Общество 
4.08.2013

Лада Лабзина: «Казань нельзя не считать музыкальным городом»

IMG_5910.jpg

«КРУГ ОРГАНИСТОВ УЗОК»

- Лада Владимировна, на сайте Мариинского театра есть сообщение о вашем концерте в новом сезоне…

- Да, я буду там выступать, это новая концертная сцена Мариинки, там стоит новый орган, и там мне предстоит играть.

- Согласитесь, это не совсем обычно: органист из Казани едет на гастроли в Санкт-Петербург. Чаще бывает наоборот.

- Это было их предложение, Мариинский театр расширился, и увеличилось количество концертирующих там артистов. С Санкт-Петербургом у меня тесное сотрудничество. Я часто выступаю в капелле имени Михаила Глинки и выступаю там не раз в год, а даю концерты часто. Играю и сольные концерты, и с оркестром. В следующем сезоне эти поездки будут продолжаться. Наша профессия уникальная, и круг органистов узок.

- В Казани мы в основном знаем Рубина Абдуллина и вас. Почему так мало музыкантов играют на органе?

- Я бы не сказала, что нас только двое. В первую очередь, в Казани есть база. Есть органная школа, есть органная кафедра в консерватории. К нам со всей страны едут люди, часто уже с высшим образованием, потому что профессия органиста, она не детская, надо быть зрелым человеком. Едут к нам от Ханты-Мансийска до Уфы и Саратова, они приезжают к нам в консерваторию и учатся здесь. А потом уезжают. Органист – штучный товар, мы не берем на кафедру много народа. Но пианисты тоже знакомятся с органом, у них есть ознакомительный курс. Кто-то из них потом у нас остается, но далеко не многие. Кстати, органный зал, как вы знаете, есть и в Набережных Челнах, там работает моя ученица, позже она окончила аспирантуру у Рубина Абдуллина, это Ильсияр Сулейманова.

- В чем идеологическая разница между роялем и органом?

- Органист изначально просветитель. Орган – это история музыки. Он древнее, чем рояль. Органу более тысячи лет.

- Вы всю жизнь мечтали стать органисткой?

- В 9 лет я точно решила, что буду музыкантом, когда в 16 лет в Казани, в концертном зале, я впервые услышала орган, у меня было потрясение. Потом в консерватории, куда я поступила в класс фортепиано, у меня были амбициозные планы, но судьба меня привела к органу, одна аспирантка попросила меня ассистировать ей. Я слушала ее игру и думала: «Почему она это играет? Это же моя музыка!»

p_F.jpg

«РОССИЙСКАЯ ШКОЛА ОРГАНА СВЕТСКАЯ»

- Большое количество сочинений для органа – это церковная музыка. Насколько важно органисту быть верующим человеком?

- За рубежом специальность называется «церковный органист». В бывшем СССР наша профессия возникла из-за того, что начали появляться инструменты. В городах, где были большие филармонии, начали устанавливать органы. Появилась необходимость в таких музыкантах. Школа базировалась в Москве и Санкт-Петербурге.

- В СССР любители органа ездили его слушать в Ригу, в Домский собор.

- Естественно, но жизнь подсказала, что раз инструмент появляется в Тюмени или Иркутске, то кто-то там должен начать играть на органе. Наша органная школа не стоит на религиозной основе, но мы не отвергаем этот огромный пласт духовной культуры с его своеобразной стилистикой. Безусловно, что мы должны вникать в эту идеологию, изучая то или иное произведение, если в нем есть религиозная составляющая, мы имеем ее в виду, потому что органист, он еще и исследователь, и историк, и аналитик. Он должен не просто сесть и исполнить органную музыку, еще и осмыслить ее. Российское органное концертное исполнительство более светское. Кто-то приходит к нам в зал в первый и последний раз, послушал, понял, что органная музыка не его, и больше не придет. Но зато потом будет говорить: «Я слушал орган!» А есть люди, которые будут приходить и приходить.

- Насколько востребованы органные концерты в Казани?

- У нас хорошая заполняемость зала. Мы делаем три направления органного исполнительства. Это детское, есть такой абонемент – «Сказки органного королевства». В прошлом году вместо четырех концертов мы продали восемь. На каждом концерте был аншлаг, и мы программу дублировали. Есть направление, которое называется «Органная ассамблея», в нем участвуют казанские органисты и те, кто имеет отношения к казанской органной школе, а их очень много. Кто-то здесь учился, кто-то совершенствовал свое мастерство. Еще один наш цикл – это «Музыка соборов мира». Мы приглашаем для участия в этом цикле органистов разных стран, которые привозят программы со своим национальным элементом. Кто-то импровизирует, кто-то показывает музыку своей страны. Эти концерты проходят у нас с февраля при очень хорошей заполняемости зала и хорошем резонансе. В сентябре мы откроем этим циклом новый концертный сезон, в Казань впервые приедет американский органист Джеймс Хигдон – один из лучших органистов США. Так что мы познакомимся еще и с американской органной музыкой.

- Лада, насколько я знаю, вы концертировали даже на Шпицбергене?

- Да, занесло меня! Я играла в маленькой норвежской кирхе Лонгиербиюена, это было два года назад, в конце июня. На Шпицбергене есть российская компания, которая занимает 250 километров. Она добывает уголь. Эта компания была организатором наших гастролей. Там проходил фестиваль памяти Микаэла Таривердиева. А я в свое время была победительницей второго международного конкурса имени этого композитора, это был органный конкурс. Я дружу с Верой Колосовой-Таривердиевой, вдовой композитора, она ведет огромное количество проектов, где объединяет людей разных музыкальных специальностей, она пригласила меня на Шпицберген. Я там играла и Таривердиева, и Баха, была членом большой команды, поехавшей на этот фестиваль. Мы дали там три концерта.

IMG_5906.jpg

«НАШИ АБОНЕМЕНТЫ ХОРОШО РАСКУПАЮТСЯ»

- В БКЗ имени Салиха Сайдашева вы еще и курируете концертную деятельность. Как строится концертная деятельность зала, у которого сейчас нет своего оркестра?

- У зала есть свой хор, свой квартет. У нас нет своего органа, он принадлежит консерватории, но мы находим общий язык с консерваторией и проводим совместные концерты. У нас есть возможность приглашать оркестры, например, «Новую музыку» или La Primavera, они принимают участие в наших абонементных концертах. Все зависит от того, что мы хотим.

- Как раскупаются абонементы?

- Хорошо раскупаются. Например, абонемент «Музыка при свечах» собирает полные залы. Мы даем слушателю возможность выбора, люди находят концерты по душе.

- Вы полагаете, что Казань – музыкальный город?

- Сказать, что он немузыкальный, было бы неправильно. Здесь выстроенная музыкальная инфраструктура: огромное количество музыкальных школ, спецшкола, музыкальный колледж, консерватория, университет культуры, оперный театр, концертный зал, ГСО РТ, оркестр народных инструментов.

- У вас есть какой-то план по заполняемости зала?

- Мы перешли на государственное задание, его дает нам наш учредитель – минкульт РТ, мы рассчитываем свои силы и планируем концерты. Задание мы выполняем.

- Но прибыль у вас есть?

- Есть.

- Чем будете удивлять в будущем сезоне?

- Продолжится джазовое направление, и в будущем году это будет не только Даниил Крамер, но и Полина Зизак – участница шоу «Голос». Еще с ним приедет солистка оркестра Олега Лундстрема Арминэ Саркисян. Ждем мультиинструменталиста Аркадия Шилклопера, он приедет с американским пианистом Вадимом Неселовским, выходцем из России, они представят свой последний диск. Самое главное, чем мы хотим удивить – это хорошее качество музыки и качественное ее исполнение.

Справка

Лада Лабзина родилась в Казани, окончила Казанскую государственную консерваторию, стажировалась у Рубина Абдуллина, была участницей многих европейских мастер-классов, стажировалась во Фрейбурге в высшей школе музыки. Победитель многих международных конкурсов. Помимо концертной деятельности преподает в консерватории на кафедре органа.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (2) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    4.08.2013 14:47

    Органистов мало, а женщин - органисток ещё меньше,особенно имеющих удачную карьеру в исполнительской деятельности.Орган - настолько масштабный инструмент, что иногда думаешь, а с какой стороны к нему подойти? Несомненно,нужно обладать особой смелостью и силой характера, чтобы посвятить себя этому королю-инструментов!Радует тот факт, что с появлением нового органа в Казани, интерес публики к этому инструменту вырос, а БКЗ им.С.Сайдашева в свою очередь предлагает интересные программы посвященные истории органа,музыке,написанной для этого инструмента или музыке, исполняемой при участии этого инструмента.Бессмысленно сравнивать между собой музыкальные инструменты и задаваться вопросом какой из них несёт в себе более глубокое идеологическое содержание.Музыкальное искусство - это отражение внутреннего мира человека. Сначала композитора, а потом исполнителей. И тот исполнитель,который смог растревожить духовный потенциал слушателя,тот и приблизился к высокому искусству, тот и является проводником высокой идеи независимо от того играет он на органе, рояле,скрипке или аккордеоне. Республика Татарстан может гордиться своими музыкантами,которые самозабвенно служат своему искусству. Одной из них является Заслуженная артистка РТ, органистка Лада Лабзина. Желаю ей дальнейших творческих успехов!

  • Анонимно
    9.08.2013 08:45

    Органная школа стоит именно на религиозной основе, на христианской. Исторически так.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль