Общество 
26.05.2013

Утоление жажды

НА ЗАВИСТЬ ЗЕМЛЯКАМ ЧИНГАЧГУКА!

Этническая культура и масс-медиа обычно считаются застойной, умирающей сферой, где каждый фольклорный праздник в клубе умиляет публику и позволяет чиновникам целый год рапортовать начальству и народу, мол, в городе процветают и дружно живут 120 национальностей. А тут два татарских телеканала выясняют отношения через суд. Дожили, нечего сказать! Через спутники и трансконтинентальные антенны «гоняем» национальную попсу, да так, что приходится уже в Арбитражном суде разбираться с авторами и исполнителями еще вчера неизвестных песен и стихов. На татарском языке, который, как и многие другие языки «меньшинств»(?), по мнению отдельных господ, обречен на скорое исчезновение. В этом случае речь идет не об очередной попытке государства реанимировать культуру «аборигенов». Народ в лице своих активных и предприимчивых представителей, подобно Мюнхгаузену, сам вытаскивает себя из болота, да еще при этом зарабатывает!

Земляки Чингачгука умерли бы от зависти! Вот дают татары! И правда, вряд ли в России эстрада или телевидение, этническое клипмейкерство еще какого-либо народа (за исключением русского) так бурно развивается, как татарский шоу-бизнес. Феномен прорыва удмуртского фольклора на «Евровидении» с помощью бурановских бабушек – исключение, хотя и не случайное. Многие деятели этнических культур смотрят на нас с уважительным интересом и не прочь кое-что перенять или последовать примеру татар. Эстрадными фестивалями и концертами, проводимыми при помощи государства, а часто вообще без вливания из казны, никого не удивляют. А ведь они, как и аудио-видеодиски, выпущенные без бюджетной поддержки десятками миллионов штук, – это удивительные показатели живучести народа, его творческого потенциала, способности интегрироваться в рыночную экономику. Радоваться надо! Если вспомнить горькую судьбу и обвал тиражей общероссийских литературных журналов, книг с добротной прозой и поэзией, очевидна актуальность этой проблемы и для русскоязычной культуры, на которую глобализация и рынок давят все больнее и сильнее. Настолько сильно, что современные малыши растут на мультиках и клипах, фильмах из мирового корыта, а это значит, что они мало чем будут отличаться от иностранцев. Вкусы отцов и детей в музыке, культуре вообще всегда отличаются, но назревающая ситуация представляется просто катастрофической.

В ЧЕМ ЖЕ ЯБЛОКО РАЗДОРА?

Вот что пишет анонимный, но заинтересованный читатель газеты «БИЗНЕС Online» под статьей о хозяйственном споре по поводу песенной продукции: «…Авторские права на интеллектуальную продукцию – суть мошенничество. Объясню, почему. Причина до банальности проста – потому что себестоимость распространяемой продукции (имеются в виду затраты на ее реальное производство) обычно стремится к нулю. Взять хотя бы распространение медиапродукции, например, популярной песни. Понятно, что на создание песни тратится немало денег и труда. Но после того как песня создана, ее повторное производство (копирование) чисто физически уже ничего не стоит. И вот тут и кроется корень зла. Когда ты продаешь объект (нематериальный актив), копирование которого ничего не стоит, ты продаешь воздух. Понятно, что труд автора должен быть оплачен, и принцип рыночной экономики гласит, что товар стоит ровно столько, за сколько готовы его купить. Но сама возможность неограниченного обогащения без соразмерного труда создает социальные противоречия. Кроме того, все эти патенты и авторские права, по сути, – один большой международный проект по сосредоточению научных разработок и лучших умов в руках держателей больших капиталов».

Но с этим взглядом вряд ли согласятся «барсы», которые в течение многих лет вкладывают средства и организационные усилия в индустрию песен: их подбор и покупку авторского права на текст, музыку, аранжировку, запись в студии, изготовление клипа, продвижение в телерадиоэфире и вообще раскрутку в СМИ, в концертных выступлениях, в тиражирование и распространение записей через дистрибьюторскую сеть. Каждое произведение проходит весь цикл, весьма хлопотный и затратный, который в конечном счете должен окупиться и приносить прибыль. Не знаю, есть ли на свете аналогичный случай, когда этнический культурный продукт производится по принципу самоокупаемости? Нетрудно догадаться, что «владельцы» песен в споре за свое право движимы не алчностью и жадностью, а стремлением защитить безотказный механизм создания таких сложных произведений, как песня. Нравственные и правовые нормы, вдохновение и материальная поддержка, творцы и менеджеры могут вступить в спор и даже затяжной конфликт. Если не найдется выход, пострадаем все мы и в первую очередь хрупкое этническое сообщество.

Татары должны выиграть от конкуренции каналов, распределиться по разным нишам и поддерживать свои три канала активным общением через них. Мы хотим получить качество и многообразие, тем более что у нас нет отдельных по тематике каналов – по спорту, по культуре, истории, молодежной музыке, истории, природе и бизнесу. Пока мы имеем то, что имеем. ТНВ, который старается успевать везде, и дома, и на стороне, «Майдан», старающийся развлекать простой народ и стремительно набирающий собственный контент, и TMTV c с красивой эстрадой на современном российском уровне. И они все разные!

ЕЩЕ НА СТАРТЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ГОНОК ЧУВСТВОВАЛАСЬ НЕРВОЗНОСТЬ

Короче говоря, когда я прочитал публикацию в газете «БИЗНЕС Online» за 12 апреля о том, что «Каналу топ-менеджера ТАИФа предъявили счет за песни и пляски», и узнал из нее, что между сторонами заключено мировое соглашение, сразу же захотелось выяснить подробности. Кто победил? Кто был прав? Инновационно-деловой центр «Барс-Медиа» со своим продюсерским центром и телеканалом TMTV или кабельный телеканал «Майдан», который был уличен в использовании продукции «барсов» без их разрешения?

По привычке я попытался «расколоть» неоднозначную ситуацию, но в данном случае она оказалась настолько неоднозначной, что дальше некуда. Запутанной и непростой с точки зрения закона она остается до сих пор.

Не секрет, что в сфере творческих исканий, особенно среди певцов, танцоров и поэтов-композиторов, одной правды не бывает. А там, где делают деньги, ей почти нет места вообще. Поэтому не берусь судить, кто белее и пушистее.

Но нам, потребителям музыки, покупателям дисков и зрителям концертов и телепередач, тоже хочется узнать, что же происходит. Нельзя же доводить дело до таких скандалов, когда обливают противника кислотой или подрывают автомобиль! Слава Богу, что у нас начали разбираться с помощью исков, судов, а когда надо, договариваться, заключать мировые соглашения. Молодцы, татары!

Но фон – информационный и политический, богемный и экономический – прямо как северное сияние! Интрига бешеная. «Майдан» учрежден структурами известной компании «ТАИФ» и сыном ее гендиректора. Год назад, 1 июня 2012 года, газета «БИЗНЕС Online» в связи с открытием «ТатМузТВ» писала под громкими заголовками: «Барсы» поборются с «Майданом» за татарского меломана», «Медиапроект топа ТАИФа Руслана Шигабутдинова оказался с конкурентами в одном пакете ТВТ».

Эксперты сразу заспорили. Айгуль Мирзаянова – директор спортивного телеканала ITV, близкого к учредителям «Майдана», считала: У «Майдана» практически тот же контент, что и у канала, запущенного «Барс-Медиа». Уже сейчас можно говорить о высокой популярности канала «Майдан» среди людей, которым нравится татарская музыка и национальный контент». Вряд ли стоило красавице Айгуль так категорично заявлять, ведь другой эксперт может сказать прямо противоположное. И я должен их подряд записывать на диктофон и считать, что знаю правду? И верить, что Айгуль постоянно сидит перед экраном «ТатМузТВ»? То ли случайно, то ли нет, большинство экспертов, оценивающих работу двух каналов, оказались приближенными одной из сторон. А мне, читателю, в подобных случаях всегда бывает скучно! Истина рождается если не в споре, то при добросовестном изучении альтернативных взглядов.

Ильшат Аминов – руководитель телеканала ТНВ, на 51 процент принадлежащего компании «ТАИФ», крайне заинтересованное лицо. Ведь он тоже транслирует татарскую музыку, дает аналогичную рекламу и сотрудничает с теми же рекламодателями и спонсорами, имеет учредителей из общего круга с «Майданом», который ему вроде младшего брата. Но он в лице двух кабельных и интернет каналов получает сразу двух конкурентов своего «Яна гасыр»!

Вот что он сказал 1 июня прошлого года корреспонденту «БИЗНЕС Online»: «Запуск музыкального канала – это затраты, которые трудно отбиваются. На данный момент в сегменте татароязычного вещания нет аудитории, которая легко продается, и в этом смысле поле свободно. С этой точки зрения я рассматриваю новый канал, скорее, как имиджевый проект, а не проект, на котором «Барс-Медиа» будет зарабатывать деньги».

Да, по части денег в этническом ТV неспокойно и ненадежно. Но никто не бросает татарский шоу-бизнес, ни устроители концертов, ни масс-медиа! Десятки «театров песни» и «звезд» гастролируют по татарским регионам, пользуясь отнюдь не обшарпанными «Москвичами». Рынок есть, и он постоянно меняется.

Вряд ли ИДЦ «Барс-Медиа» открыл телеканал ТМТV, а до этого «Татар радиосы», продюсерский центр, рекламное агентство, издательский дом только для поддержки имиджа. Свое телевидение как бы венчает индустрию создания песенной продукции, включающую в себя демонстрацию конечных продуктов и всех достижений. Без своего корпоративного телеканала и радиоканала «Барсы», наверное, просто не могут существовать, как невозможно представить хоккеистов «Ак Барса» без «Татнефть-Арены». Их не смущает частая ротация «своих» исполнителей. Этот минус TMTV обещает поправить, отдавая 50% эфирного времени «не своим» исполнителей. Посмотрим, кто будет там блистать из «чужих». «Барсы» стремятся к тому, чтобы сценический контент, клипы, концертные номера были красивыми, четкими, яркими, высокопрофессиональными во всех компонентах. У них свой формат. Монологи, клубная самодеятельность и смешные байки, непоставленные голоса под баян, старые записи и тусклое освещение не характерны для них. Хотя и на этот товар есть потребитель, которого надо уважать. Зритель сам решит, что ему нужно. Он ведь разнородный. Есть молодежь, есть старшее поколение. Кому-то надо что-нибудь попроще, а другому подавай качество, чтобы за ценой не постоять. Не так уж плохо, если у нас, слава Аллаху, есть выбор.

А ВОТ ЧТО ПИШУТ ЗРИТЕЛИ

Вспомним, что написали читатели «БИЗНЕС Online» после открытия ТМТV:

«Молодцы, барсы! Современный достойный канал!»

«…Я долго ждал музыкального телеканала от "Барс-Медиа", но, увидев, разочаровался. Нет ретро, "старых" песен и исполнителей, "сторонних", то есть небарсовских исполнителей».

«…Давно ждал современный канал на татарском языке! А что касается «Майдана», смотрел, но кроме повторов и очень давних записей ничего нет...»

Читатели, возможно, кто-то из команды и поклонников двух новых каналов, сравнивали, хвалили и ругали, не обходя стороной телеканал ТНВ, хотя у главного телеканала республики с бюджетной поддержкой ресурсы и технические возможности совсем другие. Зато у «барсов» масса клипов, авторских прав, опыта организации концертов и выпуска записей, которые нужны любому каналу. Значит, обязательно должен был возникнуть спор по поводу принадлежности контента.

«…У барсов есть все для этого: материалы, продюсерский центр, артисты, проекты, концерты. Молодцы. Очень нужен народу такой канал! У них нет конкурентов!» – писали в одном из комментариев.

Прямо удивительно, как получилось, что после 1 июня 2012 года, когда газета «БИЗНЕС Online» опубликовала эти высказывания, до апрельского арбитража прошло аж 9 месяцев! Долго терпели, присматривались друг к другу, прежде чем подать иск в суд.

Газета «БИЗНЕС Online» в двух упомянутых публикациях раскрыла суть претензий «Барс-Медиа»: «Майдан» показывает песни, которые проданы «Барсу» их авторами и исполнителями. То есть на эти произведения оформлено право собственности и использовать их можно только с разрешения владельца. Иначе нарушаются авторские права. «Майдан» же отвечал, что они получили разрешение у Российского авторского общества, лицензию дал его татарстанский руководитель Зуфар Хайретдинов.

«Барсы» удивлялись, что слова и музыка куплены ими, а певец Зуфар не мог «продавать» то, что ему не принадлежит. Обнаружилась интересная лазейка: оказывается, сами певцы не помнят автора текста и факт своего подписания договора о продаже песни, поэтому новое исполнение заново записывается на каком-нибудь концерте и транслируется по «Майдану» как новый продукт. А ТМТV, точнее продюсерский центр «Барс-Медиа», хранит в сейфе документ о принадлежности песен именно ему. И крутит их подлинные клипы или специальное концертное исполнение. Ради качества, хорошего звука, освещения, оформления сцены и костюма исполнителей «барсы» идут на большие затраты и дорожат своей продукцией. И своим правом на нее.

Во время арбитражного суда «Барсы» предложили заключить мирное соглашение о недопущении нарушения авторских прав и условиях взаимодействия. Мол, нам надо не 2,6 млн. рублей получить за 43 факта несанкционированного использования песен, а нужно, чтобы партнеры и конкуренты использовали наши материалы только с нашего разрешения и по согласованию с нами на оговоренных условиях. Однако на форуме после статьи в «БИЗНЕС Online» некоторые читатели со стороны «Майдана» прокомментировали это решение так: «Барсы отказались от иска. Мы победили!» Команда «барсов» тоже вроде как довольна договоренностью – появилась надежда на то, что не будет откровенного «браконьерства». Хотя неоднозначность ситуации с использованием песен и наверняка сохраняется до сих пор, но все равно любой мир лучше, чем судебная тяжба.

КОГДА НАСТУПИЛО ПЕРЕМИРИЕ

Полтора месяца после перемирия – срок небольшой. Но все равно его достаточно, чтобы понять, насколько соблюдается соглашение, как идут дела, что изменилось. Интрига сводится к действиям двух команд, степени успешности каждого из каналов.

Надо полагать, «Майдан» не крутит песни, сработанные «барсами», оформленные как их собственность. Если есть необходимость, «майдановцы» могут обратиться к владельцам песен и получить добро. Хотя юристы всегда могли бы найти отклонения от правовых норм. Есть трудно решаемые проблемы. Может ли петь на концерте или на свадьбе, в родной деревне певец, продавший свою песню производителям эстрадной продукции? Вопрос не праздный, и отвечать однозначно никто не берется.

Конкретные детали не вызывают никакого интереса. Можно было бы обратиться в продюсерский центр «Барс-Медиа», который подавал иск и подписывал мировое соглашение. Или спросить у руководителей «Майдана». Но мне, зрителю и просто журналисту, ожидающему интересную работу от новых каналов, совершенно не хочется вникать в эту кухню. Бумаги, взаимные договоренности, вынужденный обман – верные спутники пробуксовки, так часто встречающиеся в безнадежных делах национального развития и демократического переустройства общества.

ВСЕГО ТРИ ОКОШКА У 7 МИЛЛИОНОВ ТАТАР

Речь идет о татарских телеканалах, их всего лишь три во всем мире, если не считать «РТР-Татарстан», отдельные передачи в региональных окошках федерального канала и муниципальные станции, не претендующие на отдельное круглосуточное вещание. У первого из трех татарских каналов – ТНВ – огромная потенциальная аудитория, спутниковые антенны, ретрансляторы, корпункты, команда из 500 - 600 сотрудников, бюджетная поддержка, серьезные учредители.

Конечно, «Майдану» и ТМТV трудно тягаться с главным каналом Татарстана. Но талант медиабогемы и проворность менеджеров творят чудеса. Вспомните, как начиналась телекомпания «Эфир» с университетского телевещания и до каких высот поднялась. Так уж повелось: одни телепрограммы живут долго, другие умирают через полгода. Вряд ли можно добиться славы, собрать миллионные аудитории, лишь тасуя клипы и концертные номера. Любой человек с камерой и монтажным компьютером при наличии средств на трансляцию может конкурировать с любым каналом за зрителя, который сидит перед экраном. Кто же впереди? Кому угрожает творческое фиаско и финансовое банкротство? Чей талант и менеджерское искусство дают превосходство?

Могу заявить со всей ответственностью: пока что никто никого не побеждает и в ближайшее время вряд ли кто кого обгонит. И Арбитражный суд тут не все рассудит. Приходится договариваться самим. Пусть никто не ворует и никто никого не обижает. Судья ведь не Бог. Попробовал бы кто-то рассудить, кто из разлюбивших друг друга супругов виноват или кому присудить их общего ребенка. Трудно!

ТОВАР НЕ ВЫЛОЖЕН НА ВИТРИНУ

В кабельных сетях и интернет вещании зрители не давали обет, какой из двух каналов смотреть. Могут ни один из них не смотреть. Даже тот же канал ТНВ практически не анонсируется в масс-медиа и не рецензируется для широкой общественности. То ли он в зените славы, то ли еле влачит существование.

Если на радио «Эхо Москвы» по субботам две интеллектуальные дамы целый час вещают о своей реакции на передачи ведущих телеканалов, то о передачах местных (региональных) каналов можно услышать разве что на летучке, и то, если реально что-то скажут или оценят. Отсюда – пониженный интерес к телепередачам, особенно этническим.

Странность и несбалансированность ситуации не только в том, что учредители двух каналов находятся в различных весовых категориях, если иметь в виду финансовые и административные ресурсы. Ответчик – телеканал «Майдан» – творческая структура, у которой нет отдельного продюсерского центра, студии видеоклипов и концертной деятельности. Зато у него есть большие дяди и обширная сеть вещания. И по творческой концепции эти каналы слишком разные и непохожие друг на друга.

Внимательно посмотрев все три татарских телеканала, я пришел к такому выводу: эти каналы отнюдь не конкуренты. Они разные по форме и содержанию и сидят в отдельных нишах. И зрители у них разные. Дело только за малым: чтобы народ смотрел, знал, как подключиться. Но вот с этим туговато. Люди просто не знают, что оба музыкальных ТV пришли почти в каждый телевизор, что их можно смотреть по всей республике и в российских регионах. Стоит только открыть сайты www.maidantv.ru, www.tmtv-online.ru и, конечно, www.tnv.ru.

«Новый век» транслируется в местных антеннах, через кабельных операторов и в спутниковом «триколоре». «Майдан», объявив на своем сайте потенциальную 3-миллионную зрительскую аудиторию, разместил многостраничный список своих средств доставки сигнала, включая «Дом.ру» и спутниковый канал «Континент». Он не боится повторов, пускает в свой эфир различные формы концертно-досуговой деятельности, тематические передачи, покушаясь на хлеб ТНВ и, надо думать, лишая сна Ильшата Юнусовича. TMTV тоже расширяет сеть, например в Башкортостане скоро будет транслировать еще один оператор – «Уфанет», дополнительно к существующему оператору «Баштел». Так ведь эти два канала пол России покроют своей сетью, разве плохо?

ПОСЛЕДНЕЕ ДЕЛО – УПРЕКАТЬ НАРОД. НО Я ВЫНУЖДЕН…

Вопрос в том, чтобы научить людей смотреть эти каналы. Для этого достаточно заявить в абонентский отдел своего оператора желание смотреть татарские музыкальные и эстрадные каналы, что, скорее всего, будет исполнено абсолютно бесплатно.

Вы часто видите рекламу татарских каналов, объявлений о будущих премьерах и интересных событиях? Что-то они мне не попадаются. Откуда же быть рейтингам и рекламной отдаче, если о существовании своих же каналов широкая публика просто не подозревает.

Еще 15 лет назад мы мечтали о татарских аудиокассетах и дисках, сейчас они распространены тысячами наименований и миллионными тиражами. Заметьте – без государственных вливаний, частными инвесторами. Татарская эстрада не отстает от среднероссийского, а значит, московского уровня. Мечтали о видеоклипах – появились. Жажда вроде утолена, но до оптимального режима производства и потребления культурных ценностей не доросли.

Не знаю, как с этим делом справляются народы Крайнего севера и американские индейцы, но татары в эстрадно-мультимедийном жанре лидируют. Проблема в урбанизированности и ассимиляции татар, их интегрированности в окружение, вплоть до потери самоидентификации.

А ведь дело-то осталось за малым: смотреть свои телеканалы, клипы, приучать к этому молодых. Большинство татар, особенно городских и молодых, расслабляются с помощью приколов «семейных» каналов и реалити-шоу тоскующих парней и девушек. А потом они же или их родители жалуются, что язык умирает, культуру зажимают, Ивана Грозного и Иосифа Сталина лихом поминают. А дело-то чаще всего в нас самих. В неспособности телевизионной и музыкальной братии договориться между собой, распределить свое влияние, в готовности войти в глобальную сеть с этническим продуктом. А пока более 90 процентов потенциальной аудитории слыхом не слыхали о вещании новых татарских каналов в интернете и в кабельных сетях.

Завершая вступительную статью об эстрадно-телевизионных делах, приглашаю приоткрыть душу влиятельных личностей этой сферы. Прежде всего хочется увидеть директора TМTV Тимура Сайфутдинова и его коллегу из Maidantv Эдуарда Утяганова. А может, доберемся до руководителя и генерального продюсера «барсов» и главных кураторов «Майдана», если, конечно, они согласятся. А что? Чего скрывать, свои же люди? Хотелось бы послушать также их коллег и простых малоизвестных гениев. Ради вашей и общей выгоды, главный заказчик – народ – должен знать, чем вы живете, что и зачем производите.

Римзиль Валеев

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (45) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    26.05.2013 10:48

    Первый раз слышу и читаю про эти каналы!

  • Ленар
    26.05.2013 11:38

    Правовая сторона авторских прав в России достаточно ясная, хоть не достаточно проработанная. Есть закон "об авторском праве", есть проводник этого закона в лице Общественной организации (!) "Российское авторское общество" (монополиста), и все договора об использовании авторских прав заключаются только с ним. Зуфар Хайретдинов, кстати, именно представитель РАО в Татарстане а не частное лицо, продающее лицензии. Так что с точки зрения российского законодательства "Барс Рекордс" вряд ли что то сможет отсудить. Закон несовершенен, безусловно, но он пока закон.

    • Анонимно
      27.05.2013 02:20

      Согласен с Ленаром. И еще один момент. Не понятно, для чего Барсы собирали эти авторские права, если хотят затруднить использование этих произведений другими? Это же только в их пользу: с каждого "чужого эфира" РАО должен будет выплачивать владельцу авторских прав, в данном случае Барсам. Или Барсы хотят транслировать только у себя и платить гонорары сами себе?Если я не ошибаюсь (сейчас копаться в законе нет желания), после первого опубликования (выдачи на эфир) аудио-визуальные произведения можно использовать свободно с отчислением соответствующего гонорара в РАО.

  • Анонимно
    26.05.2013 12:12

    "..Татарская эстрада не отстает от среднероссийского, а значит московского уровня..." К сожалению да. По сути тот же застой,та же попса, то же унылое однообразие.

  • Timur
    26.05.2013 13:13

    Власти Татарстана надо решить вопрос политического порядка,провайдеры кабельного телевидения не пускают частоту татарских каналов.Пока не понятно,указание сверху или инициатива местечковых "патриотиков"?

  • Анонимно
    26.05.2013 13:29

    А правда, что Дом. ру не пускает татарские каналы ввиду их невостебованности?

    • Анонимно
      26.05.2013 15:57

      правда, Домру сделал ТНВ платным... то есть я платила Дому, и отдельно должна была за ТНВ...при том что постоянно повышалась цена и за ТВ, и за интернет.. пришлось сказать "до свидания"

  • Анонимно
    26.05.2013 19:09

    Уважаемый Рамзиль!Первую Вашу статью прочитав,я не спешил делать выводы по Вашему мировозрению.Однако вот этой статьёй наконец понял Вас.Вы,такой играющий в ЛЖЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ на Татарском поле ТАТАРИН,Вы мне напоминаете Горбачёва.ВАШ минталитет до сих пор,является заложником НАЦИОНАЛЬНОЙ политики СССР.Когда на информационном поле CCCР,ПРОПАГАДА тарахтела об интернационализме,а фактически происходила скрытая ползучая ассимиляция эта политика плодила в массовом порядке МАНКУРТОВ,когда в МАССОВОМ порядке,нарушались ПРАВА КОРРЕНЫХ НАРОДОВ РОССИИ.Вы так до сих пор и не раскусили,этого,Вы так и не поняли что это ЛЕКАРСТВО ПРОСРОЧЕНОЕсли до сих ВЫ,так и не выросли из штанишек,ЛЖЕ ИНТЕРНАЦОНАЛИЗМА СССР,ТОГДА при чём здесь Татары???????В своей статье,Вы так пренебрежительно с иронией сравниваете ТАТАРСКИЙ народ,c соплемениками Чунгакука.А что индеец ЧИНГАЧКУК,не человек?????Вы сами уже заразились баццилой превосходства по оношению к КОРРЕНЫМ Народам,в данном случае США,от своих Советских учителей. Указываете число ТАТАР,яко-бы 7 млн.Это что уже подкорректированная официальная цифра,кол.ва ТАТАРСКОГО народа???????Вы проспали,ВСЕГО ТАТАР по предварительным расчётам,на ТЕРРИТОРИИ бывшего СССР и за рубежом около 20млн.Вообще то,это похоже на диверсию против собственного народа.Я очень сожалею,что Ваш сон продолжается,ВЫ до сих пор боитесьразбудить МЕДВЕДЯ и на всякий случай собираете и кормите МЁДОМ его.Но меня успакаивает то что,Татарский народ это состоявшаяся НАЦИЯ,раз ТАТАРЫ могутпозволить иметь таких сОПЛЕМЕННИКОВ.Простой человек.

    • Анонимно
      26.05.2013 20:46

      Простой человек, а что скажете по существу вопроса? Почему мы не смотрим свои татаские телеканалы? Ведь кому то непросто было без гос бюджета сделать эстраду, телеканалы. Мы вправе этим гордиться, но кто кушает из казны, не обеспечивая результата? Аминов сам лично торчит в кадре, рекламируя себя. Почему государство соглашается с бездарностью на ТВ?

      • Анонимно
        26.05.2013 22:32

        Если Вы читаете ругулярно БО,то Вы могли прочитатьмои комменты про ЭСТРАДУ в Татарстане,где я нелицеприятно отозвался о КАЧЕСТВЕ песен особенно часто со словами про ЧАШМУ,(В СССР ЧАШМА называлось креплёное вино)а также о КОЛХОЗНЫХ нарядах большинства музыкантов.После чего я обратился к МУЗЫКАНТАМ,пожелавим повышать КАЧЕСТВО песен великого ТАТАРСКОГО НАРОДА,Но это можно выражать по разному.Я считаю РАМЗИЛЬ именно выразился тоном УНИЧИЖИТЕЛЬНЫМ,намекая на НАЦОНАЛЬНУЮ примитивность ЯКО-БЫ НЕСОСТОЯВШЕГО НАРОДА,сраванивая с ЧИНГАКЧУКОМ изне состоявшего,ПОЧТИ уничтоженного корреного народа из США,пришельцами из ЕВРОПЫ.Простой человек.

  • Анонимно
    26.05.2013 20:00

    Люблю татарские песни, мелодию.. А этих каналов смотреть немогу - это дешевая эстрада, ведущие противные. К сожалению, судятся-несудятся - мне пофик, три копейки не стоят...

  • Ленар
    26.05.2013 21:27

    Проблема масовой национальной музыкальной культуры слишком обширна, что бы говорить о ней в комментариях. Но, тем не менее, несколько слов высказать хотелось бы!Что есть национальное исскуство? Думаю, здесь два главных аспекта - традиция исполнения и харизма исполнителя. Если первое имеет право и возможность эволюционироать в современных условиях, хотя и в определенных рамках, то второе, как суть, основа, должна оставаться всегда!Перелом начинался в 80-х годах, когда госфилармония приобрела несколько Ямах (как говорили наши эстрадники -"япон такта") и по городам и селам Татарстана начали работать бригады под электорнные самоиграйки. Дешево и сердито, как говорится! Худшего воспитания публики и придумать нельзя было! Мы получили псевдо-эволюцию эстрадного жанра. И с тех пор, на мой скромный взгляд, мало что изменилось. Конечно же, баян или гармошка, курай или кубыз - не самоцель, но если мы хотим действительно национальную самобытность, ее нужно создавать на прфессиональном уровне с учетом татарской специфики и, важно - воспитывать слушателя. Европа и Америка прошли эти стадии еще в начале ХХ века. их национальные культуры не потерялись и постоянно эволюционируют. Но, в том числе, и благодаря цивилизованному рынку, который барахло на продажу не выпускает.А по поводу харизмы исполнителей... Примером может послужить тот же Салават! Неплохие аранжировки, нормальные мелодии но.. - в первую очередь харизма исполнителя, которая закрывает все недостатки. Европейцы и Американцы перед раскруткой в первую очередь обращают внимание на харизму, силу, исполнителя. А дальше на этот материал накладывается профессиональная работа которая и приводит к определенным результатам."Барс Рекордс" жалуется на то, что потрачены деньги на раскрутку, а этим кто то пользуется. Но! О каком материале мы говорим??? О песнюшках, которые забудут через пару лет? Так называемый "попкорн"?В результате, возвращаясь к началу комментария - традиция умирает, харизматичных исполнителей практически нет.Эстрада, попса тоже может быть профессиональной и цивилизованной. Но пока музыкальный рынок в России (и соответственно в Татарстане), к сожалению, дикий и неподвластный саморегулированию, мы будем иметь дешевки - однодневки, которые сами умрут. Не хотелось бы не потерять при этом национальную культурную составляющую, которая благодаря своей самобытности и по наполнению имеет полное право на существование в мировом культурном пространстве!

  • Анонимно
    26.05.2013 21:59

    В Синьзянь -Угурском автономном округе КНР только на уйгурском более 5 каналов, на казахском - 3 или 4, на дунганском 2, есть передачи на монгольском, киргизском и таджикском языках.Уйгурский язык там остался на основе арабской графики. Все каналы в режиме он-лайн переводятся с уйгурского на китайский бегущей строкой - представляете идет передача на уйгурском - паралельно титры китайскими иероглифами, соответственно с китайского на уйгурский и казахские языки.Интересно смотреть эти каналы, зная татарский можно отчасти понять уйгурскую и казахскую речь.Все возможно: считаю обязательным титры с переводом с татарского на русский и обратно.Во-первых, это повысит число смотрящих передачи, как татар не владеющих родным языком, так и зрителей других национальностей.Во-вторых, безусловно будет способствовать освоению татарского языка, т.к. будет постоянный тренинг в переводе, освоению разговорной, бытовой лексики, а также литературного татарского языка.В-третьих, почему не делаем караоке на татарском? Это очень хороший элемент для освоения языка и культуры.Наши татароязычные СМИ ограничали себя в сферах жизни. Как правило это только музыка и эстрада, театр, дискуссии по литературе и искусству. Последние только для тех кто "в теме". А этот ареал небольшой. Надо чтобы телевидение расширяло сферы интересов, сферы применения татарского языка. Где передачи по домоведению, дизайну, организации приусадебного хозяйства, татарским детским игрушкам и т.д. и т.п. Как будто маркетологов среди татар и татарстанцев нет. Неохваченных сфер масса. В этом резерв по охвату, но если этого не сделать - именно это будет сужать количество активных зрителей и участников.Великолепны передачи Башваткыч, Жерлыйк эле, Аулаги, итоги 7 дней. Но этого мало, нужны прорывы. Нет хороших передач и циклов по истории. В этом смысле башкирское кабельное телевидение не смущается - делают интересные исторические циклы. Наши ведут так, как будто у татар нет своей истории.Да, это трудно. Прийдется конкурировать с ведущими телеканалами не только России, но ныть и причитать не надо. Не такие проблемы решали.Дэу эти, изучающий родные языки

  • Анонимно
    26.05.2013 22:34

    УВАЖАЕМЫЕ Аппоненты!Я прошу Вас посодействовать начатьс ПРИМЕРА в МОСКВЕ,Предлагаю все передачи на ВЕЛИКОМ и МОГУЧЕМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ,на центральном ЦТ,показывать с СУБИТИТРАМИ НА ВЕЛИКОМ и могучем Татарском языке.Хороший пример заразителен.С Уважением и любовьюПростой человек

    • Анонимно
      26.05.2013 23:07

      Простой человек, вы хоть прочтите того кого вы назвали "Аппонентом". Мне кажется он вам не оппонент. Субтитры нужны для освоения и популяризации татарского языка.

      • Анонимно
        26.05.2013 23:34

        Так и я про ТО же,СУБТИТРЫ на ТАТАРCКОМ,будут популизировать ТАТАРСКИЙ языкПростой человек

    • Анонимно
      27.05.2013 08:50

      Человечище, а чем Вам остальные языки, а значит и народы России не угодили? Вы шовинист? Почему бы и на других языках не показывать субтитры? Количество татар по последней переписи России всего 3,87%. Вы лучше скажите почему нет субтитров на русском языке на ТНВ. Да, это непросто, но при той поддержке канала в РТ это давно уже пора сделать.

      • Анонимно
        27.05.2013 10:00

        Это по Вашей КРИВОЙ переписи,когда активисты переписчики,ХОДЯТ спрашивают уОПРАШИВАЕМОГО даже ТАТАРИНА, А ВЫ ЗНАЕТЕ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК??Если Опрашиваемый отвечает не очень или плохо или не знаю,ПЕРЕПИСЧИКИ записывают ТАКОГО человека в РУССКИЕ.А вот по моим данным на основе того что человек имеет фамилию ТАТАРСКУЮ,Татар примерно 20 млн. это примерно до 20%от всего населения России.И я Вас могу спросить А ВЫ ЧТО ШОВИНИСТ,почему ВЫ против СУБТИТРОВ на ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ на ЦТ РОССИИ??????Простой человек

        • Анонимно
          27.05.2013 10:36

          А когда у Иванова Ивана Ивановича в паспорте в графе "национальность" ставили "татарин" (и не переписчики, причем) в свое время, это каким образом оценить. Я все это к тому, что не стоит искусственно строить проблемы, а потом напряженно искать выходы из них.

          • Анонимно
            27.05.2013 11:04

            Я исхожу из того,что ЧЕЛОВЕК должен добровольно заявить, кто он по НАЦИОНАЛЬНОСТИ, и его волеизъявление записать без нарушений.И не надо создавать и выполнять установки исскуственного раздутия количества, той или иной народности.А Россию кое кто хочет представить МОНОНАЦИОНАЛЬНОЙ,страной одного народа.Мы знаем кто это хочет,эти личности преследуют узконационалистичекие цели.Им не нужны точные цифры и правда.Простой человек

  • Анонимно
    26.05.2013 22:59

    Согласен с Дэу, что эти каналы зациклились на эстрадной попсе, сделали бы нормальные передачи "прикладного" характера, перевели бы массу художественных фильмов на татарский- это гигантские объемы контента, которого нет на татарском. Переведите документальные фильмы, например от BBC о путешествиях, природе, животных и. т. д.на татарский, вот вам и интересный контент и расширение сферы применения языка и молодая аудитория. Как будто нет на свете ничего интереснее всей этой попсы и сериалов и прочей мишуры!

  • Анонимно
    27.05.2013 03:41

    Почему я, слушая каналы или диски на татарском, должен платить налог в 2% Михалкову?

  • Анонимно
    27.05.2013 06:49

    Один только вопрос к Римзилю Валееву. За 20 лет во власти, будучи вице-премьером и министром культуры, Зиля Валеева не могла решить поставленные Вами вопросы? Вы не общались эти 20 лет?

  • Анонимно
    27.05.2013 07:22

    Дорогой Римзиль,хорошо,что поднимаете эти проблемы?Но вы совсем забыли труд создателей песни.Что им от создания песни?Они получают гроши,а основные бабаки отбивают как раз те,кто судится.

  • Анонимно
    27.05.2013 07:47

    Пусть поспорят, потягаются. Может взрыв произойдет. Творческий.

  • Анонимно
    27.05.2013 08:02

    У меня дома есть 3 татарских канала: ТМТВ, Майдан и ТНВ. Так вот, ТМТВ на голову выше по качеству оформления и музыкальному контенту. С удовольствием смотрим этот канал всей семьей. Спасибо Барсам!!!!

  • Анонимно
    27.05.2013 10:37

    А мне башкирский канал нравится!

  • Анонимно
    27.05.2013 10:49

    Надо всю технологию раскрыть, чтобы все знали: какие певцы кому принадлежат, условия барсовских контрактов раскрутки, права этих рабов, кто и как делает клипы,реальные цели и задачи Майдана, кабельные сети чем занимаются, где и за сколько. Ничего непонятно! А государтсво по линии минсвязи, минкульта,Татмедиа и ТНВ куда смотрит? Почему все скрывают? Пусть Валеев всех вытащит на белый свет, кого надо разбудит.

  • Анонимно
    27.05.2013 10:52

    Вопрос супер! "Вы не общались 20 лет?" А хоть бы и вместе плакали! Министерство культуры рулило бы, имей денег больше, чем минсельхоз хотя бы. Остаточный принцип как был при совдепии, так и остался. Вот и нет порядка.

    • Анонимно
      27.05.2013 13:14

      Ах, вон оно что, плакали и бабла не хватало... А когда 20 лет старую Казань и исторические памятники сносили, министр культуры тоже бесплатно подпись ставила? А билеты на эту самую "культуру" кто сейчас продает? ... и плачу!!!

  • Анонимно
    27.05.2013 11:55

    К слову о привлечении "молодой" аудитории.Типичный портрет потенциальной аудитории в Москве 20-40 лет. Татарка, татарской культурой и языком интересуюсь, ровно как и еще 50 разными интересными темами от тенденции раскрытия оффшоров до правильного подбора аксессуаров. Информации слишком много вокруг, переизбыток. Поэтому главным источником информации становятся тщательно подобранные ленты в социальных сетях - каждое утро просматриваю, что рекомендуют "друзья" или добавленные мной официальные страницы СМИ и т.д. Например. таким образом вышла на эту статью через группу БО в фейсбук.С удовольствием бы в своей ленте иногда прослушивала песни или смотрела видео на родном языке, если бы выбирали и рекомендовали и красиво преподносили на странице какого-нибудь из этих каналов не чаще 1-2 новостей в день (и если вдруг было бы свободное время дома, то зная, где точно смогу смотреть этот ТВ канал онлайн и доверяя контенту, включала бы его). Думаю, верно, что "90 процентов потенциальной аудитории слыхом не слыхали о вещании новых татарских каналов в интернете и в кабельных сетях". И даже услышав вряд ли получится смотреть по ТВ - слишком большая конкуренция разных источников по разным темам за внимание моего неокрепнувшего сознания :)P.S. Статья очень интересная!

  • Анонимно
    27.05.2013 14:15

    Значит уже есть еще одна зрительница в Москве! А всего сколько их? Рейтинг у этих каналов какой реальный? И кто измеряет, считает?

  • Анонимно
    27.05.2013 18:31

    судя по количеству грамматических ошибок, тут обсуждение ведут преимущественно авыл малайлары

    • Анонимно
      27.05.2013 18:52

      Скорее всего это пишут интернетовские грамматеи, их русский в подметки не годится деревенским.

  • Анонимно
    27.05.2013 21:41

    Я внимательно прочитал статью . Римзил абый положение в области музыкальных каналов очень беспокоит не только вас! Попса всегда близка народу как бы не пытались ее очернить! Молодцы оба канала на свои деньги рискуют , а народу радость!

  • Анонимно
    27.05.2013 21:49

    Про хорошие аранжировки Салавата! Внимательно послушайте последний альбом! Он уже давно не тратит деньги на запись песен в студии!!!!!

  • Анонимно
    27.05.2013 21:51

    Чем больше каналов тем больше конкуренции на рынке! Радио татарское нужно еще открыть!

  • Анонимно
    27.05.2013 21:53

    А сколько себестоимость одной песни? Очень хотелось бы узнать!!!!!

  • Анонимно
    27.05.2013 21:55

    Авторы слов и музыки какие гонорары получают? Молчат , значит не плохо живут!

  • Анонимно
    27.05.2013 21:59

    Татарская эстрада жива, сама себя кормит , а как дела в консерватории, до сих пор живут на дотации?

  • Анонимно
    27.05.2013 22:02

    Если существуют два татарских музыкальных канала это тоже показатель!!!!!! У башкир , чуваш сколько?

  • Анонимно
    27.05.2013 22:04

    Оба канала совершенно в разных фрматах!!!!майдан для бабушек а тмтв для молодежи!!!!!!

  • Анонимно
    28.05.2013 11:06

    Верно подметил один из комментатотров - ещё радио татарстанское надо бы открыть! Именно! Помню времена, когда своего канала не было на телевидении, пристраивались к центральному. И вот только интересная передача начинается , а тут - татарская программа перехватывает. Досада брала. Теперь то же самое на радио. Хошь не хошь, а в воскресенье с утра слушай тягомотину "От Волги до Урала" - уж такие дежурные, бравурные, безвкусные информации, я вам доложу. И песни, песни, песни... Хоть 10 технополисов будет в это время гореть, радио Казани будет петь. Мобильно перестроиться не умеют. Каждый шаг Минниханова освещают, а голоса народного не услышишь. Бить себя в грудь: мы-татары! - много ли ума надо...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль