Машиностроение 
3.01.2012

В небесах, на суше и на море

№1

В ЗЕЛЕНОДОЛЬСКЕ СПУЩЕН НА ВОДУ «ДАГЕСТАН»

Первого апреля на Зеленодольском заводе им. Горького произошло историческое событие – был спущен на воду фрегат «Дагестан». Этого пришлось ждать 23 года (!) – именно столько времени прошло с момента закладки судна.

Три спроектированных «Зеленодольским проектно-конструкторским бюро» (ЗПКБ) сторожевых корабля проекта 11661 были заложены в далеком, еще советском 1988 году. Головной должен был стать учебным кораблем ВМФ СССР, два предназначались для Индии. Но перестройка изрядно спутала карты …

Первый корабль был почти готов к 1995 году, однако из-за прекращения финансирования достройку заморозили. В 1996 году главком ВМФ договорился с правительством Татарстана о шефстве республики над строительством. Фрегат «Татарстан» был принят в боевой состав Каспийской флотилии 30 августа 2003 года. Второй «корпус» получил имя «Дагестан». По сравнению с «Татарстаном», он оснащен более современными радиотехническими системами и вооружением. В цехе завода им. Горького своего часа ждет и третий, пока безымянный корабль.

№2

САМОЛЕТ КАПО РАССЕРДИЛ ПРЕЗИДЕНТА РФ

Первого же апреля на заседании совета безопасности РФ президент Дмитрий Медведев раскритиковал российское авиастроение вообще и продукцию ОАО «КАПО им. Горбунова», в частности. «Российские самолеты не должны проигрывать иностранным по своим характеристикам: ни по уровню шума двигателя, ни по расходу топлива, ни по дальности полета, не говоря уже об интеллектуальной «начинке» самолета – его электронике, - заявил Медведев. - К сожалению, даже наши новые самолеты, выпускаемые на наших заводах, имеют определенные проблемы с этим, и я недавно убедился в этом на личном опыте». По словам президента, «нужно вкалывать, а не деньги требовать». Как сообщил finmarket.ru источник в окружении Медведева, президент имел в виду неполадки со стойкой шасси сделанного в Казани Ту-214ПУ, которые возникли во время полета «борта №1». В результате, самолет был отправлен на ремонт казанским авиастроителям.

Интересно, что, «вдохновленный» заявлениями российского президента, от «тушек» советского производства решил избавиться Иран. Газета «БИЗНЕС Online» попросила тогда прокомментировать это директора казанского филиала ОАО «Туполев» Эдуарда Соркина. «Есть политика, и есть техника – сказал Соркин. - То, что было в прессе, это полный бред!.. Вот мы техникой занимаемся, и могу сказать, что нормальные самолеты делаем, не хуже «Боингов», но - в таких условиях, что не дай Бог».

№3

АМЕРИКАНЦЫ ПОКУПАЮТ ДЛЯ АФГАНИСТАНА КАЗАНСКИЕ ВЕРТОЛЕТЫ

В конце мая командование сухопутных войск вооруженных сил США и ФГУП «Рособоронэкспорт» заключили контракт на поставку 21 вертолета Ми-17В-5, которые будут использоваться в Афганистане. Такого в истории российско-американских отношений еще не было. Стоимость соглашения - $375,05 миллионов. Контракт, который выполняет ОАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ), предусматривает поставку запасных частей, обслуживание и поддержку техники, инженерные и технические услуги.

«Непатриотичное» по отношению к собственным производителям поведение американских военных вызвало возмущение внутри США. «Я был бы рад полностью перейти на западные летательные аппараты и говорю это как пилот и военный летчик, - заявил организатор афганских ВВС бригадный генерал ВВС США Майкл Боера. – Однако факт остается фактом – я должен принимать решения на основании того, что больше устраивает афганцев. Нам придется пережить то, что вертолет - российский. Он хорошо работает в Афганистане».

В ноябре американцы приняли на КВЗ девять Ми-17В-5. Остальные будут передаваться несколькими партиями в течение 2012 года.

№4

КАМАЗУ ПОДКИНУЛИ «РЫСЕЙ»

1 июля министр обороны РФ Анатолий Сердюков рассказал, что на КАМАЗе начали сборку установочной партии итальянских бронемашин IVECO (в РФ они получили название «Рысь»).

Ранее Сердюков заявлял о заинтересованности РФ в создании совместного предприятия по производству этой техники на территории РФ. В августе 2010 года сообщалось, что в качестве производственной площадки рассматривается КАМАЗ. Но челнинский завод, имеющий собственную серьезную программу разработки и выпуска броневиков, по всей видимости, был не в восторге от перспектив отверточной сборки итальянской продукции. Видимо, не зря в апреле 2010 года тот же Сердюков, говоря о производстве бронеавтомобилей в России, заявил, что «минобороны заставило КАМАЗ» и некоторые другие российские компании заключать контракты с зарубежными производителями.

Однако КАМАЗу, похоже, удалось отделаться лишь отверточной сборкой первых десяти «Рысей». По последним данным, эти броневики будет производить воронежское ОАО «172-й Центральный автомобильный ремонтный завод».

№5

«ОЛИМПИЙСКИЙ» ТЕПЛОХОД

17 августа на зеленодольском заводе им. Горького спустили на воду первый морской скоростной теплоход проекта А145. Судно спроектировано петербургским ООО «Агат Дизайн Бюро» и предназначено для перевозок 150 пассажиров в прибрежной морской зоне со скоростью около 40 узлов на расстояние 200 миль.

Финансирование проекта идет по лизинговой схеме, в которой лизингодателем выступает профильная компания АК БАРС Банка - ОАО «Финансовая экономическая группа». Решение о начале строительства было чисто волевым. Заместитель генерального директора ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» (владеет 74,99% акций завода им. Горького) Сергей Мухин рассказал газете «БИЗНЕС Online»: «Дело не в том, проявляет кто-то интерес или нет. Мы строим эти суда в инициативном порядке именно для того, чтобы, так скажем, регулировать спрос. Поясню. Если «живого» теплохода нет, продавать его сложно — покупатель не может ощутить его конкурентное преимущество перед другими. А если судно ходит, и на нем можно прокатиться, это совершенно другой эффект».

Большие надежды в смысле продажи А145 связывают с Олимпиадой-2014. В сентябре А145 был презентован в Сочи, на традиционном Международном инвестиционном форуме. Но вскоре появились сообщения, что о приобретении А145 подумывают власти Ямало-Ненецкого автономного округа. 22 ноября на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» Ренат Мистахов сообщил, что в апреле будет достроен второй А-145, а в мае может быть принято решение об их эксплуатации на регулярных линиях.

№6

КАК ПОБЕДА В КОНКУРСЕ ОБЕРНУЛАСЬ СУДОМ С ГРИФОМ «СЕКРЕТНО»

В начале октября минобороны РФ определило разработчиков больших беспилотных летательных аппаратов. Конкурс на научно-исследовательскую работу на 1 млрд. руб. по созданию БПЛА весом до пяти тонн выиграло казанское ОАО «ОКБ «Сокол». Казанцы тут же договорились о стратегическом партнерстве с петербургской группой компаний «Транзас», выигравшей конкурс на опытно-конструкторскую работу ценой 2 млрд. рублей по созданию аппарата взлетным весом около одной тонны. «Транзас» сосредоточится на разработке систем управления обоими беспилотникам и на их целевой нагрузке, «Сокол» - на разработке непосредственно летательных аппаратов и их наземной инфраструктуры. Заказ этот можно назвать грандиозным для РФ. Ведь успехом в разработке тяжелых БПЛА могут похвастаться лишь США и Израиль.

Конкурентом казанцев в тендере выступала корпорация «МиГ». 22 ноября Арбитражный суд Москвы зарегистрировал иск всемирно известного создателя истребителей к министерству обороны РФ и «Соколу». Истец просит признать недействительной победу казанцев в конкурсе на проектирование беспилотника. В суде дело получило гриф «секретно».

№7

ИНДИЯ ВЕРНУЛАСЬ НА КВЗ С ЗАКАЗОМ В $1 МЛРД.

Середина ноября принесла приятную для КВЗ новость: Индия намерена приобрести в дополнение к заказанным в 2008 году восьмидесяти Ми-17В-5 еще 59 аналогичных машин. Это было бы серьезным успехом и в обычное время, а уж в условиях, когда Индия «кинула» Россию в крупных истребительном и ударно-вертолетном тендерах и предъявляет претензии по разным областям военно-технического сотрудничества - это, несомненно, достижение.

Высокопоставленный источник газеты The Times of India издания рассказал, что сумма контракта - примерно $1 миллиард (предыдущая сделка на 80 машин оценивается в $1,35 млрд.). Интересно, что новость пришла в разгар почти панических сообщений СМИ о том, что РФ теряет Индию, партнерство с которой недавно было объявлено привилегированным.

№8

ПЕРВЫЙ КАЗАХСТАНСКИЙ АВИАЗАВОД

22 ноября в казахстанской Караганде был открыт завод по производству сельскохозяйственных самолетов «Фермер», разработанных казанским ООО «Фирма «МВЕН». Создание производства включено в карту форсированного индустриально-инновационного развития экономики Казахстан (это первый в стране авиазавод).

Министерство сельского хозяйства Казахстана подтвердило потребность в самолетах типа «Фермер-500» в количестве 350 бортов. Впрочем, как уточняют в «МВЕН», это не завод по производству «Фермеров», это предприятие, первой продукцией которого будут «Фермеры». В 2012 году выпустят 10 самолетов, а с 2013 года завод должен выйти на проектную мощность первой очереди – 36 самолетов в год, а впоследствии — на 100 машин в год. Будут выпускаться три варианта «Фермера» - «Фермер-2», «Фермер-500» и, возможно, «Агромастер». Каталожная цена «Фермера-2» - примерно $150 тысяч, «Фермера-500», который потяжелее, помощнее и берет груза больше, - до $200 тысяч. На сто самолетов уже есть подтвержденные заказы.

№9

КАПО БУДЕТ ЖИТЬ

Судьба ОАО «КАПО им. Горбунова» была главной темой двухдневного (2-3 ноября) визита президента ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Михаила Погосяна в Казань. Перспективы предприятия обсуждались и на самом заводе, и на встрече главы ОАК с президентом РТ Рустамом Миннихановым, и на лекции для профессорско-преподавательского состава КНИТУ-КАИ.

Нет, мечты о возрождении КАПО как серийного завода не сбылись, но реальная катастрофа как будто отодвинулась. Генеральный директор КАПО Васил Каюмов после встречи с Погосяном рассказал газете «БИЗНЕС Online»: «Что касается Ту-214, то прочно уже определились: мы продолжаем заниматься специальной авиацией на базе Ту-214. Помимо этого, конечно, - компонентное производство. Это широкий спектр. Оперение сразу трех машин — Ил-476, МС-21, «Суперджет 100». Ил-476 уже существует, «Суперджет» существует, МС-21 будем ставить. И еще будем производить два крыла: металлическое крыло «Суперджета» и композиционное МС-21. Все это означает увеличение мощностей, расширение производства, что потребует дополнительных рабочих мест».

№10

ЗАВОД ИМ ГОРЬКОГО ОТПРАВИЛ ВО ВЬЕТНАМ «ГЕПАРДОВ»

«Рособоронэкспорт» и ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» успешно завершили контракт на поставку во Вьетнам двух фрегатов «Гепард» - оба приняты в состав вьетнамских ВМС.

Контракт с ВМС Вьетнама на строительство двух фрегатов проекта «Гепард 3.9» «Рособоронэкспорт» заключил в декабре 2006 года. Проектировались корабли ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ), строились – на заводе им. Горького. 10 июля 2007-го был заложен первый корабль, 28 ноября того же года - второй. Головной корабль HQ-011 Dinh Tien Hoang (заводской номер 954) был введен в состав ВМС Вьетнама 5 марта 2011-го. Второй - HQ-012 Ly Thai To (заводской номер 955) - 22 августа того же года. Контракт оценивается в $350 миллионов.

А 7 декабря с международного салона LIMA-2011 (Малайзия) пришла новость о подписании договора с Вьетнамом на еще два таких корабля. Как выяснилось позже, победные реляции СМИ были преждевременными, однако имеющиеся договоренности все равно впечатляют. Как рассказал газете "БИЗНЕС Online" Мистахов, идут проработки в части строительства еще двух кораблей для Вьетнама. «Надеемся, в 2012 году будет закончен этап переговоров. Технический облик корабля уже определен, данный этап согласования мы прошли - был подписан протокол между Россией и Вьетнамом», - рассказал руководитель завода им. Горького. Заодно он сообщил, что предприятие выиграло тендер на строительство нового фрегата. Подробности проекта не раскрываются. Но известно, что это будет корабль водоизмещением 3 тыс. тонн («Гепарды» - 2 тыс.).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (12) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    3.01.2012 12:55

    Обидно, что МВЕН ушел в Казахстан, а могли быть новые рабочие места, в Казани, например...

    • Анонимно
      3.01.2012 15:20

      МВЕН никуда не уходил. Казахи купили лицензию на сборку самолетов, это другое.

  • Анонимно
    3.01.2012 15:38

    а погосян капо похоронит...

    • Анонимно
      3.01.2012 16:14

      Вот выберем Президента, и Погосяна не станет... Армения ждет...

  • Анонимно
    3.01.2012 16:07

    Айда МВЕНУ самолеты патрульные закажем? Или личные - кодекс разрешает! А КАПО пусть "узлы" в небо пускает, ТУ-334 им не поднять с такой дирекцией и с таким ректором КАИ! Общественность за МВЕН и МИ-17В-5 с АНСАТОМ - будущее авиации Казани!Про летающие тарелки не говорим!

  • Анонимно
    3.01.2012 16:37

    Вместо Каюмова можно двух "зубастых" на КАПЬ поставить? Добъет ведь завод!

  • Анонимно
    4.01.2012 18:55

    Каких еще зубастых? И нечего бездоказательно обвинять Каюмова. Старается изо всех сил. Просто к нему были завышенные ожидания. Пока предприятием руководил Хайруллин, пришедший, кажется, с валяльно-войлочной фабрики, многие смеялись, что это за директор КАПА, совсем отрасли не знает. Пришел Каюмов-тоже не из авиационной, но хотя бы из более близкой, автомобильной промышленности, у многих появились какие-то надежды. Первый год, действительно, были небольшие положительные сдвиги. Команда Каюмова всерьез взялась за сокращение непрофильных затрат предприятия и преуспела в этом. Все что можно было сократить-сократили. Эти меры были безусловно необходимы и полезны но только ими завод не поднять. Кроме сокращения расходов нужно еще и увеличение доходов. А с этим как раз плохо. Федеральному правительству наплевать на российский авиапром

    • Анонимно
      7.01.2012 13:39

      Все что можно было сократить-сократили. Да причем тут Каюмов? Гордость авиапрома КАПО постепенно превращается высшим руководством завода в агегатное предприятие. А жаль.

    • Анонимно
      7.01.2012 14:25

      Шаймиев все же был миллиоратором, и авиацию не понял, но Каюмов тоже Шаймиевский, а дела серьезные, федеральные! Забудем, ищи приемника, Каюмов, не стесняйся - тащи и правильно передай эстафету! Хоть на аутсорсинг отдавай

  • Анонимно
    4.01.2012 18:59

    Да причем тут Каюмов? Пока федеральное руководство будет так же безразлично относиться к российской авиационной промышленности, а ОАК во главе с Погосяном так же откровенно лоббировать интересы Сухого, ни Каюмов ни кто другой не сможет пепельного ситуацию и спасти КАПО

  • Анонимно
    4.01.2012 21:51

    Погосян или не Погосян. Сама идея ОАК, равно как и Ростехнологий и прочих государственных и окологосударственных корпораций провальна. При СССР были тресты, сейчас-корпорации. Смешно!!!

  • Анонимно
    7.01.2012 14:22

    Каюмов персонально отвечает за развал - скидок не будет! Копылов тоже был генеральным! В конце-концрв вксь инженерный состав КАПО - это офицеры, а не халкая кучка торгашей! Если Каюмов из смежной отрасли и не понимает специфики авиации, ва отличие от инженерного икорпуса КАПО, - пусть "валит" с завода, имеет мужество признать, что не может "рулить на взлетке", пусть помогает и растит достойных, а не сидит "баем" - не его место: надо вводить профессиональных авиаспецов, создайте, наконец" науно-технологический авторитетный инженерный совет. Смотрите как на КМПО все превратили в "биллиард" - пришло время ротации - так соответствуйте тому месту в авиапроме, которому достойны! Каюмову не место - он не состофлся, но пусть помогает коллегам! Очевидная некомпетентость может быть компенсирована коллективным здравым смыслом инжереного корпуса КАПО! Ну не дураки же в ОКБ Туполева! Ну консультируйтесь у Б.П. Павлова! Каюмову надо работать на преемника, а не на себя!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль