Нефть и нефтехимия 
27.02.2012

«Система» пробила оборону нефтяного Татарстана. Через «Автодорстрой»

ЗДРАВСТВУЙ, "БАШНЕФТЬ"!

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» коммерческий директор ООО "Автодорстрой" Алексей Пятницин, сейчас «Башнефть» разрабатывает новый бренд и фирменный стиль для автозаправок, определяет стандартные условия для договоров франчайзинга. «Поэтому количество АЗС, которое перейдет под вывеску «Башнефти», пока озвучить не можем.

Сама инициатива начать подобное сотрудничество возникла после публичного приглашения нефтяной компании к участию региональных сетей в программах джобберства и франчайзинга», - говорит Пятницин. Надо отметить, что «Автодорстрой» включает 51 АЗС в РТ и Самарской области, а также 16 АГЗС в Татарстане.

В самой компании «Башнефть» корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online» сообщили, что пока не комментируют СМИ информацию по реализации соглашения. «Процесс ребрендинга находится в начальной стадии», - заявили в пресс-службе нефтяной компании.

В то же время участники рынка говорят, что "Башнефть" договора заключает только с компаниями, имеющими сеть, состоящую не менее чем из пяти эффективных АЗС. По словам собеседника «БИЗНЕС Online», джобберский договор предполагает, что размер фиксированной выплаты за пользование товарным знаком "Башнефть" составляет 150 тыс. рублей в год с одной АЗС, скидка в 10% полагается, если в сети больше 20 АЗС.

ИЗДЕРЖКИ УКРУПНЕНИЯ

Один из участников рынка на условиях анонимности рассказал, что джобберские и франчайзинговые соглашения активно практикуются на рынке нефтепродуктов. Однако здесь есть свои издержки:

«К примеру, «Татнефть» отказалась от джобберских соглашений. Поскольку нередко АЗС нарушали джобберские кондиции, играли ценой: где-то демпинговали, где-то задирали цену, могли продать под видом «Татнефти» некачественный товар. Все это ударяло по «Татнефти», - рассказывает собеседник. - Что касается системы франчайзинга, то она распространена у «Лукойла» (надо отметить, что несколько АЗС «Автодорстроя» перешли по вывеску «Лукойла» и до сих пор работают - ред.). Правда, после начала кампаний по борьбе за качество топлива, за последние год-два «Лукойл» поснимал половину своих вывесок с частных станций».

Также надо отметить, что франчайзинговую схему пытается развивать и «Татнефтепродукт», заключая соглашения с бывшими АЗС, работавшими под вывеской «Витязь» в Самарской области. Здесь татарстанцы пытаются жестко контролировать качество продаваемого топлива, которое бензовозами возится с казанской нефтебазы.

«Башнефть» является вертикально-интегрированной компанией, которая весной 2009 года перешла под контроль московской АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Что интересно: после поглощения «Башнефти» в федеральных СМИ активно циркулировали слухи об интересе «Системы» к татарстанской «нефтянке» и даже озвучивалась готовность москвичей приобрести «Татнефть». Информация тогда не подтвердилась. Но, похоже, «Башнефть» нашла другую дорожку в Татарстан.

IMG_0797.jpg
"Автодорстрой" имеет 51 АЗС в Татарстане и Самарской области, а также 16 АГЗС в республике

Как известно, «Башнефть», помимо нефтедобычи, владеет тремя нефтеперерабатывающими заводами мощностью 24,07 млн. тонн в год («Уфанефтехим», Уфимский нефтеперерабатывающий завод и «Новойл»), которые изначально строились под поволжский кластер и в первую очередь под татарскую нефть. Долгое время уфимские НПЗ были основными поставщиками автотоплива для татарстанского рынка. Сейчас половину потребностей рынка закрывает ТАИФ-НК. Но на фоне планов запуска производства бензинов на ТАНЕКО и увеличения глубины переработки ТАИФовского НПЗ башкирские переработчики озабочены удержанием рынков соседних регионов, включая Татарстан. Аналитик «Инвесткафе» Виталий Михальчук говорит, что не случайно «Башнефть» озвучила свои планы увеличить свою розничную сеть с 444 до 1200 станций в Приволжском, Центральном, Уральском, Южном и Северо-Западном федеральных округах.

Другой собеседник газеты «БИЗНЕС Online» считает решение «Автодорстроя» вынужденным шагом и последствием федеральной политики. «Сейчас политика федеральных властей - на удушение средних трейдинговых розничных компаний. Идет укрупнение рынка из-за того, что так его легче контролировать. Но ручное регулирование всегда чревато перекосом рынка. В качестве примера я всегда привожу ЮКОС, который взамен кредита Красноярскому краю получил большую часть АЗС. В итоге рынок был монополизирован. Тогда 92-й бензин стоил 6 рублей, а ЮКОС поднял до 11 рублей, почти в два раза!», - рассказывает один из участников рынка.

ФРАНЧАЙЗИНГ - МИНИМУМ ЗАТРАТ НА РЫНОЧНЫЙ ЗАХВАТ

Ситуацию прокомментировали эксперты «БИЗНЕС Online».

Виталий Михальчук - аналитик "Инвесткафе":

- Общий объем розничного рынка нефтепродуктов Татарстана составляет около 800 АЗС, в объемах - 1,15 миллиона тонн бензина и 1,5 миллиона тонн дизельного топлива. На рынке наибольшую долю занимают «Татнефтепродукт» (167 АЗС, 21% рынка), «Татнефть» (153 АЗС, 19% рынка) и «Автодорстрой» (около 50 АЗС, 6% рынка).

Большинство франчайзи заключают контракты с крупными нефтяными компаниями на один-два года с правом продления сотрудничества по обоюдному соглашению сторон. В договоре устанавливаются стоимость франчайзинга и поквартальный график поставок топлива со стороны франчайзера.

«Татнефть», ТАИФ и «Татнефтепродукт» планируют расширять долю рынка на основе взаимного сотрудничества. С другой стороны, «Башнефть» планирует активно расширять свою розничную сеть с 444 до 1200 станций в Приволжском, Центральном, Уральском, Южном и Северо-Западном федеральных округах. Татарстан интересен «Башнефти» еще и потому, что территориально близок к принадлежащей ей уфимской группе нефтеперерабатывающих заводов.

Франчайзинг на рынке АЗС активно используется, поскольку он позволяет осваивать новые регионы при минимальных затратах. Первоначальные расходы берет на себя франчайзи, на них нефтяные компании перекладывают также издержки по содержанию АЗС.

IMG_0802.jpg
Сейчас половину потребностей автотоплива для татарстанского рынка закрывает ТАИФ-НК

Павел Строков - директор по стратегическому развитию ООО ИАЦ «Кортес» (Москва):

- «Башнефть» очень активно развивает собственно сбытовую сеть, в том числе и через такого рода программы (соглашение о сотрудничестве и подписание джобберского договора). У этой компании достаточно широкие планы по регионам, и то, что она открывает в Татарстане, - это несомненный плюс.

У нее достаточно большие возможности сейчас для того, чтобы выполнять эти программы. У компании хорошие мощности по нефтепереработке, которые дают качественный продукт. Несомненно, все ее партнеры будут получать хорошее конкурентное преимущество на региональных рынках.

«Башнефть» получает плюс по реализации продукта и по неким долям рыночного сегмента, а франчайзи получают гарантированный продукт по заранее оговоренным ценам, плюс к этому поддержку на региональном уровне.

2011 год показал, что бывают разные ситуации. И бывают ситуации, когда нет на рынке продукта. Эти компании уже имеют некое подтверждение, что на рынке будет продукт.

На рынке АЗС франчайзинг используется активно. В первую очередь он используется для выведения больших компаний на региональные рынки.

Ирек Сулейманов - президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ:

- «Автодорстрой» – это серьезная сильная компания. Это уважаемая компания, мы работаем, давно знаем друг друга. Для потребителя и для рынка это огромный плюс, если компания будет вести себя порядочно на рынке. Мы только «за», чтобы люди что-то строили, вкладывали, чтобы условия соответствовали тем вложениям, которые делают бизнесмены, коммерческие структуры.

Об условиях заключения соглашения затрудняюсь сказать, так как компании это решают между собой. Отмечу, что приход новых игроков – «Башнефть», «Сибнефть» и т. п. – это только благо и для конечных потребителей, и для развития бизнеса в Татарстане.

Франчайзинг на рынке АЗС актуален, наверное, не так, как в Европе, но все же достаточно актуален, и с каждым годом все больше развивается, становится популярнее.

В Татарстане башкирский бензин реализуют порядка 40 - 50 процентов. Точно не меньше 40 процентов, потому что наш собственный завод бензина (имеется в виду ТАИФ-НК - ред.) обеспечивает наши потребности только на 50 процентов. Основной поставщик по республике – это, конечно, «Башнефть».

Справка

ОАО «АНК «Башнефть» — российская вертикально-интегрированная нефтяная компания. Контрольный пакет акций компании (61,29% голосов) по состоянию на февраль 2011 года принадлежал АФК «Система», еще 25% — компании «Система-инвест». До апреля 2009 года считалось, что контроль над компанией принадлежал структурам Урала Рахимова (сына Муртазы Рахимова - бывшего президента Республики Башкортостан).

Компания ведет добычу нефти на территории Башкортостана, Татарстана, Оренбургской области из месторождений Урало-Поволжской нефтегазоносной провинции (всего свыше 160 месторождений), большинство из которых находятся в фазе падающей добычи. Также компания добывает нефть на четырех лицензионных участках в Ханты-Мансийском автономном округе. На конец 2009 года доказанные запасы компании по категории 1P составляли 1,3 млрд. баррелей (177,4 млн. т) нефти, а с учетом вероятных и возможных — 2,1 млрд. баррелей (286,5 млн. т).

«Башнефти» принадлежат три НПЗ мощностью 24,07 млн. т в год («Уфанефтехим», Уфимский нефтеперерабатывающий завод и «Новойл»), а также нефтехимический комбинат «Уфаоргсинтез». Компания планирует развивать нефтепереработку, до 2016 года инвестиции в ее развитие, как ожидается, составят более 35 млрд. рублей.

За сбыт продукции компании ответственны собственные нефтебазы, расположенные на территории Республики Башкортостан, Удмуртии и Оренбургской области, 460 собственных АЗС (принадлежат дочерним ОАО «Башкирнефтепродукт», ООО «Башнефть-Удмуртия» и ОАО «Оренбургнефтепродукт») и более 160 сторонних АЗС, работающих на условиях франчайзинга и джобберских соглашений.

В 2010 году «Башнефть» добыла 14,1 млн. т нефти (в 2009 году — 12,2 млн. т) или 276 тыс. баррелей в сутки. Объем переработки нефти на заводах компании составил 21,2 млн. т (в 2009 году — 20,8 млн. т), глубина переработки — 86,3% (годом ранее — 83,4%). Выручка компании в 2010 году по МСФО составила $13,3 млрд. (в 2009 году — $6,8 млрд.), операционная прибыль — $2,3 млрд. ($618 млн.), чистая прибыль — $1,4 млрд. ($420 млн.).

ООО «Автодорстрой» - сеть АЗС и АГЗС, представленная в Татарстане и Самарской области. Собственник на 07.04.2011 - Рамиль Налимов (100%). По итогам 2010 года выручка - 5,5 млрд. рублей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (28) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.02.2012 09:58

    думается "башнефть" будет хорошо теснить тандем "татнефть-татнефтепродукт". хочется надеяться на это! но будет противодействие властей РТ.... жаль..

  • Анонимно
    27.02.2012 10:34

    Мы приветствуем БАШНЕФТЬ! Они хорошо работают! А качество зависит от АЗС, от емкостей, обвязки и т.д., от персонала... Татнефть имела амбиции на 1000 АЗС к 2010г. Удалось или нет - не видно, скорее нет... Люди в Татнефти важные конечно, но рынок вот уважает быстрых, смекалистых, посковых

  • Анонимно
    27.02.2012 10:35

    противодействие невозможно, т.к. по гражд. кодексу никто не вправе препятствовать свободной торговле, а можно только поощрять удачливых предпринимателей и добросовестных производителей. Думаю, что правительства всегда следуют ими же заявленным принципам поддержки свободы предпринимательства. Мы же с Вами в это верим, правда?

  • Анонимно
    27.02.2012 10:46

    ШИШ ваМ, а не нефть ТАТАРСТАНА!!!

  • Анонимно
    27.02.2012 12:14

    Башкирский бензин хороший! Думаю, он будет перекрывать монополию татарских компаний!

  • Анонимно
    27.02.2012 12:34

    Это здорово !

  • Анонимно
    27.02.2012 13:02

    Цены там такие как на АЗС Татнефти. А качество бензина Татнефти, одна из лучших из имеющихся у нас.

  • Анонимно
    27.02.2012 13:33

    Не понаслышке зная качество бензина Башнефти по их заправкам в Башкирии, буду заправляться на АЗС Башнефти в Татарстане. Учитывая, что это франчайзинговая схема, самое главное, чтобы наши (Автодорстрой) не бодяжили... А то может получиться как с Лукойлом, когда на фирменных заправках Лукойл-Уралнефтепродукта отличный бензин, а многочисленные франчайзинговые АЗС с вывеской Лукойла лучше объезжать стороной...

  • N.
    27.02.2012 13:38

    можно, конечно, воскликнуть "каждый сверчок знай свой шесток"! но...мы же вроде дружим с башкирами... подружим-подружим, да и конкурентнее станем...

  • Анонимно
    27.02.2012 13:40

    Просто владелец автодорстроя хочет избавиться от непрофильного актива, может и татнефть не дает развиваться...А как же хочется еще раз засветиться в Форбс...

  • Анонимно
    27.02.2012 14:00

    Интересно сможет ли и дальше демпинговать ТАИФ-НК...

    • Анонимно
      27.02.2012 18:31

      демпинга нет, есть реально рыночно обоснованные цены с нормальной рентабельностью и за счет этого очень хорошей оборачиваемостью средств!

  • Анонимно
    27.02.2012 14:00

    Сеть АЗС "Автодорстрой" - непрофильный актив??? По-моему, это единственный серьезный актив у челнинского "Ресурс-Холдинга". Обычный франчайзинг, кстати сейчас ряд АЗС "Автодорстроя" работают под вывеской "Лукойла". Зря Вы так, батенька...

  • Анонимно
    27.02.2012 14:02

    БО, копните глубже эту тему! Что, зачем, почему и какие планы?

  • Liza
    27.02.2012 14:42

    Жду башнефть!

  • Анонимно
    27.02.2012 14:58

    Всё намного проще.Тех влиятельных людей , в верхушке Татарстана, которые продвигали "Автодорстрой", отодвинули от крана распределения и лимиты ТАИФа и Татнефти потекли в другие закрома. Вот и ищут пути спасения своих активов.

  • Анонимно
    27.02.2012 15:05

    Сильный бренд, хорошее качество, спокойно можно заправлять иномарки, сами будем заправляться!

  • Анонимно
    27.02.2012 15:16

    Заправляюсь соляркой на АЗС Башнефть в Буинске, единственная заправка, после которой вебасто нормально работает! Скорее бы они появились на М—7!!!

  • Анонимно
    27.02.2012 15:34

    Качество уфимских бензинов хорошее, кроме того для бюджета РТ дополнительные поступления будут. И для народа, и для Республики польза.

  • Анонимно
    27.02.2012 17:51

    Башкирский бензин отменного качества. С приходом независимого игрока усилится конкуренция и потребитель выиграет!

    • Анонимно
      27.02.2012 18:30

      транспортное плечо у него большое, тащить бензин 800 км. может вылится в копеечку. Почему вы думаете татарский бензин ранее отъел 50-60% рынка РТ у башкирского - как раз плечо и сыграло, поэтому в розницу я думаю он не будет дешевле Татнефти, а тем более ТАИФ-НКовского. Насчет качества посмотрим, что будут разливать

  • Анонимно
    27.02.2012 20:06

    Очень хочется надеяться, что добросовестная конкуренция повысит качество топлива и обслуживания. Было бы лучше, если новые игроки (Башнефть и др.) будут строить новые современные заправочные комплексы как в пределах города, так и на трассе М7.

  • Анонимно
    28.02.2012 07:43

    Башкиры сами (в Башкортостане) хвалят только бензин Башнефть, соляра, говорят, лучше у лукашей

  • Анонимно
    28.02.2012 08:51

    "транспортное плечо у него большое, тащить бензин 800 км."??? У вас как с глазомером? От Уфы до Челнов - 300 км, от Казани до Уфы - 532 км.

  • Анонимно
    28.02.2012 08:53

    Теперь ответный ход за Татнефтью и РТ. Президент РБ давно их зовет в РТ. Кстати, Башнефть отказалось от активов в Краснодарском крае, в отличии от Татнефти. Какой там интерес у Татнефти, непонятно. АЗС-ки пустуют там по 8 месяцев в году. Могли бы поближе АЗС строить или преобретать, да и налогов в РТ больше оставалось. Насчет качества топливо, заводы в Уфе старенькие, не конкуренты новым производствам в Нижнекамске. Вопрос только в организации доставки, хранения и контроля качества на самих АЗС.

    • Анонимно
      28.02.2012 17:02

      НПЗ в Башкирии одни из самых молодых в РФ, там глубина переработки нефти бывает выше 80%, и качество бензина должно быть нормальным, только вопрос не в качестве бензина на выходе с завода, а в качестве бензина на входе в бензобак и оно может быть не одинаковым. Вся слабость франчайзинговых схем в РФ в неотработанной схеме контроля качества топлива на входе в бензобак и "изобретательности" наших франчайзи :-))

  • Анонимно
    28.02.2012 16:53

    "У вас как с глазомером? От Уфы до Челнов - 300 км, от Казани до Уфы - 532 км."Нормально, только вопрос не глазомера, а экономики и логистики. Казань не конец географии поставок топлива, да и АЗС не в линию стоят на одной дороге "Казань - Уфа", а как Вы понимаете "кустами" сидят на карте РТ, т.е. территориально распределены и Ваши "на глазок" отмеренные 532 км., при даже грамотной логистике поставок очень плавно превращаются в 800 км., и от этого не уйти. При прочих равных условиях у нижнекамского бензина будет экономия на транспортном плече в 331 км. (от Уфы до Нижнекамска) по сравнению с башкирским бензином, а значит возможность двигаться вниз по розничной цене. Потребитель действительно выиграет.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль