«Мы были не первыми, кого просто на «передок» отправили. Там же около 700 метров напрямик бежать по минному полю, артиллерией — даже ни одного выстрела не было, не в кого было стрелять», — так вспоминал штурм Авдеевки челнинский мобилизованный. Он вместе с сослуживцами в феврале 2023-го отправился в атаку на украинский укрепрайон, которая привела к большим потерям. Полк расформировали, бойцов раскидали по другим бригадам. Об отношении к выборам, связи на поле боя и наборе контрактников, — в материале «БИЗНЕС Online».
Встреча мэра Челнов Наиля Магдеева с мобилизованными в отпуске прошла в недавно отремонтированном конференц-зале мэрии
«Ходил слух: отправивший нас человек работал на другую сторону»
Первая в этом году и 19-я по счету встреча мэра Челнов Наиля Магдеева с мобилизованными в отпуске прошла в недавно отремонтированном конференц-зале мэрии. В 2024-м градоначальник также виделся с бойцами, но отличался формат, и вместо душевного чаепития глава лишь передавал солдатам беспилотники и «буханку».
Первым из 6 приглашенных в мэрию зашел боец с позывным «Повар». Молодому человеку чуть за 20, он служит сапером. В последнее время он работал под Авдеевкой, которую ВС РФ взяли в середине февраля. Повар признался Харисову: были «трехсотые» из-за вражеских мин, когда бойцы брали военную часть ВСУ. «Не все углядели», — с тоской признавал солдат.
— Минер, говорят, один раз ошибается, — шутил Харисов.
— Два раза: при выборе профессии и на работе, — с улыбкой отвечал боец.
В беседе же с корреспондентом «БИЗНЕС Online» последний рассказал, как в феврале 2023 года его подразделение отправили штурмовать позиции ВСУ под Авдеевкой. Потери в полке были немалыми. «Нас разобрали, уничтожили в тех штурмах», — вспоминал Повар. После этого бойцов раскидали по разным бригадам народной милиции, куда и попал собеседник.
Мобилизованные до последнего не знали, что их «маринуют» для штурма. Да, говорит Повар, бойцы проходили недельную подготовку, но не говорили зачем. При этом бойцов делали штурмовиками, не глядя на их специализацию. «Я уехал туда поваром (хотя был на «срочке» гранатометчиком). По приезде нам сказали: «Повара и водители — на «передок»!» — продолжал он.
В первый же день штурма подразделение понесло потери — троих бойцов. Во время одного из боев Повар «затрехсотился»: во время эвакуации осколок насквозь прошел предплечье, задел левую кисть. «Ходил слух: отправивший нас человек [на штурм] работал на другую сторону. Мы были не первыми, кого просто на „передок“ отправили. Там же около 700 метров напрямик бежать по минному полю, артиллерией — даже ни одного выстрела не было, не в кого было стрелять», — пытался найти причину произошедшего Повар.
Мэр в свойственной ему манере благодарил мобилизованных за службу, называл героями
Магдеев: «Сразу все решить не можем, но поэтапно вопросы отрабатываем»
На встречу подошли еще четыре бойца. С одним из них, Муллой, градоначальник уже виделся на неделе — поздравил его и супругу с рождением ребенка и вручил подарок. «Мы буквально четыре дня назад встречались в родильном доме. У нас такая традиция», — вспоминал он о знакомстве с бойцом.
Мэр в свойственной ему манере благодарил мобилизованных за службу, называл героями. Тяжелую ношу бойцов, отмечал Магдеев, понимает — он воочию видел, как там непросто: глава 5 раз побывал в войсковых частях, общался с командирами, воинами. «Когда началась специальная военная операция, многие под различными предлогами бросили свою Родину, место, где они родились, и уехали. Но это их дело, не нам их обсуждать и осуждать, они сами в своей жизни разберутся. Но те, кто сидит в этом зале, — настоящие мужчины, которые защищают Родину», — отмечал он.
Как и прежде, Магдеев пообещал семьям бойцов всестороннюю поддержку. Но и о мобилизованных город не забудет. Администрация стабильно получает обращения от командиров и солдат и по мере возможности старается предоставлять запрашиваемые предметы.
«Сразу все решить не можем, но поэтапно вопросы отрабатываем. И по транспорту, и по дронам, и по другим специальным средствам. Безучастными и равнодушными к вашим просьбам, просьбам ваших командиров мы не останемся. Стараемся и делаем так, чтобы весь гуманитарный груз, вся шефская помощь, которая идет к вам, доходили до воинских частей», — добавил он. К слову, в феврале градоначальник как раз передал бойцам беспилотники и «УАЗ» с вещами первой необходимости.
Тяжелые бои, потеря товарищей и рушащаяся надежда на демобилизацию закрыли добродушных бойцов от «чужаков»
«У нас лимит на стрельбу — 10 мин в сутки, хотя запасы есть»
Отпускники с неохотой общались с журналистами, большинство отказывалось даже называть позывные. Вероятно, сказалась передислокация полка — татарстанское подразделение относительно недавно переместили из спокойного района Сватово-Кременной под Авдеевку. Тяжелые бои и потеря товарищей закрыли добродушных бойцов от «чужаков».
Тем не менее двоих удалось разговорить под гарантией анонимности. Например, один из них, мужчина лет за 40, с Георгиевским крестом и медалью за «За воинскую доблесть», в прошлом служил по контракту в Чечне. «Попросили ненадолго остаться контрактником, а получилось на три года», — вспоминает боец. На вопрос, почему же он не убежал от мобилизации, ответил кратко: «У меня бабушка — ветеран Великой Отечественной войны. Кого [вместо меня] отправлять? Младшего брата?»
Так, рассказывали бойцы, 3-й батальон полка, штурмовавший поселки севернее Авдеевки, понес заметные потери. А минометный расчет, в котором служит челнинец, помогал с атакой на коксохимический завод. «Под кустом лежали и отдыхали!» — отшучивался боец.
При этом вопрос с обеспечением до сих пор оставляет желать лучшего. Ту же форму минобороны выдало всего 2 раза, все остальное бойцы покупали за свой счет. В прошлом месяце минометы приходилось чинить за собственные средства.
Ему вторил его сослуживец, мужчина средних лет, в прошлом водитель. Бойцам отказались платить боевые выплаты — вы стоите в «зеленой зоне». «А 3-й батальон штурмует — тоже, видимо, в „зеленой зоне“», — сетовал он.
490 тыс. набранных контрактников, о которых декларировал министр обороны РФ Сергей Шойгу, нагрузку на мобилизованных не снизили. Потерь немало, и набора не всегда хватает, чтобы закрыть потребности армии.
Обстановку нагнетает и экономия боеприпасов. «У нас лимит на стрельбу — 10 мин в сутки, хотя запасы есть. У кого голод-то? Сколько говорили, что у них (украинцев — прим. ред.) все кончилось, а „кассетами“ сыпят постоянно», — сетовал первый.
Из плюсов — связь стала лучше. Конечно, татарстанские мобилизованные и не слышали о Starlink, но благодаря спутниковым тарелкам и антеннам удается выходить в интернет. Да, скорость — 13 кбит/сек., но зато есть, можно отправить сообщение родным.
На последний и злободневный вопрос, пойдут ли бойцы голосовать, ребята ответили кратко: «Ради бога, пусть приезжают к нам в лес — проголосуем под сосной!».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.