Общество 
5.03.2013

Фикрят Табеев: «Я стоял в почетном карауле у портрета Сталина»

фото28.jpg
 Фикрят Табеев

КНИГА ХОРОШО ПОКАЗЫВАЕТ, КАКОГО МАСШТАБА ЭТА ЛИЧНОСТЬ

Шамиль Агеев - куратор проекта, книги «Фикрят Табеев. Судьбе благодаря и вопреки», председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ, доктор экономических наук:

- С большим удовольствием поздравлю с юбилеем Фикрята Ахмеджановича. Мы знакомы с ним давно, с тех давних пор, когда вместе летели в самолете, сидели друг напротив друга, и я читал книжку… В 1974 году, когда я был первым секретарем Казанского горкома ВЛКСМ, именно Табеев поручил мне заняться строительством Молодежного центра. В нем тогда были построены всего лишь фундамент и три этажа. Но я сдал МЦ через два года – практически без копейки денег построили! Позже мы много раз пересекались с Табеевым – и на КАМАЗе, и когда он был послом в Афганистане, и когда работал в правительстве России… При Табееве была особая обстановка в республике – все смело высказывали свое мнение, он ничего и никого не боялся. И не боялся умных людей вокруг себя собирать. Поэтому сегодня так много людей всегда собираются на его юбилеи…

Сегодня торжества пройдут в постпредстве Татарстана в Москве. На них приглашен президент РТ Рустам Минниханов. Очень тепло всегда поздравляет Фикрята Ахмеджановича группа «ТАИФ». Обязательно будет на юбилее гендиректор ОАО «Татнефть» Шафагат Тахаутдинов – он отлично знает, сколько Табеев сделал для развития нефтяной промышленности в Татарстане. Кстати, Тахаутдинов очень помог с выпуском книги «Фикрят Табеев. Судьбе благодаря и вопреки».

Одна из причин, по которой мы взялись за выпуск этой книги, - граждане, особенно молодежь, должны знать о руководителях республики, на которых ложилась колоссальная ответственность, в том числе о Фикряте Табееве. Возглавлять регион – очень нелегкий труд. Правильные решения руководителя возвращаются сторицей, а вот неправильные…

Я очень рад, что книга получилась теплой, искренней, насыщенный интересными фактами, в том числе такими, о которых далеко не все знают. Я сам нашел в этой книге много нового для себя. Очень мне понравилось трепетное отношение Табеева к Казанскому университету, где он окончил истфилфак. Любовь к альма матер у Фикрята Ахмеджановича остается по сей день, он всегда помогал родному вузу. Еще он очень любил КАИ, потому что оттуда выходили боевые ребята. Всегда поддерживал ученых… Считал, что в каждом направлении науки у нас должно быть не хуже мирового уровня!

Р’-день-избрания-первым-секретарем-Татарского-РѕР±РєРѕРјР°-РїР
В день избрания первым секретарем Татарского обкома партии. В первом ряду - второй слева - Фикрят Табеев. 28 октября 1960 года

Особо хотел бы я отметить и главу о супруге Табеева – Дине Мухамедовне. Она всю жизнь была другом и поддержкой Фикряту Ахмеджановичу, умела создать семейный уют. Но при этом стала выдающимся ученым, профессором медицины…

Без отрыва прочитал я про афганский период жизни Табеева – колоссально сложный период! Сколько он там приобрел друзей и сколько нажил врагов… Потому что думал, как всегда, в первую очередь о деле, а не о себе…

Книга хорошо показывает, какого масштаба эта личность, какой он величайший организатор, при этом с заглядом на новое, с прекрасным видением перспективы… Хочу подчеркнуть, что Табеев, будучи на очень высоких постах, никого не сгноил – важнейшее качество для руководителя, у которого столь широкие полномочия.

Чтобы познакомить татарстанцев с этой очень интересной книгой, мы решили половину тиража – тысячу экземпляров – раздать по школам, другим учебным заведениям, библиотекам… Особо рекомендую прочитать эту книгу руководителям и политическим деятелям, а также тем молодым людям, которые мечтают стать лидерами.

Слева направо второй - министр мелиорации Рё РІРѕРґРЅРѕРіРѕ С…РѕР
 Слева направо второй - министр мелиорации и водного хозяйства Минтимер Шаймиев, третий - председатель исполкома Тукаевского района Юлдуз Курмашев. Набережные Челны

С ИМЕНИ СТАЛИНА В СТРАНЕ НАЧИНАЛСЯ ДЕНЬ, ИМ И ЗАКАНЧИВАЛСЯ

…Для СССР и его граждан самым большим потрясением стала смерть в марте 1953 года «отца всех народов» Иосифа Виссарионовича Сталина. В те дни были опубликованы скорбные стихи Константина Симонова:

Нет слов таких, чтоб ими описать
Всю нетерпимость горя и печали.
Нет слов таких, чтоб ими рассказать,
Как мы скорбим по Вас, товарищ Сталин...

Я, как и многие, стоял в почетном карауле у портрета Сталина на траурном митинге по случаю его смерти. В те дни я был в Казани. А вот моя молодая жена уехала с подругами в Москву, чтобы проститься с Иосифом Виссарионовичем, оставив нашего грудного сына на попечение матери. Слава Аллаху, в страшную давку при похоронах она не попала. Я был против поездки, и это один из немногих случаев, когда она мое мнение проигнорировала. Вот вам и картина отношения к Сталину в тот период.

Мы выросли в стране, которой руководил он, без упоминания его имени тогда нельзя было себе представить ни одного торжества, ни одной важной статьи и так далее. Тогда ведь даже перед зданием Третьяковской галереи в Москве стоял памятник Сталину, выполненный в полный рост. С его имени в стране начинался день, им и заканчивался.

Конечно, мы многого тогда не знали — о ГУЛАГе и тому подобное. Но определенная напряженность общественной атмосферы ощущалась явственно. Еще в годы моего детства, в конце 1930-х, был период, когда мой отец - участник Гражданской войны, председатель сельсовета - уходя на работу, говорил матери: мол, не знаю, вернусь ли домой сегодня. Иногда они прощались, как в последний раз. Хотя отец мой и был беспартийным. Надо ли говорить, что в начале 1950-х в научной среде совершенно немыслимо было представить себе храбреца, дерзнувшего публично критиковать экономические соображения Сталина но поводу будущего общественного устройства. Так что вред, нанесенный им развитию гуманитарных наук, очевиден.

Казань. Начало 1960-х гг..jpg
Казань. Начало 1960-х годов

«СТАЛИН ПРИНЯЛ РОССИЮ С СОХОЙ И ОСТАВИЛ ЕЕ С АТОМНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ»

Споры о Сталине не прекращаются до сих пор. Трудно, например, отрицать оценку, будто бы высказанную в его адрес Уинстоном Черчиллем: «Сталин принял Россию с сохой и оставил ее с атомным вооружением».

Про себя могу сказать одно: я не отношусь к числу сталинистов, хотя признаю величину личности этого человека, его исключительную роль в нашей победе над фашизмом. Очень трудно разделить его заслуги и дела, носящие характер преступных. И сегодня, когда продолжают открываться архивы сталинской поры, не перестаешь поражаться необъяснимой жестокости многих сталинских указаний. Я где-то читал, что Константин Симонов - достаточно близкий Сталину человек, член ЦК партии, раньше других начал знакомиться с документами о непосредственном участии Сталина в истории с «врачами-убийцами». И испытал шок. Когда он об этом рассказал товарищам по писательскому цеху Александру Фадееву и Александру Корнейчуку, те не могли поверить страшной правде о Сталине. Представьте теперь, какой силы удар испытали участники XX съезда партии во время речи Никиты Хрущева. Грех на Сталине лежит очень большой, страшный грех…

Кончина Сталина, а затем арест Лаврентия Берии в июне 1953 года означали конец целой эпохи и вступление страны в новую полосу своей истории…

ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПАРТИЙНОГО БОССА БЫЛО НЕ ПРИНЯТО

Летом 1960 года Семен Игнатьев (с 1957 года - первый секретарь Татарского обкома КПСС - ред.) принял решение об уходе на пенсию, хотя ему было всего 55 лет. Вопрос подбора кандидатуры на роль первого секретаря Татарского обкома обсуждался в ЦК КПСС. В числе главных претендентов был Салих Батыев, занимавший на тот момент пост второго секретаря обкома…

По словам Табеева, республику Салих Галимзянович знал отлично и по праву мог претендовать па должность первого секретаря обкома. Но получилось иначе.

Вернувшись из Москвы, Семен Денисович сообщил Табееву, что, будучи в ЦК КПСС, он предложил именно его, Табеева, на пост главного партийного руководителя Татарии. Для 32-летнего Фикрята это было известием столь же лестным, сколь и шокирующим. Но отказываться от предложений партийного босса, тем более загодя — ведь окончательно все должен был решить пленум — в тех кругах не было принято.

Оценивая сегодня ту ситуацию, Фикрят Ахмеджанович считает, что Игнатьев разыграл для республики отличную шахматную комбинацию, соединив у ее руля напористость молодости в лице его, Табеева, и мудрость, а также необходимый политический консерватизм в лице Батыева, занявшего, также по рекомендации Игнатьева, пост председателя президиума Верховного Совета ТАССР.

И вот наступил день 28 октября 1960 года. Колонный зал казанского Дома офицеров (ныне — Казанская ратуша) собрал цвет коммунистов республики. Сегодня, спустя более полувека, сложно объяснить современному читателю всю важность и принципиальность происходившего события. Смена первого партийного руководителя республики означала примерно то же самое, что сегодня — это смена губернатора области или президента того же Татарстана. Добавьте к этому определенную нестабильность в положении руководителей всех рангов, имевшую место в хрущевские времена. И вообще, общество еще было как бы на перепутье: одни боялись без оглядки упоминать имена Сталина и Берии, другие надеялись на возврат прежних порядков, третьи хотели радикальных перемен.

Приезд Н.С.Хрущева в Татарию. Слева - Ф.А. Табеев, 1964 г..jpg
 Приезд Никиты Хрущева в Татарию. Слева - Фикрят Табеев, 1964 год

ГЛАВНОЕ В ОСНОВНОМ РЕШАЛОСЬ КУЛУАРНО

В коридорах обкома в ожидании пленума росло напряжение. Партийная элита республики, говоря нынешними словами, оценивала рейтинги возможных претендентов, а также вероятность водворения на вершину республиканской власти очередного «варяга». Появившиеся в стране ростки демократии мало что меняли в партийных рядах. Как и раньше, главное в основном решалось кулуарно, а пленум был призван лишь утвердить решение, принятое «наверху». Но на этот раз все пошло по-другому.

На областных пленумах, как правило, присутствовали высокие гости из Москвы. На этот раз проводить пленум по освобождению Семена Игнатьева с поста первого секретаря республиканского обкома и выборам его нового руководителя приехал Петр Николаевич Поспелов - член РСДРП г 1916 года, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии первой степени, академик АН СССР, кандидат в члены президиума ЦК КПСС. Словом, серьезный политический тяжеловес, известный прежде преданностью Сталину и с легкостью поменявший свою точку зрения на него с приходом к власти Никиты Сергеевича Хрущева.

После оглашения повестки дня слово предоставили Поспелову. По давно отлаженной схеме он произнес положенный спич, затем сообщил собравшимся об освобождении Игнатьева по его просьбе от занимаемой должности, от имени ЦК партии поблагодарил его за проделанную работу и на этом покинул высокую трибуну.

В зале повисла тишина. После паузы, показавшейся очень долгой, поднялся сидевший в президиуме пленума но правую руку от московского гостя Игнатьев. Лицо его с крупными, словно вырубленными чертами не выдавало ни тени волнения. Он поблагодарил коммунистов республики за три года совместной работы, пожелал Татарии дальнейших успехов. И как-то без перехода спросил, обращаясь к залу, кого бы коммунисты республики хотели видеть на посту первого секретаря обкома.

От такого крутого поворота к демократии люди буквально растерялись. А как же привычная рекомендация сверху, почему промолчал Поспелов? А, может быть, во всем этом есть некий подвох, проверка? Словом, никто из присутствующих и не думал что-то промолвить.

Очевидно, прекрасно понимая ситуацию, Семен Денисович уже в более раскрепощенной форме снова предложил людям назвать человека, наиболее достойного стать его преемником. По залу зашелестели голоса переговаривающихся между собой, затем сразу несколько человек выкрикнули: «Табеева!»

- Хорошо, одна кандидатура есть,— сказал Игнатьев.— Еще какие будут предложения?

Других предложений не последовало. После этого по регламенту надлежало бы представить кандидата собравшимся, дать ему характеристику, слово для выступления. Но из зала кричали, что ничего этого в случае с Фикрятом Табеевым делать не нужно. Тогда Игнатьев предложил участникам пленума проголосовать за единственного кандидата. Открытое голосование продемонстрировало лес рук.

- Единогласно, — подвел черту Игнатьев.

Ф.А.Табеев вручает знамя первому секретарю Татарского
 Фикрят Табеев вручает знамя первому секретарю Татарского обкома ВЛКСМ Шамилю Агееву. 1978 год

ХРУЩЕВ ХОТЕЛ РАССТАТЬСЯ С ТЕНЯМИ СТАЛИНСКОГО ПРОШЛОГО

Конечно, надо понимать, что такое нестандартное ведение пленума не быто явлением спонтанным. Кандидатов на пост первого секретаря обкома республики, которая становилась нефтяным «кормильцем» Союза, не то чтобы обсуждали на самом высоком уровне, их биографии и досье исследовались буквально под лупой и на Старой площади, и на Лубянке. Взвешивались все «за» и «против». Но... В данном случае, очевидно, решающее значение сыграл настрой Хрущева на омоложение состава партийных и хозяйственных кадров. Он хотел расстаться с тенями сталинского прошлого и создать свою команду, команду людей, преданных ему.

По причине возраста была, очевидно, отклонена и кандидатура Батыева, который был старше Табеева на 17 лет. Хотя что такое 49 лет? Для политика — возраст расцвета. Впрочем, Салих Галимзянович это и доказал. С 1960 по 1983 годы, занимая пост председателя президиума Верховного Совета ТАССР, являясь также заместителем председателя президиума Верховного Совета РСФСР, он внес значительный вклад в развитие Казани и республики. Особой его заслугой является работа во главе комиссии по реабилитации политзаключенных и освобождению жертв политических репрессий, в том числе по реабилитации поэта Мусы Джалиля и присуждении ему звания Героя Советского Союза. Не случайно в 2011 году президент РТ, государственный советник РТ, президиум Государственного Совета РТ предложили увековечить память Салиха Батыева, присвоив его имя одной из новых улиц Казани.

В то же время было понятно, что столь молодому секретарю, каким был Табеев, будет нелегко утверждаться в своей роли. И своеобразным авансом уверенности для него должно было стать это демократичное выдвижение: сами, мол, предложили, сами выбирали! И тот же Салих Батыев стал одним из тех, кто на первых порах подставил дружеское плечо молодому первому секретарю. С того времени рука об руку Табеев и Батыев почти 20 лет работали на благо народов Татарстана. Фикрят Ахмеджанович даже спустя полвека с благодарностью вспоминал этого умного, скромного и трудолюбивого человека.

Продолжение следует

Справка

Фикрят Ахмеджанович Табеев(тат. Fikrət Əxmətcan uğlı Tabiev, Фикрәт Әхмәтҗан улы Табиев).

Родился 4 марта 1928 года в селе Азеево Ермишинского района Рязанской области.

Отец — Ахмеджан Мухамеджанович Табеев, старший из четырех братьев. Участник Гражданской войны, был командиром отряда красноармейцев. Воевал с басмачеством в Средней Азии. Был личным связистом Михаила Фрунзе. Погиб на фронте зимой 1942 года. Мать — Сабира Музиповна Табеева (Бегишева).

В 1951 году закончил Казанский государственный университет, с 1951 по 1957 годы — на преподавательской работе, с 1957 года — на партийной.

С 1959 года второй, а с 1960 года первый секретарь Татарского обкома КПСС. Был самым молодым первым секретарем обкома партии. В том же году стал членом ЦК КПСС. Сыграл большую роль в развитии нефтяной и нефтехимической промышленности, машиностроения в республике. Под его руководством разведаны и пущены в эксплуатацию новые месторождения нефти, основан Нижнекамск, где построен ряд крупных химических заводов. Построена Камская ГЭС, Заинская ГРЭС. Объединение «Татнефть» за свою историю дало стране наибольший объём нефти. В городе Набережные Челны был построен Камский автомобильный завод (КАМАЗ). В Нижнекамске построен «Нижнекамскнефтехим». В Казани запущен «Казаньоргсинтез», открыт завод по производству силикатного кирпича, застроены новые районы Горки и Савиново. Возведены цирк, Татарский академический драматический театр им. Камала, дворец спорта, Центральный стадион, дворец химиков и плавательный бассейн, гостиница «Татарстан», построены одни из самых крупных в СССР тепличные хозяйства.

С 1979 года по 1986 год — Чрезвычайный и Полномочный посол СССР в Республике Афганистан.
С 1986 года — первый заместитель председателя совета министров РСФСР, член президиума Верховного Совета СССР.
В 1989 году избран народным депутатом СССР. Был также избран депутатом в Верховный Совет СССР и Верховный Совет Татарской ССР.
С 1992 года работал председателем Российского фонда федерального имущества.
С 1995 года занимает пост старшего советника холдинговой компании «Нефтек».

Книга «Фикрят Табеев. Судьбе благодаря и вопреки»

Выпущена издательской группой «Крылья».
Инициаторы проекта – коллеги и соратники Фикрята Табеева.
Издана при поддержке президента РТ Рустама Минниханова.
Куратор проекта – председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев.
Авторы – Н. Шишкина, И. Яковлева.
Однотомник, 338 страниц, тираж – 2 тыс. экземпляров.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (105) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    5.03.2013 08:53

    напишите, где можно купить, а еще лучше в сеть выложите

    • Анонимно
      12.03.2013 14:10

      Обычная макулатуру, описывающая свои успехи, а про нищий народ, там не будет ни СЛОВА!

  • Анонимно
    5.03.2013 09:06

    Где можно купить эту книгу?

    • Анонимно
      11.03.2013 16:16

      вряд ли кто будет её читать, мы прошли все через его управление республикой....Ничего хорошего! талоны, трущобы, мы все в ....., один он, в белом жабо!

  • Анонимно
    5.03.2013 09:16

    И ведь не боялись в СССР ставить молодых на такие посты, и результат был, да еще какой!Такого размаха деятельности человек, уважаю по человечески!

    • Анонимно
      5.03.2013 09:46

      И сейчась молодым почет-сын губайдуллина,сын нагуманова,шаймиева,мухаметшина,акулова...их сотни...друг

  • Анонимно
    5.03.2013 09:21

    Туган конен бэлен Фикрят абый.

    • Анонимно
      5.03.2013 10:06

      Руссча языгыз. Он не любил татарский язык, говорил, что "татарский язык - язык трактористов и доярок". При нем в Казане остались только две татарские школы.

      • Анонимно
        5.03.2013 18:54

        За то, в каждом районе были так называемые "дачи Табеева", в основном в лесу,около пруда и пасеки и тд.И работал и жил в коммунизме, точнее в раю.

  • Анонимно
    5.03.2013 09:24

    Такого размаха людей нынче маловато стало. Помельчали руководители. Всё-таки школа кпсс это мощная управленческая школа была. Жаль похерели всё лучшее из ссср.

  • Анонимно
    5.03.2013 09:26

    Фикрят Ахмеджнович - это глыба. Надо просто заставить прочитать эту книгу современных "руководителей-менеджеров" в гос.органах республики. Может быть хоть почувствуют то, чего они должны делать.

    • Анонимно
      11.03.2013 13:20

      Ради Бога не смешите народ, мы жили с ним в одно и то же время, ничего, кроме лишений и тягот не ощутили!

  • Анонимно
    5.03.2013 09:40

    Чего там говорить,Табеев-человек легендарный.....Здоровья ему!!

  • Анонимно
    5.03.2013 09:57

    Единственная проблема. Если человек так много сделал для республики, так здесь уважаем, то почему же живет не у себя в республике, а в Москве? Это ведь напоминает того же Горбачева. Человек должен пожинать плоды своего труда. А так больше похож на спецкомандировку по приказу партии, а не реальную работу по улучшению положения республики. Без подписи.

    • Анонимно
      5.03.2013 11:05

      Да, так и было. Все что было сделано Табеевым, никакого отношения к увеличению благосостояния жителей республики не имело. Даже, когда открыли и начали качать нефть из республики только год или два в магазинах появились более или менее хорошие товары (это называлось московским снабжением), а затем все исчезло. Говорили, что Табеев отчитался перед Москвой, что республика сама своими силами будет себя обеспечивать. Потом все исчезло из магазинов. Республика по сути становилась типичной советской провинцией, с унылыми домами, пустыми магазинами. Чего из него делать великого человека? Типичный партийный работник, чего изволите приказать. Без подписи.

      • Анонимно
        5.03.2013 11:29

        Да, типичный номенклатурный деятель, воспитанник Компартии, его ставленник. И политику партии понимал правильно, вот вся заслуга. Если партия сказало «надо», он сказал «есть». Если так уж надо было строить заводы в республике, то почему же всю нефть качали на переработку в Кстово и дальше на НПЗ в Подмосковье, а в Нижнекамск тянули ветки из Башкирии? Почему Оргсинтез работает на сырье из Оренбурга? Так решали в Москве. Да и КамАЗ понадобился Табееву, чтобы сделать карьерный рывок, но не получилось. Большой необходимости строить его в республике не было. Потом завод стал проблемой, строить на пустом месте, где нет рабочей силы в достаточном количестве. Создавать инфраструктуру по новой. Проектировать завод на производство 150 тысяч авто, а потом еле вывести на 30 тысяч, что считается уже успехом. И теперь не знать, что дальше будет с заводом, сможет выйти из кризиса или нет. Без подписи.

        • Анонимно
          5.03.2013 11:47

          Когда строили КамАЗ, полностью прекратили строительство в Казани. Все силы и средства были брошены туда. Отсюда и трущобы в Казани, которые ели-ели разгребли совсем недавно. Да и то как? Построив КамАЗ, он наводнил республику приезжими, теми, кто не смог найти у себя место. Они были чуждыми по культуре местным, они их просто не знали. Так размывали местное население. И это тоже была политикой компартии – создать советский народ, без корней и памяти, как простую рабочую силу, а в случае войны – пушечное мясо, которая подчинялась только касте избранных – номенклатуре компартии. Без подписи.

      • Анонимно
        6.03.2013 09:44

        По этой же причине, гордости,не включили Татарстан в Нечернеземную зону России, где огромные вложения сделало государство.Тогда наши из Мари-эл покупали трактора и сельхозтехнику, их обеспичевали сверх нужды.

  • Анонимно
    5.03.2013 10:31

    Здоровья Ему!

  • Анонимно
    5.03.2013 10:47

    Всех благ Фикряту Табееву! Надеюсь, в будущем и мы придем к выборам без подтасовок и рекомендаций сверху :)

    • Анонимно
      5.03.2013 10:52

      Это вы к тому, что во времена Табеева выборы были без подтасовок и рекомендаций? Без подписи.

      • Анонимно
        5.03.2013 11:54

        В статье же написано, как его выбирали: коммунисты аж растерялись, когда им предложили самим выбирать, а не просто утвердить для галочки готовое решение. Т.е. по крайней мере Табеева выбрали честно.

        • Анонимно
          5.03.2013 11:59

          Выборы из одной кандидатуры, конечно, это самые настоящие выборы. К тому же если под бдительным оком старших товарищей по партии. Шаг влево или шаг вправо - уклонист, со всеми последствиями. Без подписи.

  • Анонимно
    5.03.2013 11:54

    Главный заслугоносец - это Госплан СССР. При Табееве Татарская АССР была аутсайдером по уровню жизни среди автономных республик. Та же ЧИ АССР была на порядок зажиточнее, не говоря про ту же Бурятию.

    • Анонимно
      5.03.2013 12:00

      Вот-вот. И я о том же. Без подписи.

    • Анонимно
      5.03.2013 12:16

      Табеев стратег. Никто от нас в Бурятию и ЧИ не уезжал. Всю долгосрочку он просчитал. В шахматы играете? "аутсайдером" )) Ну ну.. КАМАЗ, КАПО, КМПО, ОРГСИНТЕЗ и т.д. "аутсайдер" )) ну ну..

  • Анонимно
    5.03.2013 12:02

    Родители еще помнят,как при нем в деревне жили как рабы.Как все старались после армии обратно в колхозы не возвращаться.С Хруща началось вымирание деревни.

  • Анонимно
    5.03.2013 12:12

    Табеев.Этим всё сказано.Весь нынешний бравый татарстанский "форбс" (мож, кроме Сёмина) и им подобные, должны молиться на Табеева..Рад, что столько людей глубоко и искренне уважают этого человека. Он это заслужил.Табеев.Этим всё сказано.С Днём рождения!

    • Анонимно
      5.03.2013 14:26

      Как быстро все забыди - 400гр. колбасных изделий в месяц на человека, 800гр. мясопродуктов, очереди за хлебом в 1979 в Казани.

  • Анонимно
    5.03.2013 12:18

    диферамбы госплану? есть ещё и такие читатели у БО.. Табеев ни при чём. Спасибо госплану! Заслуг Табеева нет? ..масштаб осмысления поражает

  • Анонимно
    5.03.2013 13:22

    На 20(!) МИЛЛИАРДОВ баррелей ТАТАРСКОЙ нефти отстроили весь союз, кормили пол-земного шара от Лат.Америки до Африки, отстроили метро во всех миллиониках от Новосибирска до Восточной Европы. А Казань только от трущоб вычистили. В магазинах Альметьевска в советское время вонючие куры и то по-блату или с дракой в очереди. С Днем Рождения!

  • Анонимно
    5.03.2013 13:27

    Здоровья Вам, уважаемый Фикрят Ахмеджнович!До сих пор помню Ваши рекомендации мне, 20-ти летнему пареньку, отслужившему в СА. И встречу в Кабуле, в посольстве СССР. Спасибо Вам за все!

  • Анонимно
    5.03.2013 13:52

    здесь недавно ссылку дали...почитайте:"Зазеркалье" Юрий Удовенкотам про Табеева тоже есть.

  • Анонимно
    5.03.2013 13:56

    модератор будь маленько самостоятельным пропускай хотябы немного правдивые комментарии ведь это не оскорбления а правда об этом "друге" татарстана.

    • Анонимно
      5.03.2013 14:49

      +100500

    • Анонимно
      5.03.2013 14:52

      про "друга" правильно подметили. Мама рассмеялась, узнав, что Табеев жив и у него юбилей. И правда действительно сурова. Поэтому вдогонку процитирую: Нет слов таких, чтоб ими рассказать,Как мы скорбим по Вас, товарищ Сталин.

      • Анонимно
        5.03.2013 15:24

        А Вы не живите с мамой. Может о своём чём-то научитесь смеяться. Маме привет и ей, кстати, тоже долгих лет жизни.

  • Анонимно
    5.03.2013 15:01

    Наверное, он глыба. Но за те миллиарды тонн нефти, которые из-под нас выкачали, мы заслуживали лучшей жизни. В Альметьевске бараки и сборно-щитовые дома стояли до 90-х годов. Помню,когда начали строить КАМАЗ, в Альметьевске в магазинах стало шаром покати, а за хлебом стояли очереди по сотне человек - все отправлялось в Челны. Главная моя детская ассоциация - многочасовые стояния во всяческих очередях.Анвар Маликов

    • Анонимно
      5.03.2013 15:13

      Шведский синдром...друг

    • Анонимно
      5.03.2013 15:26

      Вас то он чем обидел? В других городах и регионах очередей не было? ну ну..

      • Анонимно
        6.03.2013 09:57

        Да, в Йошкорлу ездили на поезде за мясом и тушункой, хотя сами производили 10 раз больше их.А у нас из мясокомбината вагонами(до 25 тыс. тонн)отправляли в Ленинград.Даже еще один состав поезда не добавлял в Москву, когда оттуда возили продукты,уже потом после него начали добавлять поезда в столицу.

      • Анонимно
        6.03.2013 12:41

        У меня родители работали в Н.Челнинском мясокомбинате. В день забивали только КРС 1000 голов. И все это мясо, колбасы, языки везли в Москву, чтобы потом это другими поездами и электричками развози по всей стране.

  • Анонимно
    5.03.2013 15:07

    Все детство и отрочество прошло при Табееве. Когда его "ушли" никто доброго слова не сказал, не до слов было- выживали как могли: деревня ехала в Казань за хлебом, Казань в аулы за барахлом. Татарстан превратился в "продуктовую электричку". Пишут, что при нем можно было свободно говорить? Это на каком уровне? Даже на уровне школьной комсомольской организации нельзя-вылетишь и прощай достойная жизнь. А про Дину Мухамедовну-правда, многие ее помнят и уважают.

    • Анонимно
      6.03.2013 09:52

      Всегда так,не так просто старики говорили:-соседка кажется милой девушкой, а соседская курица- индюшкой.

  • Анонимно
    5.03.2013 15:23

    при чём тут Табеев и общая ситуация в Советском союзе на то время?Он делал, что мог для Республики.

  • Анонимно
    5.03.2013 15:38

    ох.. выплескнулись нытики с "тяжёлой детской травмой психики".. вспомнили очереди)) Табеев у них виноват.

    • Анонимно
      5.03.2013 16:05

      Ну, да. Знаем. Америкосы виноваты, а не Табеев. Он только хотел построить светлое будущее, это они ему помешали. Еще бы немного подождали, вот и наступило бы оно. Конечно, если бы в очередях за продуктами не померли бы. А так, конечно, "глыба", а не мужик. Еще немного и от республики рожки и ножки бы оставил. Удивительно то, что каких-то либералов винят во всех бедах, и в то же время все те, кто был в его окружении до сих пор высокие посты занимают. И так по всей России. Где же либералы, кто во всех бедах виноват? Без подписи.

  • Анонимно
    5.03.2013 16:46

    В то время когда в республике по сто с лишним тонн нефти в год добывали в деревнях фактически ничего не делали. В начале 80-х годов моя бабушка из деревни приехала в гости в Казань, приехала домой в слезах, у казанцев тогда было такое презрение к "колхозникам" из татарских деревень как сейчас к гастерам. Из деревни до города весной и осенью не возможно было добраться. До ближайшей асфальтированной дороги нужно было почти 20 км топать. Спасибо, что при Шаймиеве хоть дороги построили и газ провели. Я думаю Табеев не одного доброго слова от татар не заслужил.

    • Анонимно
      5.03.2013 17:27

      По сто с лишним миллиона тонн и самым варварским способом добывали. Все земли на юго-востоке республики были залиты нефтью, факелы горели днем и ночью, коптили небо так, что война в Ираке с горящими нефтяными скважинами покажется только постановкой. На самолете пролетая, можно было видеть как внизу ночью над районами добычи было светло от множества факелов. Даже собирались ядерный взрыв подземный организовать, чтобы извлекать нефть. Да кто-то остановил. Но зато перед Москвой руководство отчитывалось как надо. Только пять орденов Ленина повесили на грудь. Без подписи.

  • Анонимно
    5.03.2013 17:15

    Великий сын татарского народа! Дай бог Вам здоровья! С Юбилеем, Фикрят Абзый!

  • ПанАлекс
    5.03.2013 17:28

    Точно, нытики! Они не понимают, что причина нехватки товаров и очереди в магазинах - высокая покупательная способность большинства населения. К примеру - шубу, стоимостью 2-3 зарплаты, при Табееве гораздо больше народу могли себе позволить, чем сейчас. Если бы тогда, как сейчас пришлось бы платить за ЖКХ, кредиты, налоги, лекарства, платное образование, платную медицину, то полки бы ломились от избытка товара! А если еще вспомнить "уральский коэффициент", который в Татарской АССР непонятно почему. В сравнении были родственники в Нижнем Тагиле (НТМК, Уралвагонзавод) - снабжение многими продуктами хуже Челнов было. А если еще вспомнить, что при Табееве с/х гораздо меньше страдало от засух (спросите министра мелиорации М.Шаймиева) и сравнить поголовье КРС с нынешним... Почему то появляется сожаление,что последние 20 лет не Фикрят Ахмеджанович Табеев руководил Республикой.

    • Timur
      5.03.2013 17:51

      Пан Алекс дуру не гони!Высокая покупательная способность? Мой дед дошел до берлина,вся грудь в орденах,получал пенсию 33 рубля.Мука на развес по коол-ву людей в семье.Помню,выпрашивал у него 5 копеек что бы сходить в кино,он еще думал,дать или не дать,вдруг денег не хватит до следующей пенсии.

    • Анонимно
      5.03.2013 17:51

      Позволить то они могли себе, но кто им даст. Только вот шуб то и не было в магазинах. Так, доставали, добывали. Кому доставалось, кому нет. Райкин был прав. Но сейчас то людей в шубах намного больше ходит, чем тогда. И с машинами, и с шубами, и с квартирами. Не надо тут уж ностальгировать по прошлому, которое было. Если уж честно, по молодости хорошее, а по существу ужасное. Тогда только такие как Табеев и жили. Ну и те из его окружения. А уральский коэффициент потому, дорогой, что на юго-востоке морозы были очень часто и под сорок. А работа в чистом поле рядом со скважиной или на буровой поверьте, все же не сравнить в цеху НТМК или Уралвагонзавода. Да и снабжение в Челнах было может быть лучше чем Нижнем Тагиле до поры до времени, когда строили, да когда начальство из Москвы наезжало. Не надо нам Табеевых, пусть в Москве доживает. Он заслужил перед партией и правительством жить в Москве. Без подписи.

  • Анонимно
    5.03.2013 17:47

    Как мнения разделились - время расставляет по местам людей и дела. Прошлый век был героическим, этот век стал прозаическим. "Первый" тогда и сейчас"первый" - совершенно разной квалификации и с совершенно разными взглядами и ресурсами. Конечно с Днем рождения и с пожеланиями здоровья, но конечно странно что наш герой не с нами, а в Москве.... Тепершний "Первый" надеемся будет всегда в Республике работать и жить, помогая новым лидерам!

    • Анонимно
      5.03.2013 20:11

      Он улыбаться как Краморов не умеет. Он нынешним не нужен. Он не сельхоз закончил и из другого теста. Он спину до сих пор безупречно держит. Вы помните его хоть раз на Сабантуе, на Дне Республики\Города? Его специально не приглашают. Они комплексуют. Да и улыбаться правильно, как Краморов, он не умеет

    • Анонимно
      5.03.2013 20:14

      Допускаю, что ему больно и неприятно наблюдать происходящее. К тому же, вокруг него могли собраться всякие "недовольные", а это местным уже никак не нужно..

  • Анонимно
    5.03.2013 17:48

    Согласен со многими комментариями здесь. Типичный аппаратчик, наверняка не любил свою национальность (она ему мешала), с презрением отзывался о языке. Так что, пусть в москве и доживает, ему здесь делать нечего, у него только фамилия и имя татарские.

  • Анонимно
    5.03.2013 18:31

    Хрущев не спроста поставил на такой пост 32-летнего. Это Павлик Морозов и Павел Корчагин в одном лице.

  • Анонимно
    5.03.2013 19:53

    Как надоели Гетто-мышление, Гетто-мысли, гетто-фольклор, гетто-искусство, гетто-музыка, гетто-достижения, гетто-радость.

  • Анонимно
    5.03.2013 20:05

    Всех кошек навесили на человека!Но вспомните не было ваххабитов и верующих,наркоманов,проституток,взяточников,долларовых миллиардеров,которые почему то не имеют детей! Если бы он был президент в наши годы,то Татарстан бы точно был бы Саудовской Аравией,но Рустам Нургалеевич достойный его ученик!Бывший комсомолец!

  • Анонимно
    5.03.2013 20:07

    ещё один очевидец ужасов сталинизма. лгун

  • Анонимно
    5.03.2013 20:20

    Кто не жил в то время, возможно, не стоит горячиться с оценками. По своим ощущениям могу сказать, что мы им гордились. Наш Обком и Республика котировались. Брежнев мало кого из областных первых секретарей так признавал. В той конкретно-исторической ситуации Табеев был для ТАССР очень хорош. Все имеют право на свою точку зрения, но, пжста, не забывайте, что даёте оценки уже из другой эпохи и из другой страны..

    • Анонимно
      5.03.2013 21:13

      Оценку дают по истечению времени. А как там оценивали его соратники в его время - это и так известно. Они и транслировали эту оценку. Да и сейчас они книги выпускают о нем. Без подписи.

      • Анонимно
        5.03.2013 22:22

        время и "форбс" как раз и подтверждают правоту и огромную полезность Табеева.. а те, кто сейчас просто пользуется его наследием, умничает и ёрничает.. Злые вы какие-то, всем недовольные, озлобленные..Кому там транслировали его оценку его соратинки я не знаю. Одно знаю. Табеев мощный и очень много сделал для Республики. Тут и умничать нечего. Факт есть факт. Он всё затащил в Татарию. Всем этим до сих пор и пользуемся."истечение истории" "истечение истории"..Всех ругать и поносИть много ума не надо. Патологическое критиканство сейчас у некоторых в моде. Болтать- не мешки ворочать.

      • Анонимно
        5.03.2013 22:38

        Оценка соратников и оценка временем разные вещи. Время, слава Аллаху, оценило Табеева по достоинству. У Вас какие обиды к нему?

  • Анонимно
    5.03.2013 21:21

    Я немного о другом, но вопрос серьезный. Табеев из Касимовсих татар . Касимово - город в Рязанской области, его родная деревня очень рядом. Этой деревни сейчас практически нет. И где сейчас касимовсие татары - потомки Касимовского ханства? Их считайте нет, растворились, ассимилировались, уехали, умерли, спились... Татар на всей рязанщине чуть-чуть да маленько.Вот такое будущее будет у татар и других коренных народов России при губернизации по прохоровски. Яркое доказательство от противного.

    • Анонимно
      5.03.2013 21:30

      Или то же самое было бы и в нашей республике, если бы дальше им управляли такие как Табеев. Без подписи.

    • Анонимно
      6.03.2013 00:03

      Он говорил, что через 20 лет все татары перестанут говорить по татарски и все станут советскими людьми, и он действительно верил, что делает это во благо народа.

      • Анонимно
        6.03.2013 12:26

        И его делу верны и теперь. Столько отзывов с благодарностью. Без подписи

    • Анонимно
      6.03.2013 08:28

      Во-первых, к касимовским татарам Ф.Табеев отношения не имеет, во-вторых, город называется Касимов, и родная деревня никуда не делась, это в-третьих. Это факты.И то, что Табеев много сделал для республики, тоже факт.

      • Анонимно
        6.03.2013 11:56

        Не сужайте тему. Практически нет сейчас касимовских татар и в этом проблема. Если говорить о родословной самого Табеева, то это вопрос открытый. Его отец воевал с басмачеством в составе татаро-башкирской дивизии Фрунзе тогда , когда в Поволжье свирепствовал голод и многие, в том числе татары, перебирались в Среднюю Азию, убегая от голода, преследований и гонений в «Ташкент – город хлебный». Кстати, часть родственников его осела там.Для СССР, стран Варшавского договора, всем "друзьям Советского Союза" Табеев старался по максимуму и очень плодотворно. Но о жителях ТАССР он думал по остаточному принципу. Татария тогда не то, что столице и союзным республикам, даже практически всем соседям уступала по уровню жизни, финансирования и обеспеченности. Это наша молодость и мы хорошо помним, как доставалась татарская нефть, КамАЗ, КОС, Нижнекамский комплекс и т.д.Казань была низведена до положения губернского городишки. Трущобы, квартирный вопрос если решался, то ближе к пенсии, о карточной системе вообще говорить не стоит - это было посмешище на всю страну. Когда любой говорил о Казани - особенно не казанцы - все удивлялись как мы живем в таких условиях.А куда была загнана национальная культура, язык, образование вообще никакой критики не выдерживает.С другой стороны, Табеев, безусловно, сын своего времени и его организаторский талант очень пригодился тогдашней Татарии и Союзу. Это был великолепный стратег и руководитель. Поэтому преклоняю перед ним голову в знак благодарности искренне. Но особенность тогдашней кадровой политике в СССР при любых его достижениях и талантах ограничивалась четкой границей выше которой он в любом случае бы не поднялся. Во многом это объяснялось его национальностью. Понимая это, он и ему подобные руководители, из кожи лезли, чтобы максимально затереть свое происхождение. Отсюда и все остальное.

  • Анонимно
    5.03.2013 21:37

    Уж очень старается "Без подписи"! Не было бы Табеева- сегодня Татарстан был бы с/х республикой со всеми вытекающими.

    • Анонимно
      5.03.2013 22:20

      Каким он был бы неизвестно. Но и то, что сельское хозяйство было бы развитым, то точно. Вкладывали бы деньги в строительство дорог, может быть построили бы завод тяжелого машиностроения, для нефтяников, может быть построили бы НПЗ для переработки сернистой нефти, может быть фармацевтику развивали бы. Но не было бы больших строек. Не комсомольские стройки, чтобы ордена руководителям на грудь вешать. Без подписи.

    • Анонимно
      5.03.2013 22:24

      А ему что? Отрицать очевидное на мещанско-обывательском уровне, зато свою самооценку повышает)) Ну, что вы! Даёт оценку самому Табееву..

      • Анонимно
        5.03.2013 22:36

        да просто борзый и не очень умный молодняк

      • Анонимно
        5.03.2013 22:50

        Если у кого то фамилия Табеев вызывает дрожь в коленках и учащенное сердцебиение, для меня это просто одна из фигур номенклатурного прошлого. Не более. Просто высказываю свое мнение, кстати, которое совпадает во многом и с другими мнениями на его счет. Также как и любой другой может высказать свое мнение, например, вы можете высказать свое мнение о Горбачеве, если не упадете в обморок от того, что произнесли фамилию бывшего генсека. Без подписи.

        • Анонимно
          6.03.2013 10:28

          ну, Вы жарите!) горбачёв и обморок)) Видно, что парень то Вы неплохой. Только отстаньте вы, пожста, от Табеева. Ну не трогайте его. Он верил в то, что делал. Служил родине честно. Вклад внёс огромный. а про мужа Раисы Вы смешно сказали)) я и обморок )) горбачёв и обморок)) Михал Сергеич аграрный обком всю жизнь возглавлял.. он в подмётки Фикряту не годится.. Вы вот неплохие комменты ведь обычно оставляете. А к Табееву зачем прицепились?) точка горизонта тут другая нужна.. не разочаровывайте уж.. вон сколько людей против себя теперь настроили.. а за что боретесь? не жили Вы тогда, так и оставьте.. тренируйтесь на других темах.. это я Вам, "Без подписи". да, да , Вам ))

  • Анонимно
    5.03.2013 22:33

    Эх, малышня.. Как много, оказывается, знатоков и критиков Табеева. Не оставить вам умникам следа, хоть отдалённо сравнимого с наследием Табеева. Ваш удел у монитора сидеть и всех хаять (или хаить)). Уж, на такие масштабные личности хотя бы не замахивались. Смешно а то. Кто вы и кто Табеев? Что вы после себя оставите?

    • Анонимно
      5.03.2013 22:52

      Во всяком случае не залитые нефтью поля и пустые прилавки. Без подписи.

      • Анонимно
        6.03.2013 10:39

        пожалуйста, не кладите вместе мух и котлеты. по всей стране прилавки пустовали. с этим фактом смиритесь уже. мы не жили не лучше, не хуже других. все так жили. и нефть он сам не разливал и указаний таких не давал. не передёргивайте, пжста.

        • Анонимно
          6.03.2013 11:00

          Когда сверху поступает команда, любой ценой столько то нефти, а все остальное побоку, то и нефть добывают таким образом. это вина тех, кто руководил, кто давал такие команды, которые так и выполняли. Без подписи.

  • Анонимно
    5.03.2013 22:43

    Ругают Табеева те, кому навредил КАМАЗ))И те,кто не хотел бы знать русский язык?Хорошая же у них компания..

  • Анонимно
    5.03.2013 22:44

    Редакцию «БО» следует поблагодарить за экскурс в историю. Не секрет, что при нынешнем режиме люди, руководящие республикой в относительно недалеком прошлом, весьма редко вспоминаются. И если о Табееве Ф.А. еще иногда вспоминают, то вот 1-го секретаря обкома ТАССР, пришедшему ему на смену, Мусина Р.М. не вспоминают вообще. Между тем именно Мусин Р.М., будучи 1-м секретарем горкома г. Казани в период с 1961 по 1979 годы, проделал колоссальный объем работы по организации строительства в г. Казани ряда заводов (в том числе «Оргсинтеза»), объектов культурно-массового значения. К сожалению, Мусин Р.М. ушел из жизни в самом расцвете сил в 54 года, в 1982 г....

  • Анонимно
    5.03.2013 23:24

    Конечно, нужно его уважать, минимум мы же с вами не добились таких постов. Но надо и помнить - какой он был молодец по отношению к своему народу. Хотя, наверное, он не считает нас - "диких" татар за свой народ. Да,да, я знаю: " ми ни в чем, ни в чем, ни виноватэ, это все партия(Сталин, Пушкин) приказала" Аппаратчики - страшные люди, у них тысяча лиц.

    • Анонимно
      6.03.2013 10:50

      простите, но он абсолютно грамотно и чисто говорит на русском. ни малейшего акцента

  • Анонимно
    5.03.2013 23:36

    Очень спорная личность этот Табеев. История всех расставит на свои места. Молодежь сейчас не одурачишь!

    • Анонимно
      6.03.2013 10:31

      да, неоднозначный..но кто в истории остаётся?яркие и остаются.его и обсуждаем так живо даже через столько лет.была бы мышь серая вместо Табеева- для Республики было бы ещё хуже.

  • Анонимно
    5.03.2013 23:36

    Фикрэт абый табЕев у нас чай пил))

    • Анонимно
      11.03.2013 12:37

      Ну если у вас Табеев чай пил, то действительно хороший человек!)))

  • Анонимно
    6.03.2013 11:27

    эх, люди..(( любой глава несчастный сейчас за пару лет умудряется обеспечить себя и всех своих детей до конца жизни. и о природе они тоже не заботятся. и за язык не переживают. почему к ним не адресуете свои претензии? Табеев почти два десятка лет руководил таким регионом и в каком он списке богатеев? в каких делах замешана его семья? какие несметные богатства он нажил? эх, люди.. поистине заслуживаете нынешнюю власть((

    • Анонимно
      7.03.2013 13:48

      Кирпича на ваш театр не дам. Слова Табеева. Не так ли?

      • Анонимно
        7.03.2013 14:00

        "мочить в сортире""чё, мне землю из горшка жрать?""сопли жевать""пашу, как раб на галерах"..вот как-то так

    • Анонимно
      11.03.2013 12:39

      тогда просто не было богатеев и это не надо приписывать к его заслугам! В наше время обогатился бы....

  • Анонимно
    6.03.2013 17:29

    Решение об Оргсинтезе и прочих казанских заводах было до него. Да, он заманил в республику Камаз, который должны были строить в другом месте. Но это стало пирровой победой - с того момента в Челны только понаехали чужие, а свои убегали на заработки в "татаро"-ненецкий АО и все остальные города республики, включая Казань, не говоря уже о деревнях, забросили. Он всегда Москве только рапортовал и ничего не добивался. Вспомните, как даже в тех же Челнах пропало "московское снабжение", как Казань позорно была единственным в СССР "миллионником с двумя подземными переходами", как он мог но не стал отстаивать 800-летие Казани 1977 года хотя аргумент был "железный", как Казани не давали орден Ленина хотя Уфе и много меньшим городам давно дали...

  • Анонимно
    7.03.2013 14:04

    Прикол, да и только.. Нет заслуг Табеева. Всё само, без него появилось. Видимо, нынешние лучше. Ну, ну.. Истории от этого не убудет. Про стадион, действительно, показательно. Сколько лет уже строят? И вспомните, в Челнах за такое же время сколько тогда..

  • Анонимно
    7.03.2013 14:08

    Цены бы нам не было.Сил нет больше участвовать в этой битве)) Никто тут уже не изменит своих личных оценок. И это тоже нормально. Но вот бы с такой же энергией и требовательностью с нынешним властям. Цены бы нам не было.

  • Анонимно
    12.03.2013 12:55

    Такой же как все функционеры (чиновники).Что капитализм, что коммунизм-какая разница? Уровент жизни народа низкий, экономика сырьевая. Где успехи? Одни кредиты, кредиты, кредиты...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль