Общество 
17.08.2013

Татарский «Селигер»-2013: про и контра

image_.jpg
Когда видишь на фото сотни и сотни молодых ребят, находящихся в экстазе, начинаешь задумываться, а чем «Сәләт» отличается от «Нью Эйджа»?

«ПРИЕЗЖАЙТЕ, САМИ ВСЕ УВИДИТЕ!»

Форум «Сәләт» оказался далеко не рядовым событием, достаточно сказать, что за 6 дней его посетили президент РТ Рустам Минниханов, вице-премьер РТ, министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов, министр по делам молодежи, спорта и туризма Рафис Бурганов, председатель комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валиев, председатель Совета татарской национально-культурной автономии Илдар Гильмутдинов, магистр игры «Что? Где? Когда?» Максим Поташев и другие официальные лица и знаменитости.

Не удивительно, что в народе про «Сәләт» говорят разное: что это место отдыха детей элиты, чиновников, что обычному школьнику туда не попасть, бытует также мнение, что это обычный бизнес-проект определенного круга людей. Когда мы об этом рассказали генеральному директору Татарского республиканского молодежного общественного фонда «Сәләт» Джавдету Сулейманову, он ответил: «Приезжайте, сами своими глазами все увидите!» Корреспондент «БИЗНЕС Online» решил воспользоваться этим предложением и несколько ночей провел в палатке, ел из одного котелка вместе со всеми участниками и принимал активное участие во всех мероприятиях форума.

«Сәләт» с татарского переводится как «талант», «способность». Лагерей в Татарстане много, но фишка «Сәләт» в том, что они позиционируют себя как площадка, помогающая раскрыть и развить личностные качества одаренных детей. Палаточный лагерь расположился на поле рядом со Святым ключом поселка Билярск Алексеевского района. В лагерь попасть непросто, чужой без приглашения и без сопровождения пройти на территорию не сможет. Гостей заранее записывают и каждого встречают. За порядком следят десятки полицейских, круглосуточно дежурят скорая помощь, сотрудники МЧС.

– В первые дни заезда мы приняли 970 детей, кроме этого у нас большая армия волонтеров, айдаманов (в переводе с татарского – вожатые) поваров, обслуживающего персонала, – рассказал Сулейманов, знакомя нас с лагерем. – Вчера встречали ребят из Лиги студентов, 400 человек расположились отдельным палаточным лагерем. Здесь в ряд идут палатки из лагерей «Сәләт Раушан», «Сәләт Фәнсар», «Сәләт Рухият», «Сәләт Бөгелмә», «Сәләт Саба», «Сәләт Батыр» и т.д. Всего таких лагерей 17. Все они в течение лета работали по своему профилю, на форум мы съезжаемся, чтобы показать себя друг другу, подытожить работу с одаренными детьми за весь год. Раньше у нас был вместо этого фестиваль, в прошлом году нашли такой формат встречи, он более удобен, интересен. Благодаря поддержке Рустама Нургалевича Миниханнова наше мероприятие приобрело статус международной образовательной площадки. Здесь каждый может обучиться чему-то и обучать других. Форум объединяет в себе и отдых, и образовательную систему.

Сулейманов также отметил, что они с каждым годом расширяются, поскольку желающих попасть в лагерь все больше и больше. Наши лагеря проводятся не только в Татарстане, филиалы «Сәләт» работают в Башкортостане и Чувашии. В этом году на форум также приехали татары из ОАЭ, Австралии, Китая.

potashev.jpg
Максим Поташев: "Проводить аналог с "Селигером" я бы не стал."

«5 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК – И ВСЕ ТАТАРЫ, ЭТО ЗДОРОВО!»

В лагере жизнь кипит круглосуточно. По середине лагеря – сцена. С раннего утра до поздней ночи на ней идут или репетиции, или выступления. В этом году заработали радио и ТВ «Сәләт». Сюда приезжают отдыхать семьями, и для маленьких детей в этом году организовали отдельный шатер «Бәләкәч». Есть своя библиотека, IT-лаборатория. На территории лагеря установлены шатры, это своего рода рабочие лаборатории, аудитории для мастер-классов, проведения тренингов, публичных лекций. В этом году публичную лекцию в числе прочих провел и магистр игры «Что? Где? Когда?» Максим Поташев.

– Масштаб впечатляет, здорово развернулись, природа великолепная, – поделился впечатлениями с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Поташев. – В прошлом году сюда приезжал Александр Друзь, в этом году я. Приехал с удовольствием. Проводить аналог с "Селигером" я бы не стал. Во-первых, я там не был, да и наслышан о нем разного. В «Сәләт», как мне объяснили, собрались интеллектуалы, творческие личности. Раз их так много, я впечатлен. 5 тысяч человек - и все татары, это здорово! В России большие проблемы с системой образования, а в Татарстане, как я вижу, дела обстоят неплохо. Если ведется такая работа по выявлению работоспособных, одаренных личностей, то я только рад этому.

x_c95caf7a.jpg
Равил Хади: "Сейчас в «Сәләт» могут попасть просто обычные активные дети"

«ПЕРВЫМИ НАЧИНАЛИ МЫ, А НЕ ДЖАВДЕТ!»

В следующем году «Сәләт» планирует отпраздновать 20-летие, ведь первый лагерь был проведен в 1994 году. Впрочем, преподаватель кафедры кибернетики КФУ Равил Хади уверяет, что все начиналось гораздо раньше. Себя он считает идейным отцом «Сәләт» и незаслуженно отстраненным от деятельности сегодняшнего лагеря.

– 1988 - 1989 году группа сотрудников КГУ при поддержке министерства образования организовали компьютерный лагерь для школьников на татарском языке. На занятиях разрабатывали первые программы, использующие татарские буквы. Дети были в шоке: компьютер и татарские буквы!

Лагерь в данном формате с перерывами просуществовал четыре года. За это время силами студентов и сотрудников факультетов ВМК и мехмата были созданы драйверы татарского языка, электронные словари, текстовый редактор, обучающие программы по татарскому языку. Но ресурсов не хватало.

– В 1994 году к движению присоединился Джавдет Сулейманов. Я прекрасно понимал, что сам в одиночку эту ношу не потяну. А Джавдет очень деятельная личность, он смог найти финансовые ресурсы в республике, – вспоминает Хади.

По его мнению, работа с одаренными детьми должна вестись точечно, а сейчас в «Сәләт» могут попасть просто обычные активные дети. Преподаватель КФУ настаивает, что отбор должен вестись исключительно по данным результатов олимпиад.

– К сожалению, сегодня про меня забыли, а я мог бы проводить мастер-классы, лекции, практические занятия для детей! – с обидой в голосе сказал Хади.

«ПОТОМ ПОШЛИ ПОСЛАБЛЕНИЯ»

Сулейманов же заявил газете «БИЗНЕС Online», что все начинал почти с нуля.

– В первый год в лагерь в Арском районе, действительно, было отобрано всего лишь 65 детей. Это были олимпиадники по физике, математике, информатике, химии. Все 22 дня смены мы очень плотно с ними работали. На следующий год мы уже собрали 100 таких детей по республике. С каждым годом число желающих попасть в нашу смену увеличивалось. Главное для нас – это развить способности у ребенка, вызвать его интерес к науке. В то же время у нас было строго насчет татарского языка, все общение, обучение шло исключительно на родном языке. Для нас это было важно. Одним из условий участия в работе лагеря было написание сочинения на татарском языке. Не знаешь языка, извини, тебе в другой лагерь, нередко мне самому приходилось отправлять обратно тех, кто не знал языка. Но потом пошли послабления. Ну, не могу я так! Приходит ребенок талантливый, а языка не знает, а в лагерь рвется, слезы на глазах! Как я ему откажу? – рассказал Сулейманов.

Он отметил, что олимпиадникам по физике, химии, математике, особенно городским детям, сложно сразу переключаться на татарский язык. Но если хочет выучить язык, тогда его берут с авансом, дают год, чтобы он освоил язык.

– И знаете, это мотивирует ученика, он начинает более или менее сносно разговаривать на татарском! Если раньше лагерь организовывали исключительно для детей-татар, то сегодня есть и русские. Главное, чтобы у них было желание учить татарский язык. Для них у нас работают лаборатории по обучению татарскому языку. Но чисто татарский лагерь мы все же оставили, это «Сәләт Раушан». Здесь татарский язык должны знать в совершенстве все! – сказал Сулейманов.

«ЭТО НЕ МОЙ ЛИЧНЫЙ ПРОЕКТ, А ОБЩИЙ»

Сулейманов признался, что в первые два года было туго с деньгами. Он благодарен руководству Арского педколледжа, которое под честное слово приняло детей. Рассчитаться с педколледжом смогли только поздней осенью. А в следующем году уже нужно было 51 млн. рублей. Сулейманов обратился к Марату Бариеву, руководившему тогда комитетом по делам молодежи. Бариев сам приехал на место проведения лагеря, посмотрел и к вечеру на счет перечислили всю надлежащую сумму.

– Мы выполняем глобальную государственную задачу. Отбирать способных среди тысяч детей и помочь им формироваться как личность – задача непростая, это колоссальный труд. Мы воспитываем будущую элиту Татарстана. Да, в народе ходят слухи разные, но я не согласен с утверждением, что это мой личный проект, финансируемый на государственные деньги. Это общий проект, – заметил Сулейманов.

В 1997 году им был организован фонд «Сәләт», в 2002 году – молодежный центр «Сәләт». Обращаясь к тогдашнему премьер-министру РТ они надеялись получить финансирование на две штатные единицы, а глава правительства взял да и выделил сразу 10!

– Финансирование идет и из бюджета, так же живем и на спонсорские деньги. Поддерживают друзья, спонсоры. ТАИФ всячески помогает, никогда не отказывал. В прошлом году на проведение форума нам выделили 10 миллионов рублей. В этом году мы просили 17 миллиона, так как количество участников стало больше, но выделили те же 10 миллионов. Не жалуемся, всеми этими шатрами, которые остались после Универсиады, нам дали пользоваться совершенно бесплатно! Спонсоры помогают. На родительские взносы в размере 7 тысяч рублей, форум и лагеря такого масштаба провести нереально! – считает Сулейманов.

wa2JFTL0M7o.jpg
Гата Камский дает сеанс одновременной игры в «Сәләт». Июль 2002 г.

«ВСЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО РАЗВИТЫЕ ДЕТИ ОДИНОКИ»

Фархад Фаткуллин – один из первых участников лагеря «Сәләт» в Арском районе. Сегодня он имеет свой бизнес – переводческую контору. Кроме того, является внештатным устным переводчиком сектора переводов УГП президента РТ.

– Учился я в татарско-турецком лицее, в 1995 году меня как победителя олимпиады по физике пригласили в лагерь «Сәләт». Я никогда не бывал в других детских лагерях и сравнивать не могу, но здесь у нас все дни проходили плодотворно. Всегда интересно общаться с идейными сверстниками. Нас заинтересовывали наукой, учили работать, честно соревноваться между собой. Помню, было много интересных встреч с известными личностями. Авторами гимна «Сәләт» был мой отряд и этим я до сих пор горд. В 1998 году я уже был преподавателем английского языка в «Сәләт», потом был вожатым. Считаю, что лагерь смог мне дать больше знаний по татарской истории, во мне проснулся еще больший интерес к языку. У меня много друзей, с которыми познакомился в «Сәләт», до сих пор с ними общаюсь. Мне нравилось, что там не было религиозного насаждения, только работа и отдых.

Фаткуллин считает, что работа с интеллектуальными детьми должна продолжаться и деньги на это жалеть нельзя. По его мнению, многие из тех, кто прошел «Сәләт», остаются в республике, занимаются проектами на родине, желающих уехать за бугор не так много. А вот Марат и Диляра Хафизовы живут в США. Марат – ученый-физик, Диляра воспитывает детей. Оба они прошли школу «Сәләт».

– Все интеллектуально развитые дети одиноки, что в России, что в США. Обзывают их ботанами, везде они белые вороны. Приходят в «Сәләт» такие дети и видят, что они не одни, таких же сумасшедших и зацикленных на учебе много. Это очень важно в психологическом плане. Кстати, с такими детьми работать намного легче и интереснее. Их не надо заставлять что-то делать, они дисциплинированы и работоспособны. Нужно решить задачи по математике? С удовольствием! Подготовить концерт? Без проблем! Со своими сверстниками они раскрепощаются. Берут проблему и сразу ее решают. Такие лагеря помогают не выпасть из общества, перестаешь чувствовать себя аутсайдером. «Сәләт» - это хорошая подготовка к студенческой жизни. Конечно, нужно помочь открыть детям глаза, горизонты. Им надо показать, что мир Казанью не ограничивается, что кроме КФУ можно мечтать и о западных университетах, – сказал Марат.

– Говорить, что раньше в «Сәләт» попадали только одаренные дети, будет нечестно. Были разные дети. Были отпрыски начальников, а куда же без них! Но таких мало и там они себя чувствовали не в своей тарелке. И сейчас, видимо, есть такая проблема. Но тем не менее 80 процентов детей - это люди с активной жизненной позицией. «Сәләт» для сельских ребят - это находка! Всегда в «Сәләт» нравилось, что общение происходит только на татарском языке. Мы очень рады, что Джавдет Сулейманов смог развернуться в таком масштабе. В принципе, мы за большой лагерь, обычный школьник побывав в «Сәләт», начинает больше времени проводить за уроками, больше старается в учебе. На днях мы вылетаем в Казань, жаль, что мы не успели в этом году попасть на форум «Сәләт». Очень хотели, чтобы старшая дочь окунулась в атмосферу этого лагеря, – добавила Диляра.

aIsQQW37Cvo.jpg
«Сәләт» - это хорошая подготовка к студенческой жизни.

«НЕ НАДО ГНАТЬСЯ ЗА КОЛИЧЕСТВОМ И МАСШТАБОМ»

Назгуль Габдрахманова в движении «Сәләт» ни разу не участвовала, считает, что и без этого лагеря дети могут проявить свои таланты. В доказательство приводит свой пример:

– Я окончила обычную татарскую школу в деревне Ново Кишит Арского района. Училась на татарском языке. Но это не помешало мне в 2003 году стать лидером года в Татарстане и защищать честь и достоинство на всероссийском конкурсе. Почему-то дороги с «Сәләт» у нас не пересекались, но это не помешало мне добиться каких-то высот, учиться и практиковаться в США. У меня были хорошие педагоги и мотивировать они умели. Без сомнения, такой лагерь нужен. Но, по-моему, таких лагерей должно быть несколько, чтобы была здоровая конкуренция между ними. Работа с одаренными детьми требует кропотливого труда, и мне немного непонятно, как это можно осуществить, если в смене принимают участие более 200 человек. Когда много людей, качество начинает хромать. Не стоит гнаться за количеством людей, надо выявлять определенных детей и тесно работать с ними. А так получается гонка за количеством и за масштабом, – считает Назгуль.

Байбулат Батуллин - выпускник Казанского хореографического училища, прошел все этапы «Сәләт».

– Мне всегда приходилось слышать, что я сын известного писателя Рабита Батуллы, что способности развились мои не в лагере «Сәләт», а все это гены. Про гены не спорю, мы с братом росли в творческой среде, отец нам привил любовь к татарскому языку, татарской литературе, истории. Мы знаем, что будущее татарского народа зависит и от нас в том числе, чувствуем эту ответственность. Но «Сәләт» научил меня работать! Я прошел все ступени этого движения, сначала, как и все, я был обычным участником лагеря, затем стал айдаманом, то есть вожатым, сейчас я в оргкомитете. Мы знаем, как организовать и конференцию, и концерт, и масштабный форум. Это колоссальный опыт! Здесь я научился работать в команде, – отметил Батуллин.

IMG_5103.jpg
«Сәләт» работает два десятка лет, но глобальных изменений в татарской общественной жизни не произошло

«СӘЛӘТ» НАЧАЛ НАПОМИНАТЬ ТАТАРСКИЙ ВАРИАНТ «СЕЛИГЕРА»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», считают что форум «Сәләт» делает большое и нужное дело, но, во-первых, таких движений должно быть больше и они смогут развиваться только конкурируя между собой, а, во-вторых, когда воспитанники «Сәләт» вырастают из возраста школьников, их бросают, ими никто не занимается дальше, что в корне неправильно.

Марат Лотфуллин - сотрудник института истории им. Марджани академии наук РТ:

– Форум «Сәләт» имеет право на существование, он уже давно доказал, что является главной площадкой по воспитанию одаренных личностей Татарстана. Он свои задачи, функции успешно выполняет. Главное в «Сәләт» – это индивидуальный подход к детям, учитывая их личностные качества, развитие их таланта, воспитание чувства национальной принадлежности, обучение детей татарскому языку, истории татарского народа. «Сәләт» развивается, среди молодежи авторитет его растет. У меня двое сыновей и дочь. Вплотную они в работе «Сәләт» участие не принимали, но на каких-то мероприятиях были. Помогает ли лагерь стать успешным? «Сәләт», насколько я знаю, такую задачу не ставит. Чтобы стать конкурентоспособным, надо каждодневно трудиться. «Сәләт», прежде всего, определяет духовную ориентацию человека в жизни. Он учит людей служить народу, своей республике. Потребительское отношение к образованию и вообще к жизни не приводит к положительным результатам. «Сәләт» учит успешных детей быть активными в жизни республики, в жизни татарского народа. В моем окружении есть масса людей, которые прошли школу «Сәләт», они активные. Среди них есть и драматурги, и поэты, и редакторы газет. Разве это не показатель?

Выявление одаренных детей – дело комплексное. Один лагерь справиться с этой задачей не может, этим должны заниматься и школы, и учреждения дополнительного образования. По-моему, «Сәләт» на монополию не претендует. Есть новые формы? Пожалуйста, пусть организовывают. Сулейманов показал, как он видит и умеет работать. Кто-то сделает лучше, для нас это только плюс! У нас же есть олимпиадные движения, ими занимаются лицеи-интернаты. Они ведут усиленную самостоятельную работу, у них свое видение, свой подход. Для того, чтобы воспитывать татарскую элиту, татарские школы и лагеря типа «Сәләт» должны быть поликультурными, с современными подходами в педагогике, они должны шагать в ногу со временем.

Искандер Гилязов - доктор исторических наук:

– «Сәләт» выполняет важную функцию, на определенном этапе он нужен для того, чтобы объединить татарскую молодежь вокруг какой-то идеи, собрать их вместе, познакомить их друг с другом. Но самое обидное, что после «Сәләт» такой объединяющей силы нет. На мой взгляд, дети вырастают и просто растворяются. Да, кто-то находит свое место в жизни, становится выдающейся личностью, но таких мало, их единицы. «Сәләт» работает два десятка лет, но глобальных изменений в татарской общественной жизни не произошло. И это понятно, потому что воспитание национальной элиты должно иметь логику, многоступенчатую систему. Все должно быть взаимосвязано друг с другом, ребенок идет в татарский детский сад, потом в начальную татарскую школу, затем средняя школа и вуз. На каждом этапе с ребенком нужно работать и труд этот должен быть постоянным, а не разовым, как в лагере. А у нас на каждой ступени огромная проблема.

CeaHZPUhL8s.jpg
Посещение Рустамом Миннихановым фестиваля «Сәләт» в 2012 году (фото: tatarstan.ru)

Азат Ахунов - доцент Института востоковедения и международных отношений КФУ:

- Мне трудно комментировать деятельность «Сәләт», поскольку я не знаю всей внутренней кухни и могу выступать лишь как сторонний наблюдатель. Но все же, на мой субъективный взгляд, «Сәләт» сейчас - это большой бизнес-проект, а не то искреннее, бескорыстное движение, возникшее когда-то на гребне идеалов суверенитета. Когда самая хорошая духовная идея начинает тиражироваться, массово продаваться, тогда она теряет свою суть, первозданную чистоту и превращается в культ. Когда видишь на фото сотни и сотни молодых ребят, находящихся в экстазе, начинаешь задумываться, а чем «Сәләт» отличается от «Нью Эйджа»? Я далек от мысли, что таланты можно штамповать на конвейере, ведь каждый талантливый ребенок – индивидуальность и личность, вряд ли он согласиться маршировать строем…

Руслан Айсин - политолог:

– Идея создания «Сәләт» - хорошая и была своевременной. Это попытка воспитания детей в духе национальных традиций, попытка сделать из них будущую национальную элиту, но в идеологическом плане было очень много размытого, неконкретного, и в какой-то момент он превратился в некий клуб по интересам. «Сәләт» пытается расширить свои рамки, хочет создать нечто грандиозное. По-моему, это ложный путь, форум напоминает татарский вариант "Селигера". В Татарстане существует большая проблема воспитания национально-ориентированных кадров. С уходом строй гвардии политиков, мыслителей на освободившее место должны прийти новые интеллектуалы с татарскими ценностями. Где их найти? Таких людей у нас нет. Есть «Сәләт», в него вливаются немалые деньги. Раз есть такая площадка, надо его использовать в полную силу. Должна быть четкая идеология, четко прописанные цели и задачи, и не надо хвататься за все и подряд, нужно следовать определенной строгой линии. И, безусловно, должна быть конкуренция. У нас есть идейные люди, которые знают и чувствуют, как это надо сделать лучше, им тоже надо дать возможность попробовать, помочь с финансированием. Был проект «Школа татарского молодого лидера». Это попытка в короткий срок собрать в небольшом количестве мыслящих людей, которые воспринимали бы политику, экономику, культурные, социальные и духовные сферы жизни через призму национальной оптики. Нужно отбирать конкретных людей и давать им установки, в скором времени они должны стать нашими политологами, экономистами. Не теряю надежду, что это проект будет воплощен в жизнь.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (148) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    17.08.2013 09:25

    Элиту воспитать недельными бесплатными обедами не возможно. Необходимо в корне изменить отношения, менталитет народа. Когда на мероприятие одни приезжают на мерседесе, а другие на общественном транспорте, о чем подумают молодые светлые головы. Меленький пример, в школе, два ученика в школу пришли в джинсах одного директор школы отчитала, а другого не заметила и какой же это воспитательный процесс. Значит ему можно, а мне нельзя, почему, потому что у него отец чиновник. Вот таким образом всюду....

  • Анонимно
    17.08.2013 09:39

    Вся проблема Татарстана в том, что до сих пор он позиционирует себя как национально-территориальная единица. И воспитывает подрастающее поколение именно в ключе границ республики. Это напоминает дореволюционную татарскую "модель", когда выше дворницкой метлы и круга своего села никто и не помышлял. Живой пример - Москва. ПолМэрии - татары из Казани, и никого из других татар даже на пушечный выстрел не подпускают к подрядам Москвы. Только когда возведут в ранг идею о своём государствообразующем (наряду с русскими) факторе, только тогда можно будет говорить о воспитании татарской элиты.

    • Анонимно
      17.08.2013 16:24

      именно шулай. это татаризация и сужение границ мышления - большая ошибка руководства, а для молодежи это прямой вред

    • Анонимно
      18.08.2013 01:52

      Огорчу вас, то что для вас дорого и имеет значение, для меня например пофигу, меня волнуют мои узко татарские вопросы, у меня узко татарское мышление, я этим очень доволен. Я например, больше волнуюсь над вопросами о месте татар в мире чем о ваших общеузких проблемах, сами растворяйтесь в своих общеузких проблемах, мне на них пофиг.

      • Анонимно
        19.08.2013 02:49

        Полностью поддерживаю. Я тоже такой. Мне еще важно, чтобы мои дети могли разговаривать на татарском. Не надо прикрываться интернационализмом, если мой друг русский , это не означает, что я должен все время разговаривать на русском. Надо уважать и любить друг друга - вот это будет правильно.

    • Анонимно
      19.08.2013 04:15

      //Это напоминает дореволюционную татарскую "модель", когда выше дворницкой метлы и круга своего села никто и не помышлял// - Что Вы знаете о дореволюционной татарской модели, если пишете такую ерунду? Тот краткий отрезок истории между двумя революциями (1905-17 годы), к Вашему сведению, именуют (и по праву!) татарским Ренессансом. Именно в эту эпоху возникла новая татарская литература (Исхаки, Тукай, Амирхан и др.), профессиональный театр, профессиональная музыка, массовая периодическая печать, произошел взрывной рост книгопечатания на татарском языке (ежегодные тиражи татарских книг превысили 5 миллионов экз.), массовое распространение получило библиотечное дело и т.д. и т.п. Знаменитый немецкий историк и востоковед Отто Гётч писал в 1912 году, что татары один из самых образованных (причем на родном языке) народов Российской империи, и что у них школ и грамотных людей на душу населения выше, чем русских. Причем все эти достижения обеспечивались собственными средствами народа и меценатами из числа национальной буржуазии, государство инородцам ничем не помогало. А русские школы содержались за счет государства. Глава мусульманской фракции тогдашней Госдумы Садри Максуди поднимал этот вопрос в парламенте: почему государство финансирует только русские школы и никак не помогает образованию инородцев? Партия кадетов поддержала С.Максуди. Можно было бы еще много чего написать о дореволюционной татарской модели, да только это займет много места. Не надо унижать свой народ незнанием его истории. Между прочим, до 1905 года мусульман не принимали в российские вузы, так немало татар добралось до зарубежных университетов университетов и там получило образование. Так Юсуф Акчура и Садри Максуди закончили Сорбонну. На татарском языке можно без проблем преподавать любые предметы, что высшую математику, что квантовую механику. Говорю это, как профессиональный математик.

  • Анонимно
    17.08.2013 10:07

    Абсолютно согласен с Ахуновым!Одаренный и успешный человек не будет ходить строем.Не хочется проводить аналогию,но все больше смахивает на массовые мероприятия Кореи..

  • Анонимно
    17.08.2013 10:44

    А почему в Татарстане нет русских, чувашских, марийских и т.д. лагерей для одаренных детей? Или их в Татарстане уже в расчет не берут? Почему бюджет и власти нацелены на создание лишь татарских "инкубаторов" для будущей элиты? Самое смешное, что власть предержащие своих отпрысков почему-то отправляют не в "Салаты", а дают образование в Швейцариях и Англиях. А сами лицемерно демонстрируют местечковый патриотизм.

    • Анонимно
      17.08.2013 11:04

      +100! С какой это стати за счет бюджета проводят Салятный лагерь только для татароязычных талантов? Остальные недочеловеки? Я хоть сам и татарин, во первых не одобряю такой "салятизм", во вторых возмущен, в третьих обратился обратился бы к фотографу-блюстителю закона проверить законность такого "изолюционизма в своем национальном Саляте" за счет общей казны.

      • Анонимно
        17.08.2013 16:36

        На самом деле все просто: Джавдат пилит бабки! Бюджетные. Ничего более. Какждый год получает несказанные суммы, а выхлоп - ноль!

      • Анонимно
        18.08.2013 01:30

        Я тоже татарин и тоже согласен с вами. Конечно, "Салят" как татароязычный форум имеет право на жизнь, но давайте подумаем и о других языках республики, чтобы не возникало дисбаланса.

      • Анонимно
        18.08.2013 11:36

        Возмущенному.Что так на Сэлэт кидаемся?Море русскоязычных лагерей где близко не пахнет языками народов России, оплачивамых и финансируемых всей вертикалью власти Российской Федерации.Хотели бы ошибиться - подтвердите обратным.А тут хороший пример за небольшие деньги сделали хороший центр отдыха для детей и молодежи. И понеслась: главная цель критики то, что говорят на татарском. Ну да, совершенно резонирует с привычной обыденностью, вот поэтому и набрасываются. Будем очень рады, чтобы были такие же лагеря на марийском, удмуртском, мордовском, русском, тувинском, карачаевском, чувашском, башкирских и других языках.Тут иногда втыкают в дискуссию об изучении татарского языка контродовод, а зачем он мне нужен этот язык бабаев и эбик. Но когда появляется реальный положительный факт приобщения молодежи к родному языку и культуре и истории начинаются стенания о дискриминации.Нам понятно - всё это в любом случае направлены на забвение родного языка и неуважение к татарам.

    • Анонимно
      17.08.2013 11:12

      Пусть в чуваши, марийцы и другие создают свои лагеря. А про русских и не говорю. Вся государственная власть выстроена на поддержку русских.

      • Анонимно
        17.08.2013 12:28

        Зачем вы предлагаете каждой национальности свой отдельный лагерь, это приведет только к разобщению детей и молодежи. Как раз должен быть общий лагерь, чтобы попасть туда и развивать свои способности мог каждый: и татарин, и русский, и чуваш.

        • Анонимно
          17.08.2013 13:15

          Согласен! Лагерь для всех должен быть. как раз пригодятся знания и будет практика татарского языка, полученные в школе.

          • Анонимно
            17.08.2013 14:29

            Глупо рассчитывать на то, что за несколько дней лагеря можно плохо понимая друг друга повысить способности ребенка, да к тому же по физике, математике, информатике, химии.Ну чего ахинею нести.

            • Анонимно
              18.08.2013 01:11

              Сразу понятно, что Вы далеки от понимания того, что такое "Сэлэт". Возможно, никогда не принимали участия в школьных Олимпиадах, а может даже и не общались спобедителями Олимпиад.В лагерь набирают детей-школьников-олимпиадников, у которых знаний по предметам и способностей, а главное желания к учебе, в среднем больше, чем у среднестатистического школьника.Программы в Сэлэт выстраиваются индивидуально. Всех повышать свой уровень знаний по одним и тем же предметам (учить физику, математику и т.д.) не заставляют. Так сказать есть распределение и специализация по интересам.Поэтому глупо, не зная сути, "нести ахинею".

      • Анонимно
        17.08.2013 16:39

        > Вся государственная власть выстроена на > поддержку русскихНЕ СТЫДНО ВРАТЬ?

    • Анонимно
      17.08.2013 22:20

      Если среди своих делить деньги то будет больше.

    • Анонимно
      18.08.2013 01:14

      Так пожалуйста создавайте лагеря для одаренных детей: русские, чувашские, марийские... Что Вам мешает?!Хотя.. отселюсь предположить: потому, что плевать на свою культуру, язык, национальное самоопределение.

    • Анонимно
      20.08.2013 11:08

      очень просто. многие почему-то думают, что народ татарстана - это все, кто проживает в республике, и заботиться-де власть должна о них всех. мы видим, что это совсем не так и народом рт могут быть только татары.

  • Анонимно
    17.08.2013 11:12

    Национализм в действие!!! Где русские лагеря???

    • Анонимно
      17.08.2013 11:54

      В тексте явно написано, лагерь для всех детей, которые учатся или говорят по-татарски. Все просто и ясно. Никакая национальность не ущемляется.

  • Анонимно
    17.08.2013 12:50

    Основное "против", которое хотелось бы увидеть в статье: почему государственную поддержку и спонсорство получает лагерь, направленный на развитие способностей исключительно татар, а других аналогичных лагерей у нас не орагнизуется. Но хотя статья и называется "За и против", большей частью она именно "За". Кстати, в мнениях эксперта можно было вставить мнение хотя бы одного человека другой национальности.

    • Анонимно
      19.08.2013 16:13

      Так там не только татары, там и русские и другие народы России, знающие татарский - государственный язык России.Как говорится велкам, знать то нужно всего ничего.

  • Анонимно
    17.08.2013 13:08

    До тех пор, пока талантливость людей будет определят наиональность и знание определённого языка - порядка в стране не будет. Для пациента что важнее - на каком языке говорит врач, или профессионализм врача?

  • Анонимно
    17.08.2013 13:55

    ..."На родительские взносы в размере 7 тысяч рублей, форум и лагеря такого масштаба провести нереально..." ......в нашем поле может и не реально, хотя по 1000р в день на человека терпимо так.А на море, например Эгейское совершенно реально все 5 000 человек чартерными самолетами (30 рейсов) отправить:5000чел на 7000руб = 1 030 000 $ , еще спонсорские 300 000$ останутся на экскурсии.

  • Анонимно
    17.08.2013 14:19

    Почему не действует статья УК РФ 282?Никто не против лагерей по углубленному знанию татарского языка, своей истории, культуры для татарских детей, пусть едут со всех концов страны и из-за рубежа. Дело нужное. Но делать такое в регионе, где половина живущих не татары, акцент на развитие исключительно татар, прикрываясь фразой "татароговорящие"... То мероприятиями по способностям татар, то сбор аграриев татар, как будто агротехника по-татарски другая, то "лыжня ислама" тоже, видимо, иная отличная от просто лыжни. То пресса навязчиво оповещает кто из известных российских людей имеет принадлежность к татарам.Все эти действия, направленны, пусть опосредовано, на возбуждение ненависти либо вражды к татарам. Спрашивается зачем? Куму нужно наращивать это противостояние народов? Для чего?

    • Анонимно
      17.08.2013 16:51

      Да, согласен с вами полностью. вообще в России все надо проверить. А то все на русском. И это несмотря на то, что большая часть территорий России является родиной не русских народов(инородцев, в терминологии царской России). Заметьте, я полностью согласен с вашим ходом мысли.

      • Анонимно
        17.08.2013 17:58

        Вы слишком заняты своим комплексом национальной неполноценности, чтобы понять ход моих мыслей.Русский - язык межнационального общения и с этим все понятно. С помощью его множество малочисленных народов (их менее 20%) могут общаться и с русскими и с другими национальностями населяющими Россию.Или татары готовы учить почти 300 языков? Или хотя бы языки народов Татарстана. А что, собственно, Вы тут на русском пишите, пишите на татарском и наслаждайтесь, что Вас никто кроме татар не понимает. Вы подумайте, кто-нибудь из русских был бы против, если б татары не учили русский? Да никто б не возражал. Так чего вы к нам со своим языком пристали: учите, да учите. Лучше вы русский не учите. НЕ УЧИТЕ РУССКИЙ. Хоть как вас призывай "не учите русский" учить будете, т.к. он вам НУЖЕН. И учить татарский ради уважения исключительно к татарам, а чувашский и другие из уважения ко всем остальным - бред. Есть другие способы выражения уважения.

        • Анонимно
          17.08.2013 18:18

          да, да. у меня комплексы. а у вас ход мыслей. в одну сторону правда. я вас не призывал учить татарский. перечитайте текст вашего и моего коммнтариев. может для себя разберетесь у кого комплексы.

        • Анонимно
          18.08.2013 00:09

          межнациональное общение теперь на английском иннополис - одно русское слово.

          • Анонимно
            18.08.2013 12:57

            Иннополис - русское слово?Вы, батенька, что-то путаете.

  • Анонимно
    17.08.2013 16:32

    Опять заигрывают с сепаритетом? Зомбируют людей, теперь уже детей? Национальная культура и гнилые политические технологии несовместимо. Ниакой татарской культуры так не будет. Эти деятели только вредят татарской культуре и уничтожают ее остатки.

    • Анонимно
      19.08.2013 16:22

      А чему вредят-то, я например рад что есть такой форум. Причем он не только татарский, а татароязычный, т.е. участвовать могут все жители нашего региона. Благо образование у нас позволяет.

  • Анонимно
    17.08.2013 17:23

    Старший брат желчью изливается.Отправте своих отпрысков на Селигер и в ментовский пионерлагерь.

    • Анонимно
      17.08.2013 18:12

      Не изливается желчью, а иронизирует :) над стремлением доказать, что на татарском наука воспринимается, а способности выявляются лучше, чем на русском.Ну смешно же.

      • Анонимно
        19.08.2013 16:27

        ну ни кто не говорит, что наука лучше на татарском, чем на русском, что же вы так приукрашиваете :)Просто это возрождение татарской культуры, это мероприятие показывает, что не только русские в России живут, но и другие государство образующие народы.

  • Анонимно
    17.08.2013 19:08

    +100 комменту 15:48, а вот комментатору 17:58 , очень на кого-то обиженному и, похоже, даже униженному, надо к психоаналитику срочно: "Татарский- учите!учите!, Русский -не учите, не учите!" _это диагноз. Вы свои нервишки ЛЕЧИТЕ, ЛЕЧИТЕ! Че вы все в политику вмешиваете детей. Политика- она и есть политика. Вот ваша реакция - любая, это политика тоже. Все начинания на основе русского языка, (т.е. все,что ни делается вообще в России) воспринимается ОБЫЧНО, как только упоминается язык, национальность - все, караул - татары напоминают о себе. Есть такие понятия, как самоидентификация в обществе, в мире, самосознание, САМОСТЬ. Она и русских касается, но почему-то русские вспоминают о своей нации, о своем языке только "в связи": с американцами, с чеченцами, с татарами, но самоуважения - никакого. Русская речь засорена, правописание -"...вы тут на русском пишИте..." -это что? вы себя не уважаете, куда уж вам соседей уважать (17:58), уже дошли до того, что правила скоро все отменят - "как слышится, так и пишется" будет,а именно: Над трубой куриЦ(тся)а дымок и По дороге бежала курица - один черт. Что вы все лезете во все инициативы и начинания, что вас все раздражает?. Ну не отправляйте вы своих детей в Сэлэт, ну не учите вы татарский (у себя - в России) . Если так реагировать, то все покажутся психическими, да раздерутся. Вот такие раздувают "из искры - пламя", но бессмысленное, бесцельное, дикое и бесполезное. Не расталкивайте локтями рядом идущих - в одиночестве останетесь. Все так будет так, как будет, от вас ничего не зависит, а подчиняться закону, пусть "местному" - о втором гос.языке, извините, будете. Вас бы в Америку с вашей истерикой, вот как складно получилось бы

  • Анонимно
    17.08.2013 20:49

    Хорошо сцепились, визгу с обоих сторон много. Я татар люблю хотя языка не знаю. Был как то приглашен на татарскую свадьбу (был там один) из уважения ко мне они все старались говорить на моем родном языке между собой, хотя поздравляли на своем родном. Думаю, что все же любой татарин в праве знать свою историю и язык, так же как и русские и др. Нужно просто понимать что мы ГРАЖДАНЕ одной большой и богатой страны и места здесь хватит всем!!!

    • Анонимно
      17.08.2013 20:59

      PS. из уважение ко мне - прошу понимать как то, что люди понимали, что я татарский не знаю, а не так что я крутой каой то.

      • Анонимно
        18.08.2013 11:23

        В том то и рабскость татар проявляется, что если в компани из 10 - 20 человек будет хотя бы один русский то все начинают подстраиваться под одного человека, уважают так сказать. А русский человек при этом, хотя бы из уважения не считает нужным знать язык народа с которым всю жизнь рядом живет, потому что на самом дее не уважает, если на словах может и будет говорить это. Татарам нужно в первую очередь начинать уважать себя, свой язык и не прогибаться под каждого, если сами себя уважать не будут то другие тоже не будут уважать.

  • Анонимно
    18.08.2013 07:42

    Талант - это штучный продукт. Конечно, не бывает 5 тысяч талантов, тем более собранных в одном месте. Первоначально "Сэлэт" был задуман, как инструментарий для выявления одаренных татаро-язычных детей, что очень важно для воспитания и подготовки деятелей национальной культуры, гуманитарной науки, литературы и искусства, какие бы аргументы против этого не выдвигали различные демагоги. Но, когда сегодня произошел поворот движения в сторону массовости, видимо, в структуре "Сэлэт"а необходимо создать отдельное подразделение, ориентированное именно на поиск и отбор настоящих дарований в различных областях науки, искусства и литературы. А иначе название "Сэлэт" не отвечает исконному значению этого слова и тем первоначальным целям, которые ставились организаторами лагеря. Что касается массовых татаро-язычных летних лагерей для детей и молодежи, я знаю, спрос на них очень большой. Татары из-за пределов республики готовы платить деньги, чтобы их дети могли летом практиковаться в родном языке в таких вот лагерях. Тут можно обратиться к опыту еврейских общин России и мира, у них летние лагеря для еврейских детей очень распространены и практикуются уже давно. Если Татарстан, согласно Конституции, отвечает за сохранение и развитие языка, культуры, традиций и обычаев татарского народ, то такие языковые лагеря для желающих развивать навыки в татарском языке, безусловно, должны существовать. Да, с государственной поддержкой!

  • Анонимно
    18.08.2013 10:08

    В начале цикла статей про этот лагерь мне,как и многим здесь, не понравилось,что главный критерий отбора знание татарского языка. А потом я посмотрел на это все с другой стороны. Я еще недавно был связан с олимпиадными движениями по физике и математике и знаю в какие лагеря приезжают лучшие школьники и сколько их всего в республике. Они все прекрасно понимают что в будущем им нужен будет русский и английский,а татарский только тем,кто живет в татарских семьях. И действительно талантливых детей не так и много. К сожалению, уровень знаний,которые могут дать в сэлете, не такой и высокий,поэтому дети топ уровня просто туда не поедут. А чиновникам надо как то привлекать деньги( что уж они потом с ними делают должна проверят прокуратура), а с намеком на национальный уклон можно привлечь больше. Так что русским родителям не нужно сильно переживать и расстраиваться. Это обычный среднестатистический лагерь для обычных детей. И если ваши дети не попали туда- мир не остановился и они ничего не потеряли. Про лагеря с уклоном на образование и отдых- посмотрите на тот же квант...

    • Анонимно
      23.08.2013 15:49

      денег то находят ежегодно по три миллиарда на летний отдых.... - все впустую. Прикрываются Волгой, которую Татнефть отстроила - типа - туда и миллиарды уходят - хитрая схема.

  • Анонимно
    18.08.2013 10:57

    ВОПРОС КАК ВОСПИТАТЬ НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭЛИТУ не должен решаться в рамках только одной национальности. Государственные интересы многонациональной республики не должны выделять кого-либо только по национальному признаку. Таланты могут появляться и среди представителей других национальностей, даже не знающих татарский язык. Формирование элиты должно носить интернациональный характер.

    • Анонимно
      18.08.2013 12:54

      Согласился бы, но почему об интернационализме надо говорить только на русском.Национальная элита в полном объеме никогда не сложится, если будут говорить и общаться на неродном языке.

      • Анонимно
        18.08.2013 14:22

        Понятие "Национальная элита" понимается по разному. Если это новая номенклатура, выделение по клановому или родовому признаку, то тогда общение на татарском языке лучше всего подходит.

    • Анонимно
      18.08.2013 21:07

      Согласен! Национальная элита - отживший термин. Скорее всего следует говорить о региональной элите, как составной части всероссийской. Заметьте, что в условиях полного отсутствия научных разработок государственного устройства России, центральная власть, исподволь, насаждает государственную системность, очень похожую на американскую (США). Масса законодательных и нормативных актов, в той или иной степени, копирует американские.Все это и создает условия для формирования именно региональной, а не национальной элиты.Что и как заложит общество в эту потенциальную региональную элиту, определит будущее не только Татарстана, но и России.

    • Анонимно
      19.08.2013 16:44

      национальная элита региона она на то и национальная, что предполагает владение 2 языками (основного населения).Знание языка показывает уважение к человеку, к своему соседу. Именно такие люди смогут быть в наше регионе национальной элитой.А те люди, которые пишут и говорят, что я ваш татарский не знаю, учить не собираюсь и презираю (не воспринимаю как язык) понятное дело никакой элитой быть не смогут. Сразу видно отношение.

  • Анонимно
    18.08.2013 13:40

    Таки не понял я. Это лагерь подрастающей элиты, или подрастающих таланов? В современной России, и особенно в РТ, среди элиты нет таланов. Таланты они больше или по заграницам, или по хрущёбам, как Перельман.

    • Анонимно
      18.08.2013 16:31

      "В современной России, и особенно в РТ, среди элиты нет таланов" Вы что, одни таланты у нас в РТ! Новости не читаете что ли?

  • Анонимно
    18.08.2013 21:13

    Равиль Хади.Я хочу уточнить наше интервью. Эти четыре года работы в данном формате позволили нам создать драйверы татарского языка, электронные словари, текстовый редактор, обучающие программы по татарскому языку.Было два варианта развития работы данных лагерей:1) силами студентов и преподавателей районных землячеств:с использованием существующих оздоровительных районых лагерей, не привлекая дополнительных финансовых ресурсов только обеспечивая сбор учеников для профильного обучения и привлекая студентов своего района и выходцев из данного района:2) создания самостоятельной республиканской системы работы с одаренными детьми. Тогда надо создавать структуру и выделять финансы.В 1993 году лагерь проводился в Балтасях.В 1994 году Сулейманов Д.Ш. присоединившись к этому движению нашел финансовые ресурсы в республике и эти лагеря пошли по второму пути.В 1994 году для этой системы лагерей был предложен вариант отбора детей по портфолио (олимпиадам). И отбор шел министерством образования. В последствии эту функцию на себя взял фонд С?Л?Т.Но большой контингент учащихся оставался не задействованный. Поэтому я еще несколько лет проводил лагеря по первому формату. Так 1998, 2004 году провел лагерь в рамках Арского района с названием ТАПКЫР. далее былы проведены с 2003 по 2007 год в Тюлячинском районе лагерь ТАПКЫР... Я думаю, что надо развивать и 1-й формат ТАПКЫР, позволяющий на местах изыскивать средства для проведения таких лагерей. Эта система позволит закреплять кадры на местах, утечки "мозгов" не будет. Можно строить многолетние планы развития регионов, привлекать силы землячеств в свои регионы, а не только одними концертами и настальгией жить...

    • Анонимно
      18.08.2013 22:06

      В принципе - все верно!Неприемлемо только одно - отсечение талантов, не говорящих на татарском.Так или иначе Таптыр существует на бюджетные деньги.Минимум - это ошибка. Максимум - нарушении конституции.

      • Анонимно
        19.08.2013 01:41

        Да пусть отчленяют. Все талантливые дети, ещё учась в выпускных классах, уже имеют приглашения в лучшие российские вузы, в основном в Москву, в Питер.

      • Анонимно
        19.08.2013 02:37

        Минимум - это однобокость мышления, максимум - мхм, наверное, догадываетесь.

      • Анонимно
        19.08.2013 17:01

        Ну вообще правильно сказали. Некоторым образом происходит отсечение талантов, не говорящих на татарском.Но с другой стороны, в школах же татарский преподается и преподавался. И соответственно каждый выпускник региона должен владеть 2 языками, признаваемыми как государственные.Почему мы у нас не можем проводить форум на татарском? Конечно некоторые послабления можно сделать. Но это показывает что знание татарского лишним не будет.

  • Анонимно
    19.08.2013 03:33

    Тут есть некоторые упертые "интернационалисты", которые без устали талдычат, дескать, нельзя создавать татарскую национальную элиту, мол, это национализм и прочие страшилки. Позвольте, а кто были Габдулла Тукай, Гаяз Исхаки, Салих Сайдашев, Нияз Даутов, Рустам Яхин, Сара Садыйкова, Туфан Минуллин, Марсель Салимжанов, Миркасыйм Усманов, Гай Тагиров и многие сотни (а скорее всего, и тысячи) представителей высокой культуры татарского народа, литературы, театра, музыки, гуманитарных наук? Разве они не элита нашего народа? И как бы они появились на нашем культурном и научном небосклоне без татарского языка? Так что, пора прекращать эту антитатарскую по сути демагогию. Если мы не хотим убить нашу высокую культуру и гуманитарную науку, то конечно должно быть национальное образование на татарском языке, причем всех уровней, включая и высшую школу. Но одной системы образования для подготовки гуманитарной, литературной, театральной, музыкальной и другой художественной элиты, конечно, недостаточно. Должна быть повседневная и постоянная языковая среда, погруженность в которую и способствует формированию и социализации татарской молодежи, будущих творцов и потребителей национальной культуры. Ничего крамольного здесь нет, все это гарантируют конституции РФ и РТ. Вот для создания такой языковой среды и нужны современные татароязычные лагеря для детей и юношества вроде "Сэлэт"а. И государственная поддержка в этом благородном деле должна быть, а как же иначе? В Конституции Татарстана есть 14 статья, где говорится о том, что Республика отвечает за сохранение и развитие языка, образования, культуры татарского народа. И точка!

    • Анонимно
      19.08.2013 08:55

      Согласен с вами. Если уже у нас интернационализм, то в школах все должно быть как-то более менеее уравновешено. Ребенку в школе дали список внеклассного чтения на лето. В основоном русские рассказы и сказки. Пара шведских и английских. Ни одной татарской книжки. На 5-й класс в списках видел библию для детей и опять ни одной книжки татарских авторов. Преподаватели в школах очень стараются выполнять старые инситутские установки об уклоне рисуемой для детей картины мира в сторону одной культуры.Как писал Кастанеда - мы видим мир таким, какими нас научили его видеть. Он конечно не про образование писал, но для данного случая очень подходит. Хочу интеранционализм!!! Не хочу, чтобы дети думали, что татарских авторов не существует. И русские и татарские дети должны читать литературу обоих народов не важно на каком языке. А пока у нас в школах продолжают как-то однобоко все преподносить детям, но при этом все толдычат про интенационализм. Господа, у вас какой-то особенный интернационализм!

      • Анонимно
        19.08.2013 15:22

        А без списка из школы Вы не можете ребёнку купить книжки для чтения? Кто же Вам не даёт покупать кники татарских авторов и на татарском языке?

        • Анонимно
          19.08.2013 17:01

          Вы неуклюже и я бы сказал хамски подменили смысл моего комментария. Я покупаю ребенку книги татарских авторов и не только на татарском языке. Хотя эти книги трудно найти. Я пытался купить сказки еще до школы - трудно найти.Однако я сейчас говорю о официальной школьной программе, которую школьник ОБЯЗАН прочитать! Или вы будете так ставить вопрос - в своей стране мы будем читать только русские книги и немного иностранных авторов, а если кто-то считает, что нужно читать в школьной программе книги татарских авторов - купите в магазине и читайте ночью, после того, как освоите то, что мы вам вписали по школьной программе?Давайте представим - в школьной программе внеклассного чтения только книги татарских авторов. Вы попросите включить книги русских авторов, так как вы тоже живете здесь - а вас отправят в магазин предварительно объяснив, что на этой территории будет читаться только татарская литература.Надеюсь вы меня понимаете и сейчас считаете, что я прав. Так как если вы остались при своем, это будет означать, что у вас больше прав, чем у меня, только благодаря вашей национальной принадлежности.

        • Анонимно
          19.08.2013 17:08

          Мы то можем. А вы?Просто потом появляются комментарии "почему сэлэт на татарском, это же не правильно и не справедливо"Не справедливо, это то что вы не купили ребенку татарской книжки и не отправили его на сэлэт.

      • Анонимно
        19.08.2013 19:55

        В школе есть отдельный предмет - татарская литература. На ней проходят исключительно татарских авторов. Данный курс организуется в татарских группах, русские группы вместо него в два раза больше учат татарский. В целом уроков татарского и татарской литературы по количеству часов по крайней мере не меньше, чем русского и русской литературы, а в 11 классе - больше. Учиться сейчас в школе и думать, что татарских авторов не существует, невозможно. С нашим походом, наоборот, создавалось впечатление, что большую часть произведений в литературе написали татарские авторы.

        • Анонимно
          20.08.2013 08:18

          Повторюсь - моему ребенку дали читать только те книги, о которых я упомянул. Книг татарских авторов не упоминается вплоть до пятого класса. Возможно вы и правы, что что-то должно быть, но видимо преподаватели сами немного тюнингуют программы.

        • Анонимно
          20.08.2013 12:05

          Ложь. В целом уроков татарского языка и татарской литературы по количиству часов МЕНЬШЕ русской этнокомпоненты.

    • Анонимно
      19.08.2013 10:02

      Статья 14Республика Татарстан оказывает содействие в развитии национальной культуры, языка, сохранении самобытности татар, проживающих за пределами Республики Татарстан.Смешно, но статья касается только татар, проживающих за пределами Татарстана!

      • Анонимно
        19.08.2013 13:21

        //Смешно, но статья касается только татар, проживающих за пределами Татарстана!// - А Вы извилины немножко напрягите и логику включите. Как можно оказывать содействие в развитии национальной культуры, языка, сохранении самобытности татар, проживающих за пределами Республики Татарстан, оставляя в стороне татар, проживающих в самом Татарстане? На то и юридический документ, что из него следуют все последующие выводы и решения.

        • Анонимно
          19.08.2013 17:16

          Мозги надо было включать тем, кто пишет такие законы! В законе написано "только для тех татар, кто проживает не в РТ" - значит только для них!

          • Анонимно
            19.08.2013 17:36

            > - вот она это коротенькая статья14 Констиуции РТ. Никаких слов "только для тех татар, кто проживает не в РТ" там нет. Но логика позволяет продолжить смысл этой статьи и на татар, проживающих в Татарстане. В самом деле, если оказывают содействие даже татарам за пределами Татарстана, то в самом Татарстане татары, очевидно, вправе получать такое содействие в не меньшей степени.

  • injisi@mail.ru
    19.08.2013 08:25

    Подавляющее количество "Против" в ваших комментариях - "отсечение талантов, не говорящих на татарском" (цитата из последнего комментария).Это не так. В Сэлэт могут приехать любые дети, если они талантливы и прошли отбор по портфолио. Критерий "знание татарского языка" не ставится - единственное условие, чтобы человек хотел его изучить. И тут вы ставите вопрос о том, что "почему обязаны учить татарский?", "что за обязаловка" и т.д.. Не хочешь - не учи, но если ты не тянешься за знаниями - извини, нам не по пути. Изучить татарский язык довольно просто находят в пространстве, где говорят на татарском! А это еще один язык в вашу копилку, которые придает больше гибкости вашему уму и создает площадку для изучения других языков.На счет обучения высшей математике на татарском языке - такого нет. Обучение проходит на русском языке, чтобы было максимально понятно всем учащимся. Если есть еще адекватные замечания, а не обида за что-то на Сэлэт или на государство в целом, то буду рад ответить на ваши вопросы

    • Анонимно
      19.08.2013 09:29

      Объективно!Нет возражений. Татарский язык - это ресурсзнаний. На этом можно и нужно строить, как говорил незабвенный М.С.Горбачев, консенсус.Красивое завершение дискуссии!!!

  • Анонимно
    19.08.2013 10:10

    Не глядя ,нисмотря ни на кого нужно рзавивать язык, культуру,обычаи своего народа.А все эти ворчания ,урчания старшего бырата фтопку.

  • Анонимно
    19.08.2013 17:22

    Вообще здорово и приятно слышать про такие новости как эта. Развивается культура и это видно: возрождается старо-татарская слобода, развивается этот лагерь одаренных детей, развивается татарская речь, наш мэр как на Универсиаде выдал речь на татарском (на весь мир!)!Молодцы!!

  • Анонимно
    19.08.2013 18:34

    Знаете, я русская люблю слушать татарскую речь, музыку, читать татарскую литературу, хотя владею, пожалуй, только разговорным татарским языком, но все это вопреки тому беспределу, что творят последние 20 лет националисты у власти. Критерий знания татарского языка не должен быть отбором в национальную элиту. Знаешь - бик эйбэт, нет так нет, ведь не у всех есть способности к языкам. Думаю, что татарам нужно продвигать не столько язык, сколько свою культуру. Знаете, раньше с татарского переводили книги на русский, популяризируя таким образом свою культуру, литературу и язык, потому что такой эффект намного действеннее, чем заставлять кого-то учить язык и культуру другого народа из-под палки. Но сейчас почти ничего не переводят на русский. Выходит довольно много интересных книг на татарском, а они, практически и к сожалению, не переводятся. Обучение татарскому русскоязычных учащихся ведется из рук вон плохо. И выходит, что националисты у власти сейчас только вредят татарскому языку и культуре. Так и с этим лагерем. Глупая затея, которая финансируется. Люди привыкают к мысли, что тебе открыты все двери только потому что ты татарин, а это очень вредная затея. Двери нужно открывать способным умным людям всех национальностей.

    • Анонимно
      20.08.2013 06:58

      Знаете, я татарка люблю слушать русскую речь, музыку, читать русскую литературу, хотя владею, пожалуй, только разговорным русским языком, но все это вопреки тому беспределу, что творят последние 20 лет националисты у власти. Критерий знания РУССКОГО языка не должен быть отбором в национальную элиту. Знаешь - "очень хорошо", нет так нет, ведь не у всех есть способности к языкам. Думаю, что русским нужно продвигать не столько язык, сколько свою культуру. Знаете, раньше с русского переводили книги на татарский, популяризируя таким образом свою культуру, литературу и язык, потому что такой эффект намного действеннее, чем заставлять кого-то учить язык и культуру другого народа из-под палки. Но сейчас почти ничего не переводят на татарский. Выходит довольно много интересных книг на русском, а они, практически и к сожалению, не переводятся. Обучение русскому нерусских учащихся ведется из рук вон плохо. И выходит, что националисты у власти сейчас только вредят русскому языку и культуре. Так и с этим лагерем. Глупая затея, которая финансируется. Люди привыкают к мысли, что тебе открыты все двери только потому что ты русский, а это очень вредная затея. Двери нужно открывать способным умным людям всех национальностей.

      • Анонимно
        20.08.2013 08:35

        :) очень полезно смотреться в зеркало :)Только один момент - преподавание русского у нас на хорошем уровне еще со времен СССР, когда другие народы согласно государственной политике должны были визжать от счастья быть ассимилированными. Преподавание татарского - ниже плинтуса, как и многие другие вещи, которые доверяют нашим чиновникам. Мы с ребенком отрабатываем каждый урок отдельно, кто-то из взрослых ему объясняет почему и какие окончания, что значит каждое слово и т.п. В школе преподавания татарского по факту НЕТ. Есть бессмысленно потраченные часы на татарский язык. Дети не понимают языка, не могут на нем двух слов связать и этот печальный результат не беспокоит абсолютно никого ни в одной школе - ни директора, ни самих преподавателей татарского. Нужно переделывать методики, мотивировать персонал, объективно оценивать знания и результат. Чего конечно трудно ждать от местного министерства образования.Может Сингапур им чем поможет?

        • Анонимно
          20.08.2013 11:12

          жги ещё про русификацию в ссср. создание (подчас с нуля) национальных письменностей, подбор кадров на местах по нац. признаку, государственное субсидирование нац. искусства, создание национальных партий, театров, академий и т.д. - это всё жуткая кровавая советская русификация.

          • Анонимно
            20.08.2013 12:17

            Давайте подробней расскажи нам, как вы создавали татарам письменность с нуля (отменив латиницу, которую татары использовали некоторое время после ухода с арабской письменности), как татарский преподавали шестым уроком, после того, как остальные дети уходили домой. Давай лучше ты жги - расскажи подробней, а то мы не в курсе оказывается, какая титаническая помощь оказывалась.

          • Анонимно
            20.08.2013 14:24

            //... государственное субсидирование нац. искусства, создание национальных партий, театров...// - Национальное образование, национальная литература, национальный театр, национальное искусство, в общем, национальная культура у татар возникли задолго до государственного субсидирования. Причем, народ и его лучшие представители-меценаты сами финансировали все свои достижения, хотя они всегда были самыми аккуратными налогоплательщиками и могли бы рассчитывать на помощь государства. Но для России они всегда были пасынками, поэтому государство демонстрировало им фигуру из трех пальцев. При советской власти, несмотря на огромную отдачу Татарской Республики, ее всегда обделяли, ограничивая автономным статусом. Хотя она по большинству экономических параметров превосходила многие союзные республики.

  • injisi@mail.ru
    19.08.2013 23:33

    Дорогой аноним писавший "глупая затея, которая финансируется"!Перечитайте пожалуйста мой предыдущий ответ. Нет критерия отбора татарин/не татарин. Есть система отбора - талантливый/не талантливый. Зачастую талант дается при рождении, но есть случаи когда путь к ее раскрытию лежит через огромный труд. Пожалуйста, не ставьте ярлык "национальность", "татарский язык", и не стройте поспешных выводов. Здесь нет того, о чем вы пишете. Есть если площадка для того, чтобы талантливая молодежь собирается вместе. Вспомните принцип кружков в школе, компаний друзей, клубов по интересам - находясь в окружении людей увлеченных чем-то ты и сам увлекаешься за ними. Так и с обучение и стремлением к саморазвитию - если ты находишься в такой атмосфере, то ты не сможешь стоять на месте!

    • Анонимно
      20.08.2013 10:24

      Талантливый на этом форуме - непременно владеющий татарским языком. Вы не понимаете главного. Отбор на участие в форуме должен быть не по принципу владеет или нет талантливый человек татарским языком, а только и непременно по принципу таланта. Иначе налицо обыкновенная дискриминация по языковому признаку. Думаю, что в данном случае воспитываются не национальные кадры, а националистические. И это к моему большому сожалению, потому что сама идея таких форумов в Татарстане мне нравится.

      • Анонимно
        20.08.2013 13:53

        Значит, любой детский лагерь с русским языком общения - тоже дискриминация по языковому признаку. Который, естественно, готовит националистические кадры.

        • Анонимно
          20.08.2013 17:56

          Русский вообще-то язык межнационального общения в РФ...

          • Анонимно
            20.08.2013 19:26

            значит лагерь на русском языке - это правильно и по закону, лагерь на татарском языке - дискриминационный. Хамская логика. Или просто отсутствие логики. По любому у вас очень тяжелый случай.

            • Анонимно
              22.08.2013 22:15

              Да, именно так. Лагерь "на русском" - это детский лагерь для детей всех национальностей, как граждан РФ, так и иззарубежа. Так недели 2 назад в дальневосточный лагерь (аналог Артек) приезжали дети из китайских провинцый, пострадавших от наводнений. И первым делом они начали изучать русский язык, чтобы иметь взможность общаться с детьми разных национальностей. А лагерь "на татарском языке" - это лагерь для татар.

              • Анонимно
                23.08.2013 08:33

                Почему? Написано же - приезжайте и учите татарский, если не знаете. Вам по национальному признаку не отказывает никто. Просто вы свой руский ставите выше других языков и, видимо, считаете для себя унизительным учить языки народов, с которыми рядом живете.

                • Анонимно
                  23.08.2013 16:07

                  финны в Англии детей учат английскому, прямо в их стране... зачем? Глупые наверно, и кичатся в Англии своим финским?

      • Анонимно
        23.08.2013 16:08

        Талантливый может быть и немым - зачем много слов?

  • Анонимно
    20.08.2013 07:02

    Интересно, скоро таджики в москве будут возмущаться, что московским детям организуют лагеры на РУССКОМ языке, а не на таджикском? :)

    • Анонимно
      20.08.2013 08:46

      Я думаю, сравнение не корректное. Хотя мысль понятна. Многие люди очень болезненно реагируют на любое движение, которое хоть как-то может нарушить насаждаемую властью в течении столетий монополию одного языка во всех сферах жизни.Вот пяти тысяч детей испугались... Хотя из них часть даже не говорит на татарском. И вообще национальым вопросом никак не озабочена, а ехала наслаждаться жизнью своей детской :)Почему на татарском наслаждались!!! :)Националисты татарские!!! :))

      • Анонимно
        21.08.2013 15:06

        То есть по-вашему наслаждаться жизнью можно по-татарски или по-русски, т.е. с национальным уклоном? ??? А наслаждаться просто как люди, а не люди определенной национальности вам научить подрастающее поколение слабо? Воспитывать в подрастающем поколении нужно интернационалистов, людей, знающих свои корни, свою культуру, свой язык и уважающих язык, культуру людей других национальностей. В последние годы четко наметилась тенденция именно разделения и противопоставления по национальному типу "наши" и "не наши", т.е. русские и нерусские, татары и нетатары. И это лично меня очень настораживает. (((

        • Анонимно
          22.08.2013 12:35

          Это не в последние годы. Это 500 лет назад начали. А вас беспокоить только сейчас начало. Лучше поздно, чем никогда.

          • Анонимно
            22.08.2013 20:02

            Ну, вы зря так говорите. Именно в последние двадцать лет идет именно насаждение татарского языка среди русскоязычных. Насаждение, а не убеждение русскоязычных учить татарский язык. В результате татары добили именно озлобленности русских. Проблема в том, что татарский язык, татарская культура, татарская литература стала в итоге поруганной из-за националистических настроений ряда татар у власти, а так не должно быть. ((( Татарам есть что показать, есть чем поделиться. Нельзя быть злопамятными и пытаться быть достойными последователями национальной политики Ивана Грозного. Татары, подобно тому как Иван Грозный насильно крестил татар, занимаются таким же насильственным отатариванием других народов, населяющих Татарстан. А я считаю, что другие народы должны сами стремиться изучать татарский язык, который, к сожалению, очень мало представлен, например, в Интернете.

            • Анонимно
              22.08.2013 22:44

              У нас два государственных языка. Татарский не насаждается, а преподается в школах в последние 20 лет. Причем как правильно выше было замечено, русской этнокомпоненты в школах по прежнему значительно больше, она преобладающая. Насаждался (ставился в привелегированное положение) в течение столетий именно русский, чему , собственно, и обязан своим нынешним статусом на просторах страны. Никто не делает ничего по аналогии с сумасшедшим царем. Ваши аналогии с Иваном Грозным в принципе не уместны. Почитайте литературу о том, что вытворялось в те времена с захваченными народами, чтобы понимать, что в данной абсолютно цивилизованной ситуации подобные фразы в отношении ваших сограждан употреблять не нужно.

            • Анонимно
              23.08.2013 16:05

              насаждать - неуместно, правильнее спасать остатки языка татар на территории Республики. Это совершенно другая цель, которую не все видят, да не всем она и актуальна.

    • Анонимно
      20.08.2013 11:09

      как только получат гражданство и проживут в москве всю жизнь.

  • Анонимно
    21.08.2013 00:21

    Равиль Хадиев все начинал, никакого Сулейманова там не было и близко. Все верно. И деньгами тогда не пахло, все было на сумасшедшем энтузиазме Хадиева!

  • Анонимно
    21.08.2013 11:11

    Равил Хади.При чем здесь Равил Хади или Джавдет Сулейманов первый.1) Я уже писал, что два возможных пути развития этого движения было. Одно из них в результате финансовой поддержки получило дальнейшее развитие, а другое из-за сложившихся политико-экномических ситуаций пока забытие.2) Насчет высшей математики на татарском языке. До сих пор мы используем в науке слова PRO+BLEM (корень-то татарский "белем"); ВАК+УУМ ("уак уым" по татарски описывает как его получать). Современная наука продолжает активно использовать татарский язык: кэш-память (татарское "кач"); чат в интернете ("чат" - перекресток по татарски); touch ("тыеш" по татарски ощущать). Таже @-собачка (@ - буква "этта", поэтому и "собачка"). В мире существует 14 базовых языков, позволяющих общаться в любой точке планеты (арабский, английский, бенгальский, испанский, китайский, немецкий, португальский, русский, татарский, урду, хинди, французский, японский, итальянский). Посмотрите сайт FORVO.COM там татарский язык в первой пятерке самых активных языков мира. Каждый из них понимают сотни миллионов людей. Естественно тот куст населения понимающих татарский язык могли бы развивать свои языки и научные знания на татарском языке. Каждая языковая система имеет свои недостатки и преимущества и соответственно это многообразие создает как конкуренцию так и взаимодополнение. Взять языки программирования. Их сотни. Каждый язык разрабатывается для определенной сферы деятельности и определенным народом, который здесь находит преимущество. Россия тоже не должна быть под пятой вертикали власти. Должна быть локальная самостоятельность и с учетом этих особенностей должно быть внутреннее развитие. А усиление вертикали-пирамиды власти как мы уже видим на опыте СССР приводит к краху. Опыт ближайших наших предков при самостоятельном развитии - в одной татарской семье в первой половине 20-го века было 8-10 детей и большинство оставалось в селе, обеспечивая себя и государство здоровым питанием. Сейчас в семьях 1-2 ребенка. В большинстве сел одни старики. А молодежь вся уходит в город, где русскоязычная культура. Из-за нехватки продуктов система питания основа ГМО, что ведет к медленному вымиранию населения как по рождаемости, так и по здоровью. Поэтому многообразие национально-социальных форм надо развивать.

    • Анонимно
      21.08.2013 17:49

      Почему же второй путь - условно бесплатный не получил своего развития? Забыт или специально игнорируется?

      • Анонимно
        21.08.2013 18:31

        Джаудат Сулейманов на Радио "Азатлык" уже сказал, что в дальнейшем лагерь "Сэлэт" будет развиваться по типу "Селигера". Стало быть, в угоду массовости будет принесена в жертву его национально-татарская составляющая. Вот так, ради денег, уничтожаются великие начинания энтузиастов татарского языка и культуры. Теперь все поедет по наезженной колее великого и могучего русского языка, давящего насмерть всех остальных.

  • Анонимно
    21.08.2013 19:31

    Равил Хади.Одна из причин это руководство районов мало обращает внимание образованию. За последние 4 года были закрыты сотни малокомплектных школ в районах. А детям что делать?. Это установка оптимизации из Москвы. Хотя во многих губерниях в русских селах противятся этому сильнее чем Татарстан. Как мне известно в Ульяновске и в Саратове.Мне удалось в этом вопросе поддержку найти в Сабинском районе у Шамиля Зиннурова, который более 20 лет руководил образованием. Мансур абый и Эльмира Хамизов в Тюлячинском районе, которые более 10 лет в организации районного образования. Там они видят перспективу и разумность в организации процесса обучения. А во многих районах приходят временщики и им не до этого они только команды с верху ждут. А то, что можно организовать специальную подготовку кадров для своего района с привлечением на летний период своих земляков студентов и преподавателей для профильной работы со школьниками. Затем эти студенты и школьники более квалифицированные вернуться в район их не беспокоит. Их интересует только вот ЕГЭ в нужных рамках баллов сдали и бог с ними. А эти ученики уже не вернуться в район. Поскольку во время учебы студенты уже начинают работать, получают вкус к деньгам. Они в городе уже видят, что они востребованы. А домой вернутся - не понятно чем там заниматься, как отношения в коллективе выстраивать.Сейчас их места уже гостарбайтеры занимают...

    • Анонимно
      22.08.2013 15:07

      А в Сабинском и Тюлячинском районе выше процент возвращающейся молодежи в деревню? Не думаю. Получается, что чем меньше инвестируешь в образование школьников в деревне, тем меньше они уезжают поступать в институты и вероятнее останутся на селе. Интересный получается поворот!!!

  • Анонимно
    22.08.2013 17:49

    Равил Хади.Среди тех, кто был в этих лагеряхВернувшиеся есть.

    • Анонимно
      23.08.2013 08:37

      Равил, как с Вами можно связаться, чтобы не в этой ветке вопросы задавать? Вы похоже сильно прорабатывали вопрос и поэтому интересно было бы много у вас спросить.

  • Анонимно
    23.08.2013 15:14

    Равил Хади.ИВМиИТ КФУ

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль