Персона 
19.01.2012

Андрей Тетерин, «Летающая камера»: «Наш радиоуправляемый вертолет стоит как дорогая иномарка»

- Андрей Анатольевич, что это такое - «маловысотная динамичная съемка», и для чего она нужна?

- Получить красивый кадр — вот для чего нужна наша работа. Для этого мы делаем видеосъемку при помощи радиоуправляемого вертолета, на котором установлена гиростабилизированная платформа с управляемой камерой. Применение такого видео - самое широкое: рекламные ролики, презентационные и документальные фильмы. Недавно ученые нас приглашали на раскопки: очертания древнего поселения очень тяжело рассмотреть, так скажем, с уровня человеческого роста, а вот если подняться повыше, многое станет понятнее.

Но главное - производство художественных фильмов. В первую очередь, стремлюсь, чтобы проект работал именно на это. К апрелю приобретем новую камеру — Red Scarlet, которая позволит получать еще более высокое кинематографическое качество изображения. Хотя и на камеру Panasonic HPX-174ER грех жаловаться... Мы уже участвовали в съемках нескольких художественных фильмов. О недавних проектах пока не могу говорить — они находятся в стадии подготовки к показу, а вот картину «Туман», наверное, помните. Это аналог фильма «Мы из будущего», история о том, как несколько курсантов военного училища попали в годы Великой Отечественной войны. Работали в Крыму. Всегда интересно снимать постановочные сцены. Взвод солдат бежит по гребню холма, и ты понимаешь, что отличный кадр получится, если начнешь съемку с этой вот точки, пролетишь за теми кустами, поднимешься, и откроется панорама. То есть режиссер нам говорит, что он хочет видеть в кадре, а мы пытаемся соответствовать, и, конечно, тоже предлагаем свое видение ситуации... А маловысотной съемка называется потому, что мы летаем не выше 150 метров, больше и не надо.

- Вам не кажется, что все это похоже на то, чем занимаются военные и спецслужбы при помощи беспилотных летательных аппаратов. Вас, случаем, не путают?

- У нас другая, нежели у силовых ведомств, задача — художественная съемка с получением как можно более интересных, красивых, эффектных планов. Их цель — наблюдение и быстрая доставка информации, когда даже черно-белое изображение сгодится.

- Сколько у вас в России конкурентов?

- Предпочитаю слово «друзья». Это сообщество людей, занимающихся одним делом, нам интересно общаться друг с другом. А работа всем найдется.

Подобных фирм в России с десяток, но с гордостью можем сказать, что мы были первыми... По большому счету, мы с друзьями работаем в разных нишах. Одни занимаются только фотографией, другие снимают исключительно спортивные мероприятия. Для этого используется небольшой комплекс, который позволяет летать там, где наш вертолет не может — через неширокие арки, на маленьких улочках, в стесненных условиях. Это очень интересно и, думаю, в перспективе, наша фирма будет иметь спектр техники, позволяющий делать любые съемки... Еще наше отличие в том, что мы используем вертолеты именно классической схемы — с основным и рулевым винтами, а не все более популярные сегодня квадро- или октокоптеры, хотя сейчас думаем и о них.

Нынешний вертолет фирмы, с нашей точки зрения, наиболее разумно-достаточная конструкция. Есть более тяжелые варианты, весом 40 килограммов (взлетный вес нашего — 14 килограммов), с турбиной, который может поднимать большую камеру. А теперь представьте, эти, в итоге, 100 килограммов в воздухе — заметно, шумно, летать можно только за городом. У нашего же вертолета звук, как у работающего вентилятора: если отойти на 50 метров, почти не слышно.

А вообще для воздушных съемок идеальны дирижабли - очень плавно летают. Однако есть одно большое «но» — ветер. Вот если бы у нас на планете не было ветра, мы бы снимали с дирижаблей. Тем не менее, была у нас мысль одним из направлений сделать съемку с дирижабля. Но остановило еще и то, что он большой, надо много места на «аксессуары» и трудозатраты немалые.

- Где еще в России можно найти подобные услуги?

- В основном, в Москве — у нас же все в столице происходит, это мы тут такие уникальные. Впрочем, есть еще ребята в Тольятти.

ДЕТАЛИ — ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЕ, МОЗГИ - РОССИЙСКИЕ

- Интересно, а как вообще родилась идея столь необычного бизнеса?

- «Седьмое небо» - «Летающая камера» его часть. Ход мысли был такой: «Агентство занимается и съемками, и монтажом, и производством фильмов. Это, конечно, здорово, но не ново. А как бы научиться снимать по-другому, иначе, не как все?» Дальше мысль перешла на радиоуправляемые вертолеты и установку на них камер. Посмотрел в интернете, что существует по данной теме. Есть несколько давно существующих западных фирм, которые работают в больших проектах, типа фильмов о Джеймсе Бонде или Гарри Поттере. Помните летающую машину из «Гарри Поттера»? Это было снято с вертолета наподобие нашего. Коллеги из Бельгии, позже мы с ними встретились на ежегодной специализированной выставке (IBC) в Нидерландах.

IMG_2017.jpg
"В нашем деле все постигается методом проб и ошибок!"

Но, на первых порах, не было никакого понимания, с чего начать. Очень тяжело оказалось найти в Казани человека, который летает на радиоуправляемом вертолете. Если кто занимался авиамоделизмом, то это были самолеты, на вертолетах не летал никто. Но, все-таки, я нашел — Дениса Сорокина, который стал нашим инженером и пилотом. Очень увлеченный человек, окончил КАИ, радиоуправляемые авиамодели были его хобби (а теперь стали профессией). Ему я и предложил идею — сделать радиоуправляемый вертолет и повесить на него профессиональную видеокамеру. В итоге, если четыре года назад Денис не летал на радиоуправляемых вертолетах совсем, то сейчас пилотирует - лучше всех! Вы можете об этом судить по нашим съемкам — виртуозное выполнение маневров. Состоится кадр или нет, на 80 процентов зависит от мастерства пилота - именно он должен понимать, что для удачной съемки нужно провести камеру из точки «А» в точку «Б» с определенной скоростью и по такой-то траектории. Это порой бывает очень сложно. А мне, как оператору, следящему за изображением по монитору, остается только правильно выстроить план.

- Какие-то специальные курсы профмастерства есть?

- Нет, все постигается методом проб и ошибок. Есть такой анекдот. «- Сколько вам нужно, чтобы научиться летать на радиоуправляемом вертолете? - Семь. - Семь месяцев? - Нет, семь вертолетов!» Правильно. Пока учишься, ты будешь их ронять, бить, чинить (кстати, у нас есть специальные пилотажные вертолеты для тренировок). Но с этим и приходит опыт — медленно, трудно, но приходит. Как гласит японская пословица, «хорошо растет то, что растет медленно». Мы занимаемся этим делом уже пятый год, и понимаем ценность этих «черепашьих шагов». Сама съемка длится минуты, а подготовка — часы, дни и месяцы.

- Где сделан вертолет? По виду - солидная техника, не очень-то похожая на радиоуправляемые модели...

- Такой вертолет невозможно пойти и купить. Денис называет его «сборной мира». Аппарат собран из множества частей, которые мы купили в Японии, США, Германии, Англии. Например, «мозги» вертолета, которые управляют системами стабилизации машины и камеры, куплены в Великобритании. Механика — одной фирмы из Германии, «голова», на которую установлены лопасти, - другой. Лопасти — Китай, но не ширпотребный, а серьезный китайский производитель. Вращающийся по трем осям подвес, на котором установлена камера, - из Америки.

- А что-нибудь российское есть?

- Сборка и мозги! Денис, как уникальный инженер, собрал все это воедино и сделал так, чтобы аппарат работал. На сборку затрачено колоссальное количество человеко-часов. Тот же подвес подвергся, наверное, пятидесяти переделкам - мы дошли до состояния, когда он виброизолирован, работает предельно точно, что позволяет добиться максимальной плавности съемки. Данная модификация у этого вертолета — четвертая. А с нашим самым первым аппаратом у него, можно сказать, нет ничего общего.

ЛЕТАЮЩИЙ ТЕРМИНАТОР И СПЕЦСЛУЖБЫ

- Характеристики вертолета?

- Высота полета — 150 метров. Можем и выше, но чем ближе вертолет к пилоту, тем лучше он его видит и контролирует, тем качественнее съемка. Радиус действия — тоже 150 метров. Скорость - порядка 45 километров в час.

Мы не летаем в дождь. Во-первых, электроника не защищена от влаги. А, во-вторых, в дождь нет смысла работать - объектив будет в каплях. В легкий снег летаем. Как раз, когда 2-4 января снимали нижегородский кремль, был легкий-легкий снег. Крайняя жара, в которую летали, - порядка 38 градусов. И до минус 15 спокойно работаем.

И обязательное требование к вертолету — он должен быть максимально простым: чтобы его можно было разобрать и собрать в чистом поле. Потому он у нас и выглядит, как суровый Терминатор.

P1031681.jpg
Одно из главных требований к вертолету - возможность работы с ним в полевых условиях

- Сколько стоит такой вертолетный комплекс?

- Сам вертолет, платформа, стоит как хорошая, дорогая иномарка. А есть еще наземная часть (монитор, пульт управления, аккумуляторные батареи, которых надо два чемодана, — аппарат работает на электродвигателе), камера — если она дорогая, то вот и увеличение стоимости в два раза. Серьезная инфраструктура... Когда выезжаем на съемку неподалеку от Казани, то это делается на машине. Если в другой регион - на авиатранспорте. В этом случае вертолет разбирается и укладывается в специальный транспортировочный кейс.

- Аварии случались?

- На съемках - никогда. Бывали нештатные ситуации на тест-полетах, но на то они и тестовые полеты, чтобы отработать подобные неожиданности. В критической ситуации всегда можно применить авторотацию, как на настоящем вертолете. Спасти технику можно.

- В местах скопления людей снимать разрешается?

- Да, но все-таки на некотором удалении. И участвующие в съемке люди должны быть предупреждены о полетах вертолета. Если съемки ведутся в городе, настаиваем, чтобы было оцепление - 2-3 человека, которые отсекают людей от места, где производятся полеты. Пять минут съемок, никаких неудобств, просто людей просят обойти стороной.

- В каких местах запрещено снимать с вертолета?

- В судах!.. Если серьезно, то мы не летаем возле аэропортов. Как-то в Сочи наш заказчик - «Олимпстрой» пытался получить у ФСБ разрешение снимать в 7 километрах от аэропорта. Поначалу разрешения не дали, но когда я пришел и все объяснил и показал, они все поняли и спросили: «А зачем вам вообще это разрешение? Идите, снимайте». То есть дело еще и в том, что когда людям говоришь о беспилотнике, они сразу представляют израильскую военную технику, аппараты, которые летают с ракетами в Афганистане...

Нельзя летать около ЛЭП. Есть еще всякие зоны - никому не известные, но летать там нельзя, потому что либо там живут великие люди, либо какие-то секретные ракеты стоят. Раз снимали в том же Сочи. Только взлетели, пришли: сначала — милиция, потом - ФСБ, за ними — ФСО. Кто ж знал, что в центре Сочи есть какой-то объект, на котором кто-то эдакий живет?

- И что - вас забрали, пытали?

- Нет, все было просто, но долго. Выяснили, кто мы, откуда, кто заказчик, как мы связаны друг с другом. Документы, звонки на работу — по полной программе, словом. Но мы готовы к подобным вещам. И слава Богу, в «органах» все же работают совершенно адекватные люди, которые понимают, что такое художественная съемка.

«МЫ ЖИВЕМ В ИНТЕРЕСНОЕ ВРЕМЯ»

- Сколько можно успеть снять за день?

- Съемочный день - от рассвета до заката, плюс перерывы на перезарядку и обед. Опыт показывает, что с перемещениями с одной позиции на другую, то есть со всевозможными сборкой и разборкой, получается порядка 12 полетов, длящихся, в среднем, по 5 минут. Все остальное время - подготовка. А если стоишь на одном месте, есть источники питания, можно летать гораздо больше.

- Проект окупает себя?

- Проекту пять лет. С прошлого года начали выходить «в ноль», а со следующего, надеюсь, начнем зарабатывать деньги.

- Насколько востребована ваша работа?

P1031711.jpg

"Мне, как оператору, следящему за изображением по монитору, остается только правильно выстроить план"

- Спрос стабильный. А, к примеру, август и сентябрь 2011 года были очень загруженными — просто не вылезали из командировок. В зимние месяцы интерес падает, что дает нам хорошую возможность что-то доработать. Началом сезона считается время схода снега. Впрочем, возможно, зимние съемки меньше востребованы только потому, что о нас пока мало знают.

- А каким образом на вас выходят?

- Как правило, кто-то где-то что-то видел, кто-то где-то кому-то сказал. Если у человека есть потребность в такой съемке, он начинает искать по интернету, находит наш сайт.

- Откуда, в основном, клиенты?

- 70 процентов заказчиков — Москва и московский регион. Нет, дело не в ценах, а в наших технических возможностях.

- Кто клиенты?

- В основном, это продюсеры, режиссеры фильмов, рекламы. Или большие предприятия, вроде «Олимпстроя», для которого мы снимали спортивные объекты на начальной стадии строительства. Делали съемки и для презентационного фильма о Камском моторостроительном заводе. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, приходилось работать в Украине, Казахстане, на Соловках, где участвовали в съемках документальной ленты «Соловки — место силы».

- Частные лица обращаются? Круто, наверное, было бы иметь «вертолетную» съемку собственной свадьбы...

- Такого еще не было.

- Наиболее, так скажем, экзотический заказ?

- Экзотичен каждый - всегда присутствует элемент неожиданности. Например, съемки в Казахстане. Сотни километров от Алматы, Богом забытая местность, где живут скорпионы и еще какие-то неведомые существа. Особенно здорово ночью, когда все это начинает бегать, шевелиться.

Своя экзотика на Соловках, где каждый день идет дождь. Каждый день! Просыпаешься — дождь, думаешь: «Сегодня съемки не будет». Но нет, дождь прекращался, даже солнце иногда появлялось. Было интересно перебираться с острова на остров, вокруг тебя всякие морские звери... Всегда есть нюансы, и всегда хочется сделать съемку как можно интереснее... Мы живем в очень интересное время. Уверен, в ближайшие десять лет появятся совершенно уникальные летательные аппараты, которые позволят сделать съемки еще более эффектными.

- Наш традиционный вопрос: три ваших совета для успеха в бизнесе?

- Первый: найти дело, которое тебе действительно нравится, то есть надо получать удовольствие от того, что ты делаешь. Второй: учиться у тех, кто уже добился реального результата. Третий: каждый день делать один, хотя бы маленький шажок в сторону реализации своих планов.

Визитная карточка компании
ООО «Летающая камера». Первый в России профессиональный комплекс для проведения динамичных маловысотных аэросъемок. Летающая камера – специально спроектированный радиоуправляемый вертолет с гиростабилизированной платформой для установки камеры. Летающей камерой управляют два человека. Видеосигнал, с вертолета, передается мини-передатчиком на монитор на земле, что позволяет оператору управлять съемочным процессом.
Место расположения — Казань, ул. Проточная, 8. Сайт - flyingcam.ru

Визитная карточка руководителя
Тетерин Андрей Анатольевич — директор ООО «Летающая камера». Родился в 1973 году в Казани. Окончил среднюю школу №18, факультет иностранных языков (английский, арабский) Казанского государственного педагогического института. Увлечения: виндсерфинг, сноуборд, хорошее кино, гитара, общение с интересными людьми, книги.

Спонсор проекта "Персона"

Банк ВТБ
ОАО Банк ВТБ и его дочерние банки (Группа ВТБ) являются ведущей российской финансовой группой, предоставляющей широкий спектр банковских услуг в России, СНГ, странах Западной Европы, Азии и Африки. Основным акционером ВТБ является правительство России, которому в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом принадлежит 75,5% акционерного капитала.
Татарский филиал Банка ВТБ создан в 2002 году. В Татарстане действует 20 точек продаж группы ВТБ (банк ВТБ, ВТБ24, ВТБ-Страхование, ВТБ-Лизинг, ВТБ-Факторинг, ВТБ-Пенсионный фонд.). Клиентская база насчитывает свыше 1500 корпоративных клиентов, из которых около 700 клиентов относится к крупному и среднему бизнесу. Общий объем открытых филиалом кредитных лимитов достигает 100 млрд. рублей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (10) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.01.2012 10:24

    красиво

  • Анонимно
    20.01.2012 22:13

    как приятно, когда мужчина занимается любимым делом!молодец!

  • Анонимно
    22.01.2012 19:34

    Денис Сорокин-пилот,круто!Поздравляю тебя!ЛёлиК.

  • Анонимно
    23.01.2012 14:14

    Андрей! Поздравляю с дебютом на бизнес-онлайне! теперь держись - заказов будет вагон, только успевай кричать "взлет/посадка"... удачи!Olmerk

  • Анонимно
    23.01.2012 16:47

    красивые съемки. Всегда думал как это снимают, а вон оно оказывается как!

  • Анонимно
    24.01.2012 19:20

    Ах вот оно что оказывается, вот кто значит делал съёмку нынче летом "Тёме & K°", в момент когда так пафосно (в хорошем смысле слова!) и как верно характеризует все свои "картинки" сам г–н Тетерин – "художественно", настоящим "караваном" входила а акваторию Казани их экспедиция на мотрных яхтах "РечЭтноЭксп", сделав пару эффектных виражей и пройдя на полном ходу вдоль бетонки у цирка. Да, чувствовалась рука режиссёра–перфекциониста, явно понимающго толк в "визуальном" продукте. Такое получилось "кросс–промо" – Тёму снимала летающая камера, а он выкладывал в своём ЖЖ видеоотчёты, "промотируя" и рекламируя таким образом саму "Летающую камеру" и её возможности. Молодцы, очень современное, креативное и технологичное продвижение, впрочем, как и само их дело... Удачи!!!

  • Анонимно
    12.03.2012 20:55

    Андрей привет! Молодец статья хорошая, Денису привет! Ягафаров.Ждем погоды... Полетаем в мае?

  • Анонимно
    2.01.2013 17:41

    skolka stoit etot vertolyot

  • Анонимно
    23.01.2013 14:47

    Сколько стоит

  • Анонимно
    26.03.2013 11:26

    ... пузико по асфальту трётся, ножки болят, понеси меня на ручках... ой, ой, вода холодная, совсем меня заморозить хочешь...Привет, Андрей, заматерел, смотрю, СУПЕР СТАР!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль