Общество 
2.07.2013

Рафаэль Хакимов: «Нужна перезагрузка работы академии наук РТ»

Установка «Не кукарекать!» – из арсенала административно-командной системы. Мне ее и раньше приходилось выслушивать в этой формулировке. Корни, видимо, надо искать в сказке Александра Пушкина «О золотом петушке». Филологи лучше знают. Сказка незатейливая, но с намеком. Напомню сюжет с кукареканием. Царь Додон не очень интересовался своими делами. Золотой Петушок был ему гарантией спокойной жизни.

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.

И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!

Как известно, шамаханская царица/девица влезла в государственные дела царя Додона, стравила сыновей, и все закончилось печально. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок», – так резюмирует Пушкин. Будем извлекать уроки из намеков.

Мелкие интриги внутри академии мне неинтересны. Все эти годы, пока существует институт, я просил только одного – чтобы нас не трогали. Остальное мы сделаем сами.

Внутри института обстановка стабильная, но не потому что не позволено кукарекать, а наоборот: высказывайся! А если по делу, то еще и спасибо скажем. Сотрудники у нас – народ публичный, более того, трудятся отцы-основатели разных партий и движений. Для многих из них говорить то, что думают, не хобби, а смысл жизни.

Институт за годы существования заложил фундаментальные основы для объективной истории татар и Татарстана. Эту часть стратегической задачи мы к концу года сумеем завершить, если не будут мешать. Приступили к реализации новой темы «История населенных пунктов Татарстана», которой до сих пор занимались спорадически.

Параллельно с рядом интересных проблем мы выходим на мировой уровень. По крайней мере, один журнал и еще два альманаха отвечают требованиям Scopus – крупнейшей в мире единой реферативной базе данных, а также требованиям RPM (средствам контроля эффективности исследований). Оказалось, что «татарская» тематика волнует не только татар. С нами сотрудничают ведущие институты России и других стран.

Мы умеем работать на республику, наши книги и проекты востребованы. Мы чувствуем пульс времени и утверждаем, что академия не может оставаться в нынешней форме и тем более она не может работать на основе «мини-вертикали власти». За эти годы я терпеливо выслушивал советы химиков, физиков, математиков, филологов и т.д. о том, как правильно руководить институтом, хотя я сам читаю лекции о менеджменте и даже написал учебное пособие. Из всех услышанных советов 99% были совершенно неуместны, чтобы не сказать унизительны. Оказывается, институт работает хорошо, но руководят им неправильно. Видимо, кому-то приглянулось место директора…

К нашим «недостаткам» относится то, что гуманитарии не могут стоять вне общественных проблем. Такова наша специфика. Мы волей-неволей втянуты в идейные споры. Гуманитарии работают не только в кабинетах, но и общаются с людьми. Мы по определению люди публичные, мы не можем просто сидеть в лаборатории с приборами и химичить на молекулярном уровне. Поэтому и «кукарекаем», т.е. предупреждаем о грозящих социальных проблемах. Поверьте, мы это делаем не от вредности.

КАКОВА ЦЕНА ВОПРОСА?

До сих пор экономистами не выработана методика оценки труда гуманитариев. Какова наша доля в проведении тысячелетия Казани и других мероприятий, которые приносят доход республике и бизнесменам? Не только социальную значимость, но даже нашу долю прибыли от туризма экономисты не могут подсчитать. Сколько докторов экономических наук, есть целое отделение АН РТ, а методики нет. При этом со всех сторон мы слышим: «Зарабатывайте!» Как именно зарабатывать? Мы же не торгуем на базаре зеленью. Нельзя труд гуманитариев оценивать только в рублях. В конце концов, есть гордость за свою историю, за свою республику, без чего все экономические проекты гроша ломаного не стоят. Я уж не говорю о таких высоких материях, как служение, хотя именно рискованные идейные споры выручают страну в кризисные периоды. Если о моральном долге ученого скажешь вслух, тебя примут за придурка.

Бюджет института – 36 млн. рублей в год. С учетом повышения с 1 июля он может вырасти до 50 млн. рублей. Понятно, на эти деньги трудно прожить. Остальное мы добираем из внебюджетных источников и от спонсоров. Проблема в размере минимальной ставки младших научных сотрудников, которые вначале трудового пути могут жить только на зарплату. А у них, как правило, все наваливается разом: диссертация, плановая работа, семья, ребенок, жилье, ЖКХ, и нужно завоевать репутацию, чтобы с тобой считались. К сожалению, оптимизация тоже может пройти за их счет, ведь по ФЗ РФ увольняют в первую очередь менее квалифицированных работников.

Поскольку институт истории связан с участием в крупных проектах, то многим кажется, что денег у нас немереное количество. Однако мы с проектов деньги получаем не в виде прибыли, а в виде зарплаты или гонораров, а они скромные. Внебюджетные и спонсорские деньги всегда целевые и крайне редко проходят через нашу бухгалтерию. С них на развитие института ничего не оставишь.

В Российской академии наук ситуация несколько иная. РАН – собственник недвижимости, и это для всех лакомый кусок. Кардинальная реструктуризация там неизбежна. Госдума примет закон, который представит правительство. Это, естественно, заденет и АН РТ, ведь мы все свои законы приводим в соответствие с федеральными. Уверен, нашей академии не избежать новых перестроек. В АН РТ собственность невелика, а у института истории АН РТ, можно сказать, и вовсе нет: машины для экспедиций с большим пробегом, лопаты, компьютеры, столы и стулья. Остальное мы арендуем у музея-заповедника «Казанский Кремль», которому все эти годы помогали и продолжаем помогать в деле повышения туристической привлекательности.

ЗАЧЕМ НУЖНА АКАДЕМИЯ?

Сегодня активно обсуждается вопрос о параллелизме в исследовательских работах в университетах и академии. К сожалению, в университетах по всей России гуманитарные дисциплины просто вымирают. 

В РАН гуманитарные институты сохранились, но они весьма ангажированы и пытаются подладиться под политическую конъюнктуру. Интересы Татарстана, народов России там не проглядываются, так, будто в стране живут только русские. Кроме того, хотя и не действует постановление ЦК КПСС от 1944 года, запрещающее исследование истории и культуры Золотой Орды и Казанского ханства, тем не менее, предвзятое отношение к истории татар сохранилось. Короче, существует чисто региональная сфера интересов, которая выпадает из поля зрения РАН и университетов федерального подчинения.

Академия наук Татарстана создавалась под гуманитарные дисциплины, но они в результате оказались в положении изгоев. Например, из всех директоров гуманитарных институтов только ваш покорный слуга является членом президиума АН РТ (в пору закукарекать!). Остальные члены президиума из самых разных университетов, институтов РАН и т.д., причем химики, физики, нефтехимики, геологи, математики и др. Даже президент академии является директором ВНИИУСА, не вошедшего в состав АН РТ. Он собственный институт оградил от академического сообщества. 

Не сомневаюсь, что в академию должны входить институты как юридические лица, оставив за АН РТ функцию научно-методического руководства, причем на общественных началах, ведь академики получают стипендию. Директора институтов, входящих в АН РТ, должны быть адекватно представлены в президиуме.

Совершенно не обязательно, чтобы АН РТ была чисто гуманитарной. Смысл ее существования в том, чтобы она работала на интересы республики, т.е. выполняла ту часть работы, которую не могут в принципе взять на себя институты РАН и университеты федерального подчинения. При этом выполнение региональных задач вовсе не значит, что их уровень должен быть каким-то средненьким. Например, тема истории Золотой Орды носит глобальный характер, поскольку задевает интересы многих стран и народов. 

Можно в качестве образца для новой модели академии РТ взять исследовательский (супер-) центр в Принстоне (Institute for Advanced Study), включающий ряд школ (School of Historical Studies, School of Mathematics, School of Natural Sciences, School of Social Sci-ences). Он одновременно исследовательский и образовательный центр с ориентацией на углубленную подготовку кадров, начиная со студентов и вплоть до постдокторской стажировки. Преимущества Institute for Advanced Study по сравнению даже со знаменитым Принстонским университетом в его гибкости, в решении актуальных, а не только фундаментальных задач, причем в сочетании с подготовкой кадров высочайшего уровня. Адаптируя эту модель к условиям Татарстана, можно было бы выделить три важнейших блока: (1) гуманитарный; (2) экологический, связанный с природой Татарстана; (3) IT-технологий, ориентированных на развитие Иннополиса, «СМАРТ-Сити» и т.д. Остальные темы успешно разрабатываются институтами РАН, федеральными университетами, а также «отраслевыми» институтами, и все они уже имеют «хозяев» в Москве или на местах. 

Важной составной частью этих трех блоков могла бы стать система подготовки кадров, начиная с магистратуры, аспирантуры и заканчивая докторантурой и даже последующей постдокторской стажировкой. Это стало бы хорошей альтернативой федеральным университетам. Уровень подготовки студентов по гуманитарным дисциплинам в университетах стремительно падает (некого брать в аспирантуру), прием сокращается. Очень скоро мы останемся без пополнения своих рядов. Институт истории готовит кадры в аспирантуре, но запланированное слияние в АН РТ ведет к прекращению работы совета по защите диссертаций, что подрывает всю нашу деятельность на корню.

Вывод: нужна перезагрузка работы академии наук РТ, но не в рамках ГБУ. Для начала нужно сохранить институты как юридические лица. При необходимости их можно переучредить при министерстве образования и науки РТ. Следующий этап заключается в выработке приоритетных направлений по трем направлениям: гуманитарному, экологическому и IT-технологиям. В этой работе бессмысленно ставить вопросы о фундаментальных и прикладных работах. Их нельзя разорвать, но задачи могут формулироваться только конкретно, естественно, не в рублях, а, например, в виде написания нормального учебника татарского языка, чтобы снять эту проблему раз и навсегда, не дожидаясь пока она приобретет политический характер. Естественно, институты понимаются как организационные ядра, которые для выполнения проектов могут привлекать ученых со всего мира.

Функции академиков других направлений будут состоять в экспертной оценке тех или иных проектов, предлагаемых правительством РТ, в координации научных исследований в рамках отделений на общественных началах, т.е. в счет стипендий.

Что же касается инноваций и модернизаций, то это задача отраслевых институтов, их надо оставить на усмотрение тех предприятий, которые являются потребителями их продукции. Включение их под так называемое научно-методическое руководство ничего не дает на практике, кроме удовлетворения болезни под названием гигантомания.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (49) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    2.07.2013 08:34

    В последнее время Хакимова стало слишком много.

    • Анонимно
      26.10.2013 15:08

      А Мазгаров стал совсем невозможным.

      • Анонимно
        28.11.2013 11:35

        Что этот Мазагаров сделал для АН РТ за почти 10 лет правления...только скандалы, грязь и склоки.

  • Анонимно
    2.07.2013 08:57

    все знать невозможно

  • Анонимно
    2.07.2013 08:58

    Печаль и недоумение сквозит в словах уважаемого ученого, и сам же автор выносит вердикт–"К сожалению, в университетах по всей России гуманитарные дисциплины просто вымирают". И нужно констатировать один непреложный факт -сколько петуху не кукарекать-конец у него один. Можно ли повернуть историю вспять? Или скажем повлиять на обьективный процесс,который который рано или поздно приведет к своеобразной декогеренции среди ученых?Вывод первый - если процесс обьективен его не изменить.Это первое . "Последние 20 лет можно считать периодом гибели российской науки. Точнее сказать, планомерного уничтожения того, что было создано в советский период. Только отдельные сильные научные группы смогли выжить в это время – и то часто лишь за счёт сотрудничества с западными лабораториями." -Это слова не мои а ученого-практика.(http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=45084)Кому интересно могут прочесть. На мой взгляд -нужно задаться вопросом а способны ли мы сегодня создать свою Татарстанскую "Силиконовую долину"? читаем:"В области жидких кристаллов и полимеров выдающихся достижений в стране не было. Да и откуда им взяться, если в России полностью отсутствует инфраструктура науки? Вместо создания адекватной грантовой системы поддержки научных групп (с прозрачной международной экспертизой) чиновники заняты лишь странными проектами в духе «Сколково» и Курчатовского института."(там же)Вывод второй-обьективные процессы в экономике, и даже в истории свидетельствуют-выживают в этом мире лишь самые приспособляемые.Другими словами -можете заработать сами-изучайте.Все высокие слова что нам важно знать кто и когда жил в деревне Кер-хайван,-уже мало кому интересно, а главное мало кто может дать на это денег,потому что работа эта бесконечна и малоэффективна по степени отдачи. Другие времена другие требования.несколько приближена к нынешней ситуации общая картина в Булгаре.Попытка совмещения научных изысканий с турбизнесом начала приносить определенные дивиденды и чем больше интерес народонаселения, тем больше вкладывается средств и в дальнейшее его изучение. Увы, это тенденция современного мира и от него никуда не деться. Если бы мы одновременно создавали социальную инфраструктуру в деревне Кер-хайван,создали рыбацкий гостевой вор к примеру,сельский туризм,конные тропы и т.д. Тогда можно говорить и о гуманитарной части исследования этногенеза местной группы населения. Сегодня нужен уже совсем другой подход,и здесь ясно одно : сама по себе наука не выживет .Трудно представить ситуацию о выделении средств на автобус для сотрудников-археологов выезжающих на раскопки в Кер-хайван,платить им месяцами зарплату, организовывать быт,финансировать научные журналы и диссертационные советы по присуждению премий и званий...да не лучшие времена для науки,но это этап -когда нужно по другому взглянуть на текущее положение дел,возможно поучиться у коллег за рубежом и кто знает может все же попытаться перестроить свою деятельность в соответствии с требованием времени?петух пропел - к началу перемен?

    • Анонимно
      3.07.2013 14:33

      История-то ладно, а вот астрономия? Смотрят себе на звездочки за бюджетные деньги, ещё и астропарк себе отгрохали! А физики со всеми этими коллайдерами-шмонайдерами за фантастические деньги? От них результат если вообще и будет, то лет через семьдесят, мы все перемрём уже к тому времени. А филологи? Короче, тысячи их! Всех, всех разогнать!

  • Анонимно
    2.07.2013 09:00

    Рафаэль абый не так часто.

  • Анонимно
    2.07.2013 09:00

    Минкину в А.Н. Р.Т.

  • Анонимно
    2.07.2013 09:11

    Рафаэля Хакимова как честного и высокопорядочного человека лучше назначить президентом Академии наук РТ. Мазгарову уже за 70. Пусть Ираном плотнее занимается. Предложения Хакимова правильные. Мы за.Группа профессоров КФУ

  • Анонимно
    2.07.2013 09:25

    Пожалуйста, не надо оставлять бессмысленные комменты. Г-н Хакимов высказывает собственное мнение. Вам есть что сказать по данной теме - пишите. Сложно судить о посыле статьи, но по сути идеи правильные, на мой взгляд. Нужно развивать наши сильные стороны и перестать мерить гуманитариев экономическими мерками.
    Биолог

    • Анонимно
      2.07.2013 09:35

      За миллионы лет приматы научились не только поедать фрукты ,но и также себе подобных.Мы тоже относимся к семейству приматов.Терпите это закон эволюции.Зоолог

      • Анонимно
        2.07.2013 23:44

        И это всё, что может сказать уважаемый Зоолог?Действительно наука в упадке.

  • Анонимно
    2.07.2013 10:09

    А может ли институт Хакимова обойтись без академии? А академия без института?

    • Анонимно
      2.07.2013 10:35

      а может ли хакимов обойтись без института? или институт без хакимова?

      • Анонимно
        2.07.2013 10:56

        Хакимов без института - нет, а институт без Хакимова - да!

        • Анонимно
          30.07.2016 10:19

          Социальное программирование не возможно без этих институтов, как и манипулирование на "пепелище рожной страны". (см.С.Г.Карамурза)

  • Анонимно
    2.07.2013 11:01

    Господин Хакимов своим вторжением в Тему Ислама дискредитировал себя, поэзию, историю и свой институт.

    • Анонимно
      2.07.2013 14:47

      "Вторжение" одного человека(даже академика) не может дискредитировать явление культуры (поэзию) или общества (религию, тем более историю.

  • Анонимно
    2.07.2013 12:35

    господин Хакимов не раскалывайте общество на несколько частей... вы же прекрасно понимаете к чему это приводит.

  • Анонимно
    2.07.2013 13:44

    Хакимов без института - Да, а институт без Хакимова - Нет!

  • Анонимно
    2.07.2013 14:13

    Присоединяюсь к группу профессоров КФУ.

  • Анонимно
    2.07.2013 14:19

    В сегодняшней ситуации не только один Хакимов, а все Татары-академики,профессора и все татарская интеллигенция должны "кукарекать", защищая история,культуру,языка своего народа! Р?хм?т Сезг? Рафаэль абый!

    • Анонимно
      30.07.2016 10:23

      Кукарекают петухи у В.М.Шукшина (До третьих петухов) пока нечиста не отстанет.

  • Анонимно
    2.07.2013 16:19

    В последнее время на улицах Казани растет кол-во женщин татарочек и азиаток в платках,паранджах с серыми лицами,запуганным и потеряным взглядом зомби.Это -же готовый материал для идеологов и хозяев.шахидок.только спичку поднеси.Что у них на уме и под паранджой?неизвестно.Страшно стоять рядом.Откуда и зачем эта чуждая религия нам,татарам? м\б это все наоборот прекрасно и хорошо,и я не понимаю-обьясните доступно Уважаемый Р. Хакимов.

    • Анонимно
      2.07.2013 16:40

      А вас не смущает некое количество женщин в шортах или в джинсах откуда все вываливается напоказ? Ну или сегодня модно стало груди оголять. Или вы считаете, что чем меньше одежд у женщин тем они менее опасны? Или вы думаете, что бомбы носят только те женщины, кто надели платки. Хотя вот с паранджой чего я тут не видел, может чего то путаете? Ну даже, если и есть такие, то что тут такого? Кто то оденет сарафан широкий, ну и что, под ним тоже можно чего угодно пронести. А вот самая большая опасность от таких как вы, они есть и среди тех и среди этих. Тоже готовы свои правила устанавливать. Не нравиться опусти глаза и перейди на другую сторону. А самый лучший вариант не обращать внимание, если вас захотят взорвать, то взорвут и без паранджы. А нагнетать страсти, как раз к этому подводить другую сторону.

      • Анонимно
        2.07.2013 19:28

        Все правильно сказал,Брат.

      • Анонимно
        2.07.2013 20:38

        Я считаю, что чем меньше одежды на женщине - тем она опаснее. Совершенно не знаешь что от неё ждать - то ли она скинет с себя последнее и набросится на тебя, то ли прикроется неожиданно и обламает все твои мечты. пы.сы. реже посещайте стриптиз-бары.пы.пы.сы. Где Вы бываете, что видите у женщин голые груди? Вы врач маммолог? Или любитель подглядывать в примерочных и банях? Или всё в тех же стриптиз-барах?

        • Анонимно
          2.07.2013 22:29

          Действительно,этим летом пошла мода у молодых и не очень ходить на улице без бюст-ра,это же стыдно, товарищи женщины!

        • Анонимно
          3.07.2013 13:05

          Согласен. Полураздетая девушка как мышеловка. Может обломать в последний момент, а может обидеться, что не набрасываешься на нее первый.

          • Анонимно
            30.07.2016 10:31

            Когда на термометре 36, удавится легче, чем носить бюстгальтер, думает молодежь. Старики брюзжат от немощи.

      • Анонимно
        30.07.2016 10:28

        Никого не смущает обнаженное тело жены, пускай гражданской, но в публичном дискурсе не должно быть "запретного плода", как мата.

    • Анонимно
      5.07.2013 00:33

      "откуда и зачем эта чуждая религия нам, татарам?"Вот и добился своего Хакимов - ислам, правила в исламе стали называть чуждой религией для татар!Не чуждая религия для вас это наверно та,которая разрешает алкоголь, секс до брака, смотрит толерантно на гомосексуализм и тп.Такая вот добренькая религияА хиджаб стал ассоциироваться со злом.

      • Анонимно
        30.07.2016 10:35

        Булгары не отправляли пятый намаз, некогда молится-надо работать, слишком короткий день.
        Хромой Тимур вырезал 70 ученых в Урал-Иделе в конце 14 века за отступление от канона.

  • Анонимно
    2.07.2013 18:09

    Это тоже самое, что было предложено в статьях Илалдинова. Только здесь мягче. Академия наук осуществляет научно-методическое руководство. Да не должна она осуществлять никакого руководства. За ней консультация правительства и клуб "ученых", которых государство отметило пенсиями, как у Илалдинова.

  • Анонимно
    2.07.2013 18:21

    Институт истории реализовал масштабный проект по написанию истории татар - низкий им поклон. Только теперь нужен не менее амбициозный - иначе так и будут пытаться оптимизировать.

  • Анонимно
    2.07.2013 21:17

    А нет огорода, да? У моих есть... Они там...Им там хорошо....И нам...

  • Анонимно
    2.07.2013 22:42

    Когда человек для обоснования своих ложных утверждений притягивает поэзию (непонятно в чьем переводе),историю ,свое положение ,то он дискредитирует их (подрывает доверие к ним ) , т.е. замарывает их.

  • Анонимно
    2.07.2013 22:58

    Хакимова не много, а мало идеологии и нормальной компетентности в головах чиновников. Сколько депутатов, аппаратных чиновников, biznes клерков и приватизаторов богачей! А идей и общественного интереса почти нет. Хакимова должно быть больше! И идеалиста Валеева БО открыл, его тоже надо для дела больше. Вся гуманитария погибает. Надо что то делать!

    • Анонимно
      30.07.2016 10:44

      Трудные переломные времена - расцвет гуманитариев!
      Кто этого не понимает, не знает истории.
      Нищета тартаризма очевидна, но оглянитесь вокруг:
      Р.Ф.Абдеев "Философия информационной цивилизации"
      Л.Н.Гумилев "Этногенез и биосфера Земли",
      А.Н.Чанышев "Трактат о небытии" - это все ответы на вызовы истории. Яшасен Болгар!

  • Предложения по созданию "системы подготовки кадров, начиная с магистратуры, аспирантуры и заканчивая докторантурой и даже последующей постдокторской стажировкой" в структуре АН РТ - давняя, бородатая история. Причем ранее наших директоров институтов это вовсе не волновало, хотя неоднократно обсуждалось коллегами в академической среде. Более того, РАН давно этот проект реализовала. Приведу цитату http://gaugn.info/ "Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН) создан Постановлением Правительства Российской Федерации № 249-Р от 24 февраля 1994 г., осуществляет свою деятельность на базе гуманитарных научно-исследовательских институтов Российской академии наук. В образовательном процессе участвуют крупнейшие российские ученые. Основное отличие ГАУГН от других вузов России это реализуемая на практике интеграция академической науки и университетского образования". Как всегда был упущен благоприятный момент и сейчас говорить об этом - расписываться в собственной близорукокости. Эскапада в сторону университетов, пассаж о снижении качества выпускников не выдерживают критики. В университетах, даже с учетом небольшого количества бюджетных мест масса талантливейших ребят предпочитают платить (и платят!!!) за обучение в аспирантуре на коммерческой основе, а не идти в академическую аспирантуру. Жаль, что теперь академический институт ассоциируется сейчас с проблемами, скандалами и противостоянием, а не с теми великолепными работами сотрудников, которыми и должна гордиться республика

  • Анонимно
    2.07.2013 23:48

    Поддерживаю профессоров ПФУ о кандидатуре Хакимова.

  • Анонимно
    30.07.2016 13:50

    Нам нужна не "перезагрузка". а живая философская мысль.
    Философия информационой цивилизации (Р.Ф.Абдеев) не устарела, но мир не стоит на месте, развивается.

  • Анонимно
    30.07.2016 16:15

    Трудные переломные времена - расцвет гуманитариев!
    Кто этого не понимает, не знает истории.
    Нищета тартаризма очевидна, но оглянитесь вокруг:
    Р.Ф.Абдеев "Философия информационной цивилизации"
    Л.Н.Гумилев "Этногенез и биосфера Земли",
    А.Н.Чанышев "Трактат о небытии" - это все ответы на вызовы истории. Яшасен Болгар!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль