Бизнес 
10.08.2012

Минсельхоз РФ обвинил Марата Ахметова в развале России

«ПРОШУ ВАС ПРИНЯТЬ МЕРЫ ПО ОТМЕНЕ РЕШЕНИЙ МИНСЕЛЬХОЗПРОДА ТАТАРСТАНА»

Сегодня стало известно, что министерство сельского хозяйства Российской Федерации написало руководству Татарстана письмо, в котором потребовало отменить согласования отгрузки зерна с элеваторов и хлебоприемных пунктов с органами исполнительной власти. Текст письма за подписью министра сельского хозяйства России Николая Федорова был размещен на официальном сайте министерства.

В письме, в частности, сказано: «…Информация о необходимости согласования отгрузки зерна нарушает принципы единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности… На территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров…»

Письмо адресовано президенту Татарстана Рустаму Минниханову.

Газета «БИЗНЕС Online» полностью приводит письмо.

И НИКАКИХ ПРЕПЯТСТВИЙ ДЛЯ СВОБОДНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ, УСЛУГ И ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ

«О недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации при отгрузке зерна.

Уважаемый Рустам Нургалиевич!

Минсельхоз России рассмотрел письмо минсельхозпрода Республики Татарстан от 25.07.2012 № 02/1-3281 о необходимости согласования с минсельхозпродом Республики Татарстан отгрузки зерна с хлебоприемных предприятий и элеваторов Республики Татарстан и сообщает.

Указанное требование о согласовании отгрузки зерна нарушает принципы единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности. При этом на территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Указанное требование направлено на ограничение или недопущение конкуренции на рынке зерна и продуктов его переработки и нарушает нормы, содержащиеся в статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающие органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Следует отметить, что за недопущение, ограничение или устранение конкуренции, в том числе за ограничение доступа на рынок, установлена административная и уголовная ответственность.

Обращаю Ваше внимание на недопустимость подобных нарушений.

Прошу Вас принять меры по отмене решений минсельхозпрода Республики Татарстан, нарушающих законодательство Российской Федерации, дать соответствующую оценку действий должностных лиц указанного министерства и проинформировать об этом минсельхоз России»

18956.jpg

31 июля Марат Ахметов заявлял, что в этом году республика, вероятнее всего, не сможет продать ни килограмма зерна «на сторону». Если запустить руку в закрома малой родины, то в рост пойдут цены не только на муку, но и на продукцию животноводства, сказал министр.

«ПРОДАВАТЬ НА СТОРОНУ ПРОСТО НЕЧЕГО»

Напомним, 25 июля министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ выпустило следующее распоряжение, адресованное руководителям хлебоприемных предприятий (ХПП) и элеваторов:

«Об ограничении отгрузки зерна.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в связи со значительным сокращением объемов валового сбора зерна в текущем году, а также в целях покрытия внутренней потребности республики сообщает о необходимости согласования с минсельхозпродом РТ любой отгрузки зерна с хлебоприемных предприятий и элеваторов республики».

Фрагмент приведен на портале «Зерно Онлайн», на республиканском правительственном сайте данный документ найти не удалось.

Фактически это распоряжение означает ограничение на вывоз зерна за пределы республики.

Позднее, 31 июля, глава министерства Марат Ахметов заявил, что в этом году республика, вероятнее всего, не сможет продать ни килограмма зерна «на сторону», хотя уже сейчас в Татарстан приходят «ходоки» из соседних регионов. Год назад часть урожая – менее миллиона тонн – удалось реализовать за пределы РТ, но в этом продавать просто нечего. Урожай прогнозируется в объеме 3,4 млн. тонн. В прошлом году урожай составил около 5 млн. тонн. Если запустить руку в закрома малой родины, то в рост пойдут цены не только на муку, но и на продукцию животноводства, сказал министр.

Ранее Ильдус Габдрахманов - заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ по земледелию, рассказал газете «БИЗНЕС Online», что, по предварительным данным, из-за засухи предполагаемая гибель посевов – 308 тысяч га (всего в республике – 2,9 млн. га сельскохозяйственных культур). В 33 районах РТ введен режим ЧС. Недобор урожая только по зерновым составит ориентировочно 1,5 млн. тонн. Кроме того, ожидается существенный недобор по кормовым и техническим культурам.

А Ахметов не исключил, что сельхозпроизводители смогут продавать выращенное зерно по договорным ценам внутри республики.

«ОГРАНИЧЕНИЯ? ЭТО ВСЕ СЛУХИ»

Сегодня газета «БИЗНЕС Online» обратилась в республиканское министерство за комментариями об ограничении продажи.

- Ограничения? Это все слухи, - заявил нашему изданию Ренат Сулейманов, заместитель начальника отдела развития продовольственного рынка минсельхоза РТ.

- Почему-то в письме минсельхоза РФ указано, что недопустимо ограничивать отгрузку зерна с элеваторов республики…

- Нет, нет. Мы ограничения ставить не вправе вообще. Есть же антимонопольный орган, который эти вопросы курирует, и мы будем неправы, если такие ограничения создадим. Никакого ограничения, никакого запрета на вывоз зерна в республике не существует.

- То есть существует просто такая вот рекомендация?

- Нет, это не рекомендация – как мы можем рекомендовать… Просто сельхозтоваропроизводитель решает эти вопросы сам, по своей потребности. Если у какого-то агрохолдинга есть свои животноводческие комплексы, мукомольные предприятия, они думают о закрытии в первую очередь своих потребностей. Если зерна в этом году не хватает, так они и сами не будут никуда его продавать, таких запретов даже ставить не нужно. В целях обеспечения продовольственной безопасности введена субсидия на каждый килограмм зерна.

За официальной позицией министерства газета «БИЗНЕС Online» также обратилась в пресс-службу минсельхозпрода РТ, однако на момент публикации текста ответ не был получен.

«МЫ ХОТИМ СОЗДАТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ КНЯЖЕСТВА?»

Как рассказал сегодня газете «БИЗНЕС Online» участник недавнего телемоста между Москвой, Киевом и Астаной на тему продовольственной безопасности Аркадий Злочевский - президент Российского зернового союза, необходимость согласования отгрузки – а фактически запрет на продажу на сторону – ввел не только Татарстан, но и ряд других регионов России.

«Номинально распоряжение минсельхоза РТ ничего не запрещает, но фактически если надо бегать согласовывать отгрузку... Вообще, это дополнительное требование, которое у нас не предусмотрено ни законом о техническом регулировании, ни техрегламентом Таможенного союза. Такие дополнительные требования не могут устанавливаться со стороны государства вообще, это нарушение закона», - заявил нашему изданию Злочевский.

По его словам, Татарстан не первый и не последний регион, который вводит подобные ограничения. К ним в разных формах активно прибегали в лет 15 - 20 назад. «Все 90-е мы боролись с этим явлением. Текущий сезон породил их рецидивы, из-за засухи региональные недоборы зерна по отношению к плану вызывают желание оставить зерно на своей территории», - рассказал президент Российского зернового союза.

«Ограничения рынка нивелируют конкурентную среду, сельхозпроизводитель вынужден продавать на локальном рынке, концентрировать там весь ресурс, а это приведет к превышению предложения над спросом, что, конечно, невыгодно. Сегодня существуют более выгодные рынки сбыта, чем в Татарстане. Сельхозпроизводитель заинтересован в одном: продать по хорошей цене. Предложите ему хорошую цену - он продаст. Предлагают из других регионов, предлагают за рубеж вывозить экспортеры - не надо ограничивать доступ к предложению сельхозпроизводителям. Если доступ не ограничен, то рынок отрегулирует», - заявил Злочевский.

«У нас Российская Федерация - это объединение конгломерата регионов с единым экономическим пространством. Мы хотим разорвать эту федерацию и создать отдельные княжества? Экономически обособленные, со своими правилами игры в экономике?» - спросил глава союза.

«НАМ ВЫГОДНО ПРОДАВАТЬ ЗА ПРЕДЕЛЫ ТАТАРСТАНА»

Свою точку зрения газете «БИЗНЕС Online» высказали фермеры Татарстана.

Минталип Минниханов - председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий Тукаевского района РТ:

- Да, в республике такой негласный запрет на вывоз зерна, действительно, есть. Каждый из нас в определенном смысле патриот своей республики, и мы понимаем, что зерно нужно продавать в Татарстане. Но есть и другая сторона вопроса – нужно, чтобы и республика не спекулировала на этом деле. В этом году с зерном туго, недобор урожая, власть и хлебоприемные пункты нам говорят: привозите зерно, мы все его примем. А когда урожайность была более-менее нормальная, мы мучались и не знали, куда его сдать?! По идее такого запрета, на вывоз, быть не должно. Должна быть свободная торговля, хотя бы в пределах Российской Федерации.

Цена, по которой принимают зерно в Татарстане и за пределами республики, разная. Покупатели из других регионов, если у нас покупают, то вывозят все своим транспортом, нам одной головной болью меньше. Это раз. Второе - они берут весом, и мы скидку никакую не предоставляем. Нам выгодно продавать за пределы Татарстана. А в «Челны-хлебе» или челнинском «Комбинате хлебопродуктов» с нас берут за доосушку, за доочистку, за приемку зерна по 36 рублей за каждую тонну. Доочистку и досушку, я еще понимаю, это вполне нормально. А вот за приемку 36 рублей - за что, скажите, пожалуйста? Я своим восьмицилиндровым "КАМАЗом" привожу зерно, заезжаю на их территорию и выгружаю его в хлебоприемный бункер. Знаете, это как-то несолидно, с меня за это еще деньги брать. Это то же самое, если бы я кому-то принес буханку хлеба и за это еще и заплатил в придачу. Это же абсурд!

В Татарстане за качественную пшеницу третьего класса платят 7500 рублей за тонну. В исключительных случаях обещают до 8 тысяч рублей за тонну. А за пределами Татарстана цена уже 9 - 10 тысяч рублей.

Азат Ахметов - фермер из Высокогорского района РТ:

- В этом году сдал зерно на элеватор, через лизинговую компанию купил комбайн, надо рассчитываться. А остатки зерна оставил себе - у меня сейчас в хозяйстве ферма. Я сдал пшеницу четвертого класса по 4,55 рубля без НДС, и обещали еще рубль дотации. Хотя я в основном ячмень выращиваю… Ни с какими запретами на реализацию зерна я не сталкивался, мне никто ничего не говорил, но и у меня на продажу больно-то зерна нет, хотя урожайность неплохая - 25 центнеров с гектара. Но в прошлом году объемы были больше, и я смог выкупить трактор, закрыл долги на полмиллиона и приобрел комбайн.

Анатолий Касакин - фермер из Тукаевского района РТ:

- Да, действительно, директива о запрете на вывоз зерна за пределы Татарстана существует. Автор - министерство сельского хозяйства РТ.

В Татарстане ведь фермеры зерно на элеваторы сдают сегодня, а деньги получают значительно позже. В нашем районе с некоторыми фермерами недавно только за прошлогодний урожай рассчитались! Конечно, такой запрет, он очень серьезно бьет по карману сельхозтоваропроизводителей. Мы, получается, кредитуем наших дяденек - крупные агрохолдинги. Нам ведь гораздо выгоднее самим найти клиента, продать ему свой урожай и сразу, а не через год, получить за него живые деньги. А этот запрет на вывоз зерна из республики, он очень мешает.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (112) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    10.08.2012 16:28

    Господа фермеры, пожалуйста, поясните - как вам запрещают погрузить зерно на камаз и вывезти его в ... ну, Чувашию? Неужели гаишники завернут на трассе! Просто если фермеры читают - расскажите в комментариях, как запрет накладывается - чисто технически. Правда, интересно!

    • Анонимно
      10.08.2012 16:35

      А ты как думал?

    • Анонимно
      10.08.2012 16:35

      Отгрузка с ЭЛЕВАТОРОВ и ХЛЕБОПРИЁМНЫХ предприятий запрещена без согласований с чиновниками. Читайте внимательнее письмо Министра СХ РФ и распоряжение от министерства РТ!

      • Анонимно
        10.08.2012 17:09

        А зачем везти зерно на элеватор? С поля, амбара - покупателю напрямую, без всяких посредников. Кто-то мешает?

        • Анонимно
          10.08.2012 17:12

          В один амбар весь уражай не уместится, даже в такие годы, как сейчас.

      • Анонимно
        11.08.2012 02:29

        в голове не укладывается...как это чиновники пытаются посягнуть на чужой товар, который фермер своим потом и кровью выращивал.А может еще они и в других отраслях так же вольготно командуют?

    • Анонимно
      10.08.2012 18:33

      Сам будучи деректором с/х предприятия вот уже на протяжении 10 лет в РТ. Управляя частных хозяйством с площадью 6000 га, мону совершенно точно сказать. Что каждый год,в уборку идет негласный приказ Главы, что ни одна машина с зерном не имеет права акидать территорию района, и что бы все возили зерно на ХПП (а они все Ваминовские, Рацину. И по этому поводу совещание каждый день у Главы с разбором полетов с теми кто нарушает приказ и график поставки. И еще.....на выездных дорогах стоят и дежурят ППС, ГИБДД. Которые с радостью сдадут тебя начальнику УВД, а тот в саою очередь Главе.Районы называть не буду....так как мне еще работать.

      • Анонимно
        10.08.2012 18:54

        Это самая настоящий грабёж! Чиновники всех мастей возомнили себя царьками и богами, решили, что они вправе управлять фермерами как своими рабами. наконец-то нашим показным чинушам по жадным ручонкам ударили!

      • Анонимно
        11.08.2012 02:36

        Это в смысле такая хрень еще на уровне района творится?

      • Анонимно
        11.08.2012 11:52

        Да дада, есть такое, рассказывали. Наши посты ГИБДД очень чутко следят за фермерами и что оттуда вывозится.

      • Анонимно
        13.08.2012 07:54

        это точно вы написали. с молоком такие же запреты. ППС, ГиБДД, потом докладывают главе, а последний в свою очередь меры принимает.

      • Анонимно
        21.01.2015 20:18

        Правильно, т. к кредиты полученные на удобрения, на ГСМ и запчасти должны оплачивать зерном через Рацин, т. е сдать в районные элеваторы. Если сверх этого , то продайте слава богу.

  • Анонимно
    10.08.2012 16:32

    Продавать зерно имеют право сами фермеры, а никак не республика! И если фермер считает нужным продать зерно кудани-будь в Чувашию, или в Ханты-мансийский национальный округ - он вправе это сделать без всяких согласований с чиновниками РТ! Как это часто бывает - чиновники вопят о единстве законов для всех, а сами сплошь и рядом нарушают все существующие законы РФ!

    • Анонимно
      12.08.2012 18:47

      Можно заметить, что те фермеры, которые имеют дотацию говорят, что ограничений нет, а те кто эту дотацию не получает, говорят правду.

  • Анонимно
    10.08.2012 16:33

    Проснулись , всю жизнь говорят одно , а делают как им надо)))

  • Анонимно
    10.08.2012 16:36

    Кажется началось.

  • bel-al
    10.08.2012 16:36

    Ну и заголовок! Ахметов - локомотив! Не марать имя!

  • Анонимно
    10.08.2012 16:37

    Интересно, а за развал РФ есть уголовная статья?

    • Анонимно
      10.08.2012 17:13

      Почитайте УК РФ! :-)) Незнание законов не освобождает от ответственности!

  • Анонимно
    10.08.2012 16:44

    Держись Готович! Все правильно ты делаешь? пусть работают остальные такжен как и вы и будут с злебом!

    • Анонимно
      10.08.2012 17:30

      А в чем именно правильность то заключается? Если грамотный сельхозпроизводитель все делал правильно по агротехнологии (подготовил почву, внес минудобрения, вовремя отсеялся и т.д.) и получил в сложный год неплохой урожай, то он имеет полное право поиметь от этого выгоду, продав зерно по рыночной цене и возместить затраты (ГСМ, кредиты и т.п.), а может и получить прибыль.Ему же предлагается все это "отдать" по "социальной" цене и потом опять идти на колени в МСХ РТ за субсидиями. А зачем ему после этого хорошо работать?!P.S. Только не надо причитаний про бедных бабушек, которые не смогут покупать "дешевый" хлеб. Хотите им помочь - так выкупайте зерно у местных производителей по рынку и субсидируйте хлебопеков.

      • Анонимно
        10.08.2012 17:44

        на 100% согласна!!!

      • Анонимно
        10.08.2012 17:53

        а между прочим с нефтью тоже самое! она тупо продается для выгоды отдельных лиц, а народ сидит палец сосет! да, да, давай продавай, раз покупают, а бабки пусть сидят пенсию раскладывают...

        • Анонимно
          10.08.2012 18:27

          Нефть не надо производить, и объёмы добываемой нефти не зависят от погодных условий!

      • Анонимно
        10.08.2012 20:38

        Не надо думать, что зерно которое запрещают вывозить пойдет на хлеб для бедных пенсионеров. Фермерам предлагают сдать пшеницу по 5 руб. (в Росиии 8-9 руб.) для производства спирта.

        • Анонимно
          10.08.2012 21:37

          Это точно! В очередной раз чинуши пытаются навешать лапши на уши, и взывают к жалости к пенсионерам. Покупайте зерно по рыночным ценам и субсидируйте хлеб для пенсионеров!

  • Анонимно
    10.08.2012 16:46

    так и есть,местные гаишники не пускают,молоко же раньше не выпускали

  • Анонимно
    10.08.2012 16:47

    а если представить ситуацию, если в россии зерна мало, на элеваторы будут приезжать из других регионов и за большие деньги выкупать... фермеры с удовольствием продадут до грамма (им надо кредиты возвращать), то что останеться нам татарстанцам? получится, что министр страну зерном не обеспечил...

    • Анонимно
      10.08.2012 17:16

      Какой министр? Какую страну? Вообще-то не министры население страны хлебом обеспечивают, а фермеры. :-)) А если местные чиновники не хотят платить фермерам за хлеб - то просите хлеба у министра! Он накормит........... обещаниями.

  • Анонимно
    10.08.2012 16:51

    безусловно излишки, если они есть, пусть продаются, но неприкосаемый запас - он должен быть под жестким контролем! руки прочь от татарстана! иди москва сама хлеб выращивай!

    • Анонимно
      10.08.2012 17:09

      Как говорится, Москва нам не указ:))

      • Анонимно
        12.08.2012 14:05

        вы ребята поумерьте свои самостийные базары. Татарстан - один из лидеров по выкачиванию бабок из федералов. А то больно на грузинов смахиваете. Те тоже в советское время себя мнили пупом земли, высокомерно глядя на "нищую" Россию, а как отвалили от матки, так сразу стало все на свои места. теперь нищенствуют, так как ни работать, ни воевать как следует не умеют. Одно у них достоинство - большие спецы по части строительства "демократии"

        • Анонимно
          12.08.2012 18:08

          Про выкачивание денег из РФ мы знаем! Речь не об этом же! Почему РТ зажало деньги по засухе 2010 года?! Почему мы должны слушать Главу, Управление с/х района как нам правильно работать!? Нам политика не интересна, нас экономика больше волнует!За нами села, земли, люди наконец-то! Глава сегодня, а завтра не глава и снова новый. Новые правила новые установки! У нас в районе уже 5-ый глава за мою деятельность! И что в итоге....так делай..так не делай..то сей..это не сей..завтра министр на вертолете прилетит...коли барана...и только по пробуй ослушаться!! Все..ты вне милости....а раз так, то получай тогда, провеоки, комиссии! У меня пасека 60 ульев, да я в итоге мед не вижу, один приедет, второй позвонит и всем кущтенещ! Так как без этого никак у нас!!!

        • Анонимно
          13.08.2012 15:54

          Татарстан выбивает у федералов свои же деньги, уплаченные по налогам (до 400 млрд рублей доходят отчисления федеральному бюджету). Так что самостийностью пугать нас не надо. А то в начале 1990-х много было разговоров про то, что бывшие братские республики не проживут без нас. Ничего живут и обратно не просятся.

    • Анонимно
      10.08.2012 17:21

      Вы забываете, что зерно - собственность фермеров, а не чиновников! это результат труда этих самых фермеров. Продав зерно по приемлемой для производителя цене, фермер имеет возможноть приобретать необходимую технику и оборудование, что в будущем позволит ему, фермеру, производить боше зерна, овощей, мяса, молока. Если держать фермеров на голодном пайке, с постоянно протянутой рукой за дотациями от чиновников, то не стоит надеяться на повышение урожайности. А зачем? Всё равно пидут чиновники из минсельхоза, и отнимут всё за копейки.

      • Анонимно
        12.08.2012 18:51

        Любое ограничение конкуренции против фермеров, желающих развивать свое производство. Продразверстка погубит сельхозпроизводителей, зато принесет временный успех минсельхозу. Мы это уже проходили.

    • Анонимно
      11.08.2012 15:20

      А никто и не против оставить зерно в РТ просто дайте нам рыночную цену и все. Вот минсельхозпрод РТ установил цену на зерно плюс субсидия 1 руб. на фураж и 1,5 руб. на 3 класс, в итоге получилось на 2 - 2,5 рубля ниже рынка, а субсидию еще получить надо, это очень проблемотично, за примером далеко ходить не надо в 2010 году из федерального бюджета были выделены и получены республикой средства на потдержку с/х производителей после засухи, лично моим хозяйством было получено 15 процентов от утвержденных субсидий, считаю что в этом году будет тоже самое.

      • Анонимно
        11.08.2012 15:49

        Держитесь! Не поддавайтесь на угрозы и уговоры чинуш!

      • Анонимно
        11.08.2012 16:57

        Я знаю что родной район Ахметова получил ВСЁ!! 100% субсидий по атмосферной засухе 2010 г, знаю, что остальные соседнии регионы тоже получили 100%. Ну а остальные районы, на те, давитесь жалкими 15%, я кстати тоже получил где-то 15-17%!!!

  • Анонимно
    10.08.2012 16:51

    могут ведь и попросить Ахметова,что очень нежелательно,хоть и опыт большой

  • Анонимно
    10.08.2012 17:06

    а ты вот поживи в районе и попробуй не сделай так как сказал глава, забудь про свой бизнес

    • Анонимно
      10.08.2012 17:10

      Вы правы! Такие истории мы уже знаем. Когда не выпускали машины с молоком.

    • Анонимно
      10.08.2012 17:41

      дорогой, к вашему сведению, все россияне так живут... попробуй не сделай как сказал барин...

      • Анонимно
        10.08.2012 18:28

        Не все! Кумовсто очень развито именно в РТ!

        • Анонимно
          12.08.2012 12:38

          Согласен. В других регионах дают работать в с-х и поддерживают, только желающих работать мало

  • Анонимно
    10.08.2012 17:08

    Господа журналисты! Ну зачем вы передергиваете - кто там кого обвинил в развале? Может, это вы тут на развал играете. Заголовок в корне неверный и "желтушный", в тексте же нет никаких обвинений Ахметова. Неприятно.

    • Давайте посмотрим на текст письма – за подписью министра сельского хозяйства РФ Федорова. Процитируем: «требование о согласовании отгрузки зерна НАРУШАЕТ ПРИНЦИПЫ ЕДИНСТВА экономического пространства.., свободы экономической деятельности». Если нарушает принципы единства – значит, разваливает целостность экономического пространства России. Так получается, исходя из логики Федорова. Полный текст письма также приведен в тексте, посмотрите.

  • Анонимно
    10.08.2012 17:15

    как у фермеров проблемы, убытки так они сразу в минсельхоз бегут пороги обивают, субсидии просят и гранты, а как нашли возможность сверх прибыли, так минсельхоз плохой сразу стал. некрасиво. По совести надо работать.

    • Анонимно
      10.08.2012 18:30

      Самые большие убытки и проблемы фермерам создают именно чиновники! С чиновничьим рвением угодить начальству не сравнится никакая засуха, никакое наводнение!

  • Анонимно
    10.08.2012 17:27

    Не большие объемы из амбара можно продать конечно,но крупные партии где-то хранить надо и сразу весь объем у себя прдать невозможно.Гдето отправить и ж\д надо, а у элеваторов есть все.Верю труженикам фермерам, а не чиновникам.Нашим исполнителям не обязательно какой нибудь писменный прказ Министра, а достаточно, что он сказал и устно.Под козырек и бегут выполнять.Есть контрольные органы,Управление Россельхознадзора,не дадут продать за пределы республики, т.к подчинены м Министру-зам. Премьера.А они, после устного указания, не дадут товаропроизводителю необходимый документ,например,об отсутствии карантийных сорняков, болезней и вредителей.Масса вопросов возникнет при продаже за пределы Рт.

  • Анонимно
    10.08.2012 18:42

    отвратительный заголовок

    • Анонимно
      12.08.2012 08:40

      Отвратительно, что правительство установило закупочную цену ниже рынка. И пытается производителя не пускать торговать где он хочет. Люди кредиты берут, чтобы отсеяться - а им кислород перекрывают. Правильна реакция минсельхоза РФ, только, наверное, бесполезная. Ну хоть шум подняли.

  • Анонимно
    10.08.2012 19:11

    Каждый год правительство РТ находит повод на запереть вывоза зерна ,ведь это нарушает многие законы гражданского право ,люди ведь контрактуются ,а "Вамин "ворует зерно по завышенной цене ,и типа отдает с нового урожая по низкой (экономика для избранных),даже этической точки зрения :пусть другие с голода умрут ?..как то не хорошо!

  • Анонимно
    10.08.2012 19:43

    Как только небольшая засуха так в Татарстане проблемы. И хлеба нет только в тех районах где не применяют прямой посев. Засуха там, где пашут и иссушают почву. Этого И. Габдрахманова надо куда то повысить и повсеместно внедрить влагосберегающие минимальные технологии. Из 4 лет в Татарсане 3 года засуха. И вся политика в земледелии должна быть ориентировпна на недостаток влаги. А ученым-агрономам только дай волю, они день и ночь будкт пахать и всей нефти Татнефти на них не хватит!

  • Анонимно
    10.08.2012 19:48

    Азат Ахметов - фермер из Высокогорского района РТ:"- В этом году сдал зерно на элеватор, через лизинговую компанию купил комбайн, надо рассчитываться. А остатки зерна оставил себе - у меня сейчас в хозяйстве ферма. Я сдал пшеницу четвертого класса по 4,55 рубля без НДС, и обещали еще рубль дотации. Хотя я в основном ячмень выращиваю… Ни с какими запретами на реализацию зерна я не сталкивался, мне никто ничего не говорил, но и у меня на продажу больно-то зерна нет, хотя урожайность неплохая - 25 центнеров с гектара. Но в прошлом году объемы были больше, и я смог выкупить трактор, закрыл долги на полмиллиона и приобрел комбайн."Ну наконец то хоть один фермер с прибылью работает.....а то все фермеры говорят не выгодно.Так и не могу понять стоит заниматься фермерством?

    • Анонимно
      12.08.2012 18:55

      Вот так работает фермер близкий в минсельхозу. Рад на него и за те субсидии, которые он получил. А получил ли что-то Сиразин?

      • Анонимно
        12.08.2012 20:06

        Серазину даже землю за 3 года ему не дали,но есть еще атнинский район,где глава фермером не разрешает стать!

  • Анонимно
    10.08.2012 19:48

    Вот так бывает когда теряешь государство. Какой то начальник отдела РФ, указывает президенту РТ

    • Анонимно
      10.08.2012 21:43

      О каком государстве Вы здесь толкуете? Наверняка о государстве Татарстан? не много ли на себя берёте? Это статьёй УК попахивает! Эта та самая статья, о которой напоминает министр РФ!

      • Анонимно
        11.08.2012 09:53

        Умный такой? Не надо нам носом тыкать, пуганые уже! Ниче, в нашем государстве и для тебя хорошие статьеи найдем.

        • Анонимно
          11.08.2012 21:30

          Разжигание межнациональной розни карается статьёй УК РФ!

  • Анонимно
    10.08.2012 20:07

    Получается Ренат Сулейманов сказал неправду. Т.е. соврал. Как так получается, что наш чиновник, который получает зарплату из наших налогов, нас же пытается обмануть? Я своего сотрудника, который меня обманывает, увольняю сразу. И уверен, так поступает любой работодатель. А тут получается, что наши чиновники пытаются внедрить незаконные инструменты, а когда их останавливают, говорят, что всем померещилось и ничего такого не было. Нас, господа, держат за дураков, при чем за наши деньги.

    • Анонимно
      11.08.2012 09:38

      Компетентность Рената Сулейманова вызывает вопросы. Например, он не знает, что такое меласса...

  • Анонимно
    10.08.2012 20:24

    Зерно- стратегический товар.

    • Анонимно
      10.08.2012 21:44

      Зерно не может быть стратегическим товаром. Зерно может быть стратегичесикм ЗАПАСРМ! товар - это то, что продают и покупают!

      • rustem75
        11.08.2012 02:22

        Запас - категория вообще общая. В неё включаются: сырье, материалы, товары, готовая продукция и т.д. лень перечислять.

  • Анонимно
    10.08.2012 21:45

    Марат Ахметов один из самых профессиональных министров по сельскому хозяйству,не сметь его трогать.Продаёте зерно за пределы республики,в неурожайный год пусть Фёдоров и платит компенсацию,гранты,субсидии,дотации.Через год прибежите с соплями полон рот,к Ахметову.

    • Анонимно
      10.08.2012 22:29

      Можно подумать, что Ахметов платит компенсации, гранты, субсидии и дотации из своего собственного кармана. Сегодня Ахметов министр - завтра не министр. Нет ничего вечного на земле!

    • Анонимно
      10.08.2012 22:42

      Точно! Он же свои деньги раздает. Столько лет в министрах ходит и без денег что ли? Кому захочет даст, а не захочет не даст. Что ему закон? У него же свой закон - всяким сопливым не раздававать! Только ВАМИНу, Ак БАРС Холдингу и Агросиле. А на счет профессионализма, то я снимаю шляпу перед его талантом... рисовать отчетность и докладывать начальству.

    • Анонимно
      10.08.2012 23:51

      Так его уже тронули. Вы что, всерьез думаете, что вся эта кутерьма с письмом РФ министра в угоду чаяниям простых фермеров затеяна?!Серьезные зернотрейдеры (как и местные латифундисты) до сих пор не могут забыть "продразверстки" 2010 года, когда зерно на рынке можно было продать по 9 рублей, а заставили сдать по 6.

  • Рамиль
    10.08.2012 23:16

    Огласите пожалуйста весь список грантополучателей! А то письмо местных чиновников агроваххабизмом попахивает..

  • Анонимно
    11.08.2012 00:18

    Такого министра, с таким домиком земледельца... не сметь трогать.В Краснодаре всего один агрокущ, а у нас их сколько? Вамкущ, агсилкущ, крвокущ... Ну правда без крови....

  • Анонимно
    11.08.2012 01:07

    Все наши правильно делают. Это продовольственная безопасность республики. Москве на это наплевать, об этом мы здесь сами должны думать. А если хлеба в республике не будет - что делать? Ползти на карачках к Федорову и клянчить кусочек? Да он еще со времен Чувашии старшего соседа недолюбливает. Нет уж - все что наше пусть у нас и остается. То же самое должно быть и с другими стратегическими товарами - нефтью и нефтепродуктами и т.д. Татарстанское - татарстанцам!

    • Анонимно
      11.08.2012 11:17

      Вам же ясно сказали, что зерно это не для хлеба, а для спирта! Для большой прибыли водочных королей!

    • Анонимно
      12.08.2012 08:43

      Татарстанское зерно не годится на муку, оно подходит в качестве сырья для Татспиртпрома, кормовое опять же.

  • Анонимно
    11.08.2012 01:37

    Видел бы кто-нибудь сколько зерна гниет из-за этих запретов, ни себе ни людям. Самому продавать не дают, так иногда сами за копейки не забирают

  • rustem75
    11.08.2012 02:14

    1. Я как житель татарстана поддерживаю запрет на вывоз за пределы татарстана, чтобы цены у нас самих на хлеб не выросли.2. В качестве компенсации потерь, Республика должна активнее дотировать фермерам разницу в цене - нашей и заграничной.

    • Анонимно
      11.08.2012 11:20

      При чём здесь заграничные цены? речь идёт о том, что в соседних регионах зерно дороже. И есть покупатели, которые готовы заплатить за это зерно столько, чтобы фермер не бегал с протянутой рукой, и не выпрашивал дотаций. А Вы сами готовы работать в полную силу, но за зарплату в 2 раза ниже, чем получаете сейчас? Или начнёте вспоминтать ТК, прожиточный минимум и соцпакеты???

    • Анонимно
      11.08.2012 23:53

      Ты чем дотировать собрался? В республике нет денег завершить объекты универсиады, огромные долги. Сам подумал что сказал?

  • Анонимно
    11.08.2012 02:34

    странная у них конечно система "поддержки фермеров".Взять любую программу, те же "семейные фермы": в чем суть - ты построй, вложи, купи ну а потом может быть когда нибудь мы тебе компенсируем 40%.В этом плане Якупов конечно молодец, пытается выстроить более менее прозрачную систему, но тоже не для фермеров. Программы запускают в самый разгар сезона, когда на селе день год кормит - многие фермеры в итоге на них забивают

  • Анонимно
    11.08.2012 08:49

    тут интерес из центра только потому, что зерно дешевое... сделайте как у всех и никаких вопросов...

    • Анонимно
      12.08.2012 18:59

      Будем покупать дешевое зерно на Алтае. Такое уже было.

  • Анонимно
    11.08.2012 12:48

    Напишите как есть ребята. Президент читает тоже. Думаю сделает свои поправки.

  • Анонимно
    11.08.2012 13:43

    для рядовых татарстанцев Ахметов делает верно: цены на хлеб не вырастут, а вот фермерам надо помочь. Дилемма: либо цены на хлеб внутри Татарстана, либо выгода фермерам, искать баланс надо, а Москва тут вообще не в тему, пусть сама научится хоть что-то производить, меня больше судьба населения и фермеров местных волнует и их финансовое благополучие.

    • Анонимно
      11.08.2012 13:55

      Ошибаетесь, видимо подзабыли, Такое уже было в 90х. Думали запретим вывозить зерно и цены на хлеб не вырастут. Вышло то все иначе. Хлебозаводы пользуясь дотацией весь выпекаемый дешевый хлеб ежедневно увозили в Чувашию и Мари эл. Там его продавали по цене рынка, а местным магазинам привозили дорогие сорта.

    • Анонимно
      11.08.2012 14:12

      Друзья, просто расскажу случай из моей практики руководства хозяйством.Был 2005 год, так как у меня сильный парк комбайнов и комбайнеров,(я сам собственник и хозяйство находится в 100 км от Казани)я очень рано, практически первым в районе завершил уборку, и был совершенно не прочь за определенный процент помочь с уборкой соседним хозяйствам.И тут как раз звонит мне Глава с предолжением поработать в соседнем районе (говорить не буду каком, но отмечу, у него общая граница района с Казанью и нашим районом, и Глава там не менялся оочень много лет, кто в теме, тот поймет)))) Комбайнеры рвались в бой, мне пришлось согласиться, так как ребята только вошли в колею, комбайны только отечественные и новые. За ночь перегнали мы туда два Дона-1500Б и Нивы-Эффект, также в помощь им два Камаза так же из моего парка...к чему все это пишу ИТОГ таков 7 дней работы на полях этого района и уборка завершена. Пришло время делить урожай. Причем с Главой и директорм этого хозяйства я пытался договориться, мол давайте каждый вечер, я буду забирать свой процент и увозить Камазами к себе, на что был получен ответ, заберешь своё от всей валовки зерна, меня это поначалу не удивило, НО, уезжая каждый раз с территории этого хозяйства обратил внимание на ТО, что на выездах были поставлены Посты ДПС ППС ГИБДД.Уборка давно закончена, комбайнеры ноют хотим домой, ведь машины не бросим в чужом хозяйстве. И опять очередное НО, глава этого района стал избегать встречь со мной, бросать трубки, отказывать в приеме, Глава моего района мне сказал сами разбирайтесь.Я пять дней искал возможности встретиться с игнорирующим меня Главой, и в итоге ночью мы все покинули территорию этого хозяйства.Обиженные и обманутые!! Даже ГСМ не возместили. Но мы взяли свое!!Границу наших районов разделяет фед.трасса. Мы до утра молотили чужие поля этого района, и Камазами сваливали на территорию своего прям на землю. Потери были коллосальные, так как скорость комбайнов была выше рабочей, оропились до рассвета. Убрали очень много, и утром спокойно уже с территории своего района загрузили зерно и увезли к себе на ток. Так что обманывают все, НА ВСЕХ УРОВНЯХ КАЖДЫЙ БЛЮДЕТ СВОЙ ИНТЕРЕС. И кстати....на одном из семинаров этот Глава долго смотрел на меня, а я только с ухмылкой развел руками, се ля ви товарисчь!))))))

      • Анонимно
        11.08.2012 15:54

        С волками жить - по волчьи выть! Правильно поступили! В РТ вообще такая традиция. Сначала просят помочь, давят на жалость, самосознание и гражданскую ответственность, а когда приходит время платить - вообще забывают о том, что ты работал на них.

    • rustem75
      11.08.2012 14:33

      абсолютно верно

  • Анонимно
    11.08.2012 17:22

    Сельхозники тоже стали обманывать всех.Берут кредиты у банков и у Рацина-за одно и то же зерно в 3-х местах, а осенью спрятываются за Министра и говорят:-запретили продать не можем долги вернуть.У них даже долги перед бывшей Продовольственной коорпорацией полно остались.Тогда , тоже для поддержки сельчан хлеб купили например по 4 руб за кг, а коррпорация потом продала за 3.50 руб. за кг.И бонкротился.Теперь Рацином тоже будет, хотя он старается как -то долги получить.Поэтому сельхозпредприятия и втч фермеры за полученный аванс в первую очередь должны сдать зерно Рацину и продать для возврата банкам долгов.Поэтому продовать у многих ничего не остается.Не погашая долги, многие хотять хитрить и продать за пределы республики.Вот о чем и Министр говорит.Ведь в следующем году опять кредитоваться нужно, не погашая долги этого года, кто вам даст их в следующем году.

    • Анонимно
      11.08.2012 19:12

      Чем дороже продадут - тем быстрее с долгами расчитаются. Это и ишаку понятно! Так не дают им продавать по рыночным ценам. Видимо нравится кому-то крепостных крестьян из фермеров делать. С долгами любой человек бесправен! Рабами легче управлять и навязывать им свою волю!

      • Анонимно
        11.08.2012 20:27

        Из Татарской пшеницы хлеб не пекут! Фермеры животноводы сами себе корма заготавливают!А наша пшеница идет дешево закупленная водочной и аграрной мафии на барыш! И поэтому гнобят крестьян,чтобы самим в золоте купаться!

    • Анонимно
      11.08.2012 20:38

      Я понимаю о чем вы говорите! Но есть одно но, не имея долгов перед Рацином, нас заставляли сдавать зерно миную наши финансовые интересы, ибо был ПЛАН, и мы все его прекрасно знали и знаем. Многие не хотели говорить до определенного момента,о том, что происходит с рынком зерна! Но не стоит забывать, МЫ (руководители с/х предприятий, а это конечно ни в коем случае ни Вамин, ни АкБарс,ни Золотой Колос,Кр. Восток и т.п.) Мы встречаемся в ТИПКА, на курсах, наша Сельхозка родная на разных курсах повышения.....и что мы видим...повсюду нам просто "парят мозги" ...мы обсуждаем проблемы...и теперь сейчас все хотят говорить...пуская анонимно...но инет пришел в села..2010 год молчали...у многих скотомогильники были полные....зимой..и при том при всем что Вамин возил сено баржами, фурами, а мы бились как рыбы об лед, ибо мы просто не входили в финансовый план РТ. У меня лично Вамин скосил в 2010 году за ночь 80 га многолетки на сено и тут же увезли, утром в 5 утра я узнав об этом (поле дальное не слышно), предьявляю об этом в главе..слышу в ответ...надо Вамин поддержать..да сколько можно, нас никто не поддерживает в РТ а я буду какой-то вАМИН поддерживать!!! Я ушел из РТ, у меня поля и фермы в Самарской, Ульяновской областях!!! И я там сам себе хозяин!!! Обидно, что я татарин, с татарского села, обеспечивал трудом своих сельчан...оказался нужнее вАМИНА покрывшегося плесенью, и спрятавшего активы, далеко за РФ!! И это знают все!!! Криво ребята у нас с с/х в РТ! Очень криво!! Сельчан задушили, деньги уплыли, инвесторы следом за деньгами ослабли!! Забыли про колхозников, специалистов на селе...с ума сошли со своей оптимизацией и что в итоге!!Русские села спиваются, татарские только на личном подворье живут!! Дальше пропасть! Для каждого фермера оптимально иметь минимальную поддержку, дайте волю, земли..нам хватит 5000 га, только не лезьте к нам с вашим Управлением С/х района, Главы пусть занимаются другими делами....а их у них много (конечно понятно, все мясо носят ему..на каждом семинаре глаза помогают замыливать рукловодству РТ) но так продолжаться долго не будет.......УСЛЫШЬТЕ НАС, не стоит слушать инвесторов..и тому подобное на О...и мы не заставим Вас ждать...заниматься показухой для властей, надоело...даже великолпный проект "Семейная Ферма" извратили настолько, что уже и сами семейники не рады!!! И вообще...много чего ещё........

      • Анонимно
        11.08.2012 23:38

        +++++++++++++++++++++++++++++!!!!!!!!!!!!!

      • Анонимно
        11.08.2012 23:59

        Агрохолдинги были созданы для прокачки российских субсидий. А фермеры они даром никому не нужны.

    • Анонимно
      11.08.2012 23:56

      Написал ответственный сотрудник минсельхоза или рацина?

      • Анонимно
        12.08.2012 10:24

        Написал обычный сельчанин, который руководит большим хозяйством больше десяти лет!!

    • Анонимно
      12.08.2012 00:02

      Есть такое мнение что некое госпредприятие продало стратегический (государственный) запас зерна весной по хорошей цене. И сейчас нужно срочно восполнить его купив зерно по дешевке. Вы то уж точно об этом знаете?

      • Анонимно
        12.08.2012 11:47

        Нет, вы что!? Они его не продали!! Вечерняя Казань ясно же написала!!! Запас зимой склевали голуби и воробьи!!! Хотя и есть информация из точных источников, что зерно было продано, дабы получить место в совете федерации!!! Вот такой хитрый вкусный витаМин!!!!

  • Анонимно
    12.08.2012 18:32

    А еще очень доподлинно известно что Ваин покупает за свой счет машины для Минсельхоза!! Старые забирает и раздает среди простых сотрудников! Стоит заметить, что машинки то не простые! Как это понимать!? И жена и сын и все племянники там устроены на хороших должностях! На шикарных машинах разъезжают! А нас заставляя сдавать зерно за гроши, чтобы ублажить их запросы!!!! А не пора ли просто вам умерить свои интересы!?!

    • Анонимно
      13.08.2012 11:01

      Зерно это биржевой товар. Если министерство устанавливает цену, пытается регулировать то, что подчиняется рыночным законам, то такое ведомство превращается в коммерческую структуру. Кому нужно пятое колесо у телеги, кому необходимо такое министерство. Можно заменить эту структуру негосударственной организацией, обслуживающей сельхозтоваропроизводителей?

      • Анонимно
        13.08.2012 19:14

        Товарная биржа это некоммерческая организация, которая может проводить торги и в электронной форме. Поэтому татарстанские производители зерна на торгах могут продать свое зерно тому, кто больше заплатит. Выиграют наши, татарстанские отечественные производители, а не чиновники. До революции такие биржи были, и Россия при низком уровне производительный сил экспортировало зерно.

        • Анонимно
          13.08.2012 19:38

          Чиновники никогда не отдадут такой лакомый кусок. Они всё контролируют - строительство, СХ, ЖКХ..........

      • Анонимно
        23.09.2015 11:53

        Что делать, если совсем хреново? Видит Бог не хочу, здесь никого обежать, но честно, мне обидно. Столько здесь комментарий, хоть пруд пруди. А ведь каждый выбирает по своему интересу и насильно многих и не заставишь, заглянуть в эту отрасль. Почему то думал, что в комментариях услышу мнение, кого то из Минсельхоза, из Правительства из Опоры России, Из Фонда зашиты предпринимательства, да мало ли кабинетов куда приходят люди и в конце каждого месяца получают зарплату за развитие, как сельского хозяйства, так и малого предпринимательства. А здесь, оказывается просто собрались поговорить, обменятся мнением и всё не выходя порог Татарстана. А ведь это «АУ» аукнется со всех регионов. Вот комментарий по делу, ближе к телу (как говорят): «Если министерство устанавливает цену, пытается регулировать то, что подчиняется рыночным законам, то такое ведомство превращается в коммерческую структуру. Кому нужно пятое колесо у телеги, кому необходимо такое министерство. Можно заменить эту структуру негосударственной организацией, обслуживающей сельхоз товаропроизводителей?» Видимо, что-то потерялось в пути. «Что делать, если совсем хреново?» Может стать ключевым в решении всех проблем. Мне кажется, что терапевтический эффект уже получен автором. (Я имел ввиду эту публикацию.). Считаю, что МЫ главные понимающие в тех вопросах, которые попробовали описать. Короля делает свита! А рабочий класс, как самый опасный класс надо держать в кулаке… Фрадков, будучи премьером, начал настойчиво доказывать, что ...хватит сидеть на нефтяной игле...". Отправили править «балом» в другую организацию. А нужно было хотя бы его послушать. Но Путин с Медведевым самые умные! Смотреть на мир удивленно и восторженно, как ребенок, совсем неплохо. Непосредственность и детский восторг тоже не самые худшие качества. А вот безответственное отношение к жизни и детское поведение взрослого человека – это весьма негативная черта характера. Иждивенчество – общественное явление и особенность личности, проявляющееся в неспособности и нежелании людей материально и духовно содержать себя, в отсутствии чувства ответственности, готовности решать сложные жизненные проблемы. Инфантилизм – разновидность иждивенчества, указывающее на то, что в характере взрослого человека сохраняются особенности, свойственные ребенку. В чем проявляется инфантилизм? Слабоволие, нежелание брать на себя ответственность, преобладание игровых интересов, стремление идти по пути наименьшего сопротивления, делать только то, что нравится, а не то, что надо. Для инфантила – вся жизнь – игра, в которой одни права и никаких обязанностей. Иждивенческое отношение к жизни не проявляется мгновенно, оно формируется постепенно, нередко культивируется взрослыми, (то есть нами рабочим классом), воспитывающими их. Отсутствие привычки к труду приводит к неприятию труда, становится жизненной позицией. Что и наблюдается в сегодняшней жизни, возьмём хотя бы эти Министерства с/хозяйства. В Москве сидят в Министерстве с/хозяйства, в Правительстве сидят ответственные за с/х., в Аппарате Президента, в Совете Федерации, в Парламенте и мало ли где ещё, потом в тех же структурах в регионах потом в районах, а сельское хозяйство с селом умирает. Остались мелкие брызги, плюс карманные профсоюзы. Крестьянство возможно (частично) возродится, если успеет. И это немногое считаю, может быть благодаря санкциям.

  • Анонимно
    14.08.2012 08:54

    а Васька слушает да есть

  • Анонимно
    16.08.2012 09:29

    что хотят, то и творят. сельхоз индустрию Татарстана Ахметов Марат развалил давно уже. почему все частники, фермы, агрофирмы молчат?

  • Анонимно
    9.10.2013 11:03

    на крупнорогатых животных должны дать субсидию или деньги или зерно! дело в том что в Пестречинском районе дер. Отар-Дубровка собираются всем раздавать гнилой урожай, кому обратится что бы дали жителям деревни деньги, а не гнилой урожай!если дали бы деньги, люди сами могли бы купить хороший урожай!остановите это безобразие. заранее будем благодарны! жители деревни.

  • Анонимно
    20.09.2014 06:58

    В лесном хозяйстве то же самое, все на Кастомон заставляют сдать, за очень низкие цены

  • Анонимно
    19.03.2015 11:10

    Актаныш хужалык житэкчелэрен Киров олкэсенэ семенарга алып барып кайттылар Аларга анда специалистларны урамнан алып любой кешене ветврач инженер агроном бухгалтер итеп куярга момкин дип яналык урэтеп кайтарганнар менэ бу яналык уку йортларынын кирэге калмады

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль