Общество 
21.03.2012

Минтимер Шаймиев: «А если бы мы сейчас заново начали обсуждать Зиланта?»

УЧАСТНИКОВ ИНТЕРНЕТ-ОБСУЖДЕНИЯ ПРИГЛАСИЛИ В КРЕМЛЬ

Сегодня на совещании в Казанском кремле в закрытом режиме обсуждалась судьба «Хранительницы» московско-бурятского скульптора Даши Намдакова. Это совещание стало реакцией на публичное обсуждение новости об установке статуи музее-заповеднике в Болгарах, между памятным знаком принятия ислама Волжской Булгарией и соборной мечетью. Буквально за сутки группа, созданная в социальной сети Facebook, набрала более сотни участников, обрушившихся с критикой как на внешний вид барса, так и на саму идею его установки перед мечетью. Большинство сходились на том, что агрессивной скульптуре, смахивающей скорее на «идола», чем на барса, не место в колыбели татарского ислама.

После долгого совещания, участие в котором принимали активные участники обсуждения в интернете – историки, представители духовенства и культурного сообщества, проектировщики, – госсоветник РТ Минтимер Шаймиев объявил о принятом решении. Скульптуру, отливка которой уже практически завершена в Италии (остается отлить только часть крыльев), все же установят в Болгаре – но не там, где планировалось изначально.

Шаймиев вышел к журналистам с планами привязки статуи к местности. Стоя у метровой высоты копии «Хранительницы», он показал первоначальную версию установки – между памятным знаком принятия ислама и соборной мечетью. А затем – новый вариант размещения крылатого барса, который теперь поручено проработать проектировщикам.

view_394701_293705.jpg
После долгого обсуждения, в котором принимали участие историки, представители духовенства и культурного сообщества, проектировщики, Шаймиев объявил, что скульптуру все же установят в Болгаре, но не там, где планировалось ранее

ИСТОРИЯ БУЛГАР НАЧАЛАСЬ ЗАДОЛГО ДО ПРИНЯТИЯ ИСЛАМА

По словам Минтимера Шаймиева, даже первоначальный вариант размещения «Хранительницы» был продуман до мелочей – 12-метровая статуя как минимум на 20 м ниже зданий. Что же до вопросов теологии, то, по мнению госсоветника, нельзя противопоставлять историю государства и религию. Булгары – это не только история принятия ислама, это еще и история государства до этого.

«До принятия ислама Булгарское государство уже было! – подчеркнул Шаймиев. - Не случайно мы говорим, что Булгария как государство добровольно приняло ислам как доминирующую религию. Мы восстанавливаем исторический памятник Булгарского государства – и для нас важно все, что связано с этой землей… Мы восстанавливаем эту историю – и принимаем во внимание абсолютно все. Почему появилась необходимость установки скульптурного изображения? Крылатый барс – символ государственности булгар, но ведь крылатого барса не бывает - это тоже мифология… Каким был тот символ государственности на самом деле, мы не знаем. Это в наше время художники изобразили на гербе Татарстана того барса, каким они его увидели. И, восстанавливая историю булгар, кто бы что ни делал – мы хотели бы иметь там скульптурное изображение. Эта работа нам понравилась – и мы его заказали».

view_394701_293709.jpg
Шаймиев рассказал, что даже первоначальный вариант размещения «Хранительницы» был продуман до мелочей – 12-метровая статуя как минимум на 20 м ниже зданий

«А ЗИЛАНТ – ОН КРАСИВЫЙ?»

Шаймиев также рассказал о истории возникновения самой идеи статуи «Хранительницы». Она впервые приехала в Казань вместе с выставкой Даши Намдакова в июне прошлого года – именно тогда она и приглянулась госсоветнику. Причем настолько, что теперь этот метровой высоты барс стоит на постаменте в Кремле. А эстетический вид барса, хищника, матери, хранительницы своей земли, своих детей таков, каким его увидел автор. Кстати – голова барса, стоящего на постаменте в Кремле, - это слепок с черепа рыси в натуральную величину, объяснил госсоветник. И в любом случае «Хранительница» привлекает внимание, вызывает дискуссию – собственно, как и любая другая мифологическая скульптура.

Тут Шаймиев привел в пример Зиланта, изображенного на гербе Казани. «Раз уж мы начали обсуждать эстетику – а Зилант, он красивый? Это мифическое существо, которое присутствует в нашей истории. Но если внимательно посмотреть – чья голова там, чей хвост, чье тело? Там даже более собирательный образ, чем в данном случае… Это мифология. И вот эта скульптура, считаю, будет очень привлекательна – будут задавать вопросы, интересоваться. Тем более что это скульптура нового поколения. И право на нее будет принадлежать Татарстану, хотя интерес к скульптуре есть и со стороны коллекционеров».

АРГУМЕНТЫ ВЕРУЮЩИХ ПРИНЯТЫ ВО ВНИМАНИЕ

Впрочем, решающим аргументом за перенос статуи стал все же вопрос верующих – а многие уже высказались против такого соседства столь агрессивного символа с мечетью. В принципе молящийся мусульманин в любом случае обратится в сторону Мекки, что бы рядом ни находилось. И соседство со статуей нельзя считать идолопоклонством, считает Шаймиев. Но пространство заповедника все-таки позволяет пойти навстречу пожеланиям – что и было в итоге сделано.

Почему все-таки не было первоначального публичного обсуждения этого проекта? «Тогда это заняло бы несколько веков», - сказал Шаймиев, отвечая на этот вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online». С другой стороны, в работе над созданием музея-заповедника в Болгарах принимают участие эксперты – историки, проектировщики, все вопросы согласовываются с ЮНЕСКО, отметил он. По-видимому, мнение экспертного совета госсоветник посчитал достаточным и в случае с установкой «Хранительницы».

«Мы не ставили никакой цели вызвать негатив, не думали, что будет такой резонанс, - признался Шаймиев. - Мы строим сейчас причал – и здесь разместится также музей Булгар, здесь будет представлена история и культура государства… И вот мы, обсуждая, идя навстречу, подумали – возможно, нам эту скульптуру следует поставить именно здесь… Статуя все равно окажется на высоком берегу – но при этом в стороне от этих святынь. Думаю, это снимает все вопросы…»

Статую планируется доставить в Татарстан в апреле – и уже в мае установить на новом месте.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (90) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    21.03.2012 17:56

    Это только версия - можно вернуться к процедуре используя Решения Президента и Правительства - чтобы не было кривотолков. В данном случае вопрос не специалистов, а общества - см. интернет-голосование за один день, а не много веков...

  • Анонимно
    21.03.2012 17:57

    Автор не скрывает, что это языческий символ шаманизма и буддизма. Цитата с сайта Даши:"Фантасмагорией и мистикой веет от скульптуры Хранительница, где образ кошачьего хищника дополнен острыми как лезвия крыльями, грозно вздыбившимися за спиной львицы-самки.Оскаленная пасть и острые когти говорят о яростном порыве защищать свое потомство, не оставляя нам альтернативы в мыслимом завершении предполагаемого сюжета.Прием устрашения как защиты традиционно использовался в символических образах ритуальных предметов шаманизма и буддийских гневных божеств-хранителей веры..Произведения Д.Н., наследующего архаические традиции языка искусства, рождают ощущение тонкого балансирования на грани европейской классической станковой скульптуры и некоего восточного предмета, предназначенного для любования или культового поклонения".

    • Анонимно
      21.03.2012 18:15

      А кто разделяет философию автора? Она не совпадает ни с настроением, ни с историей, ни с эстетикой нашего многомиллионного народа... Предпочтения лидера прошлых десятилетий - не в счет! Не тут это все, не у нас... Не Япония, не Бурятия - татары мы, в каждой семье солдаты насмерть стояли за ОТЕЧЕСТВО! А эту мразь взорвем!

  • Анонимно
    21.03.2012 17:58

    Шаймиеву понравилось, значит будет стоять этот ритуальный предмет шаманизма.Вот как автор сам характеризует свое творение:"Оскаленная пасть и острые когти говорят о яростном порыве защищать свое потомство, не оставляя нам альтернативы в мыслимом завершении предполагаемого сюжета.Прием устрашения как защиты традиционно использовался в символических образах ритуальных предметов шаманизма и буддийских гневных божеств-хранителей веры"...

  • Анонимно
    21.03.2012 17:59

    молодец, Бабай! в очередной раз убедился в этом. умеет, несмотря на течение времени, понимать его суть, меняться самому и быть в тонусе. что касаемо скульптуры - действительно резонансное дело, но приведу лишь один пример в деятельности МШШ: переселение из ветхого жилья (налогообложение предприятий), строительство пирамиды - сколько было нелестных отзывов в адрес 1 Президента РТ и Правительства РТ и что? спустя некоторое время - все осознали и поняли правильность того выбора... МШШ дальновиден и прав в выборе именно данного символа-скульптуры. + еще и в том, что МШШ прислушался к мнению народа, выразившемся в и-нете и провел, назовем так, совещание, в ходе которого было принято решение о переносе скульптуры в исторический центр-музей. мудро. с ув., Дамир. )

    • Анонимно
      21.03.2012 18:05

      Вот уж точно, пирамида-произведение искусства))) Не смешите! Позор в центре города вместе с кольцом и прочей архитектурной мерзостью

      • Анонимно
        21.03.2012 19:50

        аноним 21.03.2012 18:05, а я разве сказал, что пирамида, кольцо - произведение искусства? читайте внимательнее. гениальное творение могут оценить только гении, равно как и талант может оценить только талант... все остальные лишь созерцают. p.s. так что кушайте СВОЙ хлеб. Дамир.

        • Анонимно
          21.03.2012 20:28

          Вот уж извините, дорогой, безмерно гениальный и талантливый Дамир, куда уж нам простой серости до высокого искусства. Мы ж в этом ничего не понимаем. Знал бы вас лично, в ноги б поклонился. П.С.Не знаю ни одного человека, кому нравилась бы пирамида и прочее г... Я думаю и через десятки лет такие не появятся

          • Анонимно
            21.03.2012 22:00

            и чего вы язвите, аноним 21.03.2012 20:28, не понимаю, еще раз повторяю, я не говорил, что пирамида, кольцо являются произведением искусства, тем более гениальным, а про то, что нравится-не нравится - сколько людей, столько и мнений. p.s. и вовсе я не "дорогой, безмерно гениальный и талантливый" и таковым себя не считаю. нормальный я чел, который заявляет открыто, не прячась анонимно. Дамир.

            • Анонимно
              22.03.2012 00:09

              Дамир я ведь твой тезка но извини все не так. Ты уж как бы за себя ладно. А то имя нам дали одинаковое а мнения противоположные

          • Анонимно
            21.03.2012 22:34

            для вас ответ у модера, спросите. Дамир.

    • Анонимно
      21.03.2012 19:54

      Прогиб засчитан!

      • Анонимно
        21.03.2012 20:21

        тролль 21.03.2012 19:54, с чего это тебе взбрендило в то необычное, что ты носишь на плечах, что это прогиб? это мое твердое мнение, без лизоблюдства. Дамир.

  • Анонимно
    21.03.2012 18:02

    Скульптур говорит что это львица,Шаймиев говорит про рысь,все про летающего барса! Черти что! Вы там наверху разберитесь что на народные деньги купили то? Или Вам все по фиг,лижь бы купить?

  • Анонимно
    21.03.2012 18:03

    Придет время народ снесет это чудовище.

  • Анонимно
    21.03.2012 18:03

    Просматривая комменты под материалом и изучив фото «летящего» барса невольно вспомнил слова из песни Успенского:И глупая воронаА может быть собакаА может быть короваКак что-то запоетИ от такого пенияА может и не пенияУпал немедля в обморокОт смеха весь народА если серьезно, то «летящий» барс Намдакова это один из символов (также как и архитектура и пр.) нынешней эпохи и предводителей эпохи в лице высшего чиновничьего аппарата (или как любят их еще обозвать – элита). У каждой эпохи свои символы: у Сталина монументальная архитектура и скульптура («Рабочий и Колхозница»), у Хрущева – хрущевки. А что может быть символов нынешней элиты, оторванной от духовности (религии) и народа (частично носителя духовности)? Вот такое существо из бурятской мифологии – барса с копытами и тончайшими ногами (слабая опора), хвост поджат, клыки хорошо развиты, чтобы вцепиться и разорвать на клочки соперника, но коренные зубы слабо развиты, а соски, видимо, как заметил один из комментаторов, дать эпохе сексуальной раскрепощенности. Крылья не предназначены летать, отмирают как рудимент. И пр. пр. В общем лучше власти себе самой никто не придумает образ-символ.А напоследок из Библии. Барс используется в Библии как общий символ хищника: «настанет время, когда барс примирится с козленком».

  • Анонимно
    21.03.2012 18:05

    "если бы мы сейчас начали заново обсуждать..." а почему бы и не обсудить заново например летучую мышь на трубе крематория как-то мы с ней свыклись но особого восторга не вызывает надо бы обсудить и перепрофилирование дворца землевладельцев под музей или библиотеку также вызывает недоуменеие два президентских дворца в Кремле может одного достаточно а впредь надо советоваться прежде чем отливать в металле хотя бы с основными благотворителями и экспертами

  • Анонимно
    21.03.2012 18:10

    Просто отказаться от затеи совсем видимо не просто, ну как же, ведь было принято дальновидное решение... а дальше еще дальновидней - найден компромис)))). ну дай бог, чтобы данная скульптура вписалась в общий пейзаж исторического места. правда не совсем понятно, что она будет символизировать у причала...

  • Анонимно
    21.03.2012 18:10

    не молодец бабай. представленная скульптура - какое-то жуткое чудовище, характерное по стилистике средневековой европе. барса или кошку, львицу даже не напоминает. никакой мудрости в решении близко нет, просто ему самому чем-то понравилось. Зилант много "симпатичнее".

  • Анонимно
    21.03.2012 18:21

    бабай как всегда мягко стелет а решение всё равно принял единолично

    • Анонимно
      21.03.2012 19:23

      А это не факт! Решение еще не принято. Это только пожелание Советника. Фонд выполняет Госзадание на 800 млн. руб. из бюджета. Распорядитель бюджета - Кабмин РТ. Контроль за бюджетом и госзаданием жесткий! Воровать и ошибаться нельзя. Никому! Или можно, но не всем ...! Президенту РТ нельзя! Ему работать еще как медному котелку... Умный у нас Президент!

  • Анонимно
    21.03.2012 18:24

    1. бабай оправдывается. это приятно2. он попал под влияние дьявольского шамана намдакова. вы заметили? "это же видение художника. .. вот он говорит так... вот он считает так..."а своё мнение есть у госсоветника?

  • Анонимно
    21.03.2012 18:25

    По фрейду выбранная статуя отражает не только из-нутреннее послание ваятеля, но и резонирование зрителя, которому она нравится. И это ужасно. Агрессия, раздрай, дисгармония, тайна, ужас, запрятанные страхи. Воспитывались на реализме Якупова, Урманче. Но хранительница сильнее

    • Анонимно
      21.03.2012 19:07

      В том то и дело что у людей не резонанс, а понос начинается... Ну так нельзя выражать эмоции, господа!

  • Анонимно
    21.03.2012 18:29

    Скульптура напоминает чудовище из фильма "чужой".Энергетика у чудовища...чудовищная. Нет, не хочется ехать в место, "оберегаемое" таким арт-объектом.Булгары уже ассоциируются с огромным горем. Такой дополнительный всполох негативной энергетики там же - очень странно.Волюнтаризм Шаймиева не нашел ни единой реальной преграды хоть в чьем-нибудь лице. Увы. увы.

  • Анонимно
    21.03.2012 18:29

    Согласен с несогласными.

  • Анонимно
    21.03.2012 18:34

    Прощай, Булгар! Больше не увидимся!

  • Анонимно
    21.03.2012 18:39

    Разумный человек ,что может сказать??????Слов нет, одни эмоции.....

  • Анонимно
    21.03.2012 18:45

    Талант безусловен.... Сомнений нет... Но причем тут мы???? Ты ж татары....Эх.

  • Liko
    21.03.2012 18:56

    Наше прошлое и история - это не игрушка.

  • Анонимно
    21.03.2012 19:01

    //В принципе молящийся мусульманин в любом случае обратится в сторону Мекки, что бы рядом ни находилось. И соседство со статуей нельзя считать идолопоклонством, считает Шаймиев.//бу с?зл?рне гомеренд? кулын догага к?т?рм?г?н кеше ?йт?. С?зне б?тенл?й тиск?рег? чыгарып калдырмакчылар, кем монда ул скульптурага каршы со?, б?тенесе ?леге сынны Болгарда куйдырмау ?чен тырыша ич. куйсын бакчасына бабай, кем мо?а каршы чыгар?

  • Анонимно
    21.03.2012 19:02

    А в участников совещания на ролике всматриваешься - действительно народ мелкий, не масштабный, ... даже как бы мещане собирались, не бояре... - Президенту надо поучаствовать... "хлопци перегнули"... В ведь народ, бит! Булдырасыз бит!?

  • Анонимно
    21.03.2012 19:09

    секта сатанистов какая то(((

  • Анонимно
    21.03.2012 19:25

    А Зиланта нам Императрица "прислала" - выбора не было! Никто и не приглашает младенцев Империи обсуждать историю - не ошибитесь с БУДУЩИМ!

  • Анонимно
    21.03.2012 19:34

    ШИРКуют...

  • Анонимно
    21.03.2012 19:35

    А мне лицо Минтимера Шариповича на первом фото нравится - такое спокойное, доброе, мягкое, лицо заботливого отца. Интересный снимок. Кажется вот он сейчас погладит Хранительницу и она покорится, агрессия стихнет. Нет страха у него в лице, а есть какое-то пронзительное спокойствие, духовная сила, зрелость. Даже само творение теряется на этом фоне. И кажется, что вдохновения в этом человеке больше, чем в самом ваятеле.Ольга.

  • Анонимно
    21.03.2012 19:59

    Оленеька, так ведь эта малышка в Италии выросла до 12 метров в бронзе! Вот лица сограждан и перекосило!

    • Анонимно
      21.03.2012 20:49

      Мир, каким мы его видим, - это отражение нас самих. Если в сердце живет любовь, то что нам мешает наполнить ей 12 метров бронзы? Я, конечно, понимаю, что это не Будда Весеннего Храма в провинции Хэнань в 128 м и не статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро, которые являются Хранителями чувств верующих, но здесь есть определенное испытание для нашей веры. Страх приходит туда, где слаба вера и любовь.

      • Анонимно
        21.03.2012 23:57

        Пересмотр ите хроники сорокових годов. Особенно про Освенцим. Щ

        • Анонимно
          22.03.2012 09:31

          Я хорошо знакома с этими хрониками. А Вам советую прочитать жизнеописания духовных подвижников, не зависимо от их вероисповедания.

  • Анонимно
    21.03.2012 20:02

    Если мы воостанавливаем Булгар,как город первых мусульман,то Ислам запрещает изображать животных и людей.Если мы возрождаем Булгар как исторический город для туризма,то справедливо говорить,что основная масса населения булгар(кроме семьи хана Айдара)были язычники

  • Анонимно
    21.03.2012 20:03

    Ужасная, отталкивающая скульптура!Да еще никакого отношения ни к истории нашей, ни к мифологии не имеющая. Не понятно, почему бабай с таким упорством навязывает нее. М.б. дело не в "искусства"? Не секрет, что авторы новоявленных памятников делятся гонораром с теми, кто принимает их работы. Вот и появляются на наших улицах чудовищные Сайдашевы...

  • Анонимно
    21.03.2012 20:13

    представитель Даши Намдакова +7 903 9682931 Мункожап Бадмаев

  • Анонимно
    21.03.2012 20:51

    Сколько можно наплевать на мнение своего народа? История ничему не учит?

  • Анонимно
    21.03.2012 21:13

    Горбатого могила исправит. Бабай несгибаем. Он считается только с мнением Кремля, а на свой народ ему наплевать. он априори считает всех дураками. он ведь упрямо отстаивает свою точку зрения, не согласился ни с одним возражением недовольных. тут татары, русские, мусульмане, христиане, атеисты, искусствоведы - все высказались, а он твердит свое. я дочке трехлетней фото показал: она говорит: это плохая киса, злая. если детишки такое увидят, они испугаются. а потом вообще выдала: в зоопарке таких кис не бывает. там только добрые кисы.

  • Анонимно
    21.03.2012 21:20

    Хранительница", от нее веет каким-то родоначалием. И она напоминает Капитолийскую волчицу.

  • Анонимно
    21.03.2012 21:21

    Хранительница", от нее веет каким-то родоначалием. И она напоминает Капитолийскую волчицу.

  • Анонимно
    21.03.2012 22:55

    Чем то напоминает историю с открытием памятника Иуде в Свияжске в 1918 г.

    • Анонимно
      21.03.2012 23:09

      Точно про концентрацию иуд теперь вот на Каме и в Кремле

  • Анонимно
    21.03.2012 23:17

    Удивляет - не вынесли на всеобщее обсуждение, поскольку это займет много времени... Минтимер Шарипович, сейчас времена интернета. За сутки обсудили сотни и тысячи людей, прочитали об этом, составили свое мнение. При желании - ничто не мешает обсуждать, приглашать общественность, организовывать публичные слушания. Делают же это в Казани по кой-каким мелким вопросам. А тут - глобальный вопрос, затрагивающий интересы миллионов - не нашли времени. Либо МШШ несовременен, либо наоборот - но авторитарен, как всегда. Мягко стелет и делает по-своему. Некрасиво так вот не обращать внимания на людей власть имущим. Это злоупотребление доверием народа.

  • Анонимно
    21.03.2012 23:39

    Смотрю на эту историю и думаю... а вот как в Свияжске захотят че-нибудь 12-метровое втыкнуть, а? Чтоб народ дивился! МШШ, вы уж обсудите это ПРЕДВАРИТЕЛЬНО, если новоявленный бурятский церетели чего-нибудьт и туда ваяет. А то тоже получится плевок в душу, не дай Бог. Сама статуя - прекрасное отражение видения автора. Но место ее установки не радует, а как минимум поражает. Причем неприятно.

  • Анонимно
    21.03.2012 23:53

    некрасиво. неприятно. крайне плохое впечатление вызывает. не хотелось бы видеть это в Булгаре.ps и смех, и грех - был бы митинг против, стал бы первым митингом, который я бы посетил

  • Анонимно
    22.03.2012 00:34

    ужассс

  • Анонимно
    22.03.2012 02:26

    мнение народа совсем им не интересно. это очень оскорбительно для мусульман поволжья, которые любят древний город Булгар как калыбель ислама в наших землях. а нам говорят "неее, ислам после пришел! так что молчите!!!" тогда может в тенреанство вернемся? В Коране Аллах сказал: Когда же говорят им: “Следуйте за тем, что ниспослал Аллах!” - они отвечают: "Нет! Мы будем следовать тому, чему следовали наши отцы". Неужели же они [последовали бы] если бы шайтан призвал бы их к наказанию адского пламени? (Сура «Лукман», 31:21) ..."Прием устрашения как защиты традиционно использовался в символических образах ритуальных предметов шаманизма и буддийских гневных божеств-хранителей веры.."... и что? эта кошка побежит нас спасать? они там сидят в своих кабинетах и реально в это верят? )) к этому приводит не знание своей религии! НАДАНЛЫК!!!

  • yokksel
    22.03.2012 03:29

    я так понял, что Намдаков задумывал и воплощал этот образ давно и независимо. и только потом образ был замечен, понравился и был заказан в большом размере для Булгара. думаю, это было ошибкой. каждый понимает, что, например, 14-этажное здание не проектируется методом обычного масштабирования 1-этажного проекта. так и здесь. монументальная скульптура изначально, уже в эскизах, разрабатываются с учетом ее монументальности. она должна хорошо восприниматься, грубо говоря, не сверху вниз, как скульптура малых форм или станковая скульптура, а снизу вверх. приходится иметь в виду соотношение ее размеров к реальному зрителю, стилистику окружающей архитектуры, ландшафт и многое другое. отсюда вытекает и общий объем, и деталировка, да и сам замысел. на мой взгляд, лучше бы было поступить так. если понравился автор (а Намдаков - безусловно талантище), нужно было заказать необходимый скульптурный объект с нуля, новый, подробно объяснив, где будет установлен, для чего, какова должна быть символическая подоплека, исторические параллели, примерные размеры и т.д. пусть это бы стоило немного дороже, но результат - уверен - был бы лучше.

  • Timur
    22.03.2012 05:45

    Минтемира Шапиповича можно понять,переделать-не тот вариант,скульптуру можно только по новой отлить,а это еще на ляму тянет.Признать работу ошибочной -потерять авторитет.Выход:Будет установлен на другом месте.Остается надеяться,12 метровая глыба в полной мере будет отражать то видение,каким его представляет народ Татарстана.

  • Анонимно
    22.03.2012 06:48

    НЕ НАДО БЫТЬ ГОПО-НАРОДОМ,ПОРА ПРИОБЩАТЬСЯ К КУЛЬТУРЕ!!!!!!

    • Анонимно
      22.03.2012 08:43

      Вот это верно... в одно время всех евреев математиков и физиков ставили работать на ручную формовку кирпича - через короткое время культура Рейха ( с орлами) начинала доминировать у таких работников - правда они быстро умирали... А народ выжил...

  • Анонимно
    22.03.2012 08:22

    Булгар был единственным местом, куда татары мусульмане могли спокойно приезжать, устраивать свои жыены так как им хотелось, там свои традиции, устои, самобытность сохранялась. это была их территория, свободная... Но как только туда вмешались чиновники, все пошло наперекосяк... ну почему так всегда случается?(((( Зачем ломать устои, зачем уничтожать традиции? Построили дороги, мечети, облагородили территорию, спасибо вам за это, искреннее, большее, человеческое! Власть, действительно, много сделало для Булгар. Мы признаем все ваши добрые дела, но все благодеяния можно легко перечеркнуть всего лишь одной скульптурой((( Я очень прошу власть, послушать тех, кто на протяжении десятков лет ездит на исламские жыены, считает это место колыбелью татарского ислама, искренне верит, что Булгары когда-то посетили сахабы Пророка... послушайте их, не устанавливайте на территории Булгара скульптуру Даши Намдакова. Не стоит играть на чувствах мусульман. Да, у Булгар была и доисламская история, но так сложилось, что Булгар сегодня это своего рода святыня для татар-мусульман, и именно поэтому на протяжении десятков лет татары приезжают на эти исторические места… так сложилось, что Булгар это не просто историко-культурный объект, это место, куда татары-мусульмане съезжаются со всех уголков России, чтобы совершить намаз, восхвалять Всевышнего… Мы все хотим, чтобы Булгар стал жемчужиной Татарстана, мы верим, что поток туристов с каждым годом будет увеличиваться... Но ведь может случиться так, что после установки памятника Намдакова на территории Булгара, татары-мусульмане перестанут туда приезжать, потому что это противоречит канонам исламской веры.Нельзя измерить территорию Булгар и сказать «вот здесь святые места, а через 500 метров нет». Талгат хазрат Таджутдин всегда говорил верующим и учил их тому, чтобы они относились бережно к травам, деревьям, камням и.т.д. на всей территории Булгара, не только на территории городища...Минтимер Шарипович, куймагыз, зинхар, бу сынны Болгарга, утенэбез, ярамый аны куярга!Римма.

  • Анонимно
    22.03.2012 08:50

    Скорее всего, кое-кому, не надо относится к своему народу как к крепостным холопам, а к суверенной республике, входящей в состав РФ, как к своей личной вотчине.

  • Анонимно
    22.03.2012 08:52

    Народ, Вы себя слышите вообще. Это не символ мусульманского Булгара. Это символ предков, так же как у любого народа во времена до нашей эры били символы , тоть и шаманские, но символы охраняющие их жилища. В Египте - это сфинксы и коллосы, В Персии - Грифоны (теперь это крупнейшие исламские государства), и что теперь их сносят, нет их чтут как символы государства, и цивилизаций...Что касается его вида, а какой он должен быть? Прежде чем судить о работе других, надо думать о том что Вы сделали для этого. МШШ поступал в данном случае не один....Раз все такие умные, то возьмите сами сделайте статую и придите в фонд с предложением....

    • Анонимно
      22.03.2012 10:43

      Фонд работает без проекта, но от имени народа - а потом предлагается: отлить статую и потом приходить в фонд с предложением... Видимо поэтому все так получилось - Даши изготовил 12 метровую статую и постучался в дверь Фонда с предложением... В итоге "на уши" поставили нацию! А кто еще постучится завтра с готовой скульптурой, мостом, причалом... домом на Гоголя 28, дворцом Земледельца, засупанной Казанкой, островом Издательства - мало ли чем еще можно стучать Фонду...

  • Анонимно
    22.03.2012 08:53

    а может быть этот исторический памятник готовят к съемкам какого-нибудь блокбастера-фентези, а МШ будет автором сценария, ну и продюссером))))

  • Анонимно
    22.03.2012 09:37

    Ни в коем случае не хочу задеть чувства праведных, но проект "Болгар" имеет две составляющие - социально-духовную и коммерческую. И эта статуя от именитого талантливого художника мифического образа относится к коммерческой части, призванная повысить туристическую привлекательность и узнаваемость проекта. Очень интересный и многогранный проект-легенда.

  • Анонимно
    22.03.2012 11:42

    Это символ шайтана-вот кому теперь они поклоняются

  • Анонимно
    22.03.2012 13:53

    У этой уродливой статуи не хватает очень важной детали,НОЖОВКИ в лапах,вот это будет точно символизировать нашу эпоху и нашу "элиту".

  • Анонимно
    22.03.2012 14:33

    Я думаю темы Булгара и ОП"Дальний" очень близки тем,что желая сделать что-то для людей(в одном случае-возрождение культурных,духовных ценностей,в другом-реформировать МВД) власти не понимают,а что будет лучше для народа потому как они уже забыли,что они тоже когда-то были этим народом и хотели вкусно и сытно накормить детей,красиво и тепло их одевать,не бояться за их безопасность,учить их в доброй и умной школе,дать им хорошую,нужную специальность...Власть сама по себе,народ -как сможет..

  • Анонимно
    22.03.2012 14:33

    Я поддерживаю слова Бабая

  • Анонимно
    22.03.2012 14:51

    Бабай, Минтимер абый, ради Аллаха - оставь ты эту идею! Сегодня мусульмане всей страны, да и не только нашей, молятся за то, чтобы ты поменял мнение относительно Булгара. Мы всегда тебя уважали и любили, и очень бы хотелось, чтобы ты остался для нас таким - дорогим, уважаемым, настоящим - нашим Первым Президентом, который многое сделал для республики. Не стоит перечеркивать всё одним хашаратом. Запомнится именно хашарат, а не все добрые дела, которые ты сделал. Если ты отойдешь от своей затеи, то заслужишь искреннюю благодарность тысяч мусульман. А это много стоит!С уважением, Алсу.

  • Анонимно
    22.03.2012 15:06

    И Зиланта можем обсудить и что сделано с центром Казани и много чего ещё..

  • Анонимно
    22.03.2012 16:38

    Я не за себя а за наших детей и внуков беспокоюсь.Думаю, посмотрев в Булгаре это чудовище(даже в исторических татарских сказках нет)они не смогут спокойно спать ночью, получать отрицательное психологическое воздействие.УВ.Минтимер Шарипович!Вы же были умным и адекватным человеком раньше,не разрешайте установить такой страшный бюст Барса в Булгарах.Подумайте о том, кто вас попутал, и освободитесь от этого непонятного человека, наверно он когда предлагал не в здравии и своем уме был.Гоните его от себя, метлом березовым.Верните народу веру в Булгары и что вы хотели там сделать все по мусульманский.Тогда вас будут вспоминать на века.

    • Анонимно
      22.03.2012 19:31

      Не слышит Шаймиев гласа народа, не мусульманин он,как был чиновником-коммунистом, так им и остался.

  • Анонимно
    22.03.2012 20:50

    Минтимер Шарипович, послушайте, пожалуйста, услышьте!!! Пожалуйста, кто читает это из его окружения - передайте ему наши мольбы, наши просьбы.Ялварып сорыйм - не трогайте Булгар. Не ставьте Вы это чудовище. Я мать двоих детей. Я только начала свой путь к Аллаху. Я каждый дарованный Им день встречаю с радостью, я наконец обрела душевное спокойствие.Я встала на этот путь после Изге Болгар Жыены, который прошел в 2011 году. Намаз, совершаемый там всем собравшимся народом, и который я наблюдала издалека, произвел на меня сильнейшее впечатление. Теперь я, Аллага шокер, сама читаю намаз - я так мечтала поехать в этом году туда, повезти своих детей, объяснить им, я хотела подтолкнуть их к Аллаху именно там - в Болгарах. Если вашей рукой вы оскверните эту святыню, что останется делать нам? Останется плакать. Горько. очень горько. Больно.Не пытайтесь отговориться, что статуя будет установлена не на месте святынь. Там все святое. Вы вдыхали там воздух? Вы чувствовали там ауру? Это сила, которая делает нас ближе а Аллаху. Пожалуйста, послушайте, выслушайте же нас!Возможно, наши мольбы для Вас неубедительны. Верующий человек верует в сердце, это неовзможно объяснить. Наши чувства невозможно передать словами, поэтому поймите без слов. Поймите по нашим глазам. По нашим слезам, наконец.

  • Анонимно
    23.03.2012 08:43

    Да услышит Вас Ваш благоверный супруг...

  • Анонимно
    23.03.2012 11:25

    Зилант тоже не нормальный, и не надо на него ссылаться, пока обсуждается Барс.Как с Зелантом, потом потомки и будущий руководитель РТ, через лет 200 не ругал нас, что и барс не очень хорош зачем установили его.Надо такой памятник там - булгарам, принявшим ислам, а не на дикое животное- не понятное, что это такое.

  • Анонимно
    23.03.2012 16:26

    Не получается у Минтимера Шариповича с памятниками, и все тут. Вот примеры- памятник под Кремлем благотворителю (ещё живому) безвскусица полнейшая и надеюсь исчезнет оттуда эдак лет через 7-8. (автор получил Тукаевскую премию)- памятник композитору Салиху Сайдашеву на Булаке. Абсолютно не похож на Салих абый, ни разу не видел, чтобы кто то туда цветы положил. Вообщем, опять в молоко.- Пошлый памятник русскому и татарскому зодчим на территории Кремля. Фальшиво очень, притянуто. Тоже мне "памятник дружбы народов". (автор тоже Тукаевскую премию получил).А ГДЕ ПАМЯТНИК ЗАЩИТНИКАМ КАЗАНИ? Зачем народу мозги пудрить...

  • Анонимно
    23.03.2012 21:27

    У города Зилант обсуждать времени нет, они,как сказал мэр Метшин по минному полю ходят.Т.е занимаются передовым ямочным ремонтом и все ездеют по улицам. Если саперы ищут мину, а они- яму.

    • Анонимно
      24.03.2012 09:21

      А все же за мером надо внимательно следить - он в одиночку теперь проводи оперативки на дамбе, назначает сроки, делится планами - и все это в отсутствие Министра транспорта, Министра строительства и даже самого Зиганшина... Известно, что мер может запретить строительство перехода, если дамбу 800м не закончат к 1 мая... А может и не запретить...Смотрите за мером - он еще и мебель в город купит( и много), как Советник "рысь купил". Вкусовщина!

  • Анонимно
    26.03.2012 20:17

    Надо ли заново обсуждать Зиланта и Барса?Проглотили что подставили... но это было более-менее, а вот случай когда "поперек горла"!

  • Анонимно
    27.03.2012 09:54

    НАВЕРОЯНТОЕ, но Очевидное состояние: пришло время советоваться в ГОССОВЕТЕ, с избранниками народа Татарстана - там же и предварительно провести "миниреферендум", по итогам которого Фарид Хайруллович выпустит Коммюнике, в ближайшие неделю-две!

  • Анонимно
    28.03.2012 11:40

    некрасивая скульптура. агрессивная, пугающая, мерзкая какая-то

  • Анонимно
    28.03.2012 19:39

    После Греции в Госсовете РТ можно и Зиланта обсудить!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль