Нефть и нефтехимия 
25.07.2013

БЭНЗ закрывает потребности «нефтянки»

Р’.-Мысько---Продукция-завода-_РќРѕСЂРёСЃ_-РЅРµ-имеет-полного-анР
Продукция завода «Норис» не имеет полного аналога в России

«МНЕ ПРИЯТНО ЗДЕСЬ НАХОДИТЬСЯ»

В понедельник на базе Бугульминского электронасосного завода (БЭНЗ), входящего в группу «Рунако», состоялось торжественное открытие сразу двух новых производственных площадок. Во-первых, было запущено совместное предприятие БЭНЗ и международной нефтесервисной компании Weatherford – ООО «Везерфорд Механизированная добыча». Во-вторых, президент Татарстана Рустам Минниханов рука об руку с председателем совета директоров БЭНЗ Зурабом Кавтарадзе символически включил производственные линии ООО «Норис» – завода по изготовлению высокотемпературного кабеля для УЭЦН.

Вместе с Миннихановым ознакомиться с новыми возможностями БЭНЗ приехали заместитель премьер-министра РТ – министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов, министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов, генеральный директор ОАО «Татнефть» Шафагат Тахаутдинов и высшее руководство компаний-участниц проектов. Инвестиционно-венчурный фонд РТ, совместно с которым был запущен завод «Норис», представил на презентации его директор Айнур Айдельдинов, компанию Weatherford – вице-президент в России Дин Камински и гендиректор ООО «Везерфорд» Фаяз Камалов. Также на экскурсию по БЭНЗ прибыли руководители крупнейших нефтесервисных и нефтедобывающих предприятий региона.

Президент в своей поздравительной речи поблагодарил международных партнеров и положительно оценил перспективы развития ОАО «БЭНЗ». Он напомнил о том, что ОАО «БЭНЗ» совсем недавно было проблемным предприятием, но благодаря вложениям инвесторов завод преобразился и открывает современно оснащенные производственные площадки. «Мне очень приятно находиться здесь», – сказал Минниханов.

С 2010 года, когда управление БЭНЗ было предано инвестиционной группе «Велес Капитал», завод приобрел серию высокотехнологичного оборудования: американские автоматические токарные станки, итальянские стержневые машины для литейного цеха, японские токарно-фрезерные обрабатывающие центры и другую аппаратуру, которую гости с живым интересом осмотрели и придирчиво ощупали. Благодаря модернизации завод в настоящее время выпускает товарной продукции на 100 млн. рублей в месяц.

фото-с-портала-Президента---5.jpg

ДОЛЯ НА РЫНКЕ ВЫРАСТЕТ ВДВОЕ

Экскурсия получилась долгой – площадь БЭНЗ составляет в общей сложности 13,5 га, из которых основное производство занимает 54 тыс. кв. метров. Перед посещением собственно новых площадок гостям показали литейный, автоматный, механический цеха и сборочное производство. Представители нефтесервисной отрасли с белой завистью спрашивали о технических характеристиках японских обрабатывающих центров бренда Takisawa, способных обрабатывать даже титановые сплавы, удивлялись решению по организации участка обмотки, изолированного от основного производства, и убеждались в контроле качества: продукция БЭНЗ подвергается испытаниям непосредственно после изготовления. С удовольствием опробовали конкуренты новый автоматизированный пресс AIDA, способный штамповать по 500 заготовок в минуту. Благодаря кардинальному обновлению станочного парка завода сборочный цех ежедневно выпускает более 20 установок электрических центробежных насосов (УЭЦН).

Своими впечатлениями с корреспондентом «БИЗНЕС Online» поделился вице-президент и директор по науке ЗАО «УК Рунако» Валерий Калан:

- Раньше на заводе не делали гидрозащиту, с этим были проблемы. Теперь делают. Запустили мехобработку насосов с расширенными каналами, которые сейчас проходят подконтрольную эксплуатацию в «Сургутнефтегазе». Сейчас завод готовится к серийному производству. Эти насосы должны отработать по 80 суток, но на данный момент тестовая партия отработала больше 220 суток в самых сложных условиях. Продолжаются испытания газосепараторов и насосов малого дебета в «Роснефти».

На БЭНЗ запущены новые линии мехобработки, расширена номенклатура, станки загружены круглосуточно. Первая серийная партия новых деталей отправится в «Башнефть», потом – в «Сургутнефтегаз», потом – в «Роснефть». Скоро модернизация литейного цеха позволит закрыть спрос на литье. Если сейчас БЭНЗ занимает 6 - 10 процентов на рынке нефтесервиса, то в будущем она вырастет, я думаю, до 20 процентов. Основной упор завод делает на разработчиков скважин малого дебета, а в этом отношении бугульминские наработки серьезнее, чем у конкурентов.

ДАЛЬНЕЙШИЙ ПЛАН – ЛОКАЛИЗАЦИЯ В ТАТАРСТАНЕ

По площадке нового СП «Везерфорд Мехдобыча» гостей провел гендиректор предприятия Максим Попов. Он рассказал, что на площадке будет собираться ежегодно 4,5 тыс. штанговых глубинных насосов (ШГН). Озвученная мощность далеко не предельна: в планах – поэтапное внедрение новых разработок и постепенная локализация производства. Как пояснил Попов в комментарии газете «БИЗНЕС Online», ориентировочный срок локализации производства – около пяти лет.

- Первоначально наше совместное предприятие стало следствием растянутых сроков поставок оборудования, – сообщил Попов. – Поэтому мы решили создать местное производство по сборке штанговых глубинных насосов. Кроме сокращения сроков поставок, «Везерфорд Мехдобыча» обеспечит стопроцентный контроль качества оборудования.

В Бугульме у нас работает местный персонал, соответственно, республика получает новые рабочие места. В конце прошлого года состоялась поездка в США на аналогичный завод Weatherford, где наши специалисты прошли обучение. Заказчик, в свою очередь, выигрывает на скорости поставок: при необходимости мы можем поставить оборудование в течение суток, поскольку у нас будет организован консигнационный склад. Кроме того, разместив производство в Татарстане, мы сокращаем логистические затраты: здесь, в Бугульме, есть железная дорога и аэропорт, а основные потребители – «Татнефть» и «Башнефть» – располагаются поблизости. Как итог – наше оборудование обходится заказчику дешевле. В будущем мы планируем не только частичную локализацию здесь, но и размещение заказов на татарстанских заводах. Думаю, к 2018 году локализация будет реализована, хотя ее процент сейчас прогнозировать трудно.

Вице-президент Weatherford в России Дин Камински рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что созданное предприятие стало 33-м подразделением международной компании в России и первым – в Татарстане. Всего сеть представительств Weatherford в мире насчитывает свыше 70 тыс. сотрудников, 1,1 тыс. сервисных баз и 90 производственных площадок. Компания присутствует более чем в 100 странах.

- Доли участия Weatherford и БЭНЗ в новом СП практически равны, – сообщил господин Камински. – Если производство выйдет на проектную мощность, то нам потребуются новые площади. Возможность локализации производства в России мы сейчас анализируем, логистически нас не очень устраивают поставки комплектующих из-за границы для сборки в Бугульме. При этом инвестиции Weatherford в Татарстане достаточно крупные в сравнении с нашими инвестициями в других регионах России. Есть, конечно, и более крупные вложения, но в другие виды бизнеса. Ведь сегодня потребность рынка в продукции СП очень велика. Потребление энергии в мире огромно, а мы помогаем производить энергию ведущим нефтяным компаниям.

фото-с-портала-Президента-РТ---4.jpg

«МЫ ОБРЕЧЕНЫ НА УСПЕХ»

Потенциальными клиентами обоих проектов авторы видят все крупнейшие нефтегазовые предприятия страны, однако основными потребителями станут соседи – ОАО «Татнефть» и ОАО «Башнефть». Об этом заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Зураб Кавтарадзе – президент ЗАО «УК Рунако» и председатель совета директоров ОАО «БЭНЗ»:

– Новое СП стало интересным сплавом: с одной стороны, западный стратегический партнер, лидер на рынке штанговых глубинных насосов, с другой стороны, мы, как локальный игрок и обладатель мощной производственной площадки и технологий. Продукция СП однозначно будет востребованной. Сейчас рынок нефтесервиса поделен и стабилизирован, как и многие отраслевые рынки. Но наше ноу-хау заключается в более гибком и принципиально новом подходе к качеству не только продукции, но и оказываемых услуг: вся номенклатура у нас будет доступна на складах. Идея в следующем: часто нефтяникам нужно все и срочно. Обратившись к нам, они получают возможность выбрать оборудование на месте. На это мы и делаем ставку. Добавляем к этому фактору успешную работу с себестоимостью и рыночной ценой и получаем серьезные конкурентные преимущества. Аналогичная конкурентной цена при выигрышном качестве и сервисе позволит нам занять свою нишу на рынке ШГН.

Производством установок электрических центробежных насосов мы занимаемся уже 3,5 года, а на рынке ШГН созданное СП стало первой ласточкой, пробой рынка. В дальнейшей перспективе мы со своей стороны видим не просто частичную локализацию производства в Бугульме, а полный цикл. Сроки будут зависеть от финансово-экономических показателей СП, но мы уверены в успехе, мы на него обречены.

Сегодня в России примерно 95 процентов нефти добывается при помощи либо УЭЦН, либо ШГН. Все остальное – уже экзотика. Соотношение УЭЦН и ШГН, если брать по количеству скважин, приблизительно составляет 60 к 40 процентам. Но ШГН эффективнее работают на низком дебете скважин, при малых объемах добычи. И используют ШГН больше прочих именно наши ближайшие соседи – «Татнефть» и «Башнефть». У них вся инфраструктура заточена под штанговые насосы. Спор о том, что лучше – УЭЦН или ШГН, длится вечно. Но на самом деле эти методы имеют свою специфику, а специализация географически близких к нам компаний – это ШГН.

НЕФТЯНИКИ УЖЕ ЖДУТ ПОСТАВОК

Завод по производству кабеля «Норис», символически запущенный президентом, обошелся инвесторам в 200 млн. рублей. В следующем году «дочка» БЭНЗ выйдет на проектную мощность, а уже через три года, согласно расчетам, полностью окупится. Расчеты имеют под собой твердую основу, как следует из комментария для газеты «БИЗНЕС Online» гендиректора ООО «Норис» Ярослава Дементьева:

- Реалии сегодняшнего рынка таковы, что в условиях снижения дебета месторождений нефтяники вынуждены заглубляться все дальше. В результате растет агрессивность среды – температура и давление. Возникла потребность в кабеле, который бы выдерживал эти условия. У нашего кабеля есть аналог, который имеет ряд недостатков: большой вес и габариты, кроме того, он не подлежит ремонту. Наш кабель исключил эти недостатки: мы сократили его вес и габариты в 2 раза, сохранив стоимость на прежнем уровне. Также новый кабель может быть существенно удлинен без сращивания. Применяя наш кабель, нефтяники сократят время на монтаж оборудования.

По словам Дементьева, ежегодно нефтяники закупают порядка 10 тыс. км высокотемпературного кабеля, и потребность только растет. Хотя производственная мощность конкурентов пока превышает эту потребность, руководство завода рассчитывает занять долю на рынке порядка 7%. «Наша производительность – 720 километров кабеля в год, – сообщил Дементьев. – При этом мы намерены позиционироваться как производители термовставок. Наш кабель будет применяться не по всей глубине скважины, а на самых жарких участках».

Презентации нового кабеля уже состоялись для всех крупных нефтяных компаний России. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Кавтарадзе, нефтяники заинтересовались и сейчас ждут запуска серийного производства и поставок тестовых партий.

- Наш совместный проект с инвестиционно-венчурным фондом РТ – это принципиально новый продукт, – подтвердил Кавтарадзе. – На рынке высокотемпературного кабеля, который эксплуатируется при температурах 110 - 200 градусов, предложений много. Конкуренция жесткая, маржа низкая, рынок тяжелый. Но кабель под температуры свыше 200 градусов в России производит только одна компания, и их кабель используется при 230 градусах. Остальная продукция импортная. Наш же кабель будет работать при проектной температуре 260 градусов, хотя испытания, проведенные в «РГУ нефти и газа имени Губкина», показывают возможность эксплуатации и при 290 градусах.

Из объяснений президента «Рунако» следует, что группа компаний создавалась на базе БЭНЗ как вертикально-интегрированный холдинг. Учредители изначально видели в «Рунако» компанию, выпускающую полнокомплектные установки для доставки жидкости до устья скважины. Соответственно, БЭНЗ сегодня производит все что связано с погружными работами: двигатели, гидрозащиту, газосепараторы, насосы, телеметрию. Второе предприятие «Рунако» – компания «Орион» – производит во Владимирской области все типы станций управления оборудованием БЭНЗ. Единственный элемент, которого не хватало в технологической цепочке, – это кабель, связующее звено. С открытием ООО «Норис» цепочка замкнулась.

- Инвестиции в БЭНЗ на сегодня превысили 1,5 миллиарда рублей, – добавил Кавтарадзе. – И это только первая очередь, есть планы дальнейшей модернизации. Мы собираемся нарастить производство литья. У нас есть четкая маркетинговая политика, четкое понимание того, в какие ниши мы идем, где видим маржу и «вкусные» позиции по эксклюзивному ассортименту. Очень много идей разработано на бумаге, в нашем московском НТЦ, и для нас крайне важно в кратчайшие сроки внедрить их в производство.

фото-с-портала-Президента-РТ---3.jpg

«ПРОГРЕСС ИДЕТ ГРАМОТНО И ПОШАГОВО»

На редкость позитивно отозвались о прогрессе БЭНЗ по итогам экскурсий руководители конкурирующих производств.

Олег Перельман – гендиректор ЗАО «Новомет»:

- Конкуренты нас всегда подстегивают, и нам это нравится. Хуже, когда конкурент не может ничего противопоставить, кроме демпинга. Поэтому я за то, чтобы у коллег появлялись новые технологии.

Наша доля на рынке сейчас составляет примерно 25 процентов – изменится ли она после столь масштабной модернизации бугульминского завода? Предполагать не хочу, посмотрим через год. Все же зависит в первую очередь от продаж, а не от технологий. Но если конкурент развивается, значит и нас это подстегнет.

Сергей Саченко – исполнительный директор ОАО «Алнас»:

- Мы рады за коллег и рады тому, что в отрасль идут инвестиции. Сегодня модернизируется БЭНЗ, но мы понимаем, что если БЭНЗ начинает опережать нас с точки зрения технологий и ассортимента, то и мы скорее получим одобрение от наших акционеров на собственную модернизацию. Поэтому мы с оптимизмом смотрим на успехи БЭНЗ и видим в этой компании скорее стратегического партнера, чем конкурента. Понятно, что мы ожидаем уменьшения своей доли на рынке в ближайшем будущем. Но это не вопрос конкуренции. У нас объем продаж выше реального объема производства по ряду причин технологического и финансового характера. Кроме того, объем рынка сейчас несколько сужается. Нефтяники становятся сдержаннее в своих запросах на новую технику, поскольку она дорога. Соответственно, рынок должен стать жестче, но пока определенная свобода на нем сохраняется, всем места хватает.

Для Татарстана сегодняшнее событие знаковое. Во многом благодаря руководству республики создается позитивный инвестиционный климат, при котором инвесторы, находясь в Москве, видят, что вложения в Татарстан окупаются быстрее, чем куда-либо еще.

Евгений Григорян – главный инженер ОАО «Алнас»:

- Мы увидели сегодня достойные технологии, которые обеспечат выполнение поставленных заводом задач. Люди на производстве заняты делом, организация труда на высоте. Нам понравилось решение с изоляцией участка обмотки, что важно для качества выпускаемой продукции. БЭНЗ также устранил узкое место в своем производстве, закупив новый пресс. В целом мы видим, что прогресс идет грамотно и пошагово. Это несложно признать: мы конкурентные предприятия, но это не мешает нам работать сообща по техническим вопросам и кооперировать усилия в бизнесе.

Справка

ОАО «Бугульминский электронасосный завод» основано в 1962 году.

Предприятие производит погружное оборудование для добычи нефти: электроцентробежные насосы, погружные электродвигатели, гидрозащиту, газосепараторы, запчасти к УЭЦН. В настоящее время на предприятии работают около 1080 человек.

В 2010 году управление заводом передано инвестиционной группе «Велес Капитал».

В 2012 году выручка ОАО «БЭНЗ» составила 1,047 млрд. рублей.

Клиентами компании являются все крупные нефтедобывающие компании России, а также компании Азербайджана и Казахстана.

Weatherford – международная нефтесервисная компания со штаб-квартирой в Швейцарии. Один из крупнейших в мире поставщиков инновационного оборудования и сервисных решений для нефтегазовых компаний в области бурения и добычи. Всемирная сеть представительств Weatherford включает в себя операции в более чем 100 странах и объединяет свыше 70 тыс. сотрудников.

На правах рекламы

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (0) Обновить комментарииОбновить комментарии
    Оставить комментарий
    Анонимно
    Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
    [ x ]

    Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

    Это даст возможность:

    Регистрация

    Помогите мне вспомнить пароль