Общество 
15.05.2013

«Новая Тура»: от расцвета до пожара

История создания и развития технополиса, который «распустился» с первого торгового павильона в начале января, уходит своими корнями к так и не состоявшемуся выпуску в Татарстане исламских облигаций – сукук.

В ходе одной из интернет-конференций газеты «БИЗНЕС Online» глава агентства инвестиционного развития РТ Линар Якупов рассказал, что в случае привлечения $200 млн. через сукук эти средства будут направлены на создание татарстанского аналога всемирного торгового центра.

Однако реализовать идею за счет сукук не удалось, поэтому параллельно шел поиск прямого инвестора за границей. Так, в Дубае на инвестфоруме Annual Investment Meeting 2011 президент РТ Рустам Минниханов встречался по этому поводу с руководством компании Dubai Pearl. Комплекс предполагалось разместить в районе международного аэропорта «Казань» на площади 65 гектаров. Но арабов идея не увлекла.

В конце мая Минниханов в своей резиденции встречается с Александром Халдеем (тогда он возглавлял AFI Development – структура израильского миллиардера Леви Леваева). В ходе встречи обсуждался проект строительства торгово-ярмарочного комплекса уже в «Новой Туре». Были озвучены и некоторые параметры проекта: площадь 75 га, сосредоточение торговых, складских помещений, парка развлечений, кафе и ресторанов, площадок для проведения выставок и конференций, спортивных соревнований и деловых переговоров.

Одним словом, так родилась идея технополиса «Новая Тура».

9 МЛРД. РУБЛЕЙ ИНВЕСТИЦИЙ

Разместить рынок было решено на территории Зеленодольского района – таким образом моногород с дотационным бюджетом мог получить дополнительные средства в виде налогов от этого бизнеса. К тому же уже тогда было известно, что вот-вот вступит в силу закон 271-ФЗ, которым по всей России все некапитальные рынки «выдавливались» из крупных городов. А в Казани из двух десятков рынков капитальными были только 5.

В конце 2011 года стартовал процесс обмена территориями. Казань и Зеленодольск обменялись приличными кусками земли: из состава казанских земель был исключен участок общей площадью 132,91 га, расположенный в Кировском районе. С другой стороны трассы участок земли был передан в распоряжение казанской казны.

А затем процесс закрутился с невероятной скоростью. Уже через полтора месяца – в феврале 2012 года – был подписан меморандум о старте «Новой Туры». Структура израильского бизнесмена Шимона Вейнтрауба Brack Capital Real Estate совместно с инвестфондом FGN Capital, который возглавил покинувший AFI Development Александр Халдей, заявили о намерениях вложить в проект 9 млрд. рублей. Со стороны Татарстана меморандум подписали глава минэкономики РТ Мидхат Шагиахметов, глава Зеленодольского района Сергей Батин и руководитель исполкома Казани Алексей Песошин.

За довольно туманным представлением «Новой Туры» в качестве технополиса на первых порах планировалось построить оптово-розничный рынок.

ПЛЮС АГРОПРОМПАРК В ИСПОЛНЕНИИ СЕРГЕЯ ЛИСОВСКОГО

В конце марта 2013 года стало известно о начале еще одного «проекта в проекте»: на площадке «Новой Туры» планируется строительство агропромпарка. Некоторые подробности проекта представил известный лоббист из Совета Федерации Сергей Лисовский, который специально для этого приехал в Татарстан. Напомним, что Лисовский известен по предвыборной кампании Бориса Ельцина 1996 года. Тогда он вместе с одним из своих компаньонов был задержан людьми Коржакова с крупной суммой наличных долларов, лежащих в коробке из-под ксерокса.

По словам Лисовского, «Новая Тура» укладывается в рамки аграрно-продовольственной политики страны. «Россия может занять нишу мирового лидера в сельском хозяйстве, но отсутствие крупных логистических центров мешает довезти наш товар до потребителя, – заявил Лисовский журналистам. – На сегодняшний день до 80 процентов овощей и фруктов в крупных городах – это импорт. При этом мы производим прекрасную собственную продукцию, но она остается на полях, в том числе и в Татарстане. Это проблема неразвитости инфраструктуры, поэтому еще год назад мы разработали программу создания таких крупных логистических центров».

Речь шла о логистическом центре по типу каталонской Mercabana. Позднее Халдей рассказал, что Лисовский будет курировать проект агропромпарка.

Так или иначе, но тогда же первый вице-премьер РТ Равиль Муратов озвучил масштабы финансовых вливаний, которые республика должна сделать в инфраструктуру «Новой Туры». На это понадобится от 1,1 до 1,7 млрд. рублей. «Проект сам по себе очень серьезный, – заявил Муратов журналистам после совещания. – Это более 400 тысяч квадратных метров площадей, около 50 - 60 тысяч рабочих мест по завершении комплекса».

Правда, в итоге – после завершения строительства первого павильона – оказалось, что республика вложилась исключительно в строительство подъездных путей. И сумма этих вливаний, которую Муратов озвучил в ходе визита в «Новую Туру», составила 60 млн. рублей.

И наконец 8 июня был заложен первый камень в фундамент первого павильона будущего технополиса. За мастерок взялся и президент РТ Минниханов.

РЫНОЧНЫЕ УГОВОРЫ: МУРАТОВ ВЗЯЛСЯ ЗА МАДАМ КОЙ

Пока шло строительство первого павильона, татарстанские власти взялись уговаривать рыночников Казани соблюсти закон о розничных рынках и покинуть холодные уличные ларьки. С января 2012 года все рынки в городах с населением более 500 тыс. человек должны были размещаться только в капитальных строениях.

В качестве альтернативы власти и предложили свежеиспеченный проект. За уговоры взялся Муратов. Торговцам пообещали настоящий рай: пять павильонов площадью по 28 тыс. кв. м на 1,3 тыс. мест каждый с системами пожаротушения, видеонаблюдения, с собственным ЧОПом и службами безопасности. А рядом – парковки, пункты общепита, предприятия сферы услуг, отделения банков, почты, гостиницы. Впоследствии же якорными резидентами станут торгово-выставочный комплекс, производственно-логистический агроцентр, научно-образовательный центр, а также высокотехнологичные предприятия, гостиницы, сервис-центры и тому подобное. Среди плюсов – месторасположение рядом с будущей трассой «Западная Европа – Западный Китай» у магистрали М7 в экологически чистом районе.

Но рыночники, которых собрали в зале казанской мэрии, тут же раскритиковали проект, врезав вице-премьеру правду-матку про ставки арендной платы, расстояния и прочие прелести удаленного от Казани торгового центра, который, по их словам, станет чем-то вроде «гетто для бизнеса». При этом многие почему-то не понимали, что речь идет только об оптово-розничной торговле непродовольственными товарами, а не об огурцах и капусте.

Так или иначе, но первым рынком, которому предстояло покинуть Казань, Муратов назвал ООО «Витарус».

Правда, директор «Витаруса» мадам Кой свой рынок отстояла. Ради будущего своего рынка мадам Дао Тхи Кой раскрыла президенту Татарстана всю свою бухгалтерию, провела в павильоны отопление и установила системы пожаротушения, организовала парковку на 500 автомобилей и дала обещание вице-премьеру Муратову … поддержать «Новую Туру». А аккурат в день пожара в «Новой Туре» в интервью газете «БИЗНЕС Online» Кой рассказала, что собирается строить новый торговый центр. Совпадение так совпадение!

РАСКОЛЬНИК В ВОТЧИНЕ МАДАМ КОЙ

Что интересно, в вотчине мадам Кой появился свой «раскольник», прельстившийся манящими перспективами «Новой Туры», да еще и рассказавший об этом по телевидению.

Придя после программы на «Эфире» к своей торговой точке на «вьетнамском» рынке, предприниматель Буй Линь Бинь столкнулся с прессингом такой силы, что вынужден был обратиться в полицию. Более этого он сообщил правоохранительным органам, что кроме угроз ему пришлось столкнуться с хищением товара. Вьетнамец, который торговал текстилем на пару со своей супругой, рассказал, что его павильон был взломан, а вещи украдены.

И каким же потерянным видел его корреспондент газеты «БИЗНЕС Online» во время пожара, даже трудно передать словами.

ХАЛДЕЙ ПРИНЯЛ РИСК НА СЕБЯ И ОБЪЯСНИЛ, ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПРОЕКТ «НОВАЯ ТУРА»

Все инсинуации, что власти чуть ли не силой загоняют бизнес в «Новую Туру», гендиректор FGN Capital Халдей сразу же отверг. В ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» он рассказал, что все риски по реализации проекта компания берет на себя.

25386.jpg

- Время барахолок уходит в прошлое, – заявил он. – Сегодня этот проект стал востребованным. Мы позиционируем его как цивилизованный комплекс, и уже сегодня первая очередь фактически «забита». Кто-то придет, кто-то не придет. Никто насильно никого не заставляет.

Тем более что по расчетам эта оптовая «торговая Мекка» обеспечит проходимость до 200 тыс. человек в день – такому трафику был бы рад любой рыночник. За счет удобного расположения «Новая Тура» должна обслуживать регионы в радиусе 500 - 700 километров. Для казанцев пустили автобусы от метро «Козья слобода», торговцам организовали вахтовые перевозки, в перспективе планируются более частые остановки электричек. В общем, инвесторы пообещали сделать все возможное, чтобы до комплекса было удобно добираться.

В масштабах России, по словам Халдея, этот проект пилотный, и его компания не искала ничего подобного. Но после встречи с президентом РТ было однозначно принято предложение реализовать идею «Новой Туры».

- Это не просто там какой-то вещевой рынок. Это не так. Технополис будет многофункциональным, – подчеркнул Халдей. – Само слово «технополис» объединяет в себя несколько функций. Это функция большого торгового комплекса как розничного, так и оптового. Это развлекательная функция. Там будут развлекательные центры, кинотеатры, кафе, рестораны. Там будут офисы. Будут обязательно общежития для обслуживающего персонала, потому что там работающих будет около 40 тысяч человек, по нашим расчетам. Поэтому мы создаем полностью комфортные условия для всего этого. Плюс ко всему будет и инновационная составляющая. Мы хотим возродить систему профтехучилищ, которая в Татарстане еще есть, но в России в основном забыта. Поэтому в «Новой Туре» будет научно-технический кластер. Здесь будут два института, их отделения, для которых мы построим корпуса.

ТИХОЕ ОТКРЫТИЕ ПРОДОЛЖИЛ ГРОМКИЙ СКАНДАЛ

Первый павильон распахнул свои двери в тишине. Рыночники заняли павильоны сразу после новогодних праздников.

Но затем снова поднялся шум. Копий вокруг «Туры» было сломано немало: народ выходил на митинги, собирался в Торгово-промышленной палате РТ, взывал к высоким чинам республики. Но, что интересно, пока одни воевали за свое привычное место под солнцем, другие быстро сориентировались в новых обстоятельствах. И задолго до открытия первого комплекса все торговые места в нем были сданы в аренду.

Поначалу условия были более чем льготные – вплоть до отсутствия арендной платы. Но пошли разговоры, что администрация, заманив к себе клиентов, решила изменить условия аренды, моментально взвинтив цены. На сайте татарстанского СОЦПРОФа было опубликовано обращение первому вице-премьеру РТ Муратову от имени профсоюза предпринимателей малого и среднего бизнеса «Новая Тура». Торговцы заявляли, что руководство технополиса вместо обещанных 15 тыс. рублей в месяц выставляет счета в два раза выше. Помимо этого, говорится в обращении, требует огромные обеспечительные платежи от 80 тыс. рублей до 320 тыс. рублей и отказывается заключить договор с профсоюзной организацией, которая была создана из числа активистов-предпринимателей «Новой Туры».

В итоге Муратов, посетив рынок, заметил, что, по-видимому, среди оптовиков затесалась розница. И подверг анализу арендные ставки рынков – в итоге, по его мнению, оказалось, что «Новая Тура» конкурентам еще и фору даст.

444.jpg
13 мая все закончилось жутким пожаром, уничтожившим весь первый павильон «Новой Туры»

ЭТО НЕ ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ «ТУРЫ»: «ТЕХНОПОЛИС БУДЕТ ЖИТЬ И РАБОТАТЬ»

С тех пор рынок проработал всего два с небольшим месяца. За это время проходимость росла и достигла пика в 50 тыс. человек в день.

13 мая все это закончилось жутким пожаром, уничтожившим весь первый павильон. И, как заявил сегодня журналистам вице-премьер Асгат Сафаров, «грубейшие нарушения противопожарной безопасности не позволили сохранить «Новую Туру».

Впрочем, инвесторы заявили, что все дело в происках конкурентов и криминалитета. Халдей, прилетевший сегодня в Казань, заявил накануне, что и инвесторы, и сотрудники УК «Технополис «Новая Тура», и арендаторы первого павильона получали многочисленные угрозы от представителей криминальных кругов.

Однако пожар не ставит точку в развитии технополиса. Руководство РТ сейчас договаривается с инвесторами об ускорении сдачи второго павильона – он может быть введен в строй уже 1 июля.

«Выполнив просьбу руководства Республики Татарстан по возведению в первую очередь торгово-ярмарочного комплекса, «Новая Тура» готовилась стать полноценным технополисом, местом, где на одной площадке комфортно взаимодействуют бизнес, наука и образование, – заявил представитель инвестора, председатель совета директоров FGN Capital Халдей. – Нас часто спрашивали и доброжелатели, и конкуренты, не планируем ли мы «уйти из Татарстана». Но мы не намерены отступать от своих намерений. Татарстан – действительно цивилизованный и комфортный для бизнеса регион. Одна, даже очень болезненная ситуация не сможет поколебать наших планов. Технополис «Новая Тура» будет жить и работать».

Кстати, сегодня в «Новой Туре» Александр Халдей и Равиль Муратов проводят пресс-конференцию, на которой они должны рассказать о том, как власти и собственник технополиса намереваются ликвидировать социальные последствия пожара. О заявлениях Халдея и Муратова читайте в «БИЗНЕС Online».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (34) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.05.2013 11:33

    САДИКИ ТО НОВЫЕ БУДУТ ИЛИ КАК? САДИКОВ ПОБОЛЬШЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ

    • Анонимно
      15.05.2013 12:43

      Садики не нужны.Проще и надежнее из средней азии рабов привести.А из садиковских половина в граждан вырастит.Навальный тоже в садик ходил.Вообще народы России всем тут мешают.

  • Анонимно
    15.05.2013 11:33

    "...на одной площадке комфортно взаимодействуют бизнес, наука и образование...". Строили рынок. Построили рынок. При чем тут образование и наука?

    • Анонимно
      15.05.2013 12:00

      Наука - это запланировать рынок, обозвать его "технополис", постоить ангар, и сжечь его, чтобы получить страховку. А образование? - ну так тупым-необразованным такие чудеса вряд ли удастся провернуть.

    • Анонимно
      15.05.2013 12:04

      Гастарбайтеры - вот и вся наука.

    • Анонимно
      15.05.2013 12:07

      Ну Вы вообще.Вьетнамцы и азербайджанцы учат русский язык - это образование.И продавцы, покупатели считают товар и деньги - это наука математика.

      • Анонимно
        15.05.2013 12:17

        Еще ОБЖ во время пожара изучили и некоторые физкультурой позанимались - бег с товаром от огня.

  • Анонимно
    15.05.2013 11:36

    Главное в этом деле. Четко выявить виновных, почему пожарная безопастность на таком уровне , мяхко сказать низком . Получается хорошо что рынок сгорел в санитарный день.ЧТО? второй павильон такой же будет пожароопасный. Неужели хромая лошадь ничему не научила

    • Анонимно
      15.05.2013 13:48

      При реальной стоимости 1 миллиард потратили 9Итого обналичили 8Страховка 10Заново построят потратят 10 (обналичат 9)Итого чистая прибыль 27 миллиардов.Полностью с Вами согласен - во всем виноваты пожарные.Завидую Вам. Как Вам легко жить на этом свете. Мир такой простой и все плохое в нем от недосмотра. Вот тоже Гитлер не досмотрел и случила вторая мировая погибло 50 миллионов.

      • Анонимно
        15.05.2013 14:37

        Правильно Макаревич Путину писал что откаты достигают 90% , так вот тут многие проправительственные круги возмутились - "не может быть , экономически нецелесообразно!" Может. Вот вам пример с выкладкой с расчётами .

        • Анонимно
          15.05.2013 14:57

          Я тоже в свое время решил что Макаревич со своими 90% чего то не знает и ошибается.Оказывается я не знал и ошибался.

  • Анонимно
    15.05.2013 11:55

    Да идея то туры правильная. Долой неорганизованные вещевые, тем более оптовые базары, из центра. Реализация подкачала, тут и надо искать виновных

    • Анонимно
      15.05.2013 12:48

      Правильно!И когда насильно в колхозы загоняли тоже правильно!Это же надо было такое придумать в каждой месье своя корова. Она же какает -- полная антисанитария.А колхозные фермы легко вывести за пределы села. Правда там коровы стоят по колено в навозе и у них гниют копыта.А Вот на рынок на разьезде ходил пешком теперь только на машине - помогаю властям с пробками. И же пробки нужны что бы с ними бороться. За борьбу с пробками деньги платят.

    • Анонимно
      15.05.2013 13:42

      Правильно.Надо освободить город от всего что в нем - лишнее.1.От рынков.2.От этих противныхавтомобилистов и их мерзких машин.3. От собак и собачников.4.От голубей.5.От пожилых людей.6.От заводов фабрик и прочей ненужности. 7.От всех ненужных магазинов.Автосалонов и где продают косметику.8.От вонючих общественных туалетов.9.От всех мерзких ххрущеб и отвратительных панелек.10.От мерзкого асфальта11.От вонючей канализации.13.От гадких ТЭЦ14. От всех проводов.15. От элетромагнитного излучения - запретить сотовые телефоны.16.От людей которые вдыхают кислород а вдывхают всякую гадость.

  • Анонимно
    15.05.2013 12:50

    Как всегда хорошая идея из-за плохой продуманности реализовалась с нарушениями и вот тебе результат.

    • Анонимно
      15.05.2013 14:29

      Похоже кто то усиленно пытается внушить народу что идея хорошая только реализация плохая.На самом делеПреступная идея уголовная реализация.

  • Анонимно
    15.05.2013 12:51

    Тура - большая барахолка. Построили татарский Черкизон. И слава Богу, что сгорел! Только вот опять начнут силой сгонять туда продавцов.

  • Анонимно
    15.05.2013 12:52

    На научной основе спланированная и ювелирно реализованная операция.

  • Анонимно
    15.05.2013 13:14

    а сколько объектов построено в последнее время с нарушением требований пожарной безопасности??? дркб, ркб, ряд объектов универсиады и административных зданий. сдавали их прикрываясь липовыми сертификатами

    • Анонимно
      15.05.2013 14:19

      время покажет. Осталось полтора месяца. Если строили так, как построили в прошлом году дороги, то сомнений нет

  • Анонимно
    15.05.2013 13:53

    Простые расчёты показывают, что инвестициями здесь и не пахнет.Возьмём сгоревший терминал- 28000 м2. Стоимость м2 такого терминала не более 8000 руб. за 1 м2. Итого общая сумма строительства около 230 млн. руб.Из них обеспечительная сумма для 1200 рабочих мест составляла , из озвученного, 35000 руб.Итого собрали до открытия 42 млн. руб.Плюс за два месяца аренда составила ещё около 90 илн. руб.Итого за три месяца доход составил более 50 % стоимости этого терминала.А если учесть, что для второго такого же терминала требовался обеспечительный платёж за рабочее место-350 тыс. рублей, то сумма предоплаты в этом случае превышала смету строительства. И второй терминал с 1-го месяца работы полностью окупал себя и начинал приносить чистую прибыль.

    • Анонимно
      15.05.2013 14:07

      Правильно.Вот для этого то и был нужен административный ресурс.Заставить туда ехать людей и что бы ни какой конкуренции.Все очень просто.1. Создается бизнес.2. С помощью Чиновников убираются все конкуренты.Людей насильно загоняют куда надо.3.Делаем нереальные цены но все соглашаются - деваться не куда.4.Получаем огромные грабительские деньги.5.Делим между всем принявшими участие.6. Народ много и умно обсуждает что идея хорошая но плохо реализована.Go to 1

  • Анонимно
    15.05.2013 13:57

    Кто же пойдет сюда из предпринимателей торговать???В это паршивое место. Кто владельцы этих огромных ангаров - посмотрите их фамилии. Им обмануть людей - раз плюнуть. пообещали одно - дешевые места и другие завлекаловки - на самом же деле - людей уже через месяц стали обдирать как липку. Вменяемые предприниматели бежать оттуда должны. Мне кажется что в Казань с такими же фамилиями из обетованной, пришли и на строительный рынок города. Вспомите - раньше в нашем городе цена квадратного метра жилой недвижимости была самой доступной в приволжском округе. С приходом же "ЭТИХ" цены выросли как в ближайшем подмосковье. С чего я спрашиваю??? Вот и ответ - израильские бизннсмены постарались....Грустно.

  • Анонимно
    15.05.2013 14:40

    о какой пожарной безопасности идет речь, когда народ готовит шашлык на открытом огне возле подъезда, а представители власти говорят: а что здесь такого пожароопасной сезон - не наступил

  • Анонимно
    15.05.2013 14:52

    Тянуть воду из Туры,чтобы потушить....Маразм!Главу комиссии по пож.без-ти,который поставил подпись при приёмке- под суд!!!

  • Анонимно
    15.05.2013 15:47

    как такие сараи могут стоить 9 млрд рублей???

    • Анонимно
      15.05.2013 19:40

      При заявленной стоимости в 120 млн $ могу предположить что сараи стоят не более 40 млн долларов. Вот тебе и проектно сметное строительство с привлечением иностранного капитала

  • Анонимно
    15.05.2013 16:38

    Первая мысль,когда узнали об этой новости-сочуствие. Предпринимателям-в первую очередь.А сейчас уже подкрадывается гнев. Явно же страховку отбивают. И ИП-шникам что предлагают? Вновь кредиты,хоть и "льготные"! Ха-ха! Где у нас вновь назначенный г-н Нагуманов-где защита интересов предпринимателей?

  • Анонимно
    15.05.2013 17:14

    в Германии стоят новый аэропорт, потрачено столько же, сеолько на Туру....так остановили, не ввели в эксплуатацию, из-за недостаточной вентиляции, конденционирования помещений...несмотря на высокие штрафы, платят, не подвергая опасности людей...а тут? сдадим, булдырабыз, успеем, главное быстро..качество? не..не слышали...не до этого...торопят,,..надо ещё успеть получить деньги по страховке...так можно жить вообще????как же люди, предприниматели, их семьи...дети???

  • Анонимно
    15.05.2013 17:54

    Чувствется опять МРН разгребать лично..

  • Анонимно
    15.05.2013 22:48

    Ребята, только в суд. только в суд! шансы есть.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль