Машиностроение 
14.08.2012

Дежавю предкризисных лет преследует КАМАЗ

ЦЕНЫ НА МЕТАЛЛ УПАЛИ, С ПРИБЫЛЬЮ – ПОРЯДОК

Опубликованная квартальная отчетность эмитента ОАО «КАМАЗ», безусловно, должна порадовать инвесторов. Прошедшее полугодие оказалось для посткризисного КАМАЗа лучшим. Выручка увеличилась на 16,9% по отношению к первому полугодию 2011 года и составила 54,7 млрд. рублей. Себестоимость росла менее быстро и увеличилась всего на 8,9%. Такой низкий темп роста себестоимости объясняется падением цен на металлы по отношению к аналогичному периоду 2011 года аж на 21,63%. Это падение нивелировало рост цен на комплектующие (+15,6%) и материалы (+10,3%).

Сдерживание роста управленческих и коммерческих расходов помогло в конечном итоге получить по итогам полугодия операционную прибыль (EBIT) в размере 3,3 млрд. рублей, что в 3,7 раз превышает уровень операционной прибыли первого полугодия. И хотя тут сыграл роль эффект «низкой базы», положительная динамика налицо. Но ее все равно мало! Рентабельность по операционной прибыли составила всего 6%, что делает процесс обслуживания долгов и дальнейшее развитие довольно хлопотным мероприятием.

Но тем не менее по итогам полугодия получена рекордная чистая прибыль в 2,2 млрд. рублей. Напомним, что в первом полугодии 2011 года был убыток в размере 285 млн. рублей.

ДОЛГИ, ПО КОТОРЫМ ТАК МАЛО ПЛАТЯТ

Сумма заемных средств (включая банковское финансирование) на конец первого полугодия у КАМАЗА составляла внушительные 14,8 млрд. рублей. Но она существенно сократилась по сравнению с тем же периодом 2011 года (снизилась на 22% или 4,2 млрд. рублей).

Для того чтобы оценить уровень долговой нагрузки, экономисты обычно исчисляют соотношение чистого долга к EBITDA.

Чистый долг = сумма долга – денежные средства = 14,8 – 3,0 = 11,8 млрд. рублей.

EBITDA (сокр. от англ. Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) — аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по уплате налогов, процентов, и начисленной амортизации = 4,4 миллиарда.

Соотношение чистый долг/EBITDA в нашем случае составит 2,7, что является довольно приемлемым уровнем (опасный уровень = 4).

Подтверждает это наблюдение и высокий уровень процентного покрытия (соотношение EBIT (операционная прибыль) к общей сумме выплачиваемых процентов. За первое полугодие 2012 года этот показатель составил 7 (при опасном показателе ниже 1,5) .

Так что обслуживание своих долгов КАМАЗом является для него не столь обременительным.

КАМАЗ ТЕРЯЕТ РЫНОК В РОССИИ

Что же повлияло на такой рост выручки? Ответ прост: поступающие в российскую казну доходы от продажи нефти за первое полугодие 2012 года (средняя цена по полугодию за баррель нефти = 112 долларов) породили увеличение спроса на грузовые автомобили.

Так, в своем отчете КАМАЗ отмечает, что совокупный объем российского рынка грузовых автомобилей полной массой 14-40 по итогам первого полугодия 2012 года составил 53,6 тыс. штук, что на 33,0% больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Текущий рост носит восстановительный характер, так как до кризиса емкость рынка была значительно больше.

Еще больше вырос российский объем рынка среднетоннажных грузовых автомобилей - по итогам первого полугодия 2012 года составил 4,9 тыс. единиц, что на 83,2% больше, чем за аналогичный период 2011 года.

Как отреагировал на рост рынка КАМАЗ?

Для КАМАЗа российский рынок является приоритетным, ведь доля экспортных доходов в выручке - всего 12,2%. По итогам 6 месяцев 2012 года на рынке реализовало 19908 грузовых автомобилей и сборочных комплектов, что на 23% больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Как видим, КАМАЗ отстает от рынка как по большегрузам, так и по среднетоннажникам.

Грузовые автомобили

1 полугодие 2012 года

1 полугодие 2011 года

Абс. прирост

Отн. прирост

полной массой 14-40 тонн (в том числе сборочные комплекты)

19 541 шт.

15 766 шт.

+ 3 775 шт.

+24 %

среднетоннажных автомобилей полной массой 8-14 тонн

367 шт.

406 шт.

-39 шт.

-10 %

ИТОГО

19908 шт.

16172 шт.

+ 3736

23 %

Подобное отставание от темпа всего рынка приводит к закономерному снижению доли КАМАЗа на рынке.

Рассмотрим, например, рынок крупнотоннажников.

Сведения о доле участников российского рынка автомобилей полной массой 14 - 40 тонн (изменение доли рынка):

№ п/п

Наименование

Страна регистрации

Доля на рынке, %

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

6 мес.

2012

1

ОАО «КАМАЗ»

Россия

36,1

33,5

29,9

28,1

55,0

46,8

38,4

36,5

2

ОАО «МАЗ»

Белоруссия

17,7

11,4

9,8

9,0

3,4

9,5

11,1

13,1

3

ОАО «АЗ «УРАЛ»

Россия

10,1

10,3

11,3

10,7

16,9

17,8

10,7

5,6

4

ОАО «КРАЗ»

Украина

1,1

1,5

1,7

0,9

0,5

0,8

0,7

0,6

5

А/м

иностранного

производства

Разные

34,9

43,1

47,3

51,3

24,2

25,1

39,1

44,2

Как видно из таблицы, сейчас происходит повторение предкризисных тенденций 2006 - 2008 годов. Сегодня точно так же, как и тогда, в предкризисные годы, укрепившийся рубль и рост внутренних доходов привел к перераспределению рынка в сторону импортных автомобилей. По сравнению с кризисным 2009 годом доля рынка автомобилей иностранного производства выросла почти вдвое! Примечателен и рост "МАЗов" – вырос почти в 4 раза! Поэтому КАМАЗу остается уповать на сдерживание иностранной экспансии с помощью утилизационного сбора и девальвирования рубля.

ИНВЕСТОРЫ НЕ ТОРОПЯТСЯ ПОКУПАТЬ АКЦИИ КАМАЗА

Подтверждает опасения по будущему КАМАЗА и фондовый рынок.

Максимальное значение отраслевого индекса ММВБ машиностроение в 2008 году составило 3815 пунктов. Текущее значение - 1825 пунктов (на 18-30 13 августа). То есть настоящие значения на 52,2% ниже максимумов 2008 года. Другими словами, машиностроительная отрасль чувствует себя гораздо слабее, чем до кризиса.

Безимени-124989.jpg

На максимумах 2008 года акции КАМАЗа торговались по 147 рублей за бумагу, а текущее значение (на 18-30 13 августа) - 41,3 рублей за бумагу. Получаем, что настоящие значения котировок ниже максимумов 2008 года на 71,9%. Другими словами, инвесторы оценивают состояние челнинского автогиганта слабее, чем в среднем по отрасли. И даже текущие положительные результаты пока не приводят к активным покупкам акций и закреплению выше психологически важной отметки в 50 рублей за бумагу.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (21) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    14.08.2012 09:13

    что там насчет сделки в Мазом или Даймлером?

    • Анонимно
      14.08.2012 09:22

      Ничего. Стороны не могут договориться по условиям. Обычное дело)))

  • Анонимно
    14.08.2012 09:14

    Интересно, почему аналитики БО никогда не смотрят в каких сегментах КАМАЗ теряет долю? Точнее, какие сегменты растут быстрее КАМАЗа. Принормальной аналитике им бы стало ясно, что основной рост рынка идет в сегменте магистральных тягачей, где у КАМАЗа нет достойного продукта. За сет этого и идет снижение доли в целом. Но, в 2008 году доля КАМАЗа была 28%, сейчас - 36%. А чтобы войти в сегмент магистральников, КАМАЗ как раз и разрабатывает совместно с даймлером новую машину. Соглашение по кабинам для этого и подписали.

  • Анонимно
    14.08.2012 10:03

    сейчас все покупают Китайские грузовые автомобили. думаю, что судьба Камаза - это судьба машинки Оки.

    • Анонимно
      14.08.2012 10:17

      да. сначала покупают китайские. а потом плюются и покупают европейские.

  • Анонимно
    14.08.2012 10:08

    Наш Камаз впереди планеты всей!Ура товарищи!

  • Анонимно
    14.08.2012 10:30

    А более детально рассмотреть кредиторку КАМАЗа нельзя? Если займы больше не дают, то это не значит, что ситуация с долгами улучшается - страдают поставщики и персонал. Если уж даже мэр признал снижение поступления НДФЛ в бюджет города к июлю, а КАМАЗ - главный плательщик, то разве это не говорит об экономии КАМАЗом средств на зарплату?

    • Анонимно
      14.08.2012 10:41

      Это не КАМАзу не дают, а КАМАЗ больше не берет. Проблем с займами нет. Кредитные организации в очереди стоят прокредитовать КАМАЗ. По НДФЛ надо смотреть, кто не доплатил, не ислючено, что сказалась четырехдневка на предприятии.

  • Когда то Бех сказал, извинитесь передо мной, я приду на Камаз и подниму его за полгода. Не настало ли еще то время?

  • Анонимно
    14.08.2012 12:15

    "Но укрепляющийся рубль... делают свое дело". Нельзя ли пояснить, в каком месте укрепляется российский рубль?

  • Анонимно
    14.08.2012 13:28

    Тот кто не пересел с КамАЗа на европейский грузовик, не поймет, насколько КамАЗ отстал от них. Это даже не передать словами. Я знаю владельца VOLVO, который проехал на своем авто (вернее не просто проехал, а проработал, возил груз) 1,5 млн. км пути! Без каких-либо серьезных поломок. Уровень комфорта этих автомобилей с КамАЗом даже сравнивать не стоит. Был сильным поклонником КамАЗа, но как имел возможность знакомства с VOLVO, понял, что за КамАЗ переживать не стоит, это совсем другой продукт и не стоит его сопоставалять с тем же VOLVO: небо и земля.

  • Анонимно
    14.08.2012 13:30

    Видимо на низкую оценку фондового рынка, сказываются опасения из-за утилизационного сбора, т.к. в соответствии с 128-ФЗ утилизационный сбор собирается с автомобилей как ввезённых, так и произведённых на территории РФ. А с автомобилей, ввезённых с территории членов стран Таможенного союза утилизационный сбор не собирается.

    • Анонимно
      14.08.2012 20:22

      неужели закон, внесенный в ГД Альфией Гумаровной, может ослабить позиции КАМАЗА?

  • Анонимно
    14.08.2012 14:52

    морально устаревшие конструкция и технологии камаза 40-летней давности-вот главная причина буксования грузового российского автогиганта. а китайские большегрузы пятилетней давности и нынешние - это две большие разницы. китай в этом напрвлении идет семимильными шагами, а камаз топчется на месте. я уже не говорю про западные грузовики

  • Анонимно
    14.08.2012 15:10

    Пора республиканским властям подумать о переоиентации автограда на другие отрасли. IT-Park уже скоро новый откроют, надо еще что-то вроде Казанского Химграда там сделать с ориентацией на передел нефтехимической продукции - Нижнекамскнефтехим под боком, сам бог велел...

    • Анонимно
      14.08.2012 23:16

      Типа, все кто у станка пойдут работать в айти? Куда работяг девать-то будете?

  • Анонимно
    14.08.2012 18:01

    Насмешило про "очередь кредитовать КАМАЗ"... Такая же очередь из желающих купить акции? Только не надо приплетать пустые разговоры про "покупку КАМАЗа Мерседесом", этот шум создают те, кто хочет избавиться от акций...

  • Анонимно
    15.08.2012 12:31

    Добившись введения утилизационных сборов, КАМАЗ перешел грань, за которой может последовать конец российского автопрома. Бесполезно противопоставлять рынку бесконечное лоббирование продукции не самого лучшего качества. Можно, конечно, временно улучшить ситуацию на КАМАЗе, а что потом?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль