Бизнес 
31.07.2012

Нужен ли нам тур в «Новую Туру»?

 

17407.jpg
 

«НОВАЯ ТУРА» ИЗМЕНИТ ОБЛИК КАЗАНИ

С тех пор, когда власти РТ объявили о строительстве технополиса «Новая Тура» (стоимость проекта - 9 млрд. рублей), в Казани не утихают жаркие споры о целесообразности такого решения. Кроме того, вокруг проекта сразу возникла масса противоречивых слухов. В начале июля точки над i расставил глава инвестирующей в создание технополиса фирмы FGN Capital (Москва) Александр Халдей. На интернет-конференции в газете «БИЗНЕС Online» он подчеркнул, что насильно предпринимателей под крышу «Новой Туры» никто загонять не намерен, право выбора остается за бизнесом: «Мы позиционируем технополис как цивилизованный комплекс, и уже сегодня первая очередь фактически «забита». Кто-то придет, кто-то не придет, никто насильно никого не заставляет. К тому же это не наше решение - открывать или закрывать рынки, руководство республики решает этот вопрос совместно с бизнесом. Наше дело – строить… Это аналогично строительству торгового центра – мы просчитали и считаем, что, учитывая наличие хороших подъездных путей, пересечение трассы «Китай – Европа», М7, просто глупо не сделать такой проект в Татарстане».

Комментируя интервью с Халдеем, читатели «БИЗНЕС Online» были эмоциональны. «Валите в свою Москву!» - советовали одни. «Хватит нам жить в грязи!» - поддерживали проект другие. Некоторые комментаторы рискованно предполагали, что ФЗ-271, регламентирующий перевод всех непродовольственных рынков под крышу капстроений, был специально "заточен" под "Новую Туру". Можно, конечно, предположить, что «рука Казани» простирается столь далеко, однако напомним, что 271-й закон был принят еще в 2006 году. Тогда российские власти объявили на него мораторий, дав бизнесу фору в переходные два-три года, в итоге тянущуюся и поныне. Но с 1 января 2013 года, нравится нам это или нет, закон вступит в силу.

Созданием «Новой Туры» власти РТ убивают даже не двух, а сразу нескольких зайцев. Во-первых, предполагается исполнить закон с минимальными потерями для населения, в том числе (в идеале) и для бизнеса. Во-вторых, притянуть к Казани логистические потоки промышленных товаров. В-третьих, что не менее важно, очистить город от «доисторических» рынков, одновременно разгрузив казанские улицы. Причем голос сторонников окультуривания столицы РТ звучит все громче. По их мнению, из-за «палаточного» и «контейнерного» бизнеса с вечно хлюпающей грязью под ногами Казань выглядит провинциальным городишком из далеких 90-х.

Словом, уже очевидно, что рынки Казани ждет судьба московского «Черкизона», ликвидация которого прошла незамеченной жителями столицы.

17387.jpg
 

НИГДЕ НЕТ ТАКОГО БАРДАКА, КАК В ЦЕНТРЕ КАЗАНИ!

У опрошенных «БИЗНЕС Online» экспертов неоднозначное отношение к проекту. Впрочем, большинство из них уверено, что при определенных условиях он имеет право на существование: люди потянутся к комфорту, который будет сопровождать их шопинг, но при некоторых усилиях местных властей.

Алексей Шинкевич - заведующий кафедрой логистики и управления Казанского национального исследовательского технологического университета:

– «Новая Тура» - альтернатива модернизации уже существующих торговых площадей. Очевидное преимущество вывода торговых центров за городскую периферию - разгрузка транспортной инфраструктуры. Маркетинговым мотивом притока в «Новую Туру» предпринимателей может стать сконцентрированность потребителей. Крупных бизнесменов заинтересуют представительства транснациональных торговых сетей и производителей на базе технополиса, а также складские запасы их продукции, которые в настоящее время в значительной степени концентрируются в Москве и других городах. Экономические преимущества для потребителей связаны с возникновением эффекта масштаба и сетевого эффекта, ведущих к снижению трансакционных издержек предпринимателей. Необходимое условие появления данного эффекта - наличие в «Новой Туре» сервисной инфраструктуры, лабораторных центров, 4PL провайдеров, подразделений, занимающихся логистическим консалтингом и других сервисных центров. Немаловажна также развитая конкурентная среда предоставления сервисных услуг и реализации товаров на территории технополиса. Кроме того, развития потребует социальная инфраструктура и индустрия развлечений. При несоблюдении этих условий стимулировать мелких предпринимателей и конечных потребителей к покупкам в «Новой Туре» будет проблематично, поскольку для них возникает дополнительное логистическое плечо и пропадают преимущества в сравнении с уже имеющейся торговой инфраструктурой. Кроме того, потребуется приток квалифицированных кадров, дефицит которых довольно остро стоит на повестке дня.

17384.jpg
 

Марат Хайруллин - заместитель председателя комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству:

– Вывод рынков на окраины города – это общемировой тренд. Например, и в Баку, и в Алма-Ате крупные рынки располагаются на окраинах города. Но есть моменты, на которые нужно обратить пристальное внимание. Во-первых, надо понимать, что на существующих рынках давно наработана своя клиентура, у бизнеса – своя ниша, и ломать все сразу… Президент поручил городским властям помочь бизнесу перейти в технополис без потерь, но пока мы не видим конкретной программы… Думаю, на первое время необходимо рассмотреть возможность льготной аренды, может быть, вообще от нее освободить, во всяком случае, пока бизнес в «Новой Туре» не освоится, народ туда не пойдет.

И второй вопрос – логистики, доставки людей в "Новую Туру". Если он не будет решен, часть населения туда просто не захочет ехать. Но, согласен, с чего-то надо начинать. Существующие рынки Казани не просто портят ее облик - это просто пережиток прошлого.

Айдар Абдулхаков - председатель комитета по транспорту исполкома Казани:

– Совершенно очевидно, что вопрос транспортной логистики ключевой. Сегодня ПАТП-4 разработало маршрут «шаттловых» перевозок от «Новой Туры» до станции метро «Козья слобода». На первом этапе будет четыре единицы подвижного состава с интервалом движения 30 минут в течение 10 часов на линии. Перевозки будут бесплатными - платит инвестор. В случае увеличения пассажиропотока подвижного состава будет больше… Что касается разгрузки казанских дорог – однозначно! Тот же Колхозный рынок - мощнейшее место притяжения людей. То есть «Новая Тура» разгрузит, по крайней мере, центральные улицы.

Михаил Хазин - руководитель компании экспертного консультирования «Неокон» (Москва):

– Вывод торговых площадей за пределы крупного города - нормальная ситуация, разумное решение. Только, может, сделать не одну площадку, а несколько, на разных направлениях, чтобы людям было удобно… Если говорить о том, что технополис будет работать на радиус до 700 километров, то есть опасения, что это создаст определенные проблемы для окружающих регионов - он лишит их определенных доходов.

Леонид Рахимов - генеральный директор ЗАО «Инвест Девелопмент» (дисконт-центр XL):

– Рынки имеют право на существование - исторически сложилось, что там торговые места. Другой вопрос: почему они так выглядят. В Стамбуле центральный рынок – это же как музей! Что мешало управлять городом так, чтобы рынки выглядели достойно? Почему они превращены в помойку? Рынки выглядят так, что нашим властям не нравятся. Но, я так понимаю, властям наш народ не очень-то нравится: они бы тоже его поменяли, но вот нет такой второй «Туры», чтобы народ туда отправить… Это принципиальная разница в подходе. Есть подход, когда все развивается, исходя из доходов, желаний, которые есть в данный момент, развивается плавно, логично. А есть подход «приведения к принуждению сверху» - когда кто-то что-то придумал, и начинается усиленное давление и попытки создать новое будущее. Вот скажите, кто ответит за то, что, эта «Новая Тура», к примеру, не пойдет? Да никто!.. Есть другие решения. Дали бы людям альтернативную модель – выбор, ехать туда или нет. А тут прямое давление, рабовладельческий строй какой-то.

17385.jpg
 

Хайдар Халиуллин - президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:

– В любом случае закон нужно выполнять, хотя, с моей точки зрения, он немного не так составлен. С другой стороны, я бывал во многих городах и странах (только недавно приехал из Америки), и нигде нет такого бардака в центре, как в Казани! Действительно, упорядочить систему надо. Да, рынки бывают и в цивилизованных странах, но какие: в определенные дни разворачивается торговля, после которой все моментально убирается, и нет такой грязи, как у нас. Вы посмотрите, что творится на Нариманова, на Колхозном рынке, на Проспекте Победы! Я защищаю предпринимателей, но, с другой стороны, хочется и красивый город видеть. Помните, в советские времена в Казани был рынок, который называли «Сорочка»? Тогда весь народ туда ездил за вещами. И если сейчас наладить транспортные маршруты, люди также будут ездить и в «Новую Туру». Если этого не организовать, то проект будет реализовать сложно… Так что я за «Новую Туру», за цивилизацию, но с правильной организацией проекта. Нельзя рубить с плеча, подход должен быть не только экономическим, но и человеческим.

Владлен Максимов - руководитель комиссии по мелкорозничной и ярмарочной торговле Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» (Москва):

– Нисколько не сомневаюсь, что 271-й закон пролоббирован сетями и конкретно минпромторгом. Смотрите, какая история. В стране катастрофически не хватает торговых площадей. Реально в Москве где-то 690 «квадратов» на тысячу жителей. Я помню, что Казань в этом плане более насыщена, но все равно мало. В Европе начинается от полутора тысяч в небольших городах. Почему в России дороговизна продуктов и всего другого? Потому что дикая дороговизна аренды. Поэтому уничтожать рынки, ничего взамен не построив, - просто вредительство! Почему федеральный закон требует их уничтожить, я не понимаю! Создайте людям условия, и рынки сами умрут. Вспомните дикие базары, где технику продавали, они же умерли сами! Я не поеду покупать технику или машину на рынок, потому что есть интернет-торговля, недорогие салоны… Что касается вашего опыта, мне представляется, что новые технополисы должны существовать параллельно старым рынкам. А так мы, безусловно, приветствуем высокотехнологичные современные формы торговли. Это здорово, но с одной оговоркой: нужно сначала создавать и только потом разрушать. Надо дать возможность предпринимателю арендовать что-то непосредственно у города, и тогда никто не будет держаться за эти «блошиные» рынки. Они умрут сами собой.

Анжелика Фаррахова - финансовый директор компании «Блеск-сервис»:

– Существующие ныне казанские рынки сформировались в дикие 90-е. Тогда они были оправданы – таким образом в отсутствие какой-либо экономики и собственных производств насыщались потребительские корзины. Сегодня необходимо признать и принять иную модель потребления. Мы прекрасно видим, что розничные рынки в нынешнем виде не только не соответствуют принципу цивилизованной торговли, но и далеки от гибкой ценовой политики. Цены на реализуемый там товар порой на порядок выше, чем в торговых моллах. О качестве же и говорить не приходится, как и об ответственности продавца перед потребителем. Сама была свидетелем, как люди пытались вернуть некачественный товар, но продавец стоял насмерть. Так что рассуждения на тему «рынки для людей с небольшим достатком» в данном случае не имеют под собой почвы… И мне, как жительнице Казани, крайне неприятно видеть этот хаос на улицах, терпеть грязь и хамство продавцов. Вполне логичное решение – вывести непродовольственный рынок в технополис за пределы города. Но одновременно создав условия для малого и среднего бизнеса, ведь это армия людей, которая кормит сама себя. Об этом нельзя забывать. Создание «Новой Туры» при соблюдении интересов всех сторон (населения, предпринимателей, инвесторов) решит сразу несколько проблем. Во-первых, избавит, наконец, Казань от уродливых рынков и значительно разгрузит улицы. Во-вторых, создаст условия для цивилизованного бизнеса. И в-третьих, привлечет в регион дополнительных инвесторов и крупных игроков. Что касается нас, рядовых казанцев, то главное - за транспортной составляющей: будет качественная логистика доставки людей, с удовольствием поедем в «Новую Туру» семьями, тем более что предполагается и развлекательная инфраструктура.

 

460-карта.jpg

На правах рекламы

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (3) Обновить комментарииОбновить комментарии
Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль