Политика 
30.10.2012

Вагит Алекперов признался, что «Лукойл» собирается в Татарстане поглотить одну из независимых сетей АЗС

460-2.jpg
Вагит Алекперов: «Мы ведем переговоры с независимыми продавцами бензина на вопрос приобретения сетей или совместного дальнейшего участия в их сетях. Компания работает по многим направлениям»

ОДНА, НО ГЛОБАЛЬНАЯ ЗАДАЧА

Сегодня в Доме правительства глава Татарстана Рустам Минниханов за закрытыми дверями встретился с президентом «Лукойла» Вагитом Алекперовым - одним из богатейших людей России и влиятельнейшим бизнесменом из нефтяного сектора. Его компания представлена в 45 странах, в Татарстане ее интересы представляет РИТЭК, на добычу которой приходится 15% добычи всех малых нефтяных компаний РТ.

Как сообщил журналистам после встречи Минниханов, сегодня у российских нефтяников, и в частности у "Татнефти" и "Лукойла", есть глобальная задача - это улучшение экономики проектов при добыче битумной нефти. У двух компаний в этой части большой опыт, который теперь необходимо консолидировать.

«Кроме того, должна быть изменена государственная политика в части налогообложения. Они (месторождения битумной нефтиприм. авт.) требуют серьезных инвестиций», - сказал Минниханов.

Отметим, что сегодня к добыче битума применяется нулевая ставка НДПИ, но даже с учетом этого расчеты свидетельствуют, что добыча нерентабельна при текущей налоговой системе: себестоимость добычи битума на 60 - 70% превышает себестоимость добычи обычной нефти на суше и в настоящее время достигает $80 - 90 за баррель. Возможное введение нулевой экспортной пошлины немного улучшит экономику проекта, но конкретики по этому поводу пока нет. Очевидно, сегодня стороны обсуждали выступление «единым фронтом» к правительству РФ.

Инвестиционная программа "Лукойла" в Татарстане составляет пока по меркам отрасли всего ничего - около 1,5 млрд. рублей в год.

«Мы рассматриваем вопрос о дополнительных участках по геологоразведке, - отметил Алекперов. - Пока вопросы не решены, потому что здесь месторождения уже достаточно мелкие, которые сегодня требуют точечного внимания. Их поиск – это большие риски, потому что запасы незначительны. Поэтому компания сегодня тут тесно работает с научным потенциалом республики. Мы ставим больше вопрос перед РИТЭКом о стабилизации добычи, потому что запасы, которые мы имеем, на зрелой стадии разработки».

Как сообщил Минниханов, сегодня также обсуждается выход "Татнефти" и "Лукойла" на месторождения за пределами Татарстана. «Думаю, что мы близки к принятию определенных решений», - заявил глава республики.

О каких именно месторождениях идет речь, глава РТ не уточнил. Однако известно, что "Лукойл" владеет 75-процентной долей в проекте по разработке и добыче на иракском месторождении «Западная Курна-2», контракт по которому был подписан 31 января 2010 года сроком на 20 лет. Оно является вторым по величине в мире неразработанным месторождением с извлекаемыми запасами нефти около 14 млрд. баррелей. Площадь месторождения - 340 кв. км, оно расположено на юге Ирака, в 65 км к северо-западу от крупного портового города Басра. Иракской государственной компании North Oil Company принадлежит 25% в проекте. По данным газеты «БИЗНЕС Online», подразделения "Татнефти" планировали начать разработку месторождений в Ираке через консорциум.

460-правит.jpg
Инвестиционная программа «Лукойла» в Татарстане составляет пока по меркам отрасли всего ничего - около 1,5 млрд. рублей в год

"ЛУКОЙЛ" ИГРАЕТ ПО-КРУПНОМУ

Среди других интересов "Лукойла" в Татарстане – это расширение сети АЗС. В прошлом году по итогам последней встречи Минниханова и Алекперова настоящей сенсацией стала информация в СМИ о планах открытия «Лукойлом» в Татарстане 50 новых автозаправок к имеющимся 19 АЗС. Годом ранее во время встречи с Минтимером Шаймиевым речь шла о 20 - 25 заправках. Сейчас, по данным нефтяной компании, в РТ работают 34 АЗС под вывеской «Лукойла»: из них 13 франчайзи (Пестречинский, Бавлинский, Елабужский, Актанышский, Верхнеуслонский районы, Зеленодольск, Елабуга, Набережные Челны, Бавлы), а остальные собственные. Они расположены в Елабужском, Бавлинском, Дрожановской, Верхнеуслонском, Пестречинском, Чистопольском, Тукаевском, Азнакаевском районах, Бугульме, Азнакаево, Нижнекамске, Набережных Челнах, Бавлах, Лениногорске, Елабуге, Казани.

На той встрече Минниханов поддержал инициативу нефтяного гиганта расширить свое присутствие на топливном рынке РТ. «Я заинтересован в том, чтобы «Лукойл» был представлен в Казани», - заявил глава республики, добавив, что компания зарекомендовала себя как поставщик исключительно качественного топлива.

По словам президента РТ, несколько заправок «Лукойла» должны появиться в столице республики до Универсиады. Минниханов дал поручение руководству города найти для заправок земельные участки в хороших местах РТ. Исполком Казани выполнил поручение президента, и теперь в столице вместо одной действуют три заправки.

Сегодня Алекперов довольно осторожно прокомментировал планы по увеличению присутствия «Лукойла» на рынке продаж топлива в РТ.

«Компания заинтересована в расширении, мы обсуждаем с республикой эти вопросы, - сказал он. - Тут не все просто, потому что есть генеральная схема размещения этих помещений. Мы параллельно ведем переговоры с независимыми продавцами бензина на вопрос приобретения сетей или совместного дальнейшего участия в их сетях. Компания работает по многим направлениям».

Один из участников рынка на условиях анонимности рассказал газете «БИЗНЕС Online», что «рыночники не чувствуют экспансии «Лукойла».

«Открытие 50 АЗС в РТ – это означает переформатирование рынка. Этого можно достигнуть через поглощение существующих сетей, но «Лукойл» на это не идет. Он играет по-крупному и не намерен ломать рынок. Рыночники не чувствуют экспансии «Лукойла», - рассказал он на условиях анонимности.

«НАДЕЮСЬ, ВАГИТ ЮСУФОВИЧ ОСТАВИТ ЯРКИЙ СЛЕД НА ОСТРОВЕ»

Отметим, что в последний раз Алекперов в Казани был чуть больше года назад – 30 сентября 2011 года. Тогда он выступил с публичной лекцией в Казанском университете, встретился с Миннихановым и с размахом отметил свое 20-летие в Татарстане (в частности, в Казанский кремль была привезена выставка «Сокровища Кремля»).

Помимо этого, велись переговоры Татарстана и «Лукойла» о строительстве в республике завода по производству современных насосов для нефтяной отрасли (добавим, что КМПО также сотрудничал с компанией Алекперова). Алекперов тогда же сообщил о планах компании по увеличению объемов добычи нефти в республике с 850 тыс. т нефти в год на уровень 2 млн. т к 2021 году.

Сегодня Минниханов, не останавливаясь на деталях, заявил, что этот проект будет реализован.

460.jpg
«Сегодня намечена поездка Вагита Юсуфовича вместе с Минтимером Шариповичем на остров-град Свияжcк, - раскрыл планы Минниханов. - Надеюсь, Вагит Юсуфович оставит яркий след на этом острове». Ремарка многозначительная…

Как и заведено в Татарстане, в последние годы любое бизнес-начинание сопровождается участием в благотворительности, а именно - в деле возрождения памятников Болгара и Свяжска. Не стал исключением и "Лукойл". Так, 23 июня 2012 года на острове-граде Свияжск (Татарстан) состоялось открытие одного из древнейших в республике православных храмов (1551 год) - церкви равноапостольных Константина и Елены, которая была восстановлена при участии ОАО «РИТЭК» (100-процентная «дочка» «Лукойла»). На торжественное открытие приехал Минниханов, премьер РТ Ильдар Халиков, председатель попечительского совета фонда «Возрождение» Шаймиев. От лукойловцев был бывший главный геолог "Татнефти", а сейчас председатель советов директоров ОАО «Лукойл» и ОАО «РИТЭК» Валерий Грайфер и гендиректор ОАО «РИТЭК» Николай Николаев. На восстановление церкви было перечислено свыше 45 млн. рублей.

==video965==

«Татарстан – приоритетный для нас регион для инвестиций, - сказал сегодня Алекперов, отвечая на вопрос газеты «БИЗНЕС Online». – Компания вкладывает в Татарстане большие средства, и соответственно, здесь идут большие благотворительные и социально ориентированные программы. Компания выделила средства для реставрации церкви в Свияжске и исторических мест в Болгаре».

«Сегодня намечена поездка Вагита Юсуфовича вместе с Минтимером Шариповичем на остров-град Свияжк, - раскрыл планы Минниханов. - Понятно, что каждая поездка осчастливливает нас новыми сообщениями. Надеюсь, в этот раз Вагит Юсуфович тоже оставит яркий след на этом острове». Ремарка многозначительная…

Отметим, что «Лукойл» давно является в какой-то степени стратегическим партнером «Татнефти». Начиная с того, что должность первых вице-президентов в обоих компаниях занимают братья Магановы, заканчивая совместным проектами в области элитной недвижимости и перекрестной покупкой долей в нефтяных компаниях. Так, в апреле этого года стало известно, что "Татнефть" вложила в акции «Лукойла» 1,6 млрд. рублей (0,126%), а по итогам первого полугодия 2011 года ЗАО "Управляющая компания "УралСиб", созданная в свое время Николаем Цветковым - личным финансистом Аликперова, приобрела долю в 5,5% в «Татнефти». Ранее, в 2006 году, эта компания уже была акционером "Татнефти". В этом году, как видим, произошло возвращение.

460-прав.jpg
«Лукойл» планирует увеличить объемы добычи нефти в РТ с 850 тыс. т в год на уровень 2 млн. т к 2021 году

Александр Смирнов - партнер компании Ernst&Young, услуги в области налогообложения предприятиям ТЭК:

- Действительно, одна из серьезнейших задач, стоящих перед российской нефтяной отраслью, - развитие государственных инициатив в области реформирования системы налогообложения всей отрасли в целом и деятельности, связанной с разработкой и эксплуатацией месторождений с трудноизвлекаемой нефтью, в частности. Применительно к месторождениям, расположенным на территории Татарстана, действующее налоговое законодательство предусматривает ряд мер стимулирующего характера, к которым следует отнести положения налогового законодательства в отношении добычи нефти на малых месторождениях, месторождениях с высокой степенью выработанности, а также положения о применении специальных налоговых вычетов для целей расчета НДПИ. Однако этих мер недостаточно, чтобы стимулировать инвесторов к разработке месторождений с трудноизвлекаемой нефтью. Поэтому мы солидарны с высказанным мнением. В случае введения дополнительных мер государственного стимулирования инвестиционная привлекательность многих проектов трудноизвлекаемой нефти должна улучшиться.

Дмитрий Баранов - ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент":

- Действительно, рентабельность добычи тяжелой (сверхвязкой) нефти на большинстве месторождений в стране остается либо вблизи нулевой отметки, либо является отрицательной. Тем не менее компании продолжают добывать ее, правда, в гораздо меньших объемах, чем обычную нефть. Объясняется это тем, что, во-первых, такие месторождения стоят на балансе компаний, и им надо выполнять свои обязательства, которые были даны при получении лицензий. Во-вторых, месторождения обычной нефти постепенно истощаются, и компаниям рано или поздно придется перейти на масштабное освоение месторождений сверхвязкой нефти, и сейчас, добывая ее, разрабатывая новые способы ее добычи, нефтяники фактически вкладываются в свое собственное будущее. Всего лишь один пример: только на территории Татарстана, по различным оценкам, запасы тяжелой нефти оцениваются в 1,5 - 7 миллиардов тонн. Согласитесь, что такие запасы стоят того, чтобы вкладываться в их разработку. Нужно отметить, что государство уже пошло навстречу нефтяникам, и с 1 июля 2012 года распоряжением правительства РФ введены пониженные ставки экспортной пошлины (10 процентов от обычной ставки) на добычу тяжелой нефти с вязкостью свыше 10 тысяч сантипуаз. Можно сказать, первый шаг уже сделан. Для "Татнефти", у которой есть 32 месторождения такой нефти с запасами в 260 миллионов тонн, это прекрасная новость, потому что эти запасы становятся рентабельными. Кроме того, данная льгота позволяет компании выполнить стратегическую задачу – добывать к 2030 году 1,8 миллиона тонн тяжелой нефти в год.

Что касается объединения "Лукойла" и "Татнефти" в деле снижения экспортной пошлины до нуля, то такой союз вполне возможен, более того, к нему могут присоединиться и другие нефтяники, у которых на балансе также есть месторождения сверхвязкой нефти. Однако, учитывая, что нефтяная отрасль остается ведущей бюджетообразующей отраслью страны, а также тот факт, что только летом государство уже снизило ставку экспортной пошлины до 10 процентов от обычной ставки, вряд ли компаниям удастся в ближайшее время снизить ставку до нуля. Вероятнее всего государство в середине будущего года посмотрит на показатели деятельности компаний при ставке в 10 процентов, причем как экономические, так и производственные, а также посмотрит на то, сколько получил (потерял) бюджет от введения этой ставки, и лишь затем будет принимать решения о возможности полного обнуления ставки.

Компании могут сотрудничать между собой в вопросах обмена и совместной разработки технологиями, в том числе и для добычи тяжелой нефти. Не исключено их партнерство и в зарубежных проектах. Не исключено, что какие-то совместные upstream проекты могут осуществляться и в России. В частности, если государство все же решит допустить частные компании на арктический шельф, то здесь компании могут объединить свои усилия.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (39) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    30.10.2012 13:14

    Заправка Автодорстрой в конце Аделя Кутуя поменяла вывеску на Башнефть. Теперь Лукойл собрался выкупить местного игрока. Грядет конец монополии местных игроков? Там гладишь и ВР появится...

    • Gesta
      30.10.2012 13:19

      А кто местные игроки и у кого монополия? Татнефтепродукт - Таиф, Татнефть - Татнефть. А мелочь пузатая пусть и изыдет, все зло для двигателя от них.На ценах это все-равно никак не скажется...

    • Анонимно
      30.10.2012 15:54

      Заправлялся и на ВР, и на ШЕЛЛе: те же яйца, вид в профиль.

  • Анонимно
    30.10.2012 13:31

    Покупка сети АЗС Автодорстрой: очередной удар по империи ...Что дальше?

  • Анонимно
    30.10.2012 13:35

    уже не секрет, что Лукойл готовит поглощение заправок Автодорстрой

    • Анонимно
      30.10.2012 15:03

      Это не так. Автодорстрой заключил прямой договор с Башнефтью на 20 лет.

  • Анонимно
    30.10.2012 13:40

    везде цены выше на 80коп или рубль. Тот же башнефть например в самарской области подороже.

  • Анонимно
    30.10.2012 13:44

    Что толку что Башнефть купила запарвку на А.Кутуя. Все равно бензин дорогим остался.Заправлялся в Ижевске на их заправках,такая же лабуда как и у нас.

    • Анонимно
      30.10.2012 13:46

      на заправках Татнефти ближе к Москве бензин дороже, чем у нас. Жизнь дороже в центре. Так и у нас по отношению Башнефти

      • Gesta
        30.10.2012 13:58

        Кстати, как-то раз года 4 назад заправлялся на Татнефти в Марийке, на выезде из Зеленодольска. Там бензин стоил на 1 рубль дешевле, чем в Зеленодольске. Потом через полгодика поехал в Альметьевск и там бензин стоил на 1 рубль дороже, чем в Казани. Вопрос - в какой стороне от Казани находится Москва?

      • Анонимно
        30.10.2012 15:34

        А на заправке Татнефти в Сызрани бензин дешевле, чем в Казани

      • Анонимно
        30.10.2012 16:08

        на заправке лукойл после менделеевска в сторону ижевска бензин дешевле чем в на заправке лукойла в казани или елабуге.

    • Анонимно
      30.10.2012 15:37

      Это АЗС как была Автодорстрой, так и осталалась. Вывеска - результат договора франчайзи с Башнефтью (такая же АЗС есть в Буинске).

  • Анонимно
    30.10.2012 13:57

    Элита Татарстана спит и видит как бы продать собственность , ТАИФ Американцам и т.д. и вывести капиталлы на запад. ВАМИН уже сделал)

  • Анонимно
    30.10.2012 14:01

    Как ни крути, а самый лучший бензин в Казани на "Лукойле", заправляемся 95, евро-5 (татнефти и не снилось такое качество с их евро-3). Надеюсь, заправок лукойловских станет больше и появятся на квартале)

    • Анонимно
      30.10.2012 16:31

      на лукойле тоже редко, но бадяжат. очень хороший бензин на поставке соблазняет на разбавку. вспомните случай с заправкой на космонавтов. летом один раз обжегся лично 95м на за мостом у авторынка. все было ок, шикарный бензин, думал наконец хорошую заправку нашел. и один раз такое залил, аж клапана застучали. это не дело. перешел на татнефть. выбираете заправку поближе к центральным дорогам, бензин на ахти какой, зато стабильный по качеству. не надо нервничать. а алекперова прошу наладить контроль за качеством. я готов переплатить за качество, но за стабильное качество.

  • Анонимно
    30.10.2012 14:26

    То что Автодорстрой переделывают в Башнефть не значит, что Автодорстрой продали! Вполне возможно, что открывают по франчазингу и ГСМ будут с Уфы получать. А кто у нас еще из независмых заправок в Казани кроме Автодорстроя? Только Форт Римекс. Может их хотят купить

  • Анонимно
    30.10.2012 14:44

    ЛУКОЙЛ одинаково контролирует качество как на своих АЗС, так на АЗС партнеров по франчайзингу. Также, наверняка, будет делать и Башнефть. Я думаю, приход в РТ фередальных сетей ЛУКОЙЛ и БАШНЕФТЬ сделают рынок более прозрачным, рыночным и качественным.

  • Анонимно
    30.10.2012 14:47

    а в Зеленодольске Римэкс стал Башнефтью. Как думаете, стоит променять Лукойл на Башнефть? Учитывая то, что в первое время на Башнефти бензин будет дешевле, чем на Лукойле

  • Анонимно
    30.10.2012 15:05

    лукойл с аликперовым обломаются в Татарстане.Татарстан это вам не кролики.

    • Анонимно
      30.10.2012 15:39

      Съест и не подавиться, а пригласили пожелать "приятного аппетита "

  • Анонимно
    30.10.2012 15:37

    Благая весть. Я на свой Пассат только лукойловский дизель заливаю. Другую соляру брать боюсь. Говорят разбодяженное печным топливом.

    • Анонимно
      30.10.2012 16:05

      Как кстати расход дизельного топлива при нашем городском режиме езды? Присматриваюсь к Пассату б6 Вариант

      • Анонимно
        31.10.2012 10:32

        расход радует. В6 Вариант - прекрасный выбор. Я взял трехлетку из Германии. Полный привод. Лепота. Рекомендую. В7 Алтрек только разочаровал своей стоимостью.

    • Анонимно
      30.10.2012 16:30

      Я Вас удивлю, но печное топливо вырабатывается из дизельных фракций прямой перегонки!Оно просто более вызкое, а некоторые компании (тот же Лукойл)продают в России печное топливо под видом дизельного топлива!

  • Анонимно
    30.10.2012 15:39

    Заправлялся 95 на Лукойле, Татнефти, Татнефтепродукт, ТНК, Роснефти. Лучше всего Лукойл, хотя и самый дорогой, ТНК чуть хуже, самый плохой бензин у Роснефти, но он и самый дешевый, в Ульяновске на рубль дешевле, чем в Казани.

  • Анонимно
    30.10.2012 16:18

    интересно, как люди на современных двигателях определяют качество бензина? в случае если это бензин, а не ослиная моча? лампочки или пункта в бортовом компьютере "бензин плохой/хороший XX баллов" я что то не видел... а отклонения в качестве автомобильные мозги сами исправят

    • Анонимно
      30.10.2012 17:17

      по машине заметно как она едет и как скорость набирает!!!

    • Анонимно
      30.10.2012 17:18

      а если вы тошните 20 км/ч для вас имзменения будут не заметны

    • Анонимно
      30.10.2012 17:21

      Меня тоже этот вопрос мучает.

    • Анонимно
      30.10.2012 17:33

      А вы попробуйте залить топливо в разных АЗС. Всегда берите одинаковое количество литров и засекайте спидометр. Плохое топливо заканчивается быстрее.

    • Gesta
      30.10.2012 18:28

      Очень просто. Я когда своему пермскому водителю рассказываю, что бывает плохой бензин, из-за которого зимой не заводишься, он большие глаза делают. В Перми бензин только Лучка, тут вообще не знают, что такое не завестись из-за бензина.

  • Анонимно
    30.10.2012 16:36

    Самый качественный бензин в Форт-ремиксе. Только там есть один минус-недоливают от 5 до 10 литров.

  • Анонимно
    30.10.2012 17:37

    Заправлялся в Чикаго на выезде 28 роуд.Запрвка Лукойл. все прилично хороший ресторан Питцца.Бензин не дорогой, по баксу за голлон. На рублики это примерно 28р/л. В штатах сырую нефть с Саудовской Аравии на танкерах везут за тысячу верст, а потом перерабатывают у себя в моторное топливо в основном.У них бензин заправляют по очень много, средняя заправка по100 литров,так как моторы мощные. И все улыбаются!

  • Анонимно
    30.10.2012 21:25

    Как бы то не было,а на Космонавтов у Лукойла всегда очередь.......Наверное,перед дорогой в Челны?

  • Анонимно
    31.10.2012 10:12

    У Автодорстроя есть АЗС работающие под вывеской Лукойла, уже появляются и АЗС под брендом "Башнефть", а иначе Автодорстрою то и не выжить. Врятли сеть Автодорстрой поглотит Лукойл, так как уже заключены договора с Башнефть, хотя кто знает у нас все может случится, могут и в приказном порядке сверху все решить. Ну да поживем увидим.

  • Анонимно
    31.10.2012 11:06

    Похоже ТАИФ-НК все же решило уйти от розничной продажи нефтепродуктов! Так что не надо гадать какие именно заправки сменят вывеску... хотя могут и в цене не сойтись...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль