Машиностроение 
14.08.2012

Москвичи реанимируют на КАПО Ту-334

«НАМЕРЕНИЯ БЫЛИ СЕРЬЕЗНЫЕ…»

О достройке двух бортов с номерами «01-003» (на стапеле) и «01-005» (летный) газете «БИЗНЕС Online» рассказал Борис Лихачев - президент ведущего вопрос ООО «Авиационная компания «Русавиа-Сокол М».

Сведения о «Русавиа-Сокол М» минимальны, но, по словам Лихачева, компания была создана специально под проект Ту-334 еще в 2006 году. В СМИ можно найти несколько упоминаний о фирме. Так, в августе 2008 года директор ОАО «Туполев» по общим вопросам Александр Затучный рассказал РБК daily о том, что «Русавиа-Сокол М» выступит стартовым заказчиком на 35 Ту-334. Тогда же Лихачев уточнил "АвиаПорту", что у его компании «тесные связи с КАПО»; что она имеет соответствующие разрешения на многие виды деятельности, в том числе и на проведение лизинговых операций; что «Русавиа-Сокол М» - структура с участием иностранного инвестора (согласно «Росстату», 51% уставного капитала принадлежит гражданину Лихтенштейна). Тогда же источник "АвиаПорта" в авиаотрасли сообщил, что на КАПО достраивается опытный самолет №03, на который разработаны документация и техническое задание: «Данная машина предназначена для поставки лизинговой компании ООО «Русавиа Сокол М», причем самолет будет поставлен в варианте с VIP-салоном. Эта же лизинговая компания закупила для первого Ту-334 авиадвигатели Д-436Т1, провела авансовые платежи».

Вчера источник «БИЗНЕС Online» в авиаотрасли подтвердил, что руководство КАПО вело с «Русавиа Сокол М» переговоры в Москве: «Намерения были серьезные, но как-то все на тормозах спустили… Сегодня «тройка» – на дострое, ее привезли на КАПО в разобранном состоянии – отдельно фюзеляж, крылья, оперение, потом все состыковали, но внутри пока ничего нет, голый фюзеляж. А «пятерка» в сертификационной сборке стоит».

Главный конструктор Ту-334 Игорь Калыгин от обсуждения подробностей уклонился, но подтвердил, что идет конкретная работа. Он считает, что при наличии средств один самолет можно доделать к октябрю, второй - к ноябрю 2013 года.

«МЫ НЕ НАДУВАЕМ ВОЗДУШНЫЕ ПУЗЫРИ»

Некоторые подробности газета «БИЗНЕС Online» выяснила у Лихачева.

- Борис Александрович, ходят слухи, что ваша компания участвует в возрождении проекта Ту-334…

- Это не слухи, это реалии. И слово «возрождение» не совсем корректно - мы от этого проекта не отступали ни на шаг… Пока речь идет о приобретении уже имеющихся двух машин с заводскими номерами 003 и 005. Сегодня они находятся на КАПО имени Горбунова. А далее предполагается размещение заказа - до 100 машин.

- С кем ваша фирма ведет переговоры о будущем проекта Ту-334?

- С ОАО «Туполев», КАПО. Нас поддерживает правительство Татарстана. Кроме того, сегодня для поддержки проекта в Москве создается общественная организация «Народный самолет».

- Кто потенциальные или уже найденные заказчики?

- Есть коммерческие тайны, о которых мне пока не хотелось бы говорить. Но мы не надуваем какие-то воздушные пузыри, не гоним протоколы о намерениях. В 2005 году мы подписали 35 квартетных контрактов - с КАПО, «Туполевым» и получателем, но потом по известным причинам программа была забыта, самолет поставили у стенки, и все на этом закончилось.

- Сколько будут стоить эти два самолета?

- Не могу пока сказать о ценах - сейчас обсуждаем эти вопросы. Но Ту-334 будет дешевле «Суперджета» (примерно $35 млн.авт.).

- Сколько времени потребуется, чтобы довести машины до нужного эксплуатанту состояния?

- Примерно 8 - 10 месяцев.

- Чьими силами будут доводиться имеющиеся самолеты?

- Он принадлежит туполевской фирме, а КАПО давно определено производителем правительственным постановлением, которое никто не отменял.

- Проясните: Ту-334 сертифицирован?

- Карта данных отработана. Учитывая отсутствие финансирования, была задержка в платежах, а так сертификационную программу Ту-334 отлетал полностью.

- Заказчиков не смущает, что у Ту-334 – три члена экипажа, а не два, как принято на всех современных пассажирских самолетах?

- С точки зрения обеспечения полной безопасности полета, три члена экипажа – самый подходящий вариант. Летный состав должен заниматься управлением воздушного судна, а бортинженер – своим делом, следить за состоянием техники (напомним, что прорабатывался вариант Ту-334СМ - с экипажем до двух человек, без бортинженераавт.). Экономить на жизнях людей, считаю, неправильно.

- Какие салоны будут у этих двух машин?

- Проект салона утвержден – на 8 пассажиров бизнес-класса, а остальное – эконом-класс.

- Почему о Ту-334 вспомнили именно сейчас?

- О нем никто и не забывал. Все дело в том, что у проекта очень много оппонентов, которые говорят, что проект устарел. Но объясните: что устарело?! Математические формулы, при помощи которых создавали аэродинамический облик самолета?

- С чем связана надежда на такую солидную серию – 100 машин?

- Вы слышали выступление Владимира Владимировича Путина в Магадане о развитии региональных самолетов? А слышали недавнее выступление Медведева в Новосибирске? Думаю, мы идем по правильному пути. Временные явления, которые сегодня существуют… их надо устранить, и все. Тем паче, что стратегический казанский завод создан не нами, и не нам его...

- Почему о вашей компании почти ничего не известно?

- А что дает известность? Что дает известность той же «Армавиа» (стартовый заказчик «Суперджета», ныне отказавшийся от приобретения второго SSJ и намеревающийся отказаться от первогоавт.)? В свое время «Русавиа-Сокол М» был специально создан под этот проект, поэтому мы и не «светились».

- Когда можно ожидать новостей?

- Читайте прессу.

«НАРОДНЫЙ САМОЛЕТ» БУДОРАЖИТ ОБЩЕСТВО

Что касается упомянутого Лихачевым «Народного самолета», то недавно в Москве прошло совещание организационной группы по созданию общественного фонда с пока условным названием «Народный самолет Ту-334», сообщила газета «Аргументы и Факты» - один из инициаторов проекта. В фонде должны объединиться главные конструкторы авиатехники, ученые, организаторы и руководители предприятий ВПК, патриотически настроенные бизнесмены.

Отметим, что создание фонда лежит вполне в русле появившихся за последний год слухов и новостей о проекте Ту-334. Например, в июле 2011-го на встрече с российскими журналистами председатель совета директоров украинского ОАО «Мотор Сич» (производитель двигателей для Ту-334) Вячеслав Богуслаев заявил: «Я хочу купить Ту-334. Я обратился официально к руководству фирмы «Туполев» с просьбой продать мне самолет Ту-334. Я хотел его купить. И он бы летал. Я бы сдал его в аренду. Вот как полетит первый самолет Ту-334, я вас уверяю – никаких «суперджетов» и прочих пародий и рядом бы не стояло. У этого самолета есть сертификат. Более того, у лайнера очень удачная конструкция, это абсолютно летаемый самолет. Поэтому если мне согласятся продать Ту-334, то я его с удовольствием куплю. Это недорого», - цитировал Богуслаева портал Aviation Explorer.

Слухи о возможной реинкарнации проекта появились после крушения (7 сентября 2011 года) Як-42 с хоккейной командой «Локомотив». Говорилось, что в правительстве РФ решили начать финансирование программы массового строительства на КАПО Ту-334. Утверждалось, что размер финансирования составит 60 млрд. рублей. Всего завод должен будет произвести 40 самолетов, которые поступят в государственные структуры и ведомства. Часть передадут управлению делами президента РФ, часть получит министерство обороны РФ, МЧС и ряд других ведомств. Кроме того, якобы некоторые самолеты собираются приобрести компании с госучастием - Сбербанк, ВТБ, РЖД. Также говорилось о том, что 20 самолетов приобретет «Аэрофлот», который будет использовать их на внутренних рейсах; что программа предусматривает выделение средств на продвижение самолета среди российских авиакомпаний и иностранных заказчиков; что власти намерены предусмотреть специальные цены для российских покупателей Ту-334.

РАЗГОВОРОВ МНОГО, ДЕЙСТВИЙ - НОЛЬ

И, наконец, этим летом название «Ту-334» после длительного перерыва вновь появилось в правительственных документах. На портале федеральной адресной инвестиционной программы России сообщается, что на 2014-й предусмотрено финансирование строительства Ту-334 для специального летного отряда «Россия» (СЛО) управления делами президента РФ (УДП). Как сообщили газете «БИЗНЕС Online» в УДП, там никогда не забывали о программе Ту-334, и СЛО устраивают все заявленные характеристики машины.

Напомним, что в ноябре 2007 года управление делами президента РФ и федеральная служба охраны провели совещание с участием Владимира Путина по закупкам региональных самолетов для перевозки первых лиц. Было решено, что государство купит шесть Ту-334: четыре с VIP-салонами и два - для ФСО, со спецузлами и правительственной связью. Также сообщалось, что силовым структурам необходимо порядка 200 Ту-334 для замены Ту-134.

В частности, пресс-секретарь УДП Виктор Хреков в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» подчеркнул: «Нас устраивает, что это полностью отечественный самолет, что необходимо, прежде всего, для обеспечения безопасности». Данное уточнение любопытно с точки зрения недавней депутатской инициативы. На прошлой неделе стало известно, что депутаты Государственной думы выступили с предложением законодательно запретить использование в российской военной продукции электронно-вычислительных систем, а именно тэлектронных компонентов и программного обеспечения иностранного производства. Заместитель председателя думского комитета по обороне Франц Клинцевич заявил, что «такая мера позволит защитить российских военных от шпионских «закладок» и нежелательного отключения электроники потенциальным противником во время международных конфликтов». По словам Клинцевича, в настоящее время Россия располагает всеми возможностями для полного отказа от использования иностранной электроники в военных целях.

Также напомним, что в марте в интервью «БИЗНЕС Online» президент ОАО «Туполев» Александр Бобрышев сказал: «На вопрос о будущем этих двух самолетов я бы пока не хотел отвечать. Но стоять у забора они не будут». Чуть позже источник «БИЗНЕС Online» на туполевской фирме сообщил, что Ту-334 продолжают интересоваться военные и спецслужбы, которые, несмотря ни на что, не расположены приобретать подобную технику за границей или покупать российские самолеты с большим процентом импортных комплектующих: «Они на сегодня все еще поддерживают самолет», - рассказал источник. И, наконец, месяц назад советник премьер-министра РТ Назир Киреев в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил: «Идет очень интенсивный разговор (в том числе в самых верхах) о том, что хотят заказать Ту-334. Но никто не говорит: «Да, начинайте».

ЕСТЬ ЛИ ЧТО СКАЗАТЬ ТАТАРСТАНУ?

Напомним, первый полет Ту-334 состоялся в 1995 году. Сертификация прошла в декабре 2003-го. В апреле 2005 года появилось постановление правительства РФ о выпуске Ту-334 на КАПО. Производство предполагалось наладить в кооперации с самарским «Авиакором», Воронежским авиационным самолетостроительным обществом, ульяновским «Авиастаром» и киевским «Авиантом». По данным туполевской фирмы, 20 российских структур были готовы приобрести на условиях финансового лизинга 151 Ту-334, еще 61 машину просили иранские авиаперевозчики.

В ноябре 2006 года на презентации Ту-334 на КАПО тогдашний президент «Туполева» Игорь Шевчук сообщил, что для начала серийного производства Ту-334 надо приблизительно $100 млн.: 30 - собственно на самолет, 70 - на модернизацию КАПО. Месяцем ранее тогдашний президент РТ Минтимер Шаймиев заявил, что Татарстан готов выделить $30 млн., и предложил РФ предусмотреть в федеральном бюджете такую же сумму. На презентации на КАПО Рустам Минниханов, бывший тогда премьер-министром РТ, недоумевал: «Я не понимаю, почему вопрос так затянулся. Есть решение правительства РФ о строительстве Ту-334 на КАПО, есть неоднократные обращения президента Татарстана Минтимера Шаймиева... Мы еще раз хотим заострить на Ту-334 внимание общественности, федерального правительства и подтверждаем готовность Татарстана участвовать в проекте... В республике есть фонды, есть банковские структуры, которые могли бы в этом поучаствовать... Но для того чтобы пришел инвестор, нужна четкая позиция федерального правительства».

Любопытно, что на той же презентации Калыгин предупреждал, что проект «Суперджет» может дать первые результаты не ранее 2012 года (руководство «Сухого», напомним, говорило о 2008-м) – так оно и вышло, только результаты странные.

Лишь наивный человек может полагать, что на нынешнем КАПО можно развернуть хоть какое-то серийное производство – оно потребует тотальной перестройки предприятия. Определенная модернизация предусмотрена проектом строительства на территории КАПО завода по производству Ан-70. Также, напомним, Бобрышев рассказал газете «БИЗНЕС Online»: «В утвержденной 22 февраля федеральной целевой программе развития предприятий оборонно-промышленного комплекса (плановый период ФЦП – 2012 - 2015 годыавт.) на модернизацию производства КАПО заложен достаточно большой объем средств». Может быть, Татарстану вновь четко обозначить свою позицию? Если она еще есть.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (39) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    14.08.2012 08:26

    И КАПЛЯ ТОЧИТ КАМЕНЬ...Надо идти и делать то, что должен! У Вас все получиться. Удачи, сил и поддержки тех, как говорится, кто имеет прво подписи,печати.ВЫ ПРАВЫ, ЧТО НЕ МЫ ОПРЕДЕЛЯЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ВЫПУСКАТЬ САМОЛЕТЫ В КАЗАНИ, НО МЫ МОЖЕМ ДОКАЗАТЬ, ЧТО ЕЩЕ В СОСТОЯНИИ ЭТО ДЕЛАТЬ И ДАЛЕЕ...

    • Анонимно
      14.08.2012 08:59

      это нужно было начинать лет 5-6 назад уже, а не вкладывать деньги млрды на "сухой". гражданская авиация и военная разные вещи . а в этом году мы имели б уже хороший пассажирский самолет , и вкладывали бы на военный. А так и денег нет и самолета нет..

  • Анонимно
    14.08.2012 09:15

    ура! ура! урааааааа! ;)

  • Анонимно
    14.08.2012 09:38

    Даст Бог.А ещо мы сможем трактора и комбайны делать в РТ.

  • Анонимно
    14.08.2012 09:48

    да, что-то сдувается суперджет. только время и деньги потеряли

  • Придут москвичи и нашими руками сделают то, что мы должны были сделать сами 15 лет назад. К сожалению, тогда у нас были другие приоритеты....

    • Анонимно
      14.08.2012 13:52

      Самолет не легковушка, его нельзя выпускать в одиночку. Причем остается еще вопрос сбыта (обеспечение портфеля заказов, организация лизинга и т.д.)

  • Анонимно
    14.08.2012 11:02

    Ключевые слова статьи - о том что КАПО может производить Ту-334!.. Но не серийно!

    • Анонимно
      14.08.2012 11:17

      массово зато

      • спокойрый
        14.08.2012 16:16

        жорогой производства бывают массовые крупносерийные среднесерийные мелкосерийные и штучные для самолетов даже если мелкосерийное и то хорошо

    • Анонимно
      14.08.2012 11:22

      Да уж, нелёгкая эта работа, из болота ташить "бегемота"... Но если опять не сейчас, то когда же?!?

  • vlad
    14.08.2012 11:22

    Поздно пить боржоми,коли почки отвалились.Кто будет делать и под чьим руководством? Таджики и узбеки это дело не потянут,лет 10 на обучение специалиста рабочей профессии уходило,а с толковыми инженерами всегда напряг был,а главное опыт,который последние 20 лет разбазаривали.Мертвые не оживают

  • Анонимно
    14.08.2012 11:33

    Шаймиев правильно поставил условие, что мы готовы на большее, но вы должны тоже. Неужели дошло???

    • Анонимно
      14.08.2012 11:50

      При Шаймиеве еще можно было делать этот самолет. а сейчас не получится.Кадров нет и не будет. если страна не повернется лицом к его величеству рабочему классу и к инженеру

  • Анонимно
    14.08.2012 11:50

    На SSJ уже бюджет распилили теперь тоже самое будет с Ту-334...

    • Анонимно
      14.08.2012 12:26

      кормушка не светит, всерапилильщик?

    • Анонимно
      15.08.2012 00:53

      Ну уж так и попилили на ССЖ...Да и собственно если это частично так, и что?Продукт в результате есть, серийно строится.И даже если в результате проект не сильно окупится, то деньги потрачены не зря - перезапуск нашего гражданского авиапрома стоит того, сохранение компетенций, к счастью не полностью утраченных то же.

  • Анонимно
    14.08.2012 12:02

    Комбайны давно делают. Трактора тоже и не хуже. Все известных марок Newholland и Кэйс Проще сказать, чего бабай не продавил.

  • Анонимно
    14.08.2012 13:15

    Честно говоря меня тошнит от этой мышиной возни,создается впечатление что вся российская верхушка прогнила.Кто его знает,может они давно уже двойные агенты.

    • Анонимно
      14.08.2012 13:52

      во вшивости нашей верхушки сомневаться не приходится. иначе не развалили бы такую державу

  • Анонимно
    14.08.2012 13:44

    кт о будет летать на этом цветмете?

  • Анонимно
    14.08.2012 14:20

    Лучше летать на 20 летних иномарках?

  • Анонимно
    14.08.2012 16:08

    Так и не понял - кто будет за это платить.Если хотят заложить стоимость разворачивания производства в цену этих двух Ту-334 - то они будут даже "золотые" а платиновые...

  • Анонимно
    14.08.2012 17:16

    334 неудачный проект. Любая "народная поддержка" для него - мертвому припарки. Но этого никто и не собирается делать. Потому что у того-же КБ Туполева имеется весьма удачный 204/214, конкурентноспособный с аналогичными боингами и аэрбасами. И толку? Послепродажное обслуживание - вообще никакое, почитайте интервью гендеректора RedWings, их основного заказчика. Иранский контракт профукали, ТНТ - тоже, с документами бардак. Комплектующие и запчасти - втридорого или ворованные через черный рынок. Если связка "Ту + КАПО" не в состоянии даже очень удачный проект превратить в массовый самолет, то что уж говорить о прожорливом и капризом "кабачке"?Вон Ту-204СМ бы поддержали - на него заказчики, без сомнения, бы нашлись. И первой мерой должно быть следствие над создателями "Туполев-плаза".А Суперджет тут вообще не при чем. Недвижимость КБ Туполева распродавали за бесценок за 10 лет до начала работы над этим проектом.

    • Анонимно
      14.08.2012 19:57

      Чего это он мертвый? Вот пуперджет все авиаторы и пассажиры ругают, а Ту-334 и шире и экономней и на 90% отечественный и просторнее и не пылесос в отличие от пуперджета. А этот баян-бабаян про наличие бортинженера на Ту 334 не является критичным, наоборот, может безопасности больше будет.

      • Анонимно
        14.08.2012 20:40

        При чем тут Суперждет? Мы здесь говорим про Ту-334. Я утверждаю, что КБ Туполева в нынешнем виде не способно даже к нормальной поддержке уже обкатанного, серийно производимого, удачного с точки зрения аэродинамики, "на 90% отечественного", как вы выражаетесь Ту-204! Который мог бы быть настоящим конкурентом бобикам и аэрбасам.Вот, любуйтесь, как туполевцы обращаются со своими стартовыми заказчиками:www.avia.ru/editor/?id=584Поэтому, заведомо ничего хорошего с Ту 334 оно не сделает. Даже если бы технически он был на современном уровне. Беда не в 334, а в КБ, руководство которого не хочет и не может строить и продавать самолеты.А глупые мифы про "пылесосы" и прочее уже надоели. Тысячу раз все разжеванно ведь. З.Ы. Пассаж про "может безопасности больше будет" - это вообще пять! А "Может" тогда еще и отдельно бортрадиста добавим? И стрелка-наводчика? Может безопасности больше будет? -:))Впрочем, если Вы готовы платить этим бортинжинерам зарплату из своего кармана - вперед!

        • Анонимно
          14.08.2012 21:10

          Ага, ваши отмазки от Погосяна, что пуперджет не пылесос, мы все слышали, там даже сайт целый сделали, где утверждается, что в двигатели, которые на 40 см от земли расположены ничего не попадет, особенно на российских аэродромах, все все все верим, коли приказано. А насчет бортинженера зря смеетесь, кто знает, может с ним никто в гору Салак и не врезался бы.

          • Анонимно
            14.08.2012 22:16

            Даа.. "Попугай, выучивший слово "Погосян"" -:)Дискуссию с ботом я продолжать не намерян. Адьес.

            • Анонимно
              14.08.2012 22:46

              Бывай, зомби, с промытыми пуперджет-пиаром мозгами .

          • Анонимно
            15.08.2012 00:48

            У Б-737 двигатели "висят" ни чуть не выше и проблемы нету :)С чего бы это у менее мощного мотора они вдруг появятся?

  • Анонимно
    14.08.2012 18:57

    При нынешнем директоре не построят

  • Анонимно
    14.08.2012 23:03

    "Вы слышали выступление Владимира Владимировича Путина в Магадане о развитии региональных самолетов? А слышали недавнее выступление Медведева в Новосибирске?" - Насчет выступления Путина ничего не скажу, Путин никогда публично не обсирал нашу промышленность. А вот Медведев... Помню, как он после гибели ярославского локомотива, не разобравшись в причинах авиакатастрофы, сразу же заявил, что, он заявил, что, мол, хватит поддерживать отечественную авиапромышленность, будем закупать за рубежом. В итоге выяснилось, что причина авиакатастрофы - человеческий фактор, а не самолет. НО тогда в нашу авиапромышленность бросили еще один весомый камень. А теперь этот товарищ что-то щебечет про поддержку нашего авиапрома.

    • Анонимно
      15.08.2012 00:50

      Зачем играть в испорченный телефон, лучше сами почитайте о чем там была речь - о местных авиалиниях, нишу которых прочно заняли турбопропы.

  • Анонимно
    15.08.2012 00:43

    А нафига нужны эти 2 самолета?Он же не сертифицирован.Просто попилить денег?На нем же летать никто не будет, его ни одна авиакомпания не возьмет.ИМХО поезд ушел, раньше надо было суетиться.Да и ниша уже занята - российским ССЖ и украинским Ан-148.Третий лишний :)

  • Анонимно
    15.08.2012 00:45

    Да пусть строят желающие, только из своего личного кармана платят :)

  • Анонимно
    15.08.2012 08:16

    Делать самолет на КАПО - утопия. Нет специалистов, разворовано оборудование!!!!!!

  • Анонимно
    17.08.2012 00:38

    Даешь Ту-334 СМ !!!Больше еще раз производить так.

  • Анонимно
    23.08.2012 14:54

    самолет был хороший, а американы силами погосяна его загубили, ему подсунули игрушку суперджопа, что его силы от боевой оттянуть и это не получится, что пказало время

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen