатории решили обжечь ее на улице в специальном коконе и сделать из этого огненное шоуКерамическая фигура большая и не помещалась в стандартную печь. Потому участники лаборатории решили обжечь ее на улице в специальном коконе и сделать из этого огненное шоуФото предоставлено ООО «Теория и практика уличного искусства»

КОГДА ЗАГОВОРИЛИ БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ

Презентация нового сезона завершилась на берегу Альметьевского водохранилища. Здесь, в окружении металлических бочек с горящими дровами, дистанционными кругами, состоялся обжиг керамической скульптуры. Арт-объект по мотивам сказки Алины Сафиной, 12-летней жительницы Альметьевска, создала керамическая лаборатория LikeForms из Санкт-Петербурга.

В сказке Алины, посвященной самоизоляции, заговорили между собой бытовые приборы. В условиях ограничений человек действительно начинает разговаривать с предметами, особенно активный разговор поддерживает с компьютером. Но девочка резюмирует: ничто не заменит живого общения, которое поможет пережить сложные периоды. Сказка написана в рамках конкурса проекта, в итоге которого сюжет произведения победителя должен был стать основой арт-объекта. 

Когда жар внутри оболочки достиг 1200 градусов, кокон распался, обнажив раскаленную фигуру, и зрителям разрешили выйти из символической самоизоляцииКогда жар внутри оболочки достиг 1,2 тыс. градусов, кокон распался, обнажив раскаленную фигуру, и зрителям разрешили выйти из символической самоизоляцииФото предоставлено ООО «Теория и практика уличного искусства»

«Нам было очень интересно и сложно работать над этой скульптурой, — поделилась одна из авторов Екатерина Алимова. — Алина задала нам настоящую задачку. Главные действующие лица сказки — это холодильники и телевизоры, абсолютно не пластичная с точки зрения керамики и скульптуры форма. Нам потребовалось несколько дней на разработку эскиза и переосмысление. Мы согласны с главным посылом про дружбу, тепло и то, что ничто не заменит живого общения. Может быть, огонь, который вы видите сегодня здесь, отчасти символизирует такое тепло и поможет выйти за пределы кругов, которые расчерчены на земле».

Керамическая фигура большая и не помещалась в стандартную печь. Потому участники лаборатории решили обжечь ее на улице в специальном коконе и сделать из этого огненное шоу. Когда жар внутри оболочки достиг 1,2 тыс. градусов, кокон распался, обнажив раскаленную фигуру, и зрителям разрешили выйти из символической самоизоляции.