Общество 
25.05.2012

Госзакупки в РТ: чудо-микроскопы за 17 миллионов

ВМЕСТЕ С РОСНАНО?

Что же это за прибор со звучным названием «Наноэдьюкатор»? В начале 2000-х, когда в обиход начало входить понятие «нано», стало понятно, что для подготовки специалистов в области нанотехнологий необходимо особое, непрофессиональное оборудование, но при этом способное полноценно показать студентам мир наноизмерений. Аппаратуру разработало зеленоградское ЗАО «НТ-МДТ». Прибор назвали «Наноэдьюкатор» (от nano - одна миллиардная доля и educator – преподаватель). Это измерительный комплекс на основе сканирующего зондового микроскопа (СЗМ). Предназначение - формирование класса для обучения основам нанотехнологий.

Открытие первой такой лаборатории состоялось 19 ноября 2003 года в Нижегородском университете. В 2011 году, по данным журнала «Наноиндустрия», эдьюкаторами оснастили 150 вузов, исследовательских центров и школ. Но с развитием отрасли требования повышались. Пользователям уже хотелось не только знакомить студентов с основами СЗМ, но и получать научные результаты. Так в 2011 году и появился полупрофессиональный «Наноэдьюкатор II».

И вот в 7 татарстанских учебных заведений планируется закупить 7 наборов, состоящих из собственно микроскопа, цифрового контроллера, планшетника, стационарного компьютера с ЖК-монитором, учебно-методических пособий. Всего – на 16,8 млн. рублей, то есть по 2,4 млн. за набор.

В министерстве образования и науки РТ газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что средства - из республиканского бюджета (хотя в аукционной документации источником финансирования указан федеральный). «Это совместный проект с РОСНАНО, в котором участвовали наши учебные заведения, - пояснила корреспонденту «БИЗНЕС Online» начальник отдела информатизации минобрнауки Надежда Сулимова. - Но техническая составляющая, то есть поставка наноэдьюкаторов, – это вклад республики». Она также рассказала, что «счастливчиков» отбирали по рекомендации муниципалитетов, а если быть точнее, то это учреждения, входящие в проект «Школьная лига РОСНАНО». Газета «БИЗНЕС Online» решила разузнать подробности дела в самой корпорации, но там нам не смогли помочь: «Однозначно, РОСНАНО к тендеру Татарстана по приобретению наноэдьюкаторов отношения не имеет», – сообщил пресс-секретарь корпорации Михаил Зябкин.

ЗАЧЕМ ДЕТЯМ «ВЗРОСЛАЯ» ТЕХНИКА?

Какова мотивация покупки? По словам Сулимовой, микроскопы приобретаются «для того, чтобы ребята могли проводить исследования совместно с преподавателями вузов, специалистами предприятий, для проведения реальных экспериментов». Но способны ли учителя с ребятишками разобраться с, очевидно, непростым прибором? Как рассказала Сулимова, у руководителей учебных заведений выясняли, готовы ли их коллективы к приему оборудования. По всей видимости, ответ был утвердительным, поскольку к началу нового учебного года комплекты будут поставлены в школы, и «дети смогут работать над проектами, используя данное оборудование», сообщила Сулимова.

Тезис о школьных экспериментах и проектах немало удивил ученых экспертов «БИЗНЕС Online». Доцент кафедры технологии основного органического нефтехимического синтеза КНИТУ (КХТИ) Илья Илалдинов убежден, что наноэдьюкатор хорош для студентов, специализирующихся на нанотехнологиях, но вот покупку этих приборов для школ вряд ли можно назвать эффективной тратой денег: «Сканирующий микроскоп – давно известная вещь, просто в данном случае его сделали как лабораторный комплекс. В принципе, он очень прост в управлении, но стоимость этого прибора достаточно высокая. И покупать его, чтобы школьники побаловались прибором ценой как минимум в полтора миллиона рублей, только для того, чтобы увидеть фотографии нанообъектов… Это немного даст в образовательном процессе. А вот если бы такой микроскоп имелся (наряду с другими связанными с нанотехнологиями приборами) в одном центре, куда детей из разных школ приводили бы на занятия, в этом был бы смысл. Специально подготовленные люди все бы объясняли, показывали, учили. Наверное, этого хватило бы, чтобы выявить и удовлетворить интерес школьников к нанотехнологиям. Посвятят себя им единицы, а для общеобразовательного процесса достаточно экскурсий. В университетах для выполнения лабораторных работ это было бы хорошо, а для школ - слишком».

Впрочем, доцент института физики КФУ Сергей Харинцев считает, что при должном подходе применение наноэдьюкаторов в школах может быть оправданным: «Наноэдьюкаторы были успешно внедрены в вузах потому, что на кафедрах появились новые специальности, связанные с нанотехнологиями и метрологией. А далее по собственной инициативе вузы совместно с дружественными школами и лицеями проводили занятия для школьников и подтвердили осуществимость такого взаимодействия. В 2007 - 2009 годах был запущен пилотный проект министерства образования и науки России по внедрению адаптированных наноэдюкаторов в среднеобразовательные учреждения. Максимально эффективно, когда одаренные дети выполняют научно-изыскательские работы под грамотным руководством. Должно сыграть и то, что у «Наноэдьюкатора II» - расширенный комплект методического материала».

Специалист в области нанотехнологий из другого вуза Казани был попросту изумлен затеей минобрнауки. Вот что он рассказал газете «БИЗНЕС Online» на условиях анонимности (не хочет ссориться с создателями аппаратуры): «Наноэдьюкатор – это очень чувствительный зондовый микроскоп, и я не понимаю, зачем он детям. Прежде чем смотреть в наномикроскоп, нужно чтобы школьники изучили, что такое «нано» в принципе, и вообще научились пользоваться микроскопом, для начала - оптическим. И потом, полагаю, в школах нет специалистов, которые могли бы работать с такой техникой. Вот представьте. В микроскопе есть такое «перо» - кантилевер с очень острой заточкой (10 нм), если не очень аккуратно его задеть – все, он пропал, и починить его уже будет нельзя. А микроскоп без «пера» не нужен. Так что, полагаю, вся эта затея – просто выброшенные на ветер деньги».

«ЭТО ЧТО, КЛАСС ТАКОЙ УЧЕБНЫЙ?»

Но, может быть, мы возводим напраслину на минобрнауки, и в школах и гимназиях уже подготовлены специалисты для работы с наноэдьюкаторами? Газета «БИЗНЕС Online» решила поздравить руководство учебных заведений, куда поставят эдьюкаторы, с подарком, а заодно и поинтересоваться, в каких проектах они планируют его использовать. И здесь мы удивились еще больше: директора и не предполагают, что в их учебные заведения поступят супермикроскопы.

У директора казанской гимназии №7 Любови Кочневой – особое мнение в отношении этой инициативы: «Мне вообще непонятно, как у нас распределяются материальные ресурсы… Что касается данного оборудования, да, я слышала о нем. Но только так и можно сказать. В Москве и Московской области компания Виолем http://wiolem.ru/ предлагает кухни по индивидуальным размерам с бесплатной доставкой и замером от производителя. Мы не знаем ни как оно будет выглядеть, ни идеологию проекта – дополнительное образование или отдельный предмет. Нас по этому поводу ни разу не собирали… Не представляю, о чем идет речь». А для реализации научных идей учащихся и преподавателей гимназия сама заказала оборудование в Германии, сообщила Кочнева.

В набережночелнинской гимназии №77 о чудо-микроскопе и вовсе не слышали. «Вы меня просто ошарашили и обрадовали, – призналась заместитель директора по учебной части Альбина Багаутдинова, - я вообще не знаю ничего об этом. Это что, класс такой учебный? Ой, я даже не знаю, за что нам его дают! Вот мы занимаемся по программе РОСНАНО – за нее, да? Да, еще наши ребята в российском конкурсе участвовали, робота изобретали – может, за него?»

Примерно такие же эмоции и у директора Альметьевского лицея №2 Гузель Сафиной. Что такое наноэдьюкатор, она не знает, но все равно немного рада – новая техника все же.

То есть оборудование должно поступить к новому учебному году, а руководители учебных заведений не только не представляют, для чего нужен этот прибор, но и сама поставка для них – секрет. Когда же (и как?) они смогут подготовить специалистов для работы с аппаратурой?

Обоснованность опасений газете «БИЗНЕС Online» подтвердили в Аннинской средней школе (Воронежская область), где такой учебно-научный класс получили три года назад. «Мы получили наноэдьюкатор в рамках программы софинансирования области и федерального центра, - рассказала директор школы Наталья Корнилова, – сейчас он у нас стоит - по причине того, что сломался: аппарат очень чувствительный, настройки сбились. Если его покупать, надо иметь в виду, что сразу же необходимо обучить специалистов, иначе будет лежать мертвым грузом, это ведь не обычный микроскоп».

Корнилова рассказала, что три учителя школы прошли обучение в компании-производителе эдьюкаторов - ЗАО «НТ-МДТ» (кстати, американский журнал Research&Development включил наноэдьюкатор в 100 лучших научно-исследовательских разработок 2011 года). Она также сообщила, что занятия на оборудовании проводятся в рамках научно-исследовательской работы во внеурочное время: «Это оборудование может быть эффективно в плане сотрудничества с вузами. Или как ступенька для подготовки ребят к вступительным экзаменам в профильные вузы. У нас на нем занимаются дети, которые готовятся поступать в Воронежский госуниверситет на отделение нанотехнологий».

АДЕКВАТНОСТЬ ВЛОЖЕНИЙ ИЛИ НАНОТРЕСКОТНЯ?

Что же, ведомство Альберта Гильмутдинова в очередной раз продемонстрировало верность курсу революционных ноу-хау. Как один из примеров можно вспомнить заказ этого же министерства на поставку планшетников с олеофобным покрытием. Массу предложений по инновациям в образовании глава ведомства озвучил и на коллегии минобрнауки в феврале. Правда, присутствовавший на мероприятии премьер-министр РТ Ильдар Халиков высказал некоторые претензии: «Сегодня вложенные деньги, откровенно говоря, в полной мере не работают. Прошел 2011 год, надо внимательно проанализировать – где и в чем причины, что мешает полноценно учителю использовать эту уникальную систему» (премьер имел в виду уникальность самого подхода к финансированию системы образования в РТ).

Хотелось бы надеяться, что потребность в наноэдьюкаторах адекватна вкладываемым в их приобретение средствам. Иначе благие намерения превратятся в нанотрескотню.

Справка

Разнарядка образовательных учреждений на поставку лабораторных комплектов по нанотехнологии (согласно аукционной документации)

1. Лицей №2 (Альметьевск)
2. Гимназия №77 (Набережные Челны)
3. Кадетская школа-интернат (Нижнекамский муниципальный район)
4. Лицей №131 (Вахитовский район Казани)
5. Лицей №83 (Приволжский район Казани)
6. Гимназия №7 (Ново-Савиновский район Казани)
7. IT-лицей-интернат (Казань)

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (29) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Вот тоже очень интересно про тендер на съемки фильма "Тайна озера кабан". Вот документы висят на госзакупках и, официально, кто угодно может в них поучаствоватьhttp://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/order_document_list_info/show?notificationId=3304319

  • Анонимно
    25.05.2012 08:56

    Мне казалось, что нано-технологии требуют нано-денег...

  • Анонимно
    25.05.2012 09:19

    Кстати, в нете много роликов как из обычной вебкамеры сделать микроскоп с увеличением в 1000 и более раз...

  • Анонимно
    25.05.2012 09:38

    обязательно на базе аплов?

  • Анонимно
    25.05.2012 09:40

    Это форма макроподдержки отечественного нанопроизводителя

  • Анонимно
    25.05.2012 09:51

    Сплошной нанизм

  • Анонимно
    25.05.2012 10:05

    Не в коня корм. Не знают на что тратить деньги. Знания дает учитель, а не дорогущие интерактивные доски и приборы в которых школьный учитель не разберется. Вложени денег в персонал, в привлечение квалифицированных педагогов, в создание условий для творчества - задача минобра. Гильмутдинов физик, ему это интересно, а для других это НАНОТРЕСКОТНЯ.

    • Анонимно
      25.05.2012 11:20

      Я лично за другую концепцию образования - должен быть высоквалифицированный педагог-лектор, причем действительно международного масштаба, который дает теорию. То есть в режиме видеотрансляции скажем на весь Татарстан преподают допустим урок биологии. А в школах уже решают определенные задачи, тесты, лабораторные работы. Ораторский дар он же не многим дан, столько специалистов высокого класса к сожалению нет. Поэтому действующие школьные учителя должны быть заточены на практику, а теорию отдать на откуп высококвалифицированным специалистам мирового уровня.

  • Я занимался темой нано. На рынке много разных СЗМ от 500 тыс. руб для студентов, до десятков тыс. долл. для НИИ.Модель выбрана явно избыточная. Лучше бы за эти деньги пригласили передовых ученых, чтобы своими лекциями зажгли детей на физику.Радует только то, что контракт достался Виктору Быкову (НТ-МДТ). Знаю его лично - хорошая, серьезная наша фирма.

  • Анонимно
    25.05.2012 11:36

    ИТ-лицей будет исследовать ИТ-нано проекты Никифорова.

  • Анонимно
    25.05.2012 12:09

    Школам и вузам нужны проекторы по 13-20 тысяч руб. Когда минобр обязует школы проводить открытые уроки?

  • Анонимно
    25.05.2012 13:46

    школы разваливаются. 50 тыщ. не могут найти на пож.сигнализацию, а тут Нано...!

  • Анонимно
    25.05.2012 14:25

    Обалдели вообще, тут на ремонт школ собирают,на учебники по 4 -5 тр. собирают, а они всякую ерунду покупают...Лучше бы бесплатно учебники во всех школах раздавали.

  • Анонимно
    25.05.2012 14:52

    микроскопы нужны. Дети научаться видеть мир глубже. теорией этого не заменить. мечтатель

  • Наблюдатель
    25.05.2012 15:03

    Думаю, Чубайсу пообещали или еще кому-то - вот и закупают. Чтобы потом пыль в глаза пускать... Минобразу не хватает думается нормальных приоритетов в деятельности, вот отсюда и коньюктурные ходы расчитанные на внешний эффект.

    • Анонимно
      18.08.2012 20:07

      Абсолютно с вами согласен У министров своя миссия - поражать, а школы рушатся, обещанных НОВЫХ учебников нет!

  • Сегодня в России около 50 школ в разных регионах оборудовано такими классами. И во всех возникали вопросы, которые здесь задают. Пожалуй, самое главное - мы помогаем информационно и организационно всем школам, в которых стоит наше оборудование. Буквально на прошлой неделе преподавателей из таких школ собирали в Москве на общественные слушания и на конференцию. Вот здесь можно послушать, что говорят разные учителя, использующие Наноэдьюкаторы в обучении.Сергей Юдаков, Тамбов: https://www.youtube.com/watch?v=BolVHaKj47c&list=UUq4uAU75x-li4cepJio4X-w&index=1&feature=plcpюдмила Глыбина, Гатчина:https://www.youtube.com/watch?v=YziucB-lqXY&list=UUq4uAU75x-li4cepJio4X-w&index=2&feature=plcpнастасия Матятина, Москва:https://www.youtube.com/watch?v=dn2NItUjV4o&feature=relmfu

  • Смысл такого оборудования - дать школьникам поработать руками на современном "почти взрослом" научном оборудовании. Я упомянул общественные слушания. Это было в Общественно Палате РФ и там выступали преподаватели из разных школ, в которых готовят очень сильных школьников - школы РОСАТОМ, Школьная лига РОСНАНО, школы с сильными командами олимпиадников из разных регионов. Буквально все говорили, что хорошее оборудование - это мощный мотивирующий фактор. А вот здесь можно посмотреть запись вебинара, пример открытого урока, а также лекция преподавателя из Иркутска про то, как мотивировать школьников с оборудованием или без:http://eseminars.adobeconnect.com/p3a2q5x8n35/

  • Анонимно
    25.05.2012 17:36

    "В микроскопе есть такое «перо» - кантилевер с очень острой заточкой (10 нм), если не очень аккуратно его задеть – все, он пропал, и починить его уже будет нельзя."Сразу видно, что писал человек совершенно не знакомый с прибором, в Наноэдьюкаторе в отличии от профессиональных приборов стоимость такого "пера" всего 1-2 рубля и в комплект поставки входят расходные материалы на несколько сотен этих "перьев".

  • Анонимно
    25.05.2012 21:50

    В этом и проблема, когда радуются за своих знакомых, которые с успехом осваивают деньги из госбюджета. Особенно, следует радоваться тем, кто к тому же и деньги распределяет.

  • vlad
    25.05.2012 23:35

    Несколько лет назад Чубайс светодиоды и лампы с люминофором обьявил нанотехнологиями....долго смеялся.Формально он был прав,но похоже наши представления о нанотехнологиях с западными понятиями совсем не совпадают.У них все разработки в этой области засекречены и охраняются,а нам это преподносят в виде посмотреть на вещество с высоким увеличением и объявить это наномиром.Причем особо не афишируют,что частицы любого вещества наноразмеров ,представляют смертельную опасность для живого существа

  • Анонимно
    26.05.2012 10:51

    В 89 школе Казани который год не могут найти средств для ремонта крыши - вода с потолка льется в некоторых кабинетах прямо на детей. Вот и в этом году выделили копейки,на которую крышу можно лишь слегка залатать. про территорию школы я и не говорю - весной дети ходили по колено в воде, т.к. вокруг нет асфальта, прямо как в глухой деревне. И это в КАЗАНИ!!!! А вы говорите "нано". Видимо эти дети относятся минобразом к третьему сорту.

  • Анонимно
    26.05.2012 12:03

    Чем распилкой бюджетных денег заниматься, лучше школам покупать- чудо микроскопы и не только их.Надо покупать и чудо телескопы - пусть дети в школе посмотрят на звезды, пусть изучает и космос. Жалко что ли вам.Сами покупать такие дорогие вещи не можем, а внуки и внучки хотять и телескоп смотреть и изучать вселенную.

  • Анонимно
    28.05.2012 10:47

    Правильно, если у Чубайса реально выделенные деньги расходовать никуда(нет нано разработок), то пусть пользуются школы, покупают чудо технику, будет полезнее, чем зря тратить деньги.

  • Анонимно
    29.05.2012 13:49

    Удивительное рядом. Закупка не нужных приборов за счет бюджета... ВУЗы не способны готовить специалистов для АСМ, а школы смогут....

    • Анонимно
      18.08.2012 20:15

      Умора!! Повезло школам с ТАКИМ министром -новатором! Приедет опять Тина - будет чем похвастаться...

  • Анонимно
    19.08.2012 19:02

    Нормально. В советских школах тоже много чего нового закупали, например, компьютеры. В 80-е годы ими пользоваться из учителей мало кто умел. Брали учителей физики и математики, посылали на курсы и вперед - преподавать информатику.Моя мама оказалась одним из таких преподавателей. С алгоритмами у нее все нормально было, а вот с компьютерами не очень. Взяли компьютер домой. Я в 5 классе по своей инициативе изучал школьный журнал "Информатика и образование". Сам составлял программы на бейсике. Показывал 11-ти классникам как составлять программы и запускать игры.Хоть я и не стал программистом, но в вопросах прикладного использования компьютера был всегда на голову выше сверстников.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль