Бизнес 
5.09.2012

Дружба «Татарстан – Болгария» дала трещину в казанском аэропорту

1. Март 2011 РіРѕРґР°, совещание Сѓ президента Р Рў РїРѕ вопросам СЂР
Март 2011 года, совещание у президента РТ по вопросам развития МАК

БРАТУШКИ-ПРОГУЛЬЩИКИ

Напомним, что болгарская сторона в лице представителей «Булгариан Авиэшн Групп» и «Ескана Русия» сорвала назначенное на 16 августа заседание совета директоров ОАО «МАК» - болгары, которые занимают в совете три места из шести, попросту на него не явились. Аналогично они повели себя и 24 августа – на этот день было назначено повторное заседание.

Факт скандальный сам по себе. А если учесть ту роль, которую сыграли, по сути, эти же болгарские бизнесмены в судьбе авиакомпании АКТ, а также то, что на заседании должны были обсуждаться принципиальные для будущего МАК вопросы, то и многозначительный. Тем более что, по утверждениям осведомленных людей, еще недавно болгары запросто открывали двери самых высоких кабинетов.

При этом все заинтересованные структуры упорно отказываются комментировать происходящее – в МАК и министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ на запросы газеты «БИЗНЕС Online» не отреагировали. Между тем, по данным «БИЗНЕС Online», в ближайшие дни Татарстан предпримет еще одну попытку созвать совет директоров и расставить все точки над i. На повестке дня - ни много, ни мало – вопрос о дальнейшем участии болгарской стороны (отметим стратегического партнера РТ в реконструкции МАК) в делах аэропорта.

Напомним, о том, что болгарские компании «Булгариан Авиэшн Групп» и «Ескана Русия» (входят в холдинг «Химимпорт») станут стратегическими партнерами РТ в модернизации МАК, окончательно договорились 17 марта 2011 года, когда в Казани был подписан договор о создании на паритетных началах ЗАО «Тат-Авиа». Со стороны РТ учредителем ЗАО стало ОАО «Татарстан-авиа», которому правительство республики передало в собственность акции МАК. Вклад в предприятие болгарской стороны - $50 миллионов. Но этим участие болгар в реконструкции не ограничивается. Роли распределены следующим образом. Заказчик - МАК, генеральный подрядчик — турецкая строительная компания «Монотек», автор проекта — болгарская компания «Энергопроект» и ее болгарский же субконтрактор «Савант Елбул», сопровождает реконструкцию ЗАО «Казанский ГипроНИИавиапром», технический надзор ведет главное инвестиционно-строительное управление РТ (ГИСУ), инвесторский контроль - за болгарской компанией «ТехноИмпортЭкспорт».

БОЛГАРСКОЕ ЛОББИ И СТАРЫЕ «БОИНГИ»

Отметим, что ко времени подписания договора по «Тат-Авиа» болгарские инвесторы были прекрасно известны татарстанской стороне: в 2008 году представители «Химимпорта», по сути, получили контроль над национальным перевозчиком РТ – авиакомпанией «Татарстан». А вскоре последовал «бунт на борту». В марте 2009 года в СМИ появилось открытое письмо профсоюзного коллектива АКТ к тогдашнему президенту РТ Минтимеру Шаймиеву, министрам транспорта РФ и РТ, главе «Росавиации». Авторы обращения умоляли спасти компанию от болгар. Любопытно, что месяцем ранее сдержанное недовольство «Химимпортом» на коллегии минтранса РТ высказывал президент РТ Рустам Минниханов, в ту пору - премьер-министр РТ: «Эта компания должна подтвердить свое намерение о сотрудничестве реальными шагами. Если мы будем работать такими темпами, то потеряем все рынки, летать будет негде».

2. Еще недавно представители болгарских инвесторов Рё СЂС
Еще недавно представители болгарских инвесторов и руководство АКТ излучали оптимизм

Среди прочего в письме говорилось, что болгарские консультанты АКТ лишь отслеживают своевременность лизинговых платежей за предоставленные ими самолеты, и все: «Одним из главных источников финансовых проблем экономисты компании называют необходимость производить лизинговые отчисления за взятые у болгарской компании «Химимпорт» самолеты «Боинг-737». По условиям договора, плата составляет порядка $150 - 160 тыс. в месяц и порядка $100 тыс. за запчасти. То есть для того чтобы самолет не приносил убытков компании, он должен летать с пассажирами не менее 250 часов в месяц. Однако средний налет каждого самолета (на сегодняшний день их три) составляет не более 120 часов. Кроме того, эти самолеты достаточно старые (19 лет, 15 лет) и значительное количество времени проводят в ремонте. Лучшая топливная эффективность западной техники сводится к нулю необходимостью частых ремонтов и неготовностью компании к полноценному техническому обслуживанию самолетов «Боинг». Именно поэтому мы вынуждены обращаться к услугам сторонних компаний, что, в свою очередь, влечет дополнительные расходы на обслуживание. Сюда же следует отнести и то, что вышеупомянутые «Боинги» не являются собственностью болгарской компании «Химимпорт», а взяты в лизинг. Соответственно, для нашей авиакомпании это уже суб-сублизинг... Следует заметить, что многие российские авиаперевозчики, прежде чем перейти на полноценное использование западной техники, в течение длительного времени готовили под это техническую базу. У нас это сделано на скорую руку... Отечественная техника простаивает, несмотря на падение цен на топливо, и сейчас в основном прикрывает постоянные срывы в расписании «Боингов», резервируя их практически каждый день... Но тем не менее «Боинги» продолжают поступать в Казань. В апреле и мае ожидается поступление еще двух. По этой причине легко предположить, что убытки компании увеличатся вдвое... Все это наводит нас на опасения того, что в нашем случае может случиться повторение истории с компанией «Крас Эйр» и Air Union, когда компании были финансово обескровлены именно за счет неоправданного лизинга».

Вольное поведение болгар профсоюз объяснил наличием лобби в правительстве РТ.

НА ГРАНИ АВИАФИАСКО

Тогда скандал замяли, хотя опровержений изложенных в письме сведений так и не появилось. Гром грянул позже, осенью 2011 года, когда чрезвычайно обеспокоенная финансовым положением АКТ (утверждают, что речь идет о долгах и кредитах на примерно 1,5 млрд. рублей) «Росавиация», по сути, приказала РТ приостановить ее деятельность. Выход нашли в объединении национального авиаперевозчика с авиакомпанией «Ак Барс Аэро». При этом, по данным газеты «БИЗНЕС Online», руководство ОАО «Холдинговая компания «Ак барс», в которую входит «Ак Барс Аэро», всеми силами противилось всем вариантам объединения. Напомним, на тот момент деятельность АКТ контролировалась аналогичным «Тат-Аэро» ЗАО «Тат-Авиа». РТ участвовала в нем через ОАО «Татарстан-Аэро» акциями АКТ, а «Булгариан Авиэйшн Групп» и «Ескана Руссия» - деньгами. Уставный капитал (1 млрд. 360 млн. рублей) делился пополам между татарстанской и болгарской сторонами.

IMG_9065.jpg
В казанском аэропорте идет реконструкция к Универсиаде 2013 года

Как в итоге договорились с болгарами (были слухи об отступных в размере сделанных ими инвестиций - 300 млн. рублей), до сих пор в точности неизвестно, но они покинули авиакомпанию – сегодня они не входят в совет директоров и не участвуют в оперативном управлении. В мае этого года генеральный директор АКТ Аксан Гиниятуллин сообщил «БИЗНЕС Online»: «Детали я пока неправомочен раскрывать, могу только сказать, что холдинговая группа просто компенсирует болгарской стороне ее вложения другими активами, в другой отрасли, в счет взаиморасчета по займовым обязательствам и инвестициям». По данным «БИЗНЕС Online», у болгар сегодня – 33% акций «Тат-аэро», и сейчас ведутся консультации о том, как у них выкупить эту долю. Отметим, что итоги аудита АКТ, который проводила компания PricewaterhouseCoopers, до сих пор не обнародованы, хотя это намеревались сделать в начале 2012 года.

Проблемы татарстанско-болгарского авиапроекта признал и Минниханов. 7 марта 2012 года, отвечая на вопрос журналистов, он заявил: «Авиаперевозки - это очень сложный бизнес. Болгарские партнеры пришли, потому что мы их попросили об этом… Работа по перевозкам – это была работа правительства Татарстана и наших партнеров… Обеспечить эффективную работу авиакомпании мы не сумели. Я предложил болгарам: вы можете остаться, мы уходим. У нас есть «Ак Барс Аэро», который нашел свой сегмент и развивался. Но болгарские партнеры решили, что этот бизнес для них не первостепенный, как и для правительства. В ближайшее время они выйдут из этого бизнеса».

При этом президент РТ отметил, что «болгары будут концентрироваться на аэропортовом бизнесе», а в дальнейшем «республика уйдет с аэропортного бизнеса, но пока мы являемся гарантом, чтобы там могли работать все авиакомпании». Однако, как выясняется сегодня, и в аэропорту дружба «Татарстан – Болгария» дала трещину, грозящую превратиться в разлом.

ТАТАРСТАН МЕНЯЕТ ОТНОШЕНИЕ К АВИАБИЗНЕСУ

В отсутствие официальной информации кое-что о подробностях конфликта газете «БИЗНЕС Online» рассказал источник, хорошо знакомый с ситуацией.

На сорванном заседании совета директоров должны были обсуждаться вопросы, имеющие принципиальное значение для продолжения реконструкции аэропортового комплекса. Основной - увеличение уставного капитала аэропорта на 2 млрд. рублей денежными средствами в целях финансирования строительства терминала 1А и реконструкции терминала 1. Кроме того, планировалось утвердить договор привлечения к реконструкции терминала 1 ГИСУ.

«Что касается эмиссии, то важно, чтобы «Тат-Авиа» шло не по пути привлечения кредитов, а привлекало средства через внесение вкладов со стороны акционеров, - рассказал источник. - Предполагалось, что будет решение о выпуске акций на 2 миллиарда рублей – в этом случае по миллиарду каждый из акционеров должен был бы внести».

Но на сегодня, как стало известно "БИЗНЕС Online", болгары настаивают на привлечении кредитов. Деньги на реконструкцию, внесенные ими ($50 млн.), давно закончились. Сейчас для полного завершения комплекса нужно более 2,5 млрд. рублей.

Любопытно, что, настаивая на привлечении кредитов, болгары, по сути, повторяют историю с АКТ, с долговой нагрузкой которой сегодня разбирается «Ак Барс Холдинг».

Подходы болгар в части согласования каждого маломальского по значению элемента в строительстве, режим крайней экономии в процессе реконструкции уже давно вызывали обеспокоенность у татарстанской стороны. А несоблюдение болгарской стороной графика финансирования строительства приводило к несвоевременной оплате генподрядчиком оборудования и материалов. В результате срок ввода в строй терминала 1А неоднократно переносился  – на сегодня это октябрь-ноябрь 2012 года. Причем есть опасения, что и эти сроки выдержаны не будут.

 

По данным нашего источника, неявка болгар на заседание совета директоров может быть своего рода ступором – реакцией на изменившуюся буквально в течение всего лишь пары месяцев обстановку: «Болгары просто привыкли к тому, что несколько лет только они выстраивали политику относительно авиакомпании и аэропорта, и то, что Татарстан начал так активно свою позицию отстаивать, стало неожиданностью. И точка в этом вопросе, конечно, еще не поставлена. Есть надежда, что болгарские инвесторы действительно окажутся партнерами». Только возникает вопрос: что мешало Татарстану действовать таким образом и раньше?

Интересно, что болгарская сторона, как и представители татарстанской стороны, отрицают какие-либо трения друг с другом. Так, в телефонном разговоре с корреспондентом "БИЗНЕС Online" исполнительный директор «Булгариан Авиэйшн Групп» Пламен Атанасов заявил: «Нет, это неправда. У меня нет данных о каком-либо конфликте. Наверное, за разъяснениями вам надо обратиться к источнику этой информации».

Вообще удивительно, что приходится писать все за считанные месяцы до Универсиады, разговорами о важности которой всем уже, казалось бы, плешь проели. А авиационной составляющей организации студенческих игр FISU, как известно, уделяет повышенное внимание. Возникают элементарные вопросы. А курирует ли кто-то в правительстве РТ авиатранспортную отрасль? Каким образом болгарской стороне удалось убедить Татарстан в своей дееспособности, сомнения в которой сегодня более чем обоснованы? Допустимо ли вообще, по сути, отдавать в руки иностранным инвесторам такой стратегический объект, как аэропорт? Как татарстанские власти, наконец, допустили развитие ситуации по столь невыгодному для республики сценарию?

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (62) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    5.09.2012 08:04

    Ак барс хочет под себя и аэропорт "подмять" это же очевидно))))

    • Анонимно
      5.09.2012 10:55

      уже подмял.

      • Анонимно
        5.09.2012 11:53

        Знаю ситуацию изнутри, для Ак Барса это геморой. Так что слово "подмял" здесь не уместно. Скорее такие убыточные объекты в конечном итоге подомнут Ак Барс!( Все мусорное правительство скидывает на банк и холдинг.

        • Анонимно
          5.09.2012 17:00

          не правительство скидывает. а ак барс подминает. а потом все разваливает

  • Анонимно
    5.09.2012 08:28

    Ндаа, а разве еще и строить собирались ...Надеюсь они это не в серьёз ...Потцаны дело сделали, какая стройка, я Вас умоляю!

  • Анонимно
    5.09.2012 08:40

    Что не новость про аэропорт, то обязательно скандал какой-нибудь. Как простые люди устали уже от всего этого.

  • Анонимно
    5.09.2012 08:53

    Похоже источник инфы высокопоставленный, раз такие подробности знает.

  • Анонимно
    5.09.2012 08:56

    Своих братков маловато стало.Вот решили с болгарскими замутить ...Фото просто типажные.

  • Анонимно
    5.09.2012 09:02

    Думаю среди акционеров у болгар немало татар)))))

  • Анонимно
    5.09.2012 09:06

    Болгар гнать надо. Они давно воду мутят.

  • Анонимно
    5.09.2012 09:07

    Нашли с кем бизнес делать авиационный! С болгарами! С каких это пор они стали специалистами в этом деле?!Я еще понимаю огурцы и томаты заворачивать в банки,это можно,но самолеты....уж лучше с турками надо было начинать....У них огромный опыт,строители хорошие.....

    • Анонимно
      5.09.2012 09:09

      турки?посмотри на их качество - гнать надо в шею

      • Анонимно
        5.09.2012 09:13

        Всех прогнал! Кто будет строить, ты?

        • Анонимно
          5.09.2012 10:05

          Сербов нужно приглашать! Во всем мире их ценят!

          • Анонимно
            5.09.2012 10:37

            Честно говоря, надо гнать в шею как братушек-славян, так и братьев-тюрков. И те и другие создают проблемы.

            • Анонимно
              5.09.2012 11:28

              Вот интересный наш народ. Может тогда армян и грузин пригласим?))) Они ведь шабашили в СССР. Так кто будет строить? Ответьте мне, пожалуйста. (Данил)

      • Анонимно
        5.09.2012 11:56

        И турки и сербы и болгары будут работать хорошо, если будут приглашаться правильно, а не за чей-то интерес. Нужно приглашать через честные тендеры и все будет Ок.

  • Анонимно
    5.09.2012 09:10

    пока все повторяет, как кинули югославов с дворцом единоборств

  • Очередная глупость нашего руководства, за какие то 60 млн долларов отдали все болгарам. По моему мнению, вложив минимум, они собирались хапнуть больше, но видимо у кого то открылись глаза, что это Татарстан финансирует болгар и денежные потоки им перекрыли. Теперь бы еще выяснить, куда деньги делись.И теперь понятно, почему вылеты из аэропорта Казани намного дороже вылетов из Москвы.Это дань болгарам.

    • Анонимно
      5.09.2012 11:26

      поддерживаю 100%%, казанский аэропорт самый дорогой. при этом за счет лизинговых платежей и ремонта за 2 в АКТ не полных года болгары вернули себе стоимость самолетов в лизинге а глупые татары остались без денег и без самолетов и без авиакомпании, таким путем и без аэропорта останемся!!

  • Анонимно
    5.09.2012 09:36

    Наконец-то раскусили этих "лже" инвесторов. Гнать их надо было уже на второй день их прихода в РТ. Также особое спасибо за таких инвесторов хочется сказать г-ну Хакиму и г-ну Гарееву.

    • Анонимно
      5.09.2012 11:08

      Вот именно об этих людях в первую очередь и надо рассказывать!

  • Анонимно
    5.09.2012 09:52

    Теперь будет лучший в мире аэропорт!

  • Анонимно
    5.09.2012 09:58

    Если мне не изменя память, терминал 1а должен был войти в строй еще в прошлом году. После этого должны были снести существующий и на его месте построить новый, такой-же как 1а. И что? Терминал 1а стоит в поле, здание как конфетка, а вокруг все убого и уныло. Надеюсь власти уже думают о покупке банера, чтобы прикрыть все это.

  • Анонимно
    5.09.2012 09:58

    А Гипроавиапром там что забыл? Они же "привели" все в это проектно-фактическое положение... хитрецы..., если бы не "Монотэк"... гнать надо ГАП, а не болгар...

  • Анонимно
    5.09.2012 09:59

    Знающие люди давно говорили, что за Химимпортом стоят "авторитетные" люди из болгарской братвы. Фото типичные.

  • Анонимно
    5.09.2012 09:59

    Сербы - вот с кем нужно работать!

    • Анонимно
      5.09.2012 10:05

      100 % верно! Полностью согласен.

    • Анонимно
      5.09.2012 10:06

      И работать честно с сербами, а не как с ... тогда и результат будет!

    • Анонимно
      5.09.2012 10:18

      Это какая же численность сербов, что прославились во всем мире строителями? Или все мужское население сербов старше 20 рассыпалось по миру на стройки. Турки, знаю строят даже в Китае, в Германии и пр. Контролировать надо, умники, а не откаты брать.

      • Анонимно
        5.09.2012 16:22

        все что в стране строится на деньги газпрома - строится только сербами

      • Анонимно
        5.09.2012 19:23

        Не количеством, но умением! Знаю о чем говорю, сербы - молодцы!!! А контроль - он всегда нужен...

  • Анонимно
    5.09.2012 10:46

    ПРОЩАЙТЕ БОЛГАРЫ!!!!!

  • Анонимно
    5.09.2012 10:48

    хуже аэропорта чем в казани не видел,обслуживание ужасное

  • Анонимно
    5.09.2012 11:09

    Как можно вообще было связаться с болгарскими "инвесторами"? Это же беднейшая страна Европы.

  • Анонимно
    5.09.2012 11:11

    Местным чиновникам- откатов надо меньше брать . И про роспил забыть , тогда м.б. всё более - менее будет.

  • Анонимно
    5.09.2012 11:14

    Да уж, аэропорт у нас Херня полная, слов просто нет,а еще "третий" город в России! Неужели у нас своих инвесторов нет, московские холдинги уже давно в Регионы выходят, так вот надо и с авиа замутить с ними! Что мутят с Болгарами, да это не наше дело, но чтоб аэропорт у нас был нормальный до лета 2013 года и тока!

    • Анонимно
      5.09.2012 11:53

      Российские инвесторы знают особенности татарского ведения бизнеса, поэтому и не суются сюда. Только болгары и румыны по незнанию влезли со своими инвестициями в эту республику. И сколько таких как они было в татарстане с 90х годов?! БО надо было поднять всю статистику за 20 лет, и проанализировать причины ухода инвесторов из республики. Пичин несколько, но основная - ничем не мотивированная жадность чиновников Татарстана.

  • Анонимно
    5.09.2012 11:40

    "Своих поднимать надо" Р.Н. Минниханов

    • Анонимно
      5.09.2012 12:12

      Дико плюсую!!! :)Две лучших темы начала сентября:1. Как замутили непонятно что с болгарской братвой (на фотографии вид и движения характерные - как будто о разделе улиц под наркотрафик договариваются)2. Как увесили весь город плакатами с высказывании мудрых людей о малом бизнесе

  • Анонимно
    5.09.2012 12:24

    Такие проблемы возникают всегда, когда чинуши слишком много просят!

  • Анонимно
    5.09.2012 12:52

    Наш аэропорт яркий пример беспредела и безответственности чиновников.Причем высшего ранга!Все стараются подмять и захапать задарма!Чего не продали аэропорт Рустаму Тарико?!Человек с деньгами и с умом!Испугались что уйдет кормушка?Понятно что с Тарико стричь не получится и вести он будет независимую полтитику!И таких примеров можно десятки привести!

  • Анонимно
    5.09.2012 13:44

    Да отдали бы аэропорт Ак барсу, давно бы уже всё построили.

  • Анонимно
    5.09.2012 14:47

    "Допустимо ли вообще, по сути, отдавать в руки иностранным инвесторам такой стратегический объект, как аэропорт? Как татарстанские власти, наконец, допустили развитие ситуации по столь невыгодному для республики сценарию?" Такие риторические вопросы можно задать по поводу вертолётного, КАПО, КМПО, компрессорного завода.

  • Анонимно
    5.09.2012 14:47

    "Допустимо ли вообще, по сути, отдавать в руки иностранным инвесторам такой стратегический объект, как аэропорт? Как татарстанские власти, наконец, допустили развитие ситуации по столь невыгодному для республики сценарию?" Такие риторические вопросы можно задать по поводу вертолётного, КАПО, КМПО, компрессорного завода.

    • Анонимно
      5.09.2012 17:06

      а компрессорному сегодня конец приходит

    • Анонимно
      5.09.2012 17:09

      а к универсиаде сегодня не только азропорт не достроят. но и другие обьекты. в том числе и дороги

      • Анонимно
        5.09.2012 19:25

        ничего страшного - закупят собачьи упряжки к универсиаде

  • Анонимно
    5.09.2012 22:46

    Судя по лицам- настоящие братушки

  • Анонимно
    5.09.2012 23:52

    Неслышен что были подарки со стороны болгар :астон Мартин рапид ,ди БИ эс , бентли 4-ех дверный ,мерен sly (чайка) и вложили они в аэропорт 75млн$ , Подарки свои они получили ,а вот бабосы хрен получат!!!!!!)))

  • Анонимно
    6.09.2012 09:55

    Болгары молодцы, татар развели и еще хотят хапнуть. Теперь их не интересует лизинг старых боингов теперь им интересен аэропортный бизнес, старый не нужен был, а новый построеный за федеральные деньги куда более лакомый кусок. Не так глупы болгары они татар наивными глупцами считают наверное.

  • Анонимно
    6.09.2012 10:25

    По тв в новостях кажут в Германии из за откатов и взяток аэропорт не могут построить,даже меркель вылетает.А Татары построят,у них все почесноку!

  • Анонимно
    6.09.2012 17:44

    Это давно уже всем ясно было (даже читателям БО) что союз с болгарскими инвесторами не к чему хорошему не приведет. Что хотели то и получили. Хватит жить иллюзиями!!!

  • Анонимно
    14.09.2012 12:07

    Да, аэропорт Казани - хуже некуда. Жаль сюда фото вставить нельзя. Буквально на днях сделала)

  • borisovnick
    10.10.2012 20:17

    Делать бизнес на закупках, а не на самом бизнесе - они сами научились или кто научил? Не одна авиакомпания в России уже грохнулась под лизинговыми платежами, которые включали в себя слишком много интересов.

  • Анонимно
    3.11.2012 19:32

    Никогда ни стоит связываться с болгарами. Один певец Киркоров чего стоит.

  • Анонимно
    27.11.2012 14:45

    Если болгарская сторона не может тянуть дополнительные вложения, то нельзя ли привлечь третью сторону. Аэропорт - скорее всего очень прибыльное дело, может быть нужно только хорошо разрекламировать и открыть проект для заинтересованных сторон.

  • Анонимно
    26.12.2012 09:11

    болгары всегда и везде не надежные партнеры это ежу понятно\\\\\\

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль