Общество 
3.09.2013

Энгель Фаттахов: «В Татарстане не должно быть филиалов вузов с контингентом менее 500 человек»

IMG_1821.jpg
Энгель Фаттахов: «За последние два года в развитие системы образования Татарстана из федерального и республиканского бюджетов было выделено более 11 миллиардов рублей»

«ЕЖЕГОДНО НА КАПРЕМОНТ ШКОЛ ВЫДЕЛЯЕТСЯ 2,5 МИЛЛИАРДА РУБЛЕЙ»

- Энгель Навапович, наш разговор хочу начать вот с такого тревожного звонка читателей в нашу редакцию: «В Сарманово во время отпуска учителей заставили выйти на работу на косметический ремонт школы. Они все почистили и покрасили. Но якобы приехал министр образования и науки Фаттахов и сказал, что на ремонт школы было выделено 17 миллионов рублей, и он не видит этих денег в ремонте. Сейчас школу «разбомбили» – срочно начали делать капремонт, но к 1 сентября доделать точно не успеют. Действительно ли министр там был? Получается, что кто-то хотел украсть деньги, выделенные на ремонт? Знают ли об этом правоохранительные органы?» Как вообще обстоят дела с ремонтом в школах?

- Ремонт школ – это совместный вопрос министерства образования и науки и муниципалитетов. Мы должны курировать этот вопрос. Благодаря президенту и правительству республики, в Татарстане второй год реализуется уникальная пятилетняя программа капитального ремонта школ. В этот список попали около 800 школ, возраст которых свыше 30 лет. Ежегодно на эти цели выделяется около 2,5 миллиардов рублей.

В прошлом году по республике отремонтировано всего 170 учреждений, в том числе 165 общеобразовательных и пять коррекционных школ, в 2013 году – 167 (160 общеобразовательных и 7 коррекционных). Республика выделяет средства на ремонтные работы по 8 позициям. Они предусматривают ремонт и замену кровли, инженерных сетей (система отопления, водоснабжения, канализация и сети электроснабжения), санузлов, окон и внутренних дверей, отмостков и фасадов, входных групп. Муниципальные образования принимают решения по выделению средств по другим актуальным позициям для каждой конкретной школы.

- А пожарная сигнализация?

- Это однозначно! Без этого лицензия не дается, поэтому это вопрос номер один. Считаю, если уж делать капремонт, то максимально качественно. Именно в связи с этим мы обратились к руководителям муниципальных образований, чтобы они тоже подключились к решению данного вопроса. Кроме того, в республике проводится акция «Помоги своей школе!»

«КАК МИНИСТР ЗАЯВЛЯЮ: Я ПРОТИВ ПОБОРОВ С РОДИТЕЛЕЙ!»

- Удается привлекать спонсорские средства?

- На сегодняшний день на эти цели мы привлекли порядка 131 миллиона рублей от 1 995 предприятий, организаций и частных лиц. Список благотворителей ведется, и по итогам акции мы проведем церемонию, чтобы как-то их отметить. Думаю, эта акция будет постоянной. И в дальнейшем с нашими спонсорами мы будем контактировать.

Как министр заявляю: я против поборов с родителей! За их счет невозможно содержать наши образовательные учреждения. Мы с этим боремся и будем бороться вместе с правоохранительными органами. А вот подобные акции, как «Помоги своей школе!», мы поддерживаем, потому что это добровольно.

Мы также впервые объявили конкурс по готовности школ к новому учебному году. В этом году капремонт проходит в 169 школах, а всего их у нас 1 513. Остальных тоже надо готовить к учебному году. Мы создали 7 комиссий и выборочно визуально изучили готовность трех школ в каждом муниципалитете. Пригласили начальников отделов и управлений образования, директоров школ, чтобы они тоже посмотрели готовность соседей – не протекает ли крыша, каков внешний вид, каково состояние приусадебного участка, его цветочного оформления, состояние пожарной сигнализации.

И во время августовского совещания в Арске мы подвели итоги конкурса – наградили глав четырех районов за хорошую подготовку к учебному году. Наградили и директоров отдельных школ – за первое место вручили 1 миллион рублей на школьное оборудование, за второе – 800 тысяч рублей, за третье – 500 тысяч рублей. У нас в республике 54 коррекционные школы, за первое место им выделили автомобиль.

Конечно, это работа не одного года, самое главное – мы хотим стимулировать на будущее. Если не будем проводить текущий ремонт, тогда через пять лет обязательно потребуется капитальный ремонт. Думаю, на следующий год реакция будет лучше. Когда я работал главой района, я всегда директорам школ дарил машины за хорошую подготовку к учебному году. И в последние годы проблем с готовностью у нас уже не было.

Мы проводим еще одну акцию – конкурс по качеству капитального ремонта школ. Ведь на это выделяются огромные средства, и если мы не будем производить качественный ремонт – грош нам цена. Конечно, это прерогатива минстроя, но объекты-то наши, мы не можем стоять в стороне! Во второй половине сентября визуально проверим все 169 школ, в которых в этом году проводили капремонт. Качество ремонта зависит от главы муниципального образования, от подрядчика и от директора школы. Считаю, директор обязательно должен беспокоиться за качество ремонта.

- А в Сарманово вы все-таки были или нет?

- Конечно, есть у нас и лидеры, и аутсайдеры. Определился ряд районов, где с ремонтом школ отстают. Поэтому я и мои заместители лично осмотрели эти объекты. Действительно, в Сарманово я был, посмотрел три школы. Качеством их ремонта я был доволен не до конца, поэтому попросил переделать. Но к новому учебному году они успевают, никаких срывов допустить не должны. Во всех школах республики занятия в этом году начнутся вовремя - 2 сентября.

«В ЭТОМ ГОДУ ВВОДИТСЯ 8 НОВЫХ ШКОЛ И ЧЕТЫРЕ ДЕТСКИХ САДА»

- В этом году новые школы вводятся?

- В этом году вводится 8 новых школ и четыре детских сада. Самая крупная школа будет сдана в Альметьевске – на 1 224 места. Можно сказать, по своим условиям - это школа будущего: два бассейна, два спортзала. В ее строительстве помогла "Татнефть", инвестировав более 500 миллионов рублей. Также новая школа построена в Казани в микрорайоне "Солнечный город". Планируем сдать лицей-интернат с углубленным изучением химии для одаренных детей в поселке Ореховка Зеленодольского района - совместно с КНИТУ-КХТИ. Новые школы вводятся и в Азнакаевском, Елабужском, Кукморском, Тюлячинском, Сабинском районах. Некоторые школы совмещены с детским садом.

- Как вы относитесь к тому, что до сих пор в школах Казани существует такой пережиток прошлого, как вторая смена? В частности, школа №33 Авиастроительного района (Савельева Ольга). Две смены – это от нехватки школ?

- В целом по республике около 9 процентов детей обучаются во вторую смену. Самая большая напряженность - в Чистопольском районе, где во вторую смену обучаются 20 процентов детей, на втором месте - Арск, на третьем - Казань. В Казани 13 -14 процентов детей учатся во вторую смену.

В последние годы ситуация несколько стабилизировалась. Но в связи с увеличением рождаемости, а также активного строительства новых микрорайонов эти вопросы вновь появились. Если в 2005 году у нас рождаемость была на уровне 36 - 37 тысяч детей, то в этом году ожидается более 56 тысяч. Потребуется строительство и новых детских садов, и школ. В частности, школа №33 Авиастроительного района Казани находится в центре вновь застроенного микрорайона. Квартиры в домах заселены молодыми семьями с детьми, участвующими в программе молодежного и социального ипотечного кредитования. Отсюда и большая востребованность в школьных местах.

В 22 районах республики занятия в школах проводятся в одну смену. 9 процентов обучения во второй смене – это в пределах допустимого. Есть российские регионы, где обучаются в три смены… Но мы будем работать над постепенным снижением данного показателя.

IMG_1773.jpg
«Средняя зарплата учителей по сравнению с прошлогодней выросла примерно на 60 процентов и сегодня составляет около 30 тысяч рублей, зарплата воспитателей детских садов – 20 тысяч рублей»

«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ДОЛЖНА БЫТЬ В КАЖДОМ НАСЕЛЕННОМ ПУНКТЕ»

- Количество школ будет расти или уменьшаться? Ведь еще есть сельские малокомплектные школы. Процесс оптимизации школ в районах продолжается?

- Мы ставим такую задачу: средних школ не может быть много, должны быть базовые школы. Сегодня в республике функционирует 499 базовых школ, в них подвозится более 19 тысяч учащихся по 711 автобусным маршрутам. Например, в Актанышском районе было 23 средние школы, мы оставили 9, можно сократить еще две. Но должны быть базовые школы. Во-первых, мы не можем все средние школы оснастить так, как того требует нынешнее время. Но самое главное – мы не можем обеспечить их хорошими кадрами.

Каждое муниципальное образование должно на перспективу запланировать развитие своей системы образования. Исходя из демографической ситуации, они должны определить, где в районе будут располагаться базовые школы. Причем они должны быть разного профиля – технологического, естественнонаучного, гуманитарного. У родителей и детей должен быть выбор. Исходя из дислокации базовых школ, надо планировать маршруты школьных автобусов, обеспечить качественные дороги.

Но, считаю, начальная школа должна быть в каждом населенном пункте, даже если там обучается всего два ребенка. Есть у нас и так называемая основная школа – 9-летка. Если контингент позволяет, пусть будет; если детей мало, пусть существует как начальная. Но 10 - 11-й класс надо проходить в базовой школе, которая обеспечит требуемое сегодня качество образования.

За последние два года в развитие системы образования Татарстана из федерального и республиканского бюджетов было выделено более 11 миллиардов рублей. Средняя зарплата учителей по сравнению с прошлогодней выросла примерно на 60 процентов и сегодня составляет около 30 тысяч рублей, зарплата воспитателей детских садов – 20 тысяч рублей. Два-три года назад мы об этом только мечтали! На образование выделяются огромные средства, но и спрос должен быть! Эффективно ли мы используем эти средства? Мы впервые составили рейтинг «100 лучших школ РТ». Родители должны знать, где и как поставлены учебный процесс и воспитательная работа.

- Сколько сейчас в республике школьных автобусов?

- Сегодня работает 636 автобусов, все они обеспечены ГЛОНАССом и контролируются. В этом году по конкурсу покупаем еще 105 автобусов по принципу софинансирования из федерального и республиканского бюджетов.

- Автобусы какой вместимости?

- Максимум 18 мест. Если будем возить более 20 детей в одну школу, это нереально, поскольку у всех разное расписание.

«НАШИМ ДЕТЯМ НЕ ХВАТАЕТ КРЕАТИВНОГО И КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

- Вы сказали, что деньги в образование вкладываются огромные, и должна быть соответствующая отдача. Каково качество обучения в Татарстане, что показывают ЕГЭ в динамике?

- В этом году мы второй раз сделали рейтинг муниципальных образований по качеству образования, чтобы более объективно подойти к этим вопросам. Один из критериев – сколько средств тратится на одного ученика в год. Разброс большой. Второй критерий – эффективность вложенных средств, то есть качество полученных знаний. Брались во внимание средние показатели ЕГЭ по математике и русскому языку, доля тех, кто набрал свыше 80 баллов, и тех, кто не смог сдать ЕГЭ, то есть остался без аттестата. Также учитывалась доля победителей и призеров регионального этапа российских предметных олимпиад.

По всем показателям второй год лидирует Бугульминский район. Второе и третье место занимают Приволжский-Вахитовский и Авиастроительный - Ново-Савиновский районы Казани. Из 100 лучших школ республики казанских - 31.

- А как Татарстан сдал ЕГЭ?

- Конечно, результаты ЕГЭ в этом году выше по всем предметам, кроме географии. За последние пять лет средние баллы по ЕГЭ стали гораздо выше. Хотя по этому вопросу было много споров – по поводу и без повода. Но пока ЕГЭ – это главный показатель качества образования наших детей. К 2015 году планируется учитывать и средний балл аттестата.

- По поводу ЕГЭ пришло несколько вопросов – и о добровольной сдаче ЕГЭ, и о возможности сдачи на татарском языке. Приведу один из них: «10 лет ребенка обучают отвечать у доски, писать контрольные по старинке, а в конце - ЕГЭ в виде тестов. Не кажется ли вам, что к этому надо готовить все 10 лет? (Ильнур)

- Тема нынешнего августовского совещания в Арске звучала так – «Современные технологии в образовательной практике Республики Татарстан». Все страны стремятся сегодня вкладывать в свою систему образования, потому что всем понятно, что будущее страны будет зависеть от потенциала подрастающего поколения. Наша страна и республика в этом плане – не исключение.

В международном рейтинге качества академического образования наша страна не уступает сегодняшним лидерам – Китаю, Сингапуру, Корее, Финляндии. У нас большое количество побед в олимпиадах всероссийского и международного уровней по математике, химии и экологии. Но мы отстаем по практикоориентированности обучения наших учащихся. Нашим детям не хватает лидерских качеств, креативного и критического мышления, навыков работы в группе, они не умеют проявлять себя в конкретных жизненных ситуациях.

Этих качеств пока не дает наша система образования. Поэтому мы ставим задачу в некотором плане поменять технологию и методику преподавания. С этой целью мы подписали договор с сингапурской компанией Educare, согласно которому за три года должны обучить новым технологиям 30 тысяч наших учителей.

Бесспорно, у нас были и есть передовые учителя, современные технологии преподавания, но мы их как-то до ума не довели. Конечно, речь не идет о простом переносе шаблона сингапурской технологии в наши школы. Мы будем работать совместно. Для этого планируем повысить роль нашего Института развития образования (ИРО), где сменился руководитель и меняется структура. Методическое сопровождение будет за ИРО и соответствующими структурными подразделениями в муниципальных образованиях. Сингапурские технологии будут адаптированы к нашим условиям, и будет использован положительный опыт наших передовых учителей. Главное – довести проект до конца и получить положительный эффект.

«В АРСКЕ ОТКРЫВАЕМ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ»

- По изучению татарского языка пришло несколько вопросов. Начну с этого: «Обучение родному языку в период нахождения ребенка в садике никогда не стоял на повестке дня, и зря. А ведь в садике можно восполнить тот объем знаний и умений по родному языку, что недобирается ребенком дома. Что планируется в этом направлении?» (Илдус)

- С 1 сентября вступает в силу новый закон «Об образовании РФ», исходя из которого дошкольное образование – это неотъемлемая часть общего образования. С 2016 года нам необходимо всех детей старше трехлетнего возраста 100-процентно обеспечить дошкольным образованием. На этот счет у нас есть трехлетняя федерально-республиканская программа, согласно которой мы будем создавать новые дошкольные места. В этом году мы создаем 5,2 тысячи новых мест, в 2014 году планируем ввести 12 тысяч, в 2015 – 11 тысяч новых мест.

Мы гарантируем, что с 2016 года все дети старше трех лет будут охвачены дошкольным образованием. Впервые будет принят федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Татарстан будет участвовать в его пилотной апробации. Задача – психологически подготовить детей к общему образованию. Кроме того, мы ставим задачу изучения двух государственных языков на дошкольном уровне.

Мы проводим конкурс и среди дошкольных учреждений, и победители получили на развитие по одному миллиону рублей. И оцениваем их работу мы не по бумагам, а с выездом на место. Смотрели работу детсадов при непосредственном контакте с детьми, оценивали уровень подготовленности воспитателей.

В помощь работе всем детсадам мы вручили новые УМК – учебно-методические комплекты. Второй важный вопрос – подготовка квалифицированных кадров, третий – обеспечение мультимедийным оборудованием. В этом плане президент РТ нас поддержал – все детсады мы будем обеспечивать ноутбуками и проекционной техникой.

Вопрос подготовки кадров – непростой вопрос. Надо подготовить воспитателей, которые будут работать чисто с татарскими детьми, и воспитателей для работы с русскоговорящими детьми. С этой целью в Арске мы открываем центр подготовки национальных кадров.

- Как будет построено изучение языков в татарских группах? И зачем вообще это деление по национальности?

- Язык обучения детей выбирают родители уже при устройстве их в детский сад. В соответствии с запросами родителей в детском саду формируются группы: с русским языком обучения, с татарским языком обучения, чувашским, удмуртским и др. В данных группах обучение и воспитание детей ведется на родном языке ребенка, а также осуществляется обучение обоим государственным языкам республики.

- Центр подготовки национальных кадров будет только в Арске?

- В Арске будут готовить кадры для севера республики, а мы еще хотим открыть подобный центр в Мензелинске. У нас есть педагогические колледжи в Казани, Нижнекамске, Челнах, и там планируется начать подготовку кадров для работы с русскоязычными детьми.

УЧЕБНИКИ ПО ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ – С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

- Наши читатели пишут о том, что русскоязычным детям сложно усваивать татарский язык, нет эффективных методик обучения. Что будет предприниматься в этом плане?

- Этот вопрос мы обсуждали и с учителями, и с родителями учащихся, пытаемся учесть все пожелания. Созданы новые учебно-методические комплекты для обучения русскоязычных детей, издана хрестоматия для 2 - 3 - 4-х классов. Мы хотим, чтобы и детям, и их родителям было интересно изучать татарский язык. Конечно, пока нельзя сказать, что мы уже все сделали для этого.

Я лично несколько раз встречался с учителями и воспитателями, выслушивал их претензии и пожелания. У нас есть экспертная комиссия по созданию учебников. Раньше жаловались, что нет учебников. В этом году уже к 15 августа все школы по их заявкам были полностью обеспечены всеми учебниками, а не только по татарскому языку. В этом году претензий к нам быть не должно.

- Сколько и чьих денег потрачено на приобретение учебников?

- Всего 264 миллиона рублей, включая федеральные и республиканские средства. Причем учебники по татарскому языку для детей 1 - 2 - 3-х классов будут обеспечены мультимедийным сопровождением. Мы будем продолжать работу над совершенствованием наших учебников и пособий.

- Еще наши читатели пишут о том, что количество часов на татарский язык и литературу увеличивают за счет других предметов. Это так?

- Однозначно заявляю – это не так! Мы выполняем федеральный стандарт. Часы на изучение татарского языка и литературы реализуются за счет инвариативной части учебного плана. Учебное время на изучение других предметов сохраняется полностью и обеспечивается мобильность учащихся в образовательном пространстве России. Часы компонента образовательного учреждения (во 2 - 4 классах - по одному часу, в 5 классе - три часа, в 6 и 9 классе - по два часа в неделю) распределяются и используются по усмотрению школы в соответствии с образовательными потребностями обучающихся, в том числе на русский язык и литературу.

Практика показывает, что не менее 75 процентов этого времени школами отводится на изучение именно русского языка и литературы. Для национальных республик в учебных планах предусмотрена возможность изучения не только двух государственных языков, но и родных языков народов, проживающих на этой территории, например, чувашского, марийского, удмуртского и т.д.

IMG_1799.jpg

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ ПО ЯЗЫКУ – НА ЗАЯВИТЕЛЬНОЙ ОСНОВЕ

- В своем выступлении в Арске президент РТ обозначил возможность в общеобразовательных школах республики получать дополнительные уроки по родному языку и/или иностранному. Какова заявительная процедура за дополнительными уроками со стороны учащихся (родителей), обязанности и права МОУ по реализации такой возможности? (Максим)

- В настоящее время министерством проводится работа в данном направлении. Муниципальные органы управления образованием прорабатывают вопрос потребности в дополнительном изучении русского и татарского языков в разрезе каждого образовательного учреждения с учетом мнения руководителей школ, председателей методических объединений, учителей-предметников, учащихся и их родителей. Окончательная потребность будет сформирована в конце сентября 2013 года. Родители с заявлением должны обратиться в свою школу.

- В прежнем федеральном законе от 1992 года было указано: «Вопросы изучения государственных языков республик в составе РФ регулируются законодательством этих республик». В нынешней редакции ФЗ «Об образовании в РФ», которая была принята в декабре 2012 года, эта норма исключена и заменена следующей: «Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность». В связи с этим минобрнауки РФ информирует, что родители (законные представители) обучающихся могут использовать право выбора учебных планов. Смогут ли наши дети в этом учебном году изучать русский язык в полном объеме? (Эдвард Носов).

- Это неправильная трактовка закона. Новый федеральный закон сохранил прежние позиции. Что касается новых федеральных государственных стандартов общего образования, то, действительно, расширены права образовательных учреждений в формировании учебных планов с соответствующей ответственностью за результат. Совместный выбор школы и родителей отдельных предметов предусмотрен в вариативной части учебного плана. В то же время, есть четкие требования к инвариативной (обязательной) части. В ней предусмотрено изучение как русского, так и татарского языков в равных объемах.

- А родители могут высказать свои пожелания?

- В вариативной части – да. В 10 и 11 классах возможность выбора предметов значительно расширится. Также родители и учащиеся должны будут выбрать уровень изучения того или иного предмета – базовое или повышенное.

А вообще, я считаю, что вопросы изучения русского и татарского языков зря так муссируются. Если человек хочет – он их изучит. А мы, однозначно, создадим для этого все условия.

- Вы знаете, очень многое зависит от учителя…

- Это самое главное! Подготовка кадров для работы с детьми в дошкольных учреждениях и начальных классах - в центре нашего внимания. С этой категорией специалистов мы будем работать особенно внимательно и целенаправленно.

«НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

- А как вообще наша школа обеспечена кадрами? По каким предметам есть вакансии?

- Как я уже сказал, учителям повышается зарплата. Помимо этого, у нас много грантов: «Наш новый учитель», «Наш лучший учитель». Сегодня руководством страны и республики ставится задача подготовки специалистов для промышленности. Поэтому мы должны усилить изучение точных наук. Мы не зря будущий год объявили годом математики. Я считаю, это царица всех предметов. С четвертого класса будем проводить республиканские олимпиады по математике.

Мы в два раза – со 150 до 300 – увеличили количество грантов «Наш новый учитель», предназначенный для молодых специалистов. Увеличили размер гранта для учителей математики, физики, химии, биологии, информатики и технологии. Они получат ежемесячную надбавку в размере 10 тысяч рублей, остальные - в размере 7,5 тысяч рублей.

- И получится, что трудовики (технологи) будут получать на 10 тысяч рублей больше, чем учителя русского языка?

- Учителям русского языка будет доплачиваться 7,5 тысяч рублей. Мы отдаем приоритет тем специалистам, которых сегодня не хватает в школе. У нас есть вакансии по точным предметам - физике, математике. А по некоторым предметам у нас даже избыток кадров, поэтому мы хотим отрегулировать ситуацию.

Развитие технического творчества – это новое направление. В рамках проекта «Школа после уроков» за последние два года руководством республики на оборудование было выделено 260 миллионов рублей. Планируем проводить фестиваль технического творчества детей. На совещании в Арске мы уже презентовали плоды творчества «продвинутых» в этом плане учащихся. Пока не все районы участвуют в этом, но мы будем культивировать и развивать это направление.

- Три года назад в школы закупили очень много компьютеров. Но эта техника быстро устаревает. Программа продолжается или это была одноразовая акция?

- За три года реализации проекта «Электронная школа» были выделены огромные средства – порядка 3 миллиардов рублей. В образовательные учреждения было поставлено более 16 тысяч компьютеров, 36 процентов предметных кабинетов оснащены новым проекционным оборудованием или интерактивными досками, каждый учитель получил персональный ноутбук. Внедрена информационная система «Электронное образование в Республике Татарстан», в которой зарегистрировано более 700 тысяч пользователей. Все школы имеют доступ к ресурсам интернет, привычным для учителей стало использование беспроводной связи Wi-Fi.

В будущем работа по данному направлению будет продолжена. До конца 2013 года мы планируем дальнейшее обновление компьютерного парка, создание резерва ноутбуков для учителей, увеличение количества школ, подключенных к интернету по высокоскоростным волоконно оптическим линиям связи, организацию доступа к цифровым образовательным ресурсам. Для этого из республиканского бюджета выделено более 110 миллионов рублей, а из федерального бюджета – 81 миллиона рублей.

«ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – ЭТО ОГРОМНЫЙ ФРОНТ РАБОТЫ»

- Знаем, вы лично большое внимание стали уделять коррекционным школам и детским домам. В каком они состоянии?

- Я считаю, что для больных детей мы должны создать самые хорошие условия обучения. Мы обязаны подготовить их к жизни, дать профессию. В республике 54 коррекционные школы. У нас, оказывается, некоторые из них расположены в зданиях XIX века, начала XX века.

В прошлом году мы отремонтировали пять школ, в этом - 7, на следующий год планируем отремонтировать 10, через год еще 10. Так мы приведем в порядок все наши коррекционные образовательные учреждения. Кроме того, мы поддерживаем их материально: объявили конкурс и выделили не три приза, а 6. Первое место заняла мензелинская коррекционная школа, ей мы вручили автомобиль. Особое внимание мы уделяем комплектованию школ технологическим оборудованием.

- Как обеспечены эти школы кадрами?

- В кадрах недостатка нет. И работают там опытные педагоги, которые очень любят детей.

- В требованиях к школьной форме, утвержденных кабинетом министров РТ, прописана светскость формы одежды учащихся. Будут ли отстранять от занятий школьниц, нарушающих требования кабинета министров РТ в части светскости, если придут в школу в хиджабе? (Ленар)

- Требования к школьной форме подробно изложены в постановлении кабинета министров РТ «Об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 29.07.2013 №527. Документ вступает в силу с 1 сентября 2013 года. И постановлением определен светский характер образования в учебных заведениях.

- То есть надо соответствующую работу проводить с родителями?

- Надо с родителями разговаривать, но очень деликатно. Данный вопрос должен быть совместно решен всеми участниками образовательного процесса: педагогами, родителями, детьми.

- А вы лично как считаете?

- В хиджабах, однозначно, в школу ходить нельзя. А если речь идет о платочке на голове девочки, то, думаю, разрешить можно. Покрывать голову платком – это народная традиция татар, особенно в сельской местности. Думаю, муссировать этот вопрос не стоит.

- После прекращения деятельности пионерской организации в деле патриотического, социализирующего и развивающего воспитания детей и подростков оказался большой пробел. Возможно ли возродить пионерскую организацию как патриотическую детскую организацию и вдохнуть в нее новый смысл под новым именем? (Ришат)

- Воспитательный процесс в школе – это огромный фронт работы для нас. Понимая это, мы предприняли ряд шагов. Во-первых, изменили структуру управления – ввели должность заместителя министра образования и заместителя начальников управлений образованием муниципалитетов, отвечающего за воспитательную работу. Раньше этого не было.

Конечно, некий прототип пионерской и комсомольской организаций сегодня в школе существует. Детские общественные организации работают и дают свои плоды. Но эту работу нам надо сделать более системной. Теме воспитания учащихся мы планируем посвятить очередное заседание коллегии нашего министерства, чтобы все четко расписать: какие цели мы ставим в воспитательном процессе, какова структура, программа и т.д.

С 1 АВГУСТА УЧРЕЖДЕНИЯ СПО ПОДЧИНЕНЫ МИНОБРНАУКИ РТ

- Все специалисты отмечают, что у нас переизбыток экономистов и юристов, но складывается такое впечатление, что выпускников школ никак не удается перенаправить на нужные рынку труда специальности. Что-то все-таки изменится? Что предпринимается министерством?

- В соответствии с решением кабинета министров Республики Татарстан с 1 августа 2013 года все учреждения профессионального образования, ранее подведомственные министерству труда и министерству сельского хозяйства, перешли в ведение министерства образования и науки РТ. Мы считаем, что учебный процесс должен быть преемственным на всех его уровнях, и именно минобрнауки должен курировать его организационное, методическое и воспитательное обеспечение на всех этапах. Такой реформой мы смогли также разделить функции заказчика и исполнителя в системе профобразования. Заказчиком на подготовку специалистов выступает министерство труда, а исполнителем – министерство образования.

У нас действительно наблюдается дисбаланс в подготовке – не хватает рабочих специалистов по рабочим профессиям, и президент республики ставит перед нами задачу ликвидировать его. В то же время все понимают, что если сам работодатель не будет заниматься подготовкой для себя профессиональных кадров, хороших результатов у нас не будет. Положительные примеры в республике есть: "Татнефть", Казанский вертолетный завод, некоторые другие предприятия, которые нехватку кадров воспринимают так же остро, как отсутствие станков или сырья.

Например, у нас есть три средних профессиональных образовательных учреждения - в Лениногорске, Альметьевске и Бугульме, с которыми "Татнефть" плотно работает и в которые делает серьезные инвестиции. Эти учреждения оснащены современным оборудованием, условия приближены к практике, ведущие специалисты предприятия сами ведут занятия, а студенты часто бывают на производстве. Компания полностью обеспечивает себя кадрами.

Президент РТ поставил перед руководителями предприятий задачу – заниматься подготовкой своих кадров. Мы считаем, что наши учреждения СПО должны быть ориентированы на конкретные предприятия. Их учащиеся должны знать, где они будут работать и сколько получать. Только так можно заинтересовать наших детей в получении рабочих профессий. И в этом направлении движутся все развитые европейские страны, опыт которых мы изучали.

В ведении нашего министерства находятся педагогические колледжи, которых в республике 10. Одно время педагогических кадров действительно у нас не хватало, и колледжи были востребованы, а сейчас наблюдается их переизбыток по некоторым предметам. Поэтому часть педколледжей мы вместе с руководством муниципальных образований будем реорганизовывать, чтобы они отвечали требованиям рынка труда. Как я уже сказал, в Арске будет открыт центр по подготовке кадров для начальных классов и воспитателей детских садов. Если выпускник центра захочет продолжить свое образование в вузе, в течение трех лет он сможет это сделать на очной или заочной основе. Для этого мы совместно с вузами создаем сквозные программы обучения.

- Сможет получить высшее образование бесплатно?

- Да, конечно. Мы считаем, что преподаватели начальных классов и воспитатели детсадов обязательно должны проходить через педагогические колледжи. Их программы обучения в большей степени приближены к практике, там меньше теории, и директора школ даже лучше принимают выпускников педколледжей, чем выпускников вузов. На этот уровень подготовки кадров мы будем обращать самое пристальное внимание.

Федеральные вузы – это прерогатива Москвы, и она, вы знаете, в последнее время активно занимается оценкой их эффективности. В текущем году планируется в оценку работы вуза ввести еще один критерий – процент выпускников, зарегистрированных на бирже труда.

- Какая работа проделывается в направлении трудоустройства выпускников вузов, восстановления прежней системы распределения и резервирования первого рабочего места с выплатной достойной заработной платы? (Ришат)

- Планировалось внести эту норму в республиканский закон об образовании, но в демократическом обществе принудительное распределение на работу не допускается. Распределение может касаться только «целевиков» - тех, кого на договорной основе в вуз направляет предприятие. Я знаю, что в Государственной думе России обсуждался ряд законопроектов о квотировании рабочих мест для молодых специалистов, но конкретных решений до настоящего времени принято не было.

IMG_1851.jpg

«ФИЛИАЛЫ ВУЗОВ ПОСТАРАЕМСЯ СОКРАТИТЬ МАКСИМАЛЬНО»

- На нынешнем августовском совещании президент РТ очень жестко высказался о филиалах вузов…

- Мы боремся с филиалами. Помните, у нас еще были представительства вузов? Мы их все закрыли. Сейчас в филиалах обучается 26 процентов студентов.

- А какие основные претензии к филиалам?

- Там нет базы и соответствующих квалифицированных преподавателей. С одной стороны, филиал вуза – это престиж района. Но, с другой стороны, какая уж там база для высшего образования, научных исследований? Поэтому мы будем постепенно сокращать количество филиалов вузов.

- Каким путем?

- Мы обратились к министру образования и науки РФ Дмитрию Викторовичу Ливанову с соответствующим письмом за подписью президента республики. И со стороны федерального министерства в этом вопросе есть поддержка. Эффективность филиалов тоже оценивали, исходя из чего в этом году мы уже закрыли несколько филиалов.

- А сколько всего в республике сегодня действует филиалов вузов?

- В республике сегодня действует 54 филиала вузов - 28 государственных и 26 негосударственных вузов. В государственных база все-таки есть, есть возможность выезжать в головные подразделения на последних курсах для написания дипломного проекта, а вот в частных база практически отсутствует.

- И сколько из них вы считаете лишними?

- Постараемся сократить максимально. Считаю, что не должно быть филиалов с контингентом менее 500 человек. И мы боремся не только с неэффективными филиалами, но определяемся и с вузами республиканского подчинения, которые показывают признаки неэффективности. Например, мы закрываем Альметьевский государственный институт муниципальной службы, который готовил экономистов и менеджеров. Институт будет реорганизован в учреждение СПО, где будут готовить специалистов по сервису и прочим востребованным сегодня специальностям.

Или, например, в Нижнекамском муниципальном институте обучаются примерно 600 студентов, из которых 70 процентов - заочники. Они тоже готовят экономистов и менеджеров. Я обратился к главе Нижнекамска с предложением о реорганизации этого института. С подобным предложением я обратился и к руководству АСО, ИСГЗ, ТИСБИ, Института экономики и управления, которые имеют филиалы во многих райцентрах.

«РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ»

- Филиалы вузов будут сокращаться, и здесь возникают два вопроса: первый – куда пойдут работающие там люди, второй – куда пойдут выпускники школ? Вы уже определили им альтернативу?

- Трудоустройство высвободившихся кадров – вопрос щепетильный. Моя позиция такая: никто не должен остаться на улице. Совместно с главами муниципальных образований мы должны решить вопрос их трудоустройства. Я имею в виду учреждения СПО. В настоящее время мы разрабатываем программу модернизации профтехобразования. Планируем принять участие в аналогичном федеральном проекте, который рассчитан на 10 регионов. И в этой программе мы предусматриваем все: дальнейшую перспективу развития профтехобразования, обеспечение учреждений СПО кадрами и технической базой и т.д.

- Когда эта программа будет готова?

- Думаю, к концу осени. В начале будущего года Москва будет проводить конкурс на участие в федеральной программе модернизации профтехобразования. Мы планируем в нее обязательно попасть и получить федеральное софинансирование.

- А куда все-таки пойдут выпускники школ, если количество филиалов вузов будет сокращаться? У вас есть видение на этот счет?

- Хочу отметить, что сокращение количества филиалов вузов не приведет к сокращению числа бюджетных мест. Число бюджетных мест фиксировано и зависит от численности возрастной когорты молодых людей. Просто повысится конкурс в существующие вузы. Сейчас емкость наших вузов полностью обеспечивает спрос на высшее образование. У нас выпускников 11-х классов – 20 тысяч, бюджетных мест в вузах – 15 тысяч, а всего прием в вузы, совместно с коммерческими, примерно 40 тысяч мест. Конкурса практически нет. Таким образом, в республике выпускникам школ гарантирована возможность получения высшего образования.

При этом я считаю, что татарстанские вузы должны дорожить репутацией и отбирать абитуриентов, а не просто зарабатывать деньги. Те, кто не пройдет в вузы, пойдут в учреждения профтехобразования. И наша задача – повысить престиж среднего профессионального образования. Должна быть достойная зарплата и условия труда у квалифицированных рабочих. Ведь не секрет, что сегодня многие выпускники вузов не могут найти себе работу, поэтому вынуждены идти обучаться в учреждения СПО, чтобы получить рабочую профессию. Я могу привести массу подобных примеров. По результатам недавних исследований в России 40 процентов молодых выпускников вузов работают по профессиям, которые не требуют высшего образования.

- У вас уже есть подсчеты: сколько нам требуется специалистов с высшим образованием и сколько со средним профессиональным, чтобы все сферы экономики были полностью обеспечены кадрами?

- Подобный прогноз есть. Его составляют и ежегодно корректируют министерство экономики и министерство труда республики. Мы же, как министерство образования, выполняем их заказ на подготовку кадров. На основании их прогноза министерство и выстраивает свою политику. Наша задача – разработать образовательные программы и качественно подготовить специалистов.

- Есть еще одна проблема – многие вузы готовят специалистов по непрофильным для себя направлениям. С ними какая-то работа ведется?

- Это прерогатива федерального министерства. Но свое видение мы изложили в письме министру Ливанову. Кроме того, мы видим, что ряд федеральных вузов уже начинает работу по избавлению от непрофильных специальностей, Эта работа ведется в КАИ и КНИТУ-КХТИ, эту работу начинает федеральный университет. Вузы осознают, что с большим числом непрофильных специальностей они никогда не смогут достичь высоких показателей эффективности, войти в мировые рейтинги.

Кроме того, мы считаем, что необходимо сократить объем заочного приема. В этом русле движется работа и федерального министерства образования, ведь многие меры достаточно очевидны. У нас есть ведущие вузы – КФУ, КНИТУ-КАИ, КНИТУ-КХТИ, медицинский, архитектурно-строительный, аграрный университеты и другие вузы. И мы вместе с Москвой должны поддерживать их, сотрудничать с ними. Мы, например, совместно с КФУ поддерживаем на высоком уровне работу IT-лицея, университет открывает лицей им. Лобачевского.

«Я ВЫРОС СРЕДИ УЧИТЕЛЕЙ»

- В октябре исполняется год, как вы работаете в должности министра образования и науки Татарстана. А вообще ваше назначение было неожиданным для многих. Вот и сегодня есть вопрос от нашего читателя: «Не планирует ли уважаемый министр образования получить высшее педагогическое образование?» (Станислав Эдуардович)

- Я почти 15 лет работал главой района, и мне приходилось решать многие вопросы, в том числе системы образования. Я считаю, если глава хочет развивать район, он по всем отраслям должен быть профессионалом. Иначе результата не будет.

А сам я из учительской семьи. Мой отец 46 лет был директором начальной школы и учил детей в нашей деревне. Три мои родные сестры – учителя. Я вырос среди учителей, поэтому все проблемы образования знаю изнутри (смеется).

IMG_1791.jpg

Я так считаю: дети везде рождаются одинаково, и всем без исключения мы должны предоставить равные условия для образования. Будучи главой Актанышского района, я всегда обращал на это особое внимание. В районе были созданы условия для занятий и спортом, и искусством, и наукой. Все школы мы оснастили всем необходимым оборудованием, практически не осталось старых школ.

- Кстати, есть такой вопрос: «Рассказывая о вашей деятельности в Актанышском районе, часто упоминают про гимназию для одаренных детей. В чем ее уникальность? Есть ли какие-то успехи у этой гимназии, чего она добилась? Появились ли там дети, которыми республика может гордиться?» (Михаил С.)

- В Актанышском районе 98 процентов населения составляют татары, поэтому в целях сохранения татарского языка, истории и культуры мы вышли с предложением открыть у нас гуманитарную гимназию-интернат для одаренных детей, и в 2011 году она была открыта. На сегодняшний день в ней обучаются 183 школьника, из них 63 проживают в интернате. Здесь учатся дети из Азнакаевского, Мензелинского, Муслимовского, Заинского и Актанышского районов, из Казани.

В гимназии также обучаются школьники, прошедшие конкурсный отбор из регионов России: Оренбургской области, Башкирии и Удмуртии, Магнитогорска, Ульяновска, Самары. Есть ученики из ближнего и дальнего зарубежья - Казахстана, Таджикистана и Арабских Эмиратов.

- А достижения у них уже есть?

- В прошлом учебном году ученик 9 класса Айдар Шайхин занял первое место в Международной олимпиаде по татарскому языку и литературе. Он же стал победителем республиканского тура Всероссийской олимпиады по истории. Среди учащихся гимназии есть призеры по татарскому языку и литературе, по английскому языку.

Сама гимназия является победителем ряда республиканских конкурсов: «50 инновационных идей для РТ» в номинации «Инновации в образовании» (проект «Мирасыбыз»), «Школа после уроков - 2012» (проект школьной газеты GYMNASIUM), «Школа после уроков - 2013» (Проект «Внедрение новейших IT-технологий 3D моделирования в сельской школе»).

- Какую задачу перед вами поставил президент РТ, назначая на должность министра образования?

- Если страна хочет развиваться, система образования должна быть на самом высшем уровне. Наши дети должны отвечать всем требованиям нынешней эпохи. Это касается не только академических знаний, но и таких качеств, как креативность, лидерство, умение быстро ориентироваться в различных жизненных ситуациях. У выпускников должна быть работа и достойная заработная плата. Вот такие задачи стоят перед министерством образования совместно с министерством труда.

- Газету «БИЗНЕС Online» читаете? Какие предложения есть к редакции?

- «БИЗНЕС Online» читаю ежедневно. А предложение одно – давайте вместе работать над решением проблем, которых в системе образования, к сожалению, пока хватает.

- Энгель Навапович, спасибо за интересный разговор. Успехов вам!

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (68) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    3.09.2013 08:26

    "Сингапурская компания Educare за три года должна обучить новым технологиям 30 тыс. татарстанских учителей", а зачем же нам тогда минОбриН и все эти РОО с кучей чиновников и методистов?А с Сармановской школой как? Да был- немного не понравилось -переделают. Чей-то мутно как-то!?

  • Анонимно
    3.09.2013 08:39

    Школа №129 в Мирном, 2"А" класс учится во вторую смену. На вопрос:"Почему?", отвечают, не хватает учителей. Чиновники во всех интервью заявляют о повышении зарплаты, но работать в школах ни кто не хочет. Может не тем работникам образования зарплату повышают?

  • Анонимно
    3.09.2013 08:55

    Лидерские качества, креативное и критическое мышление воспитывается не технологиями, а самими учителями, родителями, родственниками. Вот здесь-то беда, поскольку на самом деле от обычных россиян не требуется быть лидерами и критиками, а им остается быть лишь статистами. Тягу к самостоятельному и критическому мышлению нередко отбивают именно в школе те же учителя, которые сами в жизни затюканы. Нередко именно педагоги работают в избирательных комиссиях, в которых случается, что устраняется всякое критическое мышление по отношению к власти

  • Анонимно
    3.09.2013 09:30

    более "интересного" министра не встречал

    • Анонимно
      3.09.2013 14:51

      Как будто все министры с вами и встречаются только, больше ничего им делать.

  • Анонимно
    3.09.2013 09:36

    В нашей школе тоже средняя зарплата - 24 тысячи. Подруги - четыре учительницы получают по 13 тыс. Кто получает оставшиеся 44 тыс.? Эта задача не для школьников. Для министра.

  • Анонимно
    3.09.2013 09:39

    Содержательное интервью, министр показал компетентность.

  • Анонимно
    3.09.2013 10:36

    Уважаемый Энгель Навапович! Гимназия № 139 Приволжского района г. Казани – в прошлом году дети 2 класса учились во вторую смену. В этом перешли в третий – и опять 2 смена. Есть ли норма чередования смен? Это очень трудно для ребенка, также дети не могут посещать многие кружки вне школы, т.к. они проходят во второй половине дня. Родители

    • Анонимно
      4.09.2013 08:52

      Задайте лучше данный вопрос через интернет приемную - http://mon.tatarstan.ru/ (внизу страницы) или же в Народный контроль - https://uslugi.tatar.ru/open-gov

  • Анонимно
    3.09.2013 11:02

    А когда наконец займутся детскими садами и там наведут порядок и прекратят сборы с родителей???

  • Анонимно
    3.09.2013 11:34

    самая образованная некогда страна, со своими педагогическими традициями..., учеными-педагогами, и вот настал день, когда мы докатились до того, что уму-разуму нас будут учить сингапурцы. сама закончила пединститут...ни о каких сингапурских достижениях нам не рассказывали. все что было - похоронлили за плинтусом, как же - мы - темнота, нас хлебом не корми, дай в ножки покланяться иностранцу, пусть даже обезьянке какой-нибудь. извините, что эмоционально, обидно просто...

    • Анонимно
      3.09.2013 12:00

      Знгель,в Актаныше Вы ни одну школу не закрыли,если не ошибаюсь!Зачем теперь ?позволяете в деревнях закрывать школы?Власти не хватает?Вы же вице-премьер!Нет школы-нет деревни через 7лет!знакум

      • Анонимно
        3.09.2013 17:37

        По новому закону об образовании допускается домашнее обучение. Зато не смогут в институт поступить, в своей деревне останутся.

  • Анонимно
    3.09.2013 12:40

    Грамотный человек, ничего не скажешь. Четко и по существу. Успехов Э.Н.!

  • Анонимно
    3.09.2013 12:56

    Знала,что чиновники живут на другой планете и не пересекаются с условиями нашей жизни, поэтому не удивилась интервью с очередным "космонавтом":- молодым специалистам, учителям начальных классов,чтобы получать среднюю зарплату по региону нужно работать дополнительно еще и воспитателем ( коррекционная школа);- кабинеты оснащаются за наш счет (телевизор,игрушки,ковры на пол,даже кулер);- при наличии "возможности доступа в интернет" приходится за свой счет покупать мобильный 4G модем, потому что качество связи (скорость) и беспроводной доступ (только из кабинета завуча)просто безобразны;- не должны мы вести два журнала:бумажный и электронный - хватит идти на поводу у учителей не желающих или не способных осваивать новые технологии.- и ,наконец,перестаньте вы ездить по благополучным школам как гость,заранее предупреждая о своем визите. Молодой специалист,учитель коррекционной школы.

  • Анонимно
    3.09.2013 13:31

    В воскресенье 1 сентября на ТК "Культура" был показан 4 серийный документальный фильм "Ищу учителя", где рассказывали в том числе о некоторых замечательных учителях и их опережающих методиках преподавания. К сожалению, много из советского передового опыта не используется в России и Татарстане.Например, Индия-Китай-Идонезия уже несколько лет работают по методике донецкого учителя Шаталова. Нет пророка в своем Отечестве по мнению местных чиновников. Может нам не только заграничные методики использовать, но и их уже перевоспитанных госслужащих?

  • Анонимно
    3.09.2013 13:35

    Школа №34 г.Казани -директриса,говорит 700 руб. за уборку класса.1300 руб. рабочие тетради для первоклашек и 6000 руб.за вход в школу.(Под видом противопожарной безопасности.

  • Анонимно
    3.09.2013 15:10

    Молодей министр.Но с поборами надо разбираться сообща.

  • После первого же вопроса редакции и ответа на него дальше на самом деле просто нет смысла читать, и далее лишь утверждаешься в этом.И практика «дарения» автомобилей – о многом говорит, и фото, если честно, не способствуют вникать. Ну, да ладно, пересилим себя, и обратимся к сути сказанного.1. Кто установил факт нехватки лидерских качеств у школьников? По-моему прежний министр напирал на это, исключительно по собственному усмотрению, и нужна ли новому такая «преемственность»?2. О зарплатах – ложь. В отделе по дошкольной работе педагогов с детьми-инвалидами Вахитовского центра детского творчества средний доход педагога высшей категории на полную ставку составляет 13,8 тыс. руб. В этой связи «особая забота» о коррекционных школах выглядит лицемерной.3. Почему под «родным» языком и «национальным» образованием как бы само собой подразумевается татарский язык и татарское национальное образование?! Русский язык что, НЕ может быть родным? Русское национальное образование – НЕ имеет права на жизнь?4. Цитата: «Мы ставим задачу изучения двух государственных языков на дошкольном уровне». А нас, русских и русскоязычных родителей – спрашивал кто-нибудь, хотим ли мы этого? А заглянуть в умные книжки, поинтересоваться возможностями освоения нескольких языков отроками и вероятными системными проблемами в детской психике на этом пути – не удосужились? 5. Говорить, что в официальной информации Федерального минобрнауки «неправильная трактовка» недавно принятого Федерального же закона «Об образовании» может только, ну очень КРУТОЙ. На самом же деле эти слова министра и разъяснения позиции по русскому и татарскому языкам подтверждают тезис о том, что министр – часть системы власти РТ, которая НЕ допустит, например, права выбора учебных планов с русским языком обучения. И ему можно не бояться нарушать принцип «родители выбирают нужные услуги, школа – оказывает их», поскольку с ним ВСЯ местная татарская власть, включая законодательную и судебную. Поэтому даже противоречие местного закона федеральному ФЗ «Об образовании» в части насильственного двуязычия его не смущает.Кстати, вопросы, заданные мною и ещё несколькими русскоязычными родителями по этому же поводу - опущены.6. «Министр образования Татарстана разрешил школьницам носить хиджабы» - САМ Татаринформ сказал ещё в июле! Чего ж тут наводить тень на плетень, про «светский характер образования в учебных заведениях» невнятно говорить? «Покрывать голову платком – это народная традиция татар». Ну, что платки на головах русских девочек – русская традиция, и далеко не только татарская, этому человеку простительно не знать. Ведь он вырос, окреп и руководил районом, где 2-й по численности после татар народ составляет всего 1,83%, и это – не русские, а марийцы! Не известен министру образования и науки нашей республики такой «зверь», как «русский человек»!7. Про лицей Павла Шмакова при КФУ – лучше было молчать после недавних скандалов.8. Жалко, что не прозвучало доминантно о татарском национальном образовании для татар...9. Финал говорит за себя сам: работа 15 лет главой района и педагогическое окружение в семье, конечно, НЕ требует высшего педагогического образования для работы на посту профильного министра! И - улыбка доброго человека.

    • Анонимно
      3.09.2013 17:29

      мишь скажи мне пожалуиста ненадоело пиарится . сам прекрасно знаешь ничиго здесь от тебя не зависит и тебя никто не воспринимает всерьез сколько бы ты не пыжился ...

      • Анонимно
        3.09.2013 17:36

        Во всяком случае Миша, в отличии от тебя не прячет своё имя!

        • Анонимно
          4.09.2013 00:29

          я тебе не то что имя все контакты могу дать однакож ты не свяжеься-клавиатур-герой!Гайнуллин Алмаз

          • Анонимно
            4.09.2013 11:40

            мне твои контакты как и ты сам абсолютно не нужны а вот если обвиняешь кого то кто честно подписался под именем своим тогда уж и сам представляйся. Учись разговаривать.

    • Анонимно
      3.09.2013 17:31

      Михаил,в свете изменения законодательной базы возможно уже есть смысл обращаться родителям в прокуратуру. Ведь прокуратура обязана следить за выполнением законов.

    • Анонимно
      3.09.2013 19:12

      Щеглов: "А нас, русских и русскоязычных родителей – спрашивал кто-нибудь, хотим ли мы этого?"Не хотите - так в чем проблема? Мало ли в Великой России субъектов федерации без изучения татарского языка.

      • Анонимно
        4.09.2013 13:50

        Где-то эту провокацию я уже слышал. Не нужно призывать рускоязычных коренных казанцев покидать свой родной город. Нужна свобода выбора языка обучения.

  • Анонимно
    3.09.2013 17:35

    Ужас! Министр образования, а говорит неправильно !

  • Анонимно
    3.09.2013 17:48

    кому приглянулась 46 школа после капремонта, что учеников попросили выйти вон?

  • Просят опубликовать мои вопросы министру, опущенные в данном тексте.Извольте.Уважаемый господин министр.В прежнем федеральном законе от 1992 г. было четко указано: «Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик».В нынешней редакции ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которая была принята в декабре 2012 г., эта норма исключена и заменена следующей: «Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации» (ст. 14, п.6)В связи с этим:1. Каким образом Вы намерены обеспечить в школах этот принцип, если, например, в части из них русскоязычные родители захотят чтобы их дети учили татарский язык только 2 часа в неделю (понятийная и еоммуникативная основа), а в освободившиеся часы проводились бы занятия по русскому языку?Вопрос, связанный с 1-ым.2. Президент РТ Минниханов Р.Н. уже дважды пообещал, что желающим больше изучать тот или иной язык будут предоставлены такие услуги в необходимом объёме за счёт республики. Как в таком случае Вы обеспечите законность обучения детей по п. 1, если родители не захотят уменьшения объёмов преподавания других предметов(кроме татарского и тат. литературы)по сравнению с ранее существовавшими учебными планами, ведь соответствующие СанПиН никто не отменял?Вопрос также связан с 1-ым, с добровольностью.3. Кто поверит, что в нашей республике, где не менее чем по миллиону жителей мусульман и православных ни один из родителей не выбрал "ОПК" или "Основы исламской культуры"? Почему же Вашим ведомством подготовлено обучение и учебники только по "Основам светской этики" и "Основам мировых религий"? (Есть информация, что с родителями велась соответствующая работа и реального права выбора из 6 модулей ОРКСЭ им не предоставили).4. Когда завершится практика незаконного обучения по учебникам, не получившим одобрение на ФЕДЕРАЛЬНОМ уровне (имею ввиду учебники по татарскому языку и татарской литературе)?С уважением,М.Ю. ЩегловПредседатель Общества русской культуры г. КазаниЗам. Председателя Общества русской культуры Республики Татарстанк.т.н., доцент

  • Лаиш
    3.09.2013 20:42

    А вообще более внятно говорит, чем предыдущий министр.

  • Анонимно
    4.09.2013 00:11

    Про креативность, лидерство, навыки работы в группе- очень верно говорит. Комментирую это как работодатель с тяжкорешаемыми кадровыми задачами. Набираю на работу инженеров 1-3 года после ВУЗа. Вроде ВУЗы далеко не последние в республике заканчивали- КАИ, КГЭУ, КФУ и т.д. Но как себя проявляют в работе многие? Сидит себе молодой инженер целый день за компом- целый день то тонны макулатурной проектной документации пишет, то моделирует. Объясни, что ты сделал- защити свою работу- толком изъяснить ничего не может, хоть и сделано верно. Сходи покажи результат работы заказчику- тот вообще говорит, мол все неправильно и мы это не заказывали. Идет кто другой, постарше по должности- защищает тоже самое у тех же людей- все нормально вдруг становится. Почему? Потому что "защищать" свои работы не научили- издавна учат, что "приемщик" всегда прав- в школе учитель, в ВУЗах препод, на работе- заказчик. Руководство проекта даже небольшого (трудоемкостью примерно с 500-1000 челочеко-часов из расчета на 2-3 человек) поручить совершенно некому!!! Люди не справляются даже с самоорганизацией- порядок на компьютере, рабочем столе, в распорядке дня; а организоваться группой из 3х человек для них задача вообще неподъемная. Руководителями малых проектов приходиться назначать людей чуть старше 30, но не имеющих даже профильного образования т.к. молодые инженеры это не тянут.Не хватает даже элементарного житейского ума. Только несколько недель назад из-за критической ошибки сотрудника чуть было заказчика не потерял. Позвал к себе и говорю, что лишаю 50% премиальных положенных за работу с этим заказчиком. Посмотрел выполненные им объемы работ и понял, что было бы это не совсем верно и отчасти мы виноваты (он полагался на ошибочные исходные данные из источника, откуда все мы их берем и не подвергаем сомнению). Переменил молча решение. Выплачивают ему премию полную в середине месяца. Он бежит ко мне весь напуганный и говорит, мол лишка выплатили- ты ж меня депремировал с этим заказчиком. Ну нафига, блин, ты мне это говоришь? Есть же вопросы, которые руководителю просто не задаются!!!! Надо понимать без комментариев- переменил решение или просто решил припугнуть, зачем это обсуждать...Ошибся я, но нафига ставить руководителя в неудобную ситуацию? Своей карьере так явно не поможешь. Смысл в том, что людей с достаточным знанием теории выпускают ВУЗы республики. Но людей самостоятельных, которым можно что-то доверить и не вникать в их дела- нет.Не все по теме, но наболело за последние дни.

  • Анонимно
    4.09.2013 00:40

    А если вырос в семье врачей, то пожалуйста готовый врач и учить не надо,а если родители хирурги-то на тебе все проблемы знакомы, смело в операционную...

  • Timur
    4.09.2013 06:33

    Татарам нужен полный суверинитет,вот тогда провокаторы типа Щеглова займут свое достойное место на просторах России матушки или приземлятся в Татарстане и перестанут вякать. На страницах БО была статья, где рассказывалось как поставлено образование в Азербайджане.Дети прекрасно говорят на трех языках,русский,английский,азербайджанский.Собаки лают,караван идет,молодец министр который идет в общем тренде руководства Татарстана по выкарчевыванию манкуртов из общей системы безхозяйственности,сброда,никчемности в повседневной жизни.Все что ломается и гадится в подъездах домов - это делают дети,наследники манкуртов.Щеглов видимо хочет продолжения сего балагана,а может как простой смертный, зашоренный своей имперской идеологией не видит дальше собственного носа.

    • Анонимно
      4.09.2013 10:30

      Да вы, батенька, ушибленный нацик! Полный суверенитет вам надо? Т.е. вы выступаете против государственного устройства Российской Федерации? А на нары не хотите ли? И это, запомните - имперская идеология позволяет видеть не только дальше собственного носа, но и дальше вашего носа.

    • Анонимно
      4.09.2013 11:32

      пример Азербайджана не правильный т.к. это отдельная, чужая страна.

    • Анонимно
      4.09.2013 11:36

      Этот Тимур выступает за развал России. Куда прокуратура смотрит?

    • Анонимно
      4.09.2013 20:22

      НЕкоторые думают, что в сети можно писать всё что угодно. Но это не так. Сегодня один Российский (уроженец КБР) любитель интернета получил 2 года за то, что однажды "вк" оправдал действия террористов.

      • Анонимно
        5.09.2013 02:05

        //Т.е. вы выступаете против государственного устройства Российской Федерации? А на нары не хотите ли?////Этот Тимур выступает за развал России. Куда прокуратура смотрит?////Екоторые думают, что в сети можно писать всё что угодно. Но это не так. Сегодня один Российский (уроженец КБР) любитель интернета получил 2 года...// - Эх-ма, сколько доносчиков-то развелось, прямо 37-й год какой-то. А если человек выступает за полный суверенитет, то никакие прокуроры и суды не могут посягать на это его мнение. По Конституции РФ и международным обязательствам Российской Федерации по линии ООН, Совета Европы, ОБСЕ никто не вправе посягать на плюрализм мнений и свободу слова. В Европе и мире существует масса общественных организаций различных народов, которые вполне легально отстаивают суверенитет своих территорий. Так, в 2012 году на выборах в Шотландии победила Шотландская национальная партия, выступающая за независимость этой территории. В 2014 году в Шотландии пройдет референдум по вопросу о независимости и Британское правительство принимает это, как само собой разумеющееся, демократическое мероприятие. Что касается системы образования Татарстана, республика вправе настаивать на ее полной самостоятельности, как это и положено в федеративных государствах. В последние годы, в нарушение Конституции РФ и международных обязательств страны, Москва пошла по пути сверхцентрализации системы образования страны. Результаты весьма печальные, наука и образование России оказались в глубоком ауте. Пора отыгрывать назад. А Тимуру от меня респект и привет./Талгат/

  • Анонимно
    4.09.2013 08:38

    В конце статьи конкретно сказано для таких как г-н Щеглов. Чем пиариться на бескрайних просторах БО лучше прийти и помочь, предложить решение. Проблем хватает. Решать нужно вместе. Но нет ведь, по-дружески, по-братски решать вопрос нельзя. Обязательно нужно раздуть, шашкой махать, эскалировать конфликт, громкие слова про ущемление писать. Видимо цель не решить вопрос, не внести конструктив, а совсем наоборот... Печально. В одной республике живем.

    • Анонимно
      4.09.2013 10:09

      То есть, когда русские отстаивают свои права, закреплённые Законами - то это экстремизм и истерика. А если татары отстаивают свои права - то это патриотизм. Очень Вы легко манипулируете законами и терминами.

  • Анонимно
    4.09.2013 09:57

    Просто не надо заставлять никого учить неродной язык. Кто не хочет учить русский - пусть не учит. Я вот не хотел татарский учить в школе - и не учил (и правильно, как выяснилось, делал). А физику хотел учить и учил (и правильно, как выяснилось, делал). Зачем заставлять?

    • Анонимно
      4.09.2013 10:33

      Потому что на этом делаются немалые деньги.

    • Анонимно
      4.09.2013 11:35

      Так ведь время жалко потраченного! Если бы на уроках татарского разрешали заниматься русским и готовиться к ЕГЭ можно было бы согласиться, пусть это время называется уроком татарского.

    • Анонимно
      5.09.2013 02:39

      //Просто не надо заставлять никого учить неродной язык// - Школьное образование в Российской Федерации и Республике Татарстан пока еще обязательное. Конституционный суд РФ своим решением от 16 ноября 2004 года подтвердил законность обязательного обучения всех школьников Татарстана двум государственным языкам республики. Таким образом, это -конституционная норма. А тут некоторые чудики, демонстрируя правовой нигилизм и заурядное хамство, требуют отменить обязательное обучение государственному татарскому языку. Ну не бывать этому никогда, ибо это один из важнейших атрибутов государственности Татарстана. Тут правильно ставят вопрос: если кому-то не нравятся конституционные нормы Татарстана, достаточно отъехать, скажем, до Волжска или Вятских Полян, где эти нормы не действуют. В чем проблема?

      • Анонимно
        11.09.2013 11:43

        Вот увидите, мои дети тоже учить не будут, и никак (!) не заставите. А своих хоть латыни, хоть санскриту, круглые сутки учите, мне все равно.

  • Анонимно
    4.09.2013 12:01

    А почему прокуратура не привлечет Щеглова за разжигание национальной розни? Сколько ему можно позволять унижать татар и татарский язык? Постоянно поднимая тему языков он сеет вражду между татарами и русскими. На кого он работает,прикрываясь борьбой за русский язык,ущемляя при этом татарский?

    • Анонимно
      4.09.2013 12:46

      Если гражданин РФ требует от чиновников соблюдать законы РФ - то ни о каком разжигании межнациональной розни (всё-таки правильно именно "межнациональной") и речи быть не может! А вот "тимур" как раз может угодить на нары лет так на 10 за призыв к развалу РФ!

      • Анонимно
        5.09.2013 02:46

        //Если гражданин РФ требует от чиновников соблюдать законы РФ...// - Вы передергиваете и вводите в заблуждение посетителей сайта БО. Конституционный Суд Российской Федерации своим решением от 16 ноября 2004 года подтвердил абсолютную законность обязательного обучения в школах республики двум государственным языкам (татарскому и русскому) Татарстана. Таким образом, это - конституционная норма!

    • Анонимно
      4.09.2013 15:01

      В смысле, Щеглов тему языков поднимает, а на кухнях миллионы жителей РТ тему языков не поднимают? С радостью учат татарский?

    • Анонимно
      11.09.2013 11:25

      А сколько можно унижать русских детей на уроках татарского языка, и ущемлять права на изучение родного русского языка?!Никакие нац.языки не должны изучаться в ущерб государственному языку России!И как назвать этот беспредел с 3 уроками русского и 5 татарского в 4 классе?Это экстремизм и этноцид русского народа в чистом виде!

  • Анонимно
    4.09.2013 15:12

    А если гражданин РФ -чиновник требует соблюдения и выполнения законов в субъекте РФ ,что в этом криминального? А отрицание Щегловым законов РФ ,как раз и ведет к развалу страны.

    • Анонимно
      4.09.2013 15:37

      я тоже не вижу криминала. даже расцениваю это положительным и полезным. это как в семье, вот невозможно супругам дальше жить одной семьей, почему нельзя расстаться и начать жизнь заново и отдельно?

    • Анонимно
      4.09.2013 17:56

      При условии, если законы субъекта РФ не противоречат законам РФ. Если законы субъекта РФ противоречат законам РФ - то гражданин-чиновник ОБЯЗАН привести законы субъекта РФ в в соответствие законов РФ!

      • Анонимно
        5.09.2013 02:55

        //Если законы субъекта РФ противоречат законам РФ - то гражданин-чиновник ОБЯЗАН привести законы субъекта РФ в в соответствие законов РФ!// - Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил абсолютную законность обязательного обучения в школах РТ двум государственным языкам (татарскому и русскому) Татарстана.

  • То, что правители действуют в согласии говорит и тот факт, что посетивший Казань Шувалов высказался так: "Каждый проживающий в Татарстане должен говорить по-татарски вне зависимости от национальности".И, вот, хочется спросить: а чего Шувалов понимает в этом вопросе?Ну, курировал универсиаду, деньги помогал федеральные выбивать. Ну, получил орден "За заслуги перед Республикой Татарстан" и звание "Почетного гражданина Казани". Ну, признался в любви к Шаймиеву. Ну,с президентом Миннихановым прогулялся по старо-татарской слободе.А с языком-то - чего сюда соваться? Знаток - что-ли?Ну, так извольте, сударь, раз москвич, на азербайджанском разговаривать (там их 15%)!А раз федеральный руководитель - на всех языках народов России извольте говорить!Так следует из "логики" его высказывания.На самом деле тут всё подчинено другой логике - логике дружбы всех ветвей и вертикалей власти. И как бы глупо не выглядело это высказывание в центре и разгаре этно-лингвистического конфликта в знаковом российском регионе - просьба регионалов федералом выполнена.

    • Анонимно
      4.09.2013 20:02

      Здесь присутствует всем известный закон - ты мне, я тебе. РТ даёт на выборах за ЕД 90% голосов, а руководство РФ даёт возможность руководству РТ жить по понятиям.

    • Анонимно
      4.09.2013 20:58

      Спасибо, Михаил за то,что боретесь! И к слову - я Вам писала тоже самое 2 часа назад,но мой комментарий удалили. Интересно, этот опять удалят?

  • Тункинец
    6.09.2013 09:42

    Создаётся впечатление, что министр не понимает, что существует единый государственный экзамен для всех школьников РФ, что существует единый образовательный стандарт подготовки школьников к ЕГЭ по учебникам РФ. Вместо болтовни взял бы да издал для татарских школ учебники по математике, физике, химии на татарском с положительной рецензиями академиков РАН. Только микрофонить способен.

  • Анонимно
    9.09.2013 10:09

    "Новое направление - техническое творчество". 4 года вел кружок "Юный изобретатель" и добились хороших результатов. В этом учебном году кружок закрыли за то что , руководитель кружка с историческом образованием.Требуют техническое образование. Если человек одаренный, может работать с любым образованием. У нас есть технари которые в руках не умеют молоток держать и такие учителя преподают технологию.

  • Анонимно
    9.09.2013 11:06

    "Уровень подготовленности воспитателей" У нас воспитатели с высшем образованием есть. Но, только для них работы нет.Все места заняты с воспитателями с 2-х годичным образованием. Моя жена в ДОУ единственная с высшим дошкольным образованием.Работает музыкальным руководителем в день 2 часа.Пока воспитатели с 2-х годичным образованием не выйдут на пенсию, пока рабочее место воспитателя не светится. Ждать 15-20 лет бессмысленно. Надо менять трудовую законодательство, чтобы специалисты с высшим образованием смогли сменить воспитателей которые не хотят повышать свою квалификацию. Аксубаевский район, село Старое Ибрайкино.

  • Анонимно
    29.09.2015 21:10

    У моего ребенка в 1 классе ОДИН!!! урок чтения в неделю и ТРИ письма. Татарского языка 5 уроков в неделю. Где равноправие и справедливость? Учебники по ФГОС предполагают количество уроков русского языка из расчета 9 уроков в неделю. Учителя просто не успевают их проходить. Мы "гоним" по 2-3 урока учебника за урок фактический. Растим безграмотное население, которое в итоге не будет уметь ни читать ни писать ни на татарском ни на русском. И ЕГЭ будем сдавать исходя из Российских стандартов, и никого не волнует, что дети в Татарстане недополучают в полном объеме образование, предусмотренное, кстати, Конституцией РФ

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen