«Все чего-то ждали, а я говорил: «Ребята, я качусь вниз, не могу больше ездить!» — говорит Сергей Минаев о бедственном положении своего бизнеса. С начала октября в Бугульме перестал ходить общественный транспорт из-за прокурорской проверки: предпринимателю запретили ездить на газу. На переоборудование и обновление автопарка у Минаева денег нет, старые пазики он сдал в утиль. Беда, однако, общая: сегодня транспорт еле дышит почти повсеместно в малых городах РТ, а дотаций республика не дает. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Единственный перевозчик Бугульмы Сергей Минаев, обслуживающий 8 городских маршрутов, приостановил свою деятельность на фоне прокурорской проверки
«Совсем превратили город в деревню»: жители Бугульмы требуют вернуть автобусы
Больше недели в 82-тысячной Бугульме парализовано движение общественного транспорта. Единственный перевозчик — предприниматель Сергей Минаев, обслуживающий 8 городских маршрутов, — приостановил свою деятельность на фоне прокурорской проверки. Кроме того, предприятие находится в стадии банкротства. Как рассказали «БИЗНЕС Online» в местной администрации, исполкому пришлось досрочно разрывать договор с транспортной организацией и искать нового перевозчика. Но пока безуспешно. Как выяснилось, никто не хочет тянуть бизнес, прибыльность которого осталась в прошлом.
Сегодня в соцсетях появилось видео, на котором десятки автобусов стоят в пункте приема металлолома. Ковш экскаватора беспощадно гнет пазики, превращая их в хлам. «Все, бугульминские автобусы на металлолом пошли! В городе ни одного автобуса не осталось, все здесь. Жалко прямо, людей возили», — говорит автор видео. Жители Бугульмы недовольны исчезновением с улиц городских автобусов, ведь теперь они вынуждены передвигаться своим ходом или на такси. «Сталина бы на них поднять… ПАХ развалили, отдали в частные руки, и вот результат», — написала во «ВКонтакте» Валентина Кудрявина под видео уничтожения пазиков, размещенном в группе «Бугульма — городской портал».
Сегодня в соцсетях появилось видео, на котором десятки автобусов стоят в пункте приема металлолома. Ковш экскаватора беспощадно гнет пазики, превращая их в хлам
«Как детям добираться?», «Автобусы-то будут, только когда?», «Почему город не возьмет на себя общественный транспорт?», «А как теперь мы, простые смертные, без городского транспорта?». Такие вопросы задавали бугульминцы, вспоминая, что и от работы ИП Минаева толку не было — автобусы ждали подолгу. «Теперь такси будем ждать тоже по часу!» — прогнозирует Галина Болдырева. Да и цена на такси повысится вслед за ростом спроса, поддерживали другие. Часть пользователей соцсети пришли к выводу, что «ПАЗы» аварийные, иначе бы они не оказались на пункте сбора металлолома. Другие склонялись к тому, что автобусы на ходу и продать машины стоило не по цене лома. «Совсем превратили город в деревню, хоть бы нашли лошадей по перевозке людей», — добавила Александра Макаревская-Емельянова.
Прибыльном делом считает перевозки пользователь Иван Петров, поэтому, мол, «сейчас все возьмутся». Впрочем, следом Петрову объяснили, что дело это неприбыльное. «Поэтому он никому не нужен. Вы хотели, чтобы Минаева убрали, вот вам пожалуйста, сам ушел», — написала в ответ Виолетта Шаламова.
Линар Закиров: «Насколько я знаю, проблемы по перевозкам не только в нашем городе. Работаем с минтрансом»
Исполком Бугульмы: «На обслуживание городских маршрутов нет дотаций»
Как выяснилось, жители часто жаловались, что автобусы в Бугульме ходят нерегулярно и находятся в изношенном состоянии. На начало 2021 года на балансе предприятия Минаева было 18 единиц техники марок «ПАЗ-32054» и Volgabus 4298G. Последнее обновление автопарка прошло 3–4 года назад, но обновить моментально все автобусы предприниматель не мог из-за отсутствия средств. В итоге возраст техники дошел до 9 лет, что уже критично.
В администрации также пояснили, что на обслуживание городских маршрутов нет дотаций из республики. Тариф на проезд с 2016 по 2021 год не менялся и составлял 18 рублей.
«С 2017 года в комитет по тарифам Татарстана предприятие ежегодно направляло проекты по изменению тарифов проезда в наземном транспорте. Изменений не было до 2021-го — с января стоимость проезда подняли до 25 рублей. Однако за пять лет предприятие понесло колоссальные убытки. За это время стоимость бензина увеличилась на 35 процентов, а затраты на обслуживание и ремонт автобусного парка выросли в совокупности на 50 процентов», — добавили в исполкоме.
Сам исполком от перевозчика не отказывался: его деятельность приостановила прокуратура, говорят здесь, в связи с чем исполком был вынужден расторгнуть договор. Новый конкурс объявлен, однако пока желающих нет.
Еще одна проблема в Бугульме — кадровый голод. Нехватка по водителям была в 60–70%, и люди работали на износ
«Мой парк требовал обновления, но вы понимаете — когда нет средств…»
В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» сам Минаев не скрывает, что действительно уже не мог качественно осуществлять перевозки. Основная проблема в том, что обновлять автопарк при тарифе в 18 рублей просто нереально. «У меня автобус выезжает на линию, работает два часа и сходит с линии — ломается, а заменить его нечем! Мой парк требовал обновления, но вы понимаете — когда нет средств, на что обновлять… Я с 2016 года ездил по 18 рублей. Если проанализировать, сколько тогда стоило топливо, в то время при данном тарифе у меня был подъем, я и технику покупал, и со мной люди работали. В 2016 году я мог автобус купить за 1 миллион рублей, а в 2021-м он стоит 2,5 миллиона!» — рассказывает мужчина.
Усугубила положение и пандемия. По словам Минаева, он ни на один день не останавливал движение, хотя возил по 2–3 человека. На сегодня задолженность по кредитам и налогам его ИП составляет более 2 млн рублей. Займы предприниматель брал на обслуживание техники, заправку и выплату зарплаты. Перед работниками же у него долгов нет, коллектив написал заявление по собственному желанию.
Еще одна проблема в Бугульме — кадровый голод, говорит Минаев. Нехватка по водителям была в 60–70%, и люди работали на износ. Штат в тучные времена доходил до 80 человек. Но пассажиропоток в Бугульме постоянно падал, говорит предприниматель, — в год на 25%. В итоге в его команде остались только 20 человек — водители, кондукторы, бухгалтерия, диспетчерская, слесари и механики. Средняя зарплата ниже МРОТа не была, а с премиями выходило до 30 тыс. рублей. По мнению Минаева, водитель автобуса сегодня должен получать минимум 50 тысяч. Но это тоже вопрос цены проезда.
Минаев пришел на рынок перевозок Бугульмы в 2005 году вместе с другими двумя частными перевозчиками. Так они работали до 2017-го, затем предприниматель остался в городе один. По мере роста цен, снижения пассажиропотока предприятие постепенно перестало приносить былую прибыль. Дотаций никаких нет, если не считать выплаты 18 рублей за провоз льготника.
«Все чего-то ждали, а я говорил: „Ребята, я качусь вниз, не могу больше ездить“. А мне отвечают: потерпи. Если бы это было выгодно, уже давно вместо меня кто-то бы пришел, но до сих пор никто не торопится!» — заключает он. Брать автобусы в лизинг, по его подсчетам, также невыгодно. Чтобы город теперь нормально функционировал, нужно закупить минимум 20 автобусов на 50 млн рублей, считает он.
В минтрансе РТ сообщили, что вопросы организации общественного транспорта, как и дотации, полностью находятся в компетенции муниципалитета
Во всем виноваты газовые баллоны?
Как выяснилось, претензии к 45-летнему Минаеву были и у прокуратуры, которые он не мог устранить. Местный житель пожаловался на безопасность перевозок. Бугульминская городская прокуратура провела проверку и установила, что на все автобусы, которые использовались для осуществления пассажирских перевозок, ИП Минаевым без разрешения ГИБДД установлено газобаллонное оборудование для работы двигателя на газообразном топливе, что является нарушением законодательства.
«Согласно действующему законодательству, эксплуатация транспортных средств с указанными нарушениями запрещена, так как жизнь и здоровье пассажиров подвергаются риску. В связи с выявленными нарушениями городской прокуратурой в Бугульминский городской суд направлено исковое заявление о запрете эксплуатации указанных транспортных средств. Решением суда исковые требования прокурора удовлетворены. Ответчик исковое заявление признал в полном объеме», — сообщил «БИЗНЕС Online» и. о. старшего помощника прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Динар Чуркин. Резать автобусы прокуратура, естественно, не требовала — это решение может принять только собственник.
Сейчас по представлению прокуратуры исполкомом Бугульмы объявлен конкурс на осуществление пассажирских перевозок. Ранее в отношении Минаева проверки не проводились и жалоб в прокуратуру на предпринимателя не поступало.
Как пояснил Минаев, автобусы ездили на метане и пропане. «Газовое оборудование ставилось не в гаражах, а в сертифицированных центрах! — говорит он. — Суд постановил устранить замечания. Но я объяснил, что трачу все на заработную плату и заправку автобусов, мне ничего не остается. На это нужны колоссальные деньги и время. Я решил это исправить таким образом — просто утилизировал все автобусы, и все!» По словам Минаева, решение уйти с рынка связано не с прокуратурой, он хотел сделать это уже давно из-за убыточности предприятия. Держало лишь чувство ответственности, но всему приходит конец.
Глава Бугульминского района Линар Закиров в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» сообщил, что по большому счету ему нечего добавить к исчерпывающей информации, которую ранее предоставила пресс-служба администрации. «Насколько я знаю, проблемы по перевозкам не только в нашем городе, — отметил Закиров. — Работаем с минтрансом», — ответил руководитель муниципалитета на вопрос, в какой срок планируется решить проблему.
По информации нашего издания, после многочисленных обращений от районов РТ по выделению субсидий на городские перевозки от минтранса РТ был направлен запрос в Зеленодольск, Альметьевск, Бугульму и Лениногорск по формированию транспортной модели эффективной системы перевозок. А главы районов республики готовили обращение на имя президента РТ о выделении дотации на городские маршруты. В минтрансе РТ «БИЗНЕС Online» сегодня сообщили, что вопросы организации общественного транспорта, как и дотации, полностью находятся в компетенции муниципалитета.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 233