Общество 
19.07.2013

Кафиль Амиров прописал Ильдару Халикову уроки татарского

460-230.jpg

УРОКИ ТАТАРСКОГО ДЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Прокуратура Татарстана потребовала от кабинета министров РТ принять нормативные акты, устанавливающие порядок использования татарского языка в республике. Сообщение об этом сегодня размещено на официальном сайте ведомства. В нем сказано, что кабмину, согласно принятому в январе 2013 года закону «Об использовании татарского языка как государственного языка РТ», предписано разработать два ключевых положения.

Во-первых, определить порядок утверждения норм современного татарского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка, правил татарской орфографии и пунктуации. Это подразумевает составление списка словарей и справочников, содержащих нормы современного татарского литературного языка, а также порядка проведения экспертиз – насколько данные словари и справочники подходят для работы с языком. Также необходимо определить перечень высших учебных заведений для проведения экспертиз словарей.

Во-вторых, от правительства требуется определить нормы написания на татарском языке на графической основе кириллицы знаками латинской и арабской графики. А также утвердить порядок их использования в работе госорганов РТ.

«Однако до настоящего времени требования закона кабинетом министров не выполнены», – сообщила прокуратура.

Напомним, что закон «Об использовании татарского языка как государственного языка РТ» регламентирует возможность получения образования на татарском языке, получения информации на татарском языке в органах власти, в СМИ. Законным признается кириллический татарский алфавит. Закон также закрепляет литературные нормы современного татарского языка и соответствующие знаки алфавита на латинской и арабской графике.

«…И ОБРАТИМСЯ В СУД О ПРИЗНАНИИ БЕЗДЕЙСТВИЯ КАБМИНА РТ НЕЗАКОННЫМ»

Комментируя газете «БИЗНЕС Online» появление такого пресс-релиза, помощник прокурора РТ Аяз Яруллин отметил, что по 184 федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в связи с изменениями каких-то законов или принятием новых в трехмесячный срок должны быть приняты и подзаконные акты.

«Мы периодически проводим мониторинг исполнения всех законов, смотрим, нет ли пробелов в их исполнении. Республиканский закон «Об использовании татарского языка как государственного языка в РТ» был принят еще в январе 2013 года, а кабмин РТ до сих пор не принял нормативные акты, предписанные этим законом. Например, по данному закону, если в государственный орган поступает обращение или документ, написанный на татарском языке на основе латинской или арабской графики, то и ответ должен быть подготовлен в таком же виде. У закона есть приложение соответствия букв, используемых в татарском языке, в кириллице, латинской и арабской графике. Порядок использования этих букв должен быть утвержден отдельным нормативным актом кабмина РТ. Его пока нет, как и ряда других. Поэтому мы вынесли представление в адрес правительства Татарстана и указали на допущенные нарушения. В месячный срок они должны их устранить. Если этого не будет сделано, то тогда мы обратимся в суд о признании бездействия кабмина РТ незаконным», – сказал Яруллин.

Хаталы-элмэ-такта---4.jpg
Ошибки на вывесках

КАБМИН: ЭТО НЕ ТАК ПРОСТО, КАК ВЫГЛЯДИТ НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД

Начальник управления культуры, спорта и развития языков народов РТ аппарата правительства Татарстана Гульшат Нигматуллина подчеркнула, что тут нет никаких противоречий с федеральным законодательством, вся работа ведется в рамках стратегии национальной политики РФ.

«Работа по подготовке нормативных актов правительства РТ к закону об использовании татарского языка как государственного в Татарстане в настоящее время идет. Но она еще не завершена, поскольку это не так просто, как выглядит на первый взгляд. Суть этого процесса заключается в том, что должны быть утверждены словари, справочники, лексические нормы и так далее. Они разрабатываются институтом языка, литературы и искусства академии наук РТ совместно с министерством образования и науки РТ. В принципе, все нормы уже разработаны, но все это будет отточено применительно к современной практике. Сейчас идет согласование документов между заинтересованными госорганами – минюстом, минкультуры, «Татмедиа», с той же прокуратурой, аппаратом президента РТ. Я думаю, в августе-сентябре мы уже завершим эту работу», – отметила Нигматуллина.

hata-(1).jpg
Ошибки на вывесках

ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ УСПЕВАЕТ ЗА ГОССОВЕТОМ

Разиль Валеев – председатель комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам – отметил газете «БИЗНЕС Online», что в данном случае прокурор «на 100 процентов прав» и депутаты сами писали правительству письмо с напоминанием о том, что подзаконные акты еще не приняты. По словам Валеева, подобная практика (когда правительство не успевало подготавливать следующие после принятие законопроекта акты) имела место.

«В настоящее время Госсовет Татарстана работает над внесением изменений в регламент. В будущем предполагаем так: после принятия в первом чтении проекта закона правительство должно подготовить подзаконные акты по реализации этого закона. Только при их наличии мы будем принимать закон во втором чтении. А то сейчас закон принимается, а подзаконные акты – нет, из-за этого бывают случаи неполной реализации закона», – отметил Валеев, пояснив, что правительство должно будет в течение двух месяцев подготовить все необходимые документы.

Известный общественный деятель Римзиль Валеев отметил «БИЗНЕС Online», что это не тема для дискуссии. «Как сопредседатель федеральной автономии татар России я могу только удивиться и подождать. Органы исполнительной власти и ученые обязаны и будут это делать», – отметил он.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (101) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    19.07.2013 15:09

    Смотри какие смелые!А можно против правительства пойти?Только я 20 лет вижу такую "Безвыходность".Пусть пишут только на русском-стыдно как ковыряют язык наш на разных вывесках!Вы бы видели как написали в одном месте слово "катык".

    • Анонимно
      19.07.2013 15:24

      Минниханов искал маштабную задачу для РТ вот она нарисовалась.Сделать реально татарский язык государственным языком будет посложнее чем провести Универсиаду .ps на заборах часто вижу неграмотную русскую писанину ,что теперь перестать писать по русски ? Не стреляйте в пианиста он играет как может (или как научили )Буре .

      • Анонимно
        19.07.2013 21:52

        Ты ж в Казахстане живешь, откуда там заборы с "русской писаниной"?

  • Анонимно
    19.07.2013 15:09

    важнее дел то у Амирова нет. понимаем.

    • Анонимно
      19.07.2013 17:28

      Да, со всем остальным то у нас полный порядок. Коррупцию искоренили, соталось только с языком разобраться).

    • Анонимно
      19.07.2013 23:26

      Это дело действительно важное и неоправданно задвинутое уже много лет. В свое время после принятия закона о государственных языках с трудом, препятствиями и непониманием со стороны клерков государственных структур зарегистрировал учредительные документы коммерческой фирмы, оформленные на татарском языке. По-моему, она так и является единственной в РТ. Закон должен работать, а уже дело татарских жителей пользоваться этим законом или нет. Действия прокуратуры поддерживаю. Гаяз.

      • Анонимно
        20.07.2013 20:45

        я и говорю, коррупции в стране нет, все стадионы строятся честно и никого не кидают, касты неприкасаемых нет. бандитизма давно нет. можно теперь и за язык взяться, пока он есть

  • Анонимно
    19.07.2013 15:09

    силом не получится

  • Анонимно
    19.07.2013 15:12

    "Во-первых, определить порядок утверждения норм современного татарского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка, правил татарской орфографии и пунктуации. Это подразумевает составление списка словарей и справочников, содержащих нормы современного татарского литературного языка.."А чему же тогда в школах учат, стесняюсь спросить?

  • Анонимно
    19.07.2013 15:20

    Наконец-то взялись за наведение порядка. Давно надо было это сделать.

  • raf
    19.07.2013 15:33

    Правильное решение прокуратуры Татарстана.Это важнее для татар проживающих за пределами Республики.Именуемые школы,лицеи,гимназии чёрт знает,какими учебниками пользуются.А в итоге,не знают язык.Важнее для нас какие буквы будут использоваться,фонетика(называю мишарское произношение).Важно одно,татарский язык,как литературный,научный,государственный сможет развиваться,только в Татарстане.

  • Анонимно
    19.07.2013 15:46

    не поленюсь и приведу пример абсолютно наплевательского отношения к государственному языку. в руки попала инструкция по разогреву блюда - волонтерам универсиады раздавали саморазогревающуюся еду. при всем уважении к тому, что инструкция написана на трех языках (англ, рус, тат), хочу спросить: кому и сколько заплатили за услуги перевода на татарский язык?! итак, вот что там написано (грамматика автора сохранена): Т?п ашамлыкны ?ылытыру ?чен инструкциясе.1. Тартманы бер яктан ачыгыз ??м эчт?лекне чыгып алыгыз.2. Термоэлементк? ?ылытыру ?чен лоток т?п ашамлык бел?н пакетка салыгыз3. Пакетка сыекчаны салыгыз4. Пакетны тыгызланмаган р?вешт? ябыгыз ??м тартмага урнашып куегыз5. 15 минут сон т?п ашамлык бел?н лотокны чыгып алыгыз. Ашамлык ?зерл?нг?н.Микродулкынлы мич бел?н файдалану очракта: Лоток т?п ашамлык бел?н ?ылытырлы пластинасыз микродулкынлы мичк? урнашып куегыз. 2 минут вакыты барганда 800 Вт электрик ку?те бел?н ?ылытыру кир?к.

    • Анонимно
      19.07.2013 16:10

      вот работа прокурорам-оказание услуг не соответствующих предусмотренным нормам!Статья!Деньги за перевод вернуть в казну!Если на страницахБО увижу про принятых мер-зауважаю!!!

  • Анонимно
    19.07.2013 15:50

    Наконец то вспомнили о государственном татарском языке! Может закон о языках начнет действовать и татарский язык начнет применяться.

  • Анонимно
    19.07.2013 15:52

    Сколько можно ждать?(к Римзилю Салиховичу вопрос) пока татарский язык совсем растворится. На универсиаде о нем вообще было забыто, хорошо что ВВП и ДАМ напомнилиШкол нет, в КФУ кафедру закрыли, Татарский университет не создан, тиражи газет с каждым годом снижаются...

    • Анонимно
      19.07.2013 16:18

      так скупайте по 100-500 экземпляров каждой газеты и тиражи увеличат

  • Анонимно
    19.07.2013 15:57

    Нас советских татар воспитали на конгломерате разговорного татарского и заимствованных из русского терминах:Казан хозрасчетлы поликлиникасы, колхоз председателе...В 90-е, на волне перестройки, все заимствованные слова заменили на арабские и фарси. Современную литературу 70% татар читает чуть ли не со словарем.К чему пишу - нельзя резко ориентацию языка менять...

    • Анонимно
      19.07.2013 16:19

      про советские временя можно поподробнее. что, в татарском языке есть все современные слова? или просто язык изменился?

  • Анонимно
    19.07.2013 16:00

    А вы спуститесь в метро и ознакомтесь с татарским переводом, который выдает нам сенсорные информационные терминалы. Без слез на это смотреть нельзя. Вот тебе двуязычие, во тебе госязыки.

  • Анонимно
    19.07.2013 16:06

    А в чем именно ошибки?как должно быть то?

    • Анонимно
      19.07.2013 16:14

      ошибки там вообще. правильно на русском должно быть

  • Анонимно
    19.07.2013 16:13

    Казан нэфес мэктэбе. читайте по ссылке.http://tat.tatar-inform.ru/news/2013/07/19/88212/

  • Анонимно
    19.07.2013 16:15

    Чиновники РТ, сравните и берите пример с Башкортостана. В Башкортостане сразу бросается в глаза уровень почета, уважения и статус башкирского языка. В Башкортостане в вокзалах, общественном транспорте, вывески и т. д. с начало делается на башкирском языке, потом на русском. Вроде мелочь, но это показывает об отношение к языку, о уважение к языку и самоуважение. В Татарстане все всегда делается с начало на русском, только потом на татарском, да еще часто с грубыми ошибками.

    • Анонимно
      19.07.2013 16:48

      тощна. а русских переселить в другие регионы. понаехали тут понимаешь. а надписи надо делать только на арабской вязи, а то искажаются звуки.

    • Анонимно
      19.07.2013 17:34

      В РТ сначала всё пишется на английском языке, затем на татарском, а уж потом на русском.

    • Анонимно
      19.07.2013 21:55

      В Казани университет с 1804 года, в Уфе - с 1957 года. Чем меряетесь, малайлар?

  • Анонимно
    19.07.2013 16:31

    Вот напишет кто-нибудь в орган исполнительной власти на татарском языке, получит ответ на татарском языке, а обжаловать этот ответ всеравно идти в суд и судиться на русском языке. В чем прикол этого закона? Для чего он?

    • Анонимно
      19.07.2013 16:48

      чтобы националисты могли себя чувствовать не ущемленными.

  • Анонимно
    19.07.2013 16:39

    а я лично против, Ребята опять идем к тому, обо что обожглись. Ну зачем он Вам как Государственный, ну зачем Вам это величие, что за национализм, ну и сделаете и что, все, учебники все на татарском сделаете, документацию в банках, меню, да? для чего? что конкретно Вы преследуете этим. Все равно не станем Римом. А возрождают не так.

    • Анонимно
      21.07.2013 12:25

      возрождают именно так, см.историю баскского языка, например.

  • Анонимно
    19.07.2013 16:49

    лучше б прокуратура проверила законность нанесения разметки для автобусных полос...Рамильен

  • Анонимно
    19.07.2013 17:28

    Есть ли эксперт переводчик с татарского языка, заключения которого принимает суд? Разные лингвисты, некоторые татарские фразы, по разному переводят, кто то может сказать что эта фраза оскорбительная, а кто то нет. С английским языком все понятно в ТПП РТ перевод с печатью Гильдии переводчиков получить можно, а где заверенный перевод с татарского делают?

  • Анонимно
    19.07.2013 20:01

    И кто же будет читать под законные акты кабмина на татарском языке. Бабушки и дедушки, неужели, не верю!

    • Анонимно
      20.07.2013 00:19

      какие бабушки!ты дальше своей квартиры не видишь!сьезди в ближайшую деревню или райцентр там15-18 летние не поймут что ты у них спрашиваешь ответят на непонятном ломанном для приличия !а о дед бабушках я и не говорю !а в сельской местности живет 1000 000 человек!давно пора это делать Рустам понял масть что опереться можно только на народ!после того как слили Сафара!салам белан Айдар !

      • Анонимно
        20.07.2013 20:46

        т.е. русский язык уже не государственный и его не изучают в селах? тут тоже есть чем заняться прокурору?

        • Анонимно
          22.07.2013 12:07

          Никто не говорит, что русский в деревнях и села не должен изучаться. Татары и русские соседи и братья, поэтому и должны понимать друг друга - и по-русски и по-татарски.

  • Анонимно
    19.07.2013 20:06

    Методики преподавания татарского языка правильной отработанной нет, вот о чем говорите, чему детей в школе учат, дети татарского не знают, голову забивают заумной грамматикой и лексикой ненужной, потому что учителя в основной массе своей не знают как обучать, упростить надо процесс обучения, а вы тут в дебри пустились. Русский в школах пропадает, часов мало, татарский - не знают в итоге, из-за методики отвратительной. Татарстанские дети (а среди них не только татары и не столько татары) - слабые по знаниям русского языка, почему об этом то не говорите. Уроков английского в школах меньше, а знают его в итоге лучше, чем татарский, в чем причина? Повторюсь тысячу раз - в методике обучения, она неотработанная, сырая, пустая.

    • Анонимно
      19.07.2013 22:14

      Английский знают лучше, чем татарский? Не смешите. Ваши дети английского не знают, а вы не можете это проверить, так как сами его не знаете, вот и обманываетесь. Ребенок в английской школе, получает хорошие отметки по английскому, родители возят ребенка в заграничные языковые лагеря, имеет репетитора. И вот такой чудо отличник путает времена, акцент страшный, словарный запас ближе к нулю. И это ребенок из специализированной школы. Где уж детям из обычных школ хорошо владеть английским. Не обманывайие себя.

    • Анонимно
      20.07.2013 23:44

      Хамитов тоже об этом как-то говорил, может татарским и башкирским филологам стоит поработать вместе, чтобы каждый свой велосипед не изобретал?На самом-то деле ведь отличий не очень много, языки очень близкие, особенно, если не не ставится цель показать, что башкирский сильно от татарского отличается...

  • Анонимно
    19.07.2013 20:13

    Обратите внимание на вывески на английском языке. Нас что уже оккупировали, пока мы спорим о двуязычии ? Надо одинаково беречь русский и татарский язык и культуру. На Баумана в дни Универсиады играли любую музыку, кроме русской и татарской (одна бабушка-энтузиаст с гармонью не в счет), ну нельзя же до такой степени делать себя без роду и племени...

    • Анонимно
      19.07.2013 22:16

      Кстати вывески на английском тоже с ошибками. Даже стыдно перед гостями универсиады. Самое простое bus stop-автобусная остановка написано stop bus!!!

  • Анонимно
    19.07.2013 20:16

    вы со своим навязыванием татарского добьетесь того, что русские просто уедут отсюда. Конечно, по первости, вы обрадуетесь, а потом крепко призадумаетесь. Вперед!

    • Анонимно
      19.07.2013 21:37

      По Алмате могу точно утверждать что ситуация с пьянством намного улучшилась .У русских которые остались выработался другой стериотип поведения .Так что вперед или назад как вам больше нравится .Буре .

    • Анонимно
      19.07.2013 22:20

      Ага уйдут , они что маленькие дети в садике? Русские не такие простаки, чтобы из хорошего места уходить. Возьмут и выучат язык. А уходить то куда? Вся Рассея в нищите. Татарстан - островок благополучия.

      • Анонимно
        19.07.2013 23:20

        Если здесь такой рай,почему все русские со всей страны не приехали на пмж в тотарстан? Ваша логика убога.

        • Анонимно
          20.07.2013 18:34

          Это ваша логика убога.На ПМЖ в Татарстан все русские ехать не обязаны, даже если у нас рай. Это не критерий рая и не критерий куда должны ехать.

      • Анонимно
        19.07.2013 23:39

        На чьи деньги-то? Только не надо заливать, мы отдаем больше, чем получаем... Татнефть почти всю нефть добывает не в Татарстане.

        • Анонимно
          20.07.2013 12:41

          Заливаете вы сами.Где это "...Татнефть почти всю нефть добывает не в Татарстане"?Географию плохо учили или не знаете объемы добычи в Татарстане.

          • Анонимно
            20.07.2013 14:02

            Смотрите картинку с офиц. сайта татнефтиhttp://clip2net.com/clip/m69593/1374314529-clip-292kb.jpgИ теперь можете идти учить географию.

            • Анонимно
              20.07.2013 20:33

              Вы, видимо, не только географию, но и простейшую аримфметику не знаете. Вам только картинки рассматривать.О картинке, на которую вы ссылаетесь, из нее узнаем: из 26 307 000 тонн добытых ОАО "ТАТнефть" в 2012 году только 302 000 тонн добыто за пределами Татарстана или 1,147%, а в Татарстане добыто 26 005 000 тонн нефти или 98,853%.Так где добывает основную долю ОАО "ТАТнефть?

              • Анонимно
                21.07.2013 12:30

                ещё в 90-х слышал такую вещь, что Татнефть только на лицензировании своих технологий может зарабатывать больше чем на добыче. Правда, и нефть тогда стоила $10...

      • Анонимно
        29.07.2013 12:58

        если русские уйдут из татарстана, то татаратстан превратиться в таджикистан. и сами татары первые побегут в российские области на заработки, как гастарбайтеры среднеазиатские!!!

    • Анонимно
      22.07.2013 12:23

      Да никто не заставляет вас никуда уезжать из родного края. Просто надо понимать, что на территории где проживают разные народы для добрососедских отношений и взаимопонимания друг друга знание языка своего друга и брата является очень важным. Это и есть толерантность, когда ты уважаешь, знаешь и признаешь не только свой родной язык, но и языки своего соседа и друга. Знание языка - это один из основных показателей уважения к человеку и к братской нации.

  • Анонимно
    19.07.2013 20:18

    Главное сейчас нужно занятся школами,усиленно нужно обучать учеников татарскому языку,несмотря на национальность,в дальнейшем это даст хорошие плоды.Министерство образование Татарстана первым делом должно занятся именно этим.

  • Анонимно
    19.07.2013 21:04

    У нас в садике татарскому обучает учительница - тупо дает слова на заучивание и это детям пятилетним, ну выучат они 90 необходимых слов, дальше что? Применить то их они не могут никак и в школе такое же безобразие, дают правила и слова, а как говорить и понимать сам язык? Я не националист, но мне такие уроки татарского не нужны.

    • Анонимно
      19.07.2013 21:09

      Главное не быть лентяем,научитесь,по другому нельзя.

      • Анонимно
        19.07.2013 23:06

        По другому вполне можно. И жизнь это доказывает каждый день.

    • Анонимно
      22.07.2013 12:26

      да наверное нужно как-то совершенствовать методику преподавания. Чтобы это было весело, интересно, например.

  • Анонимно
    19.07.2013 22:09

    А почему Госсовет не рассматривает Законы, когда готовы все подзаконные акты. После принятия закона, очень легко внести поправки подзаконным актам. Тогда бы Кабмин РТ успел бы запросто, если там есть настоящие специалисты, что сомнительно,как показывает практика.

  • Анонимно
    19.07.2013 22:21

    В одной из школ Казани, верите или нет, 70 % переводов на татарский язык неправильный ( в основном вывески).Так, по русский написано:- блог начальных классов, а на татарском:- башлангыч мектеп блогы. В одном языке речь идет о классах, а в другом о школах. Очень хорошая школа, новая, современная. Где часто бывают семинары, посещают делегации, Есть фото посещения Президента, экс-министра образования и т.д. Ведущий ТВ Т.Канделаки дала личное(как будто выдающийся личность в образовании) звание- "Умная школа". Хотя можно было, если она знала татарский язык, дать звание "Глупая школа".

    • Анонимно
      20.07.2013 00:47

      Да тут и по русски неправильно написано. Что за такой "блог начальных классов"? Вы еще говорите вывеска. Первоклашки и уже все блогеры :)))))) или в этой школе совсем все плохо или вы сами русского не знаете. Если все-таки второе, то наверное написано было "блок", а не " блог". А ваше-то "башлангыч мэктэп" все правильно, не надо слово в слово переводить.

  • Анонимно
    19.07.2013 22:42

    Бред это все. Прокурор, займитесь работой а не популизмом.

  • Анонимно
    19.07.2013 22:47

    Вообще нужно наказывать за халатность,я имею ввиду неправильно написанные вывески будь на татарском или русском языках,приличным штрафом.

    • Анонимно
      19.07.2013 23:22

      А за грамматические и пунктуационные ошибки в комментариях?

    • Анонимно
      20.07.2013 00:05

      Или вообще лишить предпренимательской деятельности.

  • Анонимно
    19.07.2013 23:37

    Предусматривают ли подзаконные акты перевод имен собственных и общепринятых аббревиатур? В мировой практике это не переводится, а как будет у нас? Нужно ли переводить очевидное, например, на углу улиц Кремлевского и Лобачевского автобусная остановка обозначена двумя одинаковыми словами "Университет" и "Университет". Может не надо так примитивно понимать современное двуязычие?

    • Анонимно
      20.07.2013 09:43

      Существует буква и дух закона. Современные языки используют заимствования. В русском языка много тюркских, французских и английских слов. Бесполезно с этим бороться. Уже слово "менеджер" перестало быть синонимом слова "управление". Некоторые русские и английские слова нашли свою нишу в татарском языке и в этом нет трагедии. Язык играет не только социокультурную, но и коммуникативную функцию, поэтому его обогащение способствует сближению наций.

  • Анонимно
    20.07.2013 00:17

    Х?ерле с?гатьт?! Р?хм?т, Кафил ?ф?нде, бу и? саваплы эшегез булачак!

  • Анонимно
    20.07.2013 10:12

    Зачем нужен перевод на язык бытового общения?

    • Анонимно
      20.07.2013 12:47

      Характерная стратегия принижения татаского языка.Вначале - ой притесняют - заставляют учить ненужный язык - вселенское горе.Потом - "аульные у власти" - заставляют нас учить государственный язык.Затем обвинения в дискриминации.В завершении, после всех стенаний и сокращений ареала применения - пример ЕГЭ только на русском, - " Зачем нужен перевод на язык бытового общения?"Вся это ваша стратегия белыми нитками шита очень несправедлива.

      • Анонимно
        20.07.2013 20:50

        так зачем нужен егэ на татарском?без егэ школьный аттестат и так поставят(на минимум уж можно на любом языке написать- тесть же), если дальше пойдут учиться- все равно обучение будет на русском. если не пойдут учиться и останутся в селах, то и не нужен тест на татарском.

      • Анонимно
        20.07.2013 21:27

        ЕГЭ на родных языках народов России нужен и на татарском тоже.Берегите татарский язык иначе скоро ЕГЭ будите сдавать на китайском.

        • Анонимно
          21.07.2013 12:34

          > Берегите татарский язык иначе скоро ЕГЭ будите сдавать на китайском.хорошо сказано1

          • Анонимно
            21.07.2013 14:22

            т.е. если татарский будем беречь, то никогда на китайском сдавать не будем? смелое утверждение

            • Анонимно
              21.07.2013 18:00

              да :)просто это образное обозначение двух разных подходов.

  • Анонимно
    20.07.2013 12:46

    Очевидно, что этим важным направлением работы в Аппарате Кабинета Министров РТ должны заниматься на уровне Заместителя Премьер-министра, а не как сейчас. Сейчас это направление курирует 1 (один!) специалист в отделе культуры. Необходимо признать, что ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова АНТ не справляется с этой государственной задачей.

    • Анонимно
      20.07.2013 20:51

      забыли уточнить, что задача самая главная и без нее нам не жить. а как решат- так мы заживем как в сказке

  • Анонимно
    20.07.2013 13:24

    Очень радует что Татарстан является примером для всей России, жаль только что Россия не следует этому примеру.С уважением, Международный татарский портал Татарлар.Инфо

    • Анонимно
      20.07.2013 20:51

      а в чем является примером? в РФ не издают законы на русском языке?

  • Анонимно
    21.07.2013 09:22

    Нужно принимать не Закон о статусе татарского языка, а Закон о статусе языков народов Татарстана. Страны СНГ признали русский язык языком межнационального общения. Россия член СНГ, однако "Закон о равенстве языков" в Татарстане исключает эту норму, следовательно есть противоречие. Что по этому поводу думает прокуратура РТ?

    • raf
      21.07.2013 09:56

      Вся нынешняя трагедия в том,что капиталистическая РФ,на халяву,получила сверхцентрализованный госаппарат,от СССР.Регулируемый,со стороны горбачёвцев,национализм шёл в Союзных Республиках.В РСФСР ни одна республика,не желала распада.Кроме ельциноидов.В ТАССР,исходя из экономического вклада в РСФСР,руководство желало одного,повышения статуса до союзной республики,в экономической области.Данное естественное требование окружение Горбачёва пыталось использовать в борьбе против Ельцина.Но линию нарушил ГКЧП.Тем самым избежав масштабной гражданской войны на территории всего СССР.Руководство ТаССР потому и колебалось в дни ГКЧП.Вместе с тем проведение Референдума о Суверенитете,гениальнейший щаг в истории татарского народа.Данный факт не стареть никогда.Потому дух Референдума всегда должен витать над Татарстаном.Надо спокойно восстанавливать деревню,чтобы выходец из татарской деревни не ощущал,что вся новая жизнь в Казани и городах.Отходить от традиционного строительства дома.Чтобы в семье у каждого была своя комната,хорошие внутридеревенские дороги.Быт надо сделать современным.Если мы не исчезли в глубине веков,теперь не исчезнем.

      • Анонимно
        21.07.2013 12:37

        О какой трагедии идет речь? На референдуме мы голосовали за обещанную счастливую жизнь, но о статусе языка на референдуме вопроса не было.

  • Анонимно
    21.07.2013 12:52

    Мы все признаем что живем в России, а в России государственный язык - русский, и от этого никуда не денешься.Это язык с глубокой историей (как и многие конечно другие языки в т.ч. татарский), но для русского языка уже давно создана и существует и работает методология преподавания во всех учебных заведениях, все правила орфографии пунктуации и т.д. давно всем понятны и известны.я не в коем образе не против любого национального языка, но стабильность любого государства во исполнении его законов.Если законом дано право в субьекте принимать государственным два или три языка то надо это право осуществлять. Но чтобы привести и сделать их равноправными в субьекте надо подготовить сначала всю базу правил произношения правописания и т. д. т.е. должныбыть приняты и введены стандарты татарского языка. А то получится что в одном городе один человек в деревне написал письмо и отправил его в столицу а там поняли и перевели по своему. Второй момент - у нас в Республике много федеральных служб управленийи судов тд те гос учреждений - нужен ли им национальный язык или даже не так сможем ли мы работу этих служб вести на двух или трех языках, вряд ли и это все понимают в том числе руководители но не хотят сказать это публично. Поэтому изначально надо задуматься о поверхности освоения национального языка и принимать соответствующие законы. Национальный язык изучать нужно - это традиции это минталитет это культура, забывать его нельзя, но в общественных структурах - государственных или коммерческих взаимодействие должно быть на государственном языке всех регионов России.

    • Анонимно
      21.07.2013 13:45

      В России есть Конституция. Согласно Конституции, в состав России входят республики (государства), которые имеют свои государственные языки. Мы живем в Республике Татарстан. Здесь два государственных языка - татарский и русский. И от этого никуда не денешься. Уважайте свою Конституцию.

  • raf
    21.07.2013 13:58

    " в России государственный язык - русский, и от этого никуда не денешься",зачем кудо-то деваться?Просто надо внимательно на Конституцию РФ обратить,свой взор. Глава 3. Федеративное устройствСтатья 681. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития." Относительно "глубины"исторической,Латынь тоже древний,но нет народа,что использует этот язык.Израильтяне через 2 тысячи лет свой язык восстановили,на всё воля самого народа.Нам надо,прежде всего,экономику подымать на селе.

  • Анонимно
    21.07.2013 15:43

    Весь кабмин, мэрия -логово манкуртов.Иногда почитаешь вывески на татарском,стыдно становится.Целая комиссия по топономике орудует.Из русскоязычНИКОв.

    • Анонимно
      21.07.2013 16:26

      Можно ненавидеть русский язык и русскоязычное население Республики. Но читатель неманкурт пользуется при этом русскоязычной газетой, пишет по-русски, а это как-то не вяжется со стилем комментария. Делайте свои предложения, иначе такая критика выглядит неконструктивной. Стыдно!

  • Анонимно
    21.07.2013 22:45

    В 18 веке по всей Европпе был самым распространенным французский. После технологической революции в Англии по всему миру стал усиливаться английский. Особенно стало определять преимущество языка открытие интернета. Вывод: чьими изобретениями пользуются в мире тот язык и нужен. Главное - наука и технологии. насильно насаждать язык толку нет и это доказано уже. Работать надо а не болтать. А будущее за китайским и индусским. Их не просто большинство, а эти цивилизации вернут себе лидерство.

  • Анонимно
    31.08.2013 14:38

    ? ник ?ле монда да татарча фикер алышмыйбыз?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль