Общество 
5.02.2013

Кафиль Амиров: «Трудно, конечно, устоять работнику министерства культуры перед натиском бизнеса…»

1.jpg

ЧТО ДЕЛАЕТ ПРОКУРОР РЕСПУБЛИКИ НА НАШЕЙ КОЛЛЕГИИ?

С самого начала табличка с именем Кафиля Амирова, стоящая на столе президиума, вызвала немалое удивление журналистов. История проведения коллегий минкульта не припомнит выступления на них прокуроров. «Неужели кто-то всерьез проворовался?» - шептались коллеги. Интрига разрешилась на втором часу заседания.

- Когда я вошел в это здание и проходил в зал, то увидел многих знакомых и их удивленные взгляды: «Что делает прокурор республики на нашей коллегии?» - начал свою речь Амиров.

Прокурор, обладающий тонким чувством юмора, сравнил себя с тем самым чеховским ружьем, которое, появившись в первом акте, во втором обязательно должно выстрелить. «Вот наступил второй акт, и я стреляю!» - провозгласил он.

После экскурса в историю, начиная аж со времен Петра I, который при посещении Болгара в 1722 году отдал распоряжение о сохранении средневековых памятников, Амиров вернулся в нашу действительность. Он с сожалением констатировал, что «темпы износа особо ценных объектов недвижимого наследия продолжают отставать от темпов их восстановления». В то же время напомнил, что в силу закона РФ «Об объектах культурного наследия» эти объекты подлежат государственной охране, а их повреждение, разрушение, уничтожение и т.п. влечет за собой административную или даже уголовную ответственность.

5.jpg

- К сожалению, ознакомившись с проектом решения коллеги, я прочитал, что все предусмотрено вроде бы для сохранения памятников, но принципиального отношения к этому вопросу нет, чтобы ставить вопрос об ответственности виновных, должностных лиц, юридических лиц, об этом там, к сожалению, ничего не сказано! – сделал Амиров первый залп мелкой дробью.

«РАБОТНИКИ МИНИСТЕРСТВА - НЕ АНГЕЛЫ…»

Прокурор напомнил, что тяжелая доля по госохране объектов культурного наследия лежит на министерстве культуры РТ и муниципальных властях. Однако, как показывает практика прокурорского надзора, ими «не обеспечиваются в полной мере сохранность и режим содержания объектов культурного наследия».

- Трудно, конечно, устоять работнику министерства культуры перед натиском бизнеса. Здесь уместна татарская поговорка: «Увидев блеск злата, слепнут даже ангелы». Работники министерства - не ангелы, тем более быстро слепнут они, - сделал Амиров «снайперский выстрел» и продолжил. - Когда говорят: «Надо снести этот объект, а вместо него построить шикарный другой объект». Нет, надо стоять насмерть, но пока еще ни одной смерти не зафиксировано!

13.jpg

Далее прокурор перешел к красноречивому языку цифр. По его словам, прокуратурой только в Казани выявлено около 500 фактов нарушения законодательства в области охраны объектов культурного наследия.

В Татарстане, по его данным, на госучете состоят более 6 тыс. объектов культурного наследия. Так вот, около 70% из них нуждаются в принятии неотложных мер по спасению от разрушения в результате физического износа, несанкционированных разборок, обрушений, перестроек и даже пожаров.

11.jpg

- К примеру, в результате пожара в Казани утрачены признанные особо выдающимися по признакам исторической значимости и архитектурной ценности дом профессора Фукса, где останавливался Пушкин, дом, где жила поэтесса Маргарита Алигер, гостиница Дворянского собрания по улице Рахматуллина, где останавливались княгиня Волконская, Пушкин, Шаляпин и другие, - сказал Амиров.

«УТРАЧЕН 21 ОБЪЕКТ, ПОД УГРОЗОЙ РАЗРУШЕНИЯ И ТРЕБУЮТ ОХРАННО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ 25 ОБЪЕКТОВ…»

Далее главный прокурор провел еще серию точечных выстрелов, говоря об отсутствии системы мониторинга состояния объектов культурного наследия, о том, что реестр памятников не отражает их реальное техническое состояние, не закончена инвентаризация всех объектов культурного наследия.

- Утрачен 21 объект, под угрозой разрушения и требуют охранно-спасательных работ 25 объектов, в результате пожаров, несанкционированных разборок, обрушений полностью утрачены 60 памятников и ансамблей, - сказал Амиров.

Прокурор отметил, что в последние два года его ведомство усилило надзор в сфере охраны культурного наследия. В Казани в суды было направлено более 200 исковых заявлений о необходимости заключения и выполнения охранных обязательств при эксплуатации исторических памятников. К дисциплинарной и административной ответственности было привлечено более 100 должностных лиц, 26 материалов направлено в следственные органы для принятия решения об уголовном преследовании виновных.

- Возбуждены уголовные дела по факту разрушения и повреждения таких объектов, как здание гостиницы Дворянского собрания, дом Потехина, номера Банарцева, дом жилой XVIII века, дом Юшкова, - перечислил Амиров.

Он напомнил всем собравшимся, что исполкомом Казани были подписаны соглашения с собственниками 294 исторических зданий по приведению их в надлежащий вид. «А ведь по существу это работа министерства культуры», - бросил он последний вызов.

12.jpg

Завершая свою яркую речь, Амиров, видимо, решил немного смягчить удар и сказал, что пришел не учить, а высказать свои пожелания. И в очередной раз блеснул эрудицией, вспомнив слова древнеримского поэта Овидия о том, что «счастлив, кто имеет мужество защищать то, что любит». «А я думаю, что министерство любит, и для него будет счастьем защищать эти объекты», - заключил Амиров.

РАЗ-ДВА И ОБЧЕЛСЯ

Александр Дембич – заведующий кафедрой градостроительства, кандидат архитектуры, член президиума правления союза архитекторов РТ:

- Сейчас очень много людей озаботились этой проблемой, это уже к лучшему, в том числе и прокуратура в лице прокурора республики, и президент стал заниматься этим вплотную. Но по мановению волшебной палочки у нас все не преобразуется, нужно время. Что касается министерства культуры, здесь два вопроса. С одной стороны, у министерства нет, на мой взгляд, перспективной программы действий, особенно в плане государственно-частного партнерства. Они идут за фактом – появился частный инвестор, они с ним начинают работать. С другой стороны, у них нет ресурсов. Тех людей, которые занимаются охраной памятников, там один-два человека и обчелся. Они не в состоянии охватить всю эту деятельность, она очень разноплановая. Наверное, минкультуры нужно организационные меры внутри себя принимать. Раз город и республика серьезно занялись этим, значит и они должны или внебюджетные средства привлечь, или свои штатные единицы сформировать. Либо заключить договоры с тем же КазГАСу или еще с кем-то, чтобы они помогали. Или добиться, чтобы были выделены гранты на поддержку таких работ: методических, организационных, научных. То есть этим надо, действительно, заниматься, видеть перспективу и уметь организовывать. Я понимаю минкультуры, они обеспокоены тем, чтобы инициативы бизнеса не привели тому, что памятник будет трансформирован и превратится не в памятник вовсе. Они пытаются этот процесс контролировать и сдерживать. Но у них нет нормальной методики работы в условиях государственно-частного партнерства, когда надо не сдерживать инициативы бизнеса, а их поддерживать и правильно направлять.

Олеся Балтусова - помощник президента РТ по вопросам сохранения исторического и культурного наследия РТ:

- Действительно, ситуация далека от стабильной. Однако в ответ на обвинения прокурора можно много сказать, а также много спросить и у него. Работа всех охранников последние года не была эффективной, это правда. Только 12 год стал точкой отсчета нового подхода и большего внимания у проблеме утраты наследия. Вопрос: сколько дел о сносе доведено до суда? Сколько из возбужденных уголовных дел приостановлены, сколько прекращены и по какой причине это произошло?

Обвинения минкульта справедливы только отчасти. За один год наладить работу охранников непросто. Исполком (Казани - ред.) обратился к проблеме не первым, будем справедливы, и вспомним как это произошло. Так что работа идет только в тесной связке, никто не первый и никто не достоин здесь и сейчас ни похвалы, ни обвинения.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (25) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    5.02.2013 16:07

    А работу прокурора кто выполняет? Как видно из читаемых газет-журналисты!!!!

  • Анонимно
    5.02.2013 16:11

    По моему не так, Министерство хочет реставрировать исторические здания, а мэрия продает их , сносят и строят вместе здания новые, жилье или для бизнеса.

  • Анонимно
    5.02.2013 16:17

    Ну так как же трансформация комплекса Шамовской больницы? Ансамбль купец подарил казне города Казань в 2010г., а не Персовой и Забировой - однако эти дамы завешили ослепительную махинацию Минкульта-УАиГ-АИРа по передаче объекта Минздрава за 57млн. наличных малайкам из Азии, вместо того чтобы ансабль был восстановлен в прежнем качестве... шесть лет разрушает ВООПИК специально кровли - чтобы стены предъявить со слезами инвестору... мало плакали эти гражданки про судьбу наследия Шамова - не услышали в Правительстве и не стали создавать детскую больницу с парком..., а скорее всего все подстроено специально, как с ДК МАяковского...

  • Анонимно
    5.02.2013 17:15

    А почему Балтусову не пригласили?

  • Анонимно
    5.02.2013 17:18

    Открытое игнорирование фактов преступления и коррупции,приведенных в прессе запамятовал-к какой статье УК относится?Коллеги отзовитесь!юрист апастовский.

  • Анонимно
    5.02.2013 17:48

    так с 1999-2005 года граждане-собственники жилья в центре г. Казани, которых насильно выселяли в Азино неоднократно обращались в прокуратуру РТ, указывали, что их дома-памятники и не являются ветхими, что их дома намеренно приводят в непригодное состояние, чтобы потом передать коммерсантам за бесценок. Прокуратура же считала, что все правильно. А теперь один минкульт виноват?

  • Анонимно
    5.02.2013 17:59

    А кто вам сказал,что купили ШАМОВСКУЮ малазийцы? Купили свои, а оформили через подставную контору малазийскую (РОГА И КОПЫТА). Поймите по цене 57миллионов рублей в ценре города со всеми комуникациями 3 этажное здание,там одна земля дороже стоит.А Шамовскую больницу подарила жена Шамова после смерти мужа своему родному городу.Так вот наши слуги народа не поставив в известность этот народ провернули сделку,апоставили нас только перед фактом.Раньше был СЕМИН который все прибрал, я имею виду недвижемость,атеперь мы даже фамилию не знаем.Я считаю историческую собственность города, тем более подарок, чиновники не имели на это не какого права.И самое главное куда смотрят правохранители.С таким успехом на очереди стоит башня СИЮМБЕКЕ,Дом САНДЕЦКОГО и другие исторические памятники.Когда же наши чиновники успокоятся.Мы все в этот МИР пришли голыми и голыми уйдем.В гробу карманов нет.

    • Анонимно
      5.02.2013 19:40

      А что Дом генерал-губернатора уже кому-то предложен под гостиницу? Это скорее Дом Союза художников...

  • Анонимно
    5.02.2013 18:23

    Дом Дружининой - это хорошо! Но рядом страшенный Свеевский недострой, который уже лет 10 стоит и пугает всех живущих рядом. Когда возьмутся за него?А то будут приходить туристы в музей, а на них будут сыпаться кирпичи. Люди готовы 40 лямов на эмоциях вкладывать в дерево, а власти не могут Свей дожать или отобрать. Рядом с недостроем деревянный памятник будет выглядеть как пир во время чумы, по моему мнению.

  • Анонимно
    5.02.2013 18:37

    Ха-ха, если работу минкульта выполняет мерия, то работу мерии выполняет Минниханов?!)))

  • Анонимно
    5.02.2013 19:23

    Коллегия Минкульта не в здании Минкульта... Уже наводит на определенные негативные мысли...

  • Анонимно
    5.02.2013 19:49

    А где был прокурор, когда старели здания при госсобственности?

  • Анонимно
    5.02.2013 21:46

    А почему молчание про Проект зон охраны где он?

    • Анонимно
      5.02.2013 22:58

      кому нужны эти зоны? Злравый смысл - через год все дома должны светить огнями... и набережные тоже!

  • Анонимно
    5.02.2013 23:45

    Нет ни одного слова про библиотеки. Как будто их в республике не существует. Или это из-за того, что министр культуры далек от библиотечного дела?

  • Анонимно
    6.02.2013 09:48

    Короче, в сфере охраны культурного наследия - бардак полнейший. На кой черт стоило брать на работу Балтусову, Персову и иже с ними. Ой, не на месте эти дамы. Ой, не своими делами занимаются похоже. Ой, как-то все, мягко говоря, не прозрачно, мутно. Отдали на откуп весь этот процесс этим дамам. Кто-нибудь контролирует их деятельность? Министр культуры интересно в курсе их планов. А планы эти есть интересно? Почему общественность, пресса ничего об этом не знает. Почему мы узнаем это все от прокурора. Или на прокуратуру возложить охрану культурного наследия. Минкульт в простарции. А почему Академия наук Татарстана вне этого процесса? Или гуманитарные институты академии тупо выводят из этой сферы, как не нужных конкурентов? Похоже на это. КГАСУ, архитекторы, которые сейчас в фаворе у руководства минкульта не решат проблему охраны культурного наследия. Элементарно ведь - для того, чтобы что-то реставрировать, надо знать что реставрируешь. А в итоге получаем страшные, безобразные новоделы вместо памятников, которые выдются за образцы реставрированной старины.

    • Анонимно
      6.02.2013 17:10

      Балтусева прошла курсы у Дембича, организовали семинары для Президента - без ученых, в итоге группа архитекторов "перекричала" всех (и инвесторов тоже) и за счет регламентов, срывая все сроки, вышибая сметы, на одних жскизах, без рабочих проектов - "выдавив институты" - эта группа делает что захочет... не случайно нет итогов 12 года и нет прогноза на 13 год - хаос на руку всем, кроме жителей и туристов

  • Анонимно
    7.02.2013 12:52

    Да будет вам! иш раскричались. сейчас концепцию Забировой кабмин будет утверждать - от это и есть работа балтусовой.А вы что думали, как в сказке: три девицы под окном пряли...

  • Анонимно
    7.02.2013 16:54

    Что за концепция? Кто ее видел? Где она обсуждалась? Это не та ли бумага, где было все содрано из стратегии развития охраны культурного наследия Петербурга? Там ведь по началу даже наши горе-авторы забывали по тексту поменять "Санкт-Петербург" на "Татарстан". Кто-нибудь видел конецепцию?

  • Анонимно
    7.02.2013 19:00

    "Нет, ребята. все не так. Все не так, ребята". Просто натуральный бардак

  • Анонимно
    7.02.2013 20:13

    Да, Забирова спец по всяким там концепциям, главное, чтобы всю эту чушь опубликовали, вот смеху то будет! А еще веселее будет, когда Балтусова с Персовой будут ЭТО реализовать! И еще, выступление Прокурора РТ видно здорово задело Балтусову, если она стало говорить, что только с 2012 ( ее года) все и начилось ( ОНА, и только ОНА, кому ж еще!) А Кремль, оперный театр, Ратушу, Мечеть Марджани и Петропавловский собор, Вы что-ли реставрировали! После Вас ,многоуважаемая Вы наша, останутся странные избушки, которые действительно никакой исторической , а уж тем паче культурной ценности не представляют!

    • Анонимно
      7.02.2013 23:17

      Этот список можно продолжить,но это не имеет значения, т.к. все началось осенью 2011. Значит до этого ничего не было?

  • Анонимно
    8.02.2013 10:08

    БО, просим найти и опубликовать на вашем ресурсе концепцию охраны культурного наследия в РТ. Хоть тут посмотрим, что собираются утверждать "на верху". Интересны будут в этой связи и комментарии к концепции и ее авторов и специалистов в этой области.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль