Общество 
18.07.2013

Летающее «око» для полиции, экологов, МЧС

1.jpg
Роман Гордеев с опытным образцом

ИДЕЯ ЛЕЖАЛА НА ПОВЕРХНОСТИ

- Роман, Тимур, фирм, занимающихся БПЛА, сегодня немало. Допустим, я заказчик. Из каких соображений я должен был бы кинуться покупать ваши разработки. Что в них особенного? 

Роман: Мы разрабатываем сам летательный аппарат, систему автоматизированного управления (САУ) и систему стабилизации полезной нагрузки. Для чего нужен летательный аппарат – очевидно: система автоматизированного управления (САУ) необходима для управления самолетом в режиме беспилотного аппарата, система стабилизации полезной нагрузки (полезной нагрузкой БПЛА обычно является видеокамера, фотокамера или тепловизор) или «подвес» – устройство, позволяющее сохранить стабильное положение видеокамеры при постоянных рысканьях и колебаниях летательного аппарата, чем-то напоминающее систему фотоаппарата, которая компенсирует дрожание рук фотографа.

Тимур: Роман сделал простое и эффективное предложение. Суть его в том, чтобы при разработке САУ и подвеса использовать не специализированные авиационные, а массовые и доступные электронные компоненты. Например, те, что применяются в планшетниках  iPad. Алгоритм прост – ставка на серию. Недорогие компоненты – недорогой продукт, недорогой продукт – массовый спрос, серийное производство – низкая себестоимость.

Расчетная себестоимость нашего беспилотника – порядка 350 тысяч рублей, расчетная коммерческая цена – 500 тысяч.

Роман: Мы заменили специализированные компоненты массовыми датчиками (гироскопы, акселерометры, магнитометры и так далее). Более высокую погрешность этих датчиков компенсировали алгоритмом управления. Для вычислительного ядра САУ используются массово производящиеся процессоры AVR. Вот это решение и позволило добиться значительного снижения расчетной себестоимости.

- Какого класса БПЛА касается ваше ноу-хау?

Роман: Класса микро- и мини-беспилотников ближнего радиуса действия (подвес-контейнер для фото, видео и так далее). БПЛА может иметь необычайно широкий круг применения.

- Сколько стоят «традиционные» беспилотники данного класса?

Тимур: БПЛА «ZALA 421-08» – 2 миллиона рублей, «Элерон» – 2 - 2,5 миллиона, «ИРКУТ 2М» – 3 миллиона, «БРАТ» – 2 - 3 миллиона. Как видите, создать доступный беспилотник реально.

РЕМОНТИРОВАТЬ МОЖНО ПРЯМО В ПОЛЕ

- А что интересного вы придумали в отношении самого планера? 

Тимур: Обычно при производстве носителя используется стеклопластик. Мы применили экструзионный полипропилен. То есть наш самолет практически не боится ударов (экструзионный полипропилен ведет себя как резина, не тонет в воде), и ремонтировать его можно прямо в поле. Беспилотники часто падают, жестко садятся, и такие «приземления» для них нередко бывают фатальными. Купить аппарат за 2 - 3 миллиона и разбить его на пятый-десятый вылет – обычная практика.

вот-такие-птички--скоро-дол.jpg
Вот такие птички скоро должны подняться в небо

Вес нашего планера небольшой – 4 килограмма, трудозатраты при его изготовлении незначительны. При этом планер «тащит» до 1 килограмма груза, летает 90 минут на расстояние до 80 километров со скоростью от 30 до 90 километров в час.

Роман: Мы хотели создать неприхотливую, но функционально очень дееспособную «лошадку». Что немаловажно, чтобы приземлиться, нашему беспилотнику не нужны специализированные средства – подушки, парашюты, демпферы и тому подобные приспособления. Надеемся, что автоматизированная система посадки сможет сажать БПЛА достаточно безопасно даже на неподготовленную площадку.

- Трудно управлять вашей «птичкой»?

Тимур: Мы изначально планировали сделать так, чтобы «рулить» беспилотником мог даже ребенок.

Роман: В ручном режиме управление «завязано» через модуль автопилота. Человек просто задает направление, как в автомобиле, – левее, правее и так далее. Ну разве что еще можно подниматься вверх-вниз. Задачу по стабилизации планера в воздухе решает САУ. Но обычно аппарат будет летать без участия оператора. Сам поднялся в воздух, выдвинулся в заданный район, сделал фото и видеосъемку и вернулся обратно.

- Где можно использовать ваши БПЛА?

Тимур: Область применения обширна. Беспилотник может быть полезен МЧС, ГИБДД, нефтяникам, министерствам экологии, лесного, сельского хозяйства и так далее. БПЛА интересен охранным предприятиям, иногда периметр охраняемого объекта может составлять многие километры, и в таких случаях очень эффективно совершать регулярные облеты.

Роман: Это незаменимый помощник, например, при лесном картографировании, мониторинге объектов нефтяной и газовой промышленности, наблюдении за сельскохозяйственными культурами, аэрофотосъемке автомобильных и железных дорог, контроле дорожной обстановки.

Альтернативы недорогим, надежным и функциональным беспилотникам нет. Сейчас использование БПЛА сдерживается из-за дороговизны и сложности существующих аппаратов. В копеечку влетает и эксплуатация классической авиации. Коммерческая стоимость одного часа полета вертолетов Ми-8, Robinson или самолета Ан-2 – десятки тысяч рублей.

- На какой стадии находится реализация проекта?

Тимур: Пока изготовлены опытные образцы, на которых «обкатываем» идеи.

Роман: На данный момент это несколько носителей с разными силовыми установками, вариантами САУ.  Осталось провести еще ряд НИОКР и большое количество всесторонних доводочных испытаний. Если все получится, думаю, в следующем году будет готов аппарат, который можно рекомендовать в серию.

ЕСЛИ НЕТ СВОЕГО БИЗНЕСА, НАЙТИ 1 - 2 МИЛЛИОНА НА НИОКР СТАНОВИТСЯ ПРОБЛЕМОЙ

- Как возникла идея заняться БПЛА и в какой мере вам помогло сотрудничество с ИВФ?

Тимур: Сколько себя помним, увлекались авиамоделями. Просто на определенном этапе стало понятно, что увлечение из разряда хобби можно перевести в коммерцию.

тимур-макаров-верит-в-светл.jpg
Тимур Макаров верит в светлое будущее своих беспилотников

Роман: По авиационной тематике мы плотно сотрудничали с ребятами из КАИ. Они нам и подсказали, что можно обратиться в венчурный фонд с заявкой на грант. Это же вечная проблема: интересных идей полно, а денег на их реализацию нет. В общем, ИВФ поддержал нашу идею.

Тимур: Если говорить детально, проект финансируется на паритетных началах двумя организациями – фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и ИФВ. За счет средств венчурного фонда мы выполняем работы по САУ и собственно самим летательным аппаратам. Но все, конечно, сдвинулось с подачи ИВФ.

- Жить стало веселее?

Тимур: Если нет собственного бизнеса, из которого можно «изъять» 1 - 2 миллиона на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, то о тематике наподобие беспилотной можно забыть или искать другие источники. У нас они, к счастью, есть. 

Роман: Без поддержки ИВФ мы однозначно не смогли бы начать реализовывать свои идеи.

На правах рекламы

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (1) Обновить комментарииОбновить комментарии
Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль