Машиностроение 
30.06.2012

Сергей Когогин: «Мы не можем позволить себе роскошь 2008 года»

Накануне вечером состоялось собрание акционеров ОАО «КАМАЗ», на котором были озвучены итоги работы компании и планы на 2012 год. По словам гендиректора автогиганта Сергея Когогина, отчетный 2011 год оказался годом «уверенного экономического роста и стабилизации». Автомобильный рынок РФ в сегменте грузовых автомобилей 14 - 40 тонн вырос на 70%. Общий объем продаж составил 100 тысяч грузовиков, что говорит о «позитивном экономическом тренде». Бизнес снова стал инвестировать в основные фонды. Дважды в течение года пересматривался план продаж ОАО «КАМАЗ» в сторону увеличения. В итоге продано 45 тысяч машин, что на 40% больше, чем годом ранее, и на 18% больше, чем планировалось в бизнес-плане. КАМАЗ восстановил свои позиции, и вышел на докризисные объемы производства.

По его словам, значительный рост объема продаж стал причиной рекордного роста показателя выручки – она достигла 107 млрд. рублей (на 45% больше, чем в 2010 году, и на 10% больше, чем в 2008). Взрывной рост российского рынка потребовал от компании резкого наращивания объема производства. В последнем квартале КАМАЗ достиг производственного темпа в 240 автомобилей в сутки. Кроме того, несмотря на рост налогов на фонд оплаты труда, Когогин отметил, что в 2011 году («в связи с ростом объемов производства») компания неоднократно поднимала зарплату коллективу.

DSCN3629-2.jpg
Глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов не особо надеется на поддержку автопрома со стороны российского правительства при вступлении России в ВТО: «Мы должны быть полностью готовы к успешной конкуренции с иностранными производителями»

РОСТ АВТОРЫНКА В 2012 ЗАМЕДЛИЛСЯ

Однако, несмотря на то что показатели доходности, заложенные в бизнес-плане, были выполнены в полном объеме, а чистая прибыль консолидированной отчетности по МСФО достигла почти 2 млрд. рублей, результат нельзя считать до конца удовлетворительным, признал глава автогиганта. Причина в резком росте цен на металл в начале 2011 года – а металл, отметил Когогин, составляет до 30% себестоимости производства грузовиков. Это оказало значительное негативное влияние на рентабельности продаж.

Перекрыть рост затрат КАМАЗу удалось лишь за счет наращивания объема и увеличения цен на продукцию. В этом году, увы, уже не все так благополучно. По словам Сергея Когогина, в 2012 году рост рынка замедлился, и возможностей по наращиванию объемов у компании стало меньше. Сегодня основная задача КАМАЗа – «сократить издержки, оптимизировать процесс, добиться снижения себестоимости продукции».

КАМАЗ СОБИРАЕТСЯ УДВОИТЬ ПРИБЫЛЬ В ЭТОМ ГОДУ

Отметим, что КАМАЗ действительно впервые за последние годы добился положительной прибыли. По данным главного бухгалтера ОАО «КАМАЗ» Андрея Максимова, за 2011 год компанией было реализовано продукции на сумму 105 млрд. рублей, что на 32 млрд. (33%) больше, чем в 2010 году. Валюта бухгалтерского баланса увеличилась в 2011 году на 4 млрд. рублей – составив 84 млрд. рублей на конец года. Основной причиной увеличения активов стал рост запасов на 4,1 млрд. рублей. На изменение структуры пассивов повлияли авансы, прирост которых в конце года составил 3,5 млрд. рублей, и увеличение кредиторской задолженности перед поставщиками на 2,7 млрд. рублей.

Наряду с этим на КАМАЗе отмечают снижение задолженности по заемным средствам на конец 2011 года – на 2,5 млрд. рублей. В итоге чистые активы КАМАЗа увеличились на 164 млн. рублей до 42 млрд. По результатам 2010 года был получен убыток в сумме 1,8 млрд.рублей, объяснил Максимов, по результатам отчетного года рентабельность продаж составила 1,4%. Прибыль от продаж составила 1,4 млрд.рублей. Начисленные проценты за пользование кредитами составили 1,2 млрд. рублей.

В 2012 году ОАО «КАМАЗ» собирается получить консолидированную выручку от продажи товаров, продукции и услуг на сумму не менее 123,5 млрд. рублей. Реализовать 48,6 тыс. грузовых автомобилей, в том числе 42 тыс. на российском рынке. Кроме того, компания ожидает получить чистую прибыль в размере 3,5 млрд. рублей (таким образом, увеличив ее почти в два раза), а также осуществить инвестиционную программу в размере 4,6 млрд. рублей.

«ЭТИ ЦИФРЫ Я ВЗЯЛ ИЗ «БИЗНЕС ONLINE», СКАЖИТЕ, ЧТО Я СОВРАЛ?»

Впрочем, несмотря на прибыль 2011 года, КАМАЗ в очередной раз отказался выплачивать дивиденды акционерам. По словам Когогина, прибыли все равно недостаточно для выплаты – «возможные почтовые расходы превысят размер прибыли». Тем не менее, компания не отказалась от выплат вознаграждений членам совета директоров, однако гендиректор ОАО «КАМАЗ» не стал озвучивать сумму, которая пойдет на эти цели. На вопрос присутствовавшего на собрании акционеров депутата челнинского горсовета Сергея Еретнова, не аморально ли выделять на вознаграждения 161 млн. рублей («эти цифры я взял из публикации в газете «БИЗНЕС Online», если они не верные, скажите, что я соврал?!»), Когогин отвечать не стал.

Когда же депутат заметил, что после расчетов с цифрой, взятой им из газеты «БИЗНЕС Online», у него, Еретнова, получилось, что каждый член совета директоров ОАО «КАМАЗ» получит по 700 тыс. рублей («что в 30 раз превышает средний уровень зарплаты на автогиганте!»), Когогин заметил, что информация Еретнова «не соответствует действительности». Однако точную цифру суммы вознаграждений опять же называть не стал.

После того как выпады Еретнова сорвали аплодисменты акционеров в зале, за Когогина и решение совета директоров вынуждены были вступиться соседи гендиректора автогиганта по президиуму – глава госкорпорации «Ростехнологии» и президент Татарстана.

КАК МИННИХАНОВ И ЧЕМЕЗОВ ПОДДЕРЖАЛИ НЕВЫПЛАТУ ДИВИДЕНДОВ

Присутствовавший на собрании акционеров президент Татарстана Рустам Минниханов согласился с нетерпением и желанием акционеров получить дивиденды, но обратил их внимание и на «те усилия, которые были приложены руководством компании в прошлом году», в результате которых, считает он, были сохранены показатели и доли рынка КАМАЗа. Тем более что в последние годы судьба КАМАЗа «несколько раз была на грани, а бизнес автомобильный – он сложный». Кроме того, президент Татарстана назвал очень важным сотрудничество с РЖД, Роснефтью, Газпромом, Татнефтью с другими российскими компаниями. В рамках этого сотрудничества, по информации Рустама Минниханова, КАМАЗу удалось реализовать грузовиков на сумму 3 млрд. рублей.

Глава госкорпорации «Ростехнологии» (основной акционер КАМАЗа – владеет 49% акций) Сергей Чемезов, в свою очередь, также поддержал решение совета директоров о невыплате дивидендов. Он считает, что эти средства необходимы для дальнейшего развития предприятия. «Они небольшие, конечно, но очень необходимы для развития компании с учетом угроз, в том числе, с учетом вступления России в ВТО», - объяснил он.

По словам Чемезова, после вступления России в ВТО резкое снижение пошлин на подержанные иномарки приведет не только к резкому снижению производства отечественных автомобилей, но и станет серьезным ударом по экологии городов («и расплачиваться за это будем мы – российские налогоплательщики!». При этом Чемезов не особо надеется на комплекс мер российского правительства по поддержке отечественного автопрома при вступлении России в ВТО. Для достижения стратегических целей компании помощь государства, безусловно, важна, заметил он, но нельзя рассчитывать, что она будет бесконечной – и посоветовал компании «опираться на собственные силы». Чемезов порекомендовал продолжить модернизацию производства, реструктуризацию бизнеса и обновление модельного ряда. «Мы должны быть полностью готовы к успешной конкуренции с иностранными производителями», - предупредил он.

DSCN3611-3.jpg
«Mерседес-Бенц» предоставит КАМАЗу технологию производства кабин Axor для среднетяжелых грузовиков, которые будут устанавливать на автомобили нового поколения

НЕМЕЦКАЯ КАБИНА НА СТО МИЛЛИОНОВ

Сразу после собрания акционеров ОАО «КАМАЗ» состоялось подписание лицензионного соглашения с компанией Daimler, в соответствии с которым компании углубляют свое стратегическое сотрудничество, начатое в 2008 году – конкретно, в области производства кабин. По соглашению «Mерседес-Бенц» предоставит «КАМАЗу» технологию производства кабин Axor для среднетяжелых грузовых автомобилей, которые российская компания будет устанавливать на автомобили нового поколения. Основой для данного соглашения стало соглашение о намерениях между «Даймлер Тракс» и КАМАЗом, подписанное в 2011 году. Когогин заявил, что соглашение предусматривает передачу КАМАЗу компанией «Mерседес-Бенц» нескольких прототипов кабин уже в этом году. Постепенно должна произойти локализация производства. На первом этапе, по словам Когогина, объем инвестиций составит 7 млн. евро. Второй этап предполагает еще 12 млн. На третьем и четвертом этапах объем инвестиций превысит 100 миллионов. Пока, впрочем, КАМАЗ рассчитывает на производство 20 тыс. кабин в год. К 2018 году, заверил гендиректор автогиганта, «штамповку кабин» планируют полностью перевести на челнинские мощности.

Напомним, стратегическое партнерство между «Даймлер Тракс» и КАМАЗом началось с создания двух СП «Фузо КАМАЗ Тракс Рус» и «Мерседес-Бенц Тракс Восток» в 2010 году. После того как в июне 2010 года было подписано соглашение об увеличении участия «Даймлер АГ», доля «Даймлера» в КАМАЗе совместно с Европейском банком реконструкции и развития выросла до 15%. Однако, как известно, немцы на этой доле останавливаться не намерены, и периодически становится известно о том, на какой пакет акций КАМАЗа «Даймлер» может расчитывать (последняя цифра – 40%). Однако на данном этапе, в очередной раз заявил Чемезов, «переговоры лишь ведутся, пока они не завершены». Представитель же «Даймлера» Губертус Троска, присутствовавший на пресс-конференции, заявил, что его компания заинтересована в дальнейшем увеличении доли присутствия в КАМАЗе, однако конкретных результатов переговоров также не назвал.

DSCN3623-1.jpg
Когогин не стал давать свой прогноз развития экономической ситуации в стране. Зато КАМАЗ, заверил он, умеет очень быстро реагировать и делать все, чтобы этой самой экономической ситуации соответствовать

СЕРГЕЙ КОГОГИН: «МЫ НЕ МОЖЕМ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ РОСКОШЬ 2008 ГОДА»

Кроме того, Когогин на пресс-конференции после собрания акционеров поделился с журналистами прогнозами успешного бизнеса КАМАЗа по крайней мере в этом году. По его словам, начало 2012 было благоприятным («мы заработали за один квартал 2012 года больше, чем за весь прошлый год», но уже второй квартал был гораздо хуже.

- Мы понимаем, что не можем позволить себе роскошь 2008 года, когда мы закончили его с большими остатками, и в период кризиса получили большие проблемы, доставшиеся нам недешево. Сегодня наша дилерская сеть работает с точным соответствием бизнес-плана, с небольшим превышением. У нас был темп в 240 авто в месяц, и это позволяло нам сделать гораздо больше, чем записано было в бизнес-плане, но состояние рынка не соответствует завышенным ожиданиям, и сегодня мы идем просто по бизнес-плану. Конвейер при таком темпе вынужден периодически останавливаться, - объяснил он свои опасения.

Впрочем, дополнительных к уже существующим антикризисным мерам, КАМАЗ реализовывать пока не планирует. Когогин напомнил, что в апреле на совете директоров компании утвердили программу реструктуризации, которая позволит КАМАЗу добиться хороших финансовых результатов: «Можно сколько угодно рассуждать, как хорошо мы работаем, но вот у нашего коллеги (Губертус Троска - член правления «Даймлер Тракс», участвовавший в собрании акционеров- ред.) 8 мегаватт в час тратится на один автомобиль, а у нас 45! Мы убираем литейное производство, которое фактически дает 50 процентов затрат – 24 мегаватт на один автомобиль – и все равно разница оказывается колоссальной! И соответствующие мероприятия по сокращению затрат мы уже предпринимаем».

Когогин не стал давать свой прогноз развития экономической ситуации в стране, сославшись на то, что даже «самые известные в мире прогнозисты и ученые ошибаются». Зато КАМАЗ, заверил он, умеет очень быстро реагировать и делать все, чтобы этой самой экономической ситуации соответствовать. При этом, по словам Когогина, КАМАЗ оказался «единственным в стране, закончившем 2008 год с прибылью» - по той простой причине, что «все вовремя сделали тогда», однако это обошлось компании очень дорого. Пока, впрочем, дилерская сеть и государственные и экспортные контракты должны позволить КАМАЗу исполнить бизнес-план этого года.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (25) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    30.06.2012 11:16

    Зато из Китая сейчас перегоняют более 2000 самосвалов. В том числе и челнинцы. Может не надо политикой заниматься, а обратить внимание на завод.

    • Анонимно
      1.07.2012 02:35

      Из Китая гонят грузовики. Автоцентры КАМАЗа на Дальнем Востоке и в Сибири несут убытки, не выдерживая ценовой и не только конкуренции с китайками. Китайские грузовики дешевле, всегда в наличии, а КАМАЗы гонят из Челнов, китайцы продают в рассрочку, а Торгово-финансовая компания КАМАЗ (ОАО ТФК) продает автоцентрам автомобили только на условиях 100 предоплаты. У КАМАЗа хорошая разветвленная сервисная сеть, но китайцы так дешевы, что ремонтировать их нет смысла, проще и дешевле новенький купитт

  • Анонимно
    30.06.2012 11:42

    перестали содержать футбольную команду - это уже хорошо Лучше развивать любительский футбол

  • Gesta
    30.06.2012 12:03

    Молодец, Когогин! Пусть лучше получает официально все доходы, но вытащить Камаз из состояния 90-х годов - это большой талант руководителя, он заслужил это. Помрет Камаз - помрут Челны.

    • Анонимно
      30.06.2012 18:29

      КАМАЗ вытащил не Когогин, а команда Костина, в том числе и Халиков. Когоин пришел тогда когда уже КАМАЗ стабильно выпускал более 2,5 тыс грузовых и 4 тыс легковых автомобилей в месяц и был сформирован новый модельный ряд, который и сейчас выпускается. "Заслуга" Когогина - двигатели Камминз и коробки ZF вместо собственных, потом кабина. Инженерный потенциал теряется. Останется рама и отвертка, сбытовая сеть и Камазлизинг.

      • Анонимно
        1.07.2012 02:26

        Вы абсолютно правы, КАМАЗ вытащила команда Костина.

      • Анонимно
        1.07.2012 02:30

        Как Вы можете покушаться на святое? Камазлизинг-это фирма самой Альфии Гумаровны Когогиной, то ли второй то ли третьей супруги ген директора КАМАЗа Когогина Сергея Анатольевича, депутата Государственной Думы от партии Единая Россия! Ну как же без КАмазлизинга обойтись?

  • Анонимно
    30.06.2012 12:26

    Любое производстве в России более энергоемко по простой причине географического расположения страны. Пытаться конкурировать с остальным миром, особенно после вступления в ВТО, гиблое дело. Чем раньше нашей элите придет понимание этого, тем лучше, ибо с каждым годом мы теряем время, утрачиваем производства и ресурсы (кадровые и прочие) и усиливаем зависимость от импорта. Даже в тех отраслях экономики, в которых еще есть огромный потенциал роста. В конце концов, когда все рухнет, придется вновь начинать с сельского хозяйства, а лучше начинать с АПК уже сейчас, не мечтая о возрождении технологичных отраслей. Технологичные отрасли сами поднимутся после подъема традиционных (но не сырьевых) отраслей экономики. А защищать внутренних производителей надо любыми способами, даже если на нас пойдут войной за отказ от встуаления в ВТО.

  • Анонимно
    30.06.2012 12:44

    Анониму" помрут КАМАЗ" . От этого КАМАЗа толк мало для города. Там всего работает 30 тысяч или того меньше людей. ( приежжих рабочих много) Население города 512 тысяч человек. Спасибо бизнесменам города , пред -е КБК( покойный Титов) и другим предприятиям который исправно платят налоги городской казне . КАМАЗ - овчинка выдели не стоит ! А вот у ген директора откуда несколько миллярдов долларов, вот это вопрос пр органам.

    • Gesta
      30.06.2012 14:47

      Челны уже пробовали без Камаза жить, плохо получается. Как Дейтройт умирает из-за депрессии автопрома США, так и Челны умирают из-за проблем Камаза. Это теорема, которую жизнь доказала на практике в 90-ые года.

  • Анонимно
    30.06.2012 14:30

    9 лет руководства Когогиным потерял КАМАЗ! Придя на КАМАЗ Когогин первым делом заморозил программу Автономных энергоисточников в интересах Татэнерго. В последние 2 года фактически эта же программа начала выполняться! Представьте, что еще 7 лет назад планировалось выйти на уровень энергозатрат на единицу в 2 раза ниже, чем сейчас!

  • Анонимно
    30.06.2012 14:35

    Кстати, можно доказать, что "прибыль", вдруг нарисовавшаяся за 2011г (за 9 мес. были 2 млрд.убытки) имеет ту же природу, что и "прибыли" корпорации "ENRON" или автоконцерна "Daewoo", приведшую акционеров к разорению, а директоров - на 20-30-150 лет тюрьмы...

  • Анонимно
    30.06.2012 17:40

    читаю комментарии и понимаю, БО читают и пишутв комменты гениальные экономисты и менеджеры, которые знают как спасти и страну в целом и каждое предприятие в частности. Гениальные советы от закрыть Камаз до заменить лампочки просто номинанты на нобелевскую премию! Ребята! хоть кто-нибудь из вас хотя бы ларьком управлял?

  • Анонимно
    30.06.2012 18:11

    народ кинули - сами миллионы загребли - а чтоб жизнь малиной не казалась - еще и поувольняли половину...

  • Анонимно
    30.06.2012 20:31

    камаз все равно умрет. дело просто во времени. хотя конечно жаль работников. самого когогина. но камаз не конкурентно способный и вступление в вто ускорит смерть камаза. а жаль. много в него вложенно

  • Анонимно
    30.06.2012 23:49

    Тут интереснее есть новость вот говорят что кризис и бла бла бла бла бла бла машины не интересны стали не покупают, но сам кстати выдел приезжают предприниматели со всей... ну по крайней мере со всего татарстана с чемоданом денег именно за камазами и что вы думаете их им не продают просто за наличку не продают а отправляют в лизинговую компанию КАМАЗ. И естественно здоровый вопрос что за игры такие что за искусственный дефицит если кто знает или предпологает поделитесь.

  • Анонимно
    30.06.2012 23:51

    пустые слова! в 2008-м госзакз помог. Минобороны и Сочи

  • Timur
    1.07.2012 04:07

    Ларьком управлять в России не очень то просто,целым заводом без подпитки бюджетных средств,которые пополняются за счет грабежа большей части нищего населения,думаю,практически не возможно.Пока не с балансируется внутренний спрос,пока Когогин не начнет делиться своими сверх доходами с теми кто крутит ему гайки,пенсии и зарплаты у большинства не станут европейскими,говорить и думать,что что -то двинется с мертвой точки просто наивно.Вступление ВТО - это дорога к гибели всего того что дышит на ладан.

  • Анонимно
    1.07.2012 13:38

    КОГОГИН вообще бывший минстр экономики, по-моему. Отсюда вывод-как он может руководить производством?, ведь ЭКОНОМИСТЫ -это теоретики!!!

  • Анонимно
    1.07.2012 15:35

    КАМАЗ вытащил проекты и начинания команды Костина, а Когогин пришел после начала подъема экономики в целом и КАМАЗа в частности. Его основные достижения: недоплата налогов в бюджеты (в т.ч. РТ!), отнимание наших налогов с РФ в пользу КАМАЗа и талантливое их освоение. И вечное запугивание всех: "Умрет КАМАЗ- умрет и город". И самопиар. А что ещё?

  • Анонимно
    2.07.2012 13:25

    Большинство сотрудников Камаза перевели на сокращенную рабочую неделю, соответственно получат меньше зарплаты и это в период повышения тарифов. Решили сэкономить на людях, а на личное вознаграждение деньги всегда есть...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль