Машиностроение 
8.02.2012

На КАПО прилетят 30 бомбардировщиков

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЦЕНОЙ В ПОЛСТОИМОСТИ БОМБАРДИРОВЩИКА

«До 2020 года планируется в интересах Дальней авиации модернизировать порядка 30 дальних бомбардировщиков до модификации М3М», - процитировало РИА "Новости" руководство минобороны. От предыдущей модели модификацию отличают расширенная номенклатура вооружения, современное оборудование на новой элементной базе и улучшенные эргономические показатели кабины. По информации военных, в рязанском центре боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации уже проходят переподготовку на Ту-22М3М. По данным портала militaryrussia.ru, испытания прототипа Ту-22М3М начаты в 2009 году, и на начало 2012 года в ВВС есть как минимум один Ту-22М3М.

Как рассказал «Известиям» источник в оборонной отрасли, Ту-22М3М будет отличаться от Ту-22М3 (сегодня казанцы могут видеть его в виде памятника перед КАПО) так же, как последний отличается от своего предшественника – Ту-22. По сути, это разные самолеты. Собеседник «Известий» нарисовал просто фантастическую картину перспектив переобучающихся на Ту-22М3М летчиков: «Им нужно будет освоить электронные приборы, новые системы управления оружием, навигации, контроля обстановки вокруг самолета. Вся информация будет выводиться на электронные дисплеи, летчику останется просто выбрать режим, цель и произвести пуск, как в компьютерных играх».

Первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков в интервью тому же источнику отметил, что такая модернизация предполагает замену систем управления оружием, навигации и связи и стоит от 30% до 50% от цены самолета. При этом модернизация 30 машин улучшит боевые возможности парка Ту-22М3 на 20%, считает эксперт: «30 самолетов хватит только для того, чтобы вывести из строя один американский авианосец и потопить несколько кораблей сопровождения. Модернизация всего парка повысила бы его возможности на 100 - 120 процентов по морским объектам и в два-три раза - по сухопутным», - уточнил Сивков.

По словам источника «БИЗНЕС Online» в авиационной отрасли, модернизация Ту-22М3 – чисто казанская работа: имеющие дело с этими машинами заводы в Рязани и Калининграде занимаются только ремонтом. Но процесс только в самом начале: «Туполя» должны опытную партию разобрать, модернизировать, а потом чертежи отдать на завод, чтобы он работал», - сказал источник и отметил, что название у новой машины не поменяется: «Он, как и раньше, будет называться Ту-22М3, а «Ту-22М3М» - это неграмотные журналисты пишут».

НЕ МОДЕРНИЗАЦИЯ, А НОВЫЙ САМОЛЕТ

Бомбардировщик и носитель крылатых ракет Ту-22М3 начал разрабатываться в 1974 году и заменил Ту-22М2 (в свою очередь, до него были «пробные» партии из десяти Ту-22М0 и девяти Ту-22М1). Работы над семейством Ту-22 с литерой «М» начались в 1965 году в инициативном порядке и декларировались как глубокая модернизация Ту-22 - чтобы было проще пробить проект. Общими у этих самолетов остались лишь тактическое назначение и бомбоотсек.

Летом мы отметим 35-летие первого полета Ту-22М3 – он состоялся 20 июня 1977 года (интересно, что именно в этом году завод №22 получил нынешнее название – КАПО). Серийное производство было развернуто в Казани в 1978-м (параллельно до 1984 года выпускались и Ту-22М2, всего их было построено 211). В 1981 году Ту-22М3 начали поступать в ВВС. Начиная с 1984-го, в серийном производстве остались только Ту-22М3. Но из-за множества доработок официально машина была принята на вооружение лишь в марте 1989 года. До прекращения в 1993-м серийного производства было выпущено 268 Ту-22М3. По летно-тактическим характеристикам «тройка» значительно превосходит Ту-22М2, а его суммарная боевая эффективность увеличилась в 2,2 раза.

Огромная конструкторская работа по Ту-22М3 была проделана и в Казани. Бывший (и ныне, увы, покойный) начальник КБ Казанского филиала ОАО «Туполев» Георгий Самерханов рассказывал автору этих строк: «Если московская головная организация была мозгами, то мы - мозгами и руками. Работа была сложная и трудоемкая. Филиал обеспечивал не только запуск и конструкторско-технологическое сопровождение всех модификаций самолета в серийном производстве, но и выпустил большой объем конструкторской документации, выполнил множество работ силами опытного цеха… Такой пример. По головному КБ была объявлена программа «борьбы за вес». И сразу же от наших конструкторов и бригад начали поступать предложения, давшие неслабый результат: было реализовано более сотни наших предложений, снизивших вес почти на 2,5 тонны... Все модификации дались непросто. Тем более что каждая была на голову выше предыдущей. Считаю, что машина получилась очень удачная, это подтверждают и летчики».

УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ - М4 И М5

В прессе появлялись сведения о работах над дальнейшими модификациями самолета – Ту-22М4 и даже Ту-22М5. «Действительно, такие самолеты планировались - с современным оборудованием и улучшенными летно-техническими характеристиками, - рассказывал Самерханов. - Но... началась перестройка... У нас были очень большие наработки, которые, впрочем, никуда не делись. Но внедрять их будем не в комплексе, а частями».

Ту-22М4 виделся очень глубокой модернизацией «тройки» (даже рабочее название говорило о серьезности перемен – Ту-32). Ему полагались новые авионика, прицельный комплекс, связь, двигатели, доработанный планер, вооружение. Есть неподтвержденные данные, что один самолет был переоборудован под эти требования. Также имеются слухи, что в 1995 году начал прорабатываться вариант Ту-22М5.

К этому же времени относятся и первые разговоры о возможности поставки Ту-22М3 на экспорт в варианте, исключающем применение ядерного оружия. Сообщалось, что в июле 1992 года велись переговоры о продаже 12 машин Ирану и что даже заключен договор… В 2001 году на авиасалоне в Бангалоре было объявлено о намерении поставить Индии в лизинг четыре Ту-22М3. В 2004-м о достигнутых договоренностях (на этот раз - о продаже) по Ту-22М3 сообщал тогдашний министр обороны России Сергей Иванов… В 2005 году в СМИ обсуждалась вероятность поставки партии Ту-22М3 в Китай… Технический директор казанского филиала ОАО «Туполев» Лев Недзельский рассказывал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что, видимо, по политическим причинам не состоялась сделка по продаже Ту-22М3 Ливии: «Хотя мы были готовы продать, а они – купить».

Отметим, что после распада СССР двадцать Ту-22М3 остались в Украине и были уничтожены по программе, финансируемой Конгрессом США.

КРАСИВАЯ И НЕОБИДЧИВАЯ МАШИНА

Газета «БИЗНЕС Online» попросила рассказать о Ту-22М3 заслуженного летчика-испытателя России Михаила Ковбасенко, который в годы становления «тройки» бы шеф-пилотом КАПО.

- Михаил Лаврентьевич, чем «тройка» отличалась от «двойки»?

- Более совершенной бортовой системой управления с автоматическим заходом на посадку. И более мощными двигателями, которые и установлены были несколько по-другому. Внешне бросались в глаза совершенно другие воздухозаборники.

- Как оцените Ту-22М3?

- Настоящая солдатская машина. Легка в управлении, многое прощает - если даже ей управлять грубовато, она не будет обижаться. Несмотря на то, что это большой и тяжелый самолет, на нем можно было крутить «бочку», за что в свое время Анатолий Бессонов (1929 - 2004; заслуженный летчик-испытатель СССР – авт.) был лишен класса на год. Мы почти все проходили через эти «бочки»… И очень красивый самолет, красивей «двойки». И в войсковых частях о машине отзывались хорошо.

- Какие недостатки можете отметить?

- В период становления возникали серьезные проблемы с двигателями. Но я бы не сказал, что были какие-то уж особые недостатки. Хотя из-за специфики системы управления в моем бывшем полку в Быхове погибло два экипажа, один – на взлете, второй – при заходе на посадку. Второй случай вообще был примечательным. Когда стало понятно, что надо катапультироваться, выяснилось, что один из членов экипажа не пристегнут. И командир держал самолет до последнего – ждал, пока коллега «оденется». А он так и не успел пристегнуться. И что в итоге? Все погибли, а этого, непристегнувшегося, забило под приборную доску, и он жив остался… А вот мой предшественник на должности шеф-пилота 22-го завода - Борис Машковцев - погиб на «двойке» (катастрофа произошла 23 ноября 1973 года в районе Энгельса – авт.).

- С вами на Ту-22М3 происшествия, инциденты случались?

- Серьезный случай только один был. На сверхзвуке разрушилась опора турбины, и она рухнула, работая на максимальном режиме. Я заметил по приборам, что вибрация большая, и почувствовал сильный удар с правой стороны. И тут, видимо, сработала интуиция: вместо того чтобы по инструкции снять с форсажа, поставить на малый газ, на что ушло бы 2 - 3 секунды, я просто перекрыл топливо – 0,8 секунды. Специалисты потом сказали, что этим предотвратил пожар… И так, на одном двигателе, домой пришли… Катастроф и аварий «тройки» на заводе не было.

- Сколько Ту-22М3 выпускали в год?

- Бывало, облетывали до двух десятков самолетов.

- Сегодня говорят, что Ту-22М3 улучшат эргономику кабины. Удобно ли в этом самолете пилотам?

- Ну… Приемлемо. Не думаю, что кабину можно радикально переделать, но кое-что для удобства переставить можно.

- Что бы вы улучшили в этой машине?

- Затрудняюсь сказать. У меня не было претензий к этому самолету.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (10) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    8.02.2012 09:34

    Модернизация стала словом модным.Что не делают, то модернизация, иногда до обсурда доходят.Здесь тоже, обычный ремонт старых самолетов называют модернизацией.Если на базе старого новый самолет усовершенный сделают, то бы я отнес это к модернизации.А то, прянники чуть-чуть по больше размером сделают или добавят спепции и говорят, что в фабрике идет модернизация и выпускаются новые прянники и люди с удовольствием кушают их.В принципе никакой технологии новой нет, тоже самое, что было.

    • Анонимно
      8.02.2012 12:30

      крайне не согласен. ремонт - это, грубо говоря, замена старых деталей на аналогичные новые. после ремонта, даже капитального, возможности машины не улучшаются, они остаются на том уровне, каком и были изначально при постройке самолета. здесь же речь идет именно об улучшении боевых возможностей, о замене авионики и возможности применении новых систем управления вооружением.так что совсем не ремонт, а именно модернизация.

  • Анонимно
    8.02.2012 11:42

    То что у КАПО будет большая работа это конечно очень хорошо, да только вот вопрос есть - а не испортим ли мы то, что однажды сами же и сделали, желая сегодня "сделать лучше", ведь лучшее, как известно, враг хорошего... Может было бы разумнее всё-таки попытаться построить что-нибудь новое...???

    • Анонимно
      8.02.2012 12:45

      Боевые характеристика самолета определяются ее электронной начинкой и вооружением едва ли не сильнее чем летными качествами. Особенно бомбардировщиков. Американский Б52 разработки 1950-х годов до сих пор в строю, их много раз модернизировали.Очевидно что речь идет не просто о ремонте Ту-22, а о замене бортового оборудования.

      • Анонимно
        8.02.2012 14:01

        Да ради Бога, я разве спорю? Те машины, которые построены давно и до сих пор "на крыле", конечно же должны менять "начинку". Речь о том, что настоящий ренессанс наш авиапром будет переживать только если и когда начнёт вновь строить, а не модифицировать и модернизировать...

    • Анонимно
      8.02.2012 17:05

      Все это бесполезные рассуждения и пустословия!Самое плохое вообще во всей нашей оборонной отрасли это то что нет тех людей которые могут всё это собрать и наладить по тех чертежам которые имеются, а в отдельных случая и станков на которых всё это производилось, ведь с тех замечательных советских времен прошло более 20 лет! Замечательные они потому что! на разработке одного самолёта работало как минимум несколько институтов и тысячи людей,а сегодня их просто нет!!!Кого то нет в живых а кто то просто уехал за кордон.Вот где собака порылась уважаемые собеседники!

  • Анонимно
    8.02.2012 11:51

    ДА ремонт самолетов и прочего сейчас назвали МОДЕРНИЗАЦИЕЙ плюс НАНОТЕХНОГИИ ремонт КАПО сможет , а построить новое кем где кадры они уже пенсионеры а новых нет АУ А Все НАНО

  • Анонимно
    8.02.2012 11:55

    Радуемся за коллектив, за предстоящую работу! Мы снова становимся сильнее!

  • Анонимно
    8.02.2012 15:48

    ЕСТЬ ДРЕВНЯЯ ЛЕГЕНДА О ТОМ КАК ЛЮДИ СТАЛИ СТРОИТЬ БАШНЮ ДО НЕБЕС Я ДУМАЮ ЗДЕСЬ ТОЖЕ САМОЕ ВСЕ ВЫШЕ И МОЩНЕЕ И ЛУЧШЕ

  • Анонимно
    9.02.2012 18:54

    На новое денег не хватит, а вот ионику менять очень нужно, ПНК и ПрНК работают крайне нестабильно! Думаю, с модернизацией столько "хлама" можно снять ненужного и облегчить самолет - тонн так на 5 точно. Новые ИНС ускорят подготовку самолета к вылету,поставить ХОРОШИЙ комплекс РЭБ- чтоб самолеты наши не летали "голыми" на войну, более экономичные двигатели тоже бы не помешали

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль