Общество 
5.05.2013

Ренат Аюпов: «В небогатых театрах больше творчества»

460-он-сам.jpg
Ренат Аюпов

 «РЕЖИССЕР ДОЛЖЕН БЫТЬ АМБИЦИОЗНЫМ»

– Ренат, о вас говорят, что вы один из самых амбициозных режиссеров. Это правда?

– Режиссеры должны быть амбициозными, иначе они не смогут существовать в профессии. Я просто один из себе подобных.

– В чем заключается ваша амбициозность?

– Это прежде всего проявляется в подаче материала, в спектакле. Те спектакли, что я ставлю, они основаны на двух театральных школах:  представления и переживания. Я окончил актерское отделение Щепкинского училища, и там нам преподавали школу переживания, и как режиссер учился уже в Щукинском училище, где, как вы знаете, основу составляет вахтанговская школа представления. Мои требования к актерам – это уметь объединить эти две школы. Я люблю смешивать жанры, люблю цирк, клоунаду, шоу. Объединение двух школ дает в результате необычный продукт. В этом моя амбициозность – в смелости совмещения.

– Есть такое понятие – «театры внутри Садового кольца», это в Москве. У нас это «театры внутри Вахитовского района Казани». Ваш театр расположен далеко не в центре города, добираться до вас трудно, кто к вам ходит на спектакли, как театр выживает?

– Да, к нам трудно добраться из центра, трудно после спектакля ехать домой. Но мы частично нашли выход и сами идем к зрителям. Мы показываем наши спектакли на чужих сценах: в малом зале Камаловского театра, в Тинчуринском, в зале филармонии и даже в домах культуры. Иначе зрители, особенно маленькие, к нам не попадают. В этом смысле мы нашли союзника – нашего нового директора, для которого нехарактерна позиция равнодушия и спячки. Теперь наши спектакли, слава Богу, доходят до зрителя.

Без-имени-2.jpg
Татарский ТЮЗ им. Кариева

– У вас сейчас вообще нет спектаклей на стационаре?

– Есть, но не весь репертуар.

– Какой у вас процент заполняемости зала на стационаре?

– Пятьдесят процентов. У нас в зале 250 мест.

– Каков уровень цен на билеты на стационаре?

– От 50 до 150 рублей.

«БЮДЖЕТ ТЕАТРА НЕВЕЛИК»

– Раз вы государственный театр, у вас, конечно, есть дотации. Вы может назвать бюджет театра?

– Бюджет театра невелик. Например бюджет одного спектакля – 60 тысяч рублей. Мы должны укладываться в эту сумму. Из этих денег надо оплатить драматурга и сценографа, закупить материалы для декораций и костюмов. Конечно, не хватает, приходится докладывать из внебюджетного фонда.

– Сколько спектаклей в год вы можете выпустить?

– Три-четыре. Половину делаем для детей, половину – для молодежи.

– При таких условиях какова же средняя зарплата у актеров?

– В среднем до 18 тысяч.

– Если судить по тому, сколько зарабатывают в других театрах, это хороший средний уровень. Как вам удается его придерживаться?

– Ну у нас не все такие зарплаты получают, есть жалование и в 8 тысяч, это у молодежи, у тех, кто вчера пришел в театр. А удерживать такой средний уровень нам помогает гастрольная деятельность. Гастроли дают прибыль.

– Где вы чаще всего гастролируете?

– По республике. Недавно возили два спектакля в Закамский регион, играли каждый день дважды, вот таким образом заработали денег. Театр, который преуспевает на стационаре, ему не выгодно выезжать, а нам нужно дойти до зрителя.

король-лир.jpg
«Король Лир»

– Вас недавно «уплотнили», поселив к вам «Созвездие». Как вы с ним соседствуете?

– Да, мы живем сейчас под одной крышей, но живем дружно, помогаем друг другу. И они, и мы работаем для детей и молодежи, у нас много общего. Мы работаем в одну духовную копилку.

– Насколько я знаю, вы со временем должны въехать в бывший дом офицеров, что там сейчас происходит?

– Когда откроют финансирование, там начнется ремонт, даже реконструкция. Так что мы живем в режиме ожидания денег. Сумма нужна приличная, потому что косметическим ремонтом в этом здании не обойтись.

– Там будет большой зал?

– До дома офицеров там был кинотеатр с залом на 600 мест, но он был пригоден только для показа кинофильмов. У нас зал должен быть иным. Нам достаточно 250 мест. У нас уже есть проект.

– То есть вы полагаете, что больше 250 зрителей вы не соберете?

– Соберем, но дело не в этом. Нам не нужен зрительный зал в традиционном понимании этого слова, то есть зал и зеркало сцены. Нам нужен зал и сцена, которые должны трансформироваться в зависимости от задач и стилистики спектакля.

укрощение-строптивой-460.jpg
«Укрощение строптивой»

– Вы предлагаете «театр единой среды»?

– Да, каждый спектакль будет выглядеть индивидуально. Дети не должны привыкать к рутине. Сейчас ребенок привычно сидит в кресле и понимает, что действие происходит на сцене, и с ним в зале ничего не произойдет. А мы хотим добиться живого воздействия на ребенка. Мы будем ставить интерактивные спектакли. Мы хотим достучаться до каждого ребенка, приблизить к нему действие. Мы хотим разрушить «четвертую сцену». В связи с этим нам не нужно более 250 зрителей, если их будет больше, они не смогут ощутить магию театрального искусства.

«В БЕДНЫХ ТЕАТРАХ БОЛЬШЕ ТВОРЧЕСТВА»

– В прошлом сезоне вы работали очень успешно, что было заметно по наградам на «Тантане». Как вам при таких скромных условиях удалось хорошо провести сезон?

– Конечно, я немного завидую тем театрам, где все есть: от большого бюджета до технического оснащения. Но вот парадокс, иногда, когда все есть, актеры и режиссеры могут спать. У них уже все есть, им нечего дальше делать. Когда театр небогатый, режиссеру, чтобы выйти из положения, приходится фантазировать, придумывать. Например в нашем нынешнем стационарном театре у нас есть всего 4 - 5 прожекторов, представляете, как приходится исхитряться? Все устарело и сгнило, а денег нет, но мы крутимся и вертимся, чтобы зрителям не было скучно. Бедные театры чаще находят что-то новое, чем благополучные театры. 

 

– Получается, что художник должен быть голодным?

– Нет, не совсем. Но мы можем, например, найти кусочек места, расстелить ковер и сыграть спектакль. В стационаром театре это невозможно, там другие критерии, им нужны свет, музыка, декорации. Нам же приходится делать спектакли разной формы, идти на эксперименты. Сейчас детей удивить очень трудно, а театр должен удивлять, вовлекать в сценическую ситуацию. Так что мы неординарны, это так.

– А вы ходите в казанские театры, смотрите работы коллег?

– Хожу, смотрю практически все премьеры.

– Кто из коллег вам ближе по стилистике?

– Думаю, что спектакли Александра Славутского, у нас одна вахтанговская школа. И, может быть, вы удивитесь, но мне очень нравится театр из Мензелинска, я ставил там несколько спектаклей и знаю этот коллектив. Он имеет огромный актерский потенциал. И этот театр стремится удивлять публику. Что касается остальных татарстанских театров, в них царит сонное состояние.

– Вы не испытываете недостатка в хороших современных пьесах? 

– Постоянно испытываю. Наш театр просто страдает от этого, потому что хорошей детской драматургии, так необходимой нам, у нас нет. Русская есть, зарубежная есть, а вот татарской нет. Приходится обращаться к татарской прозе.

«У НАС ШЕКСПИР ИДЕТ С КУПЮРАМИ»

– Вы сами делаете инсценировки?

– Нет, с нами часто сотрудничает Ренат Харис, сотрудничал Туфан Миннуллин.

Без-имени-4.jpg
 

– Сами не пробовали пьесы писать?

– Нет, это не мое. Хотя приходится вычищать тексты у молодых драматургов и даже иногда у опытных. Например у меня есть постановки двух шекспировских пьес: «Король Лир» и «Укрощение строптивой». Молодежь в них не все поймет. Приходится какие-то линии сокращать. Дописывать я, естественно, не берусь.

– То есть у вас Шекспир с купюрами идет?

– Да, иначе молодежи будет непонятно.

– Какая у вас ближайшая премьера?

– В самое ближайшее время мы покажем премьеру спектакля по пьесе Разиля Валеева «Девушки моей мечты», это музыкальная комедия. Это не новая пьеса Валеева, но мы попросили ее переделать на молодежный лад. Премьера пройдет на сцене Тинчуринского театра. А сезон тоже закроем премьерой – это будет спектакль по пьесе Ркаиля Зайдуллы «Приют», из названия понятно, о чем будет спектакль.

– Театр работает в культурной программе Универсиады?

– Да, мы ходим предложить три постановки, естественно, играть их придется на чужих сценах. 

Справка

Ренат Аюпов

Родился в деревне Шали Пестречинского района в 1964 году. Окончил актерское отделение Щепкинского училища и режиссерское Щукинского училища. С 1995 по 1996 годы – главный режиссер татарского ТЮЗа, с 1996 по 2002 год – главный режиссер драматического театра в Набережных Челнах, в 2002 году вернулся в Казань, в театр им. Кариева, где и работает в должности главного режиссера по сей день. Заслуженный деятель искусств РТ, лауреат многих общественных премий. 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (13) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    5.05.2013 12:51

    Театр существует уже 20 лет, а до сих пор никакой перспективы получить собственную сцену нет. Кстати та же ситуация в Челнах. Их театр 20 лет живет на чемоданах и питается обещаниями - "после Универсиады". Почему власти города находят финансы и ресурсы для реализации своих ненормальных потребностей в виде дворца бракосочетания, бесчисленных спортсараев, а на театры денег не находится? Уплотнение с подселением провинциальной "фабрики звезд", "передача" здания, которое оказывается до сих пор в собственности одной из сильнейших армий мира - напрашивается переименования соответствующе ведомства в правительстве РТ в министерство по борьбе с культурой.

    • Анонимно
      5.05.2013 14:03

      что значит "никакой перспективы получить собственную сцену нет"? сцена есть. а Дом Офицеров с августа прошлого года в собственности республики. да, вопрос в руководстве - как в бывшем театра, так и в нынешнем (да в принципе и в прошлом) минкульта

      • Анонимно
        5.05.2013 18:30

        Согласен, вопрос в руководстве министерства, которое не смогло найти средства для реконструкции ДК Льнокомбината и которое бросило артистов на амбразуру в виде полуразрушенного дома офицеров Минобороны России, с которым и старые хозяева не спешат расстаться. Можно так еще лет двадцать держать театр на коротком поводке обещаниями и директорской текучкой. Башкирский ТЮЗ тоже всего 20 лет назад открылся. Вы съездите в Уфу, поинтересуйтесь, в каком здании, в каких условиях они сейчас работают. Почему у нас не так, почему у театра нет собственной сцены и он уже 20 лет мыкается по развалинам? Это прежние директора театра виноваты?

  • Анонимно
    5.05.2013 13:20

    Смотрела "Мухаджиры" Мензелинского театра в постановке Аюпова. Это класс, ребята, молодцы, так держать! Аюпов гениальный режиссер, очень советую сходить в маленький, неприметненький татарский ТЮЗ на Гладилова, это остров настоящего творчества!

    • Анонимно
      5.05.2013 16:23

      Минзэлэ театрында бик унышлы постановка ясаган шул Аюпов. Рэхмэт

  • Анонимно
    5.05.2013 15:47

    Ренат Эюповнын ижаты белэн Чаллыда ук кызыксына идем.Искитэрлек кочле,зур талант иясе!Беркайчан да беркемне кабатламый,уз фикерен кыю эйтеп бирэ ала.Андый режиссерлар (татар телендэ ижат итуче)республикабызда бутэн юк. Мэдэният министрлыгы кая карый икэн: егерме беренче гасырда Кариев исемендэге театр эчереп беткэн прожекторлар белэн эчереп беткэн, ишелергэ торган бинада спектакльлэр курсэтэ...

    • Анонимно
      5.05.2013 19:18

      Мы же первые во всем!Без бит булдырабыз! У нас же все корошо!"эчереп" бетудэ дэ мы первые?

  • Анонимно
    5.05.2013 20:52

    Спектакли в постановке Рината Аюпова очень хорошие. Он профессионал своего дела.

  • Анонимно
    5.05.2013 21:47

    Ренат молодец!

  • Анонимно
    7.05.2013 12:03

    Ребята!Вопрос решается просто.Напишите письмо на имя Президента РТ.Соберите подписи известных деятелей культуры(Театров,Кино,Фольклёра)не менее 100 человек.И передайте ему или в Администрацию Президента РТ,с дублированием этого письма к средствам массовой информации,в том числе Бизнес Лайн.Президент РТ,умный человек и любит Татарcкую культуру, я думаю этот вопрос будет решён.Простой человек.

  • Анонимно
    7.05.2013 15:45

    Молодец Ринат Аюпов!Самый оригинальный татарский режиссер.Амбициозный, трудолюбиый,популярный,короче САМЫЙ ЛУЧШИЙ!!!

    • Анонимно
      8.05.2013 12:13

      Молодец! Башкалар йоклап ятканда искиткеч эсэрлэр ижат итэ. Миллэтнен гоурлыгы, ин шэп, ин талантлы, зыялы, матур сойлэмле режиссер! Грантлар алмаса да ижаты башкалардан бик купкэ остен!!!

  • Анонимно
    9.05.2013 08:13

    творческие коллективы будут страдать от неимения хороших мененджеров. Тюз - яркий показатель современного бизнеса. В "богатых" театральных коллективах есть финансы, но отсутствует настоящая политика национализации культуры, но в этом Тюз е все еще процветает дух творчества, а насколько оно хватет им.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль