Машиностроение 
18.07.2013

Дыхание кризиса на КАМАЗе: минус 7%

«ДРУГИЕ ОРГАНИЗАЦИИ» ПОПРАВИЛИ ПОЛОЖЕНИЕ КАМАЗА

Сегодня стали известны итоги деятельности КАМАЗа в первом полугодии – надо отдать должное компании, она сделала это одной из первых в стране среди крупнейших ОАО. Как сообщается в отчете компании по РСБУ, выручка ОАО «КАМАЗ» упала на 2,2% – с 54,72 млрд. рублей за 6 месяцев 2012 года до 53,53 млрд. рублей за аналогичный период 2013 года. При этом себестоимость снизилась даже более быстрым темпом: на 2,3% до 45,93 млрд. рублей. Валовая прибыль сократилась на 1,5% – с 7,71 млрд. рублей за январь-июнь 2012 года до 7,59 млрд. рублей за январь-июнь 2013 года.

Можно порадоваться, что коммерческие расходы автогиганта снизились на 7,4% до 1,92 млрд. рублей, но огорчает, что тем временем управленческие затраты по итогам полугодия выросли аж на 8,4% до 2,05 млрд. рублей. В результате операционная прибыль уменьшилась на 3,3% – с 3,74 млрд. рублей в первом полугодии 2012 года до 3,62 млрд. рублей в первом полугодии 2013 года.

Стоит отметить, что серьезные коррективы в общую картину внесли поступления от участия в других организациях. По всей видимости, речь идет о дочерних предприятиях автогиганта, таких, например, как Лизинговая компания, НЕФАЗ и другие. Такие доходы выросли в 11,5 раз до 846 млн. рублей, в абсолютных цифрах КАМАЗ за 6 месяцев 2013 года получил больше на 772,5 млн. рублей.

На обслуживание своих долгов КАМАЗ тратил примерно столько же, сколько и годом ранее. В то время как проценты к уплате остались практически без изменений на уровне 480 млн. рублей, проценты к получению выросли на 23,5 млн. рублей до 184 млн. рублей.

Негативный вклад внесло ухудшение баланса прочих расходов и доходов. Так, отрицательное сальдо прочих статей выросло на 52% – с 636 млн. рублей в первом полугодии 2012 года до 966 млн. рублей в первом полугодии 2013 года.

Тем не менее хороших объемов поступлений от участия в других организациях хватило, чтобы перекрыть влияние негативных факторов и чтобы конечный результат был улучшен. Чистая прибыль КАМАЗа выросла на 11% – с 2,19 млрд. рублей за 6 месяцев 2012 года до 2,43 млрд. рублей за аналогичный период 2013 года. Этот факт вызывает самое большое удивление в отчетности КАМАЗа – все-таки у компании налицо кризис, связанный, безусловно, с общими негативными тенденциями, которые есть в последние месяца в экономике России.

Интересно, что при этом КАМАЗ в первом полугодии произвел около 24,5 тыс. машинокомплектов, что на 7% меньше к январю-июню 2012 года.

Как пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, кажущееся несоответствие объясняется эффективностью внутренней политики КАМАЗа: «Здесь нет ничего удивительного: мы заработали меньше, но потратили еще меньше, отсюда и прибыль. Немного снизились продажи, но за счет экономии энергоресурсов, снижения цен на комплектующие от наших поставщиков и других факторов вышли в плюс. Это говорит лишь об эффективности нашей компании: мы знаем, как выживать даже в критических рыночных условиях».

Отметим, что в первом квартале дела у КАМАЗа шли заметно хуже. Достаточно вспомнить, что тогда падение производства было очень значительным: было произведено 10,7 тыс. машин, что на 20,7% ниже, чем годом ранее. Следом тогда снизилась и выручка автозавода – на 12,6% до 23,11 млрд. рублей за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов (в первом квартале 2012 года было 26,44 млрд. рублей). Валовая прибыль в январе-марте составила 2,7 млрд. рублей, что в 1,7 раза ниже показателей аналогичного периода прошлого года. А чистая прибыль ОАО «КАМАЗ» по РСБУ за первый квартал 2013 года снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и вовсе в 2,4 (!) раза и составила 644,1 млн. рублей. Тем временем в первом квартале 2012 года автозавод заработал 1,5 миллиарда. Словом, в первом квартале было устойчивое впечатление, что ситуация стремительно ухудшается. Слишком радужной ее нельзя назвать и сейчас, но, судя по свежей отчетности, негативный тренд топ-менеджменту КАМАЗа удалось в значительной степени выправить.

ПОКАЗАТЕЛЬНО, ЧТО СНИЖЕНИЕ ВЫРУЧКИ У КАМАЗА ПРОИЗОШЛО ВСЕГО НА 2%

Один из экспертов, к которым газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментариями, отметил, что в лучшем случае производственные и экономические показатели автопроизводителей будут на уровне показателей 2012 года, в худшем – будут ниже на 2 - 5%.

Дмитрий Баранов – ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

– Во-первых, стоит отметить, что это отчетность компании по РСБУ, а у нас уже принято отчитываться по МСФО. Снижение выручки компании объясняется тем замедлением российского авторынка, которое наблюдается с начала этого года. Оно объясняется в первую очередь некоторой стагнацией в экономике и насыщением авторынка за три года прошедших с кризиса, когда рынок рос быстрыми темпами. Вместе с тем показательно, что снижение выручки у КАМАЗа произошло всего на 2 процента, что свидетельствует о том, что положение компании устойчивое, и она делает все для того, чтобы оставаться эффективной и далее.

Что касается прогнозов, то, скорее всего, ситуация на авторынке кардинально не изменится до конца года, и спрос на автомобили будет не очень большим. В лучшем случае производственные и экономические показатели автопроизводителей будут на уровне показателей 2012 года, в худшем – будут ниже на 2 - 5 процентов. В данном случае у автопроизводителей есть не так много способов противостоять этому, особенно если снижается спрос на машины. Ключевые из них – повышение эффективности деятельности, снижение издержек, оптимизация организационной структуры и численности компании.

Анна Бодрова – аналитик FIBO Group:

– Сокращение объемов производства компании может быть связано с уменьшением экспортных продаж и с сокращением уровней внутреннего интереса к покупкам тяжелой техники на фоне экономического спада в стране. Эти же факторы могут работать во втором полугодии, поэтому не исключено продолжение сокращения объемов производства еще на 3 - 4 процента.

Понижение уровней продаж напрямую связано с теми же факторами и основано, скорее всего, на падении интереса отечественных и внутренних покупателей из-за вялых торгово-экономических процессов в глобальных экономиках.

Антон Старцев – ведущий аналитик CFA ИФ «ОЛМА»:

– Сокращение производства машинокомплектов, по всей вероятности, связано с ослаблением спроса на рынке в целом (по данным АЕБ, продажи новых автомобилей в РФ за первое полугодие сократились на 6 процентов в годовом выражении). Кроме того, 2012 год был сравнительно удачным для КАМАЗа (рекордная за несколько лет выручка по РСБУ), поэтому результаты текущего года могут выглядеть слабыми из-за «эффекта высокой базы».

Действительно, «поступления от участия в других организациях» во многом объясняют рост чистой прибыли КАМАЗа в первом полугодии, но происхождение этих средств объяснить затруднительно – у КАМАЗа несколько дочерних предприятий, но по ним пока не раскрыта отчетность за полугодие.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (15) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    18.07.2013 16:24

    Снижение затрат, из за торможения подписания договоров (СВА и К) на закупки, услуги и т.д.,в том числе на закупку запасных частей к оборудованию. Оборудование старое, такие эксперименты через некоторое время выйдут боком.

  • Анонимно
    18.07.2013 17:37

    КАМАЗу не долго осталось,при таких ценах на автомобили и наплевательском отношении сервис центров ещё лет 10пронянет.
    Водители отказываются работать на а/м КамАЗ:
    самосвалы,тягачи.
    Любая грузовая иномарка в возрасте 5-8лет стоит дешевле и прослужит хозяину ещё столькоже.
    Кабины у КамАЗа "деревянные",кондицеонеров нет,ресурс двигателей вообще лотерея.
    Очень много случаев что новые двс "стучат" на 10-15тыс.км пробега.
    Сколько можно издеваться на страной ???!!!

  • Анонимно
    18.07.2013 18:35

    А правда что КАМАЗ в одностороннем порядке увеличил срок расчета с поставщиками с 30 дней до 90? Вот и экономия.

  • Анонимно
    18.07.2013 18:47

    Легковушку сделайте за 300 тыщ и будут вам продажи

  • Анонимно
    18.07.2013 20:10

    Упали продажи? Ничего страшного. Относитесь ко всему проще

  • Анонимно
    18.07.2013 20:58

    Уважаемый Афанасьев. А по процентам в технике понятно, а какая процентная доля выручки от военного заказа? Ведь если обычный камаз стоит 1,5 м.руб, а военный 80-90 м.руб. тогда КАМАЗ по факту живет на этот 1%.

  • Анонимно
    19.07.2013 10:22

    По мощности двигателей Камаз догнал своих конкурентов, по скорости движения тоже, в том числе и с грузом. Раздражают автолюбителей старые Камазы, которые всегда тянут за собой хвост на трассе, передвигающийся со скоростью 50-60 км/ч. Но новые Камазы едут уже 100-110 км/ч и очень тяговиты по словам водителей-камазистов. То есть по этой части догнали. Другое дело ресурс этих двигателей. Всегда Камазовский двигатели были "нежнее" тех же ЯМЗ. Это было очень обидно признавать, но двигатели ЯМЗ всегда были лучше, чем двигатели Камаз. Как все обстоит в последнее время не могу сказать. Знаю отзывы некоторых водителей, что по надежности Камазовские двигатели добавили, но все таки сильно проигрывают европейцам. Разве, что Камминз может конкурировать по надежности, но выдает самое большее 285 л.с. Для 15 тонников хорошо, но дальше этот двигатель справляться не может, тем более на тягачах. По ходовой, грузоподъемности самосвалов Камаз сейчас также реально конкурирует с известными производителями. Главное, по чему Камаз на 40 лет отстал от конкурентов - это кабина. Она создает не только комфорт (что важно в первую очередь), но и имидж машины. Ее нет, потому над Камазом пока откровенно смеются, на некоторых тракторах уже двигатели покомфортее будут, Камаз все с кабиной из 70-х годов. Остро необходимо перейти на новые кабины, тогда китайцев мы опять опережаем. Слава богу, что китайские грузовики пока не отличаются особой надежностью. При этом цены на Камаз должны оставаться на приемлемом уровне. В общем, нужна новая кабина, сочно нужна.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль