Арбитраж 
21.08.2013

Наследие Тимофеева: как мегапроект автобана Шали-Сорочьи Горы оставил фермера без земли и денег

ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ

Индивидуальный предприниматель из Лаишевского района Рашид Шарапов инициировал в татарстанском арбитраже разбирательство против ряда госструктур - татарстанского минземимущества, государственного казенного учреждения «Главтатдортранс» и исполкома Лаишевского района. Помимо этого в числе третьих лиц оказались кабинет министров и управление федерального казначейства.

Как выяснила корреспондент «БИЗНЕС Online», истец пытается добиться, чтобы с ним заключили договор купли-продажи земельных участков, уже изъятых для государственных нужд. А именно, речь идет о запущенном амбициозном проекте федерального масштаба – автодороге Шали-Сорочьи Горы. Этот 40-километровый участок будущей платной автодороги Шали-Бавлы, входящего в российскую часть международного транспортного коридора «Европа-Западный Китай», который начали строить еще в 1998 году. Официально же движение по нему было открыто 27 октября 2010 года. Идеологом и инвестором проекта этой платной трассы считается Фоат Комаров.

Шарапов рассказал газете «БИЗНЕС Online», что у него фермерское хозяйство – он занимается растениеводством. Раньше ему принадлежало в Лаишевском районе 500 га земли. Из них 390 га пашни находились в районе деревни Татарский Янтык.

«Осенью 2005 года без моего ведома на пашню заехали экскаваторы - хорошо, она тогда не была засеяна», - рассказывает фермер. - Мне объяснили, что строится автодорога и будет выноситься решение об изъятии земель. Разве я против государства?»

В итоге предприниматель, можно сказать, дешево отделался – из пяти сотен гектаров у него забрали лишь порядка 23 гектаров.

По его словам, в регслужбе на эти понадобившиеся для госнужд участки наложили обременение, чтобы собственник не мог ни продать их третьим лицам, ни заложить. Следующим шагом должно было стать заключение договора купли-продажи (по отдельным соглашениям с «Главтатдортрансом» фермер ежегодно получал лишь компенсацию на возмещение сельхозпотерь).

IMG_1237-Шарапов.jpg
Устав ждать обещанного выкупа земли, Рашид Шарапов подал иск в суд

ЗЕМЛЯ ИЗЪЯТА, А НАЛОГИ ПЛАТИТ ФЕРМЕР

«Что касается выкупа, каждый год обнадеживали», - говорит Шарапов.

По словам фермера, он неоднократно обращался и в Главтатдортранс, и в минземимущества. «Я даже президенту письмо писал», - рассказывает о своих злоключениях он.

В 2011 году кабинет министров вынес постановление об изъятии земель под госнужды путем выкупа. В нем были перечислены все земли в районе автодороги, включая шараповские. Минземимущества было поручено разработать порядок выкупа. Т.е. определить выкупную рыночную цену путем проведения оценки, порядок и сроки выкупа.

По словам фермера, это свелось к тому, что ему рекомендовали отмежевать землю, которой он лишился, и оценить. Он так и сделал. Эту процедуру с помощью ФГУ «Ростехинвентаризация – республиканское БТИ» Шарапов провел за свои кровные 40 тыс. рублей.

В ответ на его многочисленные запросы Главтатдортранс в том же 2011 году заключил с ним соглашение о предварительном взаимодействии. Никаких существенных условий оно не содержало: мол, определим и выкупную стоимость, и сроки выкупа - ждите. «И с тех пор ни ответа, ни привета», - жалуется предприниматель. Так ничего и не дождавшись, фермер в апреле этого года подал иск в суд. Он утверждает, что изъятая у него земля до сих пор не поменяла свою категорию – продолжает числиться сельхозугодьями. И он продолжает платить на нее налог, хотя не пользуется ей уже несколько лет: «Одни участки заняты дорогой, другие – защитными посадками деревьев».

«В принятом кабинетом министров постановлении было четко сказано, что будет производиться изъятие земли путем выкупа», - напомнил на судебном заседании представитель истца Кирилл Мартынов. - Просим заключить договор с минземимущества и Главтатдортрансом, чтобы все-таки был сделан выкуп и регистрация перехода права собственности.

12 МЛН. «ОСЕЛИ» В ОБЩЕЙ МАССЕ БЮДЖЕТА

Впрочем, как выяснилось в ходе судебного разбирательства, фермер уже давным-давно должен был получить компенсацию за отнятую пашню. В частности, специалисты управления федерального казначейства сообщили на заседании в арбитраже, что средства на эти цели были перечислены в Лаишевский район еще на исходе …2006 года. Они озвучили сумму в 11,9 млн. рублей. Этих средств с лихвой хватило бы для того, чтобы рассчитаться с фермером. Согласно оценке, ему должны были возместить чуть больше 6 млн. рублей.

Однако, миллионы выкупных в районе, который в то время возглавлял небезызвестный Александр Тимофеев (ныне отбывающий наказание в колонии)… бесследно исчезли. Так что их поиском вынужден был заняться арбитраж.

На заседании, состоявшемся на минувшей неделе, судья Ирина Никулина снова задала представителю исполкома Лаишевского района простой, по ее мнению, вопрос: «Где деньги? Нашли?» Услышав отрицательный ответ, она удивилась: «Да вы что! Это уже называется нарушением финансовой дисциплины. Вы представляете: вам перечислили средства, а их нет!» «Я выяснял в финансово-бюджетной палате», - поспешил объясниться Александр Виноградов. - Из минземимущества 21 декабря 2006 года нам перечислили 12, 5 миллионов. Данные денежные средства не имели целевого назначения. Поступили как доходная часть бюджета и осели в общей его массе».

На уточняющий вопрос судьи: «Никто не поинтересовался, что за деньги?» - начальник юротдела районного исполкома сказал: «Я выяснил то, что смог выяснить». А именно, ему сказали, что если средства приходят в виде доходной части, не запрещено использовать их на нужды района. «Если бы средства были целевые, их никто никогда никуда бы не потратил», - отметил Виноградов.

«На мой вопрос, интересовался ли кто-нибудь за это время судьбой этих денег, ответили, что никаких запросов не было. Не было и никаких отчетов за исполнение. Всех все устроило», - добавил он. Если есть сомнения в его словах, юрист предложил пригласить на заседание специалистов финансово-бюджетной палаты района.

«Суд верит, что такое, в принципе, возможно», - сказала судья. Но попросила представить письмо из этой ответственной за финансы палаты: «Деньги они не найдут, потому что они уже «ушли». Пусть представят их судьбу». Но Виноградов сразу же пресек эту инициативу: «Мне сказали, что идентифицировать их невозможно»…

ЦЕНА МОЖЕТ БЫТЬ ЗАВЫШЕНА

Понятно, что в этой ситуации никто из ответчиков не спешит признавать иск. И фермеру, который несколько лет ждал, что с ним рассчитаются за землю, снова нужно запастись терпением. В частности, Диана Валиуллина, представлявшая на процессе минземимущества (и одновременно кабмин РТ) на недавнем судебном заседании сообщила, что специалисты министерства, изучив отчет об оценке шараповских земель, нашли в нем изъяны. Как то - некоторое несоответствие федеральным стандартам оценки.

Так, в копии, представленной в министерство, не оказалось ряда приложений: фотографии объекта оценки, акта осмотра земель, на который ссылается оценщик. Да и информация в оглавлении отчета не соответствовала фактической: на странице 34, где должны быть скрины интернет-страницы, на самом деле указан перечень методической литературы. Наконец, сам отчет никем не заверен. Все это, по словам Валиуллиной, не позволяет «сделать вывод о корректности полученных результатов».

Иначе говоря, перепроверившие отчет оценщики минзема засомневались в самой итоговой сумме. «Мы считаем, что цена земли завышена», - прямо сказала представитель ведомства. Она обратила внимание на то, что в приведенном мониторинге цен минзеимущества стоимость 1 га земель сельхозназначения в Лаишевском районе находится в пределах 213 - 250 тыс. рублей. А в отчете он составляет 292 тыс. рублей.

В министерстве нашли возможную причину погрешностей. «При расчете стоимости участков имеют ошибки. Оценщик использовал лишь одну корректировку, тогда как их нужно вводить несколько», - пояснила начальник отдела защиты имущественных интересов государства.

Так, по ее словам, оцениваемый участок имеет неправильную вытянутую форму, на нем нет инженерных коммуникаций. Ничего этого оценщик не учел. Правда, этот комментарий вызвал некоторое недоумение у самого фермера. Он сообщил, что его участки представляют собой не единый массив - они «разбросаны» по местности.

С тем, чтобы подтвердить или опровергнуть свои подозрения, минземимущества просило назначить судебную экспертизу по определению цены спорных участков. На ту же дату, что и у Шарапова - 27 мая 2011 года. В свою очередь, представитель фермера считает, что оценка должна быть сделана на сегодняшний день. «Истец в свое время сделал оценку, когда предполагал, что с ним будет заключен договор купли-продажи. Но этого не сделано до сих пор», - мотивировал свою точку зрения он.

Судья как вариант предложила провести экспертизу на две даты. Теперь дело стало за выбором экспертов.

Арбитражный суд РТ вернется к рассмотрению дела 22 августа.

«ЕДИНСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА – НОВЫЙ ГОД»

«То, что они там сами (видимо, в районеред.) не доработали – не наша вина», - горячилась уже после судебного заседания представитель Главтатдортранса, обращаясь к фермеру. - Нам сосчитали, отдали платежку, мы передали в управление федерального казначейства. Они переслали дальше».

«Единственная проблема - то, что был новый год», - заметила она. «Поднимите документы, иначе «закрутят» нецелевое использование», - настоятельно советовала представитель Главтатдортранса Валиуллиной из минземимущества. - Казначейство самостоятельно не отослало бы деньги в район, ели бы не было бы какого-то письма из министерства. У вас, скорее всего, вся сумма проходила одним распоряжением. И должна была быть расписана на что».

«Но если казначейство не написало, пусть сейчас само и разбирается», - не стала она сбрасывать с чаши весов еще одного возможного виновника возникшей тупиковой ситуации.

«МОГУТ ПОЛЕТЕТЬ ЧЬИ-ТО ГОЛОВЫ»

Знакомый с ситуацией источник «БИЗНЕС Online» не исключает, что ходатайство минземимущества о судебной экспертизе может быть вызвано лишь желанием выиграть время.

«Министерство не признает иск, потому что деньги на эти цели из бюджета уже были перечислены. Если суд вынесет решение в пользу фермера, им эти миллионы нужно будет где-то еще изыскать. Соответственно, могут полететь чьи-то головы. А к президенту они обратились для того, чтобы он им либо разрешил признать иск, либо не признавать».

К слову, как ранее рассказывала газета «БИЗНЕС Online», в те годы с финансами в Лаишевском районе (к слову, Тимофеев возглавлял его с 2002 по 2010 год) творилось много удивительного. В частности, по данным счетной палаты РТ общая сумма нарушений, выявленных аудиторами в ходе проверок использования средств республиканского бюджета, выделенных району в 2006 - 2007 годы, составила 28,5 млн. рублей. Было среди них и нецелевое использование средств – на 5,8 млн. рублей. В казну же удалось вернуть только порядка 9 млн. рублей…

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (47) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    21.08.2013 08:20

    Да копни любой район, думаю ситуация похожая. Чиновники на местах считают себя ханами! Богами если угодно! Необходимо сделать их работу прозрачной

  • Анонимно
    21.08.2013 08:27

    М.П. быстро эти деньги найдет)

  • Анонимно
    21.08.2013 08:33

    Это как проверяют что 12 млн. даже не заметили!!!Проверка на бумаге

  • Анонимно
    21.08.2013 08:43

    Два года тому назад арбитражный тоже вынес решение по Минсельхозу о 32 миллионов, вдруг пропавших, даже на совете безопасности ставился вопрос. Вы думаете кого то наказали! А тут всего 12 лимонов

  • Анонимно
    21.08.2013 08:43

    Надо начать новое дело по Тимофееву и отпрааить его реально на зону,а не в бибилиотеку

  • Анонимно
    21.08.2013 08:49

    Выговор с занесением.

  • Анонимно
    21.08.2013 08:50

    может провести голосование на коррупционную составляющую в районе на данный момент и увидим всю картину!

  • Анонимно
    21.08.2013 08:56

    Получается ГАИ не имеет право на этой дороге выписывать штрафы, так как получается по полю едешь, а не по дороге

  • Анонимно
    21.08.2013 09:10

    Доброго всем дня!Скоро появится другой фигурант этого дела, и успешно все спишут...

  • Анонимно
    21.08.2013 09:13

    Удивляет позиция властей. Что значит платить или не платить? Компенсация не выплачена и все тут. А то, что то там творят местные баи, это не дело фермера.

  • Анонимно
    21.08.2013 09:14

    Человек не пошел против республики, отдал землю. Теперь Минзем засомневался в компетенции оценщика и его работы - хотя угадайте, кто главный придворный оценщик самого минзема?)))Все валят друг на друга, а фермеру кукиш. Вы заплатите за что должны, а потом уже разбирайтесь, кто виноват в многоугольнике Тимофее-минзем-казначейство-главтатдортранс. И пусть полетят головы. При нынешнем руководстве республики расцвели всякие тимофеевы, пусть несут ответственность за своих ставленников. Отстаньте от фермера!

    • Анонимно
      21.08.2013 10:24

      полностью согласна с Вами! никакой благодарности за гражданскую сознательность этого фермера. Так у нас поддерживается сельское хозяйство, значит?

  • Анонимно
    21.08.2013 09:22

    БО доведите до конца этот вопрос!

  • Random
    21.08.2013 09:52

    Предлагаю фермеру перекрыть движение через земли которые находятся в его собственности! Поставить тарктор или комбайн, а дальше время покажет...

    • Анонимно
      21.08.2013 11:40

      Справедливо было бы демонтировать участки дороги прошедшие по пашне фермера, пусть покладывают в обход, а то тут когда дело касалось собственности, первый президент МШШ заявлял, что "частная собственность священна". Или только для таких как МШШ она священная, а для остальных ни-ни.

  • Анонимно
    21.08.2013 09:56

    Вчера только здесь было сообщение о том ,что агава выиграла суд на 15миллионов у администрации Казани за несвоевременное оформление документов по купле-продажи земли. Так что у нашей татарстанской власти это в порядке вещей сначала забрать и годами не платить.А потом думаем,почему приближенные генподрядчики к стройкам универсиады кидают субчиков ,поставщиков,годами не платят и в итоге банкротятся.Примеры то на глазах.сама власть так действует.

  • Анонимно
    21.08.2013 10:18

    такое только у нас может,бардак

  • Анонимно
    21.08.2013 10:19

    Это что платной дорогой будет, так пусть фермер и берет плату за проезд, до тех пор пока не возместит стоимость земли!

  • Анонимно
    21.08.2013 10:31

    Почему если такие цены на гектар сельхозугодий, кадастровая стоимость моего сада (6соток) расположенного на землях сельхозназначения, с которой я плачу налоги выше в десятки раз?

  • Анонимно
    21.08.2013 10:44

    потом хотят чтобы родину любили и защищали

  • Анонимно
    21.08.2013 11:09

    В нашей республике представители власти вообще слышали что нибудь о частной собственности? Или для них только существует это понятие. А остальные - так, бесправные существа. О каком тогда инвестиционном климате можно говорить вообще. Фермер пошел на встречу государству, а ему в ответ - индийское жилище.

    • казань
      21.08.2013 14:29

      В России нет как таковой частной собственности на землю.Не оплатите налог на недвижимость пару лет. придут приставы и изымут.Так что смысл приватизировать и тд. только для быстрой продажи. Если для себя и детей земля то можно и без приватизации держать.

  • Анонимно
    21.08.2013 11:32

    «Я даже президенту письмо писал». И что президент ответил? Если это письмо до него дошло. Интересно сколько писем доходит до президента? Через фильтр аппарата - кажется ни одно, отправят по кругу только и всего. Или многочисленное окружение сформировало у него особое мнение по этому вопросу. Какой упертый фермер оказался, в суд обратился? А как же поддержка малого бизнеса в сельском хозяйстве? А как же инвестклимат?

  • Анонимно
    21.08.2013 11:33

    За этот бардак надо уволить всех причастных чиновников с записью в трудовой книжке "за профнепригодность".

    • Анонимно
      21.08.2013 12:56

      12 миллионов канули и концов не найти? Вот она экономика Татаристана, ограбить фермера, при этом ни одного виновного, круговая порука. А президент ищет где средства изыскать, об инвестиционном климате печется, а все упирается в тихий саботаж и воровство чиновничье.

    • Анонимно
      22.08.2013 08:33

      налогоплательщики РТ поддерживают такое мнение

  • Анонимно
    21.08.2013 12:58

    У меня приятель работал на строительстве объектов Универсиады.Работал на обещании, что после игр все проплатят.Сейчас этот горемыка ходит, деньги выбивает.Получится ли??!!

  • Анонимно
    21.08.2013 14:26

    А где счетная палата республиканская и прокуратура.

  • Анонимно
    21.08.2013 15:15

    Если вы что-то захотите что-то оформить или организовать свой бизнес..Вы узнаете кто такой ГЛАВа

  • Анонимно
    21.08.2013 16:57

    а помните эту историю:http://www.business-gazeta.ru/article/50150/

  • Анонимно
    21.08.2013 17:29

    Этот драматический эпизод из жизни татарстанского фермера не должен быть обойден вниманием президента РТ, если он не на словах а на деле выступает за поддержку малого бизнеса, тем более на селе. "Ваше слово, товарищ Маузер!"

  • Анонимно
    21.08.2013 17:50

    Думаю вторично оплатить не должны, хотя и виновны все перечисленные организации.Но район получил сумму, а у него дополнительные поступления в бюджет(деньги для фермера) не было, значит дополнительно расходовали на нужды района. Теперь пусть возвращают обратно и урезают свой районный бюджет. Возможно они знали, но ревностно отнеслись фермеру, (как он без нас получает такие миллионы?)и не дали ему эти деньги. И возможность была, сверху отдельно цель не указали якобы. Хотя из Лаишево в Казань позвонить или просить письмо о целевом расходе и еще съездить за ним нужно 2 часа времени. Если себе были эти деньги чиновникам района давно бы с лихвой получили бы они, как всегда и везде.

    • Анонимно
      21.08.2013 18:13

      Неважно откуда возьмут, справедливо одно должны оплатить без всяких разговоров, а лучше всего из карманов чиновников, допустивших такое вопиющее нарушение прав фермера, вот тогда, когда чиновник будет отвечать рублем из своего кармана за свое незаконное действие или бездействие может быть что-то в этой стране и изменится.Что скажет на это президент Минниханов Р.Н.?

  • Анонимно
    21.08.2013 20:50

    А как эту землю фэрмер купил?

    • Анонимно
      21.08.2013 21:25

      Не уводите от темы, как купил? Вопрос в том, что он как добросовестный налогоплательщик, в результате преступного действия или бездействия чиновников различных ведомств, наказан. Мало того, что лишился 23 га земли - пашни, да еще платит до сих пор за эту землю налоги и они до сих пор, превратившись в автобан числятся сельскохозяйственными землями.

      • Анонимно
        21.08.2013 22:32

        Обратился с письмом к президенту-кто виноват в бездействии?Где ПИСЬМО?

  • Анонимно
    21.08.2013 22:28

    Тимофеева под суд и на нары,деньги фермеру вернуть с процентами за пользование чужими денежными средствами!

  • Анонимно
    22.08.2013 01:07

    "На заседании, состоявшемся на минувшей неделе, судья Ирина Никулина снова задала представителю исполкома Лаишевского района простой, по ее мнению, вопрос: «Где деньги? Нашли?» Услышав отрицательный ответ, она удивилась: «Да вы что! Это уже называется нарушением финансовой дисциплины. Вы представляете: вам перечислили средства, а их нет!»" Надо отдать должное судье И.Никулиной, которая так внимательно и тщательно исследует обстоятельства дела, хоть в этом плане фермеру повезло. Хочется надеяться на то, что в суде будет принято справедливое и законное решение, несмотря на обращение Минзема к президенту: "А к президенту они обратились для того, чтобы он им либо разрешил признать иск, либо не признавать".

  • Анонимно
    22.08.2013 04:00

    Тимофеев продал пол района,это каждый житель района знает,даже ПТУ-114 где раньше ребят в районе хоть поварами ,слесарями обучали,а теперь?ребята в районе не нужны-а еще об поднятии имиджа рабочей силы говорят,смешно.Он очень много зла людям Тимофеев сделал ,а самое обидное что руководство республики об этом незнала(???),это позор такому руководству

  • Анонимно
    22.08.2013 07:53

    "Диана Валиуллина, представлявшая на процессе минземимущества (и одновременно кабмин РТ) на недавнем судебном заседании сообщила, что специалисты министерства, изучив отчет об оценке шараповских земель, нашли в нем изъяны. Как то - некоторое несоответствие федеральным стандартам оценки." Прямо по классику Аркадию Райкину - главное запустить "дурочку", а там видно будет.

    • Анонимно
      22.08.2013 08:39

      Прав ПанАлекс 1197. Иск следует выставить по кадастровой стоимости, пусть Минзем на свои оценивает и доказывает в суде.

  • Анонимно
    22.08.2013 08:21

    А чё сразу Тимофеев то - чик-трак он в библиотеке

  • Анонимно
    22.08.2013 08:36

    А в РТ при таких талантливых и "удащливых" чиновниках ничего добиться не получится. Это не проблема фермера кто и куда спилил его деньги. Важно одно - отдадут или нет. Скорее всего второе.

    • Анонимно
      22.08.2013 17:34

      Отставить пораженческие настроения. "В чём сила брат? В деньгах сила. Нет,брат, сила в правде....". А правда за фермером.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль