Арбитраж 
13.06.2013

Московские «Сандуны» требуют от Фарида Мухамедшина сменить название бани

3 июля татарстанский арбитраж решит судьбу имени известной в городе сети бань и саун, которая работает под вывеской «Сандуновъ». Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», представители знаменитого московского банного комплекса ООО «Сандуновские бани» обратились в Арбитражный суд РТ с иском, в котором требуют, чтобы казанская сеть сменила название и выплатила москвичам 1 млн. рублей компенсации за пользование чужим именем. Речь идет о тех самых знаменитых «Сандунах», где Евгений Лукашин в исполнении актера Андрея Мягкова в фильме «Иронии судьбы, или с легким паром» в компании друзей встречали Новый год.

«Сандуновские бани», ставшие одним из символов российской столицы, своим именем обязаны фамилии грузинского актера екатерининских времен Силы Николаевича Сандунова. Они и сейчас считаются одним из лучших банных комплексов страны.

Поэтому, как рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» представитель «Сандуновских бань» Оксана Шанина, компания внимательно отслеживает случаи использования ее названия. И оказывается, что желающих раскрутить банные заведения с помощью названия московского комплекса немало. «Их достаточно много по стране, но в большинстве своем организации в добровольном порядке изменяют наименование. К примеру, такие прецеденты случались в Сургуте, Белгороде. А вот с Сызранью и Саратовом мы судились», рассказала Шанина.

Судиться москвичи решили и с одним из лидеров казанского рынка банных услуг – «Сандуновъ Плюс».

ПЕРВОПРОХОДЦЫ НА УСТАХ

«Сандуновъ плюс» насчитывает 24 банных комплекса и сауны в Казани и Зеленодольске и принадлежит, согласно данным СПАРК, физлицу Фариду Мухамедшину (казанский предприниматель, почти полный тезка председателя Госсовета РТ ред.) Получить комментарий от собственника о сложившейся ситуации на момент сдачи материала не удалось.

Участники рынка называют «Сандуновъ» среди лидеров рынка и отмечают, что он работает в эконом-сегменте. «Мы первые начали развивать подобный бизнес в столице РТ 8 лет назад (речь идет о 2003 годеред.). У нас комплексы разного уровня: начиная от 500 рублей в час и заканчивая 2,5 тысячами рублей. Мы увидели, что в Казани востребованы недорогие апартаменты. Если люди идут на три часа праздновать корпоратив – неважно, идет ли это рабочий коллектив после работы или компания студентов – они не тратятся у нас на спиртное, еду. Они приносят все с собой и в хороших условиях, где убирается обслуживающий персонал, празднуют мероприятие в неформальной обстановке, где присутствует и обеденный стол, и бильярд, и при желании сауна и бассейн. То есть мы поняли, что на такие услуги будет спрос. Куда в Казани раньше можно было пойти? Ресторан, гостиница, квартира…» – рассказывала газете «БИЗНЕС Online» о начале своего бизнеса гендиректор компании Наталья Мухамедшина.

В начале этого года прокуратура Московского района в связи с коллективным обращением жителей дома по ул. Исаева подала иск о запрещении деятельности по содержанию и эксплуатации одной из саун компании.

СПОНТАННОЕ МИРОВОЕ

Судебное заседание в минувший понедельник началось с выступления Шаниной, которая заявила, что два фирменных наименования являются сходными до степени смешения. Более того, она убеждена, что название «Сандуновъ Плюс» вводит потребителя в заблуждение.

Тем не менее, по словам представителя казанской компании Михаила Карпова, несмотря на тот факт, что «сандуновские» и «сандуновъ» являются однокоренными словами, между ними существуют значительные различия. «Во-первых, «сандуновские» – прилагательное, «сандуновъ» – существительное именительного падежа. Никакого сходства до степени смешения ни по внешнему виду товарных знаков, ни по наименованию, ни по смысловому значению мы не видим. Кроме того, у нас совершенно другие цвета логотипа и его оформление», – рассказал Карпов в зале суда.

Представитель «Сандуновъ Плюс» в зале суда предложил назначить патентную экспертизу, задействовав АНО «Центр патентных эскпертиз». Однако Шанина усомнилась в компетенции сотрудников центра, сославшись на «техническое образование» экспертов. По ее мнению, назначение экспертизы лишь затянет процесс. Представитель истца также полагает, что суд в состоянии самостоятельно определить вероятность введения потребителя в заблуждение.

Убедившись, что представитель ООО «Сандуновские бани» не намерена идти на «экспертный компромисс», Карпов предложил заключить мировое соглашение. Ввиду спонтанности данного решения стороны определили для себя лишь наиболее важные условия. Согласно предварительной договоренности, ООО «Сандуновъ Плюс» меняет название и компенсирует судебные издержки. В то время как компания «Сандуновские бани» отказывается от требования денежной компенсации.

ИЗВЕСТНЫЙ ТОВАРНЫЙ ЗНАК ПОВЫШАЕТ ШАНСЫ НА СХОДСТВО

Газета «БИЗНЕС Online» узнала мнение экспертов и игроков банного рынка Казани относительно данного спора и его последствий для компании «Сандуновъ Плюс».

Григорий Бусарев – руководитель авторского агентства «Артпатент»:

- При определении сходства до степени смешения учитывают, как правило, все три критерия: графический, фонетический и смысловой. При этом они могут повлиять на оценку сходства как все вместе, так и по отдельности.

Оценка сходства обычно проводится привлекаемым экспертом – патентным поверенным. И чем известнее товарный знак, тем больше вероятность сходства. В качестве дополнительного аргумента любой из сторон может быть приложен опрос потребителей. При этом, что важно, суд также может дать самостоятельную оценку сходства с позиции рядового потребителя.

В данном случае исход дела зависит во многом от объема и весомости доказательств, предоставляемых сторонами сторон, но также и от мнения суда как потребителя.

Что касается компенсации, то адекватность ее размера зависит от длительности использования, неоднократности, наличия недобросовестной конкуренции и прочее.

Айрат Ахметов – директор банно-оздоровительного комплекса «Зеленая поляна»:

- Крупные игроки на банном рынке Казани – «Финская №1», «Сандуновъ», «Магнат». Мелких игроков не так много, больше все же сетевых. Сегодня банные услуги начинают пользоваться все большим спросом. Целевая аудитория многогранна – начиная от подростков, заканчивая их родителями. Семейные люди в основном ходят в русскую баню, чтобы попариться, а молодежь любит больше сауну.

Бренд «Сандуновъ Плюс» очень известен в Казани, они много лет на рынке и хорошо разрекламированы. При этом я слышал, что компания «Сандуновъ Плюс» намерена произвести ребрендинг. На мой взгляд, даже если «Сандуновъ Плюс» придется сменить название, это никак не повлияет на их популярность и узнаваемость. Народ все равно будет ходить к ним.

Михаил Шипулин – директор комплекса саун «Магнат»:

- «Сандуновъ Плюс» – довольно известная сеть в Казани. У них очень много саун. Тем не менее я не могу оценить их позиции на рынке. Все зависит от соотношения цена-качество. Есть сауны очень дорогие и хорошие, а есть «Сандуновъ», которые очень дешевые.

Дарья Кочетова – адвокат по авторскому праву:

- Данный вопрос в наличии сходства неоднозначен. Это должен решать суд или экспертная организация. Сумма требуемой компенсации, на мой взгляд, достаточно завышена. Если не будут доказаны убытки истца, то думаю, что данная сумма уменьшится в разы.

В данном споре может идти речь о недобросовестной конкуренции при условии, что будет доказано, что «Сандуновъ Плюс» получил конкурентные преимущества. Но это доказать довольно сложно. Как правило, в таких случаях прибегают к соцопросам потребителей, проведению маркетинговых исследований, исследуются показатели рынка сбыта.

Справка

Сандуновские бани (сандуны) – русские публичные бани, действующие с 1808 года. Являются памятником архитектуры в центре Москвы на Неглинной улице, 14. На данный момент Сандуновские бани насчитывают три мужских и два женских отделения.

ООО «Сандуновские бани» (Москва) зарегистрировано в 1992 году. Осуществляет физкультурно-оздоровительную деятельность. Учредители – Хамит Алеев (28%), Николай Демидов (18%), Зинаида Кулагина (18%), Роберт Арутюнов (18%), Олег Рябой (18%). Уставный капитал (06.02.2003) – 10 тыс. рублей. Выручка (2011) – 476,5 млн. рублей, чистая прибыль (2011) – 58,7 млн. рублей.

ООО «Сандуновъ Плюс» (Казань) создано в 2010 году. Осуществляет физкультурно-оздоровительную деятельность. Учредитель – Фарид Мухамедшин (100%). Уставный капитал (09.11.2011) – 300 тыс. рублей. Сеть насчитывает 24 оздоровительных комплекса в Казани и Зеленодольске, а также гостевой дом «Сандуновъ» в Лаишевском районе.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (26) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    13.06.2013 09:10

    У "Сандуновъ Плюс" особых шансов нет. К тому же если у москвичей зарегистрирован товарный знак. Потому мировое соглашение - это лучший выход для казанцев.

  • Анонимно
    13.06.2013 10:12

    Фарид Мухамедшин - это который из правительства татарского?

  • Анонимно
    13.06.2013 10:12

    А на мой взгляд, все эти "сети в Казани" - просто прикрытие борделей. Вообще удивляет кто туда не брезгует ходить...

    • Анонимно
      13.06.2013 14:49

      Согласен на все 100% - бордель с водными процедурами, рассадник заразы

  • Анонимно
    13.06.2013 10:19

    Предлагаю объявить конкурс на ребрендинг:вариант SundunOff...

  • Анонимно
    13.06.2013 10:23

    Использование чужого названия, это смешно.Это говорит только о том, что у хозяина бизнеса не хватает ума придумать что то свое. Это как в Челнах проталкивали коттеджный посёлок "Рублёвка".

  • Рамиль
    13.06.2013 10:48

    Сабаны

  • Анонимно
    13.06.2013 11:02

    Пусть докажут конкурентное преимущество. Ведь из-за этого никаких доп. доходов Казанские бани не получали, т. е из Москвы в Казань в баню специально никто не ходит. Времени нет для этого.

    • Анонимно
      13.06.2013 11:10

      При чём здесь допдоходы? Есть закон о защите авторских прав. Сандуны - они только в Москве САНДУНЫ. Самовольное использование чужих товарных знаков ЗАПРЕЩЕНО!

      • Анонимно
        13.06.2013 11:37

        Причем здесь закон о защите авторских прав? Он отменен с 2008 г., сейчас действует ч. 4 Гражданского кодекса, где четко прописано, что товарные знаки защищаются на всей территории РФ. Потому, если у москвичей есть ТЗ, то спор решается однозначно. А вот если нет, то можно потягаться

        • Анонимно
          13.06.2013 12:10

          Любой закон докажет первенство Москвы на использование названия "сандуны". О том, что сейчас действует ч.4 ГК, я прекрасно знаю, так как сам являюсь "автором" и стараюсь вовремя регистрировать своё авторство.

          • Анонимно
            13.06.2013 15:24

            Та же часть 4 насколько я помню, говорит об охране авторских прав без обязательной регистрации. Вы где регистрируете-то свое авторство?

            • Анонимно
              13.06.2013 15:34

              В москве много фирм, наделёнными правами регистрации авторства. Вы можете и не регистрировать авторство, но потом не удивляйтесь, что кто-то Вашу работу выдаст за свою. Можно конечно и самому себе отправить заказное письмо, но если есть гарантия, что оно вообще дойдёт. :-))пы.сы. Я регистрируюсь в "копирус".

  • Анонимно
    13.06.2013 11:48

    Руки прочь от САНДУНОВА!!!! У меня там лучшие моменты жизни прошли)))))

  • raf
    13.06.2013 12:55

    Дабы не нарушать интернациональный характер казанцев,предлагаю назвать-Казанские Бани.У кого задевает национальные чувства-Татарские Бани.Есть же,Русская Баня.

  • Анонимно
    13.06.2013 14:24

    Известный "банный эпизод" культового фильма "Ирония судьбы или С легким паром" снимался ночью в холодном коридоре "Мосфильма"))

    • Анонимно
      13.06.2013 15:38

      Посмотрите фильм "старый новый год" - там именно сандуны.

      • Анонимно
        13.06.2013 16:44

        При чем здесь сов.фильм "Старый новый год"? Цитата из статьи: "Речь идет о тех самых знаменитых «Сандунах», где Евгений Лукашин в исполнении актера Андрея Мягкова в фильме «Иронии судьбы, или с легким паром» в компании друзей встречали Новый год". В то время как, сцену в бане из фильма "Ирония..." снимали под лестницей в одном из коридоров «Мосфильма», где установили банные скамейки и весы, а не в "тех самых знаменитых «Сандунах»"))

  • Анонимно
    13.06.2013 14:51

    Ясный пень, что Мухамедшин регистрируя такой название для своих бань использовал раскрученный брэнд своих коллег из Москвы.Это воровство. И к такому банщику ходить опасно-он если имя украл, то и вещи из гардероба и кармана клиентов так же легко приватизирует.

  • Анонимно
    13.06.2013 16:24

    Лучше рекламы не придумать и обойдется все это удовольствие, всего лишь, в один миллион рублей, который отобьется за несколько недель)))

  • Анонимно
    13.06.2013 21:57

    Москвичи захотели с татарина сдирать деньги. При чём тут бренд, лёгкие деньги захотели. Фарид, ты лучше название бань поменяй. Только на татарские слова, объяви конкурс, мы тебе поможем. А ты в качестве приза билеты на несколько посещений в твою баню. У татар очень много красивых слов найдутся.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль