Машиностроение 
18.10.2012

Олигарх Александр Лебедев присматривается к Ту-214

«ТУПОЛЕВ» ПРОТИВ СОБСТВЕННЫХ САМОЛЕТОВ

Авиакомпания Red Wings (базируется в Москве в аэропорту Внуково; владелец - глава Национальной резервной корпорации Александр Лебедев) планирует в 2013 году увеличить пассажиропоток не менее чем на 18%, до 1 млн. человек. Этому должно способствовать увеличение парка – на два Ту-204 СМ и два Ту-214, сообщает агентство «Прайм». Новость о Ту-214 можно назвать как минимум удивительной. Получается, успешная авиакомпания (18-я в России по объемам перевозок) интересуется самолетом, который производитель - ОАК - считает бесперспективным.

Напомним, 13 апреля 2010 года тогдашний президент ОАК Алексей Федоров заявил, что из-за большой стоимости платформы Ту-214 решено больше не строить коммерческие самолеты на этой базе, оставив только спецмодификации. В марте этого года в интервью газете «БИЗНЕС Online» президент ОАО «Туполев» Александр Бобрышев высказался предельно жестко: Ту-214 и Ту-204 неконкурентоспособны по трем глобальным позициям: летно-техническим характеристикам, экономике эксплуатации, послепродажному обслуживанию.

Параллельно примерно то же говорила генеральный директор единственного на сегодня коммерческого эксплуатанта Ту-214 - авиакомпании «Трансаэро» - Ольга Плешакова. В ноябре прошлого года она сообщила газете «Коммерсантъ»: «Даже несмотря на государственное субсидирование лизинговой ставки, самолет получается очень дорогим в эксплуатации. У него очень дорогие агрегаты, которые к тому же часто выходят из строя. Поэтому налет у него невысокий, что предопределяет его рентабельность», - рассказала гендиректор «Трансаэро». 1 февраля 2012 года она рассказала «Комсомольской правде»: «То, что нашему авиапрому, к сожалению, не удалось наладить массовое производство самолетов Ту-214, по-моему, обусловлено и тем, что этот проект не был прорывным. Он базировался на прежнем еще советском заделе и уже не отвечал потребностям нового времени. Мы, прямо скажу, стремясь поддержать отечественный авиапром, заказали 10 таких самолетов. Нам смогли построить только три. Но вот реальностью стал отечественный среднемагистральный Sukhoi Superjet 100. Прекрасный современный самолет, ничем не уступающий зарубежным аналогам. Наша компания ведет переговоры о его приобретении».

ТУ-214 СТАВИТ РЕКОРД

Отметим, что ранее руководство «Трансаэро» говорило о Ту-214 в совсем других тонах. На приемке крайнего Ту-214 представители компании утверждали, что машина их полностью устраивает и даже ставит рекорды по налету. Об этом же газете «БИЗНЕС Online» рассказал источник на КАПО: «Эксплуатационщики, которые с самолетом работают, им довольны. Если Ту-214 нормально эксплуатировать, он по 300 - 350 часов спокойно летает в месяц. Это ничуть не хуже «Боингов» и «Эйрбасов». А как-то в «Трансаэро» даже рекорд был – 450 часов. То есть при хорошем подходе, при поддержке завода самолет отлично летает. Главный вопрос – запчасти, комплектация». Источник объяснил и прекращение выпуска бортов для «Трансаэро»: «Потому, что были заказы на специальные Ту-214 от военных и управделами президента. А на все у завода уже сил не было. И финансовые проблемы сказались. И решение было принято в пользу спецзаказов, хотя это недальновидно: только при наличии серии можно нормально продолжать выпускать спецсамолеты. Словом, «Трансаэро» отодвинули. Да они и не стали ругаться, отошли в сторону – свою выгоду компания получила».

Напомним, контракт на поставку в интересах «Трансаэро» пяти Ту-214 с опционом еще на пять машин ОАО «Финансовая лизинговая компания» и ОАО «КАПО» подписали в феврале 2005 года. По неподтвержденным данным, компания «Трансаэро», обязавшаяся приобрести или взять в лизинг не менее чем на пять лет новые самолеты семейства Ту-204/214, взамен освобождалась от таможенных платежей на ввоз иностранных самолетов.

В 2015 году «Трансаэро» закончит выплату лизинговых платежей и получит Ту-214 в собственность.

МОЖЕТ, ВСЕ ДЕЛО В ПОДХОДЕ?

Неожиданный интерес Red Wings к Ту-214 газете «БИЗНЕС Online» прокомментировал коммерческий директор авиакомпании Григорий Стильбанс.

- Григорий Зеликович, правда, что ваша компания интересуется Ту-214?

- Количество Ту-204 очень ограниченно (Red Wings эксплуатирует только Ту-204 – 9 самолетовавт.). Ту-204-100 осталось только две машины, которые не у нас, а все остальные в Red Wings работают. «В какую сторону можно было бы податься?» - скорее, так можно сформулировать наши мысли о Ту-214.

- А почему не берете западные машины?

- Акционер поставил задачу – отечественные самолеты.

- Но ведь строительства новых Ту-214 не предполагается…

- А мы не рассчитываем на новые - скорее всего, будем прорабатывать машины, которые сегодня в эксплуатации. Хотя их тоже не очень много – три в «Трансаэро», были эти самолеты в «Дальавиа» (5 машин, сегодня на хранении - авт.) и в ГТК «Россия» – в Пулково работали (сегодня три этих Ту-214 – в специальном летном отряде «Россия» управделами президента РФавт.).

- С кем-то по поводу Ту-214 консультировались – с теми же КАПО, «Трансаэро»?

- Нет.

- Руководство «Трансаэро» говорит, что Ту-214 не очень-то эффективны. Вас не смущают эти разговоры?

- Знаете, эксплуатация Ту-204 эффективна. Может быть, дело в подходе? Для «Трансаэро» это, возможно, небольшое количество машин, поэтому они для них неэффективны. А для нас Ту-204 – основная машина, у нас она эффективно используется. Думаю, и Ту-214 мог бы стать эффективным (любопытное интервью с гендиректором Red Wings о том, кто создает плохую репутацию Ту-204, и реально ли на этих машинах получать доход, можно прочитать здесьавт.).

- Проводился ли сравнительный анализ «экономики» Ту-204 и зарубежных аналогов?

- Неоднократно. На разных маршрутах есть преимущества и у Ту-204, и у «Боингов», и у «Эйрбасов». Но параметры очень близкие.

- Не раз говорилось о том, что у Ту-204 и Ту-214 не очень-то хорошее заводское сопровождение…

- Сейчас с этим стало значительно лучше. Смежники «Авиастара», которые изготавливают комплектующие, повысили их надежность, и сегодня дистрибьютеров, которые предлагают запасные части по вполне разумным условиям, на рынке хватает.

- Каковы перспективы приобретения компанией самолетов Ту-204СМ?

- Пока самолет не сертифицирован, об этом говорить рано. Да, наша компания не раз заявляла о готовности приобретать Ту-204СМ (радикально переработанный Ту-204; весной руководство Red Wings заявило, что готово приобрести 15 таких машин – авт.), но в силу совершенно разных причин эти заявления в какую-то договоренность не превратились. Одна из причин – самолет еще не появился.

- Если все же будете приобретать Ту-214, то поставите их на линии большой протяженности?

- Не обязательно. Если вы посмотрите технические характеристики Ту-214, то не такая уж у него и большая дальность. С максимальной загрузкой в 178 кресел - 6400 километров. Это не так много. Больше, чем у Ту-204 (5200 кмавт.), но… Скажем так, одна машина дополняет другую.

- Сколько могут стоить подержанные Ту-214?

- Мы не покупаем самолеты – берем их у лизинговых компаний. Так что это к ним вопрос (в 2010 году первый серийный Ту-214, ранее летавший в обанкротившейся «Дальавиа», был выставлен на продажу за $18 млн., но покупателя так и не нашлосьавт.).

- Когда решится вопрос по Ту-214 в Red Wings?

- Предложения по расширению парка готовятся, но когда они будут утверждены - это вопрос, скорее, к хозяевам компании. Но он решится в течение года.

«ТУШКИ» ЖДУТ НА ЗЕМЛЕ

Из каких имеющихся бортов может выбирать Red Wings?

Пять Ту-214 эксплуатировала разорившаяся в 2008 году авиакомпания «Дальавиа». Они выпущены в 2001-м (RA-64502 и RA-64503; на хранении в Хабаровске), 2003-м (64507; предположительно на хранении на КАПО), 2005-м (RA-64510; с 2010 года был на хранении во Внуково; по данным портала airliners.net, в апреле 2012-го его подняли в воздух, но не известно, в чьих интересах), 2006-м (RA-64512; на хранении в ЛИИ им. Громова) годах. Вот что писали об этих самолетах: «За три года эксплуатации два первых «дальневосточных» Ту-214 выполнили 1512 парных рейсов. В том числе 1262 - на внутренних линиях и 250 - на международных, перевезя в общей сложности более 190 тысяч пассажиров. При этом удалось обеспечить высокий уровень безопасности авиаперевозок. При общем налете около 10 тысяч часов имели место всего два отказа: на земле выявлен отказ электромеханизма заслонки отбора воздуха на СКВ, и в полете отказал гидропривод ГП-26. Таким образом, на один инцидент пришлось более 5 тысяч часов налета».

В конце 2009 года три из этих бортов (RA-64507, RA-64510, RA-64512) эксплуатировала компания «Аэростарз», пока в ноябре 2011-го ее не лишили сертификата эксплуатанта за нарушения в ведении документации.

Еще один, 2005 года выпуска, самолет в 2005 - 2008 годах эксплуатировала авиакомпания «КрасЭйр», с тех пор он находится на хранении в Казани.

Любопытно, что все вышеперечисленные самолеты имеют салоны эконом-класса – на 210 пассажиров. А вот максимальная загрузка в 178 кресел, о которой упомянул Стильбанс, - это, скорее, ближе к бортам «Трансаэро»: 8 человек - в бизнес-классе и 176 - в экономическом. Это самые свежие Ту-214 – 2007, 2008 и 2009 годов выпуска.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (21) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    18.10.2012 08:32

    Лебедев - мужик! Кстати, если не изменяет память, Лебедев писал Путину письмо с предложением проверить деятельность ФЛК, которая, по его мнению, всякими манипуляциями с госденьгами, в том числе и выводом их за границу, и загубила проект Ту-214... Александр Евгеньевич, дожми Ту-204СМ, покажи им всем.

    • Анонимно
      18.10.2012 09:55

      То что он мужик, мы все хорошо разглядели пару месяцев назад :)

  • Анонимно
    18.10.2012 08:35

    Во Даёт! Неужели на самом деле всё так не плохо..? Я летал на 204.. не хуже чем на А-319.. Чеснослово!

    • Анонимно
      18.10.2012 11:10

      Тоже пришлось много полетать на Ту 214 (Дальавиа) в Хабаровск. Отличная комфортная машина. Недавно летел суперджетом Аэрофлота в Москву. И погода вроде была нормальная, но так трясло при посадке, страха натерпелся, больше не хочу.

  • Анонимно
    18.10.2012 08:40

    В интересах провального Суперджета-100 загубили хорошие самолеты и производителя. Почему то руководители страны не боятся летать на 204 и 214, но, сенсация, - ни одного "Прекрасного современного" Суперджета в спецотряде "Россия" нет! И еще одно: почему то руководство Татарстана не отстояло "суверенитет" над КАПО, как отстояло Татнефть и нефтепереработку. А вполне по силам было сохранить и производство и кадры, пусть и не в темпе 70-80х годов (по 30 ИЛ-62 и др. в месяц), но на уровне всех остальных авиазаводов РФ вместе взятых. И нужно то было денег на уровне 2х Карлосов Эдуардо...

    • Анонимно
      18.10.2012 09:11

      Отличная мысль! Надо было и аэропорт ТАИФу всучить и сказать, веперед с песней! Было бы что-то типа Кольцово в Е-бурге, а не то, что видим сейчас!

    • Анонимно
      18.10.2012 10:21

      Отстаивали. Н.Киреев в открытую, еще 5 лет назад, заявлял об неэффективности оак, и был против передачи контроля. Сам премьер-министр так напрямую об этом не заявлял, но также был против. Не смогли. Видимо победили другие соображения. Политика..... сейчас провал оак виден всем.

    • Анонимно
      18.10.2012 10:27

      Действительно, ТАИФ, спонсируй отечественный авиапром, столько людей осчастливишь

  • Анонимно
    18.10.2012 09:12

    ОАК это организация созданная на западные деньги и для продвижении западных самолётов. Во времена Сталина Пагосяна бы расстреляли как саботажника.

  • Анонимно
    18.10.2012 09:27

    Всей шайкой решили продвигать Суперджет. На всех уровнях, в том числе и создавать имидж в СМИ и опускать конкурентов. Что-то часто слышим о провалах этого проекта. Все больше заказчиков отказываются от Суперджета. Нужно, нужно продвигать ТУ. Это наши самолеты.

    • Liko
      18.10.2012 11:03

      Лет 5-7 назад можно обойтись вложениями вполне вменяемыми для того, чтобы вывести авиапром на серийный выпуск. Сейчас грубо нужно около 100 млрд. долларов. и порядка 7 лет, чтобы выйти на уровень продаж не менее 100 единиц в год. А это критический уровень рентабельности для средне и дальнемагистральных лайнеров. У нас за 12 лет не сформирована даже никакая стратегия. Полный бардак и хаос. Авиапром - это не такая иголка в стаде сена как фермерское хозяйство и стратегически значимая для всей страны отрасль. Поэтому здесь не может быть "по недосмотру". Это делается целенаправленно.

      • татарин
        18.10.2012 17:08

        Согласен! целенаправленно,каждый крупный чиновник обогащается от развала отечественного производства, и если "местные" подбирают что Москва подкинет то наверху подкармливают из-за бугра....смешно было смотреть на отодвинутого в свое время Кудрина, который по мнению коллектива СНТК приложил руки к уничтожению НК-93,как-то не по себе, потому что в него реально верили многие мои знакомые достаточно адекватнопорядочные люди. Думаю этот "провокационный" ход Лебедева фол последней надежды.

  • Анонимно
    18.10.2012 10:05

    А что? Олигарх-патриот - неплохо. Все бы так - и Ту, Аны и Илы в эрэфии на равных с бомбардье и эмбраерами летали.

  • Анонимно
    18.10.2012 10:19

    Лебедеву респект! Наш татарский парень!

  • Анонимно
    18.10.2012 10:51

    Red Wings - опасный заказчик. сегодня есть, а завтра резервую корпорацию прихлопнут. за оппозиционную деятельность. надо выбирать лояльных заказчиков. и еще. о КАПО. предприятие, на котором ведущие казанские специалисты, инженеры, конструкторы подчинены дилетантам и получают зарплату в СТО раз меньшую, чем ничего не смыслящие в авиации менеджеры из Москвы - ОБРЕЧЕНО.

  • Анонимно
    18.10.2012 10:58

    Татарский парень Лебедев - класс!

  • Liko
    18.10.2012 11:53

    "В пятницу Лебедев написал в своем блоге: "На протяжении последних трех лет мой бизнес целенаправленно и сознательно уничтожается управлением "К" Службы экономической безопасности ФСБ России"."Я не обвиняю в этом "Кремль". Те сотрудники спецслужб, которые задействованы в спецоперации, прикрываются "политическим указанием из Кремля", так [как] я, дескать, явлюсь главным спонсором оппозиции. Это полная чушь. Более того – уверен, что Кремль к этому не имеет отношения", - написал в Живом Журнале бизнесмен."Я пытаюсь помочь им увидеть меня через черно-белую призму: "Господин Лебедев, вы или крупный бизнесмен, или оппозиционер - судя по ваше газете или по тому, что вы говорите или делаете?", - сказал бизнесмен в интервью журналистам Рейтер."Услужливость и раболепие важнее чем национальные интересы. Еще одно подтверждение того кому служат наши власти.

    • Анонимно
      18.10.2012 12:27

      Вы что написали? Как это понять?Кто кому чего сказал?

  • Liko
    18.10.2012 12:39

    Процитировал Лебедева. В кавычки взял. Обращается, видимо, к читателям своего блога. Я так думаю из России скоро его выдавят если помиру не пустят. С деятельностью этого человека не знаком, поэтому судить о то, что реально происходит не могу, но склонен больше верить, чем не верить. По первому впечатлению человек похож на А.Н. Таркаева. Похоже мысли излагает - ясно и жестко. Но кто его знает что там дальше у него.

  • Анонимно
    18.10.2012 16:40

    Даже не знаю что посоветовать: либо летать на б/у Боингах после Китая, либо на наших б/у...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль