Бизнес 
11.03.2013

«Смарт Сити Казань»: спекуляции землей не будет

460-3.jpg
В ИТ-парке Казани состоялась открытая дискуссия «Основные экономические точки роста «СМАРТ Сити Казань», организатором которой является АИР РТ и ОАО «Корпорация развития РТ»

«НЕ ТАК, ЧТОБЫ ИНОСТРАНЦЫ СНАЧАЛА «НАРИСОВАЛИ»,
А ПОТОМ – «РАЗБИРАЙТЕСЬ САМИ!»

В прохладном конференц-зале IT-парка не было свободных мест. Пометки на полях айпадов делали много незнакомых корреспонденту «БИЗНЕС Online», но по-столичному холеных лиц. Еще как минимум десяток слушателей с явно неместным загаром при выступлении русскоязычного спикера вооружались наушниками с синхронным переводом. Неудивительно: предложение обсудить ключевые точки «умного города», лоббируемого АИРом и таким образом повлиять на проект само по себе звучало очень заманчиво, поскольку до сих пор и бизнес, и СМИ располагают минимумом конкретной информации по данной площадке.

Напомним, что «Смарт Сити Казань», запланированный как деловой и производственный центр, предполагается расположить на общей площади 650 га в Лаишевском районе Казани, в непосредственной близости от аэропорта. Инициатором проекта является агентство инвестиционного развития РТ, оператором – созданная АИРом в прошлом году ОАО «Корпорация развития РТ», а разработчиками концепции и мастер-плана – малазийская AJM Planing and Urban Design Group. В прошлом году организаторам проекта удалось согласовать размещение на площадке «Смарт Сити» особой экономической зоны – как части ОЭЗ «Иннополис» (проект создания умного IT-города в Верхнеуслонском районе Казани, получивший статус федерального). Этот факт сегодня заметно обнадеживает авторов «Смарт Сити Казань», поскольку дает возможность предлагать потенциальным инвесторам определенные льготы по статусу ОЭЗ, в частности, налоговые. В то же время, землеотвод участка под «Смарт Сити Казань» пока еще не завершен, а мастер-план проекта от малазийских разработчиков будет представлен в конце марта.

460-8.jpg
По мнению Владимира Грицких, для будущих резидентов было бы большой ошибкой сегодня отмалчиваться, а затем, когда уже будет поздно, пытаться изменить правила игры

Руководитель проектно-экспертного отдела некоммерческой организации «Региональный фонд социально-экономического развития «Туган иль», депутат Государственного Совета РТ Владимир Грицких, который был модератором на семинаре АИРа, призывал участников активнее излагать свои соображения разработчикам, пока есть такая возможность (напомним, что первая презентация проекта для президента РТ Рустама Минниханова состоялась на земле малазийской). По мнению Грицких, для будущих резидентов было бы большой ошибкой сегодня отмалчиваться, а затем, когда уже будет поздно, пытаться изменить правила игры. Но оказалось, что участники семинара пришли в первую очередь сами послушать, что же такого привлекательного им предлагают малазийские эксперты из AJM Planing and Urban Design Group. Проект, как не преминул подчеркнуть глава АИРа Линар Якупов, реализуется под патронажем президента РТ, а нынешний семинар был созван с целью обратной связи: «Не так, чтобы иностранцы сначала нарисовали, а потом – «разбирайтесь сами», а потом очень много времени и усилий ушло бы на то, чтобы все это привязывать».

460-2.jpg
Глава АИРа Линар Якупов: «Откровенно скажу – большинство у нас не видит других мест, кроме тех, на которых сейчас сидит!»

«МОЖЕТ, Я БУДУ ВРЕДНЫМ, НО Я ХОТЕЛ БЫ ВЕРНУТЬСЯ К КОНКРЕТНЫМ ВОПРОСАМ»

Концепцию «Смарт Сити» представила управляющий директор AJM Planing and Urban Design Group Норлиза Хашим (она же презентовала проект и в рамках Invest in Tatarstan, прошедшем на горнолыжном комплексе «Казань» в декабре прошлого года). Как и на декабрьском инвестфоруме, г-жа Хашим вновь долго и вдохновенно рассказывала о том, как важно быть включенным в процессы глобализации, развивать проект по принципам sustainable economy (так называемой «сбалансированной, самодостаточной экономики» - ред.), получая поддержку государства, общества и бизнеса…

460-7.jpg
Управляющий директор AJM Planing and Urban Design Group Норлиза Хашим

«Нужно решить, удовлетворяем ли мы спрос или создаем его? Думаю, что «Смарт Сити« формирует спрос, создавая новые возможности будущего», - расширяла горизонты сознания аудитории малазийский эксперт, демонстрируя слайды со схемой будущего «умного» города-спутника Казани.

«Глобальное видение – это хорошо. Вы говорите о поддержке проекта со стороны бизнеса. Но у меня такое ощущение, что он поддерживается только со стороны государства. Как вы считаете, какие реальные шаги нужно предпринять для начала работ по проекту? Что является ключевыми точками его успеха?» - сфокусировал видение модератор. Г-жа Хашим в лучших восточных традициях не спешила с прямым ответом. По ее словам, участие государства в таком проекте является гарантией успеха для первых стратегических партнеров, и государство даже может помочь их определить, чтобы первый kick-off (что можно перевести как «скачок вследствие пинка» – ред.) проекта был успешным.

«Может, я буду вредным, но я хотел бы вернуться к конкретным вопросам», - Грицких предпринял очередную попытку задать практическую пользу семинару, после того, как гендиректор ОАО «Корпорация развития РТ» Булат Гаянов пустился в рассуждения о том, как «в чистом поле вырастет бизнес», стоит лишь «необходимые ресурсы направить в нужное русло».

«РЯДОМ УЖЕ НАХОДИТСЯ МОЩНЫЙ ГОСПИТАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС…»

Но ожидаемый модератором переход к конкретике все же состоялся, хотя и на примере одного из нескольких кластеров, запланированных к созданию в «Смарт Сити Казань». Таковых, к слову, проектом предусмотрено пока четыре – медицина, энергосбережение, нанотехнологии, а также «разработка сложных систем» в сферах авиа-, судо-, автомобилестроения. Представители трех последних отраслей, если и были на семинаре, то себя ничем не проявили. Зато явный интерес к данной площадке выказали представители сферы здравоохранения. Впрочем, у них вопросов и к концу семинара осталось больше, чем ответов.

460-4.jpg
На семинаре были озвучены предложения и комментарии, которые будут учтены в доработке концепции «СМАРТ Сити Казань». В конце марта 2013 года готовый мастер план проекта будет презентован правительству РТ

В частности, с небольшим докладом выступил первый замминистра здравоохранения РТ Адель Вафин, отметивший, что министерство занимает по этому проекту «очень активную позицию», руководствуясь поручением президента РТ. В доказательство активности министерства спикер заявил, что Татарстан второй год подряд привлекает больше всего федеральных средств на модернизацию здравоохранения - порядка $15 млн. в год. В целом, по словам Вафина, в республике $70 - 80 млн. ежегодно выделяется на высокотехнологичную медицинскую помощь. В чем, помимо такого успеха по привлечению бюджетных средств, состоит активная позиция татарстанского минздрава применительно к «Смарт Сити», спикер не уточнил, однако напомнил, что в непосредственной близости от обсуждаемой площадки находится «мощный госпитальный комплекс на две тысячи коек» (РКБ – ред.). «Мы готовы проводить исследования и работать с будущими резидентами», - заявил Вафин.

«Спасибо! Мы наконец-то услышали, что и государство, и бизнес заинтересованы в реализации совместных проектов!», - прокомментировал Грицких, хотя бизнесу еще только предстояло высказаться.

«ОСОБЫХ ЛЬГОТ ДЛЯ НАС Я ТУТ НЕ ВИЖУ»

Интересы предпринимательского медицинского сообщества на семинаре представлял генеральный директор ООО «Клиника Нуриевых» Ильяс Нуриев, которого интересовали буквально все, до мелочей (которых в медицине, как известно, не бывает – ред.), практические аспекты создания на площадке «Смарт Сити Казань» медицинского кластера. Более того, Нуриев, по сути, оказался единственным представителем татарстанского бизнеса на данном семинаре и максимально использовал мероприятие по назначению, стараясь донести до разработчиков свои рекомендации и требования.

460-1.jpg

Отметив, что кластерная идея «Смарт Сити» ему в целом очень понравилась, Нуриев сообщил разработчикам, что для строительства медицинского центра необходимо соблюсти ряд условий. В частности, должна быть отведена парковая зона специально для медучреждения, здание которого должно быть изначально запроектировано в соответствии с требованиями для клиники (к слову, в то время как Шамовскую больницу в Казани, второй проект «Корпорации развития РТ», продали малазийским инвесторам под отель, предприниматели-медики сетуют на острую нехватку в городе помещений под ведение медицинской деятельности – ред.).

Любопытно, но предприниматель явно обескуражил г-жу Хашим, когда спросил ее, нельзя ли использовать уже растущие там деревья, если они там есть. Она постаралась убедить Нуриева, что под парковую зону будет отведено не менее 15% территории, а так – есть там несколько «природных деревьев». Прокомментировал Нуриев также и предложение по поводу возможных налоговых преференций для резидентов: «НДС и налог на прибыль мы не платим, клиники на «упрощенке», поэтому особых льгот для нас я тут не вижу».

Но главные претензии и «наболевшие» пожелания бизнеса, озвученные Нуриевым и подкрепленные репликами с мест других предпринимателей, были адресованы международному аэропорту Казань.

«Я БЫ ХОТЕЛ ПОСМОТРЕТЬ В ГЛАЗА ДИРЕКТОРУ АЭРОПОРТА…»

«Если мы хотим развивать медицинский туризм в «Смарт Сити», то существует реальная проблема, связанная с аэропортом. Я бы хотел посмотреть в глаза директору аэропорта, - начал Нуриев и пояснил, - еще два года назад президентом РТ было дано поручение МАК по прохождению биологических грузов, однако мы до сих пор вынуждены возить сперму во Владивосток через Москву, что существенно повышает себестоимость!» («Клиника Нуриевых» специализируется на репродуктивном здоровьеред.) Кроме того, предприниматель раскритиковал МАК за отсутствие рейсов малой авиации в соседние регионы, куда бизнес вынужден ездить по делам на автомобиле.

«Что будет, если аэропорт не станет выполнять свои обязательства по проекту «Смарт Сити»? Зачем мы говорим о международных рейсах, если нет рейсов малой авиации?! Не окажемся ли мы банкротами, поскольку проект ориентирован на внешнюю среду?!» - ставил один за другим вопросы предприниматель. С ним согласился Грицких: «Как можно говорить об интеграции Иннополиса со всем миром, если от нас в Самару уходит «Люфтганза»?! Не знаю, в чем причина, но это явно для нас не очень хорошо».

ильясов.jpg
Ильяс Нуриев: «Еще два года назад президентом РТ было дано поручение МАК по прохождению биологических грузов, однако мы до сих пор вынуждены возить сперму во Владивосток через Москву, что существенно повышает себестоимость!»

В свою очередь, Якупов подтвердил, что проект «на 50 процентов связан с аэропортом», и отметил, что «связка «аэропорт – Смарт Сити – Иннополис», конечно, требует доработки». Причем у Якупова, как у главы АИРа, свои претензии к установленному порядку – как оказалось, визовые: «Вопрос визового оформления въезда иностранных партнеров – это один из самых наболевших, который стоит перед развитием инвестиционной привлекательности региона».

Однако участникам семинара так и не удалось заслушать позицию международного аэропорта Казань - его представитель покинул мероприятие раньше.

Как позже пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Якупов, «Старостин (гендиректор МАК Алексей Старостинред.), к сожалению, спешил, но первый час он здесь был». Вместе с тем, Якупов заверил, что с аэропортом у них сегодня полное понимание: «С их (МАК – ред.) стороны сегодня делается максимум для того, чтобы в этих процессах участвовать. Многие вещи они и сами знают, даже если вы об этом не будете говорить, потому что они очень переживают и стараются в этом направлении работать», - пояснил отношение партнеров по проекту «Смарт Сити Казань» руководитель АИРа.

Завершая мероприятие, Якупов не смог сдержать сожаления по поводу того, насколько люди у нас «локально ориентированы». «Откровенно скажу – большинство у нас не видит других мест, кроме тех, на которых сейчас сидит!» - посетовал глава АИРа и подчеркнул: «Смарт Сити» – это люди, у которых горизонты выше и шире. Может, мы слишком многого хотим, но здесь нужны экстраординарные решения».

«МЫ НЕ ПОЗВОЛИМ В СПЕКУЛЯТИВНОМ ПОРЯДКЕ ПОКУПАТЬ ТАМ ЗЕМЛЮ»

Итак, разработчики обещают представить мастер-план проекта президенту РТ в конце марта этого года, оформление землеотвода еще не завершено. При этом Якупов опроверг тот факт, что продажи земельных участков в «Смарт Сити» уже стартовали (по информации корреспондента «БИЗНЕС Online», некие местные агентства недвижимости в начале года уже предлагали земельные участки в «Смарт Сити Казань» по сходной ценеред.).

«Территория на площадке «Смарт Сити Казань» сегодня не продается до того, как президент утвердит последнюю версию мастер-плана. Более того, компании-резиденты будут действовать в соответствии со своим инвестиционным планом, и если они не выполнят его условия, там будет пункт, в соответствии с которым мы сможем землю вернуть по продажной цене. То есть такие вещи, которые не позволят в спекулятивном режиме покупать там землю. Нам это не нужно», - заявил глава АИРа.

Однако в интернете уже появились предложения о продаже земельных участков «напротив» «Смарт Сити». А, например, абсолютно не крамольное размещение на сайте одного из казанских агентств недвижимости информации о том, что «был утвержден масштабный проект «Смарт Сити Казань», который должен стать новым деловым центром РТ со всеми необходимыми условиями для развития деловой, инвестиционной, научной, образовательной и социальной активности», с указанием менеджера, тоже вряд ли является случайным.

ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ ИНТЕРЕС ПРОЯВЛЯЮТ МОСКОВСКИЕ КОМПАНИИ

По завершении семинара Якупов сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» некоторые детали о первых резидентах «Смарт Сити».

460-88.jpg

- Получилось так, что сегодня очень большой интерес к «Смарт Сити» проявляют московские компании, данный проект в Москве, как ни странно, хорошо известен. Мы также ведем переговоры с крупными иностранными компаниями, представленными в Москве. В частности, это международное агентство Thomson Reuters, которые готовы сюда 100 - 200 человек переселить. По бизнес-парку у нас идут переговоры на очень серьезной стадии с компанией Assendes – это сингапурцы. По "Экспо-центру" у нас подписано соглашение с арабским консорциумом, куда входят 12 компаний, лидером является дубайская компания. Уже есть инвестор по транзитной гостинице, который также создаст в «Смарт Сити» образовательный центр подготовки кадров для индустрии гостеприимства – Radiance Hospitality Group. Они управляют сегодня 19-ю гостиницами, от двух до пяти звезд (в Малайзии и Сингапуре – ред.). Плюс мы планируем размещение retail outlet – стокового центра для брендовой одежды «прошлого сезона» – по нему тоже у нас есть оператор, которого я пока назвать не могу. Хорошо, что у нас есть герои, которые верят в этот проект и готовы прийти, по сути, на поле, построить первое здание. И, конечно, опять возникают вопросы к аэропорту, насколько интегрированы все эти вещи должны быть…

«НЕ ЗНАЮ, КАК БУДЕТ, НО ВЫГЛЯДИТ ОЧЕНЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО»

Однако представители бизнес-сообщества, с которыми побеседовала корреспондент «БИЗНЕС Online» после семинара, неоднозначны в своей готовности прийти в «Смарт Сити».

Георгий Васильев - директор по развитию бизнеса в России TGT Oil and Gas Services:

- Мы хотим в «Смарт Сити» построить кампус - производство, лаборатории, офис и даже гостиницу – по образу и подобию аналогичных городков в США. Я могу любого убедить за пять минут стать резидентом «Смарт Сити» - они дают землю с коммуникациями, с газом, с электрикой, с дорогой, которая от города находится на расстоянии максимум 10 минут. Пока еще продажа не ведется, поскольку земля в стадии отведения. Я не знаю, как они (АИР – ред.) это будут на самом деле реализовывать, но выглядит это очень привлекательно. Они предлагают полный пакет документов на строительство, плюс налоговые льготы, плюс упрощенный режим ввоза иностранной рабочей силы. Таким образом, офис в собственность мне там обойдется в 17 - 20 тысяч рублей за квадрат – это очень дешево. Мы готовы быть первыми!

Ильяс Нуриев - гендиректор ООО «Клиника Нуриевых»:

- Семинар означает обучение. Это еще даже не предложение к бизнесу, а просто обучение. Я, честно говоря, вообще не увидел заявленного формата – семинара. Это и не круглый стол – тогда были бы озвучены разные мнения, а у меня создалось ощущение, что из бизнесменов-медиков я тут один.

В целом по проекту – я не знаю, многое зависит от того, встретимся ли мы с коллегами на этой площадке. Близость аэропорта – очень хорошее место, если будет малая авиация, какие-то нужные преференции, которые позволят нам расширить географию, облегчить приезд пациентов к нам. Это вообще было бы классно! Потребность в этом есть. Тогда поедут лечиться не в Израиль, а в Казань. Это просто бизнес, они более правильно выстраивают сервисные услуги.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (43) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    11.03.2013 09:08

    На решение насущных проблем нужны мозги, а тут бюджет пилится просто и быстро, тем более цена вопроса выше! В чистом поле можно зарыть сколь угодно много, все равно все не сосчитаешь!

    • Анонимно
      11.03.2013 14:42

      Откуда столько познаний в распиле бюджета и сколько можно зарыть в поле? Почему просто не принять тот факт, что создавать что-то новое проще, чем переделывать старое. Вы когда-нибудь пробовали согласовать проектную документацию для здания в Казани на имеющихся инженерных мощностях и в условиях отсутствия парковок?

  • Анонимно
    11.03.2013 09:10

    Нельзя с Вами не согласиться, при этом почему то не говорится уже ни слова о сельском хозяйстве и жителях села. Можно подумать, что система расселения РТ состоит или будет состоять исключительно из городских поселений.

  • Анонимно
    11.03.2013 09:47

    Якуповские мероприятия должны быть открыты для всех желающих, а сейчас они какие-то местечковые. И напишите пожалуйста, что за мужчина на фотографиях рядом с Якуповым, он всегда присутствует на мероприятиях АИРа, но о нем никогда не пишут.

    • Анонимно
      11.03.2013 10:12

      Телохранитель?

    • Анонимно
      11.03.2013 10:28

      Если вы про человека, сидящего между Якуповым и молодым Гаяновым - это гендиректор ОАО "Дирекция внебюджетных программ развития города", депутат Государственного Совета РТ Владимир Грицких. Не соглашусь, что он "всегда" присутствует на мероприятиях АИР - но то, что в последнее время часто, это факт. Очень грамотный товарищ (тем более что все познается в сравнении).

      • Анонимно
        11.03.2013 11:02

        Так сегодня уже Грицких не возглавляет эту дирекцию.

  • Анонимно
    11.03.2013 10:16

    Ни че вы не понимаете они же для народа стараются, чтоб мы жили как в раю)))

  • Анонимно
    11.03.2013 10:23

    Остановите кто-нибудь Якупова с его "смарт" идеями

  • Анонимно
    11.03.2013 10:26

    А вы еще жалуетесь на жизнь!? Вон у людей какие проблемы - Нуриеву сперму возить во Владивосток через Москву приходится! ;)

  • Анонимно
    11.03.2013 10:35

    В принципе строительство Смарт - Сити это большой плюс для региона в целом. Единственное что важно, это грамотно реализовать данный проект. Здесь радует то, что проект находиться под контролем Президента, поэтому все должны сделать как следует. Насчет аэропорта, думаю не стоит валить все беды на аэропорт. Как я понимаю региональные перевозки должны организовывать авиаперевозчики. А что касается грузоперевозок, так терминала грузового еще нет в Казани. Сначала для пассажиров новые должны достроить исдать в эксплуатацию, потом уже переходить к строительству грузового терминала.

    • Анонимно
      11.03.2013 11:18

      Декларация "под контролем Президента" - только декларация и большое желание говорящего. У Президента вся республика "под контролем" - и что, работать не надо, ждать "бюджета"? Смарт-сити - халява в тени Иннополиса!

      • Анонимно
        11.03.2013 14:22

        в принципе нужно исходить из того, сможет ли экономика татарстана безболезненно переварить этот проект, а не так, как это с универсиадой

  • Анонимно
    11.03.2013 10:57

    Что касается слов Нуриева по отношению к аэропорту,а именно грузоперевозок. Все сделать сразу нереально! Я считаю, что аэропорт развивается и наверное скоро дойдет до грузоперевозок. Но не все сразу! Как я видел,много сил направлено было на построение новых терминалов и реконструкции МАКа.

  • Анонимно
    11.03.2013 11:55

    строительство смарт сити, думаю что принесет много плюсов, так и республике и людям. но аэропорт он щас занят другим, и улучшает, обслуживание для людей, и немало усилийпредает этому, Нуриеву стоит немного потерпеть, так как нужно гостей наших универстадовских хорошо встретить, не все сразу же...

  • Анонимно
    11.03.2013 12:02

    Вообще о чем он говорит Нуриев? Люфтганза? Да вы летали на их ужасных самолетах? Хорошо что ушла! И пусть даже не возвращается. И биологические грузоперевозки не являются важнейшей задачей аэропорта на данный момент.

    • Анонимно
      11.03.2013 12:18

      А разве Люфтганза осуществляла грузоперевозки из Казани?

  • Анонимно
    11.03.2013 12:28

    А вот не могу понять к какому району будет относится "Умный город" к Лаишево или к Казани?! Или Лаишево скоро присоединят к Казани!? Или он будет как онклав?!

    • Анонимно
      11.03.2013 12:57

      Вообще-то "Анклав", но вопросы в точку. Только вряд ли на них сейчас могут ответить даже сами "замутители" этой "Большой Казани"

    • Анонимно
      11.03.2013 13:26

      К Московско-Казанской агломерации.

      • Анонимно
        11.03.2013 14:24

        скоро весь татарстан будет жить в казани, а питаться будем нефтехимией. минсельхоз можно уже распускать, так как работать на земле уже некому

  • Анонимно
    11.03.2013 13:31

    Если честно то надоело уже ... по сути дела одни и те же моменты везде указывают, ясное дело что проблемы существуют, приятно читать хорошие новости. Что касается слов бизнесмена(сперма) приведдного в данной статье то отчасти он прав. а поводу крюков в взодухе так это проблеМА рф В ЦЕМЛОИ

  • Анонимно
    11.03.2013 14:10

    Судя по информации, размещенной на сайте АИРа, Шамовская больница не будет отелем, а станет медицинским центром с сохранением имени Шамова.

  • Некогда спать, некогда! Ни днем, ни ночью не могу я уснуть, покуда беспредел этот в стране нашей творится!

  • Анонимно
    11.03.2013 15:41

    и вообще грузоперевозки, не на первом месте нам нужно, нужноработать и с людьми, качество обслуживания аэропорта увеличивать...

  • Анонимно
    11.03.2013 16:00

    во всем виноват аэропорт, и даже то что ему местные авиакомпании которые по сути должны организовать эти местные и международные рейсы, ни за что не отвечают,а мало того еще и обременяют аэропорт своими долгами в полмиллиарда.

  • Анонимно
    11.03.2013 16:03

    Желание строить СмартСити самим, а не отдать этот проект дубайской компании Smartcity.ae создает странное ощущение. Похоже весь интерес в том, чтобы построить этот город и все, а дальше будь что будет, средства то уже освоены.

  • Анонимно
    11.03.2013 16:35

    А нельзя ли по этому же принципу построить что-то типа Smart Government, вот так взять и вынести все бюрократические структуры за город, посадить туда смарт-чиновников. Вот пусть бизнесмены и чиновники сидят там себе на пару, ходят друг к другу в гости, поддерживают друг друга и т.д. А город надо оставить просто для тихого проживания жителей, в котором как дома: ни слова о работе. Внутри города здания бывших ведомств и компаний снести и на этих кусочках земли разбить уютные скверы.

    • Анонимно
      11.03.2013 18:14

      отличная мысль и аэропорт рядом, ни пробок в городе, ни проблем)

    • Анонимно
      11.03.2013 22:27

      Давно уже пора мерию и гордуму отправить в Салмачи или в Смарт-Сити - все равно они не с горожанами... меньше будут мешать в центре!

  • Анонимно
    11.03.2013 18:15

    Идея супер, давно пора расширить казань от Лаишевского района до Услона, станем мегагородом России)

  • Анонимно
    11.03.2013 18:39

    со Смарт-Сити догоним мировой технический прогресс. Увидите еще в пример всем будут ставить наш город спутник.

  • Анонимно
    11.03.2013 18:44

    поддерживаю, все гос.структуры отправить туда

  • Анонимно
    11.03.2013 20:58

    Вообще я как человек радеющий за благо своего Отечества доволен, Многие скажут что вот под Европу косим и бла бла бла, однако 10 лет назад мы не думали ни о каких техно-полисах. Сейчас то что я наблюдаю меня в целом радует.По моему разумению такие проекты через пару лет будут способствовать хорошему росту, тем паче проект курируют на самых верхах.Про аэропорт тоже можно много лестного сказать , можно критиковать. "Истина познается в сравнении" так Вот мне есть с чем сравнивать, по этому я доволен. Высказывание господина Нуриева не несет в себе нечего нового. Только слова НАДО НАДО НАДО, но все и так знают что надо=)Буду искренне верить что Наш регион будет расцветать из года в год=)

  • Анонимно
    11.03.2013 21:05

    Блин, из всего что меня интересует так это, когда можно будет летать не через Москву.

    • Анонимно
      11.03.2013 22:29

      пробовали через Сингапур и Куала-Лумпур - но только для ВИПов из АИРа удобно...- остальным Москва - столица!

  • Анонимно
    11.03.2013 22:53

    Г-н Козырев, вы лукавите или провоцируете, "умный" город придуман для "распила" бюджетных средств, которые можно вернуть только через такие заумные проекты.

  • Анонимно
    11.03.2013 23:35

    Tatsmart точка ру :)

  • Анонимно
    12.03.2013 05:01

    Возникает единственный вопрос: ЗАЧЕМ? Зачем строить отдельный город? Зачем удалять его от Казани? Какую медицину там собрались развивать? И кого лечить собираются? Мышей и коров с поля? Или больные люди будут вынуждены из Казани мотаться 20 лишних километров только из-за того, что кому-то захотелось в чистом поле поосваивать? Нигде в мире нет такого безобразия, чтобы искусственно удалять от основного населения больницы, бизнес, развитие. У нас в Казани мало места? Мало полей, пустырей, заброшенных промзон, которые надо перестраивать?

    • Анонимно
      12.03.2013 11:33

      Подальше от чиновников, что бы люди могли нормально работать:) В городе спутнике люди будут любить свой город,и стараться для него, у нас почему многие не очень любят свой город лишь потому, что считают что власти не достаточно делают для города, а там такого не будет т.к. стараются сами для себя! Толковых специалистов пока не так много, поэтому самой большой ценностью будут люди которые придут в этот город. И выборы честные будут, единственное место где IT-шники позволяют поставить руководителя глупее себя это только школа!!

  • Анонимно
    12.03.2013 12:00

    власти очень много делают для нас, и аэропорт тоже продвигают, и сельское хозяйсьво работает. просто во всех недостатках нужно же крайнего оставить, вот и попал под крайность аэропорт. Нуриев вообще о людях думает, или у него только одно в голове?? грузоперевозки

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль