Исторический центр Казани 
8.05.2012

Александр Дембич: «Без новостроек в центре Казани не обойтись»

РЫНОЧНЫЙ «ДЕВЕЛОПМЕНТ» НА СМЕНУ СОВЕТСКОМУ РАСПРЕДЕЛЕНИЮ

Центральная зона Казани на протяжении многих десятилетий аккумулирует объекты с управленческими, деловыми и торгово-развлекательными функциями высокого ранга. Территория эта в своих физических границах в значительной степени совпадает и с исторической частью города, уличная сеть которой и немалая часть застройки сложились еще в XVIII -XIX веках. Совпадение границ «вмещающего» основные активные городские функции центра с исторической частью города было вполне приемлемым для жизненного устройства городов СССР. Ведь в то время в отечественном градоустройстве господствовала совершенно отличная о нынешней градостроительная парадигма.

Каковы ее основные догматы? Первый. Главная функция города – обеспечивать эффективную работу промышленности, необходимой для укрепления обороноспособности Советского государства. Второй. Доминирование в обеспечении мобильности населения общественного транспорта при экономическом и политическом сдерживании процессов автомобилизации рядовых горожан. Третий. Очень равномерное, через последовательную реализацию концепции «ступенчатого обслуживания», распределение по городу учреждений обслуживания. Четвертый. Привязка основных массивов жилья к местам приложения труда (вспомним, что квартирный вопрос решался, в основном, по ведомственному принципу), с размещением в центральной части города ограниченного количества жилья элитного. Реализация этих догматов в значительной степени высвободила территорию общегородского центра от наплыва населения и излишнего транспорта.

Смена общественно-политического строя существенно изменила ситуацию. Центральная зона города, как арена пересечения транспортных и людских потоков, как территория с наиболее развитой инженерной инфраструктурой, как, наконец, престижное (ближе к власти) место, стала желанной и для объектов бизнеса, и для статусных домов новой элиты. В результате, вторая половина 90-х и нулевые годы XXI века стали временем почти неконтролируемой экспансии бизнеса в центральную часть Казани.

К обветшанию не видевшей капитального ремонта с 1913 года дореволюционной застройки, к нарастающей из-за бесхозяйственной эксплуатации внутриквартальной трущобности добавилось отселение значительного количества горожан по программе «Ликвидация ветхого жилища», вследствие чего многие здания оказались вообще без жильцов, отрезанными от тепла, света и воды. В результате, многие участки городского центра стали легкой добычей не очень цивилизованного «девелопмента», слабо озабоченного идеями сохранения культурного наследия, и главным принципом которого было «подешевле построить, подороже продать».

al_demb.jpg

Александр Дембич: «Многие участки городского центра стали легкой добычей не очень цивилизованного «девелопмента», главным принципом которого было «подешевле построить, подороже продать»

ПОД ВЕКТОРОМ НАЧАЛЬСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Но вдруг подули новые ветры, существенно меняющие градостроительные критерии и подходы к формированию исторического центра города. Мероприятия, связанные с празднованием 1000-летия Казани и проведением Универсиады-2013, вовлекли и продолжают вовлекать столицу Татарстана в глобальный контекст мировой урбанистической культуры, заставляя серьезно переосмысливать шкалу оценок и подходов к управлению городским развитием. В свете этих новых оценочных критериев оказалось, что ресурсный потенциал исторической среды в ряде случаев заметно «перевешивает» сомнительную архитектуру многих престижных объектов двух последних десятилетий. И уже вполне отчетливо проясняется, что не только комплексами авиационных и химических производств «мощь столицы Татарстана прирастать будет», но и различными видами внешнего туризма, и университетским образованием, и проведением международных и общероссийских культурных акций, для которых сохраненная и восстановленная историческая среда – предмет крайней необходимости.

Но и на этом пути, как сразу выяснилось, таятся свои подводные камни. Как только власти республики и города обратили внимание на историческое архитектурное наследие центра Казани, тут же «прозрел» в этом отношении и чиновничий аппарат. Неофитам вообще свойственно занимать крайние позиции – не зря говорят, что вновь обращенные в католицизм поначалу стремятся стать святее самого папы Римского. Похожая картина сегодня наблюдается и в отношении исторической части Казани. Отовсюду зазвучали многочисленные призывы: запретить в центре новое строительство; запроектированное и начатое высотное строительство «обстричь» до трех этажей; одеть на новые дома «исторические» рубашки фасадов; индивидуальный транспорт в центр вообще не пускать. Разговоры эти демонстрируют либо наивное непонимание особенностей градостроительного развития, либо способность мгновенно и бездумно подстраиваться под вектор начальственного мнения.

Здесь обязательно следует напомнить мудрое народное предостережение о том, что с водой важно не выплеснуть и ребенка. То же надо сказать и о градостроительных подходах к развитию исторического центра. Это должно быть именно развитие, а не огульное торможение многопланового и долгоиграющего процесса градостроительной реконструкции.

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК УБЬЕТ ЦЕНТР

Центр Казани – живой организм, средоточие наибольшей городской активности. Он не может совершенно не обновляться, не преобразовываться, не реагировать на изменяющиеся условия жизни. Вполне естественно, что он претерпевал и претерпевает архитектурно-градостроительную эволюцию. Сегодня градостроительная среда центра, адаптируясь к условиям современной жизни и возрастающему статусу столицы Татарстана, заметно изменилась. И без появления здесь соответствующих этому статусу новостроек не обойтись. Да и историческая среда центра тоже не однородна - ее участки имеют очень разную историко-культурную ценность. Орел не может жить с сердцем воробья. Так и столичный город с населением более миллиона человек не может жить с центром провинциального города-стотысячника.

Действительная проблема заключается не в реализации в историческом центре Казани отдельных новых объектов архитектуры с современной стилистикой, а в отсутствии научно-обоснованной, то есть подготовленной градостроителями-профессионалами градостроительной концепции развития этой территории. Только в рамках такой работы можно, объединив исследования исторического прошлого города и его стратегические перспективы, достоверно и рационально обозначить в центральной части и на периферии участки строго сохраняемой и восстанавливаемой исторической среды и участки нового строительства, с соответствующими для этого параметрами.

Подобную концепцию не могут заменить ни градостроительный совет при управлении архитектуры и градостроительства Казани, ни межведомственная группа по вопросам застройки центра (тем более что в ней почти нет профессионалов-градостроителей), ни проекты планировки центральной части города (градостроительные задания для них сейчас скоропалительно формируются), как ответ на недопустимость «точечной застройки». Ситуация показывает, что дальше без такой концепции в управлении общим градостроительным развитием всей казанской агломерации двигаться просто нельзя.

Центр – это сердце, активная и бесперебойная работа которого задает импульс для всей городской жизни. Поэтому одинаково опасны и замедление сердечного ритма, и бесконечные экспериментальные (методом проб и ошибок) упражнения на этом столь важном для всего бытия Казани узле городского организма.

Александр Дембич

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (37) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    8.05.2012 09:55

    Цитирую: Сегодня градостроительная среда центра, адаптируясь к условиям современной жизни и возрастающему статусу столицы Татарстана, заметно изменилась. И без появления здесь соответствующих этому статусу новостроек не обойтись.......... Хочется оратора закидать помидорами, ибо бОльшая часть этих новостроек не просто не стыкуется, она конфликтует всеми частями своих бездарных форм с историческим центром

  • Анонимно
    8.05.2012 10:02

    Наконец-то БО обратила внимание на профессионалов по вопросам судьбы Центра Казани.А то Вы ведь уже сделали много плохого спровоцировав отзыв "домохозяек" переваливший за сотни. Вы тем самым подталкиваете сообщество и власти к созданию мнложества других вежведомственных комиссий по ... вопросам сохранения органов и жизни человека безопрационными методами. Дайте такое же поле в своем издании, которое Вы предоставили обходам и запретам по новому строительству в центре. Иначе возникает ощущение, что более интересно "жаренное", нежели конструктивное и полезное.

    • Анонимно
      8.05.2012 10:48

      Простите, но что тогда вы здесь делаете, среди такго количества "домохозяек"? Может это Вы ошиблись дверью...)))

      • Анонимно
        8.05.2012 15:32

        Предлагаю провести референдум среди жителей КаЗани которые прожили не менее 20 лет в этом городе , которые не родились в тех местах где основной предмет домашнего обихода тренога перед входом для очистки обуви от грязи где дорога с твердим покрытием за 5 - ть километров от дома где улицы не чистят от снега и дорога к магазину это тропа набитая валенками и лебеда вдоль дороги это обыденное дело . Да многим покажется это чересчур радикальным , да многие завопят о том что их права ущемлены но мне , который помнит что весь грузовой транспорт ехал через Ул . Нариманова когда не было пропусков для машин , помнит когда застраивался танк одром помнит улицу Баумана с улицей К . Маркса где на горшок сходить нужно было брать дубинку , чтобы крыс разогнать и когда наступила весна то рядом с центром грязи было чуть ниже колена . Помню Исхакова который на Савинке жил и который выполнил свою клятву снести к чертовой матери эти халупы . Ну и кто сможет после этих слов быть годен мессией выступить где они которые что то могли понять как это сделать любого занесет потом не расхлебаем , а выход один пригласить людей понимающих в этом деле только не шабашников и только не донов где зима 10 дней и лето 10 месяцев и призом за победу в конкурсе это улица названная в честь победителей вот одно из мнений простого Казанского жителя Ть

      • Анонимно
        9.05.2012 22:17

        посмотрела репортаж.грустно.город жаль.стадо тоже.понимают единицы.остальные ходят.может дать пинка кому?Домохозяйка.

  • Анонимно
    8.05.2012 15:19

    Конечно Александр Алексеевич прочитал цикл лекций по градостроительству не искушенной и любознательной Балтусевой, однако десятилетиями он же и размещался с учениками в нашем городе ... и за все происшедшее несет прямую повинность - вынужден рассуждать и оправдывать, а иногда и поругивать ( как и небезизвестный Васильев). Однако в градостроительстве квалификация очевидно крайне низкая - его ( и Евсеева и Новикова) промахи и ошибки мы и видим и чувствуем задницей на всех кочках наших улиц, стирая пыль с подоконников... НАдо просто приглашать на градостроительство внешних спецов - эти совсем немощные - только комментируют свои же промахи, спихивая их на власть... БЕДА!!!

  • Анонимно
    8.05.2012 16:31

    вчера выбирал себе квартиру, люблю центр. дворцовую набережную не тяну. понравился дом на чернышевского, 33 застройщика не знаю и на япеева (грань строила). очень даже не плохо вписались в классическую архитектуру.чернышевского 33 вообще изначально показалось, что это отреставрированный дом 19 века. напоминает аахен в германии. улочки центра есть новостройки, но они малоэтажные. наверное центр нужно застраивать, но только не новостройками-монстрами. А домами стилизованными под 19 век.

  • Анонимно
    8.05.2012 19:00

    обо всем и ни о чем...

  • Анонимно
    8.05.2012 19:04

    да, в центре не хватает интересного жилья.

  • Анонимно
    8.05.2012 22:23

    Да что ж такое?! Если уж "на", то "надеть", если уж "одеть", то "в". Почему это путают даже профессора?

  • Анонимно
    9.05.2012 04:22

    Хватит называть Дембича ГРАДОСТРОИТЕЛЕМ. У нас градостроителей нет. ОН всего лишь архитектор. А какой он архитектор можно судить по тому что он строил. Покажите его объекты за 20 лет!

  • Анонимно
    9.05.2012 06:02

    Да что же это такое? Сотни жителей Казани, как и Балтусова высказывают свои личные мнения и впечатления, вносят предложения- очень здорово и нормально. Почему только мнение одного из них становиться государственной политикой. Это опасно потому, что эта политика уже не профессиональна. Балтусова рассуждает ( как и десятки других жителей) уже о правилах нового строительства, организации транспортного движения. Балтусова - совеременный Швондер. Все это очень и очень печально. И вот выступает специалист-градостроитель Дембич ( не бог, конечно. Но и у Королева и Глушко были непримиримые позиции, хотя оба великие специалисты), говорит о закономерностях процессов развития таких территорий, как Центр. Говорит с учетом накопленных наукой и практикой знаний, а не просто своих личных,субъективных впечатлений. И что в ответ?Эмоции? Раздражение? Несогласие? Так аргументируйте! Внесите свои обоснованные соображение. Работайте на результат! А то, что вы чувствцете своей пятой точкой, так это не результат пракической работы Дембича, а результат отсутствия Дембича в тех практических работах, которые "бегом" и не заморачиваясь научными обоснованиями стряпают якобы "специалисты".

  • Анонимно
    9.05.2012 09:45

    04-20, а покажите, что вы построили или запроектировали за эти годы? А может провели какое-нибудь нучно-практическое исследование написали статью? То-то же, болтать мы все горазды.

    • Анонимно
      9.05.2012 15:55

      Ответ из разряда "Сперва добейся" это уровень школьников. Что Строительный институт за последние 20 лет не выпустил пару десятков талантливых архитекторов? Где они?Дайте дорогу молодым!Господа "градосторители" отойдите уже в сторону, развели непролазное болото. Ваши имена уже навсегда записаны на черных страницах летописи нашего города. Езжайте в Нижнекамск!

      • Анонимно
        9.05.2012 18:03

        Нижнекамск край Земли? Или туда просто посылают, когда аргументы заканчиваются?. Не красиво однако

        • Анонимно
          9.05.2012 18:39

          Некрасиво это когда нигде толком нельзя посмотреть кто из архитектороы являлся автором того или иного здания. И тогда сразу сталобы понятно кого слушать , а кого и нет.

  • Анонимно
    9.05.2012 15:18

    Домохозяйки - это иежду прочим тоже жители Казани. Не надо спорить, просто пройдитесь по центру города - Московская, Островского, Пушкина, Тукая, Кольцо - если все это напроектировали архитекторы-профессионалы, то может быть дать что-нибудь и любителям попробовать? Хуже точно не будет.

    • Анонимно
      9.05.2012 16:07

      +100 Шайка-лейка архитекторов занявших монополистическое положение совершенно наглядно продемонстрировала уровень своих творческих потенций.

  • Анонимно
    9.05.2012 16:01

    Стыд и позор, больше слов нет. Давайте последние пару памятников в центре добъем и будет отличный колхоз. Так криво как у нас не строят даже во Вьетнаме. Такое ощущение, что маньяки целенаправленно идут в архитекторы, а злодеи в девелопперы. Мне стыдно за мой город.

    • Анонимно
      9.05.2012 22:46

      А Дембичу-Васильеву - не стыдно? Они ж на работе...вот ломят!

  • Анонимно
    9.05.2012 17:01

    15-55, Слабак. Да и нервы ни к черту.

  • Анонимно
    9.05.2012 21:28

    В Казани мер есть,пусть он и отвечает...

    • Анонимно
      10.05.2012 06:32

      К счастью начальники приходят а город остается . Кто нибудь за редким исключением может вспомнить кто был Градоначальником когда застривалась Ул К . Маркса в современном ее названии , а дома то стоят и имена Архитекторов вспоминают , а сейчас девчонка с другой девчонкой под неусыпным взором краеведа готовят материалы для совета где государевы люди не приглашая авторов проекта выносят свой вердикт на суд падишаха и он говорит да уж , а проктолог пишит протокол и при этом делает вид важный , такой важный как будто он решает судьбу времени . Но видимо как плохо он латынь в вузе изучал , то и видимо философия так походя между тасовками послушана была . Когда эта тусовка прекратится , когда это все будет гласно , когда это все выведено будет из тени , когда все на людях прекратят быть Жириновскими вот тогда появятся молодые архитекторы . Но и я конечно не понимаю , как можно получить специалиста отвечающим современным требованиям где все программы а это касается КИСИ написаны 30 лет назад , где методика расчета цены в проектировании основана на расценках 19 - 20 летней давности . Это дикость стоимость восстановительных исследований по памятникам зависит от к - ВА вычерченых листов тушью и все это за крашено должно быть колонковой кисточкой с изображения на негативе обрамленного пластмассовой рамкой цветного исполнения и вы ждете от них от этих учителей что они вырастят кого то нового . Ну а Дембич на современном этапе как я понимаю похитрей всех их оказался он тихо слушает и делает свое дело но а кто его слушает он открывает секреты своего мастерства но как истинный специалист своего дела чуть чуть но маленький секрет ик оставляет , чтобы ученики не могли обойти метра

      • Анонимно
        10.05.2012 14:27

        Дембич "винтом" вился вокруг глав муниципалитетов, выкручивая с Васильевым деньги на генпланы... несколько лет терроризировали вдвоем разработки СТП районов ( Забирова тоже там с Романовой гонорары выписывала...). Теперь вот пришло время "Первого" - этаж у Семина интуитивно РНМ уже снял... но пены много еще...

  • Анонимно
    10.05.2012 08:28

    17-32, в градостроительстве кое-что понимаю, изучал и работаю, хотя и являюсь, как говорилось чиновником средней руки. Вот только вопрос: кто же Вам мешает работать (если пока не работали в градостроительстве) и сделать хотя бы мало-мальское профессиональное и аргументированное суждение по любому обсуждаемому нынче вопросу в городе? Иначе получается, что Вам игрушку не дают, вот Вы и обиделись.

  • Анонимно
    10.05.2012 08:43

    Руками этих "Профессионалов" (Дембич, Логинов, Ассадулин...) строились ужасные псевдо элитные дома в 90 - 2000 годы в центре, именно они в ответе за ситуацию в центре города! Это ведь члены Союза Архитекторов, почетные члены Градостроительного совета. Где они были все это время? Я не являюсь сторонником Балтусовой, но ей удалось в нужное время в нужном месте поднять и муссировать тему центра, и ее услышали... Хотя она и занимает крайнюю позицию, но пока достойного оппонента ей нет. А Градсовет и Союз Архитекторов отмалчиваются в сторонке. Почему мы теперь должны слушать и слышать этих "мэтров" архитектуры?

  • Анонимно
    10.05.2012 09:39

    Консультантов "подсовывает" мафиозная группа единомышленников-архитекторов - их задача заработать "общий гешефт".... любой ценой

  • Анонимно
    10.05.2012 10:02

    8-43. На 200% поддерживаю и по Градсовету и по Союзу архитекторов. Все какое-то серое, бесталанное и беззубое. Кому, как не им (а не Балтусовой) поднимать эти вопросы.

  • Анонимно
    10.05.2012 10:19

    Дембич - градостроитель??? Это уже смешно. Он еще и реставратор у Сёмина. О как!

    • Анонимно
      10.05.2012 12:48

      НеТ Дембич не реставратор у Семина а представитель отКИСИ и реставраторами являются все представители кафедры Реставрации которая подчинена интересам КИСИ в т числе и Персова , Забирова и др . Члены кафедры вот как Семин в очередной раз всех собрал в один флакон чтобы слова не расходились с делом

      • Анонимно
        10.05.2012 14:23

        Отсюда и следует, что в этом флаконе прокисло содержимое... только разлетелось кислое по всем министерствам и консультациям - город инфицирован этой кафедрой навсегда? А кафедру разогнать не пробовали? Наберите ярославских, костромских, новосибирских - а этих отправьте на пяток лет в мастерские, рядовыми сотрудниками, или лишите доступа к профессии....

  • Анонимно
    10.05.2012 16:33

    12-48, что как-то путано, хотя и интересно. Не могли более четко промментировать?

  • Анонимно
    11.05.2012 08:25

    Эти друзья-архитекторы напоминают экс-судью Солдатова - снова и снова желают "порулить" - что еще они долдны сделать? Новую Пирамиду? новый ресторан Парус? Какой -нибудь Дворец искусств ( как Мамлеева театр Кукол)?. жилые дома жутких планировок? И нет на них угомона...как и на Солдатова

  • Анонимно
    15.05.2012 18:51

    "Лома жутких планировок"? Согласна. Но не все дома. Нельзя ли привести конкретные примеры жуткости? Было бы полезно знать и самих авторов этого.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen