Бизнес 
24.08.2013

Будут ли через 10 лет в России шить шубы?

МЯГКОЕ ЗОЛОТО

Испокон веков шуба была одним из основных одежных символов России. У каждого сословия были свои меха: у царей и бояр – соболя и горностаи; у купцов – бобры, белки, норки; у крестьян – овчина и зайцы. Неоспоримым был факт, что зимой без шубы или тулупа на Руси обойтись было невозможно. Благо и бескрайние лесные просторы обеспечивали сравнительно немногочисленное население страны пушниной, а крестьянские хозяйства овчиной. Часть ценной пушнины продавалась за рубеж за золото, за что пушнина и получила название мягкого золота. В средние века на Руси пушнина была тем, чем сейчас для нас является нефть и газ – главным источником поступления валюты в казну. Примечательно, что именно погоня за соболем привела к покорению и освоению Сибири.

mel11.jpg
Раис Гумеров

Со временем народонаселение росло, леса скудели. Шуб на всех стало не хватать. Простой люд стал носить шубную альтернативу – телогрейки и т.д. Шуба стала атрибутом богатых людей. В XX веке стали выращивать пушнину в искусственных условиях.

При этом шуба из любого натурального меха была очень ценной вещью. Достаточно сказать, что в Америке в 50-х годах прошлого века норковая шуба стоила дороже «Кадиллака». А в СССР и мутоновая шуба была невообразимой роскошью. СССР производил клеточной пушнины больше всех в мире, но норковое пальто в стране носили буквально единицы «небожительниц». Норка уходила за рубеж через пушные аукционы, а оставшаяся шла на воротники для драповых пальто и немного на головные уборы.

В стране было около 30 крупных меховых предприятий, на некоторых из которых работало порядка 5 - 7 тыс. человек. Но львиная доля их продукции шла на спецзаказ военным, нефтяникам, газовикам. В торговлю попадала крайне незначительная часть продукции, поэтому все меха были остродефицитным товаром.

ШАНСЫ НА ВЫЖИВАНИЕ

В 1992 году закончилась плановая экономика в стране, соответственно сошли на нет заказы спецпотребителей. Меховщикам пришлось осваивать рыночную продукцию. Не все смогли это сделать. Большинство меховых предприятий прекратило существование еще в 90-е годы. Не выдержали и большинство зверохозяйств. За 10 лет производство клеточной пушнины в стране упало в 10 раз. Поголовье овец в стране также упало в четыре-пять раз, хозяйства перестали заниматься селекцией. Мировыми центрами производства пушнины стали Дания, Финляндия, Норвегия, США и Канада.

Оставшиеся в живых меховые предприятия, а это были самые технологически передовые, начали закупать овчину в Австралии, пушнину – в Скандинавии и Америке. На смену закрывшимся меховым предприятиям пришли многочисленные «цеховики», в основном в районе Кавказских минеральных вод. Технологически они отставали от классических меховщиков, но их преимуществом был фактически безналоговый режим работы.

У меховых предприятий налоговая нагрузка была выше 50% от оборота. Наряду со всеми остальными налогами действовал еще 35% акциз. Так что у старых меховых предприятий, существовавших 80 - 100 и даже 150 лет, не было шансов выжить.

К началу 2000-х годов из старых меховщиков осталось два-три предприятия, локализовавших свою меховую деятельность на узком сегменте спецодежды, и казанская «Мелита», сохранившая все основные направления: выделку овчины и всех видов пушнины и пошив изделий из них.

ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА «МЕЛИТЫ»

41747.jpg

Почему «Мелита» стала исключением из правила? Причин несколько. Это и взвешенная маркетинговая и ассортиментная политика, использование всех рыночных механизмов (взаимозачеты, векселя…), своевременные организационные преобразования. А главное – системная работа по повышению качества продукции. «Мелита» всегда была лидером в обработке овчины. А потом стала и общепризнанным мировым лидером по выделке бобра. По всем другим видам пушнины качество также соответствует лучшим мировым образцам. Но, несмотря на наши усилия, все эти годы «Мелита» сжималась, как шагреневая кожа. И другого быть не могло – внешние обстоятельства практически не давали шансов выжить в нашей стране меховому предприятию.

Изменилась ли ситуация сейчас? Да, она стала еще тяжелее. Сейчас уже начали разоряться «новые меховщики» – цеховики, возникшие в 90-х, а в начале 2000-х превратившиеся в современные предприятия с новейшим импортным оборудованием. Несмотря на все преимущества по сравнению со старыми, классическими меховыми предприятиями, и они не могут выжить в условиях неравной конкуренции с импортом.

Казалось бы, удивительная ситуация: в СССР доля легпрома в ВВП страны была 30%, сейчас ее доля сократилась более чем в 100 раз! И при этом оставшиеся предприятия не могут продать свою продукцию в такой большой стране!

ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ В КИТАЕ

Дело в том, что рынок товаров легкой промышленности – это огромный стратегический рынок. Он превышает автомобильный рынок и в России составляет около 100 млрд. долларов. И он является лакомым куском для всех. Во многих странах освоение российского рынка легкой промышленности является важной государственной задачей.

Так, например, правительство Турции субсидирует своим предприятиям затраты на аренду торговых площадей и рекламу в России. Не удивительно, что сейчас большая часть меховых торговых сетей в России принадлежат туркам.

В Китае же помимо налоговых льгот действует специальная программа поддержки меховщиков, торгующих в России, которая позволяет в оптовых центрах на территории России держать уровень цен на шубы значительно ниже, чем стоимость сырья, идущего на шубу. Сами китайцы говорят, что таких цен нет даже в Китае и впору покупать изделия здесь и везти домой.

Мы видим, что в последние два-три года китайские покупатели скупают основную часть пушнины на всех международных аукционах. Тем самым они подняли цены на сырье в два-три раза. А цена шуб в их оптовых центрах на территории России практически не растет. Чудо? Скорее практический расчет. Это классическая схема завоевания рынка путем демпинга. Можно некоторое время компенсировать убытки своим предприятиям, зато и награда велика – 100 млрд. рынок, который становится их полной вотчиной.

Позиция российской власти в этом вопросе характеризуется 20-летней давности фразой Чубайса: «Товары легкой промышленности? Все, что нужно, – завезем». Конечно, словесная риторика властей с тех пор изменилась, но реальной поддержки отрасль так и не получает. Более того, налоговая нагрузка в легпроме значительно выше, чем в сырьевых отраслях.

А еще 20 лет назад на встрече с греческими меховщиками, на наш вопрос: «Какие налоги вы платите?», нам ответили – «Никаких. Мы решаем важную социальную задачу – даем людям работу!»

Аналогичная ситуация во всех европейских странах и в Америке. Миф о том, что Китай полностью одевает весь мир, не соответствует действительности. Везде существует серьезная защита своего рынка и поддержка своих производителей. Выпуск одежды и обуви на душу населения во всех этих странах во много раз выше, чем в России.

ШВЕЯ – ИСЧЕЗАЮЩАЯ ПРОФЕССИЯ

Кто-то может сказать, что и в России выделяются значительные средства для поддержки легкой промышленности. Да, регулярно принимаются программы поддержки, предусматривающие выделение значительных средств каким-то институтам на создание каких-то инновационных технологий. Ни рубля из этих средств не доходит до реальных производителей, хотя многие из этих технологий на предприятиях давно уже существуют.

Казалось бы, очевидная вещь – хочешь поддержать умирающую, но стратегически важную отрасль страны – освободи ее от всех налогов. Постепенно поднимется и разовьется. Бюджет от этого пострадает? Так ведь деньги, выделяемые на так называемую поддержку легпрома, больше, чем налоги, собираемые с нее!

Наверное, когда-то так и будет. Не может долго одна страна продираться сквозь чащи, в то время как весь мир идет рядом по широкой дороге. Правда, по прогнозу московской школы управления «Сколково», к 2020 году в России исчезнет профессия швея. Надеюсь, их прогноз не оправдается. Любая страна должна заботиться о базовых уровнях безопасности. Помимо вооружения – это способность себя накормить, одеть, обуть.

Во время Великой Отечественной войны наше предприятие, единственное из меховых предприятий страны, получило орден Ленина. За то, что поставило фронту 8 млн. изделий! А сейчас во всей стране и 200 тыс. шуб в год не выпускается!

ПРОРОКИ И ОТЕЧЕСТВО

К сожалению, в России теряются многие базовые компетенции легпрома. В частности, производство тканей. Многие виды мы уже не выпускаем. Восстановить пошивочное производство можно и с нуля, а наладить текстильное производство значительно сложнее. Еще хуже дело с меховым производством. Пошив мехового изделия хоть и является более сложной задачей, чем текстильного, но научиться ему можно. А вот выделку меха трудно восстановить. Выделка – вещь технически очень сложная и включает в себя десятки различных процессов. Качественная выделка – это результат многолетнего опыта, экспериментов, обучения. Нашему предприятию на днях исполнилось 85 лет. Причем его история еще старше – меховое объединение было создано на базе кустарных меховых мастерских, которые существовали уже в середине XIX века. Т.е. не менее 150 лет создавались, совершенствовались технологии, которые лежат в основе сегодняшнего высокого качества и надежности продукции.

Один маленький нюанс. Знаете ли вы, чем эти старые традиционные технологии отличаются от современных? В последние годы все привыкли к тому, что шубы надо хранить в спецхолодильниках. Это не просто прихоть или мода, это для большинства изделий насущная необходимость, т. к. их выделка может гарантировать качество изделия только до температуры 30 - 35 оС. Следовательно, меховое изделие не только нельзя сушить возле батареи, но и просто хранение дома летом в некондиционируемом помещении чревато тем, что волос начнет выпадать. А традиционные технологии допускают температуру 55оС! Не зря же раньше сушили доху на печи.

Исконная технология, конечно, не обеспечивает мягкость, пластичность кожевой ткани, но гарантирует долговечность. А высший пилотаж выделки – это добиться мягкости, легкости и сохранить температурную стойкость. Пожалуй, кроме «Мелиты» это никто в мире не может. Недавно у нас в салоне был вице президент знаменитого американского аукционного дома «Нафа». Я обронил, что многие известные немецкие меховщики считают наш салон лучшим в мире меховым магазином. В ответ он сказал: «Да, бобер отличный, такого я нигде не видел. А вот норка и остальное обычные, как у итальянцев». И тут я ему рассказал про разницу в температуре сваривания кожевой ткани наших изделий и итальянских. Он был поражен, говорит: «Об этом надо писать везде, никто этого не знает!»

И действительно, об этом мало кто знает, поэтому часто люди хранившие шубы жарким летом в шкафу к следующему сезону видят, что волос начинает вылезать. Это значит, что кожевая ткань сварилась.

К нам нередко приносят на ремонт меховые изделия известных зарубежных брендов с подобными проблемами. А нередко бывает, что приносят на реставрацию наши изделия, купленные 15 - 20 лет назад: мех еще нормальный, а фасон устарел.

Есть хорошая пословица: «Нет пророка в своем отечестве». Многие казанцы воспринимают нашу продукцию, как заурядную, местечковую. А в других городах нас знают как легендарную компанию, производящую продукцию высшего мирового класса. В наш казанский салон приезжают покупатели со всей России, очень много из Москвы. Большинство из них становятся нашими постоянными покупателями.

Около половины всех покупок в салоне совершают иногородние. На днях итальянцы купили дорогое пальто из соболя. Думаю, что это уникальный случай, когда не сувенирный магазин, а крупный салон одежды имеет такую большую долю приезжих покупателей. Да и сама «Мелита» – абсолютно уникальное предприятие. Нет больше в мире меховых предприятий со столь широким диапазоном компетенций. Обычно 5 - 6 групп различных предприятий охватывает весь этот диапазон.

Как бы это высокопарно не звучало, мы понимаем, что «Мелита» – это достояние не только Татарстана, но и России. Сохранить ее – наша обязанность.

А что касается вопроса, вынесенного в заголовок, то ответ, к сожалению, отрицательный. Не будут! Одевать нас будут китайцы и турки. Но, вероятно, когда полностью будет уничтожена в стране своя меховая отрасль, цены на ввозимые шубы поднимутся до такого уровня, что станет выгодно производить их в России. И тогда «Мелита» может стать технологической основой для возрождения меховой промышленности страны.

Раис Гумеров

Справка


Раис Гумеров родился 13 февраля 1956 года. Окончил Казанский филиал Московского энергетического института (1979 г.).

В 1981 - 1983 гг. - инженер, старший инженер, заместитель начальника цеха ПО «Теплоконтроль».
В 1983 - 1989 гг. - заместитель главного энергетика ПО «Казаньрезинотехника», главный инженер завода РПИ и н/смазок.
В 1990 - 2003 гг. - главный энергетик, начальник коммерческого управления, коммерческий директор ОАО «Мелита».
C 2003 года - генеральный директор Татарского мехового торгово-промышленного объединения ОАО «Мелита».

Женат, имеет сына и дочь.

Награжден медалью "За доблестный труд" (2012 г.)

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (42) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    24.08.2013 11:31

    Жена раньше хотела шубу. Потом купили ей машину, больше шуба не нужна.

  • Анонимно
    24.08.2013 11:51

    Так шубы никому не нужны кроме женщин. Морозов сильных нет. Необходимость отпала только для выпендрежа.

  • Анонимно
    24.08.2013 12:15

    Сейчас фирменные куртки теплее любой шубы. А учитывая какие цены сейчас ломят за меховые изделия, то лучше раз в 1-2 года покупать новую куртку, чем ходить много лет в одном и том же старье.

  • Анонимно
    24.08.2013 12:18

    эх, держись мелита! отечественное производство не должно рухнуть! иначе обкончательно рухнет и татарстан и в целом вся россия :(

  • Анонимно
    24.08.2013 12:19

    С каждым годом лето становится всё жарче и жарче !!! Практически ходим в одних шортах и шлепанцах.Да и зима у нас на несколько дней бывают сильные морозы, а в остальном ходим в легких пуховиках.Может лучше ,,меховушке" перестроится и шить пуховики и аляски ? Кому они нужны ихние шубы, мода уже на них давно прошла, эдак в годах 1970-1980.Тогда было модно косить под ,,обкомовских" дам и вальяжных чиновников в рыжих дублёнках.Вы когда нибудь видели Путина в дубленке или в шубе.Он всегда одет в спортивную аляску хорошей марки, ну и естественно не носит ,,москвичку" из норки или пыжиковую шапку.Всё, времена кончились для ,,меховушки", надо ПЕРЕОРИЕНТИРОВАТЬСЯ на более современные тенденции в моде !!!

  • Анонимно
    24.08.2013 12:35

    Раньше шуба нужна была как предмет шантажа мужа,любовника.Сейчас нужны бехи,ауди,мерины.Накрайняк Матиз.

  • Анонимно
    24.08.2013 13:00

    Шуба нужна. Мы смотрели шубы в Турции на отдыхе. Ничего не понравилось, а когда приехали домой, купили в "Мелите". Товар хороший и цены честные. Для мягких зим есть шубы с тонким мехом. надо "Мелите" больше заниматься продвижением своего товара.

  • Анонимно
    24.08.2013 13:03

    шубы будут носить все меньше и меньше. мы идем по европейскому пути, а там меховые шубы носить дурной тон, т.к. жестоко по отношению к животным. да и к тому же меховая шуба стоит в разы дороже приличных брендовых синтетических изделий. поэтому мелите надо переходить в класс премиум, чтобы продавать свои шубы не массовому потребителю, а узкой прослойке мажоров, которые все еще считают шубу элементом роскоши.

  • Анонимно
    24.08.2013 13:03

    Лето теперь какое длинное, желтых листьев на земле нет! Еще не так давно первые желтые листья появлялись в последних числах июля.

  • Анонимно
    24.08.2013 13:19

    конечно, смешно ходить на работу в норке. но вот я езжу на работу в общественном транспорте и на остановках все-таки ждать приходится, так что шубка пока еще нужна))) а насчет фабрик, а как же кировская "белка", а питерские фабрики? вроде закрываться не собираются.

  • Анонимно
    24.08.2013 13:39

    А почему бы мелите не организовать свое производство в Турции Китае или в Греции-там ведь не платят налогов, то есть зарабатывать для республики в других странах. Отвечу сам- потому что боитесь, не вы держите конкуренции даже если налогв платить не будете......

    • Анонимно
      24.08.2013 14:18

      Все производства надо выводить из крупных городов и небольшие городки и сёла. Там и рабочих рук хватает и будут рады зарплатам ниже казанским, что в свою очередь сыграет на понижение себестоимости товара. Европейцы выводят производства в китай и тп страны именно из-за низкой стоимости труда, европейцы получают одинаково не зависимо от того - живут в городе или в пригороде.

  • Анонимно
    24.08.2013 14:05

    Мелиту надо спасть.

  • Анонимно
    24.08.2013 14:14

    Будут. :-) И через 100 лет - будут!

    • Анонимно
      24.08.2013 14:47

      Будут конечно. Только очень мало. Личный автомобиль сделал шубу не нужной. Более того, ездить в шубе, особенно в длинной, в машине просто не удобно. Ну и материалы сейчас есть гораздо более легкие и теплые.

      • Анонимно
        24.08.2013 20:10

        Шубы бывают разные. В норковой дохе конечно в машине неудобно. А вот в коротенькой, тонкой, лёгкой курточке из натурального меха/кожи - просто красота.Мелите надо менять модельный ряд, изучать-внедрять новые технологии.

  • Анонимно
    24.08.2013 16:02

    Комментаторы, Вы как будто вообще зимой на улицу не выходите. Я с каждым годом все больше и больше удивляюсь тому, какую популярность приобрели шубы, по крайней мере у нас в городе. Каждая женщина по-моему у нас мечтает о шубе, либо имеет её. Посмотрите осенью на толпы в торговых центрах, занимающихся продажей шуб.

    • Анонимно
      24.08.2013 17:15

      Пусть мужики комментируют со знаком "М", а женщины- со знаком "Ж". И тогда будет видно, нужны шубы или нет.

  • Анонимно
    24.08.2013 17:32

    Смешные люди.. Сначала убивают животное, затем снимают с него кожу, а потом эту кожу одевают на себя.. и думают что они стали крутыми..)))

  • Анонимно
    24.08.2013 18:31

    общество, в котором нет дифференциации по типу шуб, лишено цели (c) пацак

  • Анонимно
    24.08.2013 18:36

    а у меня возникает вопрос будет ли через 10лет россия

    • Анонимно
      24.08.2013 20:12

      Будет. И люди будут, и территория удет, и государство Россия будет. Вот только малость иное. :-))

  • Анонимно
    24.08.2013 20:06

    Как не печально, но я за хороший пуховик. Из 10 фабрик Мелиты остался какой-то экспериментальный цех, ему реально не вытащить отрасль в плюс. Основным заказчиком при СССР были военные, гарантированный заказ. Обидно, что многие родные люди отдали 30-40 лет трудового стажа данному предприятию!

    • Анонимно
      24.08.2013 20:47

      Но для вахтовиков, строителей, всех, кто не в "конторе" 30градусный мороз, мутоновая дублёнка с "матросским" воротником и брезентовым верхом - незаменимая вещь. По крайней мере в 70-80-х гг. так было.

      • Анонимно
        26.08.2013 11:41

        Все верно, так и было...но со временем все меняется. Сейчас многие отрасли уже отказываются даже от валенок в пользу сапог а-ля Nordman. Причина в цене. И с тулупами тоже самое. Много нового материала теплого и не промокаемого.

  • Анонимно
    24.08.2013 21:49

    Зачем уничтожать животных? Какая в этом сейчас необходимость? ну оденете вы часть тела животного на себя? Ну и что? Ну дикари чтоли? Мир меняется. Меняемся и мы с вами.. Зачем нам носить на себе кожу замученных живых существ? Неужели приятно?

    • казань
      25.08.2013 19:36

      я вот люблю мясо..хорошо прожаренное. коров не убивать?

      • Анонимно
        26.08.2013 14:15

        Наберите в Ютубе фильм Пола Маккартни "Слезы, спрятанные за железной стеной", и Вы сами ответите себе на свой вопрос.

  • Анонимно
    24.08.2013 22:08

    Несмотря на цены, качество у Мелиты действительно- высочайшее! (Знаю что люди с деньгами из Москвы и Питера специально в там покупают)

  • Анонимно
    24.08.2013 22:08

    Не сохранит он Мелиту, они нормальные отношения с арендаторами и владельцами в ДК мелита не могут установить, то они незаконно шлагбаум установят, то туалеты закроют, то совместят туалет женский и мужской, то начинают городить перегородки не по плану БТИ.

  • Анонимно
    24.08.2013 22:09

    Ж. В машине в шубе не очень удобно. В длиннной тем более. Жалко сидеть на ней как то. Куртки пуховики более комфортны. Повепендривалась пару сезонов в норке у себя на районе, больше не хочу. Буду ходить в куртке. Я маленькая хожу на каблуках все время, сложновато подобрать куртку под каблуки. Вот так вот.

  • Рамиль
    25.08.2013 00:52

    Дорогой качественный пуховик плюс лыжные штаны намного легче и теплее шубы..

  • Анонимно
    25.08.2013 10:04

    хватит убивать наших братьев меньших.

  • Анонимно
    25.08.2013 10:20

    вдруг война а китайцы пуховиков не завезутпробовал сердюков военных в пуховички одеть что получилось военная тайна столько солдат сколько мороз только ядерная бомба выкосит

  • Анонимно
    25.08.2013 10:29

    Знаю его лично. Он большой молодец. Ждите большой поддержки. Она придет раньше, чем вы могли ожидать....

  • Анонимно
    26.08.2013 05:18

    Мозговитых надо в руководство, чтобы думали на 20-30 лет вперед, о сохранении рабочих мест.

  • Анонимно
    26.08.2013 10:00

    Особенно прекрасно на работу в городе средь бела дня в лыжных штанах и пуховике идти.Как можно сравнивать меховую одежду и пуховики китайские, никогда этого самого меха не носив? В шубе реально ТЕПЛО. И морозы у нас бывают конкретные.И да, я пешком не хожу практически, но шубу зимой надеваю чаще чем пуховик.

  • Анонимно
    4.11.2013 11:52

    А Вы все равно лучшие. Держитесь и не сдавайтесь.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль