Общество 
21.02.2012

Айрат Сибагатуллин: «Возможно, у Сладковского не тот план при таких деньгах»

«ГЛАВНЫМ ПОЖЕЛАНИЕМ БЫЛО ОДНО – ПОНИМАТЬ ТВОРЦОВ»

- Айрат Миннемуллович, в марте исполнится год вашего пребывания на посту министра культуры. В то время кадровые перемены в минкульте были ожидаемыми, но ваша кандидатура была неожиданной. А для вас назначение было неожиданным?

- Абсолютно неожиданным! Мне позвонили в пятницу вечером и пригласили в кабинет министров. У меня в голове сразу возникли вопросы – что напортачили мои журналисты? (Сибагатуллин возглавлял ГТРК «Татарстан» - ред.). Вопросы были только об этом и ни о чем другом!

В кабмине сказали, что поступило предложение возглавить мне министерство культуры. Я понимал, что впереди у нас Универсиада 2013 года, что очень беспокоит исторический центр Казани… Спросил – а у меня есть время для раздумий? Время дали до утра – посоветоваться с женой. А на 7.45 уже была назначена моя встреча с президентом республики…

- Интересно, что посоветовала жена?

- Сначала она расстроилась из-за того, что мне придется покинуть любимую работу. Но есть предложения, от которых не отказываются.

- Какие задачи перед вами поставил президент РТ при назначении?

- Главным пожеланием было одно – понимать творцов, понимать и изучать отрасль, а при возникновении проблем – встречаться и обсуждать их.

- А по историческому центру Казани пожелания были?

- Конечно, одной из главных задач было сохранение объектов культурного наследия Казани, работа с общественностью. В первую очередь были вопросы по дому на пересечении улиц Татарстана – Московской, где должен быть музей Габдуллы Тукая, и по другим объектам.

IMG_8367.jpg
Айрат Сибагатуллин: «Мы получили некоторые средства по тем проблемам, которые возникали. Вы ведь знаете, что денег всегда не хватает, тем более на такую отрасль, как культура»

«БОЖЕ МОЙ, КАК МАЛО МЫ ЕЩЕ ЗНАЕМ И МОЖЕМ!..»

- Президент РТ, когда назначает на должность, как правило, дает «подъемные» - энную сумму денег на отрасль, чтобы новому руководителю было легче адаптироваться. Вам дали?

- Мы получили некоторые средства по тем проблемам, которые возникали. Вы ведь знаете, что денег всегда не хватает, тем более на такую отрасль, как культура. Я не говорю, что культура - самая крупная отрасль, но большая – в ней работает более 20 тысяч людей.

- Вы имеете в виду бюджетников?

- 20 тысяч – это работники и муниципальных учреждений культуры, и подведомственных минкульту учреждений, и аппарата министерства. Кстати, аппарат министерства культуры небольшой – 74 человека, и еще идет сокращение. Но нам не хватает специалистов! На такую низкую зарплату идут не многие.

- Но кроме бюджетных учреждений культуры есть масса художников, певцов, писателей и поэтов, которые не являются бюджетниками. Вы их не учитываете?

- Всех невозможно учесть, но это наше «поле», и мы все равно помогаем им по мере возможности – пишем письма в администрации, по более умеренным ценам предоставляем площади под мастерские или для проведения концертов.

- Такая помощь оказывается системно?

- Систему нужно выстраивать. Пока получается так: вечером какое-то решение проблемы «нащупал», а утром понимаешь, что все это не то! Потому что откуда-то возникают новые, абсолютно непонятные на первый взгляд вопросы… И думаешь – Боже мой, как мало мы еще знаем и можем!.. Поэтому сказать, что все системно, пока не могу.

- Пока получается, что у нас «два мира - две культуры»…

- Мы работаем. Все знают, что сегодня происходит на острове Свияжск и в Булгаре. Есть предложение организовать новый фестиваль «Музыка веры». Может быть, даже удастся его провести в текущем году – в год исторического наследия России. Почему бы нет? Думаем над этим проектом. Нет, не то чтобы перед нами стоит задача «раскрутить» при помощи нового фестиваля Свияжск и Булгар, просто музыка эта интересная, это широкий пласт и в православии, и в исламе. Мы не разделяем - берем музыку веры в целом.

«СКАЖУ О ТОМ, ЧТО НАБОЛЕЛО…»

- Давайте, что называется «сверим часы»: что у вас, как у министра культуры, сегодня в приоритете?

- Скажу о том, что наболело. Первое – сохранение и восстановление объектов культурного наследия. И не только в Казани, но и в других городах Татарстана – там «картинка» не лучше, чем в столице.

Второй момент - заработная плата в отрасли. Мы, наверное, от всего народного хозяйства отстаем: средняя зарплата по театрам – 13 тысяч рублей, по образовательным учреждениям – 11 тысяч. Кого должны привлекать такие деньги?

Третье - отраслевое профессиональное образование. Да, наверное, создание кластеров поможет. Но ведь мы знаем и советскую схему подготовки деятелей искусства: школа – училище – вуз. И многие известные наши музыканты, художники, актеры прошли именно эту школу, и нам не хочется ее терять.

- Вас не устраивает качество профессионального образования?

- Я сказал про многоступенчатость образования. У нас сегодня есть все: школы (музыкальные или художественные), училища (музыкальные, художественное, хореографическое), вузы (консерватория, университет культуры и искусств, филиал суриковского института). Задача - не только все это сохранить, но и улучшить условия их деятельности.

- Как, например?

- Например, для иногородних студентов обеспечить нормальные условия проживания в общежитии. Следующий вопрос – обеспечение преемственности среди профессорско-преподавательского состава, приток молодых кадров и увеличение зарплаты, естественно.

«ВСЕМ СТАРАЕМСЯ ПОМОЧЬ, НО НЕ ВСЕГДА ЭТО ПОЛУЧАЕТСЯ»

- А какие виды искусства приоритетны для поддержки и развития?

- Здесь различий нет – все в приоритете, и всем стараемся помочь, хотя, конечно, не всегда это получается.

- А общество увидело эти приоритеты четко - со стороны президента республики: в прошлом году он дал грант государственному симфоническому оркестру РТ (120 млн. рублей), в этом – театру оперы и балета имени Мусы Джалиля (124 млн. рублей)…

- Но помощь со стороны президента РТ была оказана и другим творческим коллективам: оркестру Файзрахманова, театру имени Галиаскара Камала, союзу театральных деятелей. Правда, это другие суммы, но тем не менее эти средства помогли в какой-то мере улучшить работу этих коллективов. И на этот год стоит такая задача.

- По-видимому, в первую очередь поддерживаются национальные коллективы. Наверное, по-другому и не может быть в Татарстане…

- Осенью прошлого года президент Татарстана выделил 100 миллионов рублей на ремонт театра имени Качалова, и ремонт уже идет. Но этих средств не хватает, поэтому мы сейчас работаем над тем, чтобы включить театр Качалова в федеральную программу «Культура России».

- Хотелось бы узнать, в Татарстане будут развиваться современные виды искусства, которые во всем мире имеют огромное воздействие на умы людей? Для этого надо стимулировать художников, писателей, деятелей кино…

- У нас же есть государственный заказ на создание произведений искусства, например, кинофильмов – проходят конкурсы, определяются производители. К сожалению, средств не столько много, чтобы создавать полнометражные фильмы.

- На создание каких фильмов есть госзаказ?

- В прошлом году по государственному заказу созданы восемь фильмов: один игровой короткометражный фильм режиссера Салавата Юзеева «Он, его муза и одноклассники» и семь документальных фильмов. На этот год госзаказ пока не сформирован. А вообще для меня, как министра культуры, все направления равны, и мы всем помогаем в меру возможности.

НА ЧТО «ТВОРЦЫ» РАСХОДУЮТ БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА?

- По поводу того, кому и как помогают, есть хороший вопрос: «Власти стали выделять дополнительное финансирование трем театрам, филармонии, ансамблю песни и танца и симфоническому оркестру. Обозвали эти деньги почему-то грантом… Почему при выработке этих решений нет широкого обсуждения ни во время итоговых коллегий минкульта, ни в творческих союзах, ни в экспертном сообществе, ни в прессе? (Культработник с хорошим стажем)

- Думаю, это справедливое замечание, и мы обязательно учтем его в своей работе.

- Любой человек только приветствует, что культура поддерживается. Но и знать хочется, а руководитель оркестра ГСО Сладковский взял на себя какие-то обязательства под эти 120 миллионов рублей? Хорошо бы провести с ним пресс-конференцию по итогам работы…

- У Сладковского есть план, правда, небольшой, но он выполняется. Все-таки, наверное, мы этот план будем пересматривать в сторону увеличения. Возможно, это не тот план при таких деньгах.

- А отчет есть, на что идут средства? Его можно опубликовать?

- Отчет, кончено же, есть. Поскольку оркестр первым в России получил статус самостоятельного автономного учреждения, он по закону обязан публиковать отчет о деятельности автономного учреждения до 1 июня следующего за отчетным года. В этот отчет включается вся информация – и отчет о выполнении государственного задания, и финансовый отчет.

Что касается крупных музыкальных проектов Государственного симфонического оркестра РТ, хотелось бы выделить концерт опен-эйр у Дворца Земледельцев 30 августа с участием звезд мировой оперной сцены, премьерную постановку оперы Назиба Жиганова «Алтынчач» с участием студентов Казанской государственной консерватории имени Жиганова на Пушечном Дворе Казанского Кремля 4 сентября прошлого года, яркие фестивали - «Белая сирень», «Конкордия», «Рахлинские сезоны». Очень запоминающимся был благотворительный проект, посвященный международному дню защиты детей – «Петя и волк». Блестящим финалом года стал концерт в Концертном зале имени Чайковского в Москве 26 декабря.

IMG_8337.jpg
«Проблема низкой зарплаты – одна из самых «кричащих». У нас планируется увеличение зарплаты на 16 процентов. К тому же мы переходим на новую систему оплаты труда»

- Дело, конечно, не только в Сладковском. Нам кажется, что планы и отчеты надо сделать публичными: в начале года провести пресс-конференцию о планах, а в конце – о сделанном. Народ имеет право знать, на что «творцы» расходуют бюджетные средства…

- Мы постараемся к 2013 году к этому хотя бы приблизиться. Мы подумаем над этим, поищем приемлемую форму работы с журналистами.

«ПЛАНИРУЕТСЯ УВЕЛИЧЕНИЕ ЗАРПЛАТЫ НА 16 ПРОЦЕНТОВ»

- Можно с первых официальных уст услышать - когда же повысят и пересмотрят з\плату (разряды) работникам культуры - клубным, библиотечным, кинематографии? На сегодня мы, пожалуй, самые нищие бюджетники. Учителям и врачам поднимают в течение года неоднократно. Почему же наше государство пока к нам спиной? Просим - повернитесь к нам лицом! Нас много, и мы хотим работать, но за достойную з\плату. (Юлия)

- Я уже сказал, что проблема низкой зарплаты в отрасли – одна из самых «кричащих».

У нас планируется увеличение зарплаты на 16 процентов. К тому же мы переходим на новую систему оплаты труда. Я не могу сказать, что произойдет качественная подвижка, но увеличение будет. У этой системы есть свои плюсы - поощряться в большей степени будут активные работники, демонстрирующие хорошие результаты своего труда. В выигрыше будут работники с высшим образованием.

- А сколько средств выделяется на культуру, сколько направляется на основные статьи расходования?

- В бюджете Республики Татарстан на культуру на 2012 год выделено 2,5 млрд.рублей: 800 млн. рублей из этой суммы идет на Булгар и Свияжск (32%), 36% бюджета идет на выплату заработной платы, на коммунальные платежи идет 3% средств, на обеспечение деятельности государственных учреждений культуры и искусства – 16%.

- Айрат Миннемуллович, на заседании коллегии вы сказали, что творчество может приносить систематичный доход. Что вы имели в виду? Какие формы работы? Уже есть конкретные проекты?

- У нас есть учреждения, которые не только «съедают» деньги, но и зарабатывают. И они имеют планы своего развития. Мне кажется, надо работать в этом направлении всем учреждениям культуры. Конечно, все могут сразу сказать – давайте увеличим стоимость билетов…

- А какой уровень стоимости билетов сейчас в среднем?

- Везде по-разному, но везде не высокий. Стоимость билетов поднять, может быть, и можно, но будут ли люди ходить? Тоже вопрос. Мы считаем, что учреждениям культуры надо находить новые формы работы. Сейчас прорабатываются разные проекты, при этом учитываются многие факторы – где располагается учреждение, удобна ли логистика, его реальный потенциал и т.д.

«В КУЛЬТУРЕ ДЕНЬГИ ЗАРАБАТЫВАТЬ МОЖНО!»

- Сравнительно недавно начал работу Театр на Булаке. Вы их поддерживаете?

- Мы их поддержали, когда они этого попросили, помогли с финансированием их участия в фестивале «Белые ночи» в Перми.

- А ведь все остальное время театр выживает самостоятельно! То есть в культуре деньги зарабатывать можно…

- Можно.

- Национальный музей РТ является главным музеем Татарстана, культурным лицом республики. Вместе с тем с 1987 года в нем отсутствует постоянная экспозиция. Скажите, пожалуйста, как оценивает эту ситуацию министерство культуры РТ? (Ильдар)

- Мы и перед музеями, в какой-то степени, к сожалению, сегодня ставим задачу зарабатывать деньги, поэтому они проводят коммерческие выставки, довольно часто меняют экспозиции. Что касается постоянной экспозиции, то она может очень быстро надоесть посетителям… Я считаю, что выставки должны быть тематическими и часто сменяемыми, тогда музеи смогут постоянно поддерживать интерес посетителей. И у нас много планов сотрудничества с музеями России.

IMG_8326.jpg
«Министерство культуры республики ежегодно проводит закупку произведений современного изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В 2011 году было приобретено 43 произведения на общую сумму 3 миллиона рублей»

- А сколько всего музеев в Татарстане? По нашим сведениям, около 80-ти… Все ли они нужны?

- По состоянию на 1 января 2012 года в Республике Татарстан функционируют 13 государственных музеев (с 33 филиалами - структурными подразделениями) и 47 муниципальных музеев (с 35 филиалами). Если они существуют, значит, они нужны. Хотя, конечно, каждый «уголок» музеем называть нельзя, ведь к ним есть определенные требования.

- Какие музеи вы лично считаете лучшими в республике?

- Казанский Кремль, Национальный музей, Музей изобразительных искусств, Елабужский музей-заповедник, Болгарский музей-заповедник, литературный музей Тукая, музей Боратынского… У нас много интересных музеев!

- А сколько человек посещает музеи?

- В год – порядка двух миллионов посетителей. Кстати, у нас самая большая посещаемость музеев по ПФО.

В 2012 ГОДУ УВИДИМ «КОЧЕВЫЕ ИМПЕРИИ ЕВРАЗИИ»

- Наверное, один из лучших проектов – филиал музея Эрмитажа. Какие экспозиции запланированы на этот год?

- В центре «Эрмитаж-Казань» в ноябре 2011 года открылась девятая по счету выставка «Испанское искусство из собрания Государственного Эрмитажа». Выставка будет работать до 27 мая 2012 года. А в 2012 году будет представлена выставка «Кочевые империи Евразии».

- Очень интересной была выставка модного бурятского скульптора Даши Намдакова. Это тот редкий случай, когда наша республика хоть как-то прикоснулась к современному искусству…

- Очень интересный человек! Сейчас он работает в Италии, но хочет переехать в Англию, где ему создают все условия для творчества.

- По нашим данным президент РТ заказал ему несколько скульптур к Универсиаде. Какие скульптуры? Где они будут стоять? Сколько стоит это «удовольствие»?

- Про Универсиаду я не в курсе, но республика заказывает ему скульптуру барса для Булгар. Это будет большой барс, которого установят на берегу.

- А сколько это будет стоить? Наверное, очень дорогой будет…

- Не дороже произведений, которые он создает! Это как он попросит, и насколько это будет возможно для республики.

- С нашими художниками вы познакомились? Чье творчество вам ближе всего? У нас есть художники мирового уровня, как Вы считаете?

- Со многими художниками я уже познакомился, многих я знаю лично. Кто из них мирового уровня – рассудит время…

- Кто у нас, например, признан в Москве и за рубежом?

- Некоторые художники говорят, что их работы покупают с зарубежных выставок. Не думаю, что это происходит в массовом порядке. Считаю, не хватает выставок художников Татарстана за пределами республики, и не только в Москве. Хочется идти в этом направлении – знакомить с нашим творчеством.

- А государственные гранты художникам есть?

- Министерство культуры республики ежегодно проводит закупку произведений современного изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В 2011 году было приобретено 43 произведения на общую сумму 3 миллиона рублей.

- У минкульта есть возможность самим давать гранты? Есть такая практика?

- Система ежегодных грантов у нас есть, вся информация открыта – она опубликована на нашем сайте. Гранты выдаются по трем направлениям – профессиональным коллективам, муниципальным учреждениям, лучшим работникам и лучшим учреждениям. Гранты профессиональным коллективам – это гранты президента Республики Татарстан. Они утверждаются указом президента. Что касается остальных форм грантовой поддержки, то в бюджете определяется грантовый фонд, а конкурс проводит министерство.

IMG_8349.jpg
«Будут отреставрированы или воссозданы памятники деревянного зодчества, например, дома Марджани, Юнусова, Алафузова, Бахтеева, Дротоевского...»

«В ОДИНОЧКУ СПРАВЛЯТЬСЯ С ПРОБЛЕМОЙ ПАМЯТНИКОВ НЕПРОСТО»

- Одна из основных задач, поставленных перед вами президентом РТ, - охрана памятников истории и культуры. А у минкульта хватает на это власти?

- У министерства культуры есть определенные полномочия в области охраны памятников исторического наследия, и мы это выполняем. Может быть, мы не всегда успеваем выдавать охранные обязательства, и об этом много разговоров. Но в министерстве на этом направлении работает всего два отдела. Мы ищем пути оптимизации функционала сотрудников путем перераспределения полномочий между министерством и госучреждением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при министерстве культуры РТ.

- Айрат Миннемуллович, охраной памятников, вроде, занимались всегда, во всяком случае, соответствующие структуры есть и в исполкоме городов, и в минкульте. Однако памятники разрушили. А сейчас, после знаменитых прогулок президента РТ по Казани, «железобетонная» система охраны выстраивается?

- Система, конечно, выстраивается – регулярно проходят совещания под председательством президента, на которых наглядно показывается, что есть, что делается, что будет сделано. Все новые проекты для центра Казани обсуждаются - этажность, архитектурный облик зданий и т.д.

- А без участия президента республики эта система жизнеспособна?

- Система есть – все проекты сначала рассматривает градостроительный совет, затем они поступают в научно-методический совет минкульта – мы выдаем свое заключение. И если мы пишем отказ, то обосновываем его. И часто бывает, что жалуются на министерство культуры – якобы, мы задерживаем согласование. А когда начинаем выяснять, в чем дело, оказывается, что проект еще градостроительный совет не прошел…

- Какие сдвиги вы считаете главными в деле сохранения памятников Казани?

- Во-первых, выявляются собственники, которые когда-то приобрели исторические здания или получили земли в историческом центре Казани. Удалось их как-то «всколыхнуть». Многие грозят судами, но, думаю, разум все-таки будет преобладать. Ведь в таком состоянии центр столицы быть просто не может!

Второе – это то, что проблема сохранности памятников стала вопросом номер один в работе многих ведомств – минстроя, минкультуры, исполкома Казани. Считаю, что все, что делается руководством республики – это для нас очень большой плюс в работе по данному направлению, потому что одному министерству культуры справляться с этой проблемой непросто.

- Скажите, то министерство культуры, которое вы приняли, имело авторитет для решения подобных проблем?

- Считаю, что у нас каждое министерство имеет авторитет... До меня было сделано очень много!

«МНОГИЕ ПАМЯТНИКИ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА БУДУТ ВОССОЗДАНЫ»

- Какие памятники предполагается воссоздать в центре города? Колокольню разрушенного монастыря, к примеру, или же какие-то объекты в самом Кремле (вроде были планы сооружения мавзолея ханов)? (Гульнара)

- В соответствии с поручением президента республики Рустама Нургалиевича Минниханова будут отреставрированы или воссозданы многие памятники и объекты исторической застройки, относящиеся к деревянному зодчеству, например, дома Марджани, Юнусова, Алафузова, Бахтеева, Дротоевского и другие.

Открытие же Ханского мавзолея - это результат археологических исследований на территории Казанского кремля, проводимых еще с 1920-х годов. Работы по изучению мавзолея продолжились с началом реконструкции Казанского кремля. С 2005 года началось проектирование павильона над местом перезахоронения останков казанских ханов. Было выполнено около 12 вариантов эскизного проекта памятного павильона, один из которых уже согласован в соответствующих инстанциях

- А что будет со зданиями бывшей гостиницы «Казань» и пассажа? Кто будет строить, кто проектировщик, кто инвестор?

- Александровский Пассаж - уникальный архитектурный памятник. В настоящее время собственник ООО «Недвижимость и реконструкция» получил задание на обследование технического состояния. Выполняет эти работы институт «Татинвестгражданпроект».

Собственник здания Казанского подворья, больше известного как гостиница «Казань», ООО «Гостинично-торговый комплекс «Казань», получил разрешение на проведение первоочередных противоаварийных работ, поскольку здание находится в плачевном состоянии. Все работы выполняет Татарское специальное научно-реставрационное управление.

- Министерство культуры обещало опубликовать на своем сайте список всех охраняемых государством памятников культуры – объект, его состояние, кто владелец.

- Часть реестра уже опубликована на сайте министерства и на портале «Культура». Более подробно информацию по объектам культурного наследия можно получить на сайте: http://okn.tatarstan.ru. Правда, он пока работает в тестовом режиме.

IMG_8444.jpg
«Мы стараемся хотя бы частично помогать нашим театрам и другим творческим коллективам в организации их гастролей за рубежом. Я считаю это нашей обязанностью»

«СТРАТЕГИЯ – ЛУЧШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛУЧШИМИ МАСТЕРАМИ»

- Что сегодня с программой «Мирас-Наследие»? Утвержден ли его бюджет, в каком объеме, на какие проекты?

- Про программу «Мирас» говорить не буду по одной простой причине – проект программы находится на согласовании, он еще не принят.

- Знакома ли вам ситуация в Казанском ТЮЗе? Под костюмерный цех отдано неприспособленное помещение, в гримерках не работает душ, во всем театре царит жуткий холод. Известно ли вам, сколько получают актеры? В среднем 6 - 8 тысяч рублей! (Илья)

- ТЮЗ я не так давно обошел весь – мы смотрели все помещения на предмет соответствия программе «Доступная среда». Да, проблемы по ремонту есть. Первая очередь капитального ремонта там прошла с 1995 по 2001 год, а по второй очереди, к сожалению, пока не определен источник финансирования. Возможно, в этом году это удастся сделать.

А средняя зарплата в ТЮЗе – 10700 рублей, хотя это тоже, конечно, мало...

- Татары, проживающие в Европе, безгранично благодарны вам за то, что в январе этого года вы содействовали уникальному проекту - гастролям ТГТДиК имени Тинчурина в Брюсселе. Можем ли мы надеяться, что данный проект будет иметь продолжение, а может, и плановость? (Лилия Валеева)

- Мы стараемся хотя бы частично помогать нашим театрам и другим творческим коллективам в организации их гастролей за рубежом. Я считаю это нашей обязанностью.

- Когда планируется решить вопрос по руководителю ГБКЗ им. Сайдашева? Есть ли у министерства культуры РТ видение стратегического развития центральной академической концертной площадки Казани и республики? (ola)

- Стратегия развития – это исполнение лучших произведений лучшими мастерами своего дела. Что касается руководителя, то сейчас его обязанности исполняет Новикова Инга Николаевна, которая работает в БКЗ с самого его создания и была заместителем директора.

- А почему такая пауза в назначении?

- Паузы нет, просто смотрим, как дальше. Есть много вопросов, по которым я пока не готов принять какое-то определенное решение.

- Как вы собираетесь отметить 100-летие первого балета в Казани? (В 1912 году в Казань приезжает Надежда Мариусовна Петипа, дочь Петипа, открывает Школу хореографии и ставит первый балет) (Евгений Демидов)

- По мнению специалистов, дата первого балета в Казани – вопрос очень спорный. Но с 16 по 19 марта у нас пройдет шестой международный фестиваль учащихся хореографических училищ и школ.

- Что делается в нашей республике для развития народных художественных промыслов? Какие функции выполняет центр развития НХП РТ? Есть ли бюджетное финансирование на развитие этой отрасли? И куда направлены деньги? (Марат)

- Вопрос народных художественных промыслов для нас тоже один из главных, потому что куда бы мы ни выезжали, мы всегда берем с собой мастеров НХП. Они очень помогают нам и в организации крупномасштабных выставок на выезде и в республике. И когда мы проводили итоговое заседание своей коллегии, мы пригласили многих мастеров из районов Татарстана. Очень хочется поддержать их и сохранить, что имеем.

Сегодня разработан проект программы развития народных художественных промыслов, он находится на этапе экспертизы и согласования.

IMG_8400.jpg
«Знаменитости на фестивале нужны, они привлекают внимание всех – и зрителей, и журналистов!»

«СИБЕЛЬ КЕКИЛЛИ ПОЛУЧАЛА ПРИЗЫ НЕ ТОЛЬКО У НАС…»

- Можно ли узнать дальнейшую судьбу скандального фестиваля мусульманского кино? Что с ним будет? Продолжится в том же ключе? Или потеряет свою мусульманскую составляющую? (Ренат Аминов)

- Фестиваль, безусловно, будет! Привлечем авторитетных людей, которые разбираются в кино, и не только в мусульманском. Нужно ли именно эту окраску фестивалю давать? Наверное, со временем можно переосмыслить концепцию. Не хочется сходу менять то, что сделали до меня, потому что делали хорошее дело.

А вообще, министерство культуры - это только организатор. Мы ни в действия отборочной комиссии, ни в работу жюри не вмешиваемся. Наше дело - принять гостей, организовать открытие-закрытие, предоставить площадку… Да, наверное, в чем-то была моя ошибка, но я не хотел лишних разговоров за спиной. Но отвечать, конечно, придется все равно мне.

- Как вы считаете, а фестиваль кино Казани нужен?

- Конечно, нужен! Такой ли, другой ли, но нужен обязательно.

- А кто главный «мотор» этого фестиваля?

- Есть дирекция фестиваля, оргкомитет, госужреждение «Татаркино». Готовится заседание оргкомитета очередного фестиваля. Думаю, будем подходить к процессу самокритично.

…А что касается Сибель Кекилли, то ведь эта актриса получала призы не только у нас, но и в мусульманских странах. Знаменитости на фестивале нужны, они привлекают внимание всех – и зрителей, и журналистов!

- Какой бюджет у фестиваля? Кто спонсоры?

- Бюджет небольшой. А в спонсоры мы приглашали многие компании, но желающих недостаточно. Постоянного генерального спонсора у фестиваля пока нет.

IMG_8346.jpg
«Министерство культуры попробовало быть сорганизатором фестиваля «Татар жыры», но мы ни копейки на это не потратили. А раз средства не вкладывали, то и диктовать свои условия не могли. Мне просто хотелось посмотреть, какие у нас сегодня есть исполнители»

«НА ФЕСТИВАЛЕ ДОЛЖНО БЫТЬ И ТАТАРСТАНСКОЕ КИНО»

- Вам не кажется, что в каждом нашем фестивале должен принимать участие хоть один фильм, сделанный в Татарстане или татарстанскими режиссерами?

- На фестивале, конечно, должно быть собственное, татарстанское, кино. И фестиваль должен быть ежегодным, и то, что собственного фильма у нас пока нет, не повод закрывать фестиваль.

- Но такую задачу себе ставите – чтобы были и собственные фильмы?

- Задачу такую ставим.

- А кого можно назвать из наиболее перспективных режиссеров?

- Например, Салават Юзеев интересно работает, очень интересные работы у Ильдара Ягафарова – мне они нравятся. Но это навскидку, есть и другие таланты. Интересные работы у Николая Морозова, Фарида Давлетшина… Перспективы неплохие у Гульнары Ахметовой – студентки 4 курса факультета кино и телевидения университета культуры.

- Почему не снимаются фильмы по произведениям татарских писателей? (Лилия)

- Хороший вопрос и хорошая идея! Будем думать, хотя я не могу полностью согласиться с автором вопроса - есть «Бибинур», снятый по сценарию Мансура Гилязова на основе пьесы Аяза Гилязова, есть «Куктау»… Уверен, есть интересные сценарии. Вот, например, молодой татарский писатель, уроженец Нижнего Новгорода Ильдар Абузяров – первый писатель-татарин, получивший Пушкинскую премию. У него много идей, его нужно привлечь.

- В Казани живет Денис Осокин, которого тоже можно привлечь…

- Можно и его привлечь. Но я всегда говорю – «товар» должен быть востребованным. Мы пишем, выпускаем, рисуем. Для кого всё это предназначено? Будет ли спрос на всё это? Или «ляжет на полку»? Это ведь тоже вопрос! В этом направлении хочется немного изменить наше мышление и наши желания. Когда ко мне приходят и просят деньги, я прошу объяснить, на что деньги? И не всегда получаю четкий ответ.

«НУЖНЫ ХОРОШИЕ ПЕСНИ, НО ИХ ОЧЕНЬ МАЛО»

- Минкульт имеет отношение к фестивалю «Татар жыры»? Поступил такой вопрос: «Спасибо организаторам! В этот раз сцена была прекрасная, оформление замечательное! Гордиться можно. Но процентов 50 - 60 лауреатов фестиваля не достойны звания «лауреат Татар жыры». Особенно в этот раз - сплошь бездарные… Я думал, что новый министр культуры внесет изменения». (Ринат)

- Это коммерческий фестиваль, который в свое время начинали три человека - Марат Гараев, Ильшат Аминов и ваш покорный слуга. От этого проекта я со временем отошел. В этом году министерство культуры попробовало быть сорганизатором, но мы ни копейки на это не потратили. А раз средства не вкладывали, то и диктовать свои условия не могли. Мне просто хотелось посмотреть, какие у нас сегодня есть исполнители.

- И какое ваше мнение?

- Мне кажется, проект чисто коммерческий, и он развивается. А для того, чтобы лучше развиваться, нужны хорошие песни, талантливые композиторы и поэты. Они, конечно, есть, но их очень мало. И это беда не только организатора фестиваля - компании «Барс- Медиа», а всего нашего общества.

В самом начале у меня была идея, чтобы участники фестиваля исполняли две песни – одну эстрадную, а вторую - а капелла татарскую народную, чтобы услышать их голоса. Но этот проект не пошел, поскольку получался некоммерческим.

- В Башкирии проходит подобный фестиваль. Они «слизали» идею у нас?

- Да, но в этом нет ничего предосудительного. Я тоже не стесняюсь говорить, что у многих учусь тому, чего не знаю. Я, например, часто звоню и спрашиваю совета у Зили Рахимьяновны Валеевой, Марселя Мазгаровича Таишева – кстати, он возглавляет общественный совет при министерстве культуры. И в этом нет ничего плохого!

- А в дальнейшем вы планируете финансировать «Татар жыры» и влиять на его концепцию?

- Пока нет, ведь у министерства культуры есть совместный с ТНВ проект - фестиваль «Татар моны», в котором принимают участие татарские певцы, проживающие в других регионах. Да, может быть, это не такой огромный проект, но он сегодня охватывает очень многие регионы, и нам нужно развивать его.

«БЕЗ НАЦИОНАЛЬНОГО КОЛОРИТА УНИВЕРСИАДЕ НЕ ОБОЙТИСЬ!»

- Будет ли представлен национальный колорит республики во время проведения Универсиады 2013? Существует ли совместная программа министерство культуры РТ и комитета по организации Универсиады? (Бадретдинова Роза Хасановна)

- Этим занимается дирекция универсиады, но мы, конечно, принимаем участие. Все уже знают, что сценарием и постановкой церемонии открытия универсиады занимается Игорь Крутой, но, думаю, без коллективов Татарстана они не обойдутся.

- А если Игорь Крутой решит, что национальный колорит неуместен, вы будете настаивать?

- Думаю, нас обязательно услышат, ведь без национального колорита весь смысл культурной программы универсиады, в том числе церемонии открытия, теряется. Тем более, у нас есть, что показать.

- Говорят, Игорь Крутой ставил открытие азиатских игр в Казахстане и сначала не учел национальный колорит. Пришлось спешно все менять…

- Во всяком случае, они обещали сделать открытие казанской универсиады не хуже, чем это было на универсиаде в Китае…

- В рамках реализации проекта «Остров-град Свияжск» реставрируется, воссоздается собор «Всех Скорбящих Радость» и требует вашего внимания. Учитывая сжатые сроки и значительный объем предстоящих работ, а технологии производства работ связаны временем и качеством, прошу вашего содействия в ускорении заключении договора между заказчиком и исполнителем. (Сагдеев Рустам Флюрович)

- Я не в курсе такой проблемы, но мы изучим ситуацию и обязательно ответим автору вопроса лично. Министерство культуры в этих делах выступает заказчиком, а со всеми подрядчиками работает фонд «Возрождение».

IMG_8376.jpg
«Сижу на совещании, и вдруг приходит sms от моего младшего сына: «На «БИЗНЕС Online» отличная твоя фотография! Где только ее нашли?..»

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ САБАНТУЙ ПРОЙДЕТ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ»

- Министерству культуры республики рекомендую обратить внимание на дикцию и чистоту произношения ведущих программ на ТВ. Поймите, ТНВ для татар в других регионах – это школа и языка и культуры. И некачественный продукт допускать до эфира нельзя!!! (Рим В.)

- Конечно, у телевидения есть свое «министерство» – «Татмедиа». Но, бесспорно, вопрос чистоты языка – это вопрос культуры. На ТНВ есть хорошие специалисты, и они, я знаю, проводят занятия с молодыми ведущими. Работа в этом направлении идет и, я думаю, ситуация будет меняться к лучшему.

- Какое из предлагаемых названий для станции метро, строящейся рядом с Московским рынком, нравится вам больше: "Волгоградская", "Декабристов", "Улица Декабристов", "Кизическая", "Московская", "Удельная", "Удельная слобода", "Симоновская"? (БОБ - ведущий интернет-форума «Обсуждение названий строящихся станций Казанского метрополитена»).

- Лично я назвал бы «Московская», потому что все знают это место как московский рынок. А, может, «Кизическая».

- Какие три мероприятия, запланированные на 2012 год, вы можете назвать в качестве наиболее ярких?

- Мероприятий очень много! Это и федеральный Сабантуй, который в этом году пройдет во Владивостоке, и фестиваль мусульманского кино, и 115-летний юбилей Баки Урманче, 180-летие Ивана Шишкина, 100-летие Льва Гумилева, 75-летие государственного ансамбля песни и танца РТ и республиканской филармонии и другие юбилейные даты деятелей искусства и учреждений культуры.

«СПАСИБО «БИЗНЕС ONLINE» ЗА «КУЛЬТУРНУЮ АФИШУ»

- Айрат Миннемуллович, а как вы восстанавливаете силы, как отдыхаете?

- Мне не хватает на это время… Но мы с женой ходим в бассейн, в этом году после долгого перерыва встали на лыжи. И стараемся регулярно играть в бильярд. Жена у меня архитектор – траекторию видит хорошо, стала обыгрывать меня…

- Вы лично читаете газету «БИЗНЕС Online»? Что нам пожелаете?

- Я вам отвечу так: сижу я на совещании, и вдруг приходит sms от моего младшего сына: «На «БИЗНЕС Online» отличная твоя фотография! Где только ее нашли?..».

Я вашу газету смотрю утром, в обед и вечером. Огромное вам спасибо за то, что ввели «культурную афишу». А пожелание вам такое – продолжайте так же работать и еще больше улучшайтесь. Бывает так, что какой-то материал не можешь найти в других изданиях, а у вас это опубликовано. Спасибо вам за то, что вы есть!

- Айрат Миннемуллович, спасибо вам за разговор. Желаем успехов вам и всему коллективу министерства культуры!

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (10) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    21.02.2012 08:47

    Вот ведь проект "тысяча и одна ночь" с киностудиями представляли в правительство влетом 2011г. Четыре киностудии, зал на 16 тысяч мест, новый корпус Университета на 25000 студентов - где это все? Ресурсом надо пользоваться вовремя и министру и ректору - потом построят "квартирки" у НКЦ

  • express-job
    21.02.2012 09:06

    Интересная статья, много информации, спасибо. У меня остался вопрос - что происходит с татарской литературой? Когда уже появится достаточное количество качественной детской татарской литературы,развивающие игры на татарском языке? На всю Казань один маленький магазин в подвале и по одной полке в больших книжных маркетах. Книг мало, они безлико оформлены, дешёвая полиграфия и т.д.Стоит ли так серьёзно изучать язык в школах, если нечего читать? А Тукай - фирменный знак нашей литературы? До сих пор тот же Шурале Тукая не переиздавался в другой редакции. Даже на официальном сайте - сканверсия старого советского издания. Неужели нет талантливых художников, чтобы нарисовать новые иллюстрации? Ни за что не поверю! Просто никому нет до этого дела.

  • Анонимно
    21.02.2012 09:47

    После перехода оркестра Деринга под крыло филармонии не вижу афиш о его концертах. Жив ли этот замечательный коллектив?

  • Анонимно
    21.02.2012 10:03

    Посмотрите Рубаи Омара Хайяма - работу художника Ирины Солнцевой... Не только Тукай в нашем основании, - да вот читать разучились, поэтому нет эмоций и творчества

  • Анонимно
    21.02.2012 10:18

    По-любому Китай нам не переплюнуть...

  • Анонимно
    21.02.2012 15:13

    Министр прав - Сладковскому давно пока отчитаться о его деяниях.

  • Анонимно
    22.02.2012 03:53

    Очень верится, что Айрат Миннемуллович больше не будет проводить концерт "опен" перед фасадом Дома земледельцев - более одиозного сочетания архитектуры и культуры исполнения в Казани и в России не было! благоразумно надо использовать людей и ресурсы... Культура все же

    • Анонимно
      22.02.2012 09:56

      Причем здесь министр культуры, если Дворец строило другое ведомство. По Вам лучше, видимо, до одурения любоваться самому да предлагать другим на примитивные, но исторические дома вроде дома Соломина, Михляева, Л.Толстого (после восстановления) и тп. Вы ещё предложите австрийцам такой же венский дворец Хофбург спрятать от культурных мероприятий под предлогом вычурности, кризиса и экономии. Как бы Вы скаредно ни относились к нашему Дворцу, однозначно нужно проводить представляющие Казань всемирно и для тысяч самих казанцев массовые опенэйры именно там, чем для пары десятков просвещенных ценителей в тесном Кремле и тем более на каких-то банальных полях или перед куцыми зданиями, об историчности которых известно только нескольким десяткам горожан, а на них самих, как говорится, "на лбу не написано".

  • Анонимно
    22.02.2012 09:19

    Чего пристали к Сладковскому? Были же шикарные фестивали Казанская осень и Конкордия. На них те 120 млн и пошли.

  • Анонимно
    22.02.2012 14:31

    Прямо таки 120 млн на ДВА фестиваля?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль