Общество 
28.06.2013

«Дому Шаляпина» прописали противоаварийный снос

DSCF1630.jpg
 

ЭКСКАВАТОРОМ ПО ПРОЛЕТУ

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» на минувшей неделе стали свидетелями того, как экскаватор начал снос крайнего левого пролета старинного трехэтажного здания по адресу ул. Пушкина, 10. Этот дом известен тем, что здесь жил великий русский бас Федор Шаляпин.   

Разбор пролета занял два дня. На следующий день после начала работ фрагмент здания, над которым поработал экскаватор, был снесен почти полностью, оставалась только часть первого этажа. На уровне третьего этажа из стен одиноко торчали деревянные балки. Внизу лежали груды красного кирпича, вырванные, можно сказать, целыми гроздьями. Остальная часть здания превратилась в оголенные кирпичные стены, сквозь пустые проемы окон которых можно увидеть небо и остатки деревянных балок вместо межэтажных перекрытий между вторым и третьим этажами.

Визуально рядом со стеклом и бетоном штаб-квартиры пенсионного фонда, впритык стоящего нему с правой стороны, здание шаляпинского дома выглядит теперь, мягко говоря, невыгодно. Представителей собственника реконструируемого здания на месте не оказалось, но рабочие пообещали, что основные работы займут пару дней, а само здание потом будет непременно восстановлено.

DSCF1614.jpg
 

«ЭТО ПРОТИВОАВАРИЙНЫЕ РАБОТЫ»

Некоторые пояснения происходящего газете «БИЗНЕС Online» удалось получить от помощника президента РТ Олеси Балтусовой, которая сослалась на информацию, полученную от ОАО «ТСНРУ», выполнившего эскизный проект восстановления здания. «Работы проводятся на основании проекта противоаварийных работ, который согласован с министерством культуры РТ, и разрешения на первоочередные противоаварийные мероприятия №5/042-13 от 03 мая 2013 года, которое было выдано министерством культуры РТ. Проект противоаварийных работ был разработан на основании раздела «Инженерное обследование», – сообщила Балтусова газете «БИЗНЕС Online». – В результате проведенного обследования установлено, что участок здания в осях 1-3/А-В (левая часть) имеет существенные повреждения: трещины в сопряжении частей шириной до 100 мм, крен стены в осях 1-3/А наружу, обрыв стальной затяжки. Данные повреждения вызваны различиями в конструкции фундаментов с основной частью здания в осях 3-7/А-В и усугубившимися осадками после строительства вплотную к стене по оси 1 нового здания по ул. Пушкина, 12. Фактически участок наружной стены в осях А/1-3 не связан с конструкциями основного здания, представляет угрозу самопроизвольного обрушения и не может эксплуатироваться далее без его усиления или демонтажа. Учитывая вышеизложенное, более предпочтительным является его демонтаж с последующим восстановлением в первоначальном виде».

DSCF1625.jpg
 

Проще говоря, пролет был разрушен специально, чтобы избежать самопроизвольного обрушения, с санкции минкульта. Как сообщила газете «БИЗНЕС Online» заместитель министра культуры РТ Светлана Персова, работы в «доме Шаляпина» действительно проводятся на основании письменного разрешения министерства культуры Республики Татарстан и в соответствии с согласованным проектом противоаварийных работ, разработанным ОАО «ТСНРУ». «На первом этапе в соответствии с проектом произведен разбор аварийного участка стены. Однако на объекте зафиксировано проведение ряда работ с отклонением от утвержденного проекта, в связи с чем министерство культуры РТ приняло меры по предотвращению выявленных нарушений в соответствии с действующим законодательством», – сообщила Персова нашему изданию.

ВОПРОС: ЧТО ОХРАНЯТЬ?

Отметим, что с прошлого года между собственником здания ООО «ДРОМ» и министерством культуры Татарстана идет судебная тяжба. Минкульт потребовал расторгнуть договор купли-продажи здания. Причиной разногласий стало различное понимание предмета охраны памятника. Чиновники считают, что владелец добивается, чтобы от дома можно было оставить лишь фасад. В свою очередь, компания-владелец утверждает, что чиновники требуют от нее слишком многого.

- Нам предлагают заключить охранное обязательство, в котором миллион пунктов. То есть мы должны восстановить здание полностью – от крыльца до крыши, включая огромное количество внутренних элементов, перечень которых занимает больше трех страниц. Но их по факту уже не существует. Деревянный флигель, в котором жил несколько лет Шаляпин, был снесен еще в ХХ веке», – рассказал газете «БИЗНЕС Online» представитель собственника.

DSCF1665.jpg
 

«БЕЗ МИНКУЛЬТА НИ ВПРАВО, НИ ВЛЕВО»

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось связаться с Альфией Сафиной – директором ООО «ДРОМ». По словам представителя собственника, работы выполняются в строгом соответствии с изданным от 3 мая разрешением министерства культуры РТ и согласованным проектом противоаварийных работ. «И только в рамках этого проекта. Левый пролет, разумеется, будет восстанавливаться, и из того же самого материала.

Что касается флигеля, которого давно уже нет. Возможность восстановления флигеля мы не отрицаем. Единственное, эскизный проект пока не выполнен до конца, вследствие этого пока воздержусь от ответа. Мы рассматриваем все варианты, – пояснила Сафина. – В любом случае все будем согласовывать министерством культуры. Ни один шаг ни вправо, ни влево. Потому что начали очень хорошо вести с ними диалог, нас услышали. Мы вышли на «тропу» диалога. Даже то, что мы выиграли суд на предмет охраны, тем не менее каждый наш шаг, все наши действия согласованы с министерством культуры.

В любом случае каркас здания стоит, какой он есть. И мы будем его наполнять, с этой стороны нам проще. Насчет сроков готовности здания, планов на него, пока я воздержусь отвечать. На эти вопросы я, скорее всего, смогу ответить после Универсиады, когда мы увидим согласованный проект. Сейчас на 90 процентов мы выполнили самый начальный этап, а именно – противоаварийные работы, осталась только временная кровля».

DSCF1663.jpg
 

«КОНФЕТКА» ИЗ XIX ВЕКА 

Газета «БИЗНЕС Online» спросила мнения о ситуации вокруг «дома Шаляпина» у экспертов.

Александр Дембич – член президиума правления союза архитекторов Татарстана:

- По «дому Шаляпина» это непростой вопрос, и надо знать много конкретных деталей, чтобы правильно отвечать. Я, к сожалению, не в курсе деталей того, что там сейчас происходит. Надо знать, какие охранные обязательства были выданы министерством культуры по этому дому. А в министерстве культуры сейчас нет нормального аппарата, и они не успевают отслеживать и своевременно реагировать. Потому что одновременно в городе реставрируются под 100 памятников истории и культуры. И есть еще неполадки с документацией, которые тоже возможны, по многим зданиям такая ситуация. И это, по сути, позволяет разрушать памятники. Если они переданы в собственность каким-то там фирмам, физическим лицам, то они, соответственно, хотят приспособить их к дальнейшему использованию под свои цели. И зачастую искажают их так, что здания уже не могут дальше считаться памятниками истории и культуры.

Рафаэль Хакимов – директор института истории АН РТ:

- Я сторонник того, чтобы сохранять все, даже если это не архитектурная ценность. Иногда говорят: никакой архитектуры в этом здании нет. Но бывают дома исторически значимые. Какие в них великие люди жили, события происходили. И надо сохранять как историческую достопримечательность. А у нас, в Казани, под это подпадает почти все. Исключения трудно найти. Настолько история богата. Мы просто ими пренебрегаем, потому что не видим ценности в этом, нас задавили рыночные категории. Хотя бывают случаи, когда старые дома реставрируют, и выглядят они непривычно ново. И если нет нарушений других моментов, то тут нет претензий к внешнему виду. Просто они обновляются и как «конфетка» выглядят. Но так они выглядели и там, в XIX веке.

Справка

ООО «ДРОМ» (Казань) учреждено 6 января 2007 года. Уставный капитал составляет 10 тыс. рублей. Виды деятельности – разборка и снос зданий, земляные работы (основной), общестроительные работы по возведению зданий. Согласно СПАРК, по состоянию на 13 июля этого года единственным владельцем являлось ООО «Производственно-коммерческий центр ИМКЦ» (Казань, ул. Баумана, 11/12, кв. 1). Основными владельцами ООО ПКЦ «ИМКЦ» являются Фрадия Имамова (42,84% УК) и Мукатдис Имамов (42%).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (29) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    28.06.2013 08:32

    и...... все идет по плану

  • Анонимно
    28.06.2013 09:10

    Интересное мнение экспертов, совершенно не в духе времени. Пожалуй, скажу одно, что эти двое людей либо связаны с Минкультом, которого обязали, либо их добровольно принудили. Адекватные архитекторы так не думают и даже архитекторы-реставраторы настаивают на усовершенствование и приспособление старинных зданий или их частей в современную городскую среду. Делать современный город в "образцовый ХIХ века" чушь собачья, тем более заниматься востановлением деревянных частей. Нашли тоже богатейшую историю в лицах. Да будет вам известно, что в каждом городе когда-то жили и простые и видные люди. Весь центр Москвы наполнен такими зданиями и их реставрировали, и сносили как неотвечающие духу времени еще в 30-е, 50-е и 90-е годы. Мое мнение любой город должен адекватно развиваться, а не упираться в старину, которую сносят, а потом восстанавливают в "псевдостиле" да и под конфетку. Просто это г-ну Минниханову и Балтусовой лично нравится, а некоторым нет, а они диктуют нам, этакие диктаторы вкусов и нравов.

  • Анонимно
    28.06.2013 09:18

    Минкульту заняться нечем? зачем в центре города эта трущоба? зачем этот гимор с "востановлением" ничего не значащих развалин? Сам Ф.И.Шаляпин обложил бы трехэтажных этих деятелей "культуры".Снести, построить современное удобное здание (что в разы дешевле и безопаснее) и повесить красивую мемориальную доску нормальных размеров.

    • Задумчивый
      28.06.2013 09:44

      Да! Да! А в Риме снести Колизей.. срамота одна.. руины какие-то! и построить нормальный стадион!!!

      • Анонимно
        28.06.2013 11:26

        Сравнили тоже Колизей и дом 19 века

        • Анонимно
          28.06.2013 14:18

          А ведь когда-то и этот дом по возрасту мог бы быть таким, как Колизей сегодня...Если ы все рассуждали таким образом, ни Кремля, ни Башни Сююмбеки, ни Колизея, ни Пирамид не было бы...

    • Анонимно
      28.06.2013 09:44

      Представьте на секунду, все снесли и застроили такими вот пенсионными фондами как рядом. Или может даже еще "лучше"- удобными и практичными панельками! Что будем показывать гостям, да и детям своим, что вот под третьим подъездом Шаляпин жил?

  • Анонимно
    28.06.2013 09:55

    Раньше Балтусова боролась за сохранение каждого исторического кирпича, не говоря о снесенных зданиях. Теперь покрывает все огрехи Министерства культуры. Олеся, может все-таки признать, что ты села не в свои сани и перестать покрывать своих подруг.

  • Уважаемые, не ссорьтесь...Да будет Вам известно, что Ф.Шаляпин родился и вырос не в этом здании, а во флигеле этого здания, т.е. фактически в ДРУГОМ здании. Это другое здание находилось во дворе сего здания и (!)ВНИМАНИЕ: БЫЛО СНЕСЕНО В 2005 г.И почему-то сей факт сейчас совсем не упоминается...

    • Задумчивый
      28.06.2013 10:32

      Дык дело-то не в этом.. кто там жил.. Здание 19 века и под экскаватор

      • И что ?Меня в 1970 году из клиники Клячкина принесли на ул. Федосеевскую, дом №1, это были постройки 17-18 века. Провёл в нём первые 6 лет своей жизни. С кремлёвского холма катался на санках, лазал в развалинах церкви Параскевы Пятницы, купаться учился в Казанке с островка, который недавно срыл тов.Р.Зиганшин, в садик ходил, где сейчас Управление образования города сидит...Для меня, например, ул. Федосеевская в старом её виде и часть улиц Батурина и Б.Красной - ЭТО БЫЛА моя Казань, моя малая Родина... Теперь здесь Дворец самизнаетекакойдворец, а на месте родового дома кусок асфальта для автостоянки...НО Я Ж, БЛИН, НЕ УМЕР ОТ ЭТОГО !!!И жить продолжаю в Казани, и детей рощу в Казани, и родители живут в Казани.И вспоминаем мы НАШУ Федосеевскую, которой уже нет... ЦЕЛОЙ УЛИЦЫ НЕТ !!!А на Баумана, напротив, Никольской церкви, жили наши близкие родственники, к которым мы ходили в гости через площадь 1 мая, через узкий проулочек между зданием Нац. музея и Ивановским монастырём...А сейчас на Баумана в этом месте новоделы...Вот ведь живём мы с этим как-то.

        • Задумчивый
          28.06.2013 11:55

          Ну вот видите сами и ответили на свой вопрос )) "Вот ведь живём мы с этим как-то" Как-то и живем..Сам почти всю жизнь прожил в Миру-Мир.. и сквер за Обкомом помню и много чего.. Приезжали гости - водил по Тельмана, Касаткина, Бехтерева - сплошные восторги от деревянных домов с резбой по фасаду.. а сейчас что можно показать?? Аквапарк и новые развязки?? Бинарное дерево? ужОс на набережной?.. От старого города уже почти ничего не осталось.. и скоро не останется..

        • Анонимно
          28.06.2013 13:18

          Ну и зачем такой сквер у старинного вокзала - он про что- про парковку? И зачем Прак Универсиады под Кремлем - потому что с той стороны "убили" площадь - отдали для дорог и развязки? Это все архитекторы и руководители снуют... пространство города отжали у жителей, разместилиь, расположились, устроили "полигон хотелок"? Квартал Б так и не живет, слобода татарская - померла, даже с новыми избушками - где жители? Куда подевали людей, детей? Сколько жителей на Баумана? Но и делового центра тоже нет! Город тяжело заболел лет 10 назад - лихоманка какая-то - малазийская больница Шамова спасет?

    • Анонимно
      28.06.2013 12:13

      не трогайте опять Забирову и Валееву со сносом флигеля - проехали, забудьте, причем тут Шаляпин на Пушкина - духу его уже тут нету - любуйтесь памятником и гостиницей... Нуриева духа нету же - и никто про самого богатого артиста балета в мире - и не помнит, и памятника нету - от бескультурья и обезьянничания все происходящее - тут миллион людей и миллион затей. А прикол восстановления центра - веселый покер...

  • Илшат
    28.06.2013 11:24

    Если бы не Балтусова, снесли бы все к чертям (как на Суканке, оставили 1 здание) и понастроили бы "стеклобетонные евроремонты". Молодчина она.

    • Никто не спорит. Молодец, Олеся Александровна ! Честь ей и хвала. Задела за живое кого надо...

      • Анонимно
        28.06.2013 15:27

        можно узнать кого задела балтусова? меня просто трясет от ее убожества, еще скажите что это она все отреставрировала. Вы как будто, Дмитрий, не знаете, зачем ее поставили на эту должность

        • Анонимно
          28.06.2013 21:12

          Все отреставрировал мэр

        • Трясущемуся господину или трясущейся госпоже. Анонимно писать гнусности Вы можете. А подписаться своим именем трясущиеся поджилки не дают?

          • Социум РТ
            30.06.2013 23:51

            По форме грубо и не вежливо, но в принципе предыдущий комментарий справедлив!Позиция Балтусовой до назначения (по крайней мере, которую она декларировала) и после - сильно отличаются, мягко говоря! Теперь она - ходячий конформизм, растеряла принципиальность и честность. Осваивается в роли администратора и личного экскурсовода власть имущих.Например, отдадим больницу им Шамова под "малазийский отель" никому неизвестной фирме-пустышке из Малайзии - отдадим говорит она, да еще и не стесняется ходить с Гаяновым и "инвесторам". Строим "новострой" вместо номеров Булгар с дополнительными этажами - тоже хорошо, и так далее по списку.Поэтому так и появляются мнения, что Балтусова, мягко говоря, не демонстрирует публичности, принципиальности и последовательности, которые когда-то декларировала.

            • Анонимно
              1.07.2013 17:38

              Учите матчасть. Номера Булгар грохнули задолго до вообще её появления, и министр культуры тогдашний лично обещала воссоздание. Но обещания обещаниями, на месте памятника стоит новодел. А новодел охранять бессмысленно, поэтому охранники памятников по отношению к новому зданию равнодушны - она уже не представляет ценности. Про шамовскую тоже всё в работе, и ещё точка не поставлена, и опять же для охранников главное что за здание кто-то взялся с проектом, что дом сохранится, а его назначение вопрос второй - и он как раз дело общественности, если у вас есть гражданская позиция, вперёд. Вы бы хоть интересовались, сколько конкретно спасено зданий и как это было. Информации много.

  • Анонимно
    28.06.2013 11:29

    Вот так и теряется самое главное что есть в любом городе - городская среда. Снести все здания, вырезать все парки, забетонировать все озера. Под лозунгом - избавимся от пробок, избавимся от трущоб, избавимся от комаров и болот. Потом идем на Зеленые и прочие рекорды, а Казани, атмосферы города, того что отличает столицу Татарстана от других миллионников и нет уже почти. Остается только название. И люди становятся не казанцами, а населением.

  • Анонимно
    28.06.2013 12:22

    Мне другое интересно - как фирме с 10 тысячами УК дали возможность реставрировать здание? откуда у них на это деньги, и как они завладели домом?

  • Анонимно
    28.06.2013 15:55

    Семья купившая здание Фрадия и Мукатдис Имамовы надеемся не кавказцы,а наши, Казанцы как всегда?

    • Анонимно
      29.06.2013 08:59

      Да, Фрадия и Мукатдис Имамовы не кавказцы, они просто бабушка и дедушка родители Марселя Имамова руководителя Пенсионного фонда республики и объект стоит рядом. Родители уже старые им до реконструкции домов

  • Анонимно
    28.06.2013 17:50

    Господа о чем это вы? Застройшику памятника необходимо было разобрать эту часть здания для того , чтобы строительная техника могла въехать во двор, так как существующая проездная арка обеспечивает проезд лишь телег, карет, в том числе и пожарных.

    • Анонимно
      29.06.2013 08:49

      А суть проста и гениальна,смотри кладку,аварийностью там и не пахнет!!!

  • Анонимно
    29.06.2013 18:15

    А где Балтусова с плакатом?...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль