Машиностроение 
31.07.2012

«Бермудский треугольник» КАМАЗа

ГИБЛОЕ МЕСТО АВТОГИГАНТА?

Как сообщили газете «БИЗНЕС Online» информированные источники на автогиганте, в отставку отправлены из-за выявившихся упущений два топ-менеджера металлургического комплекса КАМАЗа. При этом 59-летний Владимир Абрамов - генеральный директор «КАМАЗ-Металлургии», подал заявление в связи с выходом на пенсию, а директор литейного завода Леонид Лузгин был отстранен от работы как не выполнивший плановое задание. Теперь, как сообщается на сайте «КАМАЗ-Металлургии», он работает заместителем директора литейного завода КАМАЗа.

Отметим, что за последнее десятилетие ни один из первых руководителей «КАМАЗ-Металлургии» не покидал свой пост по доброй воле. Это словно «бермудский треугольник», где пропадают карьеры и даже жизни топов автогиганта.

Так, в 2003 году был похищен и убит гендиректор компании Виктор Фабер вместе с начальником департамента экономики и финансов ОАО «КАМАЗ-Металлургия» Натальей Стародубцевой. В ходе расследования этого резонансного преступления силовики вышли на след банды Эдуарда Тагирьянова. Как позже выяснилось, преступники, похитив Фабера, требовали, чтобы он распорядился перевести на указанные ими счета более 30 млн. рублей. Часть средств была переведена, причем топ-менеджмент компании сразу же, заподозрив неладное, обратился в правоохранительные органы. Но спасти Фабера не удалось – он и Стародубцева были убиты на одном из камских островов.

После гибели Фабера компанию возглавил Ханафей Гарипов, ранее являвшийся его замом. Однако уже через два года после его назначения разгорелся громкий скандал – в ходе расследования дела челнинского ОПС «48 комплекс» Гарипов был арестован. Но подтверждения информация о связи топ-менеджера с «сороквосьмовскими» так в ходе следствия и не получили. Тем не менее Гарипову был предъявлен целый ряд других обвинений: «злоупотребление должностными полномочиями», «растрата вверенного имущества в особо крупных размерах», «коммерческий подкуп», «легализация денежных средств, добытых незаконным путем» и «неуплата налогов». Гарипов обвинялся в причинении ущерба предприятию на общую сумму 200 млн. рублей. Топ-менеджера приговорили к одному году и двум месяцам лишения свободы. Гарипов был отпущен из-под стражи в зале суда, поскольку уже отбыл назначенный срок во время содержания под стражей. В 2007 году Гарипову удалось добиться оправдательного приговора.

В 2005 году компанию возглавил Владимир Абрамов – опытный литейщик, прошедший все ступени на предприятии. Начинал он на КАМАЗе с самых низов – еще в 1975 году пришел на завод работать мастером в цех точного стального литья, был главным инженером, замом генерального. После ареста Гарипова он около года находился в статусе и.о. гендиректора компании, в 2006 году был утвержден. Абрамов являлся одним из самых влиятельных топ-менеджеров КАМАЗа, эксперты "БИЗНЕС Online" регулярно включали его в Топ-100 деловой элиты Татарстана. Отметим также, что Абрамов входит в состав правления ОАО «КАМАЗ».

НЕ ОБСЛУЖИВАЛИСЬ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ

Как стало известно газете "БИЗНЕС Online", увольнения были связаны с вскрывшимися серьезными упущениями организационного характера в работе топ-менеджеров «литейки». Простои автоматических формовочных линий SPOmatik и HWS, на которых отливают более 20 наименований деталей для "КАМАЗа" и других автомобилей, в том числе таких, как картер сцепления, коленчатый вал, тормозной барабан, в последний период стали достигать до 70% (!!!) от общего рабочего времени. Частые периодические остановки этих линий привели к тому, что стали срываться поставки на главный сборочный конвейер автогиганта. И когда руководство КАМАЗа решило выяснить, в чем же причина этих систематических поломок, и провело на литейном производстве инспекционную проверку, выяснилось, что указанные линии очень сильно изношены и не обслуживались должным образом достаточно долгое время. По некоторым утверждениям, несколько лет. За это время на «нулевом уровне» скопилось более миллиона тонн отходов. Вследствие чего и случались столь частые поломки. Отходы, кстати, вывозят сейчас "КАМАЗами" уже вторую неделю, и как говорят очевидцы, конца края этому еще не видно.

Вероятно, свою роль в смещении менеджмента «литейки» сыграла и избыточность на предприятии тех самых «белых воротничков». По некоторым данным, на 2 тыс. рабочих специальностей в «КАМАЗ-Металлургии» приходится 6 тыс. инженерно-технических работников… Кроме всего прочего, должным образом не велся учет изготовленной и сданной на склад продукции.

Еще одним катализатором для принятия столь жестких кадровых решений в отношении топ-менеджеров «КАМАЗ-Металлургии» стали массовые увольнения рабочих из производства чугунного литья завода, которые начались в июле. По информации газеты «БИЗНЕС Online», увольнения персонала после резкого (у кого-то более чем на 50, у кого-то на 30%) снижения заработной платы в июне, действительно, стали носить массовый характер. Были дни, когда заявления на увольнение с завода писали до 60 человек, рассказывают наши источники. Общая численность уволившихся на сегодня может достигать 600 человек. И руководству КАМАЗа не остается ничего другого, как мобилизовывать персонал из других подразделений автогиганта – с автомобильного, с прессово-рамного заводов, даже с "Челныводоканала" на литейный откомандировали несколько сотен человек, которые занимаются «расчисткой завалов». В социальных сетях пользователи активно обсуждают сложившуюся ситуацию на литейном заводе, а один даже выложил копию "корешка" своей "расчетки" за июнь - по ней начислено и удержано чуть более 9 тыс. рублей.

Среди самых причудливых версий, которые циркулируют в городе, есть и такая - когда плавильщики получили "расчетки" заработной платы за июнь и увидели в них неприлично низкие суммы, то пошли за объяснениями к руководству завода. Однако внятного ответа на вопрос, в связи с чем произошло столь значительное снижение зарплаты, получить не смогли. В итоге около 150 человек решили отомстить - залили формы горячим металлом, написали заявления об увольнении и ушли, «забыв» при этом отливки из форм удалить... Производству, надо полагать, был нанесен значительный ущерб, с которым разбираются до сих пор.

В этой связи на автогиганте появились даже слухи о том, что «КАМАЗ-Металлургии» могут вновь предоставить самостоятельность. До начала нынешнего года это предприятие имело статус самостоятельного юридического лица и могло зарабатывать, причем довольно неплохо, на заказах со стороны, в том числе и на экспортных поставках своей продукции в Европу. Однако с потерей самостоятельности контроль над полученными от экспортных контрактов средствами перешел к гендирекции КАМАЗа.

СРОЧНО НАПРАВЛЕНЫ СПЕЦИАЛИСТЫ

На должность директора литейного завода с 24 июля назначен Эдуард Панфилов, ранее занимавший должность главного инженера литейного завода. Панфилов родился 13 февраля 1972 года в городе Набережные Челны РТ. В 1996 году окончил Камский политехнический институт по специальности «Машины и технологии литейного производства». Его карьера на литейном заводе началась в июле того же года, сразу после окончания КамПИ. Он был принят инженером-технологом третьей категории в технический отдел производства чугунного литья и за это время прошел трудовой путь до главного инженера литейного завода. В 1999 году, по окончании аспирантуры Камского политеха, Панфилову была присуждена научная степень кандидата технических наук. В 2005 году окончил докторантуру МГТУ МАМИ.

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» директор департамента по связям с общественностью КАМАЗа Олег Афанасьев подтвердил, что увольнения топ-менеджеров металлургического комплекса КАМАЗа действительно произошли, но по каким причинам уточнять не стал. А информация о массовых увольнениях с литейного завода была опровергнута: «Слухи сильно преувеличены. Хотя люди, действительно, увольняются, в том числе и из-за снижения заработной платы, но в тех объемах, которые происходили и в прежние годы. Объективное снижение заработной платы на 10 - 15 процентов на КАМАЗе произошло в связи со снижением выпуска продукции летом. И в первую очередь изменения почувствовали рабочие вспомогательных специальностей. Они получают по 9 - 13 тысяч рублей. Основные рабочие, например кузнецы-штамповщики, сварщики, получают 23 - 34 тысячи рублей».

Руководитель пресс-службы автогиганта также рассказал, что «на указанных линиях при изготовлении деталей используется литье в песчано-глинистые формы. Земля с этих форм сыпется вниз на нулевой этаж и блокирует работу механизма, который и приводит линию в движение. Землю эту оттуда периодически необходимо убирать. А этого не делали. Для исправления критической ситуации и возобновления бесперебойной работы этих линий на литейный завод были срочно направлены специалисты из других подразделений. В настоящее время мобилизованы около 50 человек, которые примерно в течение месяца будут заниматься тем, что разгребать эти земляные завалы».

Кстати, именно из-за сбоя на литейном заводе в прошедший понедельник главный сборочный конвейер автомобильного завода и простаивал, а рабочие, занятые на сборке машин, были распущены по домам.

По словам Афанасьева, ущерб от вынужденного простоя оборудования на автогиганте еще не подсчитали. Вместе с тем он высказал мнение, что ущерба, возможно, вообще можно будет избежать, так как определенный задел необходимых комплектующих все же был. Афанасьев выразил уверенность, что, когда поставки нормализуются, конвейер КАМАЗа сможет нагнать набранный темп по выпуску 240 автомобилей в сутки.

Справка

Литейный завод КАМАЗа производит около 150 тыс. тонн литья ежегодно. Из них три четверти продукции используется для внутрикорпоративного оборота, а четверть уходит сторонним потребителям. В планах на 2012 год стоит выпуск товарной продукции на 12 млрд. рублей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (28) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    31.07.2012 08:45

    "Задел" - это проблемы с реализацией? 1 августа очередное повышение цен?Кстати, любимая тема "средней температуры по больнице": может "в среднем" и понизилась з/п на 10-15%, но у многих рабочих в 2 раза! Да и как рабочим отстаивать свои права, кроме бузы и саботажа (профсоюз защищает права руководителей а не рабочих)? Начинаешь собираться и митинговать - бац, "закон о митингах" (уголовная и адм. ответственность), начинаешь забастовочный процесс, - бац, забастовки на КАМАЗе запрещены (уголовная и адм. ответственность), начинаешь писать, критиковать, требовать; - тут тебе и новый закон о клевете и 282ст. Поэтому вполне правдоподобной выглядит версия технологического саботажа.

  • Анонимно
    31.07.2012 08:55

    Ну если 70% простаивать, то откуда зарплата возьмется? Кстати, никто у металлургии не отбирал права продавать продукцию на сторону. Просто там стало такое качество, что даже сторонние заказчики от нее отказываются. Развал там полный, я вчера там был. надо было руководство еще два года назад снимать.

    • Анонимно
      31.07.2012 15:02

      Сторонние заказчики давно от неё отказались, больше 10 лет назад. Литейный завод не выдерживал требования по качеству литья, срокам изготовления, возврату брака.

  • Анонимно
    31.07.2012 08:59

    Если бы вы видели в каких ужасающих условиях люди там работают. За один только выход на работу можно медаль давать.

  • Анонимно
    31.07.2012 10:06

    мне видится следующая картина. Ещё с 2008 года все расходы на содержание и эксплуатацию оборудования были урезаны в несколько раз. Металлурги ремонтировали за счет сторонних заказов, тем самым давая жить заводы и КАМАЗу в целом. После того как в 2012 году все дочки были переведены под материнскую компанию. Финансирование иссякло и вот это плоды. Сугубо мое мнение.

  • Анонимно
    31.07.2012 10:11

    А у Новоиспеченного бая Когогина откуда состояние несколько миллярдов долларов? Разбирается бы органам!

  • Анонимно
    31.07.2012 10:25

    C Металлургии бывшие коллеги пишут, что вся статья - полный бред!

    • Анонимно
      31.07.2012 11:01

      а можно поподробнее?

    • Анонимно
      31.07.2012 21:37

      ну конечно "бред" - это и то что людей в добровольно принудительном порядке отправляют на литейку разгребать - снится им все это...

  • Анонимно
    31.07.2012 10:38

    Износ оборудования слишком большой. Простая смена директора и даже предоставление самостоятельности - ничего не даст. А продукция на экспорт - так пиар. Себестоимость экспортной продукции в разы превышает продажную стоимость.

  • Анонимно
    31.07.2012 11:15

    Заказы на сторону, так называемую продукцию диверсификации, металлурги начали терять еще в 2008 году.В период кризиса они не смогли удержать клиентов, многие поуходили и больше не вернулись. В результате они стали требовать повышать цену для КАМАЗа, а это стало сказываться на себестоимости грузовика. Поэтому ситуация на литейке все ухудшалась и ухудшалась. Вместо того, чтобы о проблемах заговорить в полный голос, руководство тупо скрывало ситуацию. Вот и результат.

  • Анонимно
    31.07.2012 11:27

    Камаз АЛГА!

  • makeev
    31.07.2012 12:12

    Смена управленцев в любом случае изменит ситуацию. В первое время в лучшую - это точно!

  • Анонимно
    31.07.2012 12:14

    А что немцы не вложатся в техническое перевооружение литейки? Что они еще кроме кабины для КАМАЗа предлагают?

  • Анонимно
    31.07.2012 13:48

    нужно смотреть в глубь проблемы...четвертую часть акций КАМАЗа продали немцам, при этом задрали цену акций в несколько раз. Для этого нарисовали прибыль завода хорошую и т.д., в общем впулили немцам по бешеным ценам акции завода, при том что на заводе куча проблем. Условия по которым продавали акции нам не известны. Но скорее всего было обещано, что немцы каждый год будут с прибыли получать энную сумму, чтобы отбить свои вложения. Но у нас ведь еще кормится много бездельников за счет завода. А на всех денюшек не хватает....то ли еще будет...

    • Анонимно
      31.07.2012 14:07

      Всегда найдется умник, который типа все знает и находит самую бредовую идею и искренне в нее верит. На всякий случай напомню, что у немцей 11% КАМАЗа у ЕБРР 4%, про какую четверть вы говорите?

      • Анонимно
        31.07.2012 16:55

        Всегда найдется другой умник, еще умнее первого...Германский концерн Daimler, который совместно с ЕБРР владеет 15% акций КАМАЗа, может завершить сделку по увеличению своей доли в российской компании до 25% + 1 акция в начале 2013 года, говорится в сообщении экспертов. http://www.bigness.ru/news/2012-06-29/daimler/135525/ Вот эта статья!!!Все уже договорено, документы оформлены, просто сделку осталось оформить до 2013 года из-за различных российских проволочек. УМНИКУ привет!

        • Анонимно
          31.07.2012 17:27

          Самому УМНОМУ! Как они могут завершить сделку, когда еще о цене даже не договорились? Полученное разрешение ФАСа и публикации СМИ еще ни о чем не говорят. Или ты настолько умный, что веришь интернету?

  • Анонимно
    31.07.2012 17:45

    Опять за немцев все решили! Шум вокруг технической возможности увеличения доли Мерса в КАМАЗе нужен был ... для выгодной продажи акций руководством кампании и прочими ...диалогами. А Литейка в условиях ВТО - БЕЗНАДЕЖНА при наших энерготарифах. Спасти существование литейки может только выкуп ТЭЦ (по примеру Нижнекамска) или, еще лучше, ГЭС. Иначе КАМАЗу проще пойти по примеру АвтоВАЗа, перешедшего на импортный металлопрокат, дешевеющий после вступления в ВТО!

  • Анонимно
    31.07.2012 20:08

    История интересная штука. Положение на Литейном заводе напоминает положение нашей армии в 1941 г. под Москвой. Тогда генерал Панфилов послал на прорыв политрука Клочкова с 28 бойцами. А сегодня генерал КАМАЗа Клачков посылает Панфилова с кучей народа для спасения КАМАЗа. Но странное дело, в отвратительной работе оборудования и персонала виновными признано только руководство Литейного завода. А где куча "контролеров", сидящих в генеральной дироекции, которые просто обязаны были упредить возникновение данной ситуации? Где грукппировка PSK Медведева, которая везде трындит о камазовском чуде в организацуии производства, эксплуатации оборудования и иных супер-пупер технологий достижения бизнес целей?И последнее - при проведении жёсткой оптимизации среди производственного персонала на Литейном заводе бывшему директору Лузгину нашли должность зам.директора по ремонту, при наличии ремонтной службы главного инженера. Хотя всем известно: хочешь завалить дело-поручи его двум людям.

    • Анонимно
      1.08.2012 08:01

      В том-то и дело, что металлургивсегда были в стороне от всех этих процессов и говорили - не лезте к нам, вы у нас ничего не понимаете. Никакое ПСК они не внедряли, контролерам втирали, что так и надо, мы металлурги и лучше вас все знаем. Доигрались.

  • Анонимно
    31.07.2012 21:00

    Увольнение руеоводства литейки закономерно и тому есть несколько причин.Первое. Немцы понимают всю неэфективность литейки и тупо хотят ее ликвидировпть.докладыаают Когогину, но он допустить это не может. Раздражение некомпетентностью литейки переходит на Абрамова.Второе. Литейка и металлургический блок не имеет прорывной программы развития, а она ей необходима. Нет ее ни у Движков ни у ПРЗ. Их головы могут также слететь. Герасимов еще старается, его завод осваивает номенклатуру для СП, он продержится больше. За развитие отвечает Гумеров, литейку он упустил.Третье. Абрамов не предпринял даже возможных антикризисных мер. Для экономии затрат натэнергетику не обязательно покупать ТЭЦ. Достаточно организовать работу в выходные и ночью на энергоемких производствах. А отдыхать в понедельник и вторник. До лучших времен. В 1999 по- моему так делал Исламов, тогда еще исполнительный директор.Последнее замечание. Если такие проблемы сложились на самом крупном производстве, то где же их хааленная "производственная система"?? Отчеты по литейке были уж очень красивые..

  • Анонимно
    31.07.2012 21:34

    И Абрамову и Лузгину уже давно наплевать на производство, один пенсию высиживал, другой английский учил и спортом занимался (мускулы, видимо, выдавили последние мозги)

  • Анонимно
    31.07.2012 21:39

    Да и зам.по производству не особо утруждался, совершая пешие прогулки для укрепления здоровья.

  • Анонимно
    31.07.2012 21:46

    Всех грамотных специалистов и сильных руководителей, на которых держалось все производство, просто выжили, чтоб никто конкуренцию не создавал. Остались лишь одни телки.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль