Арбитраж 
27.01.2012

«Королевский лев» вцепился в доменное имя мертвой хваткой

«МЫ СЕЙЧАС НАХОДИМСЯ В НАПРЯЖЕНИИ»

Московский производитель продуктов быстрого приготовления компания «Кинг Лион Фудс» (производитель лапши быстрого приготовления «Бизнес Меню», «Бизнес Ланч», «Умный Обед», «Кинг Лион») подала в татарстанский Арбитражный суд иск к компании «Вебгранд» о признании администрирования доменного имени businessmenu.ru нарушением права на товарный знак, о запрещении использования товарных знаков в доменном имени, о передаче доменного имени.

Как рассказали газете «БИЗНЕС Online» в компании «Кинг Лион Фудс», бренд «Бизнес Меню» существует с 2004 года и позиционируется в дорогом сегменте продуктов быстрого приготовления. Розничная цена одной порции составляет, в среднем, 40 рублей. Под торговой маркой «Бизнес Меню» выпускаются лапша, картофельное пюре и гречневая каша с натуральными мясными консервами. Бренд «Бизнес Меню» в «Кинг Лионе» - первый по доходности и второй (после «Бизнес Ланча») по оборачиваемости. «Кинг Лион Фудс», как утверждают в самой компании, входит в тройку лидеров российского рынка продуктов быстрого приготовления.

Домен businessmenu.ru, созвучный одному из основных продуктов московского производителя, был зарегистрирован казанским «Вебграндом» в 2007 году. Однако свидетельства о регистрации одноименных товарных знаков на русском и английском языках «Кинг Лион» получил раньше – в 2005 и 2006 году соответственно. Именно эти документы производитель считает основанием для предъявления претензий на домен.

Стороны крайне неохотно комментируют свои позиции, видимо утаивая козыри до основного судебного слушания. Гендиректор компании «Вебгранд» Валерий Зимин, присутствовавший и заметно нервничавший в суде, отказался от комментариев, сославшись на то, что «компания не каждый день судится», а потому «мы сейчас находимся в напряжении». В «Кинг Лион Фудс» так же отказались от комментариев, предложив дождаться решения суда. Однако сообщили газете «БИЗНЕС Online», что обращались в «Вебгранд» с предложением решить спор миром.

ШАНСЫ ВЫИГРАТЬ ЕСТЬ У ОБЕИХ СТОРОН

Стоит отметить, что казанский разработчик сайтов подготовился к суду очень серьезно – и сам явился на слушание, и привел с собой сразу двух мужчин-юристов (по всему, предстоит длительный и жаркий судебный спор). Тогда как позиции истца пришлось отстаивать хрупкой сотруднице юротдела «Кинг Лион Фудс». Под напором представителей ответчика она заметно растерялась, не сумев внятно ответить даже на самые элементарные вопросы судьи Светланы Коротенко. В итоге, суд принял решение назначить слушания до 31 января.

Тем временем, по мнению опрошенных «БИЗНЕС Online» юристов, практика судебных споров за доменные имена в России и мире неоднозначна. По словам гендиректора авторского агентства «Артпатентъ» Григория Бусарева, ключевым здесь является сам факт и цель использования домена предполагаемым нарушителем. «Если деятельность, скажем, товары и услуги, реализуемые через данный сайт, однородны тем, что указаны в свидетельстве на товарный знак истца, то вероятность выигрыша дела крайне велика», - сказал он газете «БИЗНЕС Online». Надо отметить, что в кулуарах суда прозвучала позиция «Вебгранда» - ответчик будет настаивать на том, что businessmenu предполагалось интерпретировать как латинскую транскрипцию слова «бизнесмены».

По мнению Бусарева, у ответчика есть все шансы сохранить домен за собой. «Если, скажем, домен использовался для других целей или не использовался совсем, то доказать нарушение будет практически нельзя», - отмечает Бусарев. Похоже, что и это имеет место – на сайте businessmenu.ru нас встречает «заглушка», которая сообщает, что сайт just created, real content is coming soon…

В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ В ПЕРЕДАЧЕ ДОМЕННОГО ИМЕНИ БЫЛО ОТКАЗАНО

По словам заместителя генерального директора ООО «Юридический Центр «Правосудие» Ярослава Антипова, специфика данной категории дел состоит в том, что такие понятия, как «домен», «доменное имя», на данный момент не имеют законодательного определения.

«Судебная практика показывает, что в большинстве случаев для удовлетворения требований о признании администрирования доменного имени нарушением права на товарный знак и запрещении использования товарных знаков в доменном имени истцу необходимо будет доказать ряд фактов. Это наличие у «Кинг-Лион Фудс» прав на товарный знак, выбор ответчиком для использования в качестве своего доменного имени обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком истца, использование «Вебгранд» доменного имени в отношении товаров, однородных товарам, указанным в свидетельстве о регистрации товарного знака», - пояснил он в разговоре с корреспондентом "БИЗНЕС Online".

Требование об обязании совершения действий, направленных на принудительную передачу истцу прав на доменное имя, является наиболее спорным в делах данной категории. Аналогичное требование предъявлялось при рассмотрении споров о доменных именах kodak.ru, quelle.ru, kamaz.ru, nivea.ru, coca-cola.ru, miele.ru, ntv.ru, megashop.ru, comforel.ru, tetrapak.ru, tetra-pak.ru, etro.ru, zagsinfo.ru, michelin.su, lingvobit.ru, swatch.ru.

В большинстве случаев в иске по требованию о передаче доменного имени было отказано. Правообладателям удалось произвести передачу прав лишь по доменам quelle.ru, swatch.ru. «Причем в последнем случае, удовлетворяя аналогичные требования, суд не принял во внимание тот факт, что товарный знак Swatch охраняется лишь в категориях "часы и их запасные части", а также что доменное имя swatch.ru фактически не используется, - говорит Антипов. - Стоит отметить, что судебная практика по данной категории дел окончательно не сложилась и перспективы судебного дела «Кинг-Лион Фудс» к «Вебгранд» зависят от того, насколько будут обоснованы позиции сторон».

КАК КАМАЗ 9 ЛЕТ ОТВОЕВЫВАЛ СВОЙ ДОМЕН

В качестве примера напомним о другом нашумевшем споре за доменное имя. Судебное разбирательство вокруг прав на домен kamaz.ru, длившееся несколько лет, стало «хрестоматийным», войдя во все книги, посвященные доменным именам, и создав прецедент. А предыстория его такова: в 1998 году житель Волгограда, по совместительству создатель eBanners.Ru и некоторых других форумов, Николай Попков зарегистрировал домен kamaz.ru. Это сразу не понравилось ОАО «КАМАЗ». Но в конце 90-х еще не было соответствующих законодательных норм, и автогиганту пришлось пользоваться непритязательным доменом kamaz.net. При этом КАМАЗ не оставлял попыток вернуть себе домен и в начале 2000-х обратился в суд с иском к гражданину Попкову о прекращении использования фирменного наименования в интернете и к РосНИИРОС о прекращении регистрации домена kamaz.ru.

Попков иск не признал, пояснив, что фирменное наименование юридического лица должно содержать как неотъемлемую часть указание на организационно-правовую форму, защите подлежит только полное фирменное наименование, а не отдельные его части. Являясь физическим лицом, он не может использовать фирменное наименование истца – средство индивидуализации юридического лица. Нигде на сайте он не называет себя ОАО "КАМАЗ" и не использует данное фирменное наименование. Он не вводит слово kamaz в хозяйственный оборот и не является конкурентом истца. Вместе с тем право на фирменное наименование не дает ОАО "КАМАЗ" права на запрет использования слова вообще и, в частности, в доменном имени. Кроме того, домен – это аналог почтового адреса, он не является ни товаром, ни услугой, следовательно, не подпадает под действие Закона о товарных знаках.

Однако в первом суде (2001 год) КАМАЗ проиграл, поскольку было установлено, что Kamaz не является фирменным наименованием истца и не служит средством его индивидуализации, поскольку не зарегистрировано в установленном законом порядке. Из содержания ст. 54 ГК РФ следует, что исключительные права распространяются на фирменное наименование в полном объеме, включая обязательную часть, указывающую на организационно-правовую форму. В связи с этим требования ОАО «КАМАЗ» о прекращении использования фирменного наименования в доменном имени kamaz.ru являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Победить КАМАЗу удалось только через семь лет - в январе 2008 года. В своей апелляционной жалобе КАМАЗ указал, что судом первой инстанции были нарушены его процессуальные права в связи с ненадлежащим извещением о времени и месте слушания дела (за два рабочих дня до судебного заседания). Кроме того, судом первой инстанции необоснованно не были приняты во внимание протоколы осмотра доказательств, составленные нотариусом, неверно применены нормы материального права, что повлекло вынесение необоснованного решения по делу. В результате, с Попкова взыскали не только доменное имя kamaz.ru, но еще и 105 тыс. рублей в пользу автопроизводителя и 25 тыс. рублей на судебные издержки.

Справки

Группа компаний «Кинг Лион» работает на российском рынке более 12 лет. В настоящий момент «Кинг Лион». Производственные мощности компании располагаются на заводах, расположенных в России, Китае и Вьетнаме. «Кинг Лион» - владелец и производитель таких торговых марок, как ТМ «Бизнес Меню», ТМ «Бизнес Ланч», ТМ «Умный Обед», ТМ «Кинг Лион». Учредители – граждане России и Вьетнама. Генеральный директор ООО "Кинг Лион" — Нгуен Чи Киен.

"Вебгранд" – казанская компания, занимающаяся веб-дизайном, разработкой, CEO, поисковой оптимизацией и продвижением, рекламой. Является владельцем и администратором отраслевых интернет-порталов «Веб-дизайн в Казани» и «Туризм в Казани»

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (1) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    28.01.2012 03:59

    Вебгранд по-любому проиграет в данной ситуации. Лучше бы договаривался.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль