Общество 
4.09.2013

У Николая Никифорова хотят отобрать половину сотрудников

КАК СИЛУАНОВ ЗАДУМАЛСЯ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Российское министерство финансов совместно с ВШЭ и РанХиГС подготовило объемный доклад в более чем полторы тысячи страниц, в котором подвергло детальному анализу возможности экономии бюджетных средств в стране. В отдельной главе, посвященной оптимизации управленческих структур, содержится интересный анализ эффективности российских чиновников.

В начале эксперты аккуратно отмечают, что в сравнении со многими странами Россия находится далеко не на первом месте по числу чиновников в расчете на душу населения. «Однако этот факт сам по себе ничего не говорит об избытке или недостатке бюрократии и тем более о мере ее эффективности», – пишут эксперты. По данным доклада, численность государственных служащих по отношению к общей численности населения Российской Федерации в среднем в 2000 - 2011 годах составляла 10,1 государственного служащего на 1 тыс. человек постоянного населения. На 1 тыс. человек, занятых в экономике, данный показатель за тот же период времени составлял 21,7. Несмотря на стремление сократить численность чиновников, за последний 10-летний период (2002 - 2012) абсолютная численность государственных служащих увеличилась почти в 1,3 раза. Наибольшую долю в численности государственных служащих в настоящее время составляют сотрудники территориальных органов, федеральных государственных органов РФ.

Одной из проблем авторы видят высокую степень фрагментации федеральных органов исполнительной власти, наличие небольших по численности федеральных министерств, служб и агентств. Такая структура, по их мнению, снижает оперативность управления и приводит к росту бюджетных расходов. Так, содержание одного федерального государственного служащего в федеральном министерстве с численностью до 500 человек в 1,5 - 2,5 раза дороже, чем в федеральном министерстве с численностью более 500 человек.

Один из ресурсов экономии авторы видят в реорганизации четырех министерств: минэнерго, минкомсвязи, минспорта и минвостокразвития. По расчетам экспертов из НИУ «Высшая школа экономики» и «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ», которые готовили документ, реорганизация поможет сэкономить 1,6 млрд. рублей.

Как отмечается в докладе, эти министерства имеют минимальную численность сотрудников, при этом расходы на обеспечение деятельности в расчете на одного сотрудника в федеральных министерствах с минимальной численностью в 1,5 - 2,5 раза выше, чем в министерствах с максимальной численностью. Так, минвостокразвития имеет всего 253 штатные единицы (из них заполнено — 141), минсвязи — 408 штатных единиц (из них заполнено — 304), минспорта — 310 штатных единиц (из них заполнено — 247), минэнерго — 458 штатных единиц (из них заполнено — 368).

В документе предлагается укрупнение этих федеральных министерств путем их присоединения к более крупным министерствам. Минфин предлагает сократить весь штат в минвостокразвития — до его создания эти функции осуществлялись минрегионом с имеющейся у него численностью. Штат остальных трех министерств предлагается сократить примерно вполовину: в минэнерго на 212 штатных единиц, в минкомсвязи на 198 штатных единиц, в минспорта на 162 штатные единицы, осуществляющих управленческие и обеспечивающие функции.

Экономия, по расчетам ведомства Антона Силуанова, может возникнуть уже в первый год реализации предложения. При этом расходы на реорганизацию федеральных министерств должны быть осуществлены в пределах текущих расходов на их содержание и не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета, отмечается в документе.

«ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ МИНВОСТОКРАЗВИТИЯ ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ НЕПОНЯТНО...»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», считают сокращения разумным способом сэкономить, но не рекомендуют рубить с плеча.

Алексей Мухин – генеральный директор центра политической информации:

— Эта инициатива на самом деле весьма полезна, потому что последняя реорганизация министерств и ведомств показала неэффективность на перспективу планового совершенствования государственного управления. Традиционная административная реформа, которая свелась к умножению министерств, эффекта не дала. И теперь правомерно настаивать на том, чтобы избавиться от лишних функций и заставить чиновников работать. Это логично, потому что в последнее время государственные чиновники получили хорошую надбавку к своей зарплате и требовать от них максимальной эффективности, по-моему, весьма разумно. Насчет целесообразности ликвидации именно данных министерств, я думаю, стоит все-таки подумать, но исходить из их эффективности, которую они наглядно демонстрируют сейчас. Если эффективность низкая, то, думаю, стоит, безусловно, преобразовывать либо вообще ликвидировать.

Марат Бикмуллин – гендиректор ООО «Информационные системы»:

- Насколько я знаю, Николай Никифоров сам предлагал сократить аппарат минсвязи, увеличив оставшимся сотрудникам зарплату. Это приведет к экономии бюджета, естественно, а также к подбору более квалифицированных специалистов, которые смогут решать сложные на сегодня задачи.

Минсвязи однозначно нужно брать пример с более развитых стран, в которых распространен 4G. Если наше ведомство решит задачу с 4G, это будет сильным импульсом для развития высоких технологий в России, а также бизнеса, поскольку конкурентоспособность в этой области зависит от качества связи – на скоростном интернете держится много «инструментов бизнеса».

Основной недостаток минсвязи, с которым мы столкнулись, – непрозрачность распределения частотного ресурса. Лет 10 назад мы могли получить частоту для вещания, затратили несколько миллионов рублей на ее разработку, провели необходимые процедуры. Но потом ее забрали, отдали другому вещателю, который, кстати, до сих пор не вещает. Если бы была эта частота, государство могло бы получить огромное количество налогов.

Но это мое мнение как человека, который разбирается в этой области, а вот для рядовых потребителей минсвязи работает на достойном уровне. Думаю, граждане почувствовали последние положительные перемены: возможности смены оператора, регулирование деятельности СМИ в плане распространения информации, вредной для общества, и так далее. В целом, насколько мы видим, минсвязи справляется со своими обязанностями.

Я служил в армии и имел дело со связью – организовывал связь для вертолетов. У нас была поговорка: «Связь тогда хороша, когда ее никто не замечает». По этой поговорке и можно определить работу этого ведомства…

Игорь Николаев – директор института стратегического анализа «ФБК»:

- Я думаю, что тут надо действовать по приоритетам. Возможно, есть какие-то резервы, чтобы оптимизировать минкомсвязи, но у нас есть более достойные кандидаты не просто для оптимизации численности и реорганизации, но и для ликвидации или, более корректно выражаясь, на присоединение к другому ведомству. Я имею в виду минвостокразвития. Во всяком случае, если оценивать кандидатов: минкомсвязи, минэнерго, минспорта и минвостокразвития, то, конечно, больше всего вопросов по минвостокразвития.

Я не понимаю, почему минкомсвязи и минэнерго попали в этот список, с минспорта до Олимпиады тоже, наверное, не ясно, потому что эти министерства не хуже и не лучше других министерств, с точки зрения нахождения каких-то резервов для экономии бюджетных средств. Поэтому я не думаю, что реорганизация минкомсвязи – самая насущная, необходимая задача, это отнюдь не приоритет.

Владимир Назаров – заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики им. Гайдара:

— Я сторонник несколько более системного подхода реформирования органов власти. Экономия является важной задачей и одним из измерений эффективности любой административной реформы, но не она должна быть во главе угла. Во главе угла должно быть то, чтобы система выполняла те цели и задачи, которые перед ней поставлены. После этого, соответственно, уже необходимо находить баланс интересов среди стимулов в системе, а дальше смотреть, сколько это стоит. Наверное, да, что-то раздуто, что-то можно сокращать.

Павел Салин – директор центра политических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— Насчет экономии бюджетных денег надо более детально вникать в проблему. Что касается эффективности, то по каждому министерству надо смотреть отдельно. Что касается минвостокразвития, то, думаю, здесь реорганизация может пройти менее безболезненно, с аппаратной точки зрения, потому что чем министерство занимается, было, по большому счету, непонятно. Именно этим объясняется быстрая отставка бывшего министра Ишаева — им были недовольны, но министерство занимало очень неясную нишу в системе правительственных ведомств и в системе тех игроков, которые отвечают за развитие Дальнего Востока, что вряд ли оно могло эффективно работать по объективным причинам. Поэтому его реорганизация будет безболезненной и эффективной.

На другом полюсе стоит, допустим, минэнерго, которое с учетом сырьевой ориентированности российской экономики и энергетической заточенности, оно просто необходимо. Может быть, даже стоит какие-то функции и штатное расписание расширить. Здесь надо с умом подходить, не рубить с плеча и не принимать радикальных решений. Но ликвидация минэнерго – я думаю, слишком радикальная и смелая мера. Наверное, кто-то просто играет против нынешнего министра, который представляет вполне определенные кланы в питерской группе.

Что касается минспорта, то я не готов комментировать, потому что не знаком со спецификой его деятельности. Но с учетом того, что министерство возглавляет Мутко — свой человек в питерской правящей группе — я думаю, что реорганизация в ближайшее время невозможна по чисто аппаратным причинам.

Что касается минсвязи, то у нас всегда было отраслевое министерство, которое отвечало за связь, никто его не упрекал. Понятно, что возникали нарекания и претензии, но это чисто аппаратная борьба. Когда ты контролируешь что-то, то всегда есть люди, которые не прочь забрать это под себя.

Я думаю, что ликвидация 3 - 4 министерств нецелесообразна либо по причинам объективным и фундаментальным, либо по причинам субъективным.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (36) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    4.09.2013 13:10

    Сфера ИТ самая тяжелая затрата после Нано.

  • Анонимно
    4.09.2013 13:20

    Надо Минэкономразвития и минфин объединить. Вот это будет экономия!!

  • Анонимно
    4.09.2013 13:21

    Это тебе не Татарстан. сколько хотел столько тратил денег

  • Анонимно
    4.09.2013 13:34

    Думаю, что этого добивался сам Никифоров - вспомните как он говорил "уволить половину, зарплату оставшимся поднять вдвое, спрос ужесточить". Скорее, он просто реализовал задуманное ранее.

    • Анонимно
      4.09.2013 14:12

      а несколько лет назад это же говорил шойгу, будучи министром чс

    • Анонимно
      4.09.2013 14:32

      уволить никифорова и еще 50% бездельников, остальных объединить с минфином и ужесточить спрос))

  • Анонимно
    4.09.2013 13:40

    Да, главное с рядовыми сотрудниками не сократить министра-ребенка, в смысле, не выплеснуть....

    • Анонимно
      4.09.2013 14:00

      Думаю, что большинство бы и не заметили этого. :-))

    • Анонимно
      5.09.2013 23:51

      > Да, главное с рядовыми сотрудниками не > сократить министра-ребенка, в смысле, не > выплеснуть.... :)))

  • Анонимно
    4.09.2013 13:46

    а сколько бездельников у нас в IT-парке сидят, ничего кроме красивых презентаций не производят...!!! зато какие у них красивые бюджеты.....????

  • ДеД
    4.09.2013 13:52

    МинФин РФ, руки прочь от Николая! В Министерстве Николая хоть какая-то движуха идёт!Что я сомневаюсь в полезности выводов "экспертов" ВШЭ и РанХиГС.Не те KPI считают. Видно же невооружённым взглядом.

    • Анонимно
      4.09.2013 14:13

      и какая же движуха?

      • ДеД
        4.09.2013 14:28

        тезисно:- LTE по РФ- портал гос.услуг- передача номеров- регулировка частот и прочее

        • Анонимно
          4.09.2013 14:35

          все перечисленное(кроме передачи номеров) было начато разрабатываться еще до никифорова. ЛТЕ и регулировка частот вообще было в стадии реализации когда пришел Николя. А портал госуслуг работает криво.

          • ДеД
            5.09.2013 05:48

            Всё раньше в информационной отрасли только декларировалось, а реально ничего не делалось - везде был бардак. Никифоров, как управленец, певое что сделал (и правильно сделал) - заменил прогнившие кадры (как Греф в СберБанке) на боеспособную команду из лидеров в IT сфере (например в почта РФ, хотя и не без труда).На таких настолько крупных и настолько застоявшихся предприятиях (как Почта РФ и РосТелеком) очень трудно менять корпоративную культуру (Греф до сих поменяет).У Николая проблема, как и везде, с кадрами. Он старается их набирать по профессиональному признаку, но приходится и брать старых - проверенных ИМХО.Портал ГосуУслуг под его ведение только-только передали.Проблемы в работе Почте это отголоски управления прошлого руководства и мы ещё долго с ними будем сталкиваться при перестройке предприятия.То что Николаю пахать и пахать с эти я согласен. Он в такой отрасли работает, где стоять на месте нельзя - иначе отставание, а значит торможение всей экономике страны.Лишь бы дров не наломали антипиратским законами и сужением конкуренции в отрасли.Если финансы кровеносная система страны, то связь и коммуникации - нервная :)Считаю, как управленец из IT сферы, в целом деятельность Никифорова приносит для страны бОльшую пользу (чем недоставки, а у кого их нет:), чем тот же МинФин. Карманный МинФин позволяет своей беззубостью тому же президенту и правительству спускать миллиарды бесконтрольно на сомнительные бесперспективные проекты (Кудрин такого не позволял).В данной ситуации лучше не трогать Министра и дать ему реализовать задуманные и начатые проекты. И всё у него получится.

            • Анонимно
              5.09.2013 08:44

              За комменты в пользу Никифорова Вас повысят? Понимают если бы Т.Ахметов это писал.

            • Анонимно
              5.09.2013 23:48

              ну как можно чушь такую писать...

        • Анонимно
          4.09.2013 14:40

          Прочее - это завал на международных почтовых терминалов, и в последующем уничтожение огнём всего того, что не успевали доставить в установленные сроки.

    • Анонимно
      4.09.2013 14:37

      точно! кто же тогда иннополис будет пиарить и зиганшину новый фронт работ за счет госбюджета обеспечивать))

    • Анонимно
      4.09.2013 14:48

      какая то движуха заключается в шуршании банкнот и утолщении кошелька семьи этого вундеркинда. поинтересуйтесь на досуге кто подрядчик у минсвязи рт по обслуживанию портала госуслуг.

  • Анонимно
    4.09.2013 14:02

    Как и на всех предприятиях - сначала сократим специалистов по IT, потом без IT жить не можем!

    • Анонимно
      4.09.2013 14:36

      ИТ специалисты как врачи- очень любят набивать себе цену))

  • Анонимно
    4.09.2013 14:07

    Это правильно. Эх, нам бы ещё с Китаем объединиться.

  • Анонимно
    4.09.2013 14:35

    просто во всех этих пунктах сидит интерес молодого да раннего))

  • Анонимно
    4.09.2013 14:38

    лучше сразу медведева и Ко сократить. тоже никто не заметит

    • Анонимно
      5.09.2013 23:48

      медведева давно пора увольнять - это да. и всю эту медведевскую компашку вместе с дворковичами, тимаковымии и прочими никифоровыми

  • Анонимно
    4.09.2013 14:53

    Если уж ты говоришь про LTE, то это скорее в минус, так как эта сеть так криво как в РФ еще нигде не работала!!! Портал гос услуг и передача номеров решалась на уровне Медведева и это точно заслуга не Никифорова!!! Он конечно очень грамотный и сильный руководитель, но ему еще пахать и пахатЬ!!!

  • Анонимно
    4.09.2013 15:58

    Сократите аппарат руководителей министерств и ведомств, агенства (в РТ АИР например и никому не известные по результатам корпорации), помощников (и их аппарат в федеральных структурах), и т.д. УВЕРЕН получите намного более эффективную экономию!Гос.служащий.

  • Анонимно
    4.09.2013 16:31

    Странно, что нет про сокращение Академии Наук РФ - там тоже численность штучная. Важно уничтожить в РОссии специалистов-чиновников именно федерального калибра - тогда будет управляемый хаос и некомпетентность позволит не решать реальные задачи, потому что задачи будут непонятны... а этих-то сократили... С учеными надо так же - тогда инновации в виде машинок или самолетиков или коровок из Голландии - станут политическими и умными. Вон экран на стадионе самый инновационный врубили - сто лет будут платить за энергию... а поскольку стадион убыточен - то сборы с народа... так и 4G

  • Анонимно
    4.09.2013 16:42

    В предстоящую Олимпиаду бухнули 270 млрд. и ни какой экономии не надо, а тут сократить тысченку и сразу экономия ажно 1 млрд. На съэкономленные средства перекрасят вывески и произведут "переселение" из одного министерства в другое. А по всей России так еще млрд 20-30 предется потратить на эту бадягу. А как придет в счетную палату госпажа Арбидол, так и все 40-50 уйдет на экономию.

  • Анонимно
    5.09.2013 09:18

    Как говорят программисты: "Если бы я был президентом, я бы целые министерства заменил двумя строками программного кода"

  • Анонимно
    5.09.2013 09:19

    Снять всю верхушку, которая вчера новый год праздновала уже давно пора. Только за несколько поколений так приросла, что ни ногтем, ни ножом

  • Анонимно
    5.09.2013 12:09

    Пожизненное содержание одного преступника (серийного убийцы, педофила) обходится государству как минимум: 5000руб *12мес.= 60000 рублей в год. За 30 лет жизни преступника = 1,8 млн.рублей. В России этих "пожизненных" не один десяток! Восстановите смертную казнь. Одна маленькая пуля обойдется государству намного дешевле, чем все учтенные и неучтенные затраты на содержание тех, кого уже не исправишь.Зато какая экономия!!!И польза- преступники подумают тысячу раз, прежде, чем убить.

  • Анонимно
    5.09.2013 22:34

    Многие люди имеют много фантазий в части того, что чиновники ни черта ни делают, а получают большие деньги. Знаю работу некот республиканских ведомств изнутри и могу сказать что людей наоборот не хватает. И зарплата небольшая.. А работы становится все больше и больше...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль