Общество 
11.07.2013

Выброшенные на «Берег»

НЕ КОРЫСТИ РАДИ

У фестиваля, который в Казани планируют сделать ежегодным и даже, возможно, придать ему статус международного, не было бюджета. Участники работали не за призы и награды, а из чистого энтузиазма, возможности проявить креатив и сделать что-то полезное для города. Инсталляции – а это, как правило, недорогой вид творчества – в огромном количестве украшают улицы любого, самого крошечного, европейского городка. Чем же хуже Казань?

В этом году фестиваль носил название «Берег неба». Тема была самая летняя: небо, солнце, песок, вода, вольный ветер, веющий с водоема. Поэтому место выбрали подходящее – на берегу Казанки, рядом с «Ривьерой». Материалы авторы использовали самые что ни на есть демократичные – дерево, ткань, веревки. Но дело не в цене, а в изобретательности дизайнеров, решивших изменить городскую среду Казани.

Проект осуществлялся при поддержке мэрии и дирекции Универсиады, но были и инвесторы, которые решили поддержать фестиваль. Среди них – «Унистрой», он предоставил деревянные материалы и часть металлических компонентов. Холсты привезла компания «Аспера Астра», баннеры и бейджи для участников изготовил «АртСтрой». «АК БАРС Девеломент» и жилой комплекс «Берег» помогли с музыкальным оборудованием и питанием участников. Компания «Таежник» – лицензиат Универсиады – предоставила сувенирную продукцию участникам. Были спонсоры, которые покрыли инсталляции специальным лаком для лучшей сохранности.

Команды работали два дня, зной стоял отчаянный, но это не помешало творить. Было весело, азартно, зажигали диджеи… И в этом насыщенном до предела пространстве рождались новые элементы украшения города. Дизайнеры воплощали в жизнь причудливые качели и шезлонги для пляжа, лабиринты и элементы детских площадок.

Все, что было задумано, к вечеру второго дня фестиваля было воплощено в жизнь. Вечером приехал мэр Казани Ильсур Метшин, осмотрел плоды творчества, поздравил и поблагодарил участников, а также подарил каждому билет на церемонию закрытия Универсиады.

- Мы смогли провести фестиваль, он прошел на ура, все участники были в восторге от организации, от той ауры, что царила на площадке, – рассказывает помощник главного архитектора города Илюза Валиева. – Команды как будто даже не замечали палящее солнце тех дней. В результате площадка, на которой творили участники фестиваля, превратилась в интересную прогулочную зону, где приятно погулять с детьми, где можно сфотографироваться. Мы были счастливы, что у нас все получилось, что наша молодежь смогла проявить креатив и принести пользу городу. Спасибо спонсорам, материалов хватило.

ПРИНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ

Изначально было решено оставить инсталляции на этом пятачке возле «Ривьеры» до окончания Универсиады, а потом часть из них должна была переехать в другие места, где они бы вписались в среду. А пока, на дни Универсиады, на берегу Казанки получилась симпатичная выставка.

Первые два дня, по словам организаторов фестиваля, выставку оккупировали молодые мамаши из близлежащих домов – детишкам приятно было играть среди необычных объектов. Потом казанцы начали проводить в этих интерьерах фотосессии. А потом в полной мере проявился… инстинкт разрушения.

- Мы приехали на площадку спустя две недели и были очень огорчены тем, что увидели, – рассказывает Валиева. – Несмотря на то что эту территорию регулярно убирают, и при выходе из нее стоят урны, возле инсталляций было много мусора. Особенно много его было в тех местах, где можно посидеть, покачаться, укрыться от солнца. Но это еще не все. Конструкции не были рассчитаны на большую нагрузку, их не надо было проверять на прочность, они были созданы для созерцания. Максимум, что можно было сделать, – это сесть с маленькими детьми, сфотографироваться и уйти. В результате сломаны рейки, порваны веревки и ткань.

Устроители фестиваля как смогли начали исправлять положение, сняли порванную ткань, веревки, позвонили в администрацию района и попросили более тщательно убираться на площадке.

- Но нам бы хотелось, чтобы казанцы понимали: эти объекты создавались авторами для них, для нашего города. И мы бы хотели, чтобы с ними обращались более бережно, – комментирует ситуацию помощник главного архитектора города.

К счастью, устроители фестиваля «Берег неба» не считают, что труд их был напрасен, и в будущем году собираются провести новый «Берег».

«НАРОД У НАС ДИКИЙ»

Как приучить горожан к тому, чтобы сохранять то, чем украшена Казань? И реально ли вообще это сделать? Ведь понятно, что по полицейскому к каждой инсталляции не приставишь. Вот что думают по этому поводу эксперты «БИЗНЕС Online».

Владимир Курашов – доктор философских наук, профессор:

- Панацеи нет: ни увеличение количества полицейских, ни дополнительные видеокамеры проблему не решат. Что же делать? Во-первых, приучать к культуре наше общество. Как ни парадоксально это звучит, но надо увеличивать количество инсталляций и арт-объектов. Если на этом первом фестивале случились акты вандализма, это не значит, что они будут и на втором, и на третьем. Надо прививать людям любовь и понимание к такому виду искусства. А во-вторых, нашему правительству лишний раз стоит задуматься об огромном расслоении нашего общества, именно это рождает во многих людях агрессию, которая провоцирует акты вандализма.

Ольга Пиульская – директор центра «Эрмитаж-Казань»:

- Приучить реально, более того, это наша задача. У нас в Кремле сейчас проходит выставка мозаики, собраны уникальные экспонаты, и мы тоже замечаем, что не все посетители бережно относятся к тому, что выставлено. Кусочки мозаики, например, пытаются отколупать. Народ у нас дикий, но приучать людей надо, надо ставить аннотации, рассказывать, что выставлено. Надо объяснить, что необходимо уважать творчество, уважать идею мастера.

Олег Соколов – протоиерей:

- Это проблема проистекает из-за отхода от традиционных нравственных ценностей, от понятий добра и зла. Это случилось после революции, хотя был в свое время моральный кодекс строителя коммунизма, который совпадал с десятью заповедями. Но совпадал лишь формально. Что делать? Воспитывать народ. Но не декларациями, не кнутом, потому что реакция будет противоположная, а конкретными примерами, нравственными примерами.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (52) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    11.07.2013 09:41

    Чем всякие универсиады проводить, да олимпиады для бегающих и прыгающих, лучше деньги потратить на образование. Где образование там и культура, глядишь хоть лет через 50 выведутся вандалы или чуть меньше станет.

  • Анонимно
    11.07.2013 09:57

    только Курашов грамотно обозначил причины вандализма

  • Анонимно
    11.07.2013 10:00

    Приучив и воспитав даже самое дикое животное, оно рано или поздно вас укусит или убежит. Культуры нет вообще никакой. О каких скульптурах, мозаиках и картинах вы говорите господа? Для начала приучить бы этот народ в биотуалеты ходить, а не в кусты или под дерево.

    • Анонимно
      11.07.2013 14:11

      я считаю что таких животных нужно "кнутом наказывать", на то они и скот, ответственность за вандализм увеличить, предусмотреть дополнительные статьи административной ответственности за такие "шалости" с огромными штрафами и обязательными работами во блага общества, и обеспечить полицейских реальным механизмом возбуждать такие дела и доводить их до реально возмездия виновникам! + общественное порицание: публикация в сети и СМИ о низких поступках этих людей.Конечно нужно образовывать и воспитывать, уменьшать разрыв между бедными и богатыми, но это на определенных этапах не так эффективно, вспомните результаты от повышения штрафов за нарушение ПДД, + установка радаров на многих дорогах, всё это дисциплинирует граждан России, т.е. действует!

    • Анонимно
      11.07.2013 16:23

      Они народ простой,привыкли в поле нужду справлять,дрессировке не поддаются,никуда не убегут,будут долго и упорно внедрять свою культуру\отсутствующую\свой образ жизни и кусаться.

  • Анонимно
    11.07.2013 10:02

    сердце кровью обливается такое читать. как можно так потребительски относиться к своему городу. даже голуби не с"ут там где спят....

  • Есть две крайние позиции:1. Только массовые расстрелы и лагеря спасут эту страну.2. Если тебя ударили по левой щеке, подставь правую.Обе эти позиции в сегодняшнем мире неприемлемы.Поддерживаю мнение В.Курашова - надо воспитывать, воспитывать и ещё раз воспитывать... Больше скульптур, больше арт-объектов, и вообще больше благоустроенной среды, хорошей и разной.Среда обитания с соответствующим культурным фоном очень влияет на мировоззрение человека.

    • Анонимно
      11.07.2013 11:26

      Поддерживаю это мнение. Особенно по поводу влияния среды обитания на мировоззрение.

    • Анонимно
      11.07.2013 15:53

      но пару сотен особо ярких представителей "городской фауны" публично расстрелять бы не помешало

    • Анонимно
      11.07.2013 16:35

      Согласен на все 100%Культуру в массы!!!

    • Анонимно
      11.07.2013 18:19

      Согласен, много строить - все не переломают, притомятся)

  • Анонимно
    11.07.2013 10:48

    А что вы хотите если каждая вторая мамаша с ребенком курит и пьет пиво и будущие мамаши тоже этим увлекаются.....так кто у них родится?

    • Анонимно
      11.07.2013 12:39

      Моя жена тоже пьёт пиво. О ччёрт!

      • Анонимно
        11.07.2013 14:16

        сожалению, жди детишек мутантов. или вообще не жди детишек, по причине бесплодия..

        • Анонимно
          11.07.2013 15:49

          С тремя головами как минимум. А если пить кефир или квас - то только с двумя.

      • Анонимно
        11.07.2013 14:51

        моя жена вообще не пьет - ни грамма алкоголя. Правда мы живем в Ташкенте)))

  • Анонимно
    11.07.2013 11:04

    Что бы не происходило, у попа одно решение: десять заповедей. Что-то всеобщее обучение слову божьему не спасло помазанника в 1918 году-то.

  • Random
    11.07.2013 11:14

    Про какую культуру рассуждаем господа?Если Вы видите, что кто то мусорит, ломает, нарушает ПДД, кто нибудь данному "гражданину" сделает замечание? Кто нибудь что то скажет, мол не делай так? НЕТ! ВСЕ МОЛЧА ПРОЙДУТ, ИЛИ ДАЖЕ ОТВЕРНУТСЯ (как бы я не видел)! С себя начинайте граждане, с себя!

    • Анонимно
      11.07.2013 22:26

      Согласна! Нужно делать замечания всем: 1) пассажирам, выбрасывающим билетики при выходе из транспорта или внутри него2) кондукторам, которые выкидывают использованные билетики, поднимая с пола, из автобуса в дверь на улицу,3) автомобилистам, выкидывающим пустые сигаретные пачки, банки,бутылки и прочее в окно4) соседям, которые выкидывают мусор в окноИ МНОЖЕСТВО ДРУГИХ ПРИМЕРОВ!! + установить больше урн...

      • Анонимно
        11.07.2013 23:14

        Всё верно. Чисто не там где убирают, а там - где не сорят.

  • Анонимно
    11.07.2013 11:21

    Отношение к этим, так называемым "арт-объектам" соответствующее, потому что это не искусство. Подлинное произведение искусства вызывает в человеке чувство сопереживания, ранит его в самое сердце, заставляя переосмысливать собственные преставления о добре и зле, о месте в этом мире и обществе. А эти "инсталляции" максимум тянут на курсовые работы или студентов архитекторов или инженеров и не более того. И пока народу под видом искусства будут впаривать халтуру, бездарность, бессмысленность и безыдейность под соусом "Это новая форма выражения и т.д.", а не воспитывать этот самый народ подлинными шедеврами - народ будет поступать с "инсталляциями" так, как они того заслуживают.

    • Анонимно
      11.07.2013 12:15

      Этот комментарий ранил меня в самое сердце. Я глубоко переживаю безыдейность современного искусства.

    • Анонимно
      11.07.2013 16:01

      Вот оно,само нарисовалось лицо нашего типичного .гостя.посетителя фестиваля инсталляций и др.выставок на природе и вандала.Что это искуство обозначает не знаю,поэтому приду,напьюсь и сломаю-веский аргумент,согласитесь!

      • Анонимно
        11.07.2013 19:10

        Отлично, просветите нас что же обозначает это "искусство"? Вандал, кмк, не смог бы изложить свои мысли, а автор сообщения не стал бы пить и ломать. Что-то не так в вашем изуродованном современным "искусством" мозгу.

  • Анонимно
    11.07.2013 12:23

    Раз разрушают и пользуют - значит реагируют на искусство. Для совр художника главное - чтобы не было безразличия.

  • Анонимно
    11.07.2013 12:44

    народ не хочет такой культуры потому что она не несет ему никакой пользы, эта "культура" по своей сути толпо-элитарна и "геноцидна", в ней нет никаких идей которые бы способствовали развитию человека, а все "приручатели к культуре" хотят сделать побольше зомби на таких симулякрах

    • Анонимно
      11.07.2013 15:50

      Какая тебе должна быть польза от культуры? Печку растопить?

      • Анонимно
        11.07.2013 16:30

        Не мешало бы для начала решить все проблемы с ЖКХ, а потом думать об абстрактном искусстве, а вы хотите дешевыми поделками или дорогими роспилками "сделать город более современным", при этом "элита" принимает это псевдо искусство а "толпа" чувствует его несправедливость, чуждость. "Искусство должно быть понято народом" (с) Ленин, и не вина народа, что вместо творцов у нас креаклы.

  • Анонимно
    11.07.2013 12:59

    лично я проходя мимо, не поняла что это оказывается было искусство :( вот только прочитав в БО...а так посмотрела и подумала, видимо строят оборудование для пляжа, но чет совсем бессмысленное.уважаемые архитекторы, художники, если вы хотите сделать что-то, пусть это будет чуточку полезным и нужным. вот в садике нет у нас детских маленьких скамеек на уличных площадках, нет грибочков над песочницей, столов, элементарных качель-балансиров. велкам в дет.сад и творите! только более приземленное, безопасное, но детям на радость! если есть желающие, могу написать номер садика, где было бы это не лишне!

    • Анонимно
      11.07.2013 13:28

      Ну что Вы, это ниже достоинства ХУДОЖНИКА, человека ИСКУССТВА с БОЛЬШОЙ буквы. Грибочками в детском саду пусть быдло-ремесленники занимаются, а они будут нести свет разума и подлинных чувств, запечатленный в новых выразительных формах, это же ХУДОЖНИКИ!!!

    • Напишите, напишите...Руководителю исполкома города напишите А.В.Песошину.Он ждёт Вашего письма !Только смету не забудьте приложить, что сколько стоит...

      • Анонимно
        11.07.2013 14:29

        Все вам дай,да подай.Не надо никому писать.Вы кого в садик водите-своих ненавистных врагов или милых любимых,самых красивых,умненьких и обаятельных и лучших в мире собственноручно изготовленных детей? В нашем садике\я думаю во многих\родители собственноручно создали такую красоту во дворе и в здании,это настоящее искуство.А детям какая радость и гордость,мальчик говорит друзьям и воспитателю в группе.А эту беседку мой папа сам сделал!Вырасту,научит и я так смогу.Хвалятся своими родителями и их умением создавать красивое между собой,Вы бы видели и прослезились от счастья! А эта дама,вчерашняя доярка,не различающая,где искуство,а где мусор,чему,кроме пить пиво курить и ломать лавки \это легко\научит своего ребенка?

        • Анонимно
          11.07.2013 15:57

          вы просто невоспитанный хам и грубиян! если вы людей делите на городских (якобы культурных, непьющих и не гадящих) и на вчерашних доярок (якобы полная вам противоположность)...у вчерашних доярок в отличие от вас намного больше воспитанности, культуры, морали, человеческих ценностей и стержня!и, к слову, мы тоже молча делаем в садике сами. просто было предложено художникам делать свои "чудеса" не просто построил и отнес на свалку, т.к. бесцельное, безидейное, а с чуточкой пользы для общества! туже банальную конструкцию грибок над песочницей можно соорудить, что станет творческим шедевром! и для художника признание, и для детишек польза.

          • Анонимно
            12.07.2013 00:31

            Я ещё ни разу не видел, чтобы в местах массового отдыха и скопления людей, всех возрастов (дет.садах, школах, институтах, университетах, скверах, парках и многих других) "художниками, дизайнерами, архитекторами, просто студентами и молодыми людьми", для которых "культура" не просто термен из курса Культурологии, а понятие, которое за собой несёт всю ту информацию, которую они смогли в себя впитать с детских лет, от близких родственников, друзей, сверстников и мелькающих людей на всём этапе их жизни...(ЭТО - ВОСПИТАНИЕ)

            БЫЛИ совершены акты вандализма, бескультурья, да и просто НЕ УВАЖЕНИЯ к чужому ТРУДУ!!!

            АДЕКВАТНЫЙ человек, никогда не поднимет руку на то, что было сделано не им, потому что он не имеет никакого ПРАВА на совершения ТАКОГО поступка.

            Если брать логику, которую пропагандируете ВЫ... То всему Архитектурно-строительному Университету, можно будет пойти в любой дет. сад и совершить всевозможные акты вандализма над любой детской площадкой, потому что она для них не несёт, никакой, функциональной пользы!

            То, что вы "молча" делаете "для своих детей" в дет. садике - это похвально, но было бы странно, если бы вы этого не делали, для них..!

            Фестиваль, который так печально был осквернен, создавался, для придания разнообразия в однотипные строительные проекты, которые возводятся для конкретных нужд населения.
            Этот опыт может быть использован в будущих проектах, детских площадок и т.д.

            А с таким отношением, наши дети, да и взрослые так и будут всю жизнь проживать в бетонных коробках 3х4, так как их сложнее всего сломать или испортить!

            Я один из участников этого фестиваля и мне печально видеть такие фотографии и читать некоторые комментарии, так как любой ТРУД нужно уважать!!!

            Меня, лично, так РОДИТЕЛИ воспитывали!

            • Анонимно
              12.07.2013 08:46

              сейчас речь не о том, можно или нельзя разрушать, то что кто-то сделал, бесспорно надо оставаться в любой ситуации цивилизованными и уважать чужой труд. но вы просто примите, к сожалению, Ваш труд оказался попросту неудачным, смотря на него никаких чувств, ассоциаций, никаких эмоций не возникает... печально!!!! и бесспорно, даже если это неудачный труд, видеть как он разрушен и изгажен - просто возмутительно. удачи вам в следующих творениях!

              • Анонимно
                12.07.2013 11:51

                Вообще то речь именно о том, что не ты делал- не тебе ломать. Не понимаете, не нравится, считаете бесполезным - не суйтесь туда!!!!!!

    • Анонимно
      11.07.2013 14:03

      К сожалению культура поведения в Казани в основном отсутствует.Причина в том что вандализмом и разрушением красивого занята в основном сельская молодежь,еще вчера слезшая с комбайнов,сегодня они уже .городские.но еще не понимают,где и что есть искуство и красиво.Пьют пиво,гадят на предметах искуства и везде.Разрушают все,что не понятно,а главное не по деревенски.Сравните Питер,интелигентные лица и речь и никакого хамства,т.к.там нет приезжих детей пастухов.Через 3 поколения,дай Бог и мы будем такими....если конечно не станем родиной узбеко-таджиков.

      • Анонимно
        11.07.2013 22:33

        абсолютго не согласна! классические гопники - коренные казанцы, и даже "породистые" (следующее поколение),вот они-то и иво любят попить, и музон ночью на всю мощь врубать в машине, и ржать как кони и т.п. и т.д. Такие и сами разрушают и детям пример показывают...

  • Анонимно
    11.07.2013 13:39

    никакого вандализма там нет. показанная с полотнами конструкция является по задумке автора шезлоногом в котором сидят. полотна порвались практически сразу. они элементарно не достаточно прочны. а нити были закреплены гвоздями толщиной в 3 мм. половина в первый же день отлетела. все конструкции сделаны хлипко и не могли выдерживать того интереса который привлекли.

    • Анонимно
      11.07.2013 14:40

      Согласен - неквалифицированные мечтатели сделали кое-как - но большое - еще бы из бумаги и картона соревновались перед начальством и друг-дружкой... Думать надо немного, что на улице - обрушится и задавит кого из детишек... грех так исполнять композиции, опасно.

    • Анонимно
      11.07.2013 14:41

      Шезлонг для массового валяния пьяного быдла с бутылкой пива на пляже и в лесу,продается в магазине.А этот создан с другой целью и для вполне адекватных горожан и их воспитанных детей-любоваться,не более.

      • Анонимно
        11.07.2013 16:24

        а вам не кажется, что если народ применил эти сооружения как место, где можно посидеть и выпить, это уже говорит о том, что искусства и шедевра в этих конструкциях попросту нет! даже если были кто культурно смотрел и фоткался на их фоне, это пустые фото, посмотрев которые не будет восторженного - ах, какая искуссная работа!

        • Анонимно
          11.07.2013 17:25

          Применяет предметы искуства под отхожее место и место для пьянок не весь народ,а его отдельные невоспитаные представители под названием БЫДЛО,не хотите-же вы сказать,что и вы.......

  • 1. Согласна с мнением Владимира Курашова:"...нашему правительству лишний раз стоит задуматься об огромном расслоении нашего общества, именно это рождает во многих людях агрессию, которая провоцирует акты вандализма."2. Не могу однозначно оценить можно ли произведения на набережной называть искусством или нет,не важно! это было сотворено для людей! не ты строил - не тебе разрушать!3. Можно бороться с вандализмом и прививать воспитание нашим детям, я имею ввиду подрастающему поколению...А что делать с уже существующими вандалами??? их уже, извините, не перевоспитаешь! НЕ оставайтесь равнодушны, если вы стали свидетелем подобного акта вандализма... или там нарушения ПДД...Мы живем в 21веке, фиксируйте все на фото-, видеокамеры и скажем так: "Стучите!" естественно должна быть сохранена анонимность! "люди" должны отвечать за свои поступки! пусть это будет наложение штрафа или отсидеть несколько суток и пусть подумает стоит ли так делать в след раз...4. Что же касается увеличения кол-во арт-объектов, прививания культуры городу...то в этой связи акты вандализма не прекратятся, пока не будут приняты меры к наказанию за содеянное...5. Не важно из каких материалов было сделано, сам факт: отношения людей к новым объектам культуры, к природе...эт пока универсиада все убирают... а потом..все ж зависит от нас!

  • Анонимно
    11.07.2013 18:18

    Конкретно ты что сделала, чтобы твоим детям были скамейки, грибочки??? Почему ты решила, что люди должны делать что-то в твоем понимании "полезное"???

    • Анонимно
      11.07.2013 19:44

      согласен, быдло с детского сада не должно видеть и трогать "элитное", и в школе не должно открывать дверь, равную двери Кабмина или квартала "Вишневый сад", и в институт не обязательно: ипотека по жизни и отработка долгов - и не надо сидеть на лавочках на улице города - быдло мусорит и не убирает. Но зачем администрация выставила народу эту тонкую поисковую комбинацию! Обидеть городское большинство - быдло? Зачем - ставьте в закрытом садике Мерии, во дворе "Берега" - там оценят.... Большинство вас не примет и не тыкайтесь к народу... - вы другой народ, маленький.

      • Анонимно
        11.07.2013 21:58

        Рада, что вы осознали, приняли и смирились со своим местом жизни.

  • Анонимно
    12.07.2013 08:49

    к сожалению сроеда нашего обитания- колхоз. при чем колхоз это не принадлежность к местности а состояние души. и этот колхоз не выбьешь из головы. невежество и хамство отличает наш город. очень хочется быть подальше от всего этого. учитесь люди и самосовершенствуйтесь!

    • Анонимно
      12.07.2013 13:43

      Все туристы говорят дружно одно и то же.1е что резко бросается в глаза у вас грязный город,кинуть мусор в урну для Казанца-НОНСЕНС,да их и нет,где надо.На всех улицах валяются пивные бутылки,окурки,пакеты.Убогое зрелище по утрам.Культуры нет никакой,народ вредный и грубый.Большая деревня,провинция.И уже 2е видят только потом,после окурков на тротуарах и не отрицают-очень много больших,красивых зданий,метро,стадионы,набережные,казаны разные понастроили,развязки,молодцы,помпезно,красиво.

  • Анонимно
    12.07.2013 11:59

    "Дояркам" грибочки - "маленькому народу" творческих успехов!

  • Я думаю, что пора бы уже "Бизнес-онлайн" заводить свой канал или передачу по итогам своих заметок - столько народу пишет комментарии по каждой новости заметной, что не стоит держать это только здесь! :)А вот уже на "Ток-шоу" было бы интересно, обсуждая проблематику, выводить её на суд общественности/власти/бизнеса и т.д.Радует одно - что ВЫСКАЗЫВАЕМСЯ, пусть в разных тональностях, но не молчим, значит, двигаемся вперед!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль