Гибель «Булгарии» 
5.07.2013

Гибель «Булгарии»: 80 вопросов для первого помощника механика

К допросу первого помощника механика «Булгарии» Константина Пузанкова, который выжил во время крушения дизель-электрохода, гособвинитель Евгений Дикарев подошел основательно. Помощник транспортного прокурора РТ подготовил порядка 80 вопросов и даже ходатайствовал о продолжении допроса на следующий день. «Время прокурору нужно для корректировки вопросов в связи с уже полученными ответами Пузанкова», – объяснил участниками процесса судья Сергей Якунин.

После традиционного установления личности и подписки о даче заведомо ложной информации Пузанков принялся рассказывать подробности, интересующие гособвинителя.

- 21 апреля 2011 года капитан «Булгарии» Александр Островский, я, Светлана Инякина и ее отец отбыли на LADA Kalina красного цвета в Пермь, – начал свое выступление Пузанков. – На следующий день мы зашли на теплоход.

По просьбе гособвинителя Пузанков рассказал об обстоятельствах, при которых он устроился работать на теплоход.

- До 4 июня 2011 года я работал старшим механиком на теплоходе. После 4 июня я написал заявление об уходе, однако капитан не отдал мне мой рабочий диплом. «Ты меня не бросай, давай еще поработаем! Будешь первым борт-механиком, оклад как у главного механика будет», – сказал мне капитан.

«НАВИГАЦИЯ 2010 ГОДА УБИЛА ТЕПЛОХОД»

На вопрос Дикарева о состоянии теплохода в 2011 году Пузанков описал его одним словом – «удручающее». «Если сравнить навигацию 2009 и 2011 года, это два совершенно разных состояния теплохода. Навигация 2010 года убила теплоход», – сообщил потерпевший. Он рассказал:

- По прибытии в Пермь в апреле 2011 года капитан, второй штурман и я встретились с Ивашовым (старшим экспертом Камского филиала Российского речного регистра – авт.), чтобы узнать, какие нам предстоят работы. Ивашов нам сказал, что на данный момент судну нужен полный капитальный ремонт двух двигателей и одного вспомогательного: «Так что у вас нет разрешения на работу, можете сматывать удочки и ехать домой».

«НА ЗАВОДЕ ДВИГАТЕЛЬ ВАЛЯЛСЯ, ЕГО ВЗЯЛИ, КАК БЫ ОТРЕМОНТИРОВАЛИ И ПОСТАВИЛИ»

По словам Пузанкова, судовой экипаж в принципе не мог заниматься ремонтом двигателей. В Перми есть специальная бригада, уполномоченная на такие работы.

- Были ли документы на левый вспомогательный двигатель? – поинтересовался гособвинитель.

- Не было. Когда делали ремонт, двигатель как будто поменяли.

- «Как будто» – это как?

- Ну его поменяли на самом деле. Но на другой двигатель, которым заменили старый, не было документов. На заводе он валялся, его взяли, как бы отремонтировали и поставили. Ивашов мне в последнюю очередь принес три таблички с номерами, сказал: «Потом прикрепишь к двигателю, а документы мы потом тебе пришлем в Казань». В итоге документы нам не дослали, а таблички у меня так и лежали, я их даже не прикручивал.

- Как вы считаете, в какие сроки можно совершить ремонт такого масштаба? – спросил гособвинитель.

- Полноценный ремонт займет не менее года, – ответил Пузанков.

Отвечая на вопрос о поломке, произошедшей 7 июля 2011 года, Пузанков рассказал, что главный механик не доглядел уровень масла в левом главном двигателе, из-за чего он и сломался. После этого «Булгария» прибыла в Казань. Инякина пригласила эксперта, который дал заключение, что двигатель своими силами восстановить невозможно, а судно нужно поставить на прикол.

- Инякина сказала: «Доработаем два рейса, сходим в Болгар, потом в Самару на одном двигателе, а потом посмотрим». С моей точки зрения это было недопустимо. Пассажирскую эксплуатацию на одном двигателе производить нельзя, – резюмировал Пузанков.

«ПОЛКОМАНДЫ ОТКАЗЫВАЛОСЬ ВЫХОДИТЬ В РЕЙС»

- Был ли крен у «Булгарии»? – продолжал допрос Дикарев.

- Крен у теплохода был. У погибшего второго штурмана, который раньше работал на «Украине», я узнал, что крен был с постройки и выравнивался топливом. По нормам топлива не хватало. На рейс Казань – Болгар 9 июля Инякина должна была дать нам 10 тонн топлива и одну тонну масла. В итоге мы ничего не получили. У меня оставалось топливо, на котором можно было съездить туда-обратно. Но если бы нам дали еще топлива, крен можно было бы снизить.

Гособвинитель поинтересовался у Пузанкова, чем Инякина мотивировала отказ в даче топлива.

- Нехваткой денег. Полкоманды – капитан, старший помощник, я и другие – отказывалось выходить в рейс.

Пузанков рассказал, что Инякина настояла на выходе теплохода в рейс, она надавила морально и материально.

- Она должна была 136 тысяч рублей за предыдущие навигации. За 2011 год я получил 5 тысяч рублей, а должен был получить 60 тысяч. Она кормила нас завтраками.

- Что происходило во время крушения теплохода? – поинтересовался Дикарев.

- Я был в трюме с помощником. Почувствовал толчок и крен на правый борт. Я все бросил и побежал в машинное отделение. В иллюминаторы текла вода. Успел закрыть три иллюминатора. Теплоход валился на бок.

Я побежал в кормовую часть. На трапах с двух сторон как вкопанные стояли четыре женщины. Я трех женщин выкинул за борт. Четвертая, повар, сказала: «Я сама». В последнюю минуту я нырнул и поплыл. Обернулся – теплоход уже ушел на дно.

«КАК СПЕЦИАЛИСТ ИВАШОВ ДОЛЖЕН БЫЛ ПОСТАВИТЬ КРЕСТ НА «БУЛГАРИИ»

- Я находился на освидетельствовании судна 12 - 15 июня 2011 года в Перми, – продолжал отвечать на вопросы гособвинителя Пузанков. – Узнав, что судно не может выйти в рейс, капитан позвонил Инякиной. Она приехала, и после встречи с Ивашовым все разрешилось. Для ремонта «Булгарии» приходили люди из бригады. Они приходили после работы, вечером, по одному-два человека – буквально часа два поковыряются, что-то там поделают, и все. Тем временем нас поторапливала Инякина: «Вы мне рейсы срываете». У нас не было экипажа. В последний момент перед выходом Инякина набрала команду с улицы. Ни документов, ничего не было. Никто собеседований не проходил.

- Как проходил 15 июня 2011 года пуск всех двигателей в присутствии Ивашова? – спросил гособвинитель.

- Двигатели запустились со второго раза, поработали немножко. Их параметры проверили на холостом ходу и заглушили. Потом капитан сходил к Ивашову, принес уже подписанные документы. Ивашов сначала был в машинном отделении, потом проверил теплоход, принял его в эксплуатацию. Как специалист он должен был поставить крест на «Булгарии».

Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за громким судебным процессом.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (18) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    5.07.2013 09:17

    Инякина неотремонтировала двигатель. А ведь это функция механика. Непопав в число обвиняемых, этот напуганный горе механик будет защищаться перекладывая свою вину на других.

    • Анонимно
      5.07.2013 09:33

      Нужен капремонт на заводе. Судовой механик с такой работой не справится.

    • Анонимно
      5.07.2013 12:17

      "Гражданка Инякина была очень жадна! Трудовая инспекция выдала мне официальный акт: инструктаж по технике безопасности она не оплачивала, официальных договоров не было, пенсионных отчислений не было, зарплата была серой. Страхование жизни… Гражданка Инякина оценила жизнь моего отца на 15 тысяч рублей! Такое бывает или нет?!"«На стоянках все время был аврал: ремонтировали машинное отделение» Крушение парохода «Булгария». Специальное расследование «РР». Часть пятаяНарод должен знать своих... антигероев. http://rusrep.ru/article/2013/07/03/bulgaria_5

    • Анонимно
      8.07.2013 15:55

      Механик такой - хоп! - и заменил двигатель. За вечер.

  • Анонимно
    5.07.2013 11:15

    Разве теплоход затонул из-за не работающих двигателей ??? Корабли вроде бы не тонут от не работающих двигателей. Раньше вообще не было двигателей и сотни лет без двигателей ходили через океаны.Кузанков в суде сказал вода текла через открытые иллюминаторы !В К.водохранилище на проходивших судах такого класса все нижние иллюминаторы всегда задраивали, при чем здесь двигатель, санитарные нормы и т.д.?Или матросы не закрыли или кто-то открыл.

    • Анонимно
      5.07.2013 15:10

      Вы правы. Корабль затонул, потому что корпус был железный, тяжелый и с отверстиями. Железный молоток с отверстием тоже тонет.

      • Анонимно
        5.07.2013 16:05

        ответстия могли пявиться и на днище - от пеньков, поскольку русло было узким, команда пьяной, проект не предусматривал доработку акватории по пенькам - отсюда и доп. отверстия

    • Анонимно
      8.07.2013 16:00

      >> Разве теплоход затонул из-за не работающих двигателей ??? Корабли вроде бы не тонут от не работающих двигателей.В шторм, когда без двигателя не получается развернуть корабль носом к волне - отлично тонут.>> Раньше вообще не было двигателей и сотни лет без двигателей ходили через океаны.Правда тонули через раз, а так всё ок.

  • Анонимно
    5.07.2013 12:27

    Желание заработать умноженное на полную безответственность и плюс надежда на "авось" привели к такой страшной трагедии. Хотелось бы чтобы чтобы об этой трагедии помнили все кто отвечает за жизни людей!!!

  • Анонимно
    5.07.2013 15:57

    При прохождении водохранилища самый новый корабль подобной геометрии с супер современной навигацией и персоналом обречен, если открыты нижние иллюминаторы, волны выше!!! Не причем тогда жадность Инякиной, трудовые, сан, технические, механические инспекции, количество двигателей и т.д. Команда перед прохождением данной акватории закрывает все иллюминаторы!!! Их могут открыть только пассажиры кают либо не закрывали вообще. Зачем обсуждать то, что не явилось причиной?

    • Анонимно
      5.07.2013 16:03

      он обречен, если пеньки торчат на дне и нет лоции - пробьют и утопят при любой гидролокации - так и было, но больше не надо, ТИГП учел ошибки

  • Анонимно
    5.07.2013 16:25

    Барк «Седов», занесенный в Книгу рекордов Гиннеса вообще очень старый, однако совершил кругосветное путешествие. Не потому что его сопровождали технические, пожарные, санитарные и прочие инспекторы, не потому что подписали тонну бумаги всевозможных актов.Зачем же два года обсуждать где какой двигатель взяли и кто какие бумаги подписал, был квалифицированный повар или нет, кто арендатор или субарендатор или собственник или нет, если это не имеет никакого отношения к конкретной причине трагедии ??? Какой бы ржавый корабль не был, дырок в корпусе нет, а иллюминаторы открытые есть.

    • Анонимно
      5.07.2013 17:03

      А что на барке "Седов" шантажировали механика и давали взятку сотрудникам Речного регистра?) "Седов" был образцово-показательным судном. Все документы были в полном порядке.

      • Анонимно
        5.07.2013 19:13

        Да при чем же здесь шантажировали механика или нет, давали взятку сотрудникам Речного регистра или не ригистра, был образцово-показательным судном или не был, все документы были в полном порядке или не были? Все это даже вместе взятое не есть причина затопления !!! Это суд над взяточниками, шантажистами, поварами, делопроизводителями или суд над конкретными виновниками гибели людей? Ни двигатель, ни бумажки, ни взяточники, ни владельцы с поварами не заливали воду в преступно открытые иллюминаторы! Не установленная причина ведет к рецидиву.

        • Анонимно
          8.07.2013 15:59

          Уговорили, виноват капитан - не приказал закрыть иллюминаторы и корабль утонул. Ну а капитан сам тоже утонул, значит виноватых нет, остальные всё правильно делали. Расходимся.

  • Анонимно
    5.07.2013 18:35

    Не Кузанков, а Пузанков

  • Анонимно
    5.07.2013 21:22

    БО, Инякина не собственник судна, а субарендатор. собственник - из перми

  • Анонимно
    6.07.2013 15:35

    Пароходы от открытых иллюминаторов за пять минут не тонут.Тонут от пробоин ниже ватерлинии.Голову даю на отсечение ,что пока это корыто лазило по Волге и Каме,на нем побывало тысячи пьяных пассажиров,которые настеж отворяли все иллюминаторы.И это не первый "шторм" на Волге,которому некоторые яйцеголовые умудрялись давать 5 баллов.Вы хоть видели пятибалльный шторм?/Корабельный машинист/

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль