Общество 
14.05.2013

КАМАЗ потерял пятую часть капитализации

ПЕРВОЕ ПОСТКРИЗИСНОЕ ПАДЕНИЕ

Согласно опубликованному ежеквартальному отчету ОАО «КАМАЗ», выручка камского автогиганта впервые за посткризисное время упала в первые три месяца текущего года на 12,6%. Если в январе-марте 2012 года предприятие заработало 26,44 млрд. рублей, то за аналогичный период 2013 года – только 23,11 млрд. рублей.

КАМАЗ по итогам трех месяцев года реализовал 8146 грузовых автомобилей и сборочных комплектов, что на 16,8% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. В том числе предприятие продало автомобилей и комплектов полной массой 14 - 40 т (в том числе сборочные комплекты) 8076 штук, среднетоннажных автомобилей полной массой 8 - 14 т – всего 70 штук.

Тем временем на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14 - 40 т дела обстоят еще хуже. Его совокупный объем по итогам первого квартала 2013 года составил 16,6 тыс. штук, что на 29,9% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. На снижение показателей продаж в начале года повлиял целый ряд факторов. Во-первых, распродажа значительного объема запасов автотехники, накопленных к концу 2012 года, в особенности распродажа запасов автотехники импортного производства. Во-вторых, переход отечественных производителей на выпуск автотехники экологического класса "Евро-4".

1.jpg

Доли участников рынка автомобилей РФ полной массой 14 - 40 тонн, первый квартал 2012 года

2.jpg

Доли участников рынка автомобилей РФ полной массой 14 - 40 тонн, первый квартал 2013 года

НАРАСТИЛ ДОЛЮ НА ПАДАЮЩЕМ РЫНКЕ

Похожая картина наблюдалась в кризисный период 2008 - 2009 годов. Напомним, тогда спрос в целом сократился, деловая активность ослабла, иномарки стали менее доступны из-за ослабления курса рубля, заморозки и удорожания кредитования. Сегодня же наблюдается замедление роста экономики – к примеру, ЕБРР обещает России уже не 3,4% роста ВВП, а всего 1,8%.

В результате разнонаправленной динамики продаж доля ОАО «КАМАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14 - 40 т выросла, причем заметно. Если в прошлом году автогигант контролировал 40,6% рынка, то по итогам первого квартала 2013 года – 48,6%. При этом доля ОАО «КАМАЗ» на рынке среднетоннажных грузовых автомобилей РФ сократилась на 2,2 п.п. – с 7,1% за первые три месяца 2012 года до 4,9% за аналогичный период 2013 года. Вообще, рынок среднетоннажных грузовых автомобилей в первом квартале просел очень существенно – на 45,4% – и составил 1,4 тыс. единиц автотехники. Почти двукратное сокращение спроса, очевидно, должно серьезно насторожить игроков рынка.

Впрочем, несмотря на падение продаж автомобилей, в первом квартале вырос объем реализации запасных частей. С учетом оперативных данных за март объем реализации запасных частей производства ОАО «КАМАЗ» на российском рынке по сравнению с аналогичным периодом 2012 года увеличился на 5,4%. При этом, чтобы подстегнуть позитивную динамику направления, ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ» с 1 апреля 2013 года проводит акцию по снижению цены на ряд запасных частей к грузовым автомобилям «КАМАЗ» в рамках повышения эффективности продаж и увеличения уровня доступности запасных частей производства заводов-смежников.

ЭКСПОРТ: МИНУС 45%

На экспортном направлении дела у КАМАЗа идут тоже, мягко говоря, не очень. В первом квартале основными экспортными рынками для автогиганта стали Казахстан – 211 автомобилей и 235 единиц СКД, Азербайджан – 122 автомобилей и Украина – 86 автомобилей.

Всего за три месяца за рубеж было экспортировано 937 единиц автомобилей «КАМАЗ» и СКД, что на 44,6% меньше в сравнении с 1692 автомобилями и СКД в первом квартале 2012 года. Доля экспорта в общей реализации составила 11,5%.

Снижение объемов экспорта продукции в Казахстан в первом квартале 2013 года объясняется ввозом в декабре 2012 года на склад ООО «Торговая компания «КАМАЗ» (город Астана) дополнительно 300 автомобилей «КАМАЗ» в преддверии ужесточения требований казахов к поставляемой на их рынок технике.

КАМАЗ ПОБОРЕТСЯ ЗА УКРАИНУ С МАЗОМ И КРАЗОМ

Сильно потеряло челнинское предприятие в Украине. В первом квартале 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы экспорта продукции ОАО «КАМАЗ» в соседнюю страну снизились на 59% (с 209 единиц до 86 единиц). Снижение экспорта произошло на фоне продолжающегося в Украине падения рынка грузовой автотехники соответствующего класса, ужесточения ценовой конкуренции со стороны ОАО «МАЗ» и западноевропейских производителей. Кроме того, в преддверии ввода в Украине с 1 января 2013 года экологических требований "Евро-3" у ООО «Торговая компания КАМАЗ» (дистрибьютор, город Чернигов) был создан склад ликвидной автотехники "Евро-2" в количестве 150 единиц. Эта техника в основном и реализовывалась на рынке в первом квартале.

Для укрепления позиций КАМАЗ намерен принять активное участие в программах «УкрАвтоДора» по замене устаревшего парка коммунальной техники по всей Украине. Планируется к проведению государственный тендер на закупку коммунальных автомобилей (машины дорожные комбинированные) на базе тяжелых самосвалов "КАМАЗ-6520", а также полноприводных шасси "КАМАЗ-65111/43118". В тендере предстоит жесткая ценовая борьба с "МАЗ-5516" и "КрАЗ-65055/6322".

Также менеджмент КАМАЗа нацелен на контракты с компанией «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины» для чего ведется разработка новых моделей зерновозов на шасси "КАМАЗ-65115", "КАМАЗ-6520" украинского производства, а также ОАО «НЕФАЗ», ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ».

СЭКОНОМИЛ НА ПРОЦЕНТАХ, НО ПОДВЕЛИ ПРОЧИЕ СТАТЬИ

На фоне не слишком позитивных результатов деятельности КАМАЗ попытался снизить долговую нагрузку. Заемные средства предприятия в результате сократились на 10,7% – с 16,63 млрд. рублей по итогам первого квартала 2012 года до 14,85 млрд. рублей по итогам первого квартала 2013 года. Это позволило автогиганту сэкономить на процентных выплатах 34 млн. рублей. Мелочь, а приятно.

Напомним, что 4,78 млрд. рублей в долгосрочных кредитах – объем задолженности по специальному займу от минфина РФ, погашение которого запланировано на 2034 год.

Стоимость этого займа составляет символический 1% годовых.

3.jpg
Заемные средства ОАО «КАМАЗ», млн. рублей

Однако баланс прочих расходов и доходов ухудшился. Положительное сальдо прочих статей сократилось на 84% – с 672 млн. рублей по итогам трех месяцев 2012 года до 109 млн. рублей за аналогичный период 2013 года. В итоге экономия на управленческих и процентных расходах слабо помогла конечному финансовому результату. Чистая прибыль рухнула в 2,4 раза – с 1,56 млрд. рублей в первом квартале 2012 года до 644 млн. рублей в первом квартале 2013 года.

С учетом критических темпов замедления экономики и сокращения спроса как на крупнотоннажную (29,9%), так и среднетоннажную (45,4%) технику КАМАЗ с высокой вероятностью существенно ухудшит свой финансовый результат относительно 2012 года.

4.jpg

Чистая прибыль (убыток) ОАО «КАМАЗ», млн. рублей

«ПОТРЕБИТЕЛИ ПОСТАРАЛИСЬ МАКСИМАЛЬНО «ЗАКУПИТЬСЯ» ПЕРЕД ВВЕДЕНИЕМ «ЕВРО-4»

Результаты первого квартала газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали на самом КАМАЗе.

Олег Афанасьев – руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ»:

- Как показывают наши расчеты и маркетинговые исследования, рынок грузовиков в этом году останется на уровне прошлого года или будет чуть ниже прошлогодних показателей. Это объясняется нестабильной экономической ситуацией в Европе, а также завершением реализации в России крупных инфраструктурных проектов: саммит во Владивостоке, Универсиада в Казани и Олимпиада в Сочи. Наши маркетологи отмечают, что спрос на грузовики постепенно смещается от крупных компаний к небольшим, имеющим в своем парке от 5 до 20 автомобилей. Мы стабильно занимаем более трети рынка тяжелых грузовиков, в апреле наша доля достигла 40 процентов.

Основным фактором снижения выручки явилось, конечно, снижение спроса на грузовики на рынке. Но тут есть особенности, о которых обязательно стоит упомянуть. Первая – это «эффект высокой базы» при сравнении с первым кварталом 2012 года. Традиционно, на нашем рынке первый квартал, как мы говорим, «мертвый»: в это время не ведутся ни строительные, ни дорожные работы, посевная еще не началась, а значит, спрос слабый. Однако начало 2012 года было более чем успешным, и мы значительно превысили наши показатели 2011 года. Это было связано как с отложенным спросом на рынке после кризиса, так и крупным гособронзаказом, который мы выполняли в первом квартале 2012 года. В этом году нет ни того, ни другого, и рынок традиционно «просел».

Второй момент – это введение "Евро-4" с января 2013 года. Всем было понятно, что новый экологический стандарт приведет к удорожанию техники, поэтому потребители постарались максимально «закупиться» перед его введением.

Несмотря на все эти проблемы, нам удалось минимизировать потери и получить прибыль в первом квартале 2013 года свыше 600 млн. рублей.

5.jpg

Основные экономические показатели ОАО «КАМАЗ»

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (15) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    14.05.2013 11:38

    С осени пытаемся купить КамАЗ-тягач,первоначальный взнос 30-40% +страховки и тд т.е. набегает 50% !!!Уймите аппетиты афилированных с КАМАЗом лизинговых и кредитных организаций и надо снизить первоночальный взнос и увеличить сроки выплат.Продукция КамАЗа уже по некоторым позициям дороже китайских а сервис и запчасти у китайцев уже не хромает.Р.S. в РТ уже работают китайские самосвалы переоборудованные под сжиженный газ.Китайцы чётко следят за рынком,пожелаем удачи КАМАЗу не отставать.КамАЗ роднее ...

  • Анонимно
    14.05.2013 12:22

    вот почему лукашенко отказался объединять свой маз с камазом

  • Анонимно
    14.05.2013 12:28

    Китайцы идут, вот и тяжело Камазу.

  • Анонимно
    14.05.2013 13:01

    вглянем правде в глаза- КамАЗ не конкурентоспособный товар. Но бренд несомненно сильный, нужно внедрять новшества и быть впереди планеты всей, а не ждать госзаказа, тогда рынок поглотит все возможные мощности автогиганта.

  • Анонимно
    14.05.2013 14:22

    насчет китайцев погуглите у китайского грузовика отказали тормоза. удивитесь сколько случаев по стране. не страшно экономить на жизнях?

    • Анонимно
      14.05.2013 16:04

      Убедились, что китайские автобусы плохие. Теперь убеждаемся, что китайские грузовики плохие. Ну Слава Аллаху! Значит есть за Камазом будущее, если сами так старательно его не опустят.

  • Анонимно
    14.05.2013 14:26

    ни в коем случае не берите Камаз ,тем более тягач.Замучаетесь потом избавляться от него.Хотя бы МАЗ.Если денег на иномарку не хватает.

  • Анонимно
    14.05.2013 15:25

    Присоединяюсь к отзывам, нем в коем случае не покупайте Камаз тягач, пожалейте водителя. У него от спины ничего не останется. Взял себе МАН, 2009 г., ТГА,500 пробег, европейский пробег, кабина на подушках, едет как легковая машина, прицепить Крона, все это удовольствие мне обошлось в 2.7 ляма. Некоторые запчасти дешевле камазовских. Вот как-то так.

    • Анонимно
      14.05.2013 17:36

      напомнило старый анекдот. обменялись русские и чехи грузовиками, они нам татру, мы им краз. через 3 года встречаются и чехи спрашиваю: ну как там наша татра? отвечают: 3 года и татре конец. Наши интересуются как там наш краз? ответ: 3 года и чеху конец.никогда не считал что камаз авто для человека, странно что на соревнованиях побеждаем, наверное благодаря мужеству и смекалки наших водителей. вроде они с мерседесом что совместное хотят делать. надо как с автовазом поступить, продать иностранцам и порядок.

  • Анонимно
    14.05.2013 16:07

    Грузовик 1975 года разработки до сих пор еще держится на плаву. Удивительно как смогли советские конструкторы сделать такую машину и удивительно почему сейчас ничего не делается по большому счету для повышения конкурентоспособности Камаза.

    • Анонимно
      14.05.2013 18:28

      Может не получается одновременно просто хорошо работать и креативно, высокоэффективно работать: пилить и пиариться?)))

  • Анонимно
    14.05.2013 16:10

    Что удивляет, с юга все частники с региона 05 и их соседи везут груз исключительно на Камазах. Вот сейчас начнется сезон и Камазы 10 тонники нескончаемым потоком поедут с кавказа к нам с 40 тоннами груза на борту. Да, едут медленно, но едут, а их хозяева почему-то не персаживаются на МАЗ, китайцев или иномарки. Исключительно на Камазах. С чем это связано?

    • Анонимно
      14.05.2013 16:57

      Купили в "хорошие" времена,ездиют мучаются,латают по запчастям и дальше мучаются ездят. Списать жалко а на новый первоночальный взнос как за неплохой б/у.Как развивать бизнес ? Куда смотрит правительство и руководство завода ???

    • Анонимно
      14.05.2013 18:02

      Там,на югах- нет работы,кроме как арбузы сюда везти.Элементарно не на чем заработать. А наши транспортники водителй с юга не любят: не ответственные они.Да и груз бы я им не доверил.Вот поэтому и ездят на латанных Камазах.Каждый год по весне вижу,как на стоянку свозят полуразобранные камазы,грузят друг на друга,собирают в караваны и алга в Дагестан,Чечню и Ингушению.За зиму подлатают и в рейс,портить наш воздух...

  • Анонимно
    14.05.2013 18:39

    МАЗ договорился со Сбербанком о льготной программе кредитования на свою продукцию под 7%(действует уже 2-год), а Камаз не может. единственный плюс камаза это наличие запчастей(контрафактных дешевых) в любом углу и проходимость, а цену лупят как за что то стоящее

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль