Общество 
3.08.2013

Рафаэль Хакимов: «Мы стремимся к божественному, но живем буднями»

АЛЛАХУ НЕ УГОДНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВЫ. ОСОБЕННО ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЕТ О ДЕТЯХ

Мы ли – пляшущие тени?
Или мы бросаем тень?
Снов, обманов и видений
Догоревший полон день.

Не пойму я, что нас манит,
Не поймешь ты, что со мной,
Чей под маской взор туманит
Сумрак вьюги снеговой?

Маска, дай мне чутко слушать
Сердце темное твое,
Возврати мне, маска, душу,
Горе светлое мое!

Александр Блок. Смятение

Театр войны в Сирии и Египте напоминает игры с дьяволом в священный месяц Рамадан – одни мусульмане приносят в жертву других мусульман сразу же после пятничной молитвы, а затем идут на ифтар с кличем: «Аллах акбар!» Соседние мусульманские страны не оставляют в беде своих собратьев, помогают кто оружием, кто деньгами, кто людьми. Мир напряженно ждет: в какой мусульманской стране еще вспыхнет резня. Мусульмане причины своих бед ищут в злобных силах, якобы разжигающих среди мусульман демонические страсти. Но шайтан сидит внутри мусульман, его не надо дожидаться из-за океана. За ангелов я не ручаюсь, летают ли они возле нас или нет, а дьявол всегда рядом. Он не оставит нас в покое, пока мы не научимся в ближнем видеть друга, а не врага.

В древние времена, чтобы успокоить демонические силы, приносили людей в жертву, часто для этого выбирали самых красивых юношей и девушек. За это Боги или демоны посылали людям свою милость. Родители без особого сожаления расставались с детьми, ведь они хотели спасти свой народ, задобрив высшие силы. Расставались с детьми и по другой причине. Особой дикостью отличались арабы, которые девочек закапывали в песок, стыдясь своего потомства. Ислам был привнесен, чтобы сделать их цивилизованными. Но сегодня исламский мир демонстрирует обратное – дикость, а наши имамы старательно учат арабский язык, стыдясь всего татарского, изгоняя его из своих проповедей.

Курбан-байрам – праздник жертвоприношения. По христианской и исламской традиции Всевышний повелел Аврааму/Ибрагиму принести в жертву своего сына и в последний момент заменил Исмаила на агнца. Мусульмане радостно празднуют это событие, ведь любимый и единственный сын Ибрагима остался жив. Можно было бы не ворошить эту старую историю, разбираясь в ее истоках, но два момента существенны для понимания сегодняшнего дня. Первое – в чем смысл жертвоприношения вообще и человека в частности. Ведь мы чествуем людей, жертвующих собой ради других. Достаточно вспомнить Иисуса или в наше время – Мусу Джалиля, которые предстают во всем величии именно благодаря своей жертвенности. Вторая проблема связана с соотношением моральных и религиозных норм. Религия призывает «возлюбить ближнего своего», значит, предписывает и Ибрагиму любить своего сына Исмаила. Почему же Аллах потребовал принести его в жертву? Аллах бездетному Ибрагиму в награду за праведность послал на старости лет сына, чтобы затем принести в жертву? Это абсурд. В этом нет ничего божественного. Среди язычников такой поступок имел смысл, ибо таким способом спасали народ. Неважно, что до богов не доходил «запах жертвенного мяса» (Пророк Мухаммед), но сам обряд сплачивал общество. В это верили и в этом заключена высокая мораль – пренебрежение личным, очень дорогим ради общественного. Именно этого требует любая мораль.

В исламе, как и христианстве, праведный путь и есть смысл высокой морали. Любовь к ближнему, включая родственников, и есть этическое/религиозное требование. Жертвоприношение людей – это из языческого мира. Утверждение об испытании Господом крепости веры Ибрагима бессмысленно. Ведь соблюдение божественных предписаний, как-то – любовь к ближнему, – такое же испытание крепости веры. Невозможно понять и принять требование принесения в жертву любимого, единственного и долгожданного сына. Во имя чего? Разве недостаточно других испытаний? Даже когда волею случая мы теряем своих детей и говорим, что на то была воля Божья, это не ведет к примирению со Всевышним. Он же справедливый и милосердный! Как он может поступать так с нашими детьми?! Пусть он оставит в покое наших детей, они же безгрешны! А уж прямое требование жертвоприношения и вовсе может отлучить от любой религии. Только страх, нагнетаемый клерикалами, удерживает нас в лоне церкви. Страх, а не любовь ко Всевышнему.

Слушай: если все должны страдать, чтобы страданием купить вечную гармонию, то при чем тут дети, скажи мне, пожалуйста? Для чего они-то тоже попали в материал и унавозили собою для кого-то будущую гармонию?..

Федор Достоевский. Братья Карамазовы

ШАРИАТ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОПРАВДАНИЕМ НАСИЛИЯ НАД ЛЮДЬМИ

Курбан-байрам – это праздник. Как любой праздник он радостный и священный. Что мы празднуем в случае с Ибрагимом/Авраамом? То, что он готов был ради Аллаха зарезать своего сына? Или то, что Аллах спас его сына и заменил бараном? Наверное, второе. Тогда мы Ибрагима оставляем наедине с его выбором между двумя взаимоисключающими предписаниями Бога. Мы оставляем его наедине со страхом, а не божественной любовью. С этической точки зрения Ибрагим хотел убить сына, а с религиозной – он хотел принести Исмаила в жертву Богу. Абсурдность этой ситуации становится очевидной, если на место Ибрагима поставить любого отца. Ни один суд – ни светский, ни религиозный – не примет объяснение жертвоприношения только потому, что такое требование Аллаха приснилось, как в случае с Ибрагимом. Взаимоисключающие требования Аллаха не могут породить какую-либо деятельность, кроме разочарования. Аллах подарил Ибрагиму на старости лет сына за его праведность. Как же Ибрагим мог поверить в обязательность жертвоприношения, сошедшего ему во сне? В своем ли он уме? Поступок Ибрагима не восхищает, не создает божественный трепет, он порождает СТРАХ.

Если же мы признаем приоритет веры над этическими нормами и требуем исполнять любое, якобы откровение, сошедшее во сне или наяву новоявленному пророку, тогда мы встанем на путь фанатизма. Поставив религиозные требования над человеческими нормами общежития, можно будет растоптать любые национальные традиции и высшие этические нормы. Это путь самоистребления.

Этическое как всеобщее обязательно для всех и каждого. Над этическими нормами нет никаких высших целей, которым бы оно подчинялось. Поэтому этические нормы и воспринимаются как религиозные заповеди. Любой индивид получает предписания из этических норм, что и обеспечивает существование сообщества, иначе отдельные группы и банды разнесут все и вся на мелкие кусочки.

Ибрагим, уверенный в необходимости жертвовать сыном, своим поступком преступает каноны человеческого общежития. Он идет на жертвоприношение сына не ради общества перед лицом разгневанных Богов, как это представлялось язычникам, а укрепляется своей собственной верой, он тешит свой фанатизм. Не более того. Ничего общественного в этом поступке не было. В этом нет праведности. Но мы чтим Ибрагима и радостно празднуем день жертвоприношения, потому что Господь заменил людей в качестве жертвы баранами. Человечество тем самым сделало громадный шаг в сторону цивилизации, сохранив жизни молодых парней и девиц.

Существует ли абсолютный долг перед Богом? Этическое есть общее, и как таковое оно и есть божественное. Твой долг перед Богом – это долг перед обществом, перед твоим народом. Нет ничего выше этого долга. Нет выдуманного абсолютного долга перед Богом, как того требуют фанатики. Это требование от Шайтана, который с кличем «Аллах акбар!» призывает мусульман убивать своих братьев. Если кто-то ставит божественное выше интересов своего народа – это фанатик, попавший в сети Шайтана. Он фанатик, охваченный демоническими страстями. Он думает, что, будучи шахитом, жертвует собой ради Аллаха, на самом деле его ведет демоническое начало, когда он свои намерения поставил выше интересов людей, прикрывшись служением Господу. Священный Долг повелевает любить ближнего, а не убивать его. Этот долг есть долг перед Господом. Нет такого предписания: следовать мазхабам. Есть предписание возлюбить ближнего, признавать человеком любого, кто творит добро. Шариат не может быть оправданием насилия над людьми, Аллаху не нужны человеческие жертвы, до него не доходит «запах жертвенного мяса».

Ты ж, с чертом столько дней проведший,–
Ты что?
Нет хуже ничего,
Как черт, в отчаянье пришедший!

Гете. Фауст

БЕДА НАША В ТОМ, ЧТО МАЛО КОМУ НУЖНО ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ

Мы стремимся к божественному, но живем буднями. И только в священные праздники преодолеваем границу светского и религиозного, принося в жертву баранов. Это наша жизнь. Но тот, кто посвящает себя религиозной деятельности, должен жертвовать собой ради укрепления нашего общества, мира и благополучия на земле. Если же священнослужитель живет светским, но изображает из себя слугу Господа, он становится лицемером. Некоторые пытаются балансировать между светским и религиозным мирами. Но нельзя жить на границе, это не транзитная зона, а нулевое пространство. Это маргинальность, потеря лица. Так живет юродивый. Он не лицемер и не лицедей, он стоит где-то на грани, на паперти, ибо в церковь не хотел заходить, но и в жизни места себе не нашел. Паперть – это нулевое пространство, пограничная полоса между миром светским и миром церковным. Это жизнь вне всяких норм, вне общественных приличий. Для юродивых и шутов нет норм ни божественных, ни светских, они нужны для того, чтобы говорить то, что не позволено другим. Но священнослужитель, пытающийся стоять на грани светского и религиозного, озабоченный материальным достатком, но прикрывающийся цитатами из Корана или Евангелия, разыгрывает спектакль, он попеременно надевает маски – одну на сцене, другую за кулисами. И больше всего такие клерикалы ненавидят искренне верующих и критиков, срывающих маски во время спектакля. Величайшим из всех бесстыдств в моральном отношении и в то же время совершенно неизбежным бесстыдством является выживание за счет других.

В «Великом Инквизиторе» Достоевского есть сюжет со вторым пришествием Христа. Перед кафедральным собором Иисус повторил свое давнее чудо и тихим словом воскресил мертвого ребенка. Инквизитор понял смысл происшедшего, однако вместо того чтобы поклоняться вернувшемуся Господу, он указал на него костлявым пальцем и приказал страже схватить этого человека и запереть его в подземелье Святого Трибунала. Ночью старец спускается к Иисусу в темницу и говорит: «Это ты? Ты? – Но, не получая ответа, быстро прибавляет. – Не отвечай, молчи. Да и что бы ты мог сказать? Я слишком знаю, что ты скажешь. Да ты и права не имеешь ничего прибавлять к тому, что уже сказано тобой прежде. Зачем же ты пришел нам мешать? Ибо ты пришел нам мешать и сам это знаешь. Но, знаешь ли, что будет завтра? Я не знаю, кто ты, и знать не хочу: ты ли это, или только подобие его, но завтра же я осужу и сожгу тебя на костре, как злейшего из еретиков, и тот самый народ, который сегодня целовал твои ноги, завтра же по одному моему мановению бросится подгребать к твоему костру угли, знаешь ты это? Да, ты, может быть, это знаешь...» Старик ночью выпускает Иисуса из темницы.

Каждая церковь – камень на могиле Богочеловека:
ей непременно хочется, чтобы Он не воскрес снова.

Фридрих Ницше

КАЗАН – ТОРЖЕСТВО БОЖЕСТВЕННОГО НАД ДЕМОНИЧЕСКИМ

В первобытном обществе жертвоприношение было предметом торга с демоническими силами и богами. Именно с ними необходимо было обмениваться, и опаснее всего было не обмениваться. Но в то же время обмен с ними был наиболее легким и надежным. Точный смысл и цель жертвенного уничтожения – служить даром, который обязательно будет возмещен. Этот обмен между людьми и богами может осуществляться через магию колдунов и шаманов, или же священнослужителей, которые фактически действуют в качестве представителей духов, посредников в обмене дарами с божествами, или же люди сами организуют жертвоприношения. В любом случае договор остается в силе, поскольку человек хочет в обмен за свое малое «жертвоприношение» получить больше благ. Жертва – это разрушение границы между «священным» и «профанным», соприкосновение и слияние божественного с физическим. В жертву приносили самые разные вещи, но чаще животных. Когда-то это были тотемные животные или военнопленные, затем резали быков, баранов, кур и т.д., короче, то, что было под рукой.

Котел (казан) изначально служил в качестве жертвенного сосуда и, будучи связанным с сакральным обрядом, имел общественное предназначение, как родовой символ, вокруг которого собиралось племя или совет для исполнения обрядов. С казаном связывали благополучие племени, рода, а потому он выполнял символическую функцию. Простым сосудом для приготовления пищи он стал в очень позднее время, когда его первоначальный смысл утерялся в толще времени, но и тогда у татар он находился в центре очага, вокруг которого собиралась семья. Полный казан был показателем изобилия, выживания, продолжения рода.

Котел как родовой символ характерен для гуннов, затем прослеживается в Тюркском каганате, Золотой Орде и Казанском ханстве. У многих народов котел был связан с этническим происхождением. У славян совместно выпитая чаша символизировала верность, преданность друг другу. У кельтов котел был символом изобилия, неистощимым источником поддержания жизни, возрождения воинов для новой битвы, выполнял функцию ритуального сосуда, подтверждающего властные полномочия. У татар котел (казан) лишь по прошествии многих столетий превратился в простую посуду для приготовления пищи, но даже в этой своей функции он находился в центре домашнего очага.
У многих народов мира были сходные символы: чаша изобилия, святой Грааль, различные вазы, которые не всегда носили утилитарный характер, а, скорее, были украшением. Все эти совпадения не случайны, они имеют общий корень. В древней мифологии происхождение мира объясняли через образ «мирового яйца». Этот образ объяснял появление и строение мироздания, людей, функцию богов. «Мировое яйцо», естественно, стало символом плодородия, поскольку из него и рождается мир. В Египте обменивались раскрашенными яйцами как символом возрождения. Их подвешивали в египетских храмах. В «Книге мертвых» записано: «Оты – Ра, бог солнца, сущий в своем яйце, сияющий из своего круга, ты подымаешься на своем горизонте и сияешь подобно золоту над небом...» Египетские предания о начале мира толковались как отражение ежедневного явления восхода солнца. Первый акт творения начинается здесь с появления яйца, выплывающего из первобытных вод: из этого яйца рождается бог света Ра.

У русских яйца имеют тот же смысл, их до сих пор продолжают красить к Пасхе. У татар обряды, связанные со сбором яиц, были приурочены к Сабантую, но порой их называли праздником «красного яйца», иногда «царским праздником». Они опять-таки были связаны с плодородием. Марийцы проводят этот праздник до сева или в Петров день, удмурты – за неделю до Пасхи. Чуваши, собирая яйца, приговаривают:

Если нам не дадут яйца,
То (куры) будут слепыми.
Если нам дадут яйца,
То (их) куры в день три раза будут нестись.
Если нам пива не дадут,
То вытечет все пиво из бочки.
Если нам пиво подадут,
То оно будет в избытке.

Из «мирового яйца» может появиться котел, верхняя половина которого – небесный свод. Эта структура была обозначена в древних рунических письменах: «Когда было сотворено (или возникло) вверху голубое небо (и) внизу темная (бурая) земля, между обоими были сотворены сыны человеческие (т.е. люди)», – записано на памятнике в честь Кюль-тегина. На верхнем уровне в качестве высшего божества пребывает Тенгри – наиболее универсальное божество, источник энергии нашего мира. Он распределяет сроки жизни, он дарует каганам мудрость и власть, наказывает согрешивших против каганов. Рядом с Тенгри богиня Умай – символ плодородия, родительского начала. Она почиталась не менее, чем Тенгри. Атрибутами Верхнего мира были Солнце и Луна.

Удивительно, насколько мы плохо знаем происхождение названия города Казань и, тем не менее, подсознательно его связываем с котлом, но не просто котлом, как казаном, где готовят плов или лапшу, а КАЗАНом как символом, в котором готовится жертвенное мясо. У нас это существует подсознательно, в каждом из нас безотносительно национальной и религиозной принадлежности. Все важные решения, обряды совершались вокруг казана, и эта связь не утеряна, ибо он символически связан с жертвоприношением, а человеку нужно чем-то жертвовать, чтобы божественное торжествовало над демоническим.

Небо синее – в цветке,
В горстке праха – бесконечность;
Целый мир держать в руке,
В каждом миге видеть вечность.

Темной ночью и чуть свет
Люди явятся на свет.
Люди явятся на свет,
А вокруг ночная тьма.
И одних – ждет Счастья свет,
А других – Несчастья тьма.
Если б мы глядели глазом,
То во лжи погряз бы разум.
Глаз во тьму глядит, глаз во тьму скользит,
А душа меж тем в бликах света спит.
Тем, кто странствует в ночи,
Светят Господа лучи.
К тем, кто в странах дня живет,
Богочеловек грядет.


Уильям Блейк. Изречение невинности

Рафаэль Хакимов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (32) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • noname
    3.08.2013 10:08

    Глубоко, проникновенно, мудро! Спасибо уважаемый Р. С.!

  • Анонимно
    3.08.2013 10:30

    Что определяет следование моральным признакам, страх или любовь. Любовь внутри нас, страх внешний фактор. Закон можно истолковывать неоднозначно, моральная норма не позволяет это делать. Если ее нарушить совесть замучает, если нарушишь закон, власть накажет. Один и тот же молодой человек в своем авыле примерный малай, он же попав в город, где нет бабаев, он "работает локтями" нарушает принятые нормы морали. Согласен с автором, что любовь важнейший принцип морали. И религия возникла, когда дикие народы поняли, что жить по-прежнему нельзя. Беседовал с одним умным человеком, последователем учения Бахай-уллы, он тоже утверждает, что любовь должна восторжествовать, иначе так дальше жить нельзя.

  • Анонимно
    3.08.2013 11:29

    "мы стремимся к божественному, но живем буднями"... Мир, в котором мы живем многообразен, многолик. Я - человек- пришел в этот мир чистым душой, умом и познаниями -голый абсолютно. А вокруг уже стоят и шумят- (страшно!)- ДЕРЕВЬЯ, а шумят они от ВЕТРА, холодящего или обжигающего -(страшно!), а под деревьями ходят живые существа: мохнатые, зубатые, хвостатые, клыкастые и рычащие (страшно!), а еще, - похожие на меня, такие же голые (почти, - они прикрыты шкурами тех самых зубатых и хвостатых) Страшно? Я уже подключаю мозг: если шкуры страшных клыкастых - на голых и незащищенных, значит, кто сильнее, к кому примкнуть, чтобы отодвинуть этот болезненный первобытный страх, заставляющий содрогаться все твое существо. Жизнь началась, я - человек- учусь у нее, познаю ее, приспосабливаюсь, выживаю, ищу и нахожу свою НИШУ в ней - через первобытный, неистребимый СТРАХ, на каждом шагу сталкиваясь с ним: ой, вчера я об этот камень споткнулся, ударился - больно, сегодня я страхе обойду его, меня тигр чуть не загрыз, я тот камень подниму - и в морду этому тигру брошу, ВОДА (!) - вкусная, освежает, жажду утоляет, но поскользнувшись, я падаю в воду и едва не тону в ней. Ой! почему все живое несется куда-то рыча, крича и стеная? Что-то, дышащее теплом (ой, нет! - жаром) преследует страдальцев. ОГОНЬ! Теперь я знаю, что это такое, потому что больно, потому что горячо, потому что...пахнет вкусно. Мясом. И я стараюсь овладеть этим огнем, сохранить его, я учусь извлекать его. Детская кричалка: солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья! Теперь я знаю это. Потому что - будни, потому что - борьба, потому что - преодоление, потому что, выживает сильнейший. И через тысячи лет эволюции, развития, преобразования, я - человек, я животное, и самое сильное чувство во мне - страх: потерять близких, потерять работу, потерять любимого (ую), а, значит, остаться одиноким и незащищенным (страшно), остаться голодным (страшно), остаться без ДУШЕВНОГО ТЕПЛА - БЕЗ ЛЮБВИ (страшно) - это будни. НО! Мы нуждаемся в ДУХОВНОСТИ, она спасает нас от смятения, растерянности, страха в трудный час, мы нуждаемся в ЛЮБВИ: к женщине / мужчине, она, - подогреваемая гормонами, окрыляет нас, она толкает нас на безрассудные или геройские поступки, к матери, она - согревает нас и делает благороднее, снисходительнее, добрее, ЧЕЛОВЕЧНЕЕ - это главный отличительный фактор меня - человека, от всей животной массы. И вот с ЛЮБОВЬЮ, ДОБРОТОЙ внутри меня зарождается ... БОГ! Коран, Евангелие - атрибуты, носители высшего ЗНАНИЯ, в котором я , как человек, тоже нуждаюсь, чтобы не тыкаться носом, как слепой котенок, ища мамкину сиську или блюдце с молоком, а ОСОЗНАННО, получив знание из этих великих источников. Если попробовать представить Бога в чистом виде ( не, как человека, там, или другого привычного земного образа, а - виртуально), то придется сначала, как шелуху лука, снять слои: ритуалов отправления молитвы, ритуалов жертвоприношения, атрибутики одеяний, межличностных, межполовых отношений, чтобы осталось одно - ЛЮБОВЬ. К противоположному полу, к матери, к детям, к своим соплеменникам, а значит, к БОГУ, а значит это и есть БОГ. Вот к чему мы должны стремиться и, да, молиться, если это помогает: в радостные ли моменты, в минуты горя, отчаянья, растерянности, чтобы получить ответ на вопрос ПОЧЕМУ и КАК БЫТЬ, чтобы получить вдохновение, заряд бодрости, чтобы почувствовать, что ты -человек - НЕ ОДИНОК. От меньшего- к большему, от прозы - к вдохновению, от земли да - к небу, ОТ БУДНЕЙ - К БОЖЕСТВЕННОМУ. Жизнь одна, и надо УСПЕТЬ РАЗОБРАВШИСЬ в ней, ВЫБРАТЬ ОДНУ, самую лучшую, самую правильную, самую БОЖЕСТВЕННУЮ ДОРОГУ. А, чужие Ролексы, бриллианты , Роллс Ройсы - это камень "преткновения", об который можно, споткнувшись удариться, или который можно ИСПОЛЬЗОВАТЬ... По ходу...

  • Анонимно
    3.08.2013 14:06

    Хакимов все хочет объяснить человеческой логикой , доступной его разуму (Хакимова). Но в данном вопросе есть более высшие понятия, недоступные разуму Хакимова.

    • Анонимно
      3.08.2013 14:50

      14:06 Поведайте нам о них, если вы их знаете.

      • Анонимно
        3.08.2013 15:48

        Нет уважаемый, это большой большой секрет. Обладание им и делает его носителей, людей с большим самомнением и Эго, некой кастой. Хакимов назвал их клерикалами. Много их среди сектантов.

  • Анонимно
    3.08.2013 15:37

    "Поведайте нам о них". Обратитесь к Аллаху.

    • Анонимно
      3.08.2013 19:11

      Пожалуйста напишите личную электронку Аллаха,я хочу обратится на прямую к нему без всяких клерикалов и мулл!

  • Анонимно
    3.08.2013 18:28

    Жертвоприношение Всевышнему - убрать своё "Я", своё "эго", умалиться и исполнять Его Волю. Она говориться очень тихо в самом сердце человека голосом совести. Каждому на своём месте поступать по совести каждое мгновение: чиновнику, доярке, продавцу, врачу, учителю, родителям, детям... И всё.

  • Анонимно
    3.08.2013 20:09

    Хакимову спасибо за статью! Можно с чем то соглашаться или нет, но одно точно - это поиски человека, неравнодушного к себе и обществу.

  • Анонимно
    3.08.2013 21:40

    Спасибо Вам! Особенно за Коран и Евангелие от Иисуса.

  • Анонимно
    3.08.2013 22:36

    Спасибо автору комента 11.29. Особенно за Коран и Евангелие от Иисуса. Также, статья Р. Хакимова очень позновательна и нужная. Сон Ибрагима похож на сон Савла( ап.Павла). Но за критику сна Савла, Льва Толстого отлучили от церкви. Боюсь и Р. Хакимову преподнесут неприятности "знахари".

  • Анонимно
    4.08.2013 00:41

    Для чего человек придумал сначала множество богов, а потом решил, что одного бога достаточно? Но куда девать, как объяснить, то «зло», что творит человек?А ведь, все было просто. Множество богов, каждый из них отвечал за что-то свое, а человек подходил утилитарно ко всему и молился тому богу, который был ему нужен сейчас. Надо было воевать, шел и молил бога войны, чтобы он дал возможность убить как можно больше врагов. И не надо было оправдываться, когда вырезали всех противников от мала до велика. Шел на охоту, нужен был свой бог. Еды не хватало, плодородных земель, пастбищ тоже, а кушать хотелось всем. Приносили в жертву богам и своих, чтобы следующий год был урожайным, и была возможность накормить всех. Так человек регулировал свою численность. Воевал, убивал врагов, убивал и своих. Встав на ноги и овладев орудиями труда, он стал недосягаем для своих естественных врагов. Хищники сами становились его добычей. Но в таких условиях естественная среда обитания не могла прокормить растущую в геометрической прогрессии популяцию человеческих особей. Нужен был регулятор численности. Сам человек и взял это на себя, так войны стали тем регулятором популяции населения, когда выживают не сильнейшие и не умнейшие, а те, кого отметил бог. Уже потом в этом племени появляются и сильные, и умные, а те, кого убили, уже не смогут ответить на вопрос, кто из них был кем. Но вот вопрос, а знают ли это те, кто оказался любимцем богов? Сложно было понять, какой бог их спас, а кто замыслил их погубить. Тогда все стало проще, когда за все хорошее стал отвечать один бог, а вот за все плохое. Тут как-то слово бог не подходил, решили – дьявол. Вот он будет тем, кто ответственен за зло. Вот с тех пор, те народы, которые решили упростить себе религиозные вопросы, и живут тем, что за все правильное в человеке и в его поступках видится один бог, а все то, что как то его не красит, видят козни дьявола. Так как же объяснить то, что и в священный месяц Рамадан одни, поклоняющиеся в единого бога – Аллаха с большим усердием, со словами на устах «Аллах Акбар» уничтожают своих же единоверцев, считая их вероотступниками, не достоянными жить. Не надо удивляться, такое среди верующих сплошь и рядом. Одни христиане с очень большим усердием уничтожали других, за неправильную веру. Сложнее с теми, кто все-таки еще не стал отвергать своих богов. Когда их много, то и трудно обвинить в то, что один бог правильный, а другой нет. Ведь здесь все боги составляют единый ансамбль. Человек поклоняется одному, а другой в тот же момент будет молиться другому. А завтра все будет наоборот. И это удобно. И не надо убивать за то, что поклоняешься другому богу. Но и развития нет, популяция растет, и только внешний регулятор может как-то повлиять на популяцию. Думаю, что нетрудно догадаться о каких народах идет речь. Но и тут стали возникать проблемы, хотя пока еще не столь явные. Ведь корень всех проблем не изменился, всё же лежит в одном, в регулировании популяции населения, чтобы всем не умереть с голода. Если в Сирии или в Египте не хватает хлеба, чтобы прокормить население, то вспоминают о различии в веровании. Ведь надо же как-то делиться, чтобы одни могли есть, а других в расход, если нет другого выхода. А какой выход при таком росте населения и отсутствии в достаточном количестве хлеба? Если бы были еще какие-то ресурсы, чтобы обменять их на хлеб. Но. И не надо мудрить, искать какие-то сложные игры бога и дьявола, в любом случае мы столкнемся с такой проблемой. И это не за горами для всех, и это не будет зависеть - какой месяц на дворе, и какому богу поклоняемся. Они все одинаковы, требуют жертв. И вряд ли удастся откупиться только барашком в скором будущем. Спящий пророк.

  • Анонимно
    4.08.2013 09:07

    Боюсь лишнего больше, о том что верой спекулируют в угоду территориальных интересов согласяться многие, это происходит из-за необразованности масс, а во стальном комментировать, что предписано Аллахом Субхана ва Тагаля в таком контексте для меня не понятно, а о предвнесении Ислама?! Проситься прямо договорить Кем, и расширить причины. Допустим Христианство принято правителем для укрепления власти. Цивилизованность в каком контексте?! Пиджак, рубашка, галстук ?!

  • Анонимно
    4.08.2013 11:02

    //Рафаэль Хакимов: «Мы стремимся к божественному, но живем буднями»// - В огороде - бузина, а в Киеве - дядька. Даже самый набожный человек вынужден жить буднями. Помнится, Рафаил-эфенди сетовал, что пятикратный намаз мешает строить камазы и вертолеты. А тут на тебе, призывает отречься от буден и предаться божественному. Когда человек, словно слаломист закладывает виражи между христианством и Исламом, обнаруживая полное непонимание метафизики религии, тогда он и предстает перед публикой в своей законченной атеистической наготе, подготовленной большой школой научного коммунизма. Вот он пытается развенчать коранический сюжет о пророке Ибрагиме и его сыне Исмаиле, дескать, "Взаимоисключающие требования Аллаха не могут породить какую-либо деятельность, кроме разочарования". А почему это должно порождать какую-то деятельность? И разве разочарование - это деятельность? Вот такая нечеткость и неряшливость в мыслях мешает продраться сквозь умозрительные заросли хакимовских построений. Ведь сам пишет, что до прихода пророка Мухаммеда арабы пребывали в дикости, практиковали человеческие жертвоприношения. Стало быть у них тогда еще не было того, о чем он пишет ниже: "Этическое как всеобщее обязательно для всех и каждого. Над этическими нормами нет никаких высших целей, которым бы оно подчинялось". Они ведь еще не овладели тогда марксистско-ленинской этикой, к сожалению. И вот этот коранический сюжет с Ибрагимом и его сыном Исмаилом имел настолько мощный эффект, что народ, пребывавший в дикости, отказался от человеческих жертвоприношений, уверовав в Аллаха и его вероучение. В этом как раз и можно видеть метафизическую составляющую и силу вероучения Ислама. Если ты уверовал в Аллаха ты воспринимаешь его сердцем (калеб), а не умозрительно. Тем более, что умозрительные построения не избавляют сомневающихся от логических ошибок типа: " Поэтому этические нормы и воспринимаются как религиозные заповеди". Нет же, не возникли этические нормы атеистов прежде религиозных заповедей. Это они уже позже, отринув религиозную составляющую моральных заповедей, выстроили для себя этические нормы. Говорят, когда в 60-е годы КПСС принял "Моральный кодекс строителей коммунизма", кто-то из православных иерархов воскликнул: "Так ведь это наше Евангелие!".

  • Анонимно
    4.08.2013 13:57

    Статья- топливо под "казан" невежества перед праздниками!

  • Анонимно
    4.08.2013 15:36

    Хакимова тянет и тянет к тому, к чему его не должно тянуть вообще - к теме, где он полный профан и невежа: к исламской тематике. Мой совет Хакимову: займись очередной своей иконой - это твой потолок.

    • Анонимно
      5.08.2013 12:39

      "Невежда" вы хотели сказать?)))

    • Анонимно
      5.08.2013 23:59

      профан и невежда - это тот кто пишет подобные комментарии и не первый раз.Не читайте, если не нравится. Не похоже, что у вас хватит просто слов ,чтобы выразить что-то вразумительное на любую тему. Для этого необходимо хорошее образование (по крайней мере)и возможность излагать грамотно свои мысли (если они есть), уметь оппонировать, а не изображать священную корову.

  • Ветер
    4.08.2013 17:01

    Расшатать вековые догмы, расшевелить носителей средневековых норм, посеять зерна сомнений. Промежуточный этап для Архитектора. Священописатели предвидели свободное толкование священнописаний и придумали иджтихад. В узком смысле это владение методикой интерпретации ислама. Шаг продуманный. Чтобы не допустить пытливые умы с критическим восприятием к столь важной машине пропаганды религиозной мысли. В основе приверженности Исламу предками современных татар лежит прагматичная необходимость. Нравы времен средневековья предписывали сдерживать безудержную распущенность первобытных животных инстинктов. Ислам стал ответом исторической эпохи на базовые начала человека, врожденные демонические архетипы. Кстати расцвет Золотой Орды как международной торговой транзитной зоны пришелся на период Узбек хана, официально принявшего Ислам. Стабильность обеспечила хороший задел на тот период истории. Но все течет, все изменяется. Новые вызовы времени предписывали смысловой выход из Средневековья, который затянулся. О чем и толкует Рафаэль Сибгатович, подходя к этому вопросу неординарно и творчески.

    • Анонимно
      4.08.2013 22:09

      //О чем и толкует Рафаэль Сибгатович, подходя к этому вопросу неординарно и творчески// - К сожалению, все его неординарное творчество сводится к жалким попыткам ниспровергнуть вероучение Ислама, благодаря которой возникла великая мусульманская цивилизация, объединяющая сегодня полтора миллиарда человек. Одно дело - предлагать новые пути развития, оставаясь в рамках вероучения Ислама; другое дело - подвергать все и вся разнузданной хуле с позиции воинствующего по сути атеиста, чье мурло проглядывает из всех опусов нашего новоявленного "богослова". У татар есть поговорка "кысыр да булсын, буаз да булсын" ( по-русски это звучит, примерно, как "быть на сносях, оставаясь девственницей"), которая очень подходит к ситуации "теолога-атеиста".

      • Ветер
        5.08.2013 15:15

        Не стоит переходить на личности. Оскорбления не красят ни мусульман, ни атеистов. Следует совместно глубоко разобраться в предмете вопроса. Концептуально Хакимов в своих публикациях развернул свое отношение по текущей проблематике. Для понимания важной сути написанного потребуется кропотливый анализ. Эмоции следует отложить в сторону. Ортодоксальный подход не всегда приводит к ожидаемым последствиям. Если сегодня не изменить вектор, то цивилизационное столкновение по С.Хангтинтону не избежать. Прозорливый Рафаэль Сибгатович вероятно предвидит и это. Он скоростью мысли в своих работах забегает за горизонт, давая пищу для размышлений не всегда благодарной публике. Кто-то искренне заблуждается, кому-то поручено заблуждаться. Желающих проникнуть в сокровенную суть незаметно.Посмотрите широко, на каком уровне развития находятся мусульманские страны, что происходит в некоторых из них прямо сейчас. Вот небольшая цитата: «Театр войны в Сирии и Египте напоминает игры с дьяволом в священный месяц Рамадан – одни мусульмане приносят в жертву других мусульман сразу же после пятничной молитвы, а затем идут на ифтар с кличем: «Аллах акбар!» Соседние мусульманские страны не оставляют в беде своих собратьев, помогают кто оружием, кто деньгами, кто людьми. Мир напряженно ждет: в какой мусульманской стране еще вспыхнет резня.»

        • Анонимно
          5.08.2013 23:21

          Не стоит ветру раздувать пургу и надувать мыльные пузыри пустых словес. Если ипташ Хакимов достиг каких-либо концептуальных вершин, то изложите их тут, что называется. на пальцах, в двух трех предложениях. А то я, сколько не вчитываюсь в его тексты, ничего кроме словоблудия не нахожу. Тут в посте от 04.08.2013 11:02 произвели краткий разбор его теологических полетов. Там запросто и убедительно указали массу ошибок и передёргиваний в потугах Хакимова раскритиковать коранический сюжет о пророке Ибрагиме и его сыне Исмаиле. И это еще только навскидку, так сказать, выстрел. За какие такие горизонты заглядывает наш самодеятельный "пророк", никак не возьму в толк. Одно могу сказать не колеблясь: с точки зрения Ислама - это ересь. Ведь мы, мусульмане, фаталисты, и исходим из принципа "На все воля Аллаха!". Так что не надо нас стращать Хантингтоном и его "столкновением цивилизаций". Вы тут упомянули даже священный месяц Рамадан, правда, как раз в том контексте, в котором я и вижу проявление божьей воли. А вот г-н Хакимов мог бы и воздержаться в Рамазан от своих богохульных упражнений, это бы ему зачлось в плюс от благодарных соплеменников. Не удержались Вы и от расхожих мантр о том, какие плохие мусульмане и отсталые их страны. Не вижу необходимости оспаривать пошлости и банальности противников Ислама. Время все расставит по своим местам. На все воля Аллаха!

          • Ветер
            6.08.2013 11:26

            Господин Эксперт по мыльным пузырям пустых словес. Метеостанции заблаговременно предупреждают о приближении Ветра. Но фаталистам не стоит об этом беспокоиться. И искать священный грааль в трех предложениях, на пальцах. Они уповают не неотвратимость судьбы. Если не находите ничего кроме словоблудия, значит вы не на своем месте. Эшлерегез унышлы булсын.

  • Анонимно
    4.08.2013 17:04

    Читая статьи Хакимова, я вспомнил Гарифа Губая, который своим "Корьан серляре" получил проклятие своих современников. Даже во времена оголтелого атеизма его книга оказалась настолько циничной и антиисламской, что вверг в шок даже видавших виды атеистов. Хакимов решил переплюнуть Г.Губая. Но не получится. В отличие от Г.Губая, Хакимов выглядет слишком дилетантом. Тот как ни как учился в медресе. Но с цинизмом и ненавистью к Исламу у того и другого в полном порядке.Удивляет только одно у Г.Губая скорее всего это был социальный заказ. У у Хакимова что? Неужели в своих внутренних убеждениях он так низко пал?

  • Анонимно
    5.08.2013 04:04

    Маммона — Мамона, маммон: Божество у древних сирийцев, олицетворявшее богатство, земные блага.[1] Богатство, пожитки, земные сокровища.[2] Мамуна демоническое существо, бес; фантастический зверь, который обитает под землей.[3] Персонаж Потерянного Рая… … Википедия//http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_bible/2502/Маммона#sel=Между прочим, Коран и его сюжеты чрезвычайно актуальны и сегодня. Просто нам не хватает интеллектуальных усилий для их осмысливания, что, в общем-то, обязательно для мусульман (впрочем, как и для тех, кто пытается их поучать). Смею утверждать, что и сегодня немало наших современников, одержимых гордыней, тщеславием и самомнением, в буквальном смысле приносят своих детей в жертву языческому богу Маммоне. Вот некий папаша, исходя из собственного тщеславия (дескать, чем мы хуже других!) покупает сыну дорогой и сверхскоростной автомобиль, а любимое чадо, превысив скорость, разбивается насмерть. Будь они богобоязненные мусульмане, подавили бы свое тщеславие напрочь, а ездили бы на велосипеде и общественном транспорте. А это свело бы вероятность гибели на дороге к нулю (или почти нулю). Воистину "АЛЛАХУ НЕ УГОДНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВЫ. ОСОБЕННО ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЕТ О ДЕТЯХ". Но некоторые вместо того, чтобы бороться со своими демонами, предпочитают с ними договариваться. В такой игре они всегда будут проигравшими.

  • Анонимно
    5.08.2013 07:55

    Воистину, Хакимов - воинствующий атеист.

  • Анонимно
    5.08.2013 08:44

    astagfirullah

  • Анонимно
    5.08.2013 09:07

    С нетерпением жду статью о современном состоянии татарского языка,культуры и будущего нашей нации,т.е. тех вопросов к которым Хакимов непосредственно имел отношение. Но причём тут религиозные вопросы и бывший работник ОБКОМА? Это вопрос к форумчанам БО. Я пойму и приму критику Хакимова в отношении марксизма,ленинизма и др.потому что он изучал эти труды на довольно высоком уровне. Давйте подождём статьи где он был участником событий и как я писал ранее ОБЯЗАТЕЛЬНО с указанием имён местных политиков,а не ссылки на средневековых мыслителей в его предыдущих статьях.

    • Анонимно
      5.08.2013 13:41

      Вот точно. Пусть расскажет о том, чем занимался, а не о том, чего никогда не видел.В подробностях пусть опишет, чем они занимались последние 20 лет, назовет пофамильно героев своего времени и что конкретно каждый из них сделал для своего народа, а не для своих детей и себя. И какие по его предположениям перспективы у татарского народа после их короткого, но ощень эффективного периода правления.

  • Анонимно
    6.08.2013 09:40

    Будни интеллигентного человека, историка, могут заключаться в сохранении божественного культурного наследия. Ильдар Ханов, подвижник, талантливый Художник взял на себя миссию объединения конфессий. Примирение необходимо тем, кто агрессивен, тем кто заблуждается. Путь добра и справедливости в этом божественном наследии.Слово институту истории РТ. Нужна оценка исторической и государственной значимости объекта.

  • Анонимно
    6.08.2013 14:58

    Мой пятилетний сын как-то выдал очередной перл: "Мы живем беспечно, но духовно". Он, оказывается, имел в виду, что у нас дома нет печки, но зато есть газовая плита с духовкой. Заголовок данной статьи напомнил мне чудесное высказывание малолетнего мудреца.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль