Общество 
17.04.2012

Василь Шайхразиев: «В Бразилии расходы на льготников субсидирует не бюджет, а остальные пассажиры»

ЛУЧШАЯ В МИРЕ СИСТЕМА?

Мэр Набережных Челнов Василь Шайхразиев после недельной поездки по Южной Америке в составе правительственной делегации Татарстана собрал вчера в Челнах пресс-конференцию. На ней мэр поделился с журналистами результатами поездки, рассказав, как частно-государственное партнерство помогло крупным бразильским и колумбийскии городам не только избежать транспортного коллапса, но и стать примером для подражания.

В начале выступления мэр рассказал о недавней встрече с президентом России в составе делегации мэров городов, губернаторов и руководителей законодательных собраний, где в узком кругу обсуждалась возможность введения на территории страны единого дня голосования, а также необходимость введения так называемых праймериз для кандидатов на должность глав регионов. Эти поправки в законодательство могут быть приняты уже к 2015 году. Шайхразиев сообщил также, что уже 19 апреля горсовет выступит с соответствующей законодательной инициативой.

Поездка в Южную Америку, по словам Шайхразиева, была вызвана желанием увидеть своими глазами, как решают транспортные проблемы в зарубежных мегаполисах. В столице Колумбии Боготе и в бразильском городе Куритиба республиканские чиновники изучили систему организации общественного транспорта, которую называют чуть ли не лучшей в мире. И это несмотря на то, что в Куритибе на 1,7 миллиона жителей приходится 1,2 миллиона легковых автомобилей.

«Все попытки власти решить у нас этот вопрос через малые или большие автобусы, через такси, трамвай или троллейбусное сообщение не приводят в конечном итоге к тому результату, на который рассчитывают наши жители», - сказал мэр автограда.

1.jpg
В Бразилии Шайхразиеву понравилось и то, что многие люди с раннего утра занимаются зарядкой и спортом: «Там не видно пьяных, людей, гуляющих с бутылкой пива в руках, у всех в руках мяч – и это вызывает уважение»

ЦЕНА ВОПРОСА - $2 МИЛЛИАРДА

Как рассказал глава Челнов, решать проблему транспортного коллапса бразильцы начали еще в 70-х годах прошлого века. Тогда был разработан генеральный план города, предусматривающий в числе прочих вопросов и приоритетное развитие общественного транспорта. Была принята специальная госпрограмма, на реализацию которой было потрачено более $2 миллиардов.

Отличительной особенностью организации движения общественного транспорта является то, что все автобусы в этих мегаполисах передвигаются по отдельной полосе, причем не ограниченной разметкой, а физически отделенной от других полос движения. Другому автотранспорту передвижение по автобусной полосе категорически запрещено, есть исключения лишь для автомобилей полиции, скорой помощи и высших госчиновников. Полоса эта расположена посредине автодороги, справа от нее автомобили движутся в попутном направлении, а слева во встречном, а к каждому крытому остановочному павильону, которые расположены, по сути, на проезжей части, ведут специальные открытые надземные переходы от тротуаров. Вход в остановочные павильоны осуществляется через турникет, в них есть ясные схемы маршрутов, и они доступны для инвалидов. Двери открываются согласованно – и на станции, и в автобусе. Нет никаких лестниц: полы станции и автобуса находятся на одной высоте, как в поездах и на платформах метро. Все пассажиры выходят из автобуса через один конец станции и совершают посадку через другой. В зависимости от времени и маршрута эта операция занимает в среднем примерно 30 секунд. В часы пик автобусы-экспрессы отправляются каждую минуту.

Впрочем, Шайхразиев, несмотря на всю безопасность такой системы, увидел в ней и недостатки – «чтобы через эти переходы перейти на другую сторону дороги, нужно пройти раза в три-четыре большее расстояние, чем если бы это был обычный подземный переход или светофор». Кроме того, существенным ограничителем по копированию такой системы станет также и существенная разница в климатических условиях в Южной Америке и в Татарстане. В частности, чистка отдельной полосы зимой может превратиться в большую проблему.

ОБЩАЯ ПРОТЯЖЕННОСТЬ «АВТОБУСНОЙ ПОЛОСЫ» ТОЛЬКО В БОГОТЕ
СОСТАВЛЯЕТ 550 КИЛОМЕТРОВ

Когда необходимая инфраструктура для системы общественного транспорта была построена, была учреждена государственная управляющая компания, которая заключила с частными компаниями 15-летние контракты. Автобусные линии Куритибы принадлежат десяти частным компаниям, но заработанные деньги между ними распределяет УК, которая координирует их работу и при необходимости штрафует за некачественную работу. Нечто подобное в Челнах хочет создать и мэр автограда.

Внедренная система устроена таким образом, что на центральных магистралях города могут ездить автобусы только большой вместимости (от 60 до 250 мест), а на второстепенных дорогах курсируют автобусы малой вместимости «типа наших ПАЗиков и ГАЗелей». В результате такого разделения транспортных потоков удалось создать эффективную и безопасную сеть автобусных маршрутов. Около 1 100 городских автобусов совершают 12 500 поездок в день, перевозя ежедневно 1,3 миллиона пассажиров, что составляет 55% общей потребности города в транспорте.

Конечно, чтобы сделать работу общественного транспорта объектом для подражания всего мира, колумбийцам и бразильцам пришлось изрядно потрудиться – общая протяженность «автобусной полосы» только в Боготе составляет 550 километров. Для удобства пассажиров курсирующие по разным линиям автобусы окрашены в пять разных цветов: красный, серебристый, оранжевый, желтый и зеленый. При этом самые большие 27-метровые «трехсекционные» автобусы имеют возможность посредством GPS переключать сигнал светофора, обеспечивая себе, таким образом, приоритет в движении и позволяя перевозить в три раза больше пассажиров в час и в три раза быстрее, чем в традиционном автобусе.

ЗА ЛЬГОТНИКА ПЛАТИТ ПАССАЖИР, А НЕ ГОСУДАРСТВО

Система оплаты за проезд там также организована достаточно логично. Пассажир, купив специальную транспортную карту, имеет право за время поездки бесплатно пересаживаться на другие маршруты. Следует отметить, что стоимость билета в автобусе достаточно высока. По словам Шайхразиева, при средней заработной плате в Бразилии и Колумбии чуть меньше $1000 пассажир платит за поездку «46 рублей на наши деньги». Причем интересно, что льготники (пенсионеры, инвалиды и малоимущие студенты) ездят бесплатно, но субсидирует эти поездки не государство, а другие пассажиры. «В стоимость билета уже заложено обслуживание льготной категории граждан. На пенсию в Колумбии люди выходят в 62 года».

В ЧАСЫ ПИК ВСЕ ЕДУТ В ОДНУ СТОРОНУ

Еще одной особенностью организации движения, которую подметил мэр Челнов, стало то, что в утренние часы, когда основная масса людей едет в центр города, в этом направлении начинают работать обе полосы движения. А вечером, наоборот, строго определенное время обе стороны движения работают уже в реверсивном направлении.

Безусловно, что какие-то элементы увиденного в Южной Америке можно внедрить и у нас, сказал в завершение мэр. Правда, открытым остался вопрос - какие именно, ведь разница в климатических условиях накладывает очень серьезные ограничения на введение подобной системы. Впрочем, сегодня пресс-конференцию по результатам поездки в Южную Америку даст министр транспорта и дорожного хозяйства республики Ленар Сафин, который, возможно, и расставит все точки на i.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (16) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    17.04.2012 09:55

    ответ кроется в предпоследнем абзаце. "реверсивное движение". Если бы в Казани оно имело место быть, пробки сократились бы в 3 раза. а то что автобус стоит у них дороже, и привело как раз к тому что на 1,7 млн. жителей 1,2 автомобилей.

  • Анонимно
    17.04.2012 10:47

    странно, что мэр Челнов, где широкие улицы, более грамотно организованное движение, чем в Казани (нет левого поворота на перекрестках - это большой плюс) и нет проблем с пробками ездит за тридевять земель для того, чтобы поучиться организовывать движение. Вы не находите?

  • Анонимно
    17.04.2012 10:48

    Бюджет - это тоже "другие пассажиры".По предложенной вашей схеме за льготника (обычно,не имущего) будет платить другой пассажир(студент). А хозяин порше (потребитель бюджетных услуг) предполагаю будет радоваться,что его доля бюджета расходуется только на него и только на таких как он жирных котов.

  • Анонимно
    17.04.2012 11:51

    Льготы наобещало правительство страны, вот пусть они и изыскивают средства на эти льготы. Лично я никому никакие льготы не обещал - с какой стати я доллжен из своего кармана оплачивать обещалки властьимущих?

  • Анонимно
    17.04.2012 12:30

    То что он рассказал можно было скачать из интернета и не тратить тысячи долларов на безрезультатные экскурсии за наш налогоплательщиковый счет.

  • Анонимно
    17.04.2012 12:40

    для первого комментатора: к этой ситуации привели высокие доходы населения и развитая экономика (инфраструктура и доступность кредита 4-5%)машины люди покупают никак не из-за высоких тарифов на проезд в общественном транспорте.

  • Анонимно
    17.04.2012 12:44

    как надоел эта манера чиновников друг перед другом лизоблюдничать сначала пусть бы своей головой подумал что эти страны развитые а не страны как наша третьего сорта т.е не погрязли в коррупции чиновников и олигархов

  • Анонимно
    17.04.2012 14:19

    Ни за что в РТ люди не пересядут на общественный транспорт. Столько лет потели, платили за кредит, ночи не спали ради своих понтов, а тут вдруг на автобус))

  • Тимур Ямашев
    17.04.2012 14:28

    Шайхразиев что-то странное рассказывает. При чём тут Колумбия, если Куритиба на юге Бразилии, до Боготы оттуда 4000 км.Вот факты:- 70% жителей Куритибы ездят на общественном транспорте. К сожалению, в мозгу советского человека «иметь автомобиль» = «ездить на нём всегда и везде».- в 46 рублей включено неограниченное число пересадок, а месячный проездной стоит 1800 рублей. При этом литр бензина в Бразилии стоит 45 рублей.- благодаря развитой системе ОТ Куритиба потребляет на 30% меньше бензина, чем остальные бразильские города.

  • Анонимно
    17.04.2012 15:23

    Неужели ради этой скудной информацией челнинский мэр поехал, аж, в Латинскую Америку. Все это можно узнать из инета,а не тратить бюджетные деньги. Занялся бы лучше дорогами, дворами, коммуналкой! Хватит кататься за наш счет! А то понравилось - Люксембург, Сингапур, Италия... Где счетная палата? Демидов, ау!

  • Да,нет пророка в своем отечестве, видимо решение транспортных проблем крупных городов в Бразилии уникально. Судя по странной поездке по проблеме, которая затрагивает Н. Челны в меньшей степени, а также учитывая посещение столицы, наверное решил поменять работу.

  • Анонимно
    17.04.2012 19:47

    Как не печально в Челнах тоже разбитые дороги " город неубран грязный. Те дороги которые остались от коммунистов уже разбиты. что интересно кто такой мэр? Мэр моем понимании человек избранный народом города, района. Это человек который занимается хозяйством и благо состоянием города. У нас же все наоборот . Откаты , костюмы по 500тысяч рублей , машины , водители и тп, и тп ! Сколько наших денег тратятся на различные гуляния с умом не понять! А здесь очен просто , сначала с обманом избирают депутатов и потом воруют как хотят. Народ куда бы уехать от этих комсомольцев , полицаев

  • Анонимно
    17.04.2012 20:22

    ключевое слово -"Управляющая компания", это значит,что анонсировался передел рынка пассажирских перевозок

  • Анонимно
    17.04.2012 22:01

    субсидировать, конечно, можно за счет других пассажиров (как в Бразилии), даже за счет автомобилистов. Но, сначала предлагаю: расстреливать казнокрадов не взирая на суммы, статусы и родство (как в Китае); взимать ощутимые штрафы за мусор (начиная с окурков) и поддерживать чистоту (как в Сингапуре). И купите новые автобусы Камазы или Нефазы на газу, а не что по-дешевле с откатами и распилом "сэкономленного".

  • Анонимно
    18.04.2012 12:03

    Хамадеев был социальным, Халиков инвестиционным, Шайхразиев - тусовочно-спортивным. угадайте, кто из них больше принес пользы городу?

  • Анонимно
    19.04.2012 23:46

    гыыы...а управляющей компанией родственники будут командовать?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen