НЕ ТА СТАЛЬ

Под занавес 2012 года очередное узкое место в производственных процессах КАМАЗа заставило его менеджмент, что называется, в ручном режиме выправлять ситуацию, связанную с качеством изготовления ответственной детали раздаточной коробки (она отвечает за распределение крутящего момента по осям автомобиля), устанавливаемой на полноприводные модификации камских грузовиков. Из-за дефекта вала привода заднего моста раздаточной коробки завод понес существенные убытки. Речь может идти как минимум о нескольких миллионах рублей. И хотя дефекты и брак случаются у всех автопроизводителей, инцидент на КАМАЗе привлек наше внимание своими масштабами. Во всяком случае, до сих пор ни о чем подобном нам слышать еще не приходилось. По данным источников «БИЗНЕС Online» на автогиганте, под «внутреннюю» отзывную кампанию попали в общей сложности более 1200 полноприводных автомобилей, большая часть из которых была предназначена для министерства обороны.

Массовый выход из строя вала привода заднего моста раздаточной коробки привел к тому, что автогигант был вынужден отвлекать существенные людские и материальные ресурсы для решения возникшей проблемы. Озвучивать сумму ущерба на автогиганте не спешат, впрочем, как и объявлять виновных в случившемся.

По имеющейся у газеты «БИЗНЕС Online» информации, из-за того, что центром закупок КАМАЗа была закуплена партия стали, которая не соответствовала конструкторской документации для изготовления вала привода заднего моста раздаточной коробки, а в дальнейшем при изготовлении из нее детали не соблюдалась и технология изготовления, возник дефект, который выводил из строя раздаточную коробку - вал просто ломался под нагрузкой. Поломка эта довольно серьезная, «на коленке» ее не исправишь, поскольку машина практически теряет способность к дальнейшему передвижению. Более того, ломался вал, как правило, как раз во время движения машины, и «отстыкованный», таким образом, от «раздатки» кардан успевал натворить под рамой машины немало неприятностей - перебить трубки, проводку, даже повредить саму раму...

Теоретически дальнейшее движение после поломки выходного вала возможно, если заблокировать дифференциал, но тогда высока вероятность того, что «раздатка» просто развалится на куски из-за того, что в ее механизм могут попасть осколки сломанной детали. В общем, проблема, свалившаяся на КАМАЗ накануне зимних каникул, явно не из разряда рядовых.

По нашей информации, внимание на эту проблему обратили, когда в торгово-финансовую компанию КАМАЗа обратились несколько заказчиков компании - на купленных ими машинах выходила из строя раздаточная коробка. Была срочно создана специальная комиссия, которая занялась выяснением причин появления системной неисправности. Изучив характер поломки вала и проведя соответствующие исследования и испытания, специалисты пришли к выводу, что во всем виновата конкретная партия металла. Она просто не подходила для изготовления указанной детали, но тем не менее была закуплена и отправлена работу.

Изготовителем «бракованного» металла, как утверждают источники «БИЗНЕС Online», является волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь». Впрочем, если вина центра закупок компании очевидна, то свою лепту в появление дефекта внес и уход от предписываемой технологии изготовления кузнечного завода и завода двигателей КАМАЗа.

Технологическая цепочка, о которой идет речь, выглядит следующим образом - металл поступает на кузнечный завод, где производится поковка вала. Затем его отправляют на завод двигателей, где он проходит механическую и термообработку, после чего уже поступает в цех сборки раздаточных коробок автомобильного завода. В ходе внутризаводского расследования выяснилось, что на «кузнице» не был проведен входной контроль качества металла перед тем, как он был запущен в производство. А в самих технологических процессах и на кузнечном заводе, и на заводе двигателей наблюдались отклонения от технологии изготовления детали.

СРОЧНО ПРИОСТАНОВИТЬ ОТГРУЗКУ МАШИН

Когда перед комиссией обозначились масштабы проблемы и стало понятно, что это не частный случай, а системный сбой, торгово-финансовая компания КАМАЗа, занимающаяся сбытом камских грузовиков, была вынуждена срочно приостановить отгрузку машин, в которых могут стоять дефектные «раздатки», чтобы не усугублять проблему и чтобы не пришлось в дальнейшем столкнуться с валом рекламаций.

По дате сборки «раздаток» с валами, склонными к разрушению, была определена «вилка» автомобилей с дефектом. В нее попали, напомним, свыше 1200 машин, находившихся на площадке автомобильного завода и складах ТФК. Теперь на заводе занимаются тем, что уже с собранных автомобилей специально созданные бригады снимают «раздатку», отвозят в цех сборки раздаточных коробок автомобильного завода, где разбирают, заменяют вал и затем везут к автомобилю и устанавливают обратно.

Операция эта, по словам специалистов, к которым обращался корреспондент «БИЗНЕС Online», весьма трудоемкая. Одному подготовленному слесарю на то, чтобы снять, перебрать и установить «раздатку», понадобится «яма» и целый рабочий день. Только для снятия «раздатки» необходимо совершить 18 операций, а чтобы установить обратно - больше 20…

Ситуация для КАМАЗа осложняется тем, что часть автомобилей уже успела уйти к своим заказчикам в регионы. Работы по устранению неисправности головная компания возложила на региональные дилерские центры. Вместе с этим на заводе созданы специальные мобильные группы, которые ездят по стране и тоже меняют эту деталь. В некоторых случаях меняют только дефектный вал, а иногда принимается решение по замене раздаточной коробки в сборе.

«ВЕДЕТСЯ ЗАМЕНА БРАКОВАННЫХ ДЕТАЛЕЙ, УЩЕРБ МИНИМАЛЕН»

Руководитель пресс-службы ОАО "КАМАЗ" Олег Афанасьев подтвердил газете "БИЗНЕС Online", что факт такой действительно имеет место быть. «У нас есть стандартные процедуры реагирования на подобные дефекты, они, к сожалению, случаются. И не только с раздаточными коробками. Поломки в автомобилестроении случаются, как вы знаете, довольно часто. Ломаются и "Мерседесы", и практически все марки автомобилей. Никто от этого не застрахован. Что касается данного случая, то из-за поставки некачественного металла от нашего поставщика был допущен брак в изготовлении одной из деталей раздаточной коробки. При передаче автомобилей из производства в ТФК этот дефект был обнаружен. Естественно, что после этого отгрузка автомобилей покупателям была приостановлена. В настоящее время на автомобилях, в которых были детали из «бракованной» партии металла, ведется замена бракованных деталей, ущерб минимален», - заявил Афанасьев.

По его словам, сегодня для завода главная задача - поменять все дефектные детали, а затем в соответствии с принятыми нормативами предъявлять претензии и к поставщику. При этом Афанасьев не стал отрицать, что речь идет о тысяче с лишним автомобилей, в которых был выявлен брак раздаточной коробки.

СТОИМОСТЬ РАБОТ - 12,5 ТЫС. РУБЛЕЙ

Корреспондент «БИЗНЕС Online» попытался выяснить сумму ущерба, который мог понести автогигант, хотя бы приблизительно. Обзвонив несколько официальных сервисных центров КАМАЗа в Набережных Челнах, мы узнали, что владельцу грузовика, у которого могла произойти аналогичная поломка, стоимость работ по замене указанной детали вылилась бы в 12,5 тыс. рублей.

За снятие/установку раздаточной коробки с автомобиля в сервисах запрашивают 4200 рублей. За ее разборку/сборку - еще около 4 тыс. рублей. Сюда же нужно приплюсовать и стоимость самой дефектной детали, которую разные продавцы камазовских запасных частей, в том числе и официальные дилеры, оценивают от 4,3 до 5,5 тыс. рублей. Таким образом, по рыночным расценкам замена бракованного вала на автомобиле обошлась бы его хозяину как минимум в 12,5 тыс. рублей, а на замену брака в 1200 автомобилях в рыночных ценах понадобилось бы уже как минимум 15 миллионов.

Понятно, что цена этой работы на заводе, да и стоимость самой детали окажутся значительно ниже. И с финансовой точки зрения расходы относительно невелики. Но, учитывая масштабы отзывной кампании и связанные с этим репутационные риски, приятного в таком ЧП мало...

Возможно, отчасти этой проблемой вызвано заявление генерального директора КАМАЗа о том, что в этом году завод изготовит и продаст на 2,5 тыс. меньше грузовиков, чем планировалось. Известно, что большая часть машин из «забракованной» партии должна была уйти военным по линии гособоронзаказа. В интервью Сергея Когогина газете «Ведомости» рулевой КАМАЗа говорил следующее: «По нашим расчетам, мы продадим в 2012 году около 45 500 штук — это примерно на 2500 грузовиков меньше, чем планировалось ранее. Мы, конечно, могли выйти на более хорошие результаты, но предпочли часть заказов перенести на январь 2013 года, в частности, мы перенесли на первый квартал выполнение части заказа минобороны (он рассчитан до 31 марта 2013 года). Такой подход обеспечит загрузку предприятия за счет гарантированно оплачиваемого заказа. К тому же нужно понимать, что увеличение объемов производства в 2012 году привело бы к ухудшению финансовых результатов».

СОХРАНИТЬ РЕПУТАЦИЮ

Ситуацию газете "БИЗНЕС Online" прокомментировал эксперт - исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов:

- Если судить по поломке, которая случилась на "КАМАЗах", могу сказать, что это достаточно трудоемкая операция - заменить дефектный вал привода заднего моста раздаточной коробки. Случались ли подобные случаи у отечественных производителей грузовой техники, сказать сложно, но у АвтоВАЗа внутренние отзывные кампании случаются и случались. Были проблемы с двигателями, и завод был вынужден заниматься устранением неисправности. Это вполне нормальная практика.

Понятно, что эта операция на ВАЗе была менее трудоемка в силу того, что это легковой автомобиль, но все равно приходилось производить полную разборку двигателя, чтобы поменять там пружины. Для любого автопроизводителя это все, безусловно, затратно. Но надо понимать, что когда проблема обнаружена еще на не проданных машинах и предприятие к тому же еще и само занимается устранением возможной неисправности, то в результате издержки обходятся дешевле. Плюс ко всему, репутационные вещи идут автопроизводителю не то что в плюс, но становятся нейтральными - если компания сама отзывает и сама перебирает. Понятно, что это затраты, но если бы КАМАЗ эту партию машин не отозвал, то потом, если бы автомобиль сломался в работе, тем более в министерстве обороны, издержки у автопроизводителя были бы несравнимо большими.

Если в этой ситуации виновен поставщик, то, вероятно, часть вины будет переложена на поставщика. Если это внутренние проблемы завода, последует какое-то внутреннее разбирательство.