Бизнес 
18.09.2012

Сергей Никифоров: «Сегодня любое предприятие можно закрыть на совершенно законных основаниях»

 ЧТО СТАЛО С «УПРОЩЕНКОЙ» ПОСЛЕ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ «РЕФОРМЫ ЕСН»?

Федеральное законодательство в части контроля и надзора совершенно не разделяет хозяйствующие субъекты по масштабам их деятельности. Возьмите, например, Кодекс об административных правонарушениях. В нем мы насчитываем 57 органов исполнительной власти, наделенных контрольно надзорными полномочиями. Так вот, все их требования, скажем, к КАМАЗу или к какому-нибудь индивидуальному предпринимателю будут абсолютно одинаковыми.

Единственным исключением были специальные налоговые режимы для малого бизнеса, но что стало с «упрощенкой» после так называемой «реформы» ЕСН, всем хорошо известно.

Чтобы понять, во что это все выливается на практике, возьмем, к примеру, такое уважаемое ведомство, как Ростехнадзор. Законодательство обязывает его проверить организацию, даже не осуществляющую(!) никакой производственной деятельности и располагающуюся в офисе, ничем не отличающимся от обычной городской квартиры, - на предмет соответствия ее требованиям 36 федеральных законов, 24 постановлений правительства РФ и 106 нормативных актов федеральных ведомств в виде приказов, постановлений, правил и распоряжений.

А если организация будет заниматься хоть какой-нибудь производственной деятельностью, вышеприведенный список заметно увеличится.

ОТСУТСТВУЕТ, НЕ РАЗРАБОТАН, НЕ ПРОВЕДЕНЫ, НЕ ЗАВЕДЕНЫ… 

Чтобы не быть голословным, приведу пример. Это перечень нарушений, выявленных Ростехнадзором, после плановой проверки реального предприятия малого бизнеса, которое не ведет практически никакой деятельности, а из персонала там директор да главный бухгалтер. Итак, перечисляем:

- отсутствует ответственный за электрохозяйство и его заместитель, назначенные в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (правил); не составлено распоряжение, определяющее лиц из числа административно технического и оперативного персонала, имеющего право единоличного осмотра электроустановок; не составлено распоряжение о порядке хранения и выдачи ключей от электроустановок; распорядительным документом не определен перечень должностей и профессий, требующих присвоения первой группы по электробезопасности; не составлено распоряжение о назначении работника из числа электротехнического персонала с третьей группой по электробезопасности для проведения инструктажа персоналу с первой группой по электробезопасности;

- отсутствует подготовленный электротехнический персонал для обслуживания электроустановок организации в соответствии с требованиями правил; не организовано обучение, проверка знаний, инструктаж персонала в соответствии с требованиями ПТЭЭП; не разработан план мероприятий по предупреждению электротравматизма; не составлен перечень средств защиты, используемых в электроустановках; не укомплектованы электроустановки испытанными защитными средствами согласно перечню;

- отсутствует проектная документация; отсутствует акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон с энергоснабжающей организацией; составить ознакомительную схему электроснабжения; не составлен график планово-предупредительного ремонта и профилактических испытаний, не составлен перечень работ, выполняемых электротехническим персоналом в электроустановках в порядке текущей эксплуатации, утвержденный руководителем в соответствии с требованием правил;

- не проведены испытания и измерения параметров электрооборудования;

- отсутствуют инструкции: производственные инструкции по эксплуатации электроустановок; должностные инструкции по каждому рабочему месту, инструкции по охране труда на рабочих местах по применению переносных электроприемников; инструкции по предотвращению и ликвидации аварий; инструкцию по учету электроэнергии и ее рациональному использованию; инструкцию по охране труда для работников, обслуживающих электрооборудование электроустановок;

- не заведены журналы: оперативный, учета и содержания средств защиты, учета электрооборудования с перечислением основного электрооборудования и с указанием их технических данных, журнал учета работ по нарядам и распоряжениям, учета и присвоения первой группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу, журнал инструктажа командированного персонала.

И так далее…

А электрооборудования там – лампочки освещения, несколько компьютеров, да распределительный щит с электросчетчиком в собственном офисном помещении.

НЕ ПОД СИЛУ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

Более чем 20-летний опыт работы в малом бизнесе привел к осознанию парадоксальной ситуации. С одной стороны, объем и сложность требований, предъявляемых законодательством, регулирующим хозяйственную деятельность, не под силу субъектам малого предпринимательства, а это сотни тысяч предприятий. С другой стороны, если задаться целью обеспечить реальное выполнение всех этих требований на практике, то, во-первых, не хватит такого количества проверяющих, а во-вторых, весь малый (а может, частично и не только малый) бизнес придется закрывать.

Причем зачастую контроль за деятельностью предприятий подразумевает не выявление нарушений, которые реально могут представлять угрозу для здоровья и жизни людей, а контроль качества оформления разрешительной документации.

Какой же выход из этой ситуации? Как ни странно, подсказку я нашел в выступлении одного из руководителей контрольно-надзорных органов.

В 2008 году руководитель Ростехнадзора Константин Пуликовский, теперь уже бывший, заявил: «Ростехнадзор предназначен для осуществления надзора на опасных производственных объектах крупного бизнеса, компаний государственного масштаба. Надзор за малым бизнесом должны осуществлять другие структуры». Боевой генерал со свойственной ему прямотой заявил, что необходимо пересмотреть государственный реестр опасных производственных объектов и реестр организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. И в новый реестр должны войти только те объекты, которые представляют непосредственную угрозу здоровью и жизни людей, загрязняют окружающую среду, относятся к разряду «особо опасных».

СНЯТЬ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА 

Действительно, прав генерал. Зачем Ростехнадзору проверять организации малого бизнеса, чья деятельность осуществляется в условиях, сопоставимых с обычной городской квартирой? Никто же реально не ходит, кроме газовиков, проверять квартиры граждан и ничего, живут люди. Зачем проверять, например, Роспотребнадзору оценочную фирму? Пусть идут проверять продавцов подозрительного фастфуда или выискивают просроченные продовольственные товары на полках магазинов.

Но, с другой стороны, напрямую связывать надзорные и контрольные функции, скажем, налоговой службы или МЧС в части пожарной безопасности с масштабом или видом деятельности бизнеса, я бы не стал. Определенное движение в решении всех этих проблем, похоже, уже началось. Так, в рамках работы «Открытого правительства» ведется разработка так называемых «дорожных карт» по отдельным проблемным вопросам. Разрабатывается новая редакция Трудового кодекса, который сегодня совершенно не учитывает особенности работы малого бизнеса

Но необходимо идти дальше. Приведение в какие-то разумные рамки тех требований, которые сейчас предъявляются ко всем без разбора хозяйствующим субъектам, должно, на мой взгляд, стать очередной «дорожной картой» по снятию так называемых административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса.

И для начала необходимо проанализировать, какие контрольно-надзорные функции находятся в зависимости от размеров, условий ведения бизнеса и его вида деятельности. И соответственно ограничить эти функции какими-то разумными рамками. Конечно, это большая работа, но и оставлять все в нынешнем виде нельзя.

С одной стороны, объем законодательных требований к малому бизнесу запределен. Сегодня можно любое предприятие малого бизнеса закрыть на совершенно законных основаниях. Сложившаяся ситуация является мощнейшей потенциальной коррупционной средой и положение заведомого нарушителя, в котором оказывается рядовой предприниматель, идеально для административного давления на бизнес.

Но, с другой стороны, нужно обеспечивать занятость населения, обеспечивать рост поступлений в бюджет от малого бизнеса, увеличивать долю малого бизнеса в ВВП.

А вот улучшение предпринимательского климата и повышение деловой активности как раз и находится в прямой связи с пресловутыми административными барьерами.

Справка

Сергей Никифоров родился в 1961 году.

Закончил Казанский финансово-экономический институт (по специальности «экономист») и академию народного хозяйства при правительстве России (по специальности «аудит»).

До 1991 года работал на государственных предприятиях - заводе «Полимерфото» (замдиректора по экономике), КПО «Тасма» (замначальника отдела труда и заработной платы, начальник планово-экономического отдела, главный экономист).

С 1991 года - гендиректор «ФБК «Поволжье» (PKF), до 2005 года компания называлась «Аудит - консалтинг». «ФБК «Поволжье» (PKF) входит в состав группы ФБК, одной из крупнейших в России, специализирующейся в сфере аудита и консалтинга. Также компания является полным членом международной ассоциации PKF, входящей в десятку крупнейших в мире организаций, осуществляющих деятельность в области аудита и консалтинга, насчитывает более 400 офисов в 125 странах мира, штаб-квартира находится в Лондоне.

Заслуженный экономист РТ и РФ.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (15) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    18.09.2012 08:47

    Полностью согласен с автором. Но это только Ростехнадзор. А есть еще ФАС и ФСФР. У них штрафы сразу от 500 тыс. до 1 миллиона. И такой штраф ты можешь получить только за то, что опоздал сдать вовремя ежеквартальный отчет, список аффилированных лиц, уведомление или ходатайство. Стригут всех независимо от того крутятся акции предприятия на бирже или ты изготавливаешь сковородки.

    • Анонимно
      18.09.2012 10:30

      ФСФР это что-то когда акционерку с одним акционером и 10тыс. уставника запросто могут прибить к штрафу (по моему 600тыс.руб.) за не сдачу какого то там отчёта по аффилированным лицам.

  • Анонимно
    18.09.2012 09:51

    Абсолютно верно. Явлюсь представителем малого бизнеса производством не занимаемся сдаем в аренду помещения.Есть электрощитовая с счетчиками и теплопункт (отопление централизованное) тоже с счетчиками.Сколько нужно бумаг и согласований, вот например сейчас при запуске тепла. Уважаемому специалисту из ростехнадзора пока не отдашь в карман тепла не получишь, а это всего надо открыть кран. И весь этот список нарушений приведенный выше абсолютно точен. Началась осень скоро нам его предъявят, а коллектив наш из трех человек.

    • Анонимно
      18.09.2012 12:58

      Смешно читать жалобы представителя структуры, самим обдирающей малый бизнес арендной платой. И ничего не производящей. И не знающей, как подготовить свой тепловой пункт, размером 4 м2, к работе. Вот так же и владелец "Хромой лошади" жаловался наверное всем про "поборы".

      • Анонимно
        18.09.2012 14:57

        Сдача в аренду помещений под офисы - это поборы малого бизнеса? Да вы, дорогуша, просто советский человек какой-то. Ваша фамилия - Шариков? ))

        • Анонимно
          18.09.2012 15:30

          Может Шариков, Иванов или Галиакберов суть не в этом налоги платим сполна и даже более, между прочим и благотворительностью занимаемся, но я не оправдываюсь. Хотелось отметить что при таких законах коррупционная составляющая очень высока. Коммент писал не для того чтобы таких как мы жалели или наоборот поносили. Мы делаем все что от нас требует всевозможные службы тем не менее у них всегда есть в заначке то что позволяет нас "доить".Хотелось отметить, что сдается в аренду не только офисы и не всегда в центре города и город этот не обязательно Казань.

          • Анонимно
            18.09.2012 16:04

            Так вы определитесь, кто вы и что вы. А то сначала вспоминаете из своего бизнеса только котёл и рубильник в подсобке полуподвала, а затем пытаетесь рассказывать как со своего дохода финансируете республиканские благотворительные программы. И что, денежек нет, что бы специалиста инженера по труд.соглашению на день взять, что бы проблемы решить? Откуда тогда деньги на благотворительность? И тогда вопрос-ради чего лапшу на уши вешаете?

  • Анонимно
    18.09.2012 10:07

    Порубим наши леса на акты, протоколы,приказы и прочие формальные бумажки для проверяющих....

  • Анонимно
    19.09.2012 09:24

    А если авария или пожар? куда побежите и кто отвечать будет? Не хотите своих ответственных за электрохозяйство и тепло заводить - заключите договор с управляющй компанией, как жильцы домов! Посмотрите, что выгоднее: передать им ответственность по управлению коммуналкой или своих сотрудников заводить!

    • creator13
      19.09.2012 12:16

      Управляющая компания для части офисных площадей в офисном здании? И разве при пожаре или аварии нужно бежать в управляющую компанию? А если в одном офисном здании несколько собственников и отношения между ними далеки от идеала?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль