Валерий Красильников сообщил, что на сегодняшний день в Казани зарегистрировано свыше 67 тыс. иностранцев и лиц без гражданства |
КАЖДЫЙ ДВАДЦАТЫЙ ЖИТЕЛЬ КАЗАНИ – ИНОСТРАНЕЦ
Доклад начальника УВД Валерия Красильникова, с которым он выступил на деловом понедельнике в мэрии, журналистам пришлось слушать в атмосфере 40 - 50-х годов прошлого века – в радиотрансляции. Уже вторую неделю технические проблемы не позволяют наблюдать за докладчиками и мэром. У журналистов возникло даже предположение, что в этот раз видео отключили по предложению полицейских, замаскировав это техническими сбоями. Во всяком случае, на просьбу редакции выслать слайды, которые показывал чиновникам шеф казанской полиции, в пресс-службе управления МВД по Казани с сожалением отметили, что это «информация для служебного пользования».
Как сообщил Красильников, на сегодняшний день в столице РТ зарегистрировано свыше 67 тыс. иностранцев и лиц без гражданства. Фактически это население небольшого города. 3 тыс. человек из них имеют вид на постоянное жительство в России.
Казань и Татарстан помимо экономических показателей привлекает приезжих удобным географическим положением, а также широким этноконфессиональным составом населения, отметил докладчик. Но официальное разрешение на работу есть только у каждого четвертого иностранца.
- Их труд востребован: свыше 1 тысячи предприятий города используют иностранную рабочую силу, – отметил Красильников. – Более 80 процентов приезжих трудятся на стройках, около 10 процентов – на транспортных предприятиях, остальные – в сфере общепита, торговли, услуг. Около 3 тысяч человек учатся в учебных заведениях Казани.
Более 45 тыс. иностранцев имеют лишь трехмесячную регистрацию, они и пополняют серый рынок труда, констатировал Красильников. А о реальном количестве иностранцев без регистрации вообще можно судить только на основе экспертных оценок. Незаконно пересекших границу выдворяют за пределы России, но темпы такого выдворения не дают понятия о том, сколько же у нас нелегалов. Так, в Казани с начала года полицейские и миграционная служба обнаружили 468 нелегалов. Только 95 из них уже «приговорены» судом к депортации.
То, что две трети мигрантов, зарегистрированных в Казани, не работают, вполне нормально, считает доктор социологии Лариса Усманова. В конце концов, к нам приезжают не только трудоспособные работники, но и их семьи, отметила она в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».
- Дети не работают, отсюда и статистика, – пояснила она.
Мигранты работают нелегально, но они не могут найти работу сами – их нанимают, причем сегодня этим занимается крупный бизнес. Усманова не исключает и найм мигрантов муниципальными структурами – на строительство и низкоквалифицированный труд вроде уборки.
- Не может быть так, чтобы люди нелегально жили и работали на территории республики, – считает Усманова. – Понятно, что все это делается под каким-то прикрытием. Все прекрасно понимают, что это не какие-то неизвестные приезжие, а вполне конкретные, за которых никто не хочет платить налоги. Точно так же обстоит дело с китайскими мигрантами – в Японии, например, или у нас на Дальнем Востоке.
ДЕСЯТИКРАТНОЕ УМНОЖЕНИЕ ДАСТ КАРТИНУ ИНОСТРАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Интересно, но факт – «иностранная» преступность не вносит серьезного вклада в криминогенную обстановку. Ежегодно в Казани фиксируется менее 1% преступлений, совершенных иностранцами. Правда, шеф городской полиции тут же сделал оговорку о высокой латентности данного вида преступности и посоветовал, чтобы получить хотя бы примерное представление о реальном положении дел, умножить на 10 количество зарегистрированных преступлений.
В подтверждение Красильников рассказал, что на прошлой неделе сотрудниками уголовного розыска был задержан нелегал из Таджикистана, который до полусмерти избил свою гражданскую жену. В начале апреля за совершение развратных действий в отношении малолетних задержан нигде неработающий, но имеющий регистрацию гражданин Республики Азербайджан. В марте сотрудники ОБЭП пресекли деятельность гражданина Узбекистана, занимавшегося сбытом фальшивых пятитысячных денежных купюр.
Но есть примеры преступлений, совершенных и против иностранцев. Причем в этом случае им куда проще разобраться с обидчиками своими силами. Так и поступили нелегально подрабатывавшие на стройке торгового центра в Советском районе граждане Вьетнама, над которыми решили поглумиться несколько подвыпивших подростков.
- Ворвавшись ночью в недостроенный бокс, где проживали вьетнамцы, они стали избивать их всем, что попадалось под руку, попутно уничтожая их незамысловатый скарб, – рассказал Красильников. – Но строители оказались не из робкого десятка. В результате трое из нападавших оказались в больнице с ножевыми ранениями и травмами различной степени тяжести…
Но жертвами становятся не только нелегалы. В торговом центре «МЕГА» сотрудниками полиции были задержаны «скинхеды», которые ранили ножом казахского студента…
Есть и определенные успехи по привитию толерантности собственным гражданам.
- Удалось задержать группу националистов, которые совершили ряд разбоев и грабежей в отношении иностранцев в Вахитовском районе города Казани, – сказал шеф полиции. – Следствие пока не закончено, поэтому я не могу рассказать подробности этого дела…
Под особым прицелом находятся недобросовестные работодатели. Красильников доложил, что совместно с управлением федеральной миграционной службы с начала года вскрыто 14 фактов незаконного найма на работу иностранцев. По двум случаям возбуждены уголовные дела.
СО СВОИМ УСТАВОМ?
Еще одной тонкой гранью мигрантского вопроса являются различия традиций и вероисповедания, причем даже в рамках одной религии. Именно иностранцы чаще всего становятся приверженцами различных религиозных культов, в том числе и экстремистской направленности, отметил Красильников. Часть из них прибывает в республику, уже являясь членами различных противоправных организаций.
- Для иллюстрации данного тезиса достаточно вспомнить, что значительную часть членов «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», задержанных за совершение противоправных акций в прошлом году, составили граждане среднеазиатских государств СНГ, – напомнил шеф казанской полиции. – Настораживает нас и факт увеличения числа частных мечетей, неподконтрольных Духовному управлению мусульман. На базе некоторых из них образуются земляческие общины, а имамы этих мечетей часто осуществляют проповеди нетрадиционного ислама, следуя идеологическим установкам собственников культовых объектов.
От конкретных примеров Красильников воздержался – мол, нецелесообразно это в открытом формате совещания…
Необходимо посмотреть, выходцы из каких стран доставляют наибольшие хлопоты с точки зрения исламского радикализма, предложил мэр.
- Мы не готовы платить такую цену за рабочую силу, – подчеркнул Метшин и предложил расширять географию привлечения специалистов. – Нужно посмотреть по северокорейским работникам, они более дисциплинированы…
ПОД НАДЗОРОМ ПОЛИЦИИ 1300 «РЕЗИНОВЫХ» КВАРТИР
Еще одна неожиданная сторона миграционных процессов вскрылась не так давно, в ходе борьбы с завышенным ОДН. Тогда впервые прозвучала информация о «резиновых» квартирах, сдаваемых мигрантам. Как оказалось, сегодня под наблюдением полиции – 1300 таких квартир в Казани. Приглядывать за ними поручено участковым.
- В этом вопросе казанская полиция надеется на помощь управляющих компаний, ТСЖ и просто граждан, – призвал на помощь управдомов и общественность Красильников. – Ведь так называемые «резиновые» адреса могут сказаться не только на безопасности, но и на кошельках граждан.
Так, в одной из квартир Вахитовского района полиция нашла 8 корейцев, хотя «в нехорошей квартире» числился один человек. Что это значит с точки зрения роста ОДН, объяснять вроде бы уже никому не нужно…
«АЗЕРКОПУ» НАУЧИЛА КАЗАНЬ СТРОИТЬ МОСТЫ
Однако в целом без мигрантов нашей экономике трудно обойтись. Достаточно вспомнить, что за весь прошлый год ни один безработный казанец или татарстанец не пожелал сесть за баранку автобуса. Ни один! Так что транспортникам без иностранных водителей – просто никуда, и треть водительских кадров в Казани – граждане бывших братских республик.
В аварии они, понятно, тоже попадают. Достаточно вспомнить жуткую трагедию, разыгравшуюся 1 апреля на остановке «Улица Гаврилова». Тогда автобус Higer маршрута №7, за баранкой которого находился уроженец Кыргызстана, вылетел на остановку и сбил стоящих на ней людей, врезавшись в столб. Пострадали 6 человек, среди них – 6-летний ребенок.
Однако в целом иностранцы намного дисциплинированнее доморощенных автобусных асов, считают в транспортных предприятиях.
По мнению Ильсура Метшина, без мигрантов в Казани обойтись не удастся.
- Нам придется с этим жить, все развитые страны – европейские и дальнего заокеанского зарубежья – прошли через это. Без иностранной рабочей силы мы, как бурно развивающийся город, уже не справимся. И это не временное явление, – рассуждал Метшин. – Чем раньше страна в рамках закона выстраивает взаимоотношения с армией этих трудящихся, тем безболезненнее проходят эти вопросы. Как показывает опыт развитых стран, мы должны в правовом поле выстраивать взаимоотношения с этими гражданами и требовать от них исполнения тех законов, которые приняты на территории России и Татарстана.
Напомнил мэр и о повышенной ответственности самих работодателей – это они просят квоты в минтруде.
- Вместе с тем есть примеры, когда мы учимся у иностранных работников ближнего зарубежья, – добавил градоначальник. – Пример тому – Ленинская дамба, в реконструкции которой участвуют наши азербайджанские партнеры – одни из лучших специалистов в Восточной Европе и странах СНГ. Без них мы бы с такой работой в такие сроки не справились.
В КАЗАНИ ИНОСТРАНЦАМ ПРОЩЕ, ЧЕМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Между тем, как оказалось, Казань для мигрантов по мягкости общественного «климата» предпочтительнее, чем, скажем, Санкт-Петербург. Как рассказала газете «БИЗНЕС Online» Лилия Сагитова – директор АНО «Институт социальных исследований и гражданских инициатив», в третьей столице России мигранты чувствуют себя проще, чем в Северной Пальмире.
- Сами мигранты, которых мы опрашивали в ходе нашего исследования, отмечают, что в Казани намного ниже уровень ксенофобии, выше степень толерантности, – рассказала Сагитова. – Это связано с многонациональностью, с поликонфессиональностью общества. Мигранты приезжают сюда с какими-то другими ожиданиями: все-таки здесь есть мусульмане. Хотя в результате мусульманская община делится: приезжие ходят в свою мечеть, а местные – в свою, эти различия играют большую роль. Пока это не создает явных проблем, но рано или поздно они могут появиться.
Чаще всего проблемы у нас испытывают представители молодого поколения мигрантов: они росли в совершенно иной культурной среде. Проявления ксенофобии начинаются, когда молодежь начинает активно отстаивать свою идентичность, свое «я». Это чаще свойственно представителям северо-кавказских народов, отмечает Сагитова. Конфликт начинается, когда они пытаются громко диктовать свои обычаи – например, включают громкую этническую музыку, и это не может не раздражать местных. Да, громко музыку включают и местные ребята, но в случае с иностранцами возмущение будет связано не с возрастом, а с национальностью.
В целом же отношение к мигрантам неодинаковое, и унифицировано здесь подходить не получится, отмечает ученый. Люди негативно относятся к водителям и кондукторам, если они, к примеру, плохо говорят по-русски или устраивают гонки на дорогах. Гораздо лучше отношение к мигрантам, работающим в системе ЖКХ, – если люди видят, что человек хорошо работает. Есть некоторая конкурентная напряженность в сфере строительства. Но все же казанцы в качестве мерила своего отношения к мигрантам на первое место ставят профессионализм.
- Среди вопросов нашего исследования был такой: пойдете ли вы на прием к врачу, допустим, с Северного Кавказа? – привела пример Сагитова. – Для подавляющего большинства опрошенных не было никакой разницы, откуда человек. Главное – насколько он профессионален!
НЕ МИГРАНТЫ ПРОПОВЕДУЮТ, А НАШИ ЛЮДИ, КОТОРЫМ ПРОМЫЛИ МОЗГИ
Лариса Усманова – доктор социологии, востоковед, преподаватель японского языка:
- Наиболее устроенная часть россиян стремится отправить детей за рубеж – сначала на учебу, а затем и на постоянное место жительства. Происходит утечка мозгов, а освободившиеся места занимает дешевая рабочая сила. Плоды этой политики замещения мы увидим в полной мере лет через 10 - 20, население России изменится этнически и, соответственно, культурно: россияне мигрируют на Запад, Восток мигрирует к нам. Опыт показывает, что приезжие стараются ассимилироваться, они не возвращаются на родину. Тем более если есть работа, а Казань продолжит развиваться и после Универсиады. Кроме того, город нужно обслуживать – и многие уже привыкают к тому, что чистота в городе поддерживается выходцами из стран СНГ.
С мигрантами работают – их заставляют учить русский язык, сдавать экзамены, но заниматься их воспитанием никто не будет – детьми-то своими никто не занимается. Такова политика государства. И если политика останется в нынешнем русле, то социальное напряжение будет нарастать, и обвиняться в этом будут мигранты, хотя они здесь и ни при чем. Это общие вопросы – низкие зарплаты, ярко выраженное классовое расслоение, общероссийская тенденция к снижению качества образования.
Скоро мы вспомним известную социологам фразу: «Экономя на образовании, разоришься на тюрьмах». Мигранты – это просто прикрытие для внутренних проблем. Никаких дополнительных мер в политике миграции не нужно, все движется так же, как и во всем мире. Я общаюсь с представителями некоторых диаспор и вижу, что, несмотря на менталитет, люди прекрасно осознают, куда они приезжают и как здесь надо себя вести. Поэтому и религиозные разногласия – это не вопрос трудовой миграции, а направленное воздействие извне, которым должны заниматься силовые структуры. Через них же проходят анкеты приезжих – вот на этапе допуска в страну и надо проводить отсев более тщательно. Я уверена, что религиозные идеологи приезжают не в потоке мигрантов. И не мигранты ходят и проповедуют, а наши люди, которым уже промыли мозги.
«ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО»: МАЛЕЙШЕЕ НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА ОБЕРНЕТСЯ ДЕПОРТАЦИЕЙ
Опрошенные газетой «БИЗНЕС Online» эксперты не видят проблем в оформлении мигрантов на работу, однако считают, что для избежания каких бы то ни было межнациональных конфликтов стоит присмотреться к зарубежному опыту организации такой работы, в частности, к опыту арабских стран.
Роберт Гилязов – директор ООО «ИТЦ», перевозчик:
- В оформлении разрешений на работу нет никаких сложностей. У нас в транспортной отрасли и вовсе невозможно работать без разрешения. Во-первых, мы сами не допускаем к работе без разрешения – штрафы очень серьезные, а ФМС периодически устраивает проверки на конечных остановках. У нас на предприятии занято процентов 25 - 30 мигрантов. Никакого непонимания между ними и местными работниками нет. Скажу больше – водители из ближнего зарубежья прежде, чем получить разрешение на работу, в обязательном порядке проходят полное медицинское освидетельствование, у психолога и нарколога в том числе. Они обязательно сдают экзамен в ГИБДД.
Водители, которые работают больше пяти лет, сегодня живут в Казани уже с семьями. Кто-то из них получил временное гражданство на три года. Некоторые и на постоянное гражданство подают документы, хотя таких мало. Вообще, приезжему сначала дается разрешение на работу на полгода, потом – на год, потом уже можно подать заявление и на три года, а затем – на российское гражданство.
Роман Силантьев – доцент МГЛУ, член экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при минюсте РФ:
- В связи с миграцией из Средней Азии проблемы возникают как в межконфессиональных отношениях, так и внутри мусульманского сообщества. Нередко мигранты навязывают свои порядки в мечетях, исповедуют другие направления ислама. Есть тенденция к нарастанию таких конфликтов, хотя их значительная часть связана с выходцами с Кавказа – внутренними мигрантами, а не внешними. Но растет число конфликтных ситуаций и с узбеками, таджиками, киргизами… В некоторой степени обострились и отношения между разными группами мигрантов – в общем, это сложная система конфликтов.
Чтобы эти вопросы решать, я бы посоветовал обратиться к опыту стран Персидского залива.
Там очень грамотная миграционная политика: кто приезжает зарабатывать деньги, тот живет в отдельно устроенных местах. На работу иностранных работников привозят автобусами, и с местным населением они контактируют мало. Малейшее нарушение закона чревато депортацией. Они прекрасно осведомлены о местных религиозных, национальных обычаях и законах государства. Гражданство они практически не получают – это крайне проблематично.
У нас проблема с нелегальным положением мигрантов, на мой взгляд, обусловлена элементарной правовой безграмотностью и плохим знанием русского языка. Кроме того, есть практика, которую ведут преступные группировки, – они сразу берут мигрантов в оборот и не допускают до прямого контакта с чиновниками и работодателями. И в итоге большая часть зарплаты уходит этим посредникам.
Справка За 2012 год в Татарстане, по данным управления федеральной миграционной службы РТ, поставлено на миграционный учет 144 859 иностранных граждан (за аналогичный период прошлого года – 118 266). Из них с целью трудовой деятельности – 21 425 (АППГ – 12 699). За 2012 год оформлено 20 169 разрешений на работу (АППГ – 13 669), 26 004 патента (АППГ – 18 034). За три месяца 2013 года поставлено на миграционный учет 31 518 иностранных граждан, из них с целью трудовой деятельности – 5 854. За три месяца 2013 года оформлено 4 405 разрешений на работу и 2 759 патентов. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 328