Общество 
17.12.2012

Марат Нуриев, УК «Уютный дом»: «Когда повышаются тарифы на ЖКУ, крайними оказываются жилищники»

Нуриев-М.А..jpg
Марат Нуриев: «Управляющая компания «Уютный дом» максимально открыта для собственников. Никаких секретов у нас нет, мы подробно расписываем формулы, по которым считаются нормативы»

В ПОИСКАХ ОБОСНОВАННЫХ ТАРИФОВ

- Марат Абдулхаевич, новые платежки за ЖКУ вызвали волну негодования. В чем дело?

- С 1 сентября вступило в силу постановление правительства России №354, по-новому регулирующее правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах. В результате многие услуги стали рассчитываться не от количества проживающих в квартире, а от ее площади. Недовольство новыми счетами высказывают в основном те, кто небольшой семьей (один-два человека) проживает в трех-четырехкомнатных квартирах, эти люди стали платить больше. Но если посмотреть с другой стороны, то у человека в собственности находится квартира, это капитал, который со временем увеличивается. Но при этом он не хочет платить за содержание большой квартиры или переезжать в меньшую. Это тупик. Можно провести такую аналогию: большой автомобиль требует больших затрат на обслуживание, чем малолитражка. А если нормативы считать по людям, то как контролировать, сколько человек бывает в квартире – один, два, пять? Это просто невозможно.

Еще одна причина недовольства, на сей раз глобальная.Люди традиционно тяжело воспринимают любые перемены. А за последние полгода из-за изменения законодательства у нас три раза менялась методика расчета ЖКУ! То есть за 6 месяцев мы вынуждены были три раза объяснять гражданам, как они должны оплачивать счета. У людей накопилось вполне справедливое недовольство: сколько можно менять систему расчета?

- Есть такое мнение: раз управляющие компании рассылают платежки, то они и поднимают тарифы…

- Многие считают: раз тарифы подняли жилищники, то и все деньги остаются здесь. Это не так. Мы, жилищники, не влияем на процесс тарифообразования - тарифы утверждают государственные органы, и в профильных комиссиях нас нет. Мы только исполняем закон. Причем если исполняем неправильно, нас наказывают. К тому же через СМИ подливают масло в огонь: мол, управляющие компании - «жулики», и население начинает относиться к нам, как к преступникам. Когда все хорошо в системе ЖКХ, жилищников никто не замечает, как только возросли тарифы, мы крайние.

- Может, вопрос не стоял бы так остро, если бы жилищники были более открытыми для населения?

- Не буду говорить за всех, но управляющая компания «Уютный дом» максимально открыта с момента создания - 2006 года. Мы и до постановления правительства об обязательном открытии информации о работе УК каждый год выпускали информационный бюллетень с подробным отчетом о проделанной работе. В интернете мы даем информацию о каждом своем шаге. Мы рассказываем о своей деятельности на общем собрании собственников домов. Но на эти собрания приходит, наверное, один процент от жителей дома. Никаких секретов у нас нет, мы подробно расписываем формулы, по которым считаются нормативы. Даем столько информации, что население ее даже не впитывает, это неинтересно людям. Уже полгода движение финансовых средств контролируется в режиме online муниципалитетом, комитетом ЖКХ, минстроем Татарстана, энергетиками – в этом открытом пространстве видно, куда пошли собранные средства.

[Group-1]-IMG_5336_IMG_5342-4-images.jpg
Двор по ул. Чуйкова, 93 посвящен Универсиаде-2013 и выполнен в
спортивном стиле 

РЕЦЕПТ ЭКОНОМИИ РЕСУРСОВ

- Хорошо, все цифры оправданы. А могу ли я, как жилец, оптимизировать свои затраты на ЖКУ? Я установил счетчики на электричество, воду, газ - это все, что я, как жилец, могу сделать для экономии?

- Сами по себе счетчики ничего не экономят, они только показывают, сколько вы расходуете энергоресурсов. Если вы тратите больше, чем норматив (а он у нас немаленький!), надо задуматься: наверное, я неправильно трачу ресурсы. В свое время мы удивлялись зарубежным раковинам с клапанами, которые позволяют экономить воду. А мы к такому подходу еще не привыкли. Обычная картина: хозяйка открыла воду, зазвонил телефон, она пошла поговорить, а из крана течет вода. Нужно внутри себя поменять отношение к ресурсам - установить счетчики, энергосберегающие лампы, гасить за собой свет, рационально использовать воду и так далее.

- Умельцы продают магнитики для остановки счетчиков…

- Интернет пестрит подобными объявлениями. На счетчики ставят «магнитики», которые занижают показатели расхода. А потом эти потребленные и неоплаченные ресурсы идут в строку «расходы на общедомовые нужды» (ОДН), и их оплачивают все жильцы дома. Многие считают, что в их доме ОДН большое потому, что в подвалах трубы текут или ларек подключился к электросети. Но трубы в подвалах наших домов не протекают, с ларьками тоже навели порядок (по ним - отдельный учет). ОДН накапливается из-за недисциплинированности собственников квартир. Чтобы расходы на ОДН не росли, необходимо соблюдать элементарные правила: жители должны в одно время давать достоверные показания счетчиков и не ставить «магнитики», если начисления происходят по нормативу, то заявлять реальное количество людей, проживающих в квартире. Другими словами, просто необходимо исполнять свои обязанности, быть честными. Вот к примеру, в ходе проверки были выявлены случаи недостоверной подачи информации о счетчиках: Иванова, прописаны трое человек, а расход холодной воды - почти 9 кубических метров; Петрова, также проживают трое, а расход - 6 кубических метров; Хабибуллин, 7 человек и 10 кубических метров холодной воды и многие другие. Если учитывать, что один человек в месяц тратит от 5 до 10 кубических метров холодной воды, то становится очевидным, что показатели занижены (фамилии жильцов изменены).

DSCN4577-(1).jpg
 В целях популяризации и поднятия престижа работы дворника перед офисом УК "Уютный дом" был установлен памятник дворнику 

- А как управляющие компании внедряют энергосберегающие технологии на своем уровне?

- Широкое использование современных энергосберегающих технологий – один из наших главных приоритетов, большие ресурсы направляем в этот сектор. В 2009 году мы реализовали проект «Энергоэффективный квартал». Данный проект был эффективным, и уже сегодня мы видим результаты: в течение года собственники сэкономили около 11,5 миллионов рублей. В домах установили приборы регулирования и учета тепловой энергии, горячей и холодной воды, узлы погодного регулирования, организовали централизованную диспетчерскую службу, на которую приходят данные со всех приборов. Это позволило исключить воровство ресурсов. Проделали большую работу по замене подъездных и подвальных светильников на светодиодные, причем большую часть из них мы изготавливаем на своей производственной базе. Только эта мера позволила сократить потребление электричества на общедомовые нужды в 10 раз. Все это позволяет людям экономить на коммунальных услугах, а они занимают в структуре платежей более 60 процентов, жилищные услуги - около 20 процентов, и оставшаяся часть - прочие услуги.

ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - КАДРОВЫЙ ВОПРОС И ДОЛГИ НАСЕЛЕНИЯ

- На одном из деловых понедельников в мэрии города сообщили, что Казани не хватает 750 дворников. Откуда такой дефицит?

 - Кадровый вопрос стоит остро. Нам не хватает персонала нижнего звена – дворников, сантехников, уборщиц. Раньше в системе ЖКХ давали служебное жилье, и это был очень сильный стимул. Сейчас у нас нет возможности предоставлять квартиры, а люди не хотят работать на непрестижных должностях за небольшие деньги. В городе можно найти более легкую работу с более высокой зарплатой. Выпускники вузов не особо хотят становиться инженерами в сфере ЖКХ, они тоже ищут работу полегче. Мы, в свою очередь, занимаемся подготовкой кадров, направляем на курсы, проводим аттестацию. Но тарифы на жилищные услуги не повышаются, отсюда и маленькие зарплаты в сфере ЖКХ. Эти вопросы надо решать на более высоких уровнях.

DSC_3678.jpg
 Премьер-министр Республики Татарстан Ильдар Халиков и мэр Казани Ильсур Метшин на презентации проекта "Открытая Казань"

- Какие еще актуальные проблемы стоят перед жилищниками?

- Есть определенный перекос в законодательстве. Оно ставит в неравные условия участников бизнеса по предоставлению коммунальных и жилищных услуг. Все риски, согласно закону, ложатся только на управляющую компанию, которая отвечает за все. Находясь в таком правовом поле, компании часто рискуют стать банкротами. Если бы законодательно была установлена ответственность собственников жилья в части оплаты за ЖКХ и неотвратимость последствий за неуплату, риски УК резко снизились бы. Платежи населения по счетам-фактурам в среднем составляют 97 процентов в месяц, а поставщики коммунальных услуг выставляют счета в полном объеме, без учета недоплат населения.

У собственников прописано много прав, но про обязанности ничего не сказано. А главная обязанность – своевременно оплачивать услуги, иначе никогда не будет качества и объема ЖКУ. Когда у управляющих компаний есть деньги, можно и подъезды сделать красиво, и качество услуг улучшить… Долг населения перед нашей компанией - 189 миллионов рублей. Это огромная сумма, соизмеримая с месячным начислением по услугам в целом! Это неполученные деньги энергетиков, жилищников, коммунальщиков, на эти средства многое можно сделать. А воздействовать на неплательщиков очень сложно. Чтобы отключить электричество, надо предупредить за 30 дней, потом - за 10, потом - за 3 и только потом отключить. Это какой штат надо содержать, чтобы заниматься отключениями! А законодатель никак не прописал обязанности собственников квартир.

- За какое время набежала эта сумма долга - 189 миллионов?

- С момента образования нашей компании в 2006 году. И из этих денег часть мы никогда не получим. Если человек не платит три года, то долги могут быть списаны через суд. Раньше при продаже квартиры Регистрационная палата требовала справку об отсутствии задолженности, сейчас такой справки не требуется, и можно продать квартиру родственникам: мужу, жене, детям, а новый собственник не отвечает по долгам за ЖКУ прежнего владельца квартиры. Только представьте, сколько всего можно сделать на эту сумму: построить спортивные площадки и детские городки во дворах.

IMG_0825.jpg
 В 2011 году компания "Уютный" дом в пятый раз стала обладателем
 диплома и кубка высшей степени на всероссийском конкурсе на лучшее
предприятие в сфере жилищно-коммунального хозяйства

НЕ РАДИ ПИАРА

- Сейчас много говорят о самой необходимости крупных УК. Каково ваше мнение?

- Мое мнение и мнение специалистов в сфере ЖКХ: крупные управляющие компании - реальная и устойчиво работающая система, которая хорошо себя зарекомендовала. Вот, например, небольшие УК или ТСЖ не смогли бы потянуть комплексное обустройство дворов, а «Уютный дом» каждый год дарит жителям новые дворы. И не просто песочницы ставим, мы делаем уникальные проекты, чтобы каждый двор был неповторим. Устанавливаем современные спортивные площадки, тематические скульптуры малых форм. У нас есть свои цеха, и процентов 90 работ делаем собственными силами, это позволяет снизить себестоимость. И мы не разделяем дворы: этот наш, а этот – нет, благоустраиваем дворы, к которым относятся дома не только нашей УК, но и ТСЖ и ЖСК.

 - Подобные масштабные проекты и позволяют вашей компании ежегодно побеждать на всероссийском конкурсе предприятий ЖКХ?

- Мы участвуем в конкурсе не ради пиара, это способ испытать себя, в нем же участвуют лучшие компании России. За последние пять лет мы два раза становились лауреатами первой степени, и три раза - высшей степени.

- Какова главная ближайшая цель «Уютного дома»?

- Перейти от количества к качеству. Первые пять лет у нас было много домов с текущими крышами, затопленными подвалами, нам надо было как можно больше домов охватить, чтобы решить эти насущные проблемы, и мы гнались за количеством. Теперь надо делать упор на повышении качества оказываемых услуг, внедрять все самые передовые энергосберегающие технологии. Но самое главное - сделать компанию еще лучше, чтобы и сотрудники поняли, что у нас стабильная организация, и собственники ощутили, что не зря доверили нам управление своим имуществом.

DSC03351.jpg
Компания ежегодно выпускает брошюры с отчетом о проделанной
работе для населения 

ООО «Управляющая компания «Уютный дом»:

Ул. Четаева, 17.
Автоматизированные диспетчерские службы: 522-92-84, 520-92-63.
Объединенные диспетчерские службы: 522-87-50, 522-87-07.

http://www.uyutd.com

 

Справка

ООО «Управляющая компания «Уютный дом» зарегистрировано 14 мая 2006 года, входит в СРО «Национальный жилищный конгресс», СРО «Союз коммунальных предприятий РТ», СРО «Содружество Управляющих компаний РТ».

В управлении компании находятся:

554 жилых дома общей полезной площадью 3 млн. кв. метров.

Количество квартир – 61,4 тыс., количество лицевых счетов – 63,8 тысяч.

Численность проживающих в жилых домах – 149,5 тыс. человек.

Площадь придомовых территорий – 3,69 млн. кв. метров.

На правах рекламы

На правах рекламы

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (1) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    17.12.2012 19:17

    Да проблему затопления подвалов испытали на собственной "шкуре".Несколько лет мучились от нашествия комаров и другой живности. В этом году в нашем подвале выполнили систему осушения.Сейчас наш подвал сухой и чистый,также сделали ремонт в подъезде, чем мы очень довольны.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль